Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3337.jpg:   Размер: 497x1200, 0.6 MPix, 114 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (267) , (2) . Описание: [Афон. XV.] Прп. Авксентий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3339.jpg:   Размер: 367x1029, 0.38 MPix, 67 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (179) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1017-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА [греч. λδβλθυοτεΑγιος Αξντιος], в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа, где в визант. время располагалось неск. мон-рей. Получила свое имя от подвизавшегося здесь в уединении прп. Авксентия Вифинского (V в.), примеру к-рого в дальнейшем следовали и др. отшельники. С именем этого святого связано возникновение жен. мон-ря Трихинареи (τς Τριχιναρας, от τριχινς - власяница), ставшего предметом его особой заботы, а к сер. VIII в. здесь образовалась и муж. обитель, основанная прп. Стефаном Новым и освященная в честь св. Авксентия. Оба мон-ря были разрушены в 760 г. по приказу имп. Константина V , а многие из монашествующих, в т. ч. и сам св. Стефан, казнены в К-поле. Сведения о возрождении этого места как монашеского центра относятся уже к XII-XIII вв., когда здесь существовали мон-ри в честь св. Стефана Нового, святых апостолов и 5 святых (см. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест ). На горе св. Авксентия подвизался буд.Патриарх К-польский Афанасий I (1289-1293; 1303-1309). Ист.: BHG, N 199, 201, 202, 203. Лит.: Pargoire J. , Clugnet L. Mont Saint-Auxence: Étude historique et topographique. Vie de Saint Auxence//BHO. P., 1904. T. 5/6; Janin. Grands centres. P. 43-50. А. М. Крюков Рубрики: Ключевые слова: ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/62832.html

Преподобный Авксентий, отшельник Вифинский Аудио Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:47 мин. Размер 6.4 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Авксентий по происхождению был персом, но родился в Сирии, куда его отец бежал от преследований Шапура II. При Феодосии Младшем, который правил с 408 по 450 год, Авксентий обосновался в Константинополе и получил место в императорской гвардии. Правитель ценил его, окружающие уважали за благочестие и нравственную чистоту. Он дружил с людьми, которые прославились добродетелями и духовными подвигами: со святым Маркианом, впоследствии экономом Великой церкви (память 10 января), с Анфимием и Ситтой. С ними он проводил дни в посте и молитве, а ночи – в святом бдении и слезах. Когда это было возможно, они ходили в церковь святой Ирины, построенной заботами Маркиана, чтобы участвовать во всенощных бдениях. Часто они бывали и в квартале Эвдомон, чтобы слушать поучения знаменитого столпника Иоанна. Святость жизни Авксентия и чудеса, им совершенные, сделали его знаменитым. Дабы избежать пустой славы, он оставил мирскую суету и даже друзей; покинул императорскую армию, чтобы встать в ряды воинства ангельского. Удалившись на гору Оксия, неподалеку от Халкидона, он стал жить в полной безвестности, облачившись в шкуру, подобно святому Иоанну Крестителю. Однако вскоре его обнаружили дети, которым он чудесным образом помог найти потерянное стадо. Чтобы выразить свою благодарность, родители пастушков построили подвижнику келью на вершине горы. Авксентий тут же поставил снаружи узкую клетку, куда стал запираться, чтобы предаваться молитве без какого-либо удобства для тела. С каждым днем у порога кельи становилось все больше посетителей, стремившихся услышать душеполезное поучение или получить исцеление от болезней. Авксентий общался с ними только в определенные часы через небольшое окошко. Разговор с посетителями он начинал, заставляя их воздать хвалу Богу. В остальное время он просил пришедших слушать снаружи молитвы, произносимые внутри кельи.

