Впоследствии архиепископ Аверкий рассказывал, как в деревнях на Прикарпатской Руси справляли Пасху бывшие униаты, с какой жадностью они переходили в Православие, как переживали они предпасхальную скорбь и как торжественно и энергично выражали пасхальную безпредельную радость. Воспоминание этой радости вызвало в нем слезы умиления. Вначале православных приходов было восемь, впоследствии численность возросла до двадцати четырех. 30/17 мая 1931 г. епископом Битольским Иосифом (Цвиовичем) Александр был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре (наместником тогда был архимандрит Матфей (Вакаров)) при селе («деревне святых») Иза Хустского округа с наречением имени Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, а на следующее утро – рукоположен во иеродиаконы. В 1932 г. в праздник Благовещения в Девичьем монастыре на Домбоках близ с. Черленева, Мукачевского округа, епископ Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданички) совершил его рукоположение во иеромонахи. В июне того же года отец Аверкий был переведен в Николаевский монастырь в качестве помощника о. архимандрита Матфея и для окормления приходов Нанкова и Боронявы, а в сентябре – определен помощником настоятеля прихода в Ужгороде, а вскоре стал исполнять и обязанности настоятеля. К середине 1920-х годов в Ужгороде уже существовала община беженцев, насчитывающая более 150 русских. В 1931 г. к Рождеству был построен и храм-памятник русским воинам, павшим в Карпатах в Великую войну. Отец Аверкий не только любил свою паству, но и не забывал о тех, кто остался на Родине. В дни, когда в СССР отмечали очередную годовщину Октябрьской революции, он при полном храме служил заупокойную литургию и панихиду по убиенным, замученным и безвременно сошедшим в могилу русским людям. А в селе Ладомирове архимандрит Виталий (Максименко) полностью восстановил к 1933 году и официально зарегистрировал преподобного Иова Почаевского типографию и иноческую обитель, где бывал и отец Аверкий. Здесь все возрастало печатание периодических изданий, календарей, богослужебных книг, которые расходились по всему русскому Зарубежью. В 1934 году, после своей архиерейской хиротонии, епископ Виталий (Максименко) приезжал к иеромонаху Аверкию в Ужгород, где было польское консульство. Отец Аверкий был очень рад оказать ему содействие в получении польской визы для поездки в Почаевскую лавру, так как у него были хорошие отношения с польским консулом, прекрасно говорившим по-русски.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

один из значительных городов Болгарии, в древности бывший даже столицею. < >< back 1) > < >< back 2) > Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского с 161 по 180 г. богатый город в Фригии, области Малой Азии считались от восхода солнца так, что 9-й час соответствовал нашему 3 часу пополуночи. деньми — так называется Первое Лицо Св. Троицы. Наименование это употреблено пророком Даниилом при описании одного из таинственных его видений в Вавилоне: «видел я, наконец, — говорит св. пророк, — что поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми». лица, управлявшие провинциями Римского государства. место конских скачек и состязаний в езде на колесницах. занимали области Азии, лежавшие между Евфратом и горными странами на Инде. Парфяне были кочевниками и в позднейшее время не утратили этого характера, отличаясь во всех войнах, как превосходные и храбрые всадники, в совершенстве владевшие стрелой и копьем. Война о парфянами была счастливо окончена в 165 г. Луцием Вером. один из городов Сирии. еретики II века, признававшие два начала: благого Бога и материю, находящуюся под владычеством диавола, или лукавого существа, вечного и злого. или Низибида — большой и многолюдный город провинции Мигдонии, в Месопотамии. юго-восточная береговая страна Малой Азии. область Малой Азии. или Синнады, город на севере Фригии, близ горной цепи, где находились знаменитые Синнадские мраморные ломки. Ныне развалины близ Ескикари — Гассаф. около 167 года. Память святых мучеников Александра епископа, Ираклия воина и четырех жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии пострадали в Адрианополе в III веке. Память преподобных Феодора и Павла Ростовских, основателей Борисоглебского монастыря основу изложения положена здесь «Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть его начало, еже исперва от древних старец слышахом и мало писания обретохом», написанная в XVI веке в самом Борисоглебском монастыре и сохранившаяся в рукописи XVI-ro века в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, в сборнике за 782. — Борисоглебский второклассный