«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Эпитафия Аверкия Иерапольского Самая ранняя идентифицированная христианская надпись. В житии святого Аверкия Иерапольского есть рассказ о чудесном перемещении святителя в Рим, для изгнания бесов из дочери императора. Епископ избавил девушку от беса и велел тому перенести в Иераполь каменный языческий жертвенник, на к-ром высек себе эпитафию. Эпитафия Аверкия  свидетельствует о существовании в Церкви во II в. важнейших догматов о Крещении, Евхаристии и приснодевстве Богоматери; едином христиаснком обряде от Ефрата до Рима, об самом Аверкии Иераполськом как строннике единства Церкви против сектанства. Камень с эпитафией Аверкия Иерапольского действительно существеут (хранится в Ватиканском музее), надпись на нём датируется концом 2-го века — т. е. времени кончины иерапольского святителя. Эпитафия Свт. Аверкия Иерапольского Греческий текст приводится по изд.: Беляев, Л.А. Христианский древности: Введение в сравнительное изучение. — СПб., 2001. — С. 110. Русский перевод воспроизводится по изд.: Ф.В.Фаррар. Жизнь и труды Святых Отцов и Учителей Церкви: в 2-х тт. — Т.1. — репринт.: СПб, 1902. — С.8.; Православная Богословская энциклопедия, под ред. Н.Н. Глубоковского. Аверкия эпитафия (ПБЭ); с некоторыми уточнениями и изменениями. 1. ΕΚΛΕΚΤΗΣ ΠΟΛΕΩΣ Ο ΠΟΛΕΙΤΗΣ ΤΟΥ ΤΕ ΠΟΚΙΣΑ Избранного города гражданин, я сделал сие, 2. ΖΟΗΙΝ ΕΧΩ ΚΑΙ ΡΩΙ ΣΩΜΑΤΟΣ ΕΝΘΑ ΘΕΣΙΝ- при жизни моей, 3. ΟΜ ΑΒΕΡΚΙΟΣ ΩΝΟΜΑΘΗΤΗΣ ΠΟΙΜΕΝΟΣΑ чтоб иметь место для упокоения моего тела. 4. ΣΒΟΣΚΕΙ ΠΡΟΒΑΤΩΝ ΑΓΕΛΑΣ ΟΡΕΣΙΝ ΠΕΔΙΟΙΣΤΕ Аверкий имя мое, я ученик Пастыря Чистого, 5. ΟΦΘΑΛΜΟΥ ΣΟΣΕΧΕΙ ΜΕΓΑΛΟΥΣ ΠΑΝΤΗ ΚΑΘ Ο ΠΩΝΤΑΣ Который питает Свои стада овец на горах и равнинах, 6. ΟΥ ΤΟΣ ΓΑΡ ΜΕ ΔΙΔΑΞΕΤΑ ΖΩΗΣ ΓΡΑΜΜΑΤΑ ΠΙΣΤΑ Он имеет великие очи, видящие все. И Он научил меня живому и верному учению. 7.     ΕΙΣ ΡΩΜΑΝΟΣ ΕΠΠΕΜΨΕΝ В Рим посылал Он меня, царственный град, видеть его и Царицу златоодеянную и златообутую,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Селищи. Часовня Аверкия Иерапольского. Часовня при источнике Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Аверкия Иерапольского Год постройки:2003. Адрес: Координаты: 56.977662, 37.396022 Проезд:От г. Кимры на север (через с.Каюрово) около 20-и км до д. Селищи. От д.Селищи на Ю-З по колее вдоль р. Колкуновки 4 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Среди населения деревни Селищи Кимрского района и ее окрестностей в течение многих десятилетий бытовала молва о существовании здесь чудодейственного источника и деревянной часовни в честь святого Аверкия. Настоятель храма Иерусалимской иконы Божией Матери протоиерей Александр Крюков еще с детских лет был наслышан от старожилов об источнике и часовне. В конце 1980-х годов, будучи на охоте, он обнаружил это памятное место; позднее пригласил из Москвы специалиста для определения состава воды. Спустя некоторое время святой источник наряду с отцом Александром стали ежегодно посещать и другие священнослужители Кимрского благочиния. 5 марта 2003 года группа священнослужителей во главе с благочинным Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным побывала на святом источнике и водрузила над ним православный крест. Тогда же возникла мысль восстановить часовню и благоустроить источник. Последовало обращение к Н.А. Селезневу, владельцу расположенной в этой местности базы отдыха «Колкуново», за помощью. Предприниматель охотно согласился профинансировать этот проект. Следует упомянуть, что поисками святого источника с 1999 года занимался и житель деревни Селищи, бывший москвич Б.