Начальный период В сир. традиции христианизация Н. связывается с проповедью ап. Аддая - главного просветителя сирийцев, или его учеников - Аггая и Мари . Наиболее раннее документальное свидетельство о христианстве в Н. содержится в Аверкия (Иерапольского) эпитафии (2-я пол. II в.). В III-IV вв. город стал важным центром сир. христианства. В актах мучеников Гурии и Шамуны (см. Гурий, Самон(а) и Авив ) среди находившихся с ними в темнице упомянуты Гермес (Ермий) из Н. и его сотоварищи, впосл. пострадавшие от наместника Н. Гераклиона ( Devos P. La liste martyrologique des Actes de Guria et Shamona//AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 16, 21); их память отмечена в Сирийском Мартирологе (411) в пятницу после Пасхи (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 15. (PO; T. 10. Fasc. 1)). К числу раннехрист. святых, к-рых агиографическая традиция связывает с Н., также относятся прмц. Феврония , ее тетя - прп. Вриена , прп. Иерия , преподобномученицы Евтропия, Леонида и Ливия . Первым известным епископом Н. был участник I Вселенского Собора свт. Иаков (308/9-338), впосл. почитавшийся как покровитель города. Его преемниками стали Бабу (Бабовай) и Валгаш (Вологез) ( Le Quien. OC. T. 2. Col. 995-998). Правление этих 3 епископов описал в своих поэтических произведениях ученик и сподвижник свт. Иакова прп. Ефрем Сирин (сир. Мар Афрем), к-рый род. в Н. (ок. 306) и провел там большую часть жизни; по условиям мирного договора 363 г. он в числе прочих жителей покинул город и переселился в Эдессу . Семьдесят семь мадрашей прп. Ефрема, посвященных Н. (Carmina Nisibina), содержат ряд важных сведений об истории города этого периода, как и нек-рые др. его сочинения, напр. «Мемры о Никомидии» (см.: Bundy. 2000) и «Мадраши против Юлиана», рассказывающие в т. ч. о попытке имп. Юлиана Отступника возродить в Н. язычество ( Афрем Нисибинский, мар (Ефрем Сирин, прп.). Юлиановский цикл/Предисл., пер. с сир.: А. В. Муравьёв. М., 2006; ср.: Sozom. Hist. eccl. V 3). К этому же времени относятся связанные с Н. агиографические предания о вмч. Дометии Персиянине и прп. Евгении (Мар Авгене). C Н. историк нач. VII в. Феофилакт Симокатта связывает обращение в христианство своей младшей современницы - мц. Голиндухи ( Theophyl. Sim. Hist. V 12). В Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/2577685.html

