183)  Ср. Иез.9:4; Еф.1:13; Откр.7:4. Подробнее об этом см. J. Danielou. The Bible and the Liturgy. C. 54–69. 184)   orationes crebrae, ieiunia et genuflectiones et pervigilia . Тертуллиан. О крещении. 20. 185)  Мк.9:29; Мф.17:21. 186)  Псевдо-Климент. Проповеди. 9.10; ср. Тертуллиан. О посте. 8. 187)  Ср. Каноны Ипполита. 19. Православный обычай восходит к чисто гигиеническому омовению катехуменов в четверг, о котором говорит Апостольское предание (20.5). Читаем у бл. Августина (Письма. 54.7): 188)  Ср. свидетельство Иринея у Евсевия (Церковная история. 5.24): “Одни считают, что они должны поститься один день, другие — два дня, прочие — несколько дней”. 189)  См. об этом главу шестую, с. 233. 190)  Христологические: Ефесянам. 18.2; Траллийцам. 9; Смирнянам. 1.1–2. Бинитарная: Магнезийцам. 8. Ср. Послание апостолов. 3. Тринитарная: Магнезийцам. 13. Ср. Дидахе. 7; Первое послание Климента. 46. 191)  См. J.N.D. Kelly. Early Christian Creeds. С. 71. 192)  Послание апостолов. 5. Правило веры мастерски встроено в краткий пересказ евангельских событий, начинающийся рождением Иисуса. 193)  Первые свидетельства об этой анаграмме относятся ко второй половине II в. См. Тертуллиан. О крещении. 1; эпитафия на надгробии Аверкия: ‘‘Вера дала нам в пищу Рыбу из источника, крепкую, чистую, рожденную девой”. 194)  Изложение апостольской проповеди. 3. 195)  1 Клим. 37, ср. 2Кор.10:4, 6:7; Еф.6:10–17; Тертуллиан. О молитве. 19; К мученикам. 3. В IV в. Кирилл Иерусалимский (Слово предогласительное. 1) и Иоанн Златоуст (Слово огласительное. 1.1) сравнивают письменное занесение катехуменов в разряд готовящихся к принятию крещения с зачислением в армию. 196)  Апостольское предание. 23.4, 13–14. О совершении Евхаристии сразу после крещения сообщает также: Тертуллиан. О воскресении плоти. 8; Против Маркиона. 1.14; Прещение против еретиков. 36; апокриф середины III в. Деяния Ксантиппы и Поликсены. 14, 21; Каноны Ипполита. 19.15; Завет Господень. 2.10 и многие другие более поздние источники. См. G. Wainwright. The Baptismal Eucharist before Nicea. C. 10.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Уитмор был замечательной личностью. Энтузиаст православной культуры, он занимался благотворительностью, в том числе помогал русским эмигрантам и византинистам в России. В 1930 г. он основал международный Византийский институт с тремя отделениями (в Бостоне, Париже и Стамбуле) и сам стал первым директором Стамбульского института 2067 . Сохранившиеся мозаики св. Софии относятся к разным эпохам: в апсиде композиция Богоматери с двумя архангелами была выполнена сразу после восстановления иконопочитания, в нартексе в люнете входа сцена относится к эпохе Льва VI (886–912), а композиция в южном вестибюле, также над входом, – к времени Иоанна Цимисхия (969–976). Несколько мозаик в южной галерее относятся к разным периодам средневизантийской эпохи. В 1944 г. Уитмор организовал выставку византийских мозаик в Метрополитенмузее в Нью-Йорке. Подробные отчеты о работах в св. Собии Уитмор опубликовал в 4-х томах, последний увидел свет уже после его смерти 2068 . В 30-е гг. XX в. Немецкая археологическая школа в Стамбуле провела раскопки перед западным фасадом современной, т.е. юстиниановской, св. Софии. Альфонс Мария Шнайдер (1896–1952) раскрыл остатки вестибюля св. Софии 415 г., эпохи перестройки Феодосия II. Была открыта серия мраморных архитектурных фрагментов: части арок и антаблемента, блок со скульптурными изображениями шести агнцев 2069 . Эти раскопки важны тем, что они дали представление об архитектуре и пластике св. Софии эпохи Феодосия II, однако ни тогда, ни позже не было выявлено никаких материальных остатков первой церкви константиновской эпохи. После того, как Генрих Шлиман в 1871 г. открыл Трою, Малая Азия привлекла широкое внимание археологов. Английский археолог, протестант Уильям Митчел Рамсей (1851–1939), шотландского происхождения, профессор Оксфордского и Абердинского университетов, изучал свидетельства раннего христианства и церковной организации в Малой Азии, в частности во Фригии 2070 . Этому археологу принадлежит заслуга открытия самой древней христианской надписи из известных сейчас: знаменитой эпитафии епископа Иерополиса Аверкия, которая датируется временем от 170–200 до 216 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На рубеже XIX-XX вв. были открыты древности христиан Египта, Нубии и Эфиопии. Внимание привлекли памятники письменности, ткани (напр., из раскопок 80-х гг. XIX в. в Ахмиме ), копт. храмы Каира (90-е гг. XIX в.