Н. Шилкин вместе с женой. После ее преждевременной кончины тот с еще большим усердием отдался поиску источника - и вскоре нашел его. В течение лета 2003 года, как по мановению волшебной палочки, в лесу, почти на самом берегу залива речки Колкуновки, были возведены деревянная часовня с архитектурой в духе древних русских традиций, сруб над источником с родниковой водой, благоустроена прилегающая к ним территория, поставлен причал для моторных лодок. 20 августа того же года здесь собрались жители близлежащей деревни Селищи, а также из других деревень, города Кимры. Среди них были Н.А. Селезнев, Б.Н. Шилкин, бывший легендарный вратарь сборной команды СССР по хоккею с шайбой В. Третьяк, представители прессы. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Кимрского благочиния совершил чин освящения часовни и источника. Люди восторженно внимали совершаемому историческому действу.

http://sobory.ru/article/?object=32210

– Много зла творишь ты мне, Аверкий, и не даешь мне здесь мирно жить; постараюсь отомстить тебе и заставлю тебя под старость идти в Рим. Возвратившись в дом свой, святой семь дней не вкушал пищи и пития, но пребывал в посте и всенощных молитвах, Аверкий молил Бога, чтобы Он не попустил врагу заставить его идти, куда только захочет бес. В седьмую ночь Господь явился святому в видении и сказал: – Моим промышлением, Аверкий, ты будешь в Риме, чтобы и там познали имя Мое. Итак, не бойся, ибо благодать Моя с тобою будет. Это видение укрепило Аверкия, и он рассказал братии, что слышал от явившегося ему Господа. Вскоре после сего бес, который хвалился заставить Аверкия прийти в Рим, начал хитро приводить в исполнение свое намерение. В то время властитель Римский Марк Аврелий сделал своим соправителем Луция Вера и обручил с ним дочь свою Лукиллу. Но еще не успело состояться брачное торжество, как бес вошел в девицу и стал ее мучить. Опечаленные болезнью девицы, отец ее и жених собрали со всей своей земли опытных врачей, волхвов и жрецов, всячески стараясь излечить Лукиллу. Старания их не только не увенчались успехом, но девице с каждым днем становилось все хуже и хуже. А бес начал кричать в ней: – Никто не может изгнать меня отсюда, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Лишь только услыхал об этом отец девицы, император Марк Аврелий тотчас послал в Евксениану Поплиону, восточному своему проконсулу 6889 , послание следующего содержания: – Нашему владычеству стало известно, что в подвластной тебе области находится некто Аверкий, епископ Иерапольский; муж столь сильный в христианской вере, что может и бесов изгонять и исцелять разные болезни. Так как он нужен нам, то мы посылаем двух сановников наших, Валерия и Вассиана, чтобы они с подобающей честью привели его к нам; тебе же мы повелеваем склонить его прийти к нам, за что немалая награда будет тебе от нас. Получив такое послание от царя, проконсул отправился к Аверкию и стал уговаривать его идти в Рим с царскими посланниками. Аверкий, вспомнив, что бес хвалился заставить его предпринять на старости трудное путешествие в Рим, подумал про себя:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Д.П. Шестаков 1. В последнем издании жития св. Аверкия, Иерапольского во Фригии чудотворца 1 , русский перевод жития в Великих Минеях Четьях митрополита Макария 2 получает значение равносильного с греческими рукописями источника для установления греческого текста жития. Та начальная греческая редакция, с которой исполнен русский перевод в Минеях, восстановляется новым изданием на основе трех греческих рукописей: 1) Парижской рукописи 1540, X или XI века, представляющей собою минологий за октябрь месяц, 2) рукописи Московской Синодальной библиотеки 379, из лавры Афанасия, XI века, заключающей тридцать одно житие святых с сентября до июля, и 3) близкой к Московской рукописи Иерусалимской патриаршей библиотеки, из лавры св. Саввы, XI или XII века. Это рукописи Р, М и Н у Ниссена. И