«Язычники и христиане чужды друг другу» ( Тертуллиан ). Гонение язычников на христиан в общем продолжалось около 3-ех веков. Оно имело свои причины, которые можно подразделить на а) общественные, б) религиозно-государственные и в) политические. А.  Причины общественные . Языческие писатели и христианские апологеты единогласно свидетельствуют, что появление и распространение христианства в греко-римском обществе было встречено со стороны последнего единодушною ненавистью – как со стороны низших слоев общества, так и образованного класса. «Чем мы вредим вам, Эллины? Почему вы ненавидите, как самых отъявленных злодеев, тех, которые следуют слову Божью?» спрашивает Тертуллиан . «Сколько раз враждебная к нам чернь, говорит Тертуллиан , нападала на нас, бросала камни и сжигала наши дома. Не щадят христиан даже мертвых, вытаскивают трупы из гробов, чтобы над ними надругаться, чтобы растерзать их на куски». Ненависть народной толпы против христиан особенно возрастала во время каких-нибудь общественных бедствий. Не только простой народ, а и высшие интеллигентные классы также ненавидели христиан. Тацит называет христиан «ненавидимыми за их мерзости» (per flagitia invisos), проповедующими пагубное суеверие (exitiabilis superstitio) и виновными в ненависти к человеческому роду (odium humani generis) и христианство выставляет как зло (malum), которое наряду с другими гнусностями и бесстыдствами (atrocia et pudenda) притекло в Рим. По Светонию христиане «род людей нового и зловредного суеверия» (genus hominum superstitionis novae et maleficae). Вифинский чиновник Плиний , допрашивавший многих христиан под пыткою, официально заявляет, что у них он ничего не нашел, кроме грубого и безмерного суеверия (prava et immodica superstitio). В сочинениях Цельса, Апулея, Лукиана и др. христианство изображается, как зловредная и бесстыдная секта людей, для которых не существует никаких – ни божеских, ни человеческих законов. Эта ненависть и простого народа и интеллигенции к христианам находит свое объяснение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Пренебрежительная толерантность со стороны власти была режимом, под которым оно обыкновенно жило. Преследование было исключением и проявлялось более снизу, чем сверху. Имена императоров, которых традиция считает виновниками и движителями первых шести гонений, служат в действительности лишь к тому, чтобы установить дату таких гонений, которые не прямо произошли от этих императоров и которым чужда была всякая политическая идея (как известно, Обэ смотрит на гонения первых двух веков как на не имеющие государственного значения. – А. Л.). Был лишь один гонитель христиан в I и II в. – это анонимный народ. Народная масса то распоряжалась по-своему с христианами, то наталкивала и воспламеняла правительство к гонениям, она создавала общественное мнение, которое и становилось своего рода юриспруденцией. – Императорская власть во многих случаях пыталась даже противодействовать враждебным натискам толпы, – частью из сострадания, частью из уважения к законам и в видах охранения доброго порядка. В канцелярию вифинского легата в 112 г. стекалось много анонимных доносов; Траян, узнав об этом, предписал не брать враждебной инициативы (?) против христиан, и хотя принимал обвинения на них, но такие, которые приносились от определенного лица. После него Антонины издавали такого же рода инструкции, приказывая закрывать слух для воплей толпы и не делать закон слугой слепых страстей массы. В кровавом деле в Лионе, в 177 г., главным действующим лицом был не император, лишь позднее узнавший об этом, ни его легат, которого тогда не было в городе, а народ или то, что зовется этим именем. Когда легат вернулся в город, то жертвы уже были готовы и намечены. Императорский агент должен был утвердить то, чего требовала народная ярость. – Затем императорский престол занимали правители с жалкими идеями, чуждые римским традициям, игнорирующие прошлое Рима, мало заботящиеся об его учреждениях и его будущем; некоторые из них действовали под влиянием сентиментальных и романтических женщин. Сенат не имел воли, прежняя гражданская дисциплина повсюду ослабела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   Согласно одной, приводимой Феодоритом легенде III.25, будучи раненым, Юлиан воскликнул: «Ты победил, Галилеянин», имея в виду Христа.    Фурии — в римской мифологии богини мести.    Сначала выбор пал на язычника Саллюстия Секунда, преторианского префекта Востока, который однако отказался, ссылаясь на преклонный возраст и старческую немощь.    