В Америке батюшка был настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, хранителем чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Курская-Коренная, которая с конца 50-х была перенесена в ставропигиальный домовый храм Русской Православной Церкви Заграницей. Много ездил батюшка с чудотворной иконой, посещая дальние приходы зарубежья. Десятилетия прослужил отец Анастасий в храмах Северной и Южной Америки, но всегда отзывался о них с особенной благодарностью и теплотой. Большой радостью было для него знакомство со свят. Иоанном Шанхайским, с которым он имел личное общение в Сан-Франциско, архиеп. Аверкием (Таушевым) и другими. Иконку свят. Иоанна всегда возил со собой и часто любил его вспоминать. В 80 лет отец Анастасий ушел на покой и переехал в Нью-Йорк. Будучи уроженцем Вятской земли, батюшка несколько раз приезжал в Россию, любил монастыри, храмы, богослужение в них. Мысль о возвращении домой его не оставляла. Однажды одна из духовных дочерей батюшки рассказала о нем игумену Парфению (Сачкову), настоятелю Богородице-Рождественского Анастасового монастыря. Позже в Москве у них состоялась встреча, и отец Анастасий согласился переехать в Одоев. Для братии и всех верующих это была большая радость. Приходили на исповедь, за молитвой, за благословением, утешением, советом – каждый со своим. Какое-то время батюшка был духовником епархии, но для столетнего человека – это очень тяжелое послушание. Каждый приходящий находил в нем свидетельство Божией силы, радости и благодати. Как сказал владыка Серафим, епископ Белёвский и Алексинский в своем слове на отпевании – отец Анастасий был тем драгоценным камнем, через который сиял Божественный Свет утешения и любви, мудрости и понимания для каждого человека. Владыка Серафим был хорошо знаком с отцом Анастасием, несколько раз приезжал в монастырь, лично общался. В апреле 2017 года архимандрит Анастасий принял схимнический постриг с именем в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Постриг совершил игумен монастыря в сослужении схимника и братии Оптиной пустыни.

http://pravoslavie.ru/111136.html

вестн. М., 1867. Т. 1. Янв./февр. С. 8-11; О крестьянских курьих богах//Там же. С. 186; Заметка по поводу статьи о церковном диптихе V в.//Древности: Тр. МАО. 1867. Т. 1. Вып. 2. С. 213-220; Примечание к статье «Потир»//Там же. С. 56-60; Слово в день освобождения Св.-Троицкого Сергиева мон-ря от осады поляков//ДЧ. 1868. Ч. 1. Февр. С. 103-111; О времени сдачи поляками русским Кремля в 1612 г.//ЧОИДР. 1869. Кн. 3. С. 7-15 (отд. отт.: М., 1869); Богородице, Дево, радуйся: Изъяснение богородичной молитвы. СПб., 1870; Земная жизнь Пресв. Богородицы: Для нар. чт. СПб., 1870; Лука Евангелист как иконописец//Древности: Тр. МАО. 1870. Т. 2. Вып. 1. С. 46-51; Надгробная надпись Аверкия, еп. Иерапольского//Там же. Вып. 2. С. 132-135 (отд. отт.: М., 1870); Фотина Павловна//РА. 1870. 4/5. Стб. 893-900; Житие св. блгв. вел. кн. Александра Невского, в иночестве Алексия: Для нар. чт. СПб., 1871; Житие иже во святых отца нашего Тихона, еп. Воронежского, всея России чудотворца: Для нар. чт. СПб., 1871; Земная жизнь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Для нар. чт. СПб., 1871; О преподавании археологии//Тр. 1-го Археол. съезда в Москве, 1869. М., 1871. Т. 1. С. 83-88; О призыве к богослужению в Вост. Церкви//Там же. С. 300-307 (отд. отт.: М., 1871); Об источниках для истории монашества египетского в IV и V вв.//ПрТСО. 1871. Ч. 24. С. 621-676 (отд. отт.: М., 1872); Общий очерк жизни иноков Египетских в IV и V вв.//Там же. С. 789-889 (отд. отт.: М., 1872); О благодати Божией. СПб., 1872; О соединении Духовных Академий с ун-тами//ПрТСО. 1872. Ч. 25. С. 71-102; Учение правосл. Церкви об ангеле-хранителе: Для нар. чт. СПб., 1872; Из моих воспоминаний об А. В. Горском по поводу речи проф. С. Смирнова//ПО. 1876. Т. 3. Дек. С. 845-848; О воздеянии рук во время молитвы, как древнем обычае христиан//ДЧ. 1876. Ч. 3. Дек. С. 461-468; Критический обзор сведений о Св.-Троицкой Сергиевой Лавре, сообщаемых в книге: «Опыт исслед. об имуществах и доходах мон-рей. СПб., 1876 г.» М., 1876; Воспоминание об А.