вот, не взирая на древность этих трех греческих рукописей, русский перевод в Макарьевских Минеях Четьях представляет в ряде мест наилучшие чтения, позволяющие исправить большие или меньшие искажения греческого текста. Житие св. Аверкия рассказывает, как святой разбил изваяния языческих богов, и какой яростью поступок св. Аверкия воспламенил языческое население города: κα οον φιλε χλος μαινμενος σν οδεν λογισμ ρπσαντες ξλα κα λαμπδας κραζον. В подчеркнутом слове все три греческие рукописи согласны между собою. (Vita s. Abercii р. 6, 13 sqq.). Макарьевские Минеи вместо того имеют: «с безлепичным размышлением» (ст. 1741), что дает Ниссену право внести в греческий текст поправку: σν οτιδαν λογισμ 3 . Ниже христиане спешат предупредить св. Аверкия о грозящей ему опасности от возмущенной против него языческой толпы; κα ερντες ατν ς μηδενς γενομνου φαιδρ τ προσπ καθμενον. (Vita ρ. 7, 8 sqq.). Так согласно свидетельствуют все три греческие рукописи жития. Из Макарьевского перевода: «яко ни что же печалуяся» (ст. 1742) Ниссен добывает правильное греческое чтение: ς μηδενς κηδμενον. Много помогает русский перевод в Минеях поправке греческого текста и в третьем месте жития. Готовые покаяться и обратиться ко Христу, жители Иераполя спрашивают св. Аверкия, есть ли у них, при всех их грехах, надежда на прощение и спасение. Да, удостоверяет сомневающихся св. Аверкий: ν μ ν τος μοοις καταλειφθτε λλ’ πιστραφετε πρς τν θεν, говорит Парижская рукопись; в Иерусалимском и Московском текстах стоит вместо того: ν μ ν τος ατος καταληφθτε πθεσιν. Русский перевод в Минеях: «аще убо неподобных оставьте и обратитеся к Богу» (ст. 1745) подсказывает Ниссену новое греческое чтение; ν μν τν νοσων πκησθε κα πιστραφτε 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Спустя почти год, 26 июля 2004 года, в день памяти (канонизации) кимрских святых новомучеников Феодора Колерава, Анания Бойкова и Михаила Болдакова состоялось очередное богослужение, совершенное архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в сослужении местного духовенства. Решено было и впредь ежегодно в этот день совершать богослужения у святого источника. С самого начала этого богоугодного дела его действующих лиц заботил вопрос: в честь какого именно святого Аверкия именовать источник! Истории известны несколько святых с этим именем. Эта озабоченность была отражена и в материале В.В. Баженова «Часовня у святого источника», опубликованном в газете Кимрского благочиния «Родник православия» в сентябре 2003 года. В заметке описывалось освящение источника и часовни совершенное 20 августа, и, в частности, приведены следующие слова: «...все верующие получили возможность зайти в часовню, поставить свечи и приложиться к иконам святого равноапостольного Аверкия и святого мученика Аверкия (точно неизвестно, в честь какого из них был освящен источник), которые написал священник Игорь Остаев...». Поставленный вопрос волновал и автора этих строк. Было затрачено немало времени на просмотр различной литературы, архивных материалов. И, о - удача! В журнале «Тверские епархиальные ведомости» за 1903 год в 14 в информации о посещении архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием ряда приходских храмов (села Пухлимо, Белого Городка, Малышкова) на странице 415 написано: «В пухлимском приходе за рекой Волгой в деревне Селищи построена (год постройки не указан) деревянная часовня в честь святого Аверкия, епископа Иеропольского». Известно, что святой Аверкий, епископ Иеропольский, на заре христианства за свою проповедническую деятельность получил наименование равноапостольного. Так была раскрыта еще одна тайна нашего прошлого. По материалам издания: Коркунов В.И. Это было, было... К 10-летию канонизации кимрских новомучеников (Краеведческие очерки) - Тверь: Марина, 2008. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=32210