http://pravoslavie.ru/51815.html

Оттуда он не вернулся на Оксию, а поселился на еще более дикой и отдаленной горе Скопа. Впоследствии она получила название горы святого Авксентия и стала знаменитым центром византийского монашества . Ученики соорудили ему новую клетку из металлических пластин. В ней было сделано оконце для общения с посетителями, которые сразу же стали приходить к подвижнику. Демоны, страшась силы его молитвы, тоже собирались там во множестве и мешали святому стуком в окно, желая, чтобы он замолчал. Блаженный без страха давал им отпор крестным знамением, день ото дня сияя все ярче, словно светильник на вершине горы. К келье святого приходили посетители из Руфинианского монастыря и из более отдаленных мест. Святой Авксентий обычно заставлял их петь краткие гимны собственного сочинения, которые сочетали поэтическую красоту с пользой для души . Часто он до вечера увещевал слушателей радеть о добродетелях и отказаться от бесплодных плотских наслаждений. При наступлении ночи после скромного угощения Авксентий отпускал их с миром. Паломников, которые желали стать монахами под его руководством, он не принимал к себе с первого раза. Святой давал им власяницу или шкуру, подобную той, которую носил сам, со словами: «Иди, брат, туда, куда направит тебя Господь». Остальным верующим он советовал бодрствовать в ночь накануне воскресенья, отказываться от дел насущных не только в день Господень в честь Воскресения, но также проводить в молитве и посте пятницу в воспоминание о животворящих Страстях Христовых. Однажды в субботу, открыв окошко, он возвестил собравшимся о кончине светоча Церкви – святого Симеона Столпника (память 1 сентября). Ученики заметили день и час и впоследствии смогли убедиться, что знаменитый столпник действительно умер в это время неподалеку от Антиохии. Одна благочестивая женщина из окружения императрицы Пульхерии часто приходила к подвижнику, уговаривая облачить ее в схиму. Авксентий наконец подчинился воле Божией и указал ей место у подножия горы, чтобы там она подвизалась в аскезе. К ней сразу присоединились женщины из разных сословий, число их достигло 70. Святой понял, что необходимо построить для них церковь. Возник монастырь Трихинария – название это, возможно, связано с грубой одеждой, которую они стали носить по настоянию Авксентия. Каждую пятницу и каждое воскресенье они приходили к нему слушать наставления о неустанных битвах ради чистоты не только телесной, но, прежде всего, душевной. Несмотря на старость и телесную немощь, он сам часто приходил к ним и, словно юноша, ловко спускался по крутой дорожке, ведущей к монастырю.

http://pravoslavie.ru/51815.html

Как-то в очередной раз подвижник отправился в обитель посмотреть, как продвигалось строительство новых зданий. По дороге он вознес к небу пламенную молитву, благословляя общину, а на обратном пути заболел. И эта болезнь через несколько дней, 14 февраля 470 года, унесла его в небесное отечество. На его похороны собралось множество людей из городов и пустынь. Монахи Руфинианской обители хотели взять себе его бесценные мощи, но все же они остались у его духовных дочерей. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 27 февраля 2012 г. Сегодня Каишдаг, холм высотой 428 м, в 12 км от Халкидона. На холме располагались семь монастырей, в том числе Трихинария, где подвизались 70 монахинь. Важно отметить, что здесь находился центр исихазма, где просияли такие святые, как Венедимиан (память 1 февраля), святой Стефан Младший (память 28 ноября), святой Мелетий Исповедник (память 19 января), святой патриарх Афанасий I Константинопольский (память 28 октября) и преподобный Никодим, духовный отец святого Григория Паламы. Здесь Михаил VIII Палеолог восстановил монастырь, посвященный архангелу Михаилу в благодарность за отвоевание Константинополя у латинян (1261). скрыть способы оплаты Комментарии римма 27 февраля 2017, 14:35 Святой преподобный Авксентий, помолись обо мне грешной и недостойной, исцели меня, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, веди моих детей и внуков путем праведным, даруй нам мир, радость, любовь и счастье. Фаина 27 февраля 2017, 07:45 Преподобный Авксенитийю, отшельник Вифинский! ПОМОГИ! Аминь! 27 февраля 2017, 07:33 " Когда они прибыли в Филийский монастырь, Авксентия заперли в келье на замок, словно преступника.... Затем император с почетом принял святого в Эвдомонском дворце и заставил присоединиться к Халкидонскому Собору. " Удивительное сочетание радости и силового принуждения. Наталья 27 февраля 2015, 16:43 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Господи Всемилостивый, в великом трепете души молитвенно прошу, спаси Украину, пощади, Господи, народ Твой, Имени Твоего Святаго ради Ими же веси судьбами!!!

http://pravoslavie.ru/51815.html

Преуспев в ежедневной брани с бесами, подвижник получил дар изгонять их из одержимых, которые приходили в надежде на силу его молитв. Однажды он три дня сражался, чтобы освободить молодую девушку, в которую бес вселился в наказание за неверие ее отца. В другой раз он излечил слепую женщину из Никомидии, дотронувшись до ее глаз со словами: «Да исцелит тебя Христос – истинный свет!» Множество чудес совершил Бог по молитве Своего слуги. Через десять лет император Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский Собор для осуждения ереси Евтихия (451). Он повелел знаменитому отшельнику присоединиться к святым отцам для обсуждения вероучительных вопросов. Авксентий из смирения отказался, ответив, что догматические вопросы входят в компетенцию епископов, а не монахов. Поскольку он не пошел за посланниками императора, те усомнились в его православии и послали рабочих силой открыть его клетку. Тем, однако, ничего не удалось сделать. Святой попросил их помолиться. Он сам перекрестился, трижды сказал: «Благословен Бог!» – клетка открылась сама, и он последовал за ними. Тело святого Авксентия было настолько истощено суровыми подвигами, что пришлось везти его на повозке. По дороге он исцелил многих одержимых. Когда они прибыли в Филийский монастырь, Авксентия заперли в келье на замок, словно преступника. Оттуда его перевезли в Руфинианский монастырь (неподалеку от Халкидона), где игуменом был святой Ипатий (память 17 июня). Монахи обители встретили подвижника с великой радостью. Затем император с почетом принял святого в Эвдомонском дворце и заставил присоединиться к Халкидонскому Собору. Авксентий не знал, зачем собственно созывался Собор, но обещал поддержать его решения, если они ни в чем не будут противоречить вероисповеданию отцов Никейского Собора. Он заявил, что в них должно быть правильно провозглашено таинство Воплощения Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, и Пресвятой Приснодевы Матери Божией. Услышав это, обрадованный император поцеловал его голову и с почтением направил в Великую церковь, где патриарх зачитал ему решения Собора. Святой всем сердцем принял их, возблагодарил Бога и опять отправился в Руфинианский монастырь.