монастырь существует и теперь и находится в Ярославской губернии в Ростовском уезде в 18 верстах от Ростова по дороге (теперь шоссейной) из Ростова в Углич, на реке Устье, которая, соединившись в девяти верстах от Ростова с вытекающею из Ростовского озера рекою Версою, образует реку Которость, впадающую в Волгу в г. Ярославле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Глава 67. О ЯВЛЕНИИ ЧУДОТВОРЦА СЕРГИЯ ГАЛАСУНСКОМУ АРХИЕПИСКОПУ АРСЕНИЮ 140 Не подобает обходить молчанием и следующий случай. Прошу вас, прилежно внимайте без всякого сомнения, удалившись от суетного шума, приклоните уши ваши и послушайте о предивных чудесах великого отца нашего и чудотворца Сергия, в особенности же о чуде, случившемся недавно в царствующем граде Москве. В то время как супостаты окружили с оружием царствующий град, галасунский Архиепископ находился в Кремле, осажденном окаянными поляками и немцами, и обнищал совершенно, потому что дом его поляки и немцы разграбили, а все богатство и запасы расхитили. Архиепископ умирал от голода и уже прощался с жизнью: прочитав отходную молитву, он лежал в келье, и был при нем лишь один старец-келейник. В это время и явился ему великий в чудесах Сергий – тихо подошел к келье и сотворил молитву. Архиепископ, совсем обессиленный, едва мог ответить: «Аминь», и тогда в келлию его вошел Преподобный Сергий, и вся келья озарилась ярким светом. И сказал ему святой: «Арсений, по молитвам Всенепорочной Владычицы нашей Богородицы и ради великих святителей Петра, Алексия и Ионы и всех святых, – да и я, грешный, с ними вместе был ходатаем, – Господь Бог передает завтра Китай-город в руки православных христиан, а всех врагов ваших вскоре низложит и из града извергнет». Архиепископ Арсений поднял глаза и ясно увидел великого чудотворца Сергия, стоящего близ его постели, и, узнав преподобного, встал с трудом на ноги и поклонился ему. Святой же стал невидим, и яркий свет, озарявший келлию, рассеялся. Архиепископ был в сознании, причем почувствовал себя совершенно здоровым и благодарил Бога до самого утра. А на следующий день, двадцать второго октября 121 (1613) года, на память иже во святых отца нашего Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца, воеводы взяли штурмом Китай-город, по слову святого Сергия. Рассказывают еще о множестве других чудес великого чудотворца Сергия, случившихся во время осады его обители, но мы закончим повествование об этом, потому что история сохранила особое пространное сказание о сражении за дом Живоначальной Троицы и Преподобного Сергия и о том, как его молитвами и явлениями много раз бывали спасены люди, оказавшиеся в осаде в обители святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

К. постоянно упоминается также как ставка, пункт сбора войск и обороны: здесь стояли армия крымского хана Казы-Гирея и вышедшие против него рус. полки (1591). Летом 1601 г. Лжедмитрий I, подойдя к Москве, построил в К. небольшое укрепление. Казаки И. И. Болотникова в дек. 1606 г. укрепили К., окружив его острогом из обледенелых возов. Сюда летом 1610 г. подступал Лжедмитрий II. После Смутного времени К. почти на 2 десятилетия исчезло из политической истории и служило хозяйственным владением. Однако с кон. 30-х гг. XVII в. цари династии Романовых возобновили посещения К. К осени 1640 г. в К. на новом месте строятся царские хоромы, каменная ограда, службы Государева двора (Кормовой двор), деревянный дворец (в основном 70-80-е гг. XVII в.). Для частных богослужений царской семьи ставят домашнюю ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этой церкви в 1651 г. патриарх Иосиф дал 3 антиминса: на престолы в честь Казанской иконы Божией Матери, свт. Аверкия Иерапольского и вмч. Димитрия Солунского. В 1653 г. ц. в честь Казанской иконы Божией Матери и ц. в честь Вознесения Господня уравняли в статусе. С 30-х гг. XVII в. источники упоминают имена клира (поп Никита, попы Михайло Афанасьев, Гаврило Михайлов, Артемий и Давыд Мартыновы, диак. Демид Мартынов, пономари Федоско Алексеев и Гришко Фёдоров, просвирница Анна Петрова), говорится об их земельных владениях, где стояли дворы прижившихся бобылей. С причта в патриаршую казну до 1650 г. брали дань по числу приходских дворов (к сер. XVII в. в К. считалось «крестьян и бобылей 52 двора»), четям церковной земли и сенных покосов, но после 30-летней переписки, к 1680 г., выяснилось, что земля Церкви «взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге». Т. о., в XVIII в. приходская жизнь сосредоточилась вокруг церкви с. Дьякова, а церкви К. сохраняли исключительно дворцовый статус. Цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич особенно любили К., ценили художественное оформление двора. В К. постоянно работали строители, художники и др. мастера. Царь Феодор Алексеевич посещал К. чаще др. сел, любил праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, когда на Москве-реке готовили «Иорданную сень». Царские «коломенские походы» следовали церковному календарю и порядку церковных служб. Жизнь в К. была скромнее и свободнее, чем в Кремле, царь был доступнее для семьи и ближнего круга.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