—368— новением в тайны природной жизни, а выведыванием и насильственным выскребыванием с периферии природы скудных «секретов», которые можно было с бумажной помпой использовать по пути всемирно-исторического шествия в призрачные дали вне Бога. В. Эрн Шестаков Д.П. Заметки о греческих текстах житий и Макарьевских Минеях Четиях//Богословский вестник 1914. Т. 1. 2. С. 369–382 (2-я пагин.). —369— 1 . В последнем издании жития св. Аверкия Иерапольского во Фригии чудотворца 516 , русский перевод жития в Великих Минеях Четиях митрополита Макария 517 получает значение равносильного с греческими рукописями источника для установления греческого текста жития. Та начальная греческая редакция, с которой исполнен русский перевод в Минеях, восстановляется новым изданием на основе трех греческих рукописей: 1) Парижской рукописи 1540, X или XI века, представляющей собой минологий за октябрь месяц, 2) рукописи Московской Синодальной библиотеки 379, из лавры Афанасия, XI века, заключающей тридцать одно житие святых с сентября до июля, и 3) близкой к Московской, рукописи иерусалимской патриаршей библиотеки, из лавры св. Саввы, XI или XII века. Это рукописи Р, М и Н у Ниссена. И вот, не взирая на древность этих трех греческих рукописей, русский перевод в Макарьевских Минеях Четиях представляет в ряде мест наилучшее чтение, позволяющие исправить большие или меньшие искажения греческого текста. Житие св. Аверкия рассказывает, как святой разбил изваяния языческих богов, и какой яростью поступок св. Аверкия воспламенил языческое население города: κα —370— οον φιλε χλος μαινμενος σν οδεν λογισμ ρπσαντες ξλα κα λαμπδας κραζον. В подчеркнутом слове все три греческие рукописи согласны между собой. (Vita s. Abercii р. 6, 13 sqq.). Макарьевские Минеи вместо того имеют: «с безлепичным размышлением» (ст. 1741), что дает Ниссену право внести в греческий текст поправку: σν οτιδαν λογισμ 518 . Ниже христиане спешат предупредить св. Аверкия о грозящей ему опасности от возмущенной против него языческой толпы: κα ερντες ατν ς μηδετς γενομνου φαιδρ τ προσπ καθμενον. (Vita p. 7, 8 sqq.). Так согласно свидетельствуют все три греческие рукописи жития. Из Макарьевского перевода: «яко ни что же печалуяся» (ст. 1742) Ниссен добывает правильное греческое чтение: ς μηδενς κηδμενον.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Надо ли говорить, что украсил нашу беседу своим искренним и проникновенным словом Владыка Кирилл — но и все то, что говорили другие, в частности и сами семинаристы, сводилось исключительно, причем в глубокой «личной» искренности, к одному основному и все определяющему: к «личной» горячей устремленности к действительному овладению и самоотданию «православной русскости». Как это было легко в былой Болгарии, нашедшей свое яркое воплощение во Владыке Кирилле! Как это трудно в нашей современности, даже и зарубежно-русской! Но одно было отрадным для всех участников беседы — и это, как нечто даже несколько неожиданное, было подчеркнуто некоторыми из старших участников беседы: непосредственное ощущение идейной родственности, некоего глубинного духовного единомыслия и руководителей и руководимых в составе семинарии.    И это «личное», как бы нарочито воплощаемое в личности чествуемого Владыки Аверкия, сделало празднование дня его Ангела обнаружением единодушного молитвенного устремления, в общении с нашим другом-болгарином, к духовному самоутверждению в «православной русскости», воплотившейся в Исторической России: исповедниками ее духовной сущности и являются насельники Свято-Троицкой обители и семинарии, окормляемых Владыкой Аверкием. БЛАГОДАРНОСТЬ АРХИЕПИСКОПА АВЕРКИЯ.    