К числу таких городов принадлежал и Иераполь. Однажды св. Аверкий был свидетелем языческого празднества в городе и с прискорбием смотрел, как народ поклонялся идолам. Аверкий исполнился ревностью о славе Божией, взял в руки жезл и отправился к языческому храму, где только что окончились жертвоприношения. Войдя в храм, Аверкий начал сокрушать стоявших там идолов. Заметив это, идолопоклонники пришли в сильную ярость и хотели уже зажечь дом Аверкия. Друзья и соседи епископа, при виде, приближающейся толпы, желали спасти его от опасности и советовали ему скрыться где-нибудь на время, пока утихнет волнение, но святитель не испугался толпы, вышел к собравшемуся народу и стал говорить о суетности идолов, стараясь отвратить народ от идолопоклонства и привлечь к истинному Богу. Язычники уже готовы были броситься на святителя и умертвить его, как вдруг произошло событие, давшее другой оборот делу. Внезапно в толпе народа произошло смятение: трое бесноватых юношей подняли страшный крик, разодрали на себе одежду и с пеной у рта упали на землю. «Аверкий, – кричали они, – заклинаем тебя единым истинным Богом, Которого ты проповедуешь, не мучь нас!» Святитель сжалился над бесноватыми и начал молить Бога об исцелении юношей, после чего они почувствовали себя совершенно здоровыми и со слезами начали благодарить святителя. Это чудесное исцеление смягчило ярость народа, который увидел в Аверкие не врага, а целителя и благодетеля. Вместо криков гнева и ненависти в толпе начали раздаваться возгласы: «Един есть Бог истинный, Которого Аверкий проповедует». Многие стали обращаться к Аверкию со словами: «Докажи нам, человек Божий, примет ли нас Бог твой, если мы обратимся к Нему?» Вскоре весь Иераполь обратился в христианство. После этого св. Аверкию пришлось быть в Риме. Император Марк Аврелий выдавал свою дочь замуж, но незадолго до свадьбы она опасно заболела, и никакие средства врачей не могли помочь ей. Тогда император обратился с просьбой к правителю восточных областей, прося его прислать в Рим епископа иерапольского, о котором и в Риме знали, что он исцеляет всякие болезни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Глава 67. О явлении чудотворца Сергия Галасунскому архиеписк...    Не подобает обходить молчанием и следующий случай. Прошу вас, прилежно внимайте без всякого сомнения, удалившись от суетного шума, приклоните уши ваши и послушайте о предивных чудесах великого отца нашего и чудотворца Сергия, в особенности же о чуде, случившемся недавно в царствующем граде Москве.    В то время как супостаты окружили с оружием царствующий град, галасунский Архиепископ находился в Кремле, осажденном окаянными поляками и немцами, и обнищал совершенно, потому что дом его поляки и немцы разграбили, а все богатство и запасы расхитили. Архиепископ умирал от голода и уже прощался с жизнью: прочитав отходную молитву, он лежал в келье, и был при нем лишь один старец-келейник. В это время и явился ему великий в чудесах Сергий — тихо подошел к келье и сотворил молитву. Архиепископ, совсем обессиленный, едва мог ответить: «Аминь», и тогда в келлию его вошел Преподобный Сергий, и вся келья озарилась ярким светом. И сказал ему святой: «Арсений, по молитвам Всенепорочной Владычицы нашей Богородицы и ради великих святителей Петра, Алексия и Ионы и всех святых, — да и я, грешный, с ними вместе был ходатаем, — Господь Бог передает завтра Китай-город в руки православных христиан, а всех врагов ваших вскоре низложит и из града извергнет». Архиепископ Арсений поднял глаза и ясно увидел великого чудотворца Сергия, стоящего близ его постели, и, узнав преподобного, встал с трудом на ноги и поклонился ему. Святой же стал невидим, и яркий свет, озарявший келлию, рассеялся.    Архиепископ был в сознании, причем почувствовал себя совершенно здоровым и благодарил Бога до самого утра. А на следующий день, двадцать второго октября 121 (1613) года, на память иже во святых отца нашего Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца, воеводы взяли штурмом Китай-город, по слову святого Сергия.    Рассказывают еще о множестве других чудес великого чудотворца Сергия, случившихся во время осады его обители, но мы закончим повествование об этом, потому что история сохранила особое пространное сказание о сражении за дом Живоначальной Троицы и Преподобного Сергия и о том, как его молитвами и явлениями много раз бывали спасены люди, оказавшиеся в осаде в обители святого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Имп. Нерон ругал Агриппу за то, что тот казнил Петра без его ведома, т. к. он хотел наказать апостола еще более жестоко за то, что он обратил его рабов в христианство. Нерон поручил разыскивать христиан, но увидел ночью во сне, как его избивает некий человек, приказавший не трогать рабов, и после этого прекратил гонение. История текста Наиболее ранние свидетельства о П. д. сохранились в текстах др. апокрифов. Сцена «Quo vadis?» («Куда идешь?»» - IV 34) была заимствована из апокрифа Павла деяния (Ч. 2), тема Симона Мага - из «Климентин» (см. в ст. Климент , сщмч. Римский). Нек-рые эпизоды П. д. (II; IV 28, 38) использованы в Филиппа деяниях . Большое влияние П. д. оказали на Андрея и Матфия деяния . Так, в этот текст из П. д. заимствованы приказ на следующий день отправляться в Рим на ожидавшем апостола корабле, принятие апостола на корабль без платы, удачное плавание благодаря его присутствию, неразумное существо в роли посланника, лицемерие участвовавших в богослужении грешников, обличение диавола с перечислением его злодеяний, встреча апостола с диаволом и 7 бесами, выражение: «Един Бог!». П. д. также повлияли на др. апокрифы, связанные с ап. Петром: «Климентины», «Мученичество Петра» Псевдо-Лина, «Мученичество Петра и Павла» Псевдо-Марцелла, «Деяния Нерея и Ахилллия», «Деяния Ксанфиппы и Поликсены». Следы использования П. д. есть в «Манихейской Псалтири». Целыми фрагментами П. д. цитируются в Житии свт. Аверкия Иерапольского (BHG, N 2). Намек на знакомство с П. д. может присутствовать в «Каноне Муратори», в тексте к-рого упоминаются «Мученичество Петра» и отъезд ап. Павла в Испанию. Коммодиан упоминает слова пса и младенца к Симону Магу (Acta Petri. IV 9-12, 15). В «Дидаскалии апостолов» (IV 6-9) говорится о борьбе Петра с Симоном Магом в Иерусалиме и Риме. Еп. Евсевий Памфил ( Euseb. Hist. eccl. III 1, 2) указывал на то, что у Оригена в Толковании на кн. Бытие есть упоминание о распятии Петра вниз головой в Риме (Acta Petri. IV 36). При этом Евсевий отвергал «так называемые Деяния Петра» как неканонические вместе с др. псевдоэпиграфами Петра ( Euseb. Hist. eccl. III 3.2). Блж. Августин Аврелий ( Aug. Contr. Adimant. 17.5) упоминал об эпизодах II-III из П. д., но отвергал это сочинение, в т. ч. из-за использования его манихеями. Позднее их осуждали и др. церковные писатели вплоть до К-польского патриарха Фотия I (IX в.), далее следы знакомства средневек. христ. традиции с П. д. теряются. В греч. рукописной традиции в 3 текстах сохранилось только окончание П. д.- «Мученичество Петра».