http://pravenc.ru/text/1319810.html

Отдельной темой является история Церкви святоотеческого периода. Святоотеческая литература является одним из главных источников церковной истории. Это, в первую очередь, великие историки, идущие вслед за отцом церковной истории Евсевием Кесарийским , а затем разбросанные свидетельства в писаниях прочих Святых Отцов. Это история таких событий, как великие гонения в доникейскую эпоху, богословские споры и соборы в посленикейскую. Историческую литургику патристическая литература снабжает важнейшими сведениями: текстами молитв и гимнов. Это история церковных институтов, роль епископата, общественного покаяния и покаянная дисциплина в соборных канонах. Это история агиографии, начинающаяся с мученических актов и первых жизнеописаний святых. Это история народного благочестия со свойственной ему склонностью к чудесному, фиксируемая, начиная со II в. в романтической апокрифической литературе: в христианских ветхозаветных апокрифах, апокрифических евангелиях, апокрифических апостольских деяниях, апокрифических посланиях апостолов, апокрифических апокалипсисах; мы находим ее также в сочинениях, приписываемых Клименту Римскому , в так называемых псевдоклиментинах, в актах мучеников, по меньшей мере в тех, которые по времени отстоят от описываемых событий, в жизнеописаниях святых, таких, как «Житие» святого Григория Чудотворца , написанного святым Григорием Нисским . И, наконец, невозможно обойти молчанием связь между патристикой, археологией и древней эпиграфикой. Некоторые эпитафии, такие, как Аверкия Иерапольского или Лектория Отенского, имеют большую богословскую ценность. Таково широкое поле, которое открывается для исследований патролога. Оно предполагает немалый набор отдельных специализаций в соответствии со смежными дисциплинами, эпохами и авторами. Основная связь между различными исследователями осуществляется на конференциях, проходящих раз в четыре года в Оксфорде, в которых принимают участие ученые из разных стран и различных конфессий, богословы и миряне, преподаватели университетов. Доклады конференций регулярно издаются в сборнике Studia Patristica в берлинской патристической серии Texte und Untersuchungen. Публикации оставляют сильное впечатление обилием исследований, составляющих патристическую науку. Недавно была основана Международная ассоциация патристических исследований (Association Internationale d " Etudes Patristique), которая публикует ежегодный информационный бюллетень (Bulletin et de liaison), где собираются сведения о состоянии исследований. Первый бюллетень отражает состояние науки на 1968 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Евфимия, келаря Чудова монастыря, переводчика, вклад, 152. Екклесиаст, книга, см. Библия. Елецкой, кн. Иван, во иноцех Иона, 607. Елисей, пророк, 677. Елисей, владелец, 8. Елизар Иванов Краснов, владелец, 630, Елисей, священник, то же, 312. Еллинская прелесть, 200, 201. Елпидию попу Максимовы главы, 704, 756. Емелиан, поп, владелец, 380. Еноха праведного, книги, 15, 205, 206, 793. Епифания, архиеп. кипрского, Панарий о ересях, 205–207, 730. Слова и отрывки, 2, 15, 71–73, 79, 89, 90, 146, 147, 149, 150, 160, 167, 202, 203, 214, 648, 664, 665, 693, 704, 729, 744, 750, 753, 754, 760, 770, 792–794. Житие его см. Жития. Епифания, иером. Калистратовы