- 10-е гг. XX в.; А. Дж. Батлер) и древнейшие христ. мон-ри (Асуан, Асьют, Бауит, Багават). Рус. путешественник В. С. Голенищев и сотрудник ГЭ В. Г. Бок начали сбор и атрибуцию копт. древностей; Й. Стржиговский составил их каталог в Каирском музее. В нач. XX в. приступили к изучению Эфиопии (германская экспедиция Кренкера и Э. Литтманна в 1906); в Нубии при строительстве Асуанской плотины (10-е гг. XX в.) англо-американ. группа провела систематическую разведку и массовые раскопки некрополей; сводку христ. памятников составил У. Моннере де Виллар. В 1-й трети XX в. предметами исследований стали архитектура, иконография и погребения мон-рей (напр., Вади-эн-Натрун ; экспедиции музея Метрополитен под рук. Э. Уайт). Как одна из областей А. х., христ. древности Египта получат особое развитие в 60-80-х гг. XX в. У. М. Рамсей У. М. Рамсей Национальные и конфессиональные научные сообщества соперничали в полевой деятельности. Гордостью франц. школы стали работы Ш. М. де Вогюэ в Сирии и Ш. С. Клермона-Ганно в Иерусалиме. Важнейшим предприятием австр. школы А. х. стали многолетние раскопки в Эфесе с его «двойной базиликой», пещерой Семи спящих отроков эфесских и мавзолеем над могилой ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Стремление доказать историчность текстов Свящ. Писания было основой деятельности и англ. ученых сер. XIX в.: пастор Р. Уиллис создал исследование о храме Гроба Господня в Иерусалиме; У. М. Рамсей соединил методы исторической географии с археологией на примере евангельского рассказа о странствиях ап. Павла в М. Азии. Находки последнего уточнили обстоятельства истории ранней Церкви и показали их реальность ( Аверкия эпитафия , надгробия Сев. Фригии III - нач. IV в.). Начались исследования раннехрист. храмов (Г. Белл и др.) в труднодоступных районах Каппадокии. Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г.

http://pravenc.ru/text/76478.html

Отдельной темой является история Церкви святоотеческого периода. Святоотеческая литература является одним из главных источников церковной истории. Это, в первую очередь, великие историки, идущие вслед за отцом церковной истории Евсевием Кесарийским , а затем разбросанные свидетельства в писаниях прочих Святых Отцов. Это история таких событий, как великие гонения в доникейскую эпоху, богословские споры и соборы в посленикейскую. Историческую литургику патристическая литература снабжает важнейшими сведениями: текстами молитв и гимнов. Это история церковных институтов, роль епископата, общественного покаяния и покаянная дисциплина в соборных канонах. Это история агиографии, начинающаяся с мученических актов и первых жизнеописаний святых. Это история народного благочестия со свойственной ему склонностью к чудесному, фиксируемая, начиная со II в. в романтической апокрифической литературе: в христианских ветхозаветных апокрифах, апокрифических евангелиях, апокрифических апостольских деяниях, апокрифических посланиях апостолов, апокрифических апокалипсисах; мы находим ее также в сочинениях, приписываемых Клименту Римскому , в так называемых псевдоклиментинах, в актах мучеников, по меньшей мере в тех, которые по времени отстоят от описываемых событий, в жизнеописаниях святых, таких, как «Житие» святого Григория Чудотворца , написанного святым Григорием Нисским . И, наконец, невозможно обойти молчанием связь между патристикой, археологией и древней эпиграфикой. Некоторые эпитафии, такие, как Аверкия Иерапольского или Лектория Отенского, имеют большую богословскую ценность. Таково широкое поле, которое открывается для исследований патролога. Оно предполагает немалый набор отдельных специализаций в соответствии со смежными дисциплинами, эпохами и авторами. Основная связь между различными исследователями осуществляется на конференциях, проходящих раз в четыре года в Оксфорде, в которых принимают участие ученые из разных стран и различных конфессий, богословы и миряне, преподаватели университетов. Доклады конференций регулярно издаются в сборнике Studia Patristica в берлинской патристической серии Texte und Untersuchungen. Публикации оставляют сильное впечатление обилием исследований, составляющих патристическую науку. Недавно была основана Международная ассоциация патристических исследований (Association Internationale d " Etudes Patristique), которая публикует ежегодный информационный бюллетень (Bulletin et de liaison), где собираются сведения о состоянии исследований. Первый бюллетень отражает состояние науки на 1968 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

В памятниках катакомбных нет ни одного изображения Тайной вечери как события исторического, ознаменованного установлением Евхаристии. Общее направление искусства, первоначально вращавшегося главным образом в сфере простой символики, определяло собой уже заранее и характер изображения Евхаристии: она явилась под формами символическими. Рыба – I ΧΘYΣ, в наименовании которой заключены пять монограмм имени Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя, была одним из наиболее распространенных символов Евхаристии 1753 . В живописях катакомб, равно как на гробничных плитах, печатях, резных камнях, лампах рыба изображается часто в связи с другими символами: хлебами, якорем, монограммой имени Иисуса Христа, добрым пастырем и птичкой; иногда видим одно только начертание наименования «I ΧΘYΣ», или " I ΧΘYΣ ΖΩΝΤΩΝ, I ΧΘYΣ ΣΩΤΗΡ» (=вместе с изображением двух рыб). Связь этого символа с другими в одном и том же памятнике помогает раскрытию его смысла. Особенно же важное значение в этой экзегетике имеют памятники древней письменности, в которых Иисус Христос называется рыбой, питающей верующих, рыбой евхаристической; между ними первое место должно быть отведено эпитафиям Аверкия Иерапольского  и – Отунской 1754 . В отдельных случаях символическое истолкование рыбы может быть оспариваемо, но вообще евхаристическое значение ее установлено в науке твердо. Отсюда рыба со своим евхаристическим значением перешла и в средневековые изображения Тайной вечери: ее видим в равеннской мозаике Св. Аполлинария (Nuovo), в лобковской псалтири, в лицевых Евангелиях, в стенописях псковского Мирожского монастыря и других памятниках, как видно будет ниже 1755 ; и так как не доказано, что первоначальное значение рыбы было в средние века забыто и что в средневековых изображениях Евхаристии рыба явилась под влиянием поздних толкований XXI главы Евангелия Иоанна 1756 , то, ввиду общей связи средневекового искусства с древнехристианским, мы усвояем рыбе в средневековых изображениях Тайной вечери то же евхаристическое значение, что и в памятниках древнехристианских. Сколь ни многочисленны памятники с изображением рыбы в период древнехристианский, однако они не обнаруживают в своих формах широты заключенной в них идеи: рыба со стоящей на ней корзиной с хлебом в катакомбах Люцины 1757 дает лишь общий намек на установление Евхаристии (=хлебы) Иисусом Христом (=рыба). В так называемой сакраментальной капелле 1758 рыба на треножнике, возле которого стоят корзины с хлебами, означает материю Евхаристии, т. е. плоть и кровь Спасителя, данные в снедь верным. В одном из изображений этой капеллы (рис. 120), представляющем треножник с хлебами и рыбой, возле которого стоят две человеческие фигуры (одна женская с воздетыми руками), католические ученые видят намек на литургическое действие освящения хлеба и вина, но это истолкование композиции, опирающееся на авторитет де Росси, доселе составляет предмет спора 1759 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Это кажется странным, однако есть причина. Отцы, несомненно, соглашались с тем, что Св. Писание Ветхого и Нового Заветов боговдохновенно, но не считали это основой их уникальности. Боговдохновенность, признаваемая ими за Св. Писанием,- лишь одна из сторон многогранной деятельности Св. Духа в Церкви» (Там же. С. 245-249). Заслуживает внимания употребление в святоотеческую эпоху греч. слова θεπνευστος - богодухновенный. Свт. Григорий Нисский использует его, говоря о «Шестодневе» свт. Василия Великого как о «боговдохновенном толковании... [восхищающем] не менее, чем слова самого Моисея» ( Greg. Nyss. Or. catech. 23). Писатель чуть более позднего времени даже эпитафию на могиле еп. Аверкия называл «боговдохновенным посвящением» (цит. по: Мецгер. 