Флавию Иовиану было тогда 32 года.    Римляне утратили пять пограничных провинций и восемнадцать важнейших крепостей. Они также обязались не помогать армянскому царю Аршаку в его борьбе с персами. Мир был заключен на 30 лет.    Сократ был приговорен к смерти в 339 г. до н. э., обвиненный в безбожии и развращении юношества поэтом Мелитом, торговцем кожами и демагогом Анитом, а также ритором Ликоном.    Речь идет о римском императоре Марке Аврелии 161—180, которого в других своих сочинениях Юлиан оценивает сугубо положительно.    Григорий Назианзен 328—390 — один из крупнейших отцов церкви IV в., теолог, полемист, ближайший соратник Василия Великого.    Имеется в виду назначение Галла цезарем в 354 г.    В греческой мифологии Аттис — бог фригийского происхождения, учредивший священные празднества оргии.    Амфиктионяне — представители двенадцати греческих городов, входивших в религиозно-политический союз дельфийскую Амфиктионию. Это название происходит от Амфиктиона, греческого героя, которому приписывалось основание этого союза.    Когда царь Иовиан, как мы сказали, умер в Дадастане, в консульство свое и сына своего Барониана, в семнадцатый день месяца февраля, тогда войска, в семь дней из Галатии перешедшие в Никею вифинскую, общим голосом избрали в цари Валентиниана. Это произошло в двадцать пятый день того же месяца февраля, в консульство Валентиниана. Валентиниан был родом паннонец из города Кивалы. Имея начальство над войском, он показал великое знание воинского дела: это был человек души сильной, и всегда являлся выше настоящего своего жребия. Возведенный на престол, он тотчас отправился в Константинополь и в участники правления принял брата своего Валента, что случилось через тридцать дней после его избрания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

В по толкованию Августы, заключается, понятие не только общности (ad quod omnes omnino admittuntur), но и обычности. Это значит, что христиане употребляли не какую-нибудь особенную, а обыкновенную и за домашним столом употребляемую пищу. Притом же эта пища такая, которая не воспрещается ни законом, ни общечеловеческим обычаем, т. e, innoxius, невинная. Как иудейскими, так н языческими законами о пище и жертве, как известно, многое запрещалось: воспрещалось употребление человеческого мяса, употребление свиней, собак, мышей, ящериц и т. п., а также запрещались некоторые травы, напр. Cicuta, Lollium, Alraun 123 и др. Словом innoxius Плиний и выражает именно мысль, что христианская пища не заключает в себе ничего чародейственного, ядовитого и вредного, – словом ничего противоестественного и безнравственного; предположение это тем вероятнее, что христиан считали волшебниками и обвиняли в употреблении человеческого мяса, ложно понимая принятие плоти и крови в евхаристии. Что под вкушением пищи у Плиния нужно разуметь агапы и евхаристию – это согласно признают Неандер, Бэмер, Августа, Мосгейм, Люфт и Гарнак. Как ни незначительны сведения, доставляемые нам письмом Плиния, все-таки взятое в целом оно даёт нам важный вывод относительно истории развития христианского богослужения. По показаниям допрошенных Плинием христиан, в вифинском христианском обществе, во время Плиниева проконсульства, и до него конечно, воскресное богослужение было двоякого рода: одно совершалось рано утром, до рассвета (ante lucem), другое вечером. Плиний, вследствие данного ему императорского предписания, издал эдикт, запрещавший вообще все тайные сходки, следовательно, и их общественные вечери. В силу этого эдикта христиане перестали совершать вечери. А так как христиане могли прекратить лишь агапы, а не евхаристию, которая составляла 6огоустаповленный главный акт их богослужения, то логически возможны два предположения: или уже до этого эдикта евхаристия отделена была от агап и соединена с утренним богослужением; или же только теперь, в следствие особого императорского распоряжения, христиане находили себя вынужденными к этому внешнему преобразованию своего богослужения, которое тем меньше могло затруднять их, что агапы и без того уже подавали повод к большим беспорядкам и злоупотреблениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Золотой Рог. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 257r (РГБ.) Золотой Рог. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 257r (РГБ.) Ключевым открытием в археологии К. 2-й пол. ХХ в. стало полное изучение остатков ц. св. Полиевкта на пл. Сарачхане (Excavations at Sarachane. 1985-1986; Harrison. 1989; Shahid. 