Следовательно, не без некоторого основания предполагают, что цифры X, XX, XXX и т. д., встречающиеся не только возле надписей, но на символических фигурах, как, например, на рыбках из стекла или бронзы, носимых христианами, означали желание спасения и ставились вместо воскликновения CΩCAIC, т. е. – спаси – которое, как мы увидим дальше, начерчено иногда на подобных предметах. Десятичные числа являются на многих языческих памятниках; вероятно, и у древних римлян они имели значение приветствия и благоприятного желания. Библейской цифре семь, написанной, иногда, возле эпитафий христиан, они придавали также спасительное свойство. – По мнению Иеронима, семь – число святое, потому что Бог «почил в день седьмый от всех дел своих». Может быть, иногда, цифры, поставленные на гробницах, указывают также число верующих, погребенных тут. Это подтверждается словами латинского поэта IV столетия, Аврелия Пруденция, который, говоря о бесчисленном количестве мучеников, схороненных в катакомбах, часто в одной могиле, прибавляет, что во многих случаях, имена их, известные одному Богу, не означены, а поставлено только число тел, положенных вместе. Орудия казни, умерших за веру, представлены иногда возле их надгробий. Известно, что первые христиане очень заботливо сберегали инструменты пытки мучеников и часто заключали их в гробницу, вместе с телом жертвы гонения, а когда это было невозможно, чертили фигуры их возле эпитафий или только на свежей известке у отверстия loculus; так, например, на некоторых надгробных камнях изображены копья, мечи, костры, факелы, стрелы и т. д. В христианской катакомбе, открытой в Милане в 1845-м г., возле одной гробницы, отмеченной сосудом, вероятно, заключавшим кровь, представлены цепи, крюк – uncus, другие инструменты пытки и виселица. Этим хотели указать, что верующий был закован в цепи, подвергнут истязаниям и, наконец, повешен. Надо, однако, заметить, что изображения подобного характера встречаются только как редкое исключение; первые христиане, обыкновенно, избегали их. Долгое время принимали за орудия казни, инструменты ремесла погребенного; они представлены довольно часто возле надгробий и значение их пояснено иногда в надписи. Обыкновение напоминать оставшимся земную деятельность отбывшего, на его могиле, воскрешая этим память о нем среди друзей и родных, существовало также в античном мире. Возле христианских эпитафий представлены, иногда, молоток, резец, наугольник, обозначая место покоя скульптора. В одном примере является даже работающий художник, по имени EVTROPOS, как сказано в надгробии; он, вместе с молодым человеком, высекает барельеф на саркофаге; возле стоит другая, подобная гробница, назначенная для самого мастера, потому что посередине ее, на фигуре дощечки, окруженной дельфинами, написано по-гречески «Eutropos».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—591— археологии. Исследования данной области начались сравнительно очень недавно, приблизительно с 80-ых годов прошлого столетия. Первыми пионерами археологии явились здесь Hamilton, Waddington и W. М. Ramsay, а результаты их раскопок опубликованы в Journal of Hellenc Studies и в Bulletin de Correspondence Hellénique. В 90-х годах пр. Ramsay обнародовал целый ряд новооткрытых надписей в журнале Expositor, и впоследствии он собрал их вместе и издал во втором томе под заглавием Cities and Bishoprics of Phrygia. Из этих находок наш автор, больше всего уделяет внимания, так называемой, надписи Авирка Иерапольского. В собрании жизнеописаний святых, написанном известным византийским агиографом – Симеоном Метафрастом , есть рассказ и об Авирке, еп. Иераполя Фригийского. Сведения о нём были заимствованы из стихотворной эпитафии, высеченной на одном камне, который автор видел собственными глазами вблизи города Иераполя, причём сама надпись была уже пострадавшей от времени. Подлинность этого свидетельства, в виду неопределённого характера, приведённого Метафрастом фрагмента этой надписи, была сильно заподозреваема. Но вот в 1883 году пр. Рамзею посчастливилось открыть на указанном месте целых два фрагмента надписи Авирка, в которых повторяются раньше известные сведения и добавляются некоторые новые, после чего действительное существование подлинной эпитафии Авирка Иерапольского стало вне сомнений. Вслед за многими учёными (Zahn, Duchesne, De-Rossi, Ligthtfoot, Ramsay), наш автор приписывает её, именно Авирку Иерапольскому, вождю противомонтанской партии во Фригии и относит к концу второго века по Р. X. К этому его приводит, главным образом, анализ текста эпитафии и сравнение его с другими подобными же произведениями древнехристианской литературы. Всё содержание надписи проникнуто духом христианского символизма, так хорошо известного нам и по письменным памятникам и по изображениям и надписям катакомб. Здесь мы встречаем такие знакомые нам символы, образы и понятия, как: пастыря, овцы, рыбы, печати, чистой девы, хлеба и смешанной Чаши (Евхаристия), молитвы за умерших и т. п. Как

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

…ничему не удивляться гораздо красивее… — Достоевский имеет в виду популярное изречение Квинта Горация Флакка (68-8 до н. э.) «Nil admirari» («Ничему не удивляться» — лат.). В «Бобке» эти крылатые слова, возможно, полемически задевают Л. К. Панютина, напоминая о его псевдониме. 102 …на землю хлеб крошить, кажется, не грешно; это на пол грешно. — M. M. Бахтин дает такое объяснение этому противопоставлению: «Сугубо натуралистическая и профанирующая деталь — недоеденный бутерброд на могиле — дает повод коснуться символики карнавального типа: крошить хлеб на землю можно — это посев, оплодотворение, на пол нельзя — это бесплодное лоно» ( Бахтин M. Проблемы поэтики Достоевского. M., 1972. С. 186–187). 103 …в календаре Суворина. — Речь идет о «Русском календаре на 1872 год» А. С. Суворина (СПб., 1872). Новый календарь значительно отличался от бытовавших ранее узко справочных изданий. В предисловии к календарю это обстоятельство подчеркивалось и разъяснялось: «При распространении в нашем обществе за последние десять лет интереса к общественным делам и к их обсуждению, мы поставили главною задачею „Русского календаря“ быть не только справочною книгою, но и вместе сборником сведений о России и данных для ознакомления с ее физическими, экономическими и нравственно-политическими средствами в наличном их состоянии, и притом сравнительно с такими же силами остальной Европы». В календаре было 42 раздела; «одно лицо», видимо, собирается «справиться» в четвертом разделе-«Календаре народных примет, обычаев и поверьев на Руси» (С. 48–55). 104 «Покойся, милый прах, до радостного утра!» — эпитафия H. M. Карамзина (1792). По желанию M. M. и Ф. M. Достоевских она была высечена в 1837 г. на памятнике, установленном на могиле их матери. Эпитафия Карамзина уже к 1830-м годам получила широкое распространение. Ал. Шлехтер в рассказе «Жертва порока. Сцены из городской жизни» констатировал: «Люди частым повторением так износили, истерли эту прекрасную надпись, что она совершенно потеряла прекрасный смысл свой. Ее встретишь над прахом лихоимца, над могилою человека, по котором получили давно жданное наследство, над гробом врага, над телом ненавистного жене мужа» (Библиотека для чтения. 1834. С. 161). Эпитафия Карамзина ранее фигурировала (в бурлескном контексте) и в романе «Идиот». 105

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Яковлев Максим Леонидович. Фрески - маленькие рассказы и стихотворения в прозе. В ТАМБУРЕ ЭПИТАФИЯ Завет.ru - православный информационно-просветительский проект главная библиотека родителям сомневающемуся новоначальному вопросы заметки общество Начало сборника Проза М.Яковлева Обсудить сборник М. Яковлев на lib.ru Раздел " Крохотки " Фома-центр РАССКАЗЫ ИЗ ЦИКЛА " ФРЕСКИ " Максим Яковлев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] В ТАМБУРЕ По утрам электрички набиваются самым терпеливым на земле народом: с богатырским нахрапом, проворством и руганью… Какой-то дедок замешкался и не успел войти за своими. Двери захлопнулись, он что-то крикнул. Сначала никто не обратил внимания, все дружно качнулись и поезд тронулся. Тогда он крикнул в последний раз. В том, что он крикнул не было ничего особенного, так мог бы крикнуть любой в его ситуации, но услышав, все как-то странно замерли и не успели прийти в себя: - Там, там встретимся!.. ПРИБЛИЗИЛОСЬ Третий день валит снег… Все ждут, что будет. Уже выше забора. Все валит и валит, плотно. Деревья ушли, дома… он все валит. Одни мы остались: в снегу. Снег небывалый, хоть плавай. Непонятно, где его больше, наверху или тут, на земле. Он теперь везде. То есть все теперь из него: и небо и воздух и дно. Пожалуй, что и неба нет, все оно здесь, все - снег и свет, свет и снег, свет и свет… Вот что получается: мы ждали чего угодно, каких-нибудь ЧП, завалов, а оказывается - " Приблизилось к вам… " ЭПИТАФИЯ Умер и не заметил, и жил " как все " . Пока не встретил Христа… Тогда воскрес, и умер для всех. И остался жив. Царство ему Небесное! НЕ ЗНАЕМ Фу, наконец-то выбрались на сухое местечко! Что творится, такую зимищу одолели! Теперь все, теперь само пойдет. Благодать… В небе прямо синий рай какой-то. - Эй, там! У нас тут опять весна! Слышите! Молчат. Смотрят и молчат. Я так думаю, улыбаются и вздыхают. А может быть и плачут… Им там виднее, что нас ждет. А мы ничегошеньки не знаем, нам не до того, мы домой не спешим, ходим расстегнутые… чаще кампаниями. Будут летние вечера, будет воздух уходящего дня, неторопливый, будничный ветер… Все будет, должно быть! Любить хочется… [ < < назад вперед > > к оглавлению ]      [ в библиотеку ] главная библиотека родителям сомневающемуся новоначальному вопросы заметки общество Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-15 гг.

http://zavet.ru/krohi/ym/fr/015.htm

Большинство христианских эпиграфических памятников, первых веков распространения новой веры, состоит из надгробий. Они были открыты в Риме, в Италии, в Галлии, в северной Африке, вообще, всюду, куда проникало христианство в эту эпоху, и происходят из катакомб, или кладбищ, расположенных на поверхности земли 117 . Воспоминательные надписи, в которых говорится о посвящении базилик, церквей, крестильниц, о возобновлении и украшении религиозных зданий, также объяснительные, вроде, поставленных в подземном Риме папой Дамазом, иногда для возбуждения религиозного чувства верующих, не относятся к первым временам христианства, а к V-мy и последующим столетиям; они, разумеется, гораздо малочисленнее эпитафий. Воскликновения, выражающие благочестивые желания, являются возле надгробий; их встречаешь также на стеклянных чашах, на колечных камнях и на других памятниках. Символические знаки и фигуры, имевшие условное, скрытое значение у христиан, изображенные иногда возле надгробных надписей, будут объяснены отдельно от последних. II Христианские эпитафии, обыкновенно, вырезаны на саркофагах или на плитах и черепицах, вставленных в отверстие горизонтальной ниши (loculus), которая высекалась в туфе и служила гробницей. Буквы их иногда выкрашены красной краской, подобно тому, как это делали и римляне язычники. Археолог восемнадцатого столетия – Boldetti – предполагал, но без достаточного основания, что эта особенность составляет отличительный знак надгробия мученика. После торжества церкви, иногда золотили эпитафии значительных лиц, или только имена консулов, выставляемых для означения года, особенно, если это были императоры; так, например, в надписи из катакомбы, находящейся около города Кьюзи, в Тоскане, 455-го года, буквы имени Валентиниана III, консула в восьмой раз – позолочены. Этот способ выражения почитания и уважения употребляли и переписчики манускриптов, особенно, в восточной империи; так, например, в церковных рукописях византийского происхождения, слова: Бог , Господь, Христос, Богоматерь и имена святых, иногда императоров, вызолочены, посеребряны, нарисованы с различными украшениями, цветными чернилами, или только написаны больших размеров, чем остальной текст. Встречаются, также, в подземном Риме эпитафии, написанные