59) «22 октября 1715 г. в память Святого Равноапостольного Аверкия Епископа Иерапольского Чудотворца, умерла раба Божия супруга сенатора князя Петра Алексеевича Голицына его княгиня Дарья Лукина, по фамилии Ляпунова, прожив 37 лет и 6 месяцев; тело ее положено напротив этой таблицы». 60) «5 декабря 1729 г. умерла раба Божия Евдокия, супруга князя Алексея Петровича Хованского, дочь Ивана Петровича Лодыженского, и положена на этом месте». 61) «10 февраля 1734 г. умер раб Божий порутчик князь Николай Петрович Голицын; прожив 25 лет и 3 месяца, погребен напротив этой таблицы». 62) «4 мая 1748 г. в день памяти Святой преподобномученицы Пелагеи, умер раб Божий капитан второго московского полка князь Алексей Петрович Голицын, в 2 часа дня; прожив 37 лет, 7 месяцев и 9 дней, погребен напротив этой таблицы». 63) «18 апреля 1756 г. в день памяти преподобного Отца нашего Иоанна ученика Святого Григория Декаполита , в 8 вечера умер раб Божий, младенец князь Алексей Александрович сын Голицыных, родившийся 5 февраля 752 г., именины его 12 февраля; прожил всего 4 года, 3 месяца и 12 дней, и 15 часов, погребен напротив этой таблицы». 64) «18 октября 1750 г. в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Луки, умерла раба Божия, жена князя Димитрия Михайлович Голицына, княгиня Анна Яковлевна». 65) «2 августа 1710 г. умер раб Божий князь Василий Борисович Голицын; прожив 29 лет». 66) «в августе 171 (1663) г. умерла раба Божия княгиня Екатерина Григорьевна, жена князя Василия Борисовича Голицына; прожив 22 года». 67) «13 ноября 1762 г. в 7 часов вчера в день память Святых Отца Нашего Иоанна Архиепископа Константинаграда Златоустого, умерла раба Божия боярыня Дария, дочь князя Василия Петровича Голицына, жена тайного Советника и государственной камер-коллегии Президента, Дмитрия Ивановича Кочетова, погребена в Москве в Богоявленском монастыре в палатке у гробов сродников ее господ князей Голицыных напротив этой таблицы; родилась, 7 сентября 1708 г.; именины – 19 марта, прожила 25 лет, два месяца и шесть дней».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Москва. Церковь Феодора Студита у Никитских ворот. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты На месте, где сейчас находится церковь, в 1624-1626 гг. Патриархом Филаретом (Романовым) был основан Феодоровский Смоленский Богородицкий мужской монастырь. Монастырь был больничным и домовым у Патриарха. В это время были построены храм и колокольня, одна из первых колоколен в г.Москве. В 1709 г. монастырь был упразднен, монахи переведены в Новинский монастырь, а храм стал приходским. Прихожанином храма был знаменитый полководец А.В.Суворов. При храме были похоронены его родные. Храм был закрыт после 1917 гю Колокольня сломана в 1930 гг. Реставрация храма началась в 1984 г., предполагалось в нем открыть музей Суворова. Богослужение возобновлено в 1992 г., восстановлена колокольня. Святыней храма является образ преподобного Феодора Студита. Главный престол освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, правый придел - в честь преподобного Феодора Студита Исповедника, левый - во имя Аверкия епископа Иерапольского. Многие москвичи и гости столицы знают храм Большого Вознесения Господня у Никитских ворот, потому что там венчался А.С.Пушкин. Но, увы, не многие замечают скромно стоящий напротив, утопающий в зелени ясеней и кленов, храм прп. Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) на Большой Никитской улице, 29. Церковь и колокольня были построены в 1624-1626гг. Федором Никитичем Романовым, будущим патриархом Филаретом. Святынями храма являются икона прп.Феодора Студита и икона Божией Матери «Песчанская». Для Москвы и для всей России ноябрьский праздник святого преподобного Феодора Студита оказался особенным днем. В XV-XVI столетиях на том месте, где стоит сейчас церковь во имя преподобного Феодора Студита, проходила главная дорога от Кремля к Великому Новгороду. «Большой Никитской» она стала позднее, когда отец патриарха Филарета, боярин Никита Захарьин –Юрьев в конце века основал здесь Никитский монастырь. Феодоровская же церковь появилась здесь значительно раньше.

http://sobory.ru/article/?object=02257

Новый монастырь чаще называли Феодоровским по приделу. По формам, полученным после реставрации 1990-х гг., храм и колокольня выглядят, как выглядели церкви, построенные в середине XVII в. Архитектурные формы и детали свидетельствуют о желании сделать монастырский храм в середине XVII в. похожим на тип монастырских храмов, сложившийся в XVI веке: пятиглавый собор с отдельно стоящей колокольней. В трапезной был сделан второй придел, симметричный приделу преподобного Феодора Студита, – святого Аверкия Иерапольского, чья память совершается 22 октября (4 ноября) – в день взятия Китай-города Вторым ополчением. Работы по украшению интерьера проводили патриаршие мастера, в том числе Назарий Истомин, писавший образа и выполнивший Царские врата для главного иконостаса. Колокольня, основание которой возможно относится к 1626–1627 гг., по-видимому, также перестраивалась в своей верхней части. В 1709 г. обитель упразднили, братию перевели в соседний Новинский монастырь, а церковь стала приходской. В ее приходе жил Василий Иванович Суворов, и в 1720 г. в этом храме был крещен его сын Александр, будущий великий полководец. Его родители были похоронены около алтаря храма, и доска с их надгробия сохранялась еще в XIX в. Феодоровская церковь пострадала во время пожара 1812 г. и была кардинально переделана. Четверик храма перекрыли большим сферическим куполом, из которого в центре выступала одна главка на тонком барабане. Алтарь перестроили в одну большую апсиду, сферический свод которой гармонировал с куполом. Своды трапезной заменили плоским потолочным перекрытием. Внутри проход из трапезной в центральную часть храма был расширен и украшен двумя ионическими колоннами. Храм получил ампирное оформление, характерное для 1820-х годов. В 1865–1873 гг. алтари приделов из трапезной выдвинуты на восток, в линию с главным престолом. Храм закрыли в 1920-е гг. В 1929 г. была сломана шатровая колокольня, от которой сохранился только нижний ярус. Церковь пострадала от осколков бомбы в Великую Отечественную войну. В 1950-1980-е гг. церковное здание занимали различные учреждения. Общественность предлагала сделать в храме музей А.В. Суворова. Реставрация началась в конце 1980-х гг. К 1990 г. были воздвигнуты пять глав, началось восстановление колокольни. В 1993 г. храм освятили. В нем хранится чудотворный список с Песчанской иконы Божией Матери, прославленной в городе Изюме. В иконостасе северного придела хранится икона святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, с частицами его мощей. В храм в 2000 г. один из прихожан передал икону Спасителя, хранившуюся у него в доме и спасенную в 1930-х гг. его бабушкой при разорении церкви Феодора Студита. Этот небольшой образ – единственное, что осталось от старого убранства. Храм назван по приделу, главный престол – Смоленской иконы Божией Матери. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17

http://sobory.ru/article/?object=02257

Когда святой оставался после сего в Риме еще некоторое время, утверждая в вере церковь Христову, ему в видении явился Христос и сказал: – Подобает тебе, Аверкий, быть в Сирии и там проповедовать имя Мое, утвердить Мои церкви и исцелить множество болящих. После сего видения Аверкий просил царя, чтобы он отпустил его; тот же не соглашался на его просьбу, боясь, как бы бес в отсутствие святого снова не вошел в его дочь. Святой увещал его оставить свой страх, уверяя, что бес не может возвратиться; только тогда, и то с неохотой, отпустил царь святого. Сев на корабль, Аверкий отплыл в Сирийскую область; сперва посетил он Антиохию, затем отправился в Апамею 6892 и в другие окружные города, восстановляя мир в церквах, потрясенных ересью маркионитов 6893 . Переправившись чрез Евфрат, святой посетил церкви в Низибии 6894 и во всей Месопотамии, оттуда он отправился в Киликию 6895 и Писидию 6896 , посетил также Синад 6897 , митрополию Фригийскую. Во всех тех областях и городах он принес Церкви великую пользу, многих неверных обратил в веру Христову, посрамил и заставил удалиться еретиков, верных утвердил в вере, заблудших наставил на путь истины, изгнал из многих людей нечистых духов, исцелил весьма многих, страдавших различными болезнями. Все стали называть его равноапостольным, ибо никто, кроме апостолов, не обошел так много стран и городов. Так святитель распространил славу Христа Бога и много послужил людям на их спасение и просвещение. После сего он возвратился в Иераполь. Жители Иераполя, услышав, что святитель их возвращается к ним и находится уже недалеко от города, все, от мала до велика, с женами и детьми, устремились навстречу ему, и с величайшею радостью, припадая к нему, как дети к отцу, принимали у него благословение, получить которое уже давно желали. Войдя в город, Аверкий отправился в церковь и, воссев на свой престол, преподал всем мир и стал поучать народ. И все радовались возвращению святого мужа, особенно же были утешены убогие и бедные, так как Аверкий принес с собою царский указ, повелевающий выдавать им каждый год по три тысячи мер пшеницы из царских податей. И выдавалась сия пшеница до времени Юлиана Отступника, который отменил указ и отобрал назад грамоту. По заботам святого, царским повелением, выстроены были также и бани при источнике теплых вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Остальные годы жизни своей святой Аверкий провел в преподобии и правде, разумно управляя своею паствою. О своей кончине он был извещен заранее: в видении ему явился Господь и сказал: – Аверкий, уже приблизилось время почить тебе от трудов твоих. После сего Аверкий собрал всю свою паству и, возвестив, что скоро окончится жизнь его, стал по обычаю поучать всех, умоляя слушателей своих, чтобы они всегда были непоколебимы в вере, не отчаивались в надежде и нелицемерно любили друг друга. Затем, приготовив себе гроб и подав всем в последний раз свое пастырское благословение, он предал Господу святую свою душу. Так окончил свое земное поприще святой равноапостольный Аверкий на 73 году жизни 6898 . Оплакав его, жители Иераполя благоговейно погребли его честное тело и возложили с большим трудом на могилу святого тот камень, который некогда повелением святого принесен был из Рима. И по молитвам святого много подавалось исцелений, как от его гроба, так и от источника теплых вод, изведенного его молитвами, коими и нам Господь да подаст Свою милость во веки. Аминь. Кондак, глас 8: Яко священника превеликаго, и апостолов совсельника, церковь почитает тя вся верных, Аверкие: юже твоими молитвами соблюдай блаженне, непобедиму и необуреваему от всякия ереси, и нескверну, яко приснопамятный. 6888 Ветхий деньми – так называется Первое Лицо Св. Троицы. Наименование это употреблено пророком Даниилом при описании одного из таинственных его видений в Вавилоне: «видел я, наконец, – говорит св. пророк, – что поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми». 6891 Парфяне – занимали области Азии, лежавшие между Евфратом и горными странами на Инде. Парфяне были кочевниками и в позднейшее время не утратили этого характера, отличаясь во всех войнах, как превосходные и храбрые всадники, в совершенстве владевшие стрелой и копьем. Война о парфянами была счастливо окончена в 165 г. Луцием Вером. 6893 Маркиониты – еретики II века, признававшие два начала: благого Бога и материю, находящуюся под владычеством диавола, или лукавого существа, вечного и злого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