В виду невозможности для меня, не только вследствие многочисленности писем, а теперь еще и по причине моего болезненного состояния, ответить на все поздравления меня с днем памяти моего небесного покровителя Св. Равноапостольного Аверкия, Епископа Иерапольского, Чудотворца, я сим путем, чрез нашу «Православную Русь», выражаю всем поздравившим меня глубокую благодарность за память и любовь и взаимно всем благожелаю от всей души, молитвенно призывая на всех милость и помощь Божию, в коих мы в нынешнее страшное время все так особенно остро нуждаемся.    Многие спрашивают меня в письмах, как мое здоровье, после перенесенной мною тяжелой болезни. На это я обычно отвечаю так: «Благодарю Бога за то, что уже в силах бываю совершать богослужения, хотя это и стоить мне большого труда и напряжения, после чего бывает опять большой упадок сил — обычное мое теперь состояние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Между тем бес, изгнанный св. Аверкием из юноши, вошел в дочь римского императора Марка Аврелия, Лукиллу. Император не знал, что делать, и на все был готов, только бы избавить от мучений любимую дочь. И вот бес стал говорить, что его никто не может изгнать, кроме Аверкия, епископа Иерапольского. Тогда император послал двух сановников к правителю восточных областей, чтобы упросил Аверкия прийти в Рим, обещая ему почести и награду. Св. Аверкий ради прославления имени Христова согласился. Он взял в дорогу только кожаный мешок, один из тех, что употребляются на востоке для жидкостей вместо наших бочонков, и влил в него вместе воду, уксус, масло и вино. Когда ему дорогой нужно было взять воды, текла вода, когда нужно было уксусу, тек уксус, а когда нужно – текли масло и вино. Жидкости никогда не смешивались, хотя и были влиты в один и тот же кожаный мешок. Это чудо поразило всех, кто был свидетелем его, и многие уверовали во Христа. Когда св. Аверкий пришел в Рим, бес, бывший в царской дочери, сказал ему со смехом: «Что, Аверкий, не правду ли я сказал, что потребую тебя в Рим?» Св. Аверкий изгнал его из девицы и приказал взять огромный камень, лежавший близ дворца, который невозможно было никакими человеческими усилиями даже подвинуть, и отнести этот камень в город Иераполь. Благодарный Марк Аврелий предлагал св. Аверкию золото и серебро, но он вместо этого испросил у императора, чтобы он приказал ежегодно выдавать бедным жителям Иераполя по три тысячи мер пшеницы и устроить больницы при теплых водах для больных в городе Иераполе. Император с радостью согласился исполнить желание св. Аверкия и отпустил его с честью. Между тем Господь, явившись св. Аверкию, повелел ему идти с проповедью в Сирию и Месопотамию. Исполняя повеление Божие, святитель много селений, городов и стран обошел с благовествованием. Везде он учил народ вере Христовой, творил чудеса и исцелял болезни. И стадо Христово множилось и росло во всех тех странах. За эту апостольскую деятельность св. Аверкий и получил наименование равноапостольного. Он умер, достигнув глубокой старости, 72 лет отроду, в городе Иераполе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородицы в 22-й день октября: «В 1613 году, в 22-й день октября, милостию Божиею, молитвами и заступлением Пречистой Владычиды нашей Богородицы Казанской чудотворной иконы, на память Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца, Московское государство от литовских людей очистилось, и ради сего Божия милосердия устаиовили праздновать Пречистой Богородице чудотворной иконе Казанской, в царствующем граде Москве при отце нашем блаженной памяти Великом государе царе и Великом князе Михаиле Феодоровиче всея России. А в 1649 году, в 22-й день октября, на праздник Пречистой Богородицы чудотворной иконы Казанской, во время всенощного пения Бог даровал, родился