кистью, всего чаще суриком или киноварью. Подобное монументальное письмо, следы которого мы находим и в катакомбах Неаполя, существовало уже у Этрурян, и было в большом употреблении у римлян, так, например, в Помпее, на стенах общественных зданий и частных домов, нередко встречаешь надписи, сделанные таким образом. Они, по прошествии многих столетий, очень хорошо сохранились, мало утратив свою первоначальную свежесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сосуд с темным осадком встречается, например, также и у гробниц, где похоронены христиане, умершие после прекращения гонений, или возле эпитафий, в которых выражено только скромное желание, чтобы скончавшийся находился в вечном блаженстве, вроде следующей: «Да примет тебя Христос», вместо утвердительной формы «ты со Христом», которая так часто встречается в катакомбах, и, разумеется, была бы более на своем месте у могилы мученика. Иногда в надписях возле ampulla говорят с большей подробностью о жизни и занятиях умершего, или хвалят его красоту, доброту и другие качества; так, например, на одной из них описана служба солдата; на другой – от имени погребенной – сказано, что она жила шестьдесят лет вдовой, не обременяя своим содержанием общину, что также не в характере эпитафий мучеников, замечательных своей краткостью. Или же эти надписи вовсе не имеют христианского характера. Римляне язычники, страшась роковой минуты смерти, искали утешения в философских идеях, и на гробницах их часто читаешь слова, вроде следующих: «Утешься, – никто не бессмертен, или, как бы, смеясь над кончиной и презирая жизнь, они писали от имени умершего: «Я не существовал, я не существую, что мне до того!» – Очень понятно, что у христиан чрезвычайно редко встречаешь выражение подобных мыслей, и случалось, что сосуды с темным осадком находили иногда именно возле эпитафий такого характера. Напротив, у мощей известных мучеников не видно ampulla, и писатели церкви ничего не говорят об этом отличительном знаке их гробницы. Нет потому никакого сомнения, что ampulla употребляли и в других случаях, и мы не без основания имеем право предположить, что первые христиане, которые вообще так дорожили покоиться возле праха праведных и любили окружать себя мощами, собирали кровь мучеников, передавали ее из рода в род, и после смерти поручали себя этой драгоценной святыне, покровительство которой так сильно (как сказано в одной надписи), что капли ее достаточно для очищения души, умершего от грехов. В самом деле, несколько сосудов были найдены в одной гробнице, и иногда одна ampulla прикреплена к стене посередине галереи, или в центре катакомбной комнаты к потолку, как бы, для того, чтобы покровительствовать группе гробниц 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стихотворные эпитафии в н. XV в. можно было встретить в самых глухих уголках России. Такие эпитафии представляли собой особую отрасль погребального ремесла, и в деревню проникали прежде всего излюбленные городские шаблоны вроде следующих: Куда наш друг любезный скрылся, Нас оставил сиротам, На веки с нами ты простился, Чего бы не хотел и сам... Или: Прощайте, дети, не скучайте. Да будет с вами благодать. Меня к себе не ожидайте, А я к себе вас буду ждать. В Коворнине на одной из могил была такая эпитафия: О человече! Не возносись много, Смерть у порога. Здесь, как не ликовать, А по смерти гроба не миновать. Интересно, что вторая часть этой эпитафии повторяла буквально народную пословицу: «Как не ликовать, а гроба не миновать», и, по-видимому, была заимствована из духовного стиха «Гробы» – «сколь я в мире не ликую, тебя, гроба, не миную», в свою очередь представлявшего отголосок мотивов, входивших в состав др. известных стихов. В могилу колдуна было принято для ограждения людей от покойника вбивать кол. «Колдуна в могилу нужно класть книзу лицом – тогда не встанет: как оживет, начнет царапать руками землю, а сам все глубже проваливаться будет». Рассказывали, что в Ветлужском у. кто-то разрыл могилу крестьянина д. Горлова, чтобы