http://pravoslavie.ru/51815.html

Преп. Мелании Римляныни. Внучка и подражательница старшей Мелании. Все свое огромное имение она употребила на сооружение церквей и монастырей, на выкуп пленных и другие богоугодные дела. Она путешествовала по Сицилии, в Карфаген, Александрию; соорудила обитель близ горы Елеонской и в ней провела остаток дней своих. Супруг ее блаженный Апиниан разделял с нею труды и подвиги. Скончалась в царствование Феодосия Младшего, в 439 году, обратив ко Христу дядю своего Валузиана, умнейшего и знатнейшего мужа, которого не мог отклонить от язычества сам блаженный Августин . Чет. Минея от Метафраста и Палладиева Лавсаика, гл. 109. (Vita Memaphrasmea latine exstat ар. Surium 31 dec.). Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана. Преп. Зотика сиропитатсля. Римлянин, лично знаемый Константину Великому . Переселясь в Византию, принял пресвитерство и посвятил себя на служение больным и убогим. Пролог. Март. Р. Мес. В. Имеет канон на повечерии. Праздники и воспоминания по указанию триоди постной Суббота мясопустная: Память всех, от века усопших, православных христиан, отец и братий наших. Суббота сырная: Память всех преподобных и Богоносных Отец, в подвиге просиявших. В службе, особенно в каноне, творении преп. Феодора Студита (Чет. Минея 9 августа о преп. Псое), именуются: а) подвижники: Аввакир, Египетский инок 6 века, знаменитый терпеливостью. ( Иоанн Лествичник в 29 гл. 4 степени. Пролог 12 марта). Авксентий, «гора жительства высокого», отшельник Вифинский. (14 февр.). Аврамий, «страдалец чистоты». (29 окт.). Агапит. (Агапит был в числе учеников преп. Саввы Освященного. См. Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы. Агапит, «муж свят и совершен в добродетелех», был наставником преп. Евфросинии. 25 сент.). Агафон, «сосуд Божий», скитский отшельник, современник преп. Макария. (2 марта). Акакий, «послушания свет». (7 июля и 29 ноября). Алоний, преп. Египетский, современник преп. Агафона и Пимена Великого , 5 века. (Act SS. iun. I. 397). Аммоний, отшельник Египетский, ученик преп. Памвы (18 июля). По любви к безмолвию, отрекся от епископского сана, несмотря на моление избравшего его народа и патриарха Александрийского. Был весьма сведущ в Писании. Преставился в конце 4 или в начале 5 века. (Socr. IV. 18. Sozom. VI. 29. Fabr. V. 715).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Для начала давайте вспомним о том, что преподобный Антоний, александрийская дева Синклитикия, Пахомий Великий , святой Василий и единокровная его сестра Макрина создали целое монашеское воинство, пожалуй, даже несколько деятельных монашеских воинств! Назовем некоторые имена: Мелания, Павла, Исидора из Лавсаика, Афанасия, которая притворялась пьяницей, Домника, сестра преподобного Венедикта, Феврония, Евпраксия... А после эпохи иконоборчества: Афанасия Эгинская, Ирина Хрисоваландисса, мать блаженного Феодора Студита Феоктиста и многие другие. Образцы монашеской жизни для подражания нам даны в изобилии. Удивительное впечатление произвели на Церковь во Христе юродивые и монахини в мужеском обличье, жившие терпя недостатки, скорби, озлобления... скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ... те, которых весъ мир не был достоин ( Евр. 11:37–38 ). А отшельницы, усваивая образ церковной жизни и выковывая себя с помощью духовных отцов, становились общежительницами 1 , затворницами, юродивыми, столпницами, пастушками, постницами и т.д. Сколько их было в те древние времена! Так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском ( Евр. 11:12 ). А затем сколько еще! Законодатель монашеского устроения Василий Великий говорит: «Выступает в поход на стороне Христовой и женский пол ... много женщин отличилось не менее мужчин. Есть и такие, кто сильно преуспел...» С тех пор возникла крепкая и плодотйорная традиция великих аскетов, известная на протяжении всего существования Православной Церкви, – создавать наряду с мужскими обителями и женские. Об этом свидетельствуют жития блаженных отцов Пахомия, Василия, Иеронима, Авксентия Вифинского, Венедикта Нурсийского, Симеона Столпника, Феодора Сикеота, Стефана Исповедника, Феодора Студита , Евфимия Нового в Перистере и многих других. Уже с десятого века существовали в материковой Греции женские монастыри-подворья, основанные