http://pravenc.ru/text/2580438.html

При Е. своеобразная и эффективная педагогическая система, сложившаяся в Казанской центральной крещено-татарской школе, основанная в первую очередь на авторитете руководителя и имевшая сходство с постановкой обучения в лучших мусульм. медресе, была заменена обычной классно-урочной системой. По наблюдениям педагогов и отзывам кряшен, в сохранении миссионерских и патриархальных традиций школы ведущую роль играла жена Е. Пелагея, к-рая в 1885-1913 гг. была учительницей жен. отд-ния и фактически руководила отд-нием. Е. пользовался авторитетом среди кряшен в основном не как администратор, а как регент и обладатель замечательного голоса. Его распевы без указания имени автора и в наст. время используются в церковных службах на татар. языке, бытуют среди кряшен как народные песни. Е. не вполне свободно владел рус. языком. После смерти Ильминского и прот. В. Тимофеева работа над переводом на татар. язык Свящ. Писания приостановилась, издавались в основном переводы Житий святых и назидательная лит-ра, над к-рыми Е. работал вместе с А. А. Воскресенским и Р. П. Даулеем . Были опубликованы переведенные ими книги «Целитель всемилостивый» (1896), «Небесная воевода русской земли» (1898), «Небесные споручники брачного союза» (1898), «Господь любит праведных» (1898), Житие свт. Николая Чудотворца (1898), «Русские первомученики» (1898), беседа на молитву «Царю Небесный» (1898), «Сказание о Смоленской иконе Божией Матери» (1898), «Церковное пение» (1898), «Равноапостольная мироносица» (1899), «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1900), Жития свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова (1903), прп. Серафима Саровского (1904), свт. Аверкия, еп. Иерапольского, царя и прор. Давида, свт. Петра мытаря, свт. Харитона, прп. Виссариона, прп. Серапиона, прп. Симона, Христа ради юродивого, прмч. Дамаскина, прмч. Илии Ардуниса, прмч. Никодима, прмч. Романа, прп. Исидоры, Христа ради юродивой, кнг. мц. Феодоры Владимирской, ап. Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мч. Маманта, мч. Фоки (1905), сборник рассказов из Житий святых для детей (1907), Жития первомч. Стефана (1908), равноапостольных Константина и Елены (1914). Те же авторы продолжили начатую Ильминским и прот. В. Тимофеевым работу по переводу на татар. язык молитв и богослужений: были опубликованы Великий канон прп. Андрея Критского (1897), последование ко Св. Причащению (1906), акафист иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» (1910), молитва после сугубой ектении (1911). Также были изданы краткая церковная история, катехизические поучения на Символ веры (1907), «Беседы о силе крестного знамения», «Наставление крещеным татарам, колеблющимся в христианской вере» (1908), «Указание пути в Царствие Небесное» (1910), брошюры о Евангелии, о почитании икон (1911).

http://pravenc.ru/text/189535.html

Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала (автор проекта Борис Иофан); позднее это место занимал общественный туалет. Руководство Центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади возвести ритуальный зал для приёма в пионеры. Воссоздание [ править править код ] Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Воссоздание было осуществлено в 1990—1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований. Автором проекта стал архитектор О. И. Журин, один из учеников П. Д. Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы. