Казанский собор воссоздали за три года. Освящен он был 4 ноября 1993 г. Восстановили его в первоначальных формах, с шатровой колокольней, двумя приделами и галереей-папертью. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Казанский у Воскресенских ворот собор с приделом Аверкия Иерапольского чудотворца, стенами, кроме того, что от подорвания арсенала и Кремля крышки во многих местах пробиты, от пожара цел; утварь церковная золотая и серебряная с драгоценною ризницею вся без остатка разграблена. По освящению настоящего храма служба в нем продолжается. Приходских дворов не имелось, а содержится собор на жалование. Протоиерей Иоанн Сергеев, у него собственный дом частью сгорел; священник Николай Яковлев, у него собственный деревянный дом сгорел; дьячок Андрей Васильев, у него дом собственный, деревянный сгорел; у других священника и диакона дома целы, у дьячка второго дома не было. Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г. Существовавший ранее Казанский собор находился на углу Красной площади и Никольской улицы. Построен был князем Дмитрием Михайловичем Пожарским в честь Казанской иконы Божией Матери по поводу освобождения в 1612 г. Москвы от поляков, освящен в 1636 г. Свой древний наружный вид собор утратил в XIX в. после обновления 1825 г. и постройки колокольни в 1865 г. Внутри сделан новый иконостас на древние иконы в 1849 г., а существующая стенопись исполнена в 1873 г. Придел один, северный, освященный во имя Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, память которого празднуется 22 октября. Казанская икона Божией Матери чудесно явилась в г. Казани в 1579 г.; и в честь иконы был установлен праздник на 8 июля, а служба была написана местным священником о. Ермолаем, который позже в 1606 – 12 гг. с именем Ермогена был в Москве всероссийским патриархом. В 1612 г. бедствовали православные по всей России; самую Москву надо было освобождать от засевших в ней поляков. По грамотам вдохновленных св. Ермогеном властей Троицкой Лавры собралось ополчение Минина и Пожарского, одушевленное одною общею мыслью: «умрем за веру православную!». При войске, как его главная святыня, находилась Казанская икона Божией Матери; молитвам перед Казанскою иконою наши великие предки приписывали свои военные успехи.

http://sobory.ru/article/?object=44871

Скачать epub pdf Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, Память 22 октября В царствование Марка Аврелия 6885 , сына Антонина, в городе Иераполе 6886 , населенном по преимуществу язычниками, был епископом святой Аверкий. Однажды там справлялся торжественный праздник в честь идолов, и все неверующие, собравшись в свой храм, ликовали и поклонялись своим бездушным богам – идолам, принося им жертвы. Святой Аверкий, при виде такого зрелища, прослезился, скорбя о том, что люди, ослепленные безумием, оставив Бога, поклоняются бесам, и, забыв Создателя, чтут творение рук человеческих. Затворившись у себя дома, епископ молился, говоря: – Боже веков и Господи милости, Ты создал всю вселенную и управляешь ею, Ты послал Единородного Сына Своего на землю, чтобы Он воплотился ради человека, – милостивым оком взгляни ныне с небес на весь мир; не оставь и города сего, где Ты поставил меня пастырем словесных овец Твоих; посмотри на помраченных людей: честь, Тебе подобающую они воздают не Тебе, а скверным бесам, идолам, которых сами же себе сотворили; избави, Господи, этих заблуждающихся людей от погибели, из тьмы приведи их к истинному Твоему свету, сопричти их к избранному Твоему стаду! После сей усердной молитвы святой уснул, так как уже наступила ночь, и вот, в сонном видении ему предстал юноша необычайной красоты; он, давая Аверкию жезл в руки, говорил: – Иди, Аверкий, во имя Мое и этим жезлом сокруши начальников заблуждения! Пробудившись от сна, Аверкий понял, что в видении ему явился Сам Господь и почувствовал он в сердце своем несказанную радость. Исполнившись рвением, он тотчас встал и, взяв попавшийся ему кол, тою же ночью в девятый час 6887 отправился он к храму Аполлона, где накануне происходил праздник языческий и было принесено множество жертв. В этом храме находилось много драгоценных, прекрасно убранных, идолов. Подойдя к храму, Аверкий нашел двери его запертыми; он ударил в них, и они тотчас распахнулись перед ним. Войдя в храм, святой епископ сначала стал поражать главного идола Аполлона, а затем и других. Всех их он сокрушил и разбил на мелкие части. Глухие же и немые идолы, будучи бездушными и не обладая силою, не могли защищаться, когда святой сокрушал их. Только слышался стук от их падения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однажды бес, сидевший в ней, закричал: «Никто не может меня изгнать отсюда, кроме Аверкия, епископа Иерапольского». Император Марк Аврелий написал послание к своему восточному проконсулу Евксениану Поплиону и просил его привести к нему с честью святого Аверкия для исцеления дочери. Прибыв в Рим, святой освободил Лукиллу от злого мучителя. В благодарность Марк Аврелий исполнил просьбу святого, чтобы каждый год раздавалось бедным по три тысячи мер пшеницы и были бы построены бани при источнике теплых вод для исцеления больных. Когда святой еще находился в Риме и утверждал в вере Церковь Христову, ему в видении явился Христос и сказал: «Подобает тебе, Аверкий, быть в Сирии и там проповедовать Имя Мое, утвердить Мои Церкви и исцелить множество болящих». За распространение славы Христовой и многие труды ради спасения людей святого Аверкия стали называть равноапостольным, ибо только апостолы обошли так много стран и городов, благовествуя Истину. Святой просветил множество людей в Сирии, Киликии и Месопотамии. После этого святитель Аверкий возвратился в свой родной город Иераполь, где был встречен с величайшей радостью согражданами. О своей кончине святой равноапостольный Аверкий был извещен в видении. Подав всем в последний раз свое пастырское благословение, он предал Господу святую душу на 73 году жизни († около 167). Семь Ефесских святых отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Антонин, Ексакустодиан (Константин) и Иоанн Семь Ефесских святых отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Антонин, Ексакустодиан (Константин) и Иоанн . Церковь Христова была гонима во дни нечестивого римского царя Декия (249–251). Многие христиане, боясь безжалостного мучителя, скрывались от гонений. В Ефесе в то время жили семь воинов-отроков. Они бьши сыновьями уважаемых городских начальников. Юноши с детства были друзьями и вместе молились, постились, покоряли свою плоть духу и строго соблюдали целомудрие. Когда царь Декий пришел из Карфагена в Ефес, он решил вместе с язычниками принести жертву идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одна знатная женщина, по имени Фриелла, мать Евксениана Поплиона, проконсула восточного, будучи слепой и слыша о том, что Аверкий исцеляет много различных болезней, велела вести себя к святому мужу. Она застала Аверкия учащим народ и, припав к ногам его, просила святого, чтобы он отверз ее потерявшие зрение очи. Заботясь прежде всего о просвещении душевных очей Фриеллы, святой спросил ее, верует ли она во Христа, Который отверз очи слепорожденному? Когда Фриелла дала обет уверовать и проливала обильные слезы на ноги Аверкия, святой, помолясь Богу, прикоснулся к ее очам и сказал: – Свете истинный, Иисусе Христе, прииди и отверзи очи рабы Твоей! Тотчас Фриелле возвратилось зрение, и она восприняла крещение от святого. Крестившись, она вручила святому половину своего имения, чтобы он раздал нищим и, получив наставление от него, возвратилась к себе. Сын ее, проконсул Евксениан Поплион, видя мать прозревшею и узнав, что ей отверз очи своими молитвами святой Аверкий, захотел видеть его и воздать ему благодарность за исцеление своей матери. Святой же научил Евксениана вере и обратил его ко Христу. После сего три других женщины, также пораженные слепотою, приступили к святому и, поклонившись ему, сказали: – И мы веруем в Иисуса Христа, Коего ты проповедуешь; поэтому мы молим тебя, отверзи и нам очи, подобно тому, как отверз ты их Фриелле. Святой же отвечал на это: – Если вы действительно веруете в истинного Бога, как утверждаете, то увидите свет Его. Сказав сие, святой возвел очи свои к небу и стал молиться. Во время молитвы святого с небес снисшел луч неизреченного света, превосходивший сияние солнца, и озарил то место, где стоял на молитве святой Аверкий. Все, бывшие там, не могли перенести сей неизреченный свет, пали на землю и только три слепые женщины стояли неподвижно. Когда луч коснулся очей слепых женщин, они прозрели и блистание небесного света прекратилось. Святой спросил прозревших: – Что увидели вы прежде всего, когда вернулось вам зрение? Тогда первая сказала: – Я видела Ветхого деньми 6888 , Который прикоснулся к очам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В житии св. равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, совершенно опущены: речь Аверкия о покаянии к обратившимся в христианство язычникам; беседа Евксениана, сына исцеленной от слепоты Фригеллы со св. Аверкием; рассказ о сношениях царя и царицы с женихом своей дочери Лукиллы; описание путешествия посланных за св. Аверкием сановников Валерия и Вассиана и их прибытие к святому; встреча святого с Трифимионом; приказ императрицы в Иераполь – исполнить волю св. Аверкия и эпизод о немилосердных земледельцах 502 . В житии св. великомученицы Параскевы, кроме некоторых подробностей допроса, опущена та замечательная молитва , которую произносит св. мученица перед своею смертью, а также и тот небесный ответ, который последовал на эту молитву 503 . В страдании св. первомученицы Феклы совсем пропущены приведенные у Метафраста, главного источника жития, некоторые речи (напр., матери и жениха к св. Фекле), а также весь тот отдел, где подробно рассказывается об учениках св. апостола Павла Димасе и Ермогене, так как этот отдел непосредственного отношения к страданиям св. Феклы не имеет 504 . В житии св. великомученика Артемия, по той же, вероятно, причине опущен тот спор о вере, который ведут свв.мм. Евгений и Макарий с Юлианом отступником 505 . В страдании св.м. Иулиана умолчено о том, что воины, сопровождавшие святого, били его «всю ту дорогу, которая ведет в Melsim» и что игемон Флавиан перед мучениями снова убеждал Иулиана отречься от Христа 506 . В житии свв.мм. Сергия и Вакха, кроме других выпусков, Святитель не передал рассказанное у Метафраста явление им Ангела, когда после прибытия к Антиоху, они находились в темнице 507 . Наконец, в иных, правда очень редких случаях, Святитель умалчивал и об юношеских годах святых, об их происхождении, возрастании и постепенном духовном развитии, и начинал свое повествование прямо с их подвигов и страданий за Христа 508 . Из произведенного нами разбора и анализа житий видно, что выпуски, которые делал свят. Димитрий, были весьма разнообразны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вот и краткое описание успения святого: “… Тогда лицо его чудно просветлело, свидетельствуя, что душа его с радостью отделилась от святого его тела, а его мощи и до сих пор почивают в Антониевой пещере в Киево-Печерской Лавре” . Давайте остановимся и на выдержках из жития св. Аверкия, епископа Иерапольского , который святительствовал во время царствования римского императора Марка Аврелия (161–180). Обратим внимание на то, что святой лечил людей напрямую, в один миг, призывая имя Божие (Ванга никогда не делала так), возлагал руки даже и на слепых и они прозревали и что, прежде всего, он заботился о спасении человеческих душ. Не написано, что он использовал петушиные сердца или что разбивал кувшины. “А св. Аверкий обратился к народу своими боговдохновленными словами и поучал его познать Бога и говорил ему даже до девятого часа дня. После этого велел принести к нему всех больных, призывал над ними имя Иисуса Христа, возлагал на них руки и исцелял их Господней благодатью. А люди слушали с вниманием его слова и видели чудеса, которые он творил, и поверили в нашего Спасителя – Господа Иисуса Христа, и просили св. Аверкия их окрестить. … Была там и одна благородная женщина, по имени Фриелла, мать правителя восточных стран Евксениана Поплиона, которая была слепой. Она узнала, что у св. Аверкия дар от Бога лечить многие и самые разные болезни, и велела своим слугам привести ее к нему. Она застала его поучающим народ, пала к его ногам и просила исцелить ее слепые глаза. Но святой, который первым делом заботился о прозрении ее духовных глаз, спросил ее: – Веришь ли ты в Господа Иисуса Христа, Который открыл глаза слепорожденному? Женщина обещала, что поверит, и слезами омывала ноги его. Тогда святой архиерей помолился Богу, прикоснулся рукой к ее глазам и сказал: – Иисусе Христе, Который есть истинный Свет, приди и открой глаза Твоей рабыне! – Сразу после этих слов Фриела начала хорошо видеть и приняла Крещение из его рук. Она поверила в Христа от всего сердца и дала половину своего имения Божьему угоднику, чтобы он раздал его бедным, а он долго наставлял ее как спасти душу и проводил ее с миром” .

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЙ [Клавдий Аполлинарий; греч. Απολ(λ)ινριος Ιεραπολτης, лат. Claudius Apollinarius (Apollinaris) Hierapolitanus] (II в.), свт. (пам. зап. 8 янв., 7 февр.), еп. Иерапольский, апологет и антиеретический писатель. Во времена имп. Марка Аврелия был епископом г. Иераполь в М. Азии. В 176 г. А. адресовал императору апологетическую речь, в к-рой подчеркивал заслуги христ. легиона во время войны с герм. племенем маркоманнов (ср.: Euseb. Hist. eccl. V 5. 4). Из др. его соч. известны 2 книги «К иудеям», апология «К эллинам» в 5 книгах, трактат «Об истине» в 2 книгах (Ibid. IV 27). Два последних, а также соч. «О благочестии» были доступны в IX в. Патриарху К-польскому свт. Фотию , к-рый с похвалой отзывался о стиле автора и о нем самом ( Phot. Bibl. Cod. 14). В наст. время все произведения А. утрачены. От соч. «О Пасхе» сохранилось лишь неск. фрагментов (Chron. Pasch. P. 14; PG. 92. Col. 79-81). А., снискавший славу «мужа достославного и выдающегося как знанием божественного, так и светской образованностью», боролся с ересью Монтана ( Theodoret. Haer. fab. III 2; Euseb. Hist. eccl. IV 24). Еще будучи священником, по воле еп. Иерапольского свт. Аверкия А. написал соч. против этой т. н. Фригийской ереси. Став епископом, А. выступил в качестве одного из инициаторов Иерапольского Собора, на к-ром ок. 20 епископов осудили монтанизм и отлучили от Церкви как лжепророков Монтана и его последовательницу Максимиллу. Послание А. против монтанистов упоминает Евсевий (Ibid. V 19). По свидетельству блж. Феодорита (Haer. fab. I 21), А. написал также сочинение против энкратитской секты севириан . А. принимал участие в споре о дне празднования Пасхи , разгоревшемся ок. 167 г. (ср.: Euseb. Hist. eccl. V 23-24). Из сохранившихся кратких фрагментов можно заключить, что он осуждал традицию, согласно к-рой Христос пострадал на др. день после вкушения пасхальной трапезы: 14 нисана А. называет «истинной Пасхой Господней, великой жертвой», «вместо агнца Сын Божий, связавший крепкого, связан, осужден Судия живых и мертвых, предан в руки грешников на распятие… и погребен в день Пасхи» ( Otto. Fragm. 4: De Pascha; ср.: Ин 18. 28, см. Пасхальные споры ).

http://pravenc.ru/text/75620.html

Последнее сочинение Мелитона носило заглавие «Ключ»; но неизвестно, в чем заключалось его содержание 314 . Кроме этих литературных трудов Мелитон оставил после себя славу великого святого 315 . Азийские епископы насчитывали тогда в своей среде много и других знаменитостей: Папирия, заступившего место Поликарпа во главе смирнской церкви, Сагария, епископа лаодикийского, претерпевшего мученичество при проконсуле Сергии Павле (ок. 167 г.), Фразея, епископа Евмении во Фригии, пострадавшего в Смирне, Аполлинария, епископа Иерапольского, ученого и апологета, подобно его сотоварищу в Сардах 316 . Св. Ириней, уроженец Азии, знавший и слышавший в детстве Поликарпа, припоминает старых «пресвитеров», предания которых он любил противопоставлять гностическим новшествам. Один из них написал против Марка, ученика Валентина, сатиру в ямбических стихах, от которой до нас дошел отрывок 317 . По этим немногим памятникам и обломкам, уцелевшим от целого ряда исторических невзгод, можно видеть, насколько христианство в Азии было уже живым и деятельным. Рим и Азия – вот два главных христианских центра во II веке; вне их не происходит ничего важного. В Азии не случается ни одного события, которое не встретило бы немедленного отклика в Риме, и наоборот. Сообщение по морю, всем доступное, облегчало сношения. Поликарп, Маркион, Иустин, Тациан, Родон, Ириней, Аттал Пергамский, Александр Фригиец, (из них три последние, – переселенцы в Лион), показывают нам примеры этого. Сюда можно присоединить Аверкия, епископа Иерапольского, который из глубины Фригии прибыл в Рим, где он мог лицезреть великолепие столицы и жить посреди народа, «отмеченного славной печатью», как он называет христианский народ 318 . Впрочем споры о монтанистских пророчествах, о Пасхе и о модализме еще яснее выставят на вид этот постоянный обмен сношений между почитаемыми азийскими церквами и великой столицей Запада. 295 Когда ап. Павел высадился в Путеоле в 61 г., он был встречен группой верующих, живших здесь (Деяния, ΧΧV ΙΙΙ, 14). Весьма возможно, что эта группа организовалась и держалась в тесном единении с Римской церковью, но мы об этом ничего не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В частности, он раскрывает православный духовный настрой мыслителя Константина Леонтьева , к которому тот пришел в конце жизни. Особенно ценны биографические работы архим. Константина, посвященные многим замечательным современникам: старцу схимонаху Игнатию; талантливому церковному писателю и проповеднику иером. Мефодию, скончавшемуся в молодом возрасте; духовнику Джорданвилля игумену Филимону Валаамцу; обличителю современной неправды игум. Амвросию (Коновалову); историку Н.Д. Тальбергу и нескольким профессорам. Глава тринадцатая. Архиепископ Аверкий (Таушев) §1. Жизнеописание Архиеп. Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) родился 19 октября/1 ноября 1906 г. в г. Казани в семье дворянина Симбирской губернии Павла Сергеевича Таушева и его жены Марии Владимировны. Вскоре после революции, в январе 1920 г.. Таушевы эмигрировали в Болгарию, в г. Варну. Здесь архиеп. Аверкий поступил в русскую гимназию, которую окончил в 1926 г. с золотой медалью. Большое духовное влияние на архиеп. Аверкия оказал его духовник архиеп. Феофан (Быстров) , бывший Полтавский. По его благословению архиеп. Аверкий поступил на Богословский факультет Государственного университета Софии, который окончил в 1930 году. 17 мая 1931 г. архиеп. Аверкий был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре села Изы, Хустского округа, на Карпатской Руси, с наречением имени в честь св. равноап. Аверкия, епископа Иерапольского. На следующий день он был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году – во иеромонаха. Затем он служил на разных приходах, нес обязанности редактора и издателя «Православного Карпато-русского Вестника», преподавал Закон Божий в гимназии. В 1937 г. архиеп. Аверкий был возведен во игумена, в 1939 г. назначен первым референтом епархиального управления Мукачевско-Пряшевской Епархии. В связи с венгерской оккупацией Карпатской Руси архиеп. Аверкий в 1940 г. переехал в Белград. Там он нес различные послушания под руководством митр. Анастасия (Грибановского) , в частности, преподавал пастырское богословие и гомилетику на миссионерских пастырских курсах.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Поучение в неделю о Слепом Ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божия на нем (Иоан. 9:3). Однажды Иисус Христос, проходя по городу Иерусалиму, увидел человека слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Учитель! кто согрешил? он или родители его, что родился слеп! Иисус Христос ответствовал: ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божия на нем. И точно, великое Божие чудо сотворил Господь над этим слепорожденным. Он плюнул на землю, из плюновения сделал брение – грязь, этим брением помазал глава слепому и сказал ему: иди, умойся в купальне Силоамской. Слепой умылся, и прозрел. После этого чуда, бывший слепой твердо уверовал в Иисуса Христа, Сына Божия, и стал прославлять Его. Слушатели христиане! Слепых людей не мало у нас; не мало также всяких больных и калек, бедствующих и несчастных. А кто не знает, как тяжело переносить горе и несчастье, особливо же великое? Но как бы ни было тяжело это горе, и от чего бы оно ни происходило, от наших ли грехов, или по особенной воле Господней, мы не должны забывать, что оно очищает души наши от грехов, приближает нас к Богу и царствию Христову, если только мы переносим его с покорностью воле Господней. Посмотрим на этих бедствующих людей и скажем им посильное слово для утешения. Вот человек, который, по несчастью, ослеп. Весь Божий мир сделался для него темницею. Не нам судить о том, почему он ослеп. Мы скажем словами своего Спасителя: да явятся дела Божия на нем. И точно, если всякий слепой терпит свое горе безропотно, с верою в Бога, то он за свою веру и терпение увидит некогда свет небесный, неизреченную красоту и славу вечного царствия Христова. Были слепые, которых Господь, даже здесь – на земле, удостаивал видеть эту небесную славу. В житии св. равноапостольного Аверкия, Епископа Иерапольского, говорится: три слепые женщины, по молитве св. Аверкия, обещаясь по прозрении уверовать в Бога, увидели такое чудо: три луча неизреченного света, превосходящие солнечное сияние, облистали место, ослепили всех, а слепым женам открыли зрение, из которых одна увидела Бога Отца, другая Бога Сына, третья Бога Духа Святого (Чет. Мин. 22 октября). Вот какое великое Божие дело явилось над слепыми женами! – Скажем далее. Вот больной и убогий калека! Жалко смотреть, как он борется со своею болезнью: иной больной страдает даже и до самой смерти своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010