святогорскими иноками. Эта традиция продолжалась и после падения Византии. Жива она и сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Все выше перечисленные особенности важны при анализе византийских текстов. Но всё же первостепенное значение для понимания византийской церковной поэзии имело знание Евангелия, потому что образы песнопений, равно как и храмовой декорации, не заменяли собой Евангелие, но напоминали его содержание. Поэтому человеку, не знакомому с евангельским повествованием, ни тогда, ни сейчас не раскрывались глубинные замыслы иконописцев и гимнографов. Можно выделить три типа отношения, песнописца, пусть, на первых порах существования гимнографии, ещё безымянного, к истолкованию Священного Писания в своих произведениях. Первый, предшествующий экзегетическому. Древнейшие, дотропологийные и первые тропологийные, гимнографические тексты зачастую были выполнены в так называемой «центонной технике», т.е. ещё не истолковывали священный текст в полном смысле этого слова, но прибегали к цитированию избранных мест из книг Псалтири и Нового Завета. Самые ранние гимнографические (греческие, грузинские, сирийские) тексты, найденные в палимпсестах, на каменных и керамических поверхностях, были составлены из цитат из Священного Писания. К такому роду памятников относятся, к примеру, гимны, приписываемые святому Авксентию, отшельнику Вифинскому (420–470 гг.). После 442 года он ушёл в один из вифинских монастырей, откуда вскоре удалился в пещеру на горе Оксия, где принимал многих паломников и совершал вместе с ними «всенощные бдения», или «панихиды». Для них он слагал «тропари из двух или трёх фраз, весьма приятные и назидательные, с очень простой и безыскусной мелодией» 605 : «Воинства на небеси песнь возсылают, и мы на земли славословие: свят, свят, свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея», «Веселитеся праведнии о Господе, молящиися за нас; слава Тебе, Господи, Боже святых» 606 . Для большинства песнопений этого периода и «общих служб» 607 , которые представляли собой славословия в честь Бога, основных евангельских событий и избранных святых (первомученица Фёкла, мученик Феодор Тирон и др.), было также свойственно обильное цитирование книг Псалтири и Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Конечно, ее недостаточно было для успеха дела. Правда, и Лев III думал о созвании вселенского собора для решения вопроса о почитании икон. Но, не встретив ни в ком сочувствия, он должен был отказаться от мысли. В чем не успел Лев III, то привел в исполнение Константин V. В 754 году в столице империи открылся собор из епископов Константинопольского патриархата. «Будучи твердо наставлены из богодухновенных писаний и отцов, вероопределили отцы иконоборческого собора, а также утвердив свои ноги на камне божественного служения духом, все мы облеченные саном священства, во имя Святой Троицы, пришли к одному убеждению и единодушно определяем, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей; она чужда им и заслуживает презрения» 2 . Известно, что собор 754 года ложно объявлен был вселенским собором. Определение его вошло в силу закона. Неисполнявшие определения являлись противниками императорской власти. Таким образом голос Константинопольской церкви и власть императора за одно восстали против почитателей святых икон. В гористой вифинской области при подошве одной горы издавна приютился небольшой монастырь. По имени отшельника одинокого, подвизавшегося когда-то тут, гора получила название Авксентиевой. Во времена гонений на иконопочитателей гора эта наполнялась обитателями. Это были православные, искавшие убежища от гонителей. Многие из них здесь приняли пострижение, а другие уже явились в иноческом чине. Все равно желали подвизаться под руководством дивного мужа, Стефана, уже давно поселившегося при горе той. Приходящих к нему преп. отец не отгонял, помня заповедь Спасителя. Как то в темную ночь в ворота монастыря постучался молодой человек. «Помилуйте меня; помилуйте, христиане, здесь живущие, помилуйте меня заблудившего с пути и неведущего, куда идти в пустыне этой», вопил незнакомец. Стефан благословил впустить его в обитель. Незнакомец поведал, что он из царских палат убежал, не терпя неистовств царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010