2004). Эта купольная базилика была на 10 лет старше Юстиниановой Св. Софии и сравнима с ней по размерам и роскоши убранства. Храм был идентифицирован благодаря посвятительной надписи, составленной в честь представительницы имп. дома Аникии Юлианы и сохраненной в Палатинской антологии . Следов более древнего храма на этом месте не сохранилось, но надгробия III в. показывают, что до основания К. здесь было загородное кладбище. План здания почти квадратный (сторона ок. 52 м, не считая нартекса и апсиды), 3 нефа разделены стенами до 8 м в ширину, на к-рых стояли колонны. На всю высоту (5 м) сохранились кладки субструкций под платформу, на к-рую посетители храма поднимались по ступеням огромной лестницы. Стены в технике opus mixtum (сочетание камня и кирпича), кирпичи со штампами (круг, крест и др.), нек-рые с датой. Материал для отделки был собран со всего мира. Колонны инкрустированы перламутром, стеклом (желто-розовым, бледно-зеленым, оливково-голубым), аметистом, кусками светлого мрамора и порфира; полы мостили светлым проконнесским, желтым тунисским, бело-кремовым фригийским и зеленым фессалийским или вифинским мрамором. Использовали также сорта красного мрамора из Египта, пурпурного с серым из Карии, черного с белыми прожилками из региона Пиренеев. Своды были украшены мозаикой из смальты, в т. ч. золотой. Богатая резьба в очень высоком рельефе производилась на месте в К. (иногда уже в кладке, так что углы остались незавершенными). Она крайне разнообразна и свободна; ее элементы (виноградные листья, павлины) часто полностью оторваны от фона и напоминают круглую скульптуру. Было проанализировано до 10 тыс. резных элементов, восстановлена структура декора. По периметру, вдоль аркатуры, обегая ниши, арки и угловые блоки, шла посвятительная надпись; ее венчали виноградные лозы с чудесными листьями (часть нависает над строкой, а часть утоплена, что создает пространственный эффект). Строфы гекзаметра строго ложились на каждый архитектурный элемент. В нишах помещались фронтальные изображения павлинов с распущенными по всей конхе хвостами, в арках павлины попарно обращены друг к другу. Здесь же впервые использованы капители распространенной в VI в. формы: с решетчатой корзиной, перехватом и пальметтой. Храм св. Полиевкта оказал большое влияние не только на последующую визант. архитектуру, но позже повлиял и на средневек. зодчество. Детали опустошенной крестоносцами церкви в XIII в. оказались в Зап. Европе (Аквилея, Венеция, Вена, Барселона).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В город были введены войска Суллы (консул в 88); Сульпиций был убит, Марий бежал в Африку. Обеспечив т. о. ненадежную стабильность в Риме и Италии, Сулла отправился на Восток. Тем не менее в 87 г. в Риме развивалось противостояние партий. Еще раз произошло столкновение между партиями, в ходе к-рого погибло неск. тыс. чел. В июне 87 г. набранное в зап. провинциях войско Мария и Корнелия Цинны высадилось в Италии и заняло Рим. В результате террора марианцев погибли мн. представители нобилитета во главе с консулом Октавием. Марий стал в 7-й раз консулом (вместе с Цинной), но в янв. 86 г. он умер от лихорадки. Законодательство Суллы было отменено, и сам он объявлен вне закона. Корнелий Цинна (консул в 87-84) фактически стал диктатором Рима. Марианцы провели частичную кассацию долгов и монетную реформу, основали колонию в Капуе, проводили хлебные раздачи. Чтобы сорвать переговоры о разделе власти с Суллой, Цинна стал готовить войско и флот для отправки на Восток. Однако в нач. 84 г. Цинна был убит взбунтовавшимися солдатами. В результате продолжавшейся мобилизации к весне 83 г. в Италии было не менее 100 тыс. солдат (Сулла располагал войском в 30 тыс.). На Востоке проконсул Маний Аквилий спровоцировал вторжение союзных Риму вифинских войск в пределы Понтийского царства, и началась 1-я Митридатова война (89-84). Понтийский царь Митридат VI весной и летом 88 г. занял почти всю М. Азию и переехал в Эфес; Аквилий был взят в плен и казнен. По приказу царя на всех подвластных ему землях при полной поддержке местного населения в один день были перебиты все «одетые в тогу» (togati), т. е. римляне, италики, а также греки и азиаты, получившие права рим. гражданства, вместе с членами их семей, рабами и вольноотпущенниками - всего до 80 тыс. чел. (Эфесская резня). Затем понтийские войска вторглись на Балканы; зимой 88/87 г. под контролем Митридата оказалась вся Греция (кроме Эпира и Фессалии), а спустя год - Македония. Весной 87 г. Сулла высадился в Эпире и быстро завладел почти всей Грецией, после неск.