обители, слово, 171, 176, 663, 681, 748, 755, 788. Епифания (ученика Андрея юродивого) слова, 143, 626. Епифаний, ученик препод. Сергия радонежского, 136, 466, 643, 663, 698, 699, 746, 755, 763, 771, 778, 787. Еразм, монах, биограф, 692. Ервана, иудея, прение, 751. Еропкин Пафнутий, келарь моск. Новоспасского, Троицкого Сергиева мон., 738. Ертазов Леонтий Васильев, слуга Серг. мон., владелец, 448. Ефрема Сирина : Паренесис, 7, 126–128, 162. Слова и другие сочинения, 11–13, 39, 91, 133, 142–144, 154, 160, 164, 167, 188, 194, 202–204, 256, 404, 626, 647, 664, 665, 680, 681, 688, 689, 703, 715, 746, 754, 763, 766–768, 777–779, 784, 794, 797, 804–808. Изображение его, 162. Житие см. Жития. Ефрему, отцу, Никона черног. послание, 211–213. Ефрему русину перевод слова Максима испов.,756, 757. Ефрем, монах, биограф, 681. Ефиоп, иеродиакон, надписывал камень на Максиме греке , 740. Жен поучения, 39, 163, 204, 681, 768, 784, 786, 805. Животные чудные, 39, 200, 201, 729, 793. Жижемский кн. Димитрий, владелец, 139. Жития Святых, книги, 682–691, русских, 692–700. Жития Святых греческой церкви (в частности), чудеса их, похвальные слова: Аверкия, еп. иерапольского, 682, 683, 751. Авива, мученика, 669, 670. Авксентия, муч., 758. Адриана и Наталии, 680, 681, 811. Акиндина, муч. и др., 669, 670. Акепсима, муч. и др., 669, 670. Александра, муч., 675, 676.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Параклисы или отдельные храмы здесь следующие: 1) св. Иоанна Златоуста ; 2) св. Николая Чудотворца: 3) трёх Иерархов; 4) св. Предтечи; 5) св. Архангелов: 6) св. Марины и 7) всех Святых. Святой Филофей, основатель монастыря, подвизался в 11 веке. Монастырь этот был населяем некогда Славянами, как видно из жития св. Дионисия, признаваемого в Филофеевском монастыре за ктитора обители (Жит. см. в Афон. Пат. ). Близ монастыря св. Филофея замечательно место, где прежде находился скит, под названием Маиула. Там в 14 веке уединенно проводил жизнь Каллист, впоследствии патриарх Константинопольский, бывший ученик св. Григория Синаита , там же несколько времени подвизавшегося, и имевшего, кроме Каллиста, нескольких и других учеников (см. Афонский Патерик). 14. Каракалл (киновия) Соборный храм во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Кроме того, есть еще здесь придельные храмы: 1) Преображения Господня: 2) Успения Пресвятой Богородицы; 3) св. Пророка Илии; 4) св. великомученика Георгия; 5) Святителя Николая; 6) св. великомученика Пантелеимона. Части мощей следующих святых: верхняя часть главы св. Апостола Варфоломея; глава и кость от плеча св. великомученика Меркурия; часть от ноги св. Иоанна Милостивого; две части св. Иоанна Предтечи Господня; кость от локтя священномученика Харалампия; кости от ноги. св. муч. Ореста и св. Аверкия Иерапольского . От Каракалла до лавры полагают расстояние на четыре часа ходу. На половине этого пути находится источник Богоматери и св. Афанасия; а вправо от Морфино (Амальфи) в глубине оврага находится Молдавский скит, называемый Лак. Церковь его во имя св. Димитрия Солунского. Происхождение монастыря Каракалла неизвестно. 