2011. С. 250; см. также: Lampe. Lexicon. P. 630). «Богодухновенными» назвали отцы III Вселенского Собора определения этого Собора (ACO. T. 1. Vol. 2. P. 70). (См. также ст. Богодухновенность .) Экскурс в проблематику богодухновенности и канона Мецгер завершает таким резюме: «Писание канонично не потому, что автор был исполнен божественного вдохновения; скорее автор считается исполненным вдохновения, поскольку написанная им книга признана канонической, то есть авторитетной для Церкви» ( Мецгер. 2011. С. 251). Это положение особенно важно в свете того, что совр. библеистика часто ставит под сомнение традиц. авторство ряда библейских книг. Означает ли такое сомнение, что книга, о к-рой идет речь, должна исключаться из канона? Для церковного сознания очевиден отрицательный ответ: каноничность текста определяется не (пред)историей его возникновения, а складывавшейся в определенную эпоху церковной традицией. Тот факт, что в конечном счете объем Писания определяется церковным Преданием, смущал реформаторов XVI в. Ж. Кальвин писал: «Задавая вопрос, как мы узнаем, что Писание от Бога, если мы не можем сослаться на постановление Церкви, нам следовало бы также спросить, как мы отличаем тьму от света, черное от белого, горькое от сладкого. Писание несет на себе отпечаток ясного свидетельства о своей истинности, как черное и белое - о своем цвете, а горькое и сладкое - о том, каковы они на вкус» ( Calv.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

распространился не только в Армении, но и на Западе). Византийское богословие Е. в VI-VII вв. Время правления имп. св. Юстиниана I Великого (527-565) было отмечено оживленными дискуссиями по различным аспектам христологии. В этих спорах были затронуты и вопросы богословия Е. На созванном императором V Вселенском Соборе правосл. Церковь косвенно канонизировала евхаристическое учение свт. Кирилла Александрийского, подвергнув осуждению всякую критику его анафематизмов со стороны Феодорита Кирского (13-е прав. Собора - ACO. T. 4. Vol. 1. P. 223, 243-244). Интерьер храма святых Сергия и Вакха (Кючюк Айя-София) в К-поле. 535 г. Интерьер храма святых Сергия и Вакха (Кючюк Айя-София) в К-поле. 535 г. Евхаристическому учению свт. Кирилла следует один из авторов этой эпохи - Леонтий Византийский, как это видно из его критики Феодора Мопсуестийского, разделявшего, по словам Леонтия, Бога Слова и Иисуса Христа на «благодетельствующего» (εεργετοντα) и «благодетельствуемого» (εεργετομενον), или «спасающего» (σζοντα) и «спасаемого» (σζμενον). Леонтий спрашивал о его последователях-несторианах: «Чьего Тела и Крови, как они думают, они причащаются? «Облагодетельствовавшего» (εεργετσαντος) или «облагодетельствованного» (εεργετηθντος)? Ведь как они могут сказать, что «облагодетельствовавшего» Бога Слова, если они не исповедуют, что Он воплотился и вочеловечился? А если [скажут, что] «облагодетельствованного», то надежда их тщетна, так как они уповают на человекопоклонство (νθρωπολατρεαν)» (PG. 86α. Col. 1385). Т. о., Леонтий, как и свт. Кирилл, видел главный смысл Е. в причащении Тела Бога, ставшего человеком. Др. автор эпохи императоров Анастасия, Юстина I и св. Юстиниана - прп. Роман Сладкопевец - затронул тему Е. в нек-рых из своих кондаков: «На жертвоприношение Авраама» (SC. N 99. P. 129-165), «На умножение хлебов» (SC. N 114. P. 103-131; здесь тема Е. представлена особенно подробно), «На предательство Иуды» (SC. N 128. P. 55-97), «На страсти Христовы» (Ibid. P. 189-231). Наряду с херувимскими песнями Ο τ Χερουβμ (    - вероятно, именно ее перефразирует свт. Евтихий К-польский, см.: PG. 86β. Col. 2401), Νν α δυνμεις τν ορανν (       - эта херувимская песнь литургии Преждеосвященных Даров впервые упоминается в «Пасхальной хронике» под 615 г., что является самым ранним свидетельством о совершении в К-поле Преждеосвященной литургии, см.: PG. 92. Col. 989) и тропарем Το δεπνου σου το μυστικο σμερον (         - по свидетельству Георгия Кедрина, этот тропарь был введен в визант. богослужение вместе с «херувимской песнью» в 573-574 гг.- PG. 121. Col. 748) перечисленные кондаки прп. Романа являются древнейшими сохранившимися поэтическими текстами о Е., употреблявшимися в богослужении К-поля (вне литургической поэзии тема Е. затрагивается уже в таких ранних христ. греч. поэтических текстах, как, напр., Аверкия эпитафия ).