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Плиний надеется казнью упорных и снисхождением к отрекающимся от Христа исправить свою провинцию. Но его затрудняет юридический вопрос: можно ли, не нарушая закона, миловать христиан, отрекшихся от своей веры? Если христианство само по себе преступление, как, например, убийство, воровство, которое не милуется, то как миловать кающихся? Во всем письме чувствуется, что христиане попали в руки опытного юриста и вместе государственного человека. Он стремится быть на страже закона и вместе ищет государственной пользы. В отношении к христианству он считает нужным оказывать снисхождение, так как «много народа может исправиться, если оказывать снисхождение кающимся в заблуждении». Но, затрудняясь брать на себя решение этого юридического и вместе государственного вопроса в общей форме, Плиний представляет свои затруднения и соображения императору. Известно, что мудрый правитель ошибся. Хотя государство, и в частности Траян, приняло его точку зрения (Траян ответил письмом, которое в общем одобряло взгляд Плиния) и в дальнейшем придерживалось общего правила: упорных и верных казнить, отрекающихся — миловать, — но упорные и верные мученики, в конце концов, победили. Пусть многие отпали, остальные не только сами спаслись, но, вопреки Плинию, обратили ко Христу и само государство. Интересно отметить, что, как мы увидим дальше, именно вифинские мученики немало этому посодействовали (мученики никомидийские при Диоклетиане). Вернемся опять к разбираемому документу и приведем его почти целиком, ибо он уясняет жизнь и положение христианской Церкви в Малой Азии около начала II века. «Плиний — Траяну. Обычно мне, государь, обращаться к тебе во всех сомнительных случаях. Ибо кто лучше тебя может разрешить мое недоумение или вразумить мое неведение. Я никогда не бывал при процессах против христиан, поэтому и не знаю, что в какой мере подлежит розыску (допросу) или наказанию. Я немало раздумывал (или затруднялся), нужно ли обращать внимание на различие по возрасту, или совсем не следует различать несовершеннолетних от более взрослых; давать ли прощение за раскаяние, или тому, кто был христианином, отречение от христианства не приносит никакой пользы (то есть по закону его нельзя щадить. — С.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Поповец . Почему наши иереи не могут, присоединенному от ереси иерею, преподать благословение священнодействовать и пасти паству словесных овец? Святой Златоуст, во втором послании к Коринфянам в нравоучении втором, пишет сице: «рукой иерейской и языком Бог благословляет». Вы веруете ли сему учению св. Златоуста? Если веруете, то почему не сознаете правильным чиноприятие приходящих к нам иереев, совершаемое нашими иереями, когда ими сам Бог благословляет? Я ответил О приведенном вами, из бесед св. Златоуста, изречении в самой книге сих бесед на поле замечено, что принадлежит оно скорее издателям книги, нежели самому св. Златоусту; однакоже, я нахожу, что оно имеет сходство по смыслу со словами св. Златоуста. В той беседе его говорится о молитве об оглашенных на литургии, о преклонении глав оглашенными (то есть познавшими истину, но еще некрещеными) и о совершающемся над ними благословении, где просится у Бога, дабы открыл им Господь Евангелие правды и присоединил святой соборной и апостольской церкви. Рассуждение о сем заключает св. Златоуст сицевыми словами: «таже преклонить главы (оглашенным) повелеваем, знамение, еже услышатися молитвам творяще, еже Богу благословлять; не человек бо есть благословляй, но оного рукой и языком самому Царю приводим главы предстоящих». Дозде подлинные слова св. Златоуста. И мы, согласно сим словам, веруем, что устами и рукой иерея совершается св. литургия, и егда молится он над оглашенными, егда просвещает их св. крещением, и в прочих ему данных действиях, сам Бог действует им и рукой его благословляет; но знаем также, что не в дарованных ему не действует, как о том свидетельствует апостольское 39 правило, гласящее: «без воли епископа своего пресвитеры или диаконы да не творят ничтоже, тому бо суть поручены люди Господни. Толкование : Нет достойно пресвитеру или диакону, без повеления епископа своего, ни людей связовать, еже есть отлучать, или умножить, или умалить епитимью, сиречь запрещение или ино что таковое творить, аще не будет дано им от епископа о том писание, сиречь принимаемы в покаяние и вязать и разрешать; свене (на поле, кроме) того не могут ничтоже творить, яко епископу суть поручены Господни люди, и той хощет воздать слово о душах их».