15. Лавра св. Афанасия (идиоритм) От Карии – семь часов ходу. Соборный храм во имя св. Афанасия; в приделе сего храма находится гроб его. Среди двора, в смиренном киоте, стоить икона Пресвятой Девы Богородицы – божественной Экономиссы лавры. Есть еще чудотворная икона Божией Материи, называемой Кукузелиссой. Между святынями собора особенно замечательны: часть от пелен Христовых, части орудий божественных страстей, – губы, трости и проч.: части эти содержатся в одном кресте; части животворящего древа Креста Господня: они находятся драгоценными и крупными перлами – дар св. Афанасию от друга его, императора Греческого Никифора Фоки, как видно из подписи. Крест этот хранится в золотом ковчеге; он употребляется для водосвятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 22-й день. Житие и жизнь Преп. Аверкия Епископа Иерапольского, л. 1209–1246 об. Нач. «Во оны дни старейшинство и епископство христианска Иерополиева града Святому Аверкию приемшу.» – Октября в 22-й день и Августа в 4-й день, страсть Свв. седми отроков, иже во Ефесе, Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна, л. 1247–1268 об. Нач. «Тогда воцарися Декий Царь и прииде во Ефес от Карфагенского града, тогда собрашася все страны того места требы сотворити суетным богом.» В 23-й день. Житие и мучение Св. Иакова брата Господня по плоти, л. 1271–1274 об. Нач. «Сей зело великий и многоименитый Ияков брать же Господень быв.» – Повесть словеси явления честных и многоцелебных мощей Преподобного телеси Св. Иакова, иже в пределах Великого Новограда, Боровицкого Чудотворца, како прииде мытой рекой вопреки струям к месту Боровицку, идеже лежаше, или коей славой прослави его Бог , л. 1275–1294 об. Нач. «Егда преблагой Господь показати хотя угодника Своего Иакова, и славу и силу преподобства его.» В 24-й день. Мучение и конец Св. мученика Арефы и иже с ним, л 1295–1310 об. Нач. «В лето Царя Иустиниана Боголюбивого, царствующу ему Римской и Греческой землей; во Иерусалиме, же тогда сущу Иоанну Архиепископу.» В 25-й день. Страсть Свв. Исповедников Маркиана, и Мартирия, и Анагноста, и Нотария, л. 1311–1314 об. Нач. «Бысть по скончании блаженного Александра Епископа, по доброчестних трудех, в добре труде.» В 26-й день. Мучение Св. и славного великомуч, и страстотерпца Христова Димитрия, л. 1315–1326. Нач. «Максимиян, иже Геркулие, покорив Готфы и Савроматы Римляном, сшед в Селунский град пребываше.» – От изложения чудес Св. и славного великомученика Димитрия Мироточеца Селунского, л. 1328–1336 об. Нач. «И бяше убо мучениково лице и тело его на земле повержено. По сих же некто от христолюбивых людей честное тело вземше и благочестив скуташа.» – Чудеса Св. великомученика Дмитрия Селунского, еже виде слуга его пришедша, л. 1337–1365 об. Нач. «Пришедшим поганым на Солунский град и брань сотвориша со гражаны.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Житие св. благоверных князей Бориса и Глеба (Душеп. Чт. 1860, ч. 2). О христианском бдении над помыслами (там же, 1861, ч. 1). Известие о гвозде Господнем, хранящемся в московском Успенском соборе (там же, 1861, ч. 1). Покров Божией Матери над Москвою (там же, 1861, ч. 2). Слово в день освобождения троицкого сергиева монастыря от осады Поляков (там же, 1868, февраль). О воздеянии рук во время молитвы как древнем обычае христиан (там же 1876, ч. 3). Кто были виновники соловецкого возмущения от 1666 по 1676 год (Чтен. в моск. общ. истор. и древн. 