отнять правую руку, т. к. с правой рукой мертвеца легко воровать – нужно обойти с ней дом, который хотят ограбить: ни хозяин не проснется, ни собака не взвизгнет. У кладбища в позднее время и ночью боялись ходить и ездить, т. к. местопребывание умерших насильственной смертью, по народному понятию, связано с местами их могилы и смерти. Здесь «чудилось», пугала нечистая сила, раз уж навредившая человеку, или сама погибшая душа, тоже перешедшая в разряд «нечисти». Вообще ходить через кладбище ночью до пения петухов боялись. См. также: Погребение умерших, Похоронные обряды. Ист.: Смирнов В. Народные похороны и причитания Костромской губернии. Кострома, 1928; Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М., 2003. Кладенец-Меч

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такова, например, эпитафия, вырезанная на могильном памятнике из Sétif: Hic jacent Untancus et Innocens, partis Trigari (C. I. L. VIII, 8650 и p. 973). Судя по монограмматическому кресту, которым эта надпись предваряется, она принадлежит к началу V-ro века. В эту эпоху слово pars имело очень определенный, технический смысл. В сочинениях бл. Августина и в документах данного периода это слово является специальным термином для обозначения раскольничьих сект: Pars Donati, 315 —326— pars Rogati, 316 pars Maximiani. 317 Что касается pars Trigari, о которой упоминается в сетифской эпитафии, то она представляла из себя именно одну из таких partes которых в Африке, по словам Августина было так много, что трудно было их все перечислить и даже сами раскольники не могли их сосчитать (донатисты, рогатисты, максимианисты и так далее без числа). 318 По всей вероятности Тригарий был одним из тех непримиримых донатистов, которые не могли ужиться с «великой церковью Доната». Они или были исключены из неё или сами выделились и основали собственные маленькие церкви. По свидетельству Августина, члены таких маленьких сект были тем более фанатичны в своей приверженности секте, чем меньше последняя была. 319 Вот почему и в Sétif, на могильном камне Унтанка и Иннокентия нарочито отмечено, что умершие принадлежали к pars Trigari. Перейдем к другой эпитафии. В Theveste, в атрии большой христианской базилики на двух плитах пола находилась следующая метрическая надпись: [Hic jac]es extinc[ta, Pat]ri gratissi[ma] virgo, [U]rbica, quod nomen semper n astra viget. Laudes in excelsis! Talibus erepta tenebris, Cum tibi perpetua redditur alma dies. (Gsell, Bull. arch. du Comité de travaux historiques 1896, p. 164:24). Пред нами эпитафия одной христианки, по имени Урбика, которая, судя по 1-му стиху, была, кажется, посвященной Богу девой (virgo sacra). Большая часть формул в этой эпитафии носит характер шаблонности, но между ними есть одна формула, далеко не обычная: Laudes in excelsis 3-го стиха. Это, очевидно, реминисценция евангельского: Gloria in excelsis (Luc. II, 14: Gloria in altissimis в Вульгате). Формула Gloria in excelsis литургических текстов, по-видимому, африканского происхождения. Это – наблюдение, подтверждаемое всеми афри-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтическая арифмология (3 prawa) (3 закона) 4 szóci dnia 4 части дня O czterech czyci rocu pogody О ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕНАХ ГОДА 4 ywioy y skutki onych 4 стихии и их действия 4 wiata wieku 4 эпохи 4 rzeczy namocniejsze 4 самые сильные вещи 4 przemagajce complexie Pi zmysów nastpuj 4 преобладающих темперамента Пять чувств суть следующие Czystoci stróów 6 6 стражей чистоты Siedm nauk wyzwalonych Семь свободных наук Siedmiu paniet znaki y ich operatie nastpuj Знаки семи планет и характер их воздействия 8 dziwów wiata 8 чудес света Miesici 12 nastpuj Следуют 12 месяцев Rzemiosa zrzedne, a uczciwe Ремесла строптивы, но достойны уважения Widok ywota ludzkiego Картина человеческой жизни Pocztkowi zabiegaj Старайся пресечь вначале Akaphist najwitszej Pannie, wierszami przeoony w roku 1648 przez mi, piotrowskiego sitnianowicza Акафист пресвятой деве, виршами переложенный в 1648 году мною, Петровским-Ситняновичем Piosnka o mierci Песенка о смерти Nagrobek (Paskowickiemu) Надгробная надпись Nagrobek kaznodzieji Эпитафия проповеднику Epitaphium Эпитафия Wzgarda godnoci y czci pragnienie Презрение достоинства и желание почета Caesarem defens et fortunam eius Защита Цезаря и судьбы его Rozkosz Наслаждение (Gloria inconstans est) (Слава изменчива) Czasu odmiana y róno Переменчивость и многообразие времени Triumph cierpliwoci, piknemi obrazy wyraony Триумф терпения, прекрасными образами представленный «Fiat mihi secundum verbum tuum» (Aenigma) «Да последую слову твоему» (З а г а д к а ) «ILLUM oportet crescere те autem minui» «Тому следует возвышать меня, а не умалять» «Usty mi chwal, a serce ich daleko ode mnie!» «Устами меня хвалят, а сердце их далеко от меня!» Modlitwa w utropieniu Молитва в скорби То (Aenigma) Cancer То ( З а г а д к а ) Человек R o z m o w a Sokrates Prtko na ze Pieszczota dziatek Разговор Сократ Готовность ко злу Ласкание детей Naladowanie Подражание Desperatia króla szwedzkiego Отчаяние короля шведского Krol szwedzki oficerów swych szuka Король шведский офицеров своих ищет Читать далее Источник: Симеон Полоцкий. Вирши/Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонаревой. – Минск, 1990 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Титул «консул» был, однако, в употреблении до Х столетия. 144 Они были исправлены и значительно пополнены в последнее время итальянскими учеными В. Borghesi и G. В. de Rossi, которые разъяснили их темные места и хронологические погрешности. 147 В надписях Галлии, «Indictiones являются в первый раз в 491-м году. Le Blant. Inscriptions chremiennes de la Gaule. 148 Замечательно, что мы не имеем ни одной эпитафии от года взятия Рима Аларихом (410), несмотря на то, что в это роковое для римлян время, число умерших было, разумеется, значительнее обыкновенного; но, при всеобщем унынии, следовавшем за этим бедствием, живые мало думали об отбывших, и опасности, сопровождавшие земное существование, заставляли забывать исполнение долга перед теми, для которых оно уже было окончено. 151 Христиане, равно как и римляне язычники, имели обыкновение, сохранившееся до наших дней, называть рождающихся именами царствующих лиц; разумеется, верующие могли делать это только со времен императора Константина. 152 У Римлян к имени лица прибавляли название его рода и одно, или несколько прозваний. Прежде всего, ставилось praenomen – собственное имя, даваемое в девятый день после рождения, как, например, Marcus, Cajus, Publius, и т. д. Потом «nomen, nomen gentilicium» – имя рода (gens), как, например, Junius, Cornelius, Aelius, Cacilius, Calpurnius и т. д., и, наконец, «cognomen» – прозвание, для указания фамилий, составлявшихся в роде, таких, например, к  «gens Cornelia» принадлежали: Scipiones, Sullae, Rufini, Dolabellae, Lentuli, Cinnae и т. д. Иногда, присоединяли второе прозвание – agnomen, чтобы отличить члена семейства, чем-либо замечательного, или напомнить его подвиги, так, например, в фамилии Scipiones были Asiaticus, Africanus и т. д. Имена древних римских фамилий начинают пропадать в надгробных надписях в I столетии. 153 В Галлии эти выражения не встречаются раньше конца V столетия и распространяются в I-м. Вообще, можно сказать, что формулы и символические знаки, составившиеся в Риме, являются в Северной Италии, в Галлии, в Испании несколько позже, и сохраняются там дольше, чем в столице Империи. Подобное же влияние центра государства на западные провинции заметно в области искусства, и работы мастеров, означенных выше стран, носят на себе отпечаток подражания произведениям художников Рима. В известных подробностях, однако, эпитафии каждой страны представляют некоторые особенности, надписи Галлии отличаются от испанских, итальянские – от африканских и т. д. Существуют даже несходства в эпиграфическом стиле городов одной и той же области; Rossi нашел различие между надгробиями Рима и Остии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010