22. Суббота. Празднование Казанской иконе Божией Матери. Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца. Свв. семи отроков, иже во Ефесе. Прпп. Феодора и Павла Ростовских. Приводим порядок совершения бденной службы в честь Казанской иконы Божией Матери. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 8 (стихира, глас 8-й: «Высокий Царю...» – дважды) . «Слава» – Богородицы, глас 8-й: «Приидите, возрадуемся...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Тебе вси роди...». На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Воспоем, людие...». По Трисвятом – тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Богородицы. Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы по полиелее, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 8-й: «Приидите, возрадуемся...» (см. на «Господи, воззвах»). Каноны: Богородицы 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и 2-й на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален Богородицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Святая Твоя и сообразная икона...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й (единожды). На часах – тропарь и кондак Богородицы. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы. В храме Богородицы и святого – тропарь Богородицы (Казанской иконы). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (Казанской иконы). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы. Апостол и Евангелие – Богородицы. По «Изрядно...» поется «Достойно есть». Примечание. Рядовые Апостол и Евангелие переносятся на пятницу (21 октября). Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-04/

В системе средневек. жанров Ж. л. занимает особенное место. Некоторые ее разновидности связаны непосредственно с богослужением, другие больше предназначены для индивидуального чтения. Особый род агиографических текстов представляют патериковые рассказы, повествующие об иноках той или иной обители (или местности). Спецификой этих текстов является, как правило, изложение не полного жизнеописания отцов-подвижников, а отдельных событий их жизни, которые в сочетании с изречениями старцев составляют популярный жанр христ. книжности - Патерики (от греч. πατρ - отец), или Отечники. Наличие в житии особых сюжетов и мотивов связано с чином святости прославляемого подвижника. Жития мучеников Мученичество - сознательная и добровольная смерть во имя утверждения христианской веры. Следование подвигу Христа - мотив, ставший впоследствии идейной и художественной доминантой житийных текстов как жанра (в западной научной литературе используется термин imitatio Christi, употребляемый также и отечественными исследователями). Предсмертной фразой подвижника часто является мольба ко Господу о прощении его мучителей, восходящая к словам распятого Христа: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк 23. 34; ср.: Мф 5. 44). Библейским образцом в подобных эпизодах может являться первомч. Стефан , повторивший перед смертью слова Христа: «Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велиим: Господи, не постави им греха сего» (Деян 7. 59-60). Широкое распространение в агиографических текстах получили слова Спасителя, произносимые святыми перед смертью: «В руце Твои [Господи] предаю дух Мой» (Лк 23. 46). Жития просветителей народов (миссионерские жития) в большинстве своем ориентированы на апостольские жития. В агиографической традиции св. миссионерам усвоен особый титул, подчеркивающий их подобие апостолам,- равноапостольный (σαπστολος): равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич , равноап. Нина , просветительница Грузии, и др. Одними из первых христ. текстов, в к-рых был использован этот титул, являются апокрифические Деяния ап. Павла и первомц. Феклы и Житие Аверкия, еп. Иерапольского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью " Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче " . Так писалось в путеводителе по окрестностям Москвы середины XIX века. Однако под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани. Эта версия представляется более вероятной. Церковь Казанской иконы Божией Матери была домовой, при Коломенском дворце и соединялась с ним переходом. Приделы: южный Дмитрия Солунского, северный Аверкия Иерапольского. Роспись стен XIX в. В иконостасе сохранились иконы XVII в., в т.ч. Казанская Богоматерь начала XVII в. Согласно сведениям,помещённым на официальном сайте музея-заповедника " Коломенское " , деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х гг. В 1651 г. взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма. Храм посвящен одной из наиболее почитаемых в России икон Богоматери – Казанской, с чудесным заступничеством которой связывали свое избрание на царство государи из рода Романовых. Расположенный в центре Государева двора храм служил домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского. http://kolomenskoe.prihod.ru/ Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=03299