1864, кн. 4). О времени сдачи Поляками Русским Кремля в 1612 году (там же 1869, кн. 3). Заметка о церковных диптихах V века и о потире (Древност. москов. археолог. общ. 1. 213). Лука Евангелист, как иконописец (там же, 2. 46). Надгробная надпись св. Аверкия иерапольского (там же 2. 132). Лабарум Константина Великого (Вестник археолог, общ. 1868 г.). О призыве к богослужению в восточной церкви (Труды первого археологич. съезда в Москве 1869 г. 1.300). О преподавании археологии (там же 1. 83). Фотина Павловна (Русс Архив. 1870. 4–5). Воспоминания об А. Н. Муравьеве (Душеп. Чт. 1875 г.). Критический обзор сведений о свято-троицкой Сергиевой лавре, сообщаемых в книге: опыт исследования об имуществах и доходах монастырей (Моск.Вед. 1876г.). Исследование о личности первого Лжедимитрия (Русск. Вести. 1877, август, сентябрь, октябрь). Мысли и чувствования м. Филарета по делу отобрания литографированного перевода книг В. Завета (Прав. Обозр. 1878. Январь). Очерк жизни архим. Антония, наместника троицкой Сергиевой лавры (Прав.Обозр. 1878, февр., март, июнь и декабрь). Арабы и их философия. И. М. Богословского -Платонова (Москвит. 1850, ч. 3). С. К. Смирнова (Отдельно изданные) Историческое описание саввина сторожевского монастыря. 1-е издание. М. 1846 г. 2-е дополненное 1860 года: 3-е изд. 1877. Церковно-исторический месяцеслов троицкой лавры 1-е издание. М. 1850 г. 2-е дополненное 1854 г. Историческое описание махрищского монастыря.М.1851г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Следует указать на деревянную скульптуру - Христос в темнице, находившуюся в приделе и перенесенную теперь в главный храм. Не решая вопроса о ее принадлежности к русскому искусству (она свободно может принадлежать, например, польскому мастеру), нужно отметить острую выразительность, свойственную этой раскрашенной скульптуре. Согласно упоминаниям большинство свиты царя молилось в помещении «Трапезной», самые близкие – в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах. С переносом царского дворца на новое место в 60-е г.г. XVIII в. церковь становится приходским храмом Коломенского. В советское время в 1941-1942 г.г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались. 27 июля 2012 г. состоялось освящение нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Державная». http://kolomenskoe.prihod.ru/category/o-xrame/ Храм Казанской иконы Божией Матери - бесстолпный, пятиглавый храм середины XVII в. Расположен на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское», в районе Нагатинский Затон, в бывшем подмосковном селе Коломенском. Южный придел освящен в честь равноапостольного Аверкия Иерапольского, северный - великомученика Димитрия Солунского. Главная святыня - икона Божией Матери «Державная». В 1649 г. в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича (первый сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской) было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и при царском Коломенском дворце. Есть все основания предполагать, что строительство деревянного храма было начато в 1649 г. и окончено около 1650 г. Строительство существующего в Коломенском кирпичного здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года. Можно с уверенностью говорить, что к 1671 г. именно каменный, сохранившийся до наших дней, Казанский храм уже был построен и освящен, действовал и переход к нему из царского дворца.