нам сын – Государь цесаревич князь Димитрий Алексеевич; и мы указали ныне праздновать в 22-й день октября Пречистой Богородице чудотворной иконе Казанской во всех городах, по вся годы. И так по получении сей нашей грамоты ты б, богомолец наш в соборной церкви, со всем освященным собором и на посаде, и во всей архиепископии, в городах и уездах, и в монастырях, и по всем церквам велел праздновать Пречистой Богородице чудотворной иконе Казанской по вся годы октября в 22-й день, на память Аверкия, епископа Иерапольского» 621 . В своде отечественных законов 22-й день октября признается табельным. Церковная служба во дни празднования Казанской иконе Богоматери 8 июля и 22 октября совершается одна и та же. Каноны составлены иеромонахом Игнатием. В эти дни Церковь , между прочим, взывает к верующим: «Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя» 624 . О покровительстве Божией Матери благонравным и богобоязненным христианам св. Димитрий Ростовский в слове своем на день явления пречистой иконы Божией Матери в Казани говорит: «Ужаснися, человече неблагонравный и небогобоящийся, ужаснися, слышав сие, яко благонравным токмо и богобоящимся помоществует Божия Мати и избавляет их от великих бед и зол, а развращенные нравы имущим и страх Божий от сердца отринувшим помоществовати не соизволяет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Но до 1649 года праздник в честь чудотворной Казанской иконы, кроме Казани, совершаем был только в Москве. В этом же году царь Алексий Михайлович, обрадованный рождением сына Дмитрия Алексеевича, дарованного ему 1648 года октября 21 дня во время всенощной службы на праздник Казанской иконы Божией Матери, в благодарение Богу и пресвятой Богородице установил день 22 октября праздновать по всей России. Так 29 сентября 1649 года в окружной Царской грамоте Царя и Великого Князя Алексея Михайловича писано было Маркеллу, архиепископу вологодскому и велико-пермскому, о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы в 22 день октября: «в 1613 году, в 22 день октября, милостию Божею, молитвами и заступлением Пречистыя Владычицы нашей Богородицы Казанския чудотворный иконы, на память Аверкия, епископа Иерапольского чудотворца, московское государство от литовских людей очистилось, и ради сего Божия милосердия уставили праздновать Пречистой Богородице чудотворныя иконы Казанския, в царствующем граде Москве при отце нашем, блаженныя памяти Великом Государе, царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России: а в 1649 году, в 22 день октября на праздник пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения, Бог даровал, родился нам сын – Государь Царевич Князь Димитрий Алексеевич; и мы указали ныне праздновать в 22 день октября пречистой Богородице чудотворныя иконы Казанския, во всех городах по вся годы. И так, по получении сей нашей грамоты, ты б богомолец наш в соборной церкви, со всем освященным собором и на посаде, и во всей архиепископии в городах и уездах, и в монастырях, и по всем церквам велел праздновать пречистой Богородице чудотворный иконы Казанския, по вся годы октября в 22 день, на память Аверкия, епископа Иерапольского». В своде отечественных законов 22 день октября признается табельным 41 . В 1767 г. в мае месяце посетила Казань Государыня Императрица Екатерина II. 28 мая она, между прочим, посетила Казанский девичий Богородицкий монастырь. Отслушав здесь литургию, она к славной чудотворной иконе Богоматери приложила небольшую бриллиантовую корону, а другую, такой же величины, пожертвовала на местный образ Спасителя 42 . 5. Подтверждение того, что подлинная чудотворная Казанская икона Божие Матери находится до сего времени в женском монастыре в Казани

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010