Когда воцарился Иоанн Acehь II, далеко расширивший пределы своего царства, была выстроена, по царскому желанию, в Тернове, церковь во имя 40 мучеников, в которой и положены были мощи св. Илариона.   Тропарь, глас 3: Чудо явився извещения,/делы возсиял еси добродетелей Божиих,/монашествующих лики упасл еси,/архиерейская седалища изчистил еси,/еретическаго же нападания не усумневся,/церкви Христовы воздвигл еси,/преподобие Иларионе,/умер, яко спя,/тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/и подает цельбы болящим от различных недуг,/и демоны прогоняет,/сего ради молим тя:/моли спастися душам нашим.   Кондак, глас 3: Яко светоносная явися, архиерее, память твоя, тьму разруши уныния, и свет облиста даров небесных, вся созывающи ина радость: от Бога бо Иларионе, благодать обрел еси, и монахом был еси степень. Память святых мучеников Дасия, Гаия и Зотика Святые Дасий, Гаий и Зотик, находясь в Никомидии, вошли однажды в идольское капище и разрушили жертвенники. За то они были подвержены всевозможным истязаниям и мучениям. Они были подвешены на дереве, при чем их строгали конскою скребницею и терли тела их волосяными полотнищами. Видя, что они презирают всякие муки и при этом обличают суетность идолов и громогласно проповедуют Христа Бога, единосущного со Отцом и Святым Духом, мучители повесили им на шею камни и бросили в море, где святые и нашли свое упокоение [ 1 ]. Память 22 октября Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского В царствование Марка Аврелия [ 1 ], сына Антонина, в городе Иераполе [ 2 ], населенном по преимуществу язычниками, был епископом святой Аверкий. Однажды там справлялся торжественный праздник в честь идолов, и все неверующие, собравшись в свой храм, ликовали и покланялись своим бездушным богам — идолам, принося им жертвы. Святой Аверкий, при виде такого зрелища, прослезился, скорбя о том, что люди, ослепленные безумием, оставив Бога, покланяются бесам, и, забыв Создателя, чтут творение рук человеческих. Затворившись у себя дома, епископ молился, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Москва. Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (утраченный). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Аверкия Иерапольского Архитектурные стили: Узорочье , Классицизм Год постройки:Между 1635 и 1636. В 1730-х заменены покрытия, в нач. 19 в. изменён декор. Первая колокольня заменена новой шатровой к 1650, в 1805 заменена вновь, в 1865 надстроена 3-м ярусом. В 1923-33 реставр. с восст. изнач. форм. Год утраты:1936 (снесён) Архитектор:Обросим Максимов (руководитель артели), П.Д. Барановский (реставрация 1923-1933) Адрес: Россия, г. Москва, на месте существующего собора по адресу: Никольская ул., д. 3 Координаты: 55.755465, 37.619274 Проезд:станции метро " Площадь Революции " , " Охотный ряд " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был сооружен на Красной площади на вклад князя Дмитрия Пожарского в благодарность Богу за победу над поляками в 1620 году. В 1650 году была выстроена колокольня храма. Храм неоднократно перестраивался. А в 1936 году был окончательно разобран. Воссоздан в 1990-1993 гг. по обмерам архитектора П.Д. Барановского, который успел до уничтожения собора произвести обмер при его реставрации в 1925-1930 гг. Казанской иконы Божией Матери на Красной площади собор Красная площадь – главная площадь Москвы, на которой с древних времен стояли два выдающихся памятника русской военной славы. Это собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, возведенный в честь победы над татарами, и собор Казанской иконы Божией Матери, поставленный в память освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. В 1612 г. к Москве подошло русское войско, руководимое князем Д.М. Пожарским и купцом К. Мининым. Как главную святыню они имели с собой список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. 22 октября русским ополчением приступом был взят Китай-город и окружен Кремль. Успех этого штурма современники связали с покровительством Божией Матери и помощью чудотворной Казанской иконы. Тогда князь Д.М. Пожарский дал обет построить в память этого дня храм в честь этой иконы. Через пять дней поляки, сидевшие в Кремле, сдались.

http://sobory.ru/article/?object=44871

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010