http://sobory.ru/article/?object=03299

В памятниках катакомбных нет ни одного изображения Тайной вечери как события исторического, ознаменованного установлением Евхаристии. Общее направление искусства, первоначально вращавшегося главным образом в сфере простой символики, определяло собой уже заранее и характер изображения Евхаристии: она явилась под формами символическими. Рыба – I ΧΘYΣ, в наименовании которой заключены пять монограмм имени Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя, была одним из наиболее распространенных символов Евхаристии 1753 . В живописях катакомб, равно как на гробничных плитах, печатях, резных камнях, лампах рыба изображается часто в связи с другими символами: хлебами, якорем, монограммой имени Иисуса Христа, добрым пастырем и птичкой; иногда видим одно только начертание наименования «I ΧΘYΣ», или " I ΧΘYΣ ΖΩΝΤΩΝ, I ΧΘYΣ ΣΩΤΗΡ» (=вместе с изображением двух рыб). Связь этого символа с другими в одном и том же памятнике помогает раскрытию его смысла. Особенно же важное значение в этой экзегетике имеют памятники древней письменности, в которых Иисус Христос называется рыбой, питающей верующих, рыбой евхаристической; между ними первое место должно быть отведено эпитафиям Аверкия Иерапольского  и – Отунской 1754 . В отдельных случаях символическое истолкование рыбы может быть оспариваемо, но вообще евхаристическое значение ее установлено в науке твердо. Отсюда рыба со своим евхаристическим значением перешла и в средневековые изображения Тайной вечери: ее видим в равеннской мозаике Св. Аполлинария (Nuovo), в лобковской псалтири, в лицевых Евангелиях, в стенописях псковского Мирожского монастыря и других памятниках, как видно будет ниже 1755 ; и так как не доказано, что первоначальное значение рыбы было в средние века забыто и что в средневековых изображениях Евхаристии рыба явилась под влиянием поздних толкований XXI главы Евангелия Иоанна 1756 , то, ввиду общей связи средневекового искусства с древнехристианским, мы усвояем рыбе в средневековых изображениях Тайной вечери то же евхаристическое значение, что и в памятниках древнехристианских. Сколь ни многочисленны памятники с изображением рыбы в период древнехристианский, однако они не обнаруживают в своих формах широты заключенной в них идеи: рыба со стоящей на ней корзиной с хлебом в катакомбах Люцины 1757 дает лишь общий намек на установление Евхаристии (=хлебы) Иисусом Христом (=рыба). В так называемой сакраментальной капелле 1758 рыба на треножнике, возле которого стоят корзины с хлебами, означает материю Евхаристии, т. е. плоть и кровь Спасителя, данные в снедь верным. В одном из изображений этой капеллы (рис. 120), представляющем треножник с хлебами и рыбой, возле которого стоят две человеческие фигуры (одна женская с воздетыми руками), католические ученые видят намек на литургическое действие освящения хлеба и вина, но это истолкование композиции, опирающееся на авторитет де Росси, доселе составляет предмет спора 1759 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Чтобы не быть голословным, приведу несколько подтверждений. О крещении младенцев: «От крещения и благодати Бога... никого не должно нам устранять. Это надо соблюдать по отношению ко всем, и особенно к новорожденным младенцам, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие» (святой Киприан Карфагенский. Письмо к Фиду, середина III века). О почитании святых мощей и дней памяти святых: в середине II века христиане города Смирна в своем послании о мученичестве их епископа Поликарпа писали: «сотник... положил тело (Поликарпа) в огонь... и сжег. А мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с весельем и радостью, и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения» (Евсевий, Церковная история, IV.15). О молитвах святым: папирус из библиотеки Дж. Рейланда содержит молитву, которая до сих пор употребляется за православным богослужением: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная». Папирус датируется 250 годом. О молитвах за умерших: на надгробной плите святого Аверкия, епископа Иерапольского, написано: «Пусть помолится об Аверкии всякий единомышленный». Надпись датируется второй половиной II века. Что же касается икон , то иконографические изображения найдены в самой ранней христианской церкви в древнем сирийском городе Дура-Европос. В частности, изображения Христа, апостола Петра, Адама и Евы, ряда сцен из Ветхого и Нового Завета. Эти росписи датируются 232 годом по Р.Х. Иконы (религиозные изображения) имелись и у римских христиан — в катакомбах Рима обнаружены изображения Христа, а также ветхозаветных и новозаветных святых, созданные в III веке; тем же веком датируется и изображение Богородицы с Младенцем в сцене «поклонение волхвов», сохраненной на одном из христианских саркофагов. То есть, все это было в Церкви задолго до эпохи Константина Великого, и уж точно это было к концу IV века, когда епископы этой же Церкви утверждали канон Библии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010