Церковь в честь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. Фотография. 2012 г Церковь в честь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. Фотография. 2012 г В К. восстановлена церковная жизнь. В обоих храмах XVI в. (ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Дьякове и ц. в честь Вознесения Господня), закрытых в 20-х гг. XX в., но сохранявшихся в качестве памятников старины, возобновилось богослужение. РПЦ возвращена трапезная ц. вмч. Георгия Победоносца, в к-рой освящен алтарь (древнейшая часть сохр. музейные функции). Церковь в честь Вознесения Господня (с 1994 памятник архитектуры ЮНЕСКО) получила статус Патриаршего подворья. Богослужение в ц. Казанской иконы Божией Матери (1649-1653) в советское время не прекращалось. Колокольня была построена ок. сер. XVI в., возможно на месте звонницы перед юж. крыльцом ц. Вознесения Господня. В 1640 г. на нее был повешен благовестный колокол, отлитый мастером Даниилом Матвеевым. Ее переоборудование и освящение в ней престола во имя вмч. Георгия Победоносца произошли в 1678 г., в нач. 40-х гг. XIX в. нек-рые каменные и деревянные стены разобрали частично с фундаментами, с запада пристроили кирпичную трапезную, внутри нижнего яруса столпа был устроен свод. Под рук. Барановского с 20-х гг. XX в. были разобраны поздние пристройки, после реставрации 1966-1967 гг. храм приобрел древний облик. В плане колокольня представляет собой круглую 2-ярусную башню, перекрытую купольным сводом и увенчанную малой главкой, в декоре варьируются большой и малый ордеры, круглые формы кокошников разного размера. Дворцовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. 1666 г. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. 1666 г. Фотография. 2012 г. с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и свт. Аверкия Иерапольского была выстроена на месте обветшавшей деревянной церкви того же посвящения и соединялась с дворцовыми покоями переходом, разобранным, как и дворец, в 1767 г.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

В 1649 г., в царствование Алексея Михайловича, по царскому указу позолотили царские двери; по заказу царицы Марии Ильиничны в Оружейной палате сделали серебряную водосвятную чашу. Богатые вклады стали поступать и от частных лиц. В синодике собора (начат при царе Алексее Михайловиче) названы знатнейшие, родовитые бояре (имя кн. Пожарского не приведено, т. е. К. с. оставался исключительно царским). С 1646 по нач. 50-х гг. XVII в. царь Алексей Михайлович в празднование «осенней Казанской» обычно стоял в К. с. не только литургию, но и вечерню кануна и всенощное бдение. Алексей Михайлович посещал собор и на «летнюю Казанскую», в первые неск. лет царствования бывал «неотступно у всех праздников» в К. с., воздвигнутом его отцом и дедом. Он присутствовал на освящении в К. с. нового придела - во имя святителей Гурия и Варсонофия Казанских, к-рое прошло 3 и 4 окт. 1647 г. (4 окт., в день памяти Казанских святителей, царь бывал в приделе до 1649, а после рождения 1-го сына царевича Димитрия 21/22 окт. 1649 - только 22 окт., на праздновании «осенней Казанской» и памяти равноап. Аверкия Иерапольского). Вид на Казанский собор. Фрагмент гравюры «Красная площадь в Москве». 80-е гг. XVIII в. Худож. Ф. Гильдердинг (ГРМ) Вид на Казанский собор. Фрагмент гравюры «Красная площадь в Москве». 80-е гг. XVIII в. Худож. Ф. Гильдердинг (ГРМ) В 60-х гг. XVII в. статус К. с. повысился, имена его протопопов писали выше имен протопопов Черниговского и Александровского соборов Кремля и собора Покрова на Рву. В собор ставили видных и близких ко двору священнослужителей. Литургию совершал патриарх или митрополиты, крестные ходы в К. с. становились более торжественными. Так, в 1660/61 г. ход из Успенского собора, ранее состоявший только из действа на Лобном месте и процессии в собор, стал включать проход по стенам города (сначала в оба праздника, с 1678 «токмо на Аверкиев день») и пещное действо. Почитание К. с. как места чудотворений от Казанской иконы Божией Матери отражено в популярном в Москве в XVII в. «Сказании о Савве Грудцыне», повествующем о чуде Божией Матери - избавлении грешника Саввы от проклятия во время праздничной («на летнюю Казанскую») литургии в соборе.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

Завершение раскопок и начало кладки фундамента Казанского собора. Фотография. 1990 г. Завершение раскопок и начало кладки фундамента Казанского собора. Фотография. 1990 г. Неширокая сводчатая арочная галерея (внутренний размер 2,8-3 м) окружала собор с 3 сторон. Ее юж. часть первоначально заканчивалась на уровне вост. лопатки собора, а северная вела к сев.-вост. приделу равноап. Аверкия Иерапольского, решение о строительстве к-рого было, по-видимому, принято в процессе возведения собора (в ходе строительных работ, когда основной объем вывели до высоты апсиды, кладку сев.-вост. плеча галереи остановили и над ним выложили четверик придельного храма в 2 раза шире, чем плечо галереи). Перед зап. галереей со стороны площади было расположено широкое (до 1/3 фасада) открытое белокаменное крыльцо (6-7 ступеней). Казанский собор в Москве после реставрации П. Д. Барановского. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. Казанский собор в Москве после реставрации П. Д. Барановского. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. Еще один принципиально важный элемент архитектуры собора - шатровая колокольня, известная по изображениям XVIII в. (существующая колокольня восстановлена по гравюрам). Квадратное основание колокольни (сторона 4/5 м), возведенное одновременно с собором, встык примыкало к зап. арке сев. галереи. Ее шатровое завершение с увенчанным арками 8-гранным звоном, кокошниками в основании шатра, плоскими гуртами на ребрах, одним рядом окошек-слухов и луковичной главкой в целом типично для зрелой архитектуры XVII в.; т. о., нельзя отвергать предположение, что в XVII в. колокольня могла быть перестроена. Однако наличие шатровой колокольни (еще более развитых форм) у ц. Св. Троицы в Никитниках, а также известия о строительстве шатровых колоколен в 30-х гг. XVII в. в Троице-Сергиевом и Макариевом калязинском мон-рях позволяют также считать, что одновременно с первоначальным зданием К. с. могла быть построена шатровая колокольня, к-рую в этом случае надо рассматривать как достаточно ранний пример становления этого типа колоколен.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

Более же всего как в изображениях, так и в письменных памятниках, употребляющих символ рыбы, подчеркивается евхаристическое значение этого символа. Всякий раз, как изображается таинство Евхаристии, будь то в виде трапезы, совершения самого таинства или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывает на значение хлеба и вина. Из письменных памятников возьмем две надгробные надписи, найденные в двух разных концах тогдашнего христианского мира: во Фригии и в Галлии. Обе надписи восходят ко II веку. Первая – надгробная надпись святого Аверкия, епископа Иерапольского, которого Церковь почитает как равноапостольного (память 22 октября). Надпись воспроизводит текст, написанный самим святым. Он много путешествовал, был в Риме и изъездил весь Ближний Восток. «Вера вела меня повсюду, – пишет он, – и повсюду она предлагала мне в пищу рыбу от источника жизни, ту большую и чистую рыбу, которую держала в своих недрах Непорочная Дева и которую Она давала друзьям для ядения во все времена, предлагая еще прекрасное вино, которое Она дает смешанным с водой и хлебом» 48 . Рыба, которую имела в Своих недрах Дева, – Христос. Хлеб и вино, смешанное с водой, – это уже наша теперешняя евхаристическая практика. Другая надгробная надпись, найденная во Франции, принадлежит Пекторию Отэнскому. Это стихотворение на греческом языке, заглавные буквы которого составляют слова Ichthus Elpis – то есть Иисус Христос , Божий Сын, Спаситель, Надежда. В «вечных струях мудрости, дающей сокровища», в «божественных водах», омолаживающих душу, «божественный род небесной рыбы получает [...] бессмертную жизнь». Затем в стихотворении следует призыв «принимать сладкую, как мед, пищу Спасителя святых» и есть рыбу, «которую ты держишь в ладонях своих рук» 49 . Таким образом, святой Аверкий встречал повсюду, от Рима до Евфрата, не только одно и то же учение и одно и то же таинство, но и один и тот же образ, один и тот же символ, служивший выражением и учению и таинству, – рыбу. Надпись Пектория, в свою очередь, говорит о той же практике в другом конце христианского мира. Оба эти памятника показывают нам, что символ рыбы имел повсеместное распространение и был достоянием всей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Из его жира мастера сделали клеевой раствор и завершили приостановленные работы. Трапезная – постройка 1875 года, но на ее месте раньше стояла гораздо более древняя. Кроме соборного храма в обители Каракал есть еще малые храмы: Преображения Господня, Успения Пресвятой Богородицы, святого пророка Ильи, святого великомученика Георгия, святителя Николая, великомученика Пантелеимона, праведной Анны, святого Иоасафа, преподобномученика Гедеона, святых Варлаама и Иоасафа. Также заслуживают упоминания башня обители Каракал, так называемая Петрова башня. Она была построена в XIV веке. Интересно, что мраморная табличка на строении в качестве ктиторов пирга указывает не только молдавского правителя Петра и монаха Иоасафа, но и мастера Дионисия Спиропулоса (такая практика для Афона редкость). Помимо уже упомянутых, в обители хранятся такие святыни: часть Животворящего Креста Господня, честная глава святого Христофора, частицы мощей Иоанна Предтечи, святых апостолов Андрея и Варфоломея, великомученика Меркурия (а также его шлем и меч), священномучеников Игнатия Богоносца, Гедеона, Трифона и Харалампия, мученика Ореста, великомученицы Варвары, святого Феодора Стратилата, святого Иоанна Милостивого, равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, святой Параскевы, святого Антипы, святого великомученика Георгия. Библиотека монастыря Каракал содержит 279 рукописей и 2500 печатных книг. В настоящее время в обители проживает около 30 насельников. Монастырь Филофей Монастырь Филофей занимает в святогорской иерархии двенадцатое место. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Монастырь Филофей стоит среди каштановых деревьев на плато северо-восточной стороны полуострова, около развалин древнего храма Асклепия. Монастырь Филофей – один из старейших на Святой Горе. Его летопись повествует, что в 973 году «на месте, где теперь стоит соборный храм, существовало прежде идольское капище». Недалеко, на границе филофеевских, лаврских и иверских владений, находился древнегреческий город Клеонэ. К тому же, здесь находилась епископская резиденция, построенная в 323 – 327 годах святым Константином.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Яропольцы. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Село Яропольцы (Ярополец) при реке Трестянке упоминается с 1563 года принадлежностью к Переславскому Горицкому монастырю. В книгах 1628-29гг. местность упоминается разорённою, пашня - поросшей лесом, а церковь разрушенной. В 1668 году строится деревянная церковь Николая Чудотворца, которая впоследствии сгорит в 1860 г. На её месте в 1864г. выстроена существующая каменная с главным престолом в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, в тёплой трапезе святителя Николая Чудотворца и Святого Аверкия Иерапольского и колокольней. В настоящее время церковь недействующая. По материалам книги прот. Олега Пэнэжко «Храмы и монастыри г.Переславля-Залесского и окрестнойстей», Владимир, 2007  Церковь Воздвижение Креста Господня. Село Яропольцы. Переславский район. Основана 1864 году. В 1930-е годы церковь была закрыта, колокольня разрушена. В 1980-е годы здание церкви использовалось под зернохранилище. 12 июля 2008 года начало противоаварийных работ на куполе четверика. Работы производяться за счет средств пожертвования жителей деревни, для того чтобы в будущем ходатайствовать о возможности открытия прихода в селе Яропольцы. Работы производяться под покровительством Ярославской епархии Русской Православной Церкви. 20 июля 2008 года о.Сергий, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Глебовском, отслужил первый благодарственный молебен со времени закрытия храма. Сейчас сделаны две крыши, которые защищают свод в главном приделе и алтарную часть, но крыша над трапезной находится в аварийном состоянии. Нам многое еще предстоит сделать, но первоочередная задача, защитить свод над трапезной и боковыми приделами. Левый – Никольский и правый – Воскресение Словущего. Мы с благодарностью принимаем любую помощь и просто сочувствие, которое нас поддерживает и ободряет. Прихожане храма Комментарии и обсуждение В настоящее время началось восстановление Храма Воздвижения Креста Господня силами деревни. Желающих помочь пишите на мой эл. адрес. Для подробной информации пишите на почту mishiko1979@mail.ru Проезд: от Гагаринской Новосёлки проезд затруднителен даже в сухую погоду на вездеходе. Гораздо лучше сделать левый поворот за 1 км ранее (следуя от Москвы) в Новинцах и нормальной полевой дорогой добраться до места. Церковь восстанавливается руками прихожан. Службы ведутся по праздникам. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09756

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010