http://pravenc.ru/text/348067.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Самая ранняя идентифицированная христианская надпись. В житии святого Аверкия Иерапольского есть рассказ о чудесном перемещении святителя в Рим, для изгнания бесов из дочери императора. Епископ избавил девушку от беса и велел тому перенести в Иераполь каменный языческий жертвенник, на к-ром высек себе эпитафию. Эпитафия Аверкия  свидетельствует о существовании в Церкви во II в. важнейших догматов о Крещении, Евхаристии и приснодевстве Богоматери; едином христиаснком обряде от Ефрата до Рима, об самом Аверкии Иераполськом как строннике единства Церкви против сектанства. Камень с эпитафией Аверкия Иерапольского действительно существеут (хранится в Ватиканском музее), надпись на нём датируется концом 2-го века — т. е. времени кончины иерапольского святителя. Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/epitafiya-...

Причисление надписи Аверкия к гимнографическим памятникам, несмотря на то, что формально она является эпитафией, вполне законно и методологически оправдано, поскольку в ней сильны литургические мотивы: блестящая печать как символ Крещения, образ Евхаристии как священной Рыбы , Которую вылавливает священная дева-Церковь, и т.д. Приведем из нее те стихи, которые освещают миссионерские путешествия Аверкия и, с нашей точки зрения, обладают историко-географическим значением. Ες μην ς πεμψεν μ ν βασιλεαν θρησαι κα βασλισσαν δειν χρυσστολον χρυσοπδιλον λαν δ ε δον κει λαμπρν σφραγειδαν χοντα κα Συρης πδον ε δα κα στεα πντα, Νισιβιν, Εφρτην διαβς, πντη δ σχον συνομλους Παυλον χων ποχον. πστις πντη δ προηγε κα παρθηκε τροφν πντη χθν π πηγης πανμεγθη καθαρν, ν δρξατο παρθνος γν κα τουτον πδωκε φλοις σθειν δι παντς ο νον χρηστν χουσα κρασμα διδουσα μετ ρτου. Ταυτα παρεστς ε πον βρκιος δε γραφηναι, βδομηκοστν τος κα δετερον γον ληθως. В Рим он меня отослал – царский город увидеть И царицу узреть в сандалиях и одеяньях златых, Видел народ я, несущий печать, что пресветла, Видел долину сирийскую, все города, Нисибис, И перешел я Евфрат, и везде сообщников встретил. Павел предтечей был мне, вера вперед везде шла И уделяла мне пищу везде – от источника Рыбу, Чистую и величайшую, – Дева Святая поймала Ее И передала друзьям, да вкушают Ее постоянно, И, Вином благим обладая, с Хлебом смешенье дала. Я повелел написать это все – предстоятель Аверкий, На земле прожив года семьдесят два . Надпись Аверкия представляет целый ряд в высшей степени ценных свидетельств по церковной географии II века. Во-первых, она указывает на тесные церковные связи Сирии с Римом, известные по другим источникам (Татиан Сириец). Аверкий посылается в Рим по церковным делам: он созерцает в нем Церковь как царицу в золотом наряде и с золотыми сандалиями , что, возможно, является косвенным свидетельством признания в Сирии первенства Римской Церкви в христианском мире.

http://pravoslavie.ru/50858.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аверкий Иерапольский, равноапостольный (ум. ок. 167) — епископ Иерапольский (во Фригии), равноапостольный, чудотворец. Проповедовал в Сирии, Месопотамии и М. Азии. Существует множество преданий о чудесах, совершенных Аверкием Иерапольским: исцелениях, изгнаниях бесов. В частности, знаменитый рассказ о том, как бесы похвалялсь заставить Аверкия посетить Рим и внушили имп. Марку Аврелию призвать епископа Аверкия изгнать беса из его дочери. Аверкий Иерапольский исцелив девушку, в благодарность попросил императора перенести языческий жертвенный камень в Иераполь, на котором велел вытесать свою знаменитую эпитафию. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ave...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010