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Первое историческое известие об общем порядке христианского богослужения во II в. находится в письме Плиния к Траяну. Плиний упоминает о двух богослужебных собраниях – утреннем (перед рассветом), на котором христиане «пели попеременно между собою гимн Христу, как бы Богу, и обязывали себя таинством» к добродетельной жизни,– и другом, вероятно вечернем собрании «для вкушения пищи». Куртц и Гэрике полагают, что под этим вкушением пищи нужно разуметь как вечерю любви, так и евхаристию. Подозрительность римского правительства направилась именно на эти собрания для вкушения пищи: к ним Плиний применил эдикт Траяна против гетерий, и вифинские христиане «перестали делать» собрания для вкушения пищи. Вследствие подобных мер римского правительства агапы на некоторое время вышли из употребления, а совершение таинства причащения соединено было с утренним («гомилетическим») богослужением. Таков был порядок богослужения во времена святого Иустина, который ничуть не упоминает ни о вечерях любви, ни о других богослужебных собраниях, отличных от описываемых им. Наконец, в последние годы II ст. агапы снова вошли в употребление, но евхаристия по-прежнему совершалась при утреннем богослужении, перед рассветом ((horis) antelucanis coetibus.De cor. mil. с. 3. ар. Gieseler). Таким образом, порядок общественного богослужения, введенный в начале II в. под влиянием неблагоприятных внешних обстоятельств, в конце столетия удерживается христианами добровольно: христианин времен Тертуллиана принимал святые тайны «прежде всякой пищи» даже и тогда, когда причащался дома. Во вторую половину II в. произошла видная перемена в порядке совершения литургии. В этот период христиане все более и более утверждались в мысли о необходимости совершать евхаристию в строгой тайне, непроницаемой для нехристиан. Св. Иустин еще находит возможным в обращенной к императору-язычнику апологии дважды описать порядок совершения самой существенной части литургии; столь же открыто пишет об евхаристии и св. Ириней; но «все апологеты, появлявшиеся в последней четверти II ст., сохраняют глубокое и очевидно преднамеренное молчание о порядке совершения евхаристии».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Из приведенного известия Плиния мы узнаем прежде всего, что главные богослужебные собрания вифинских христиан происходили обыкновенно in stato die, т. с. в известный определённый день недели, преимущественно пред другими избранный и посвящаемый богослужению. Спрашивается, какой это день? По-видимому, не может быть и спора, что это день воскресный, особенно если принять во внимание, что христиане апостольского времени собирались для богослужения предпочтительно в воскресный день (zoptaχ μερα), что Варнава говорит об осьмом дне, как дне христианской радости, заменившем ветхозаветную субботу, и что на него же указывает Игнатий в противоположность субботе. Таково действительно мнение большинства толкователей. Только Вонтег старается доказать, что под status dies нужно разуметь субботу, так как христиане въ Вифинии были из иудеев и, следовательно, держались еще субботы. Но, во-первых, празднование воскресного дня вышеозначенными мужами апостольскими считается обязательным и для христиан из иудеев, и он уже праздновался ими без сомнения, как справедливо замечают Августи и Гарнак; а за тем самое письмо Плиния в конце заключает опровержение основания Бэмера и делает ложным его вывод. В заключении письма говорится о посещении христианами снова опустевших храмом и о часто снова повторяющихся приношениях жертв – что может относиться лишь к христианам из язычников. Поэтому согласно с большинством можно положительно признать в status dies день воскресный. В этот день происходили два собрания, различные по времени и по характеру. Первое собрание происходило ante lucem, до рассвета 90 . Очень вероятно, что ближайшим поводом к этого рода собраниям были гонения, хотя нельзя отрицать и того·, что христиане именно чрез эти ночные собрания (которые запрещены были уже в законах XII таблиц и вью приказе о вакханалиях) и внушали языческим властям опасение и подавали повод к нелепым клеветам. Почему же, спрашивается, христиане избрали ночное время для своих собраний, если мрак ночи, охраняя их от гонений, подвергал сомнению святость их веры и чистоту нравственности: случайно ли из опасения гонений и впервые только во время гонений, или же по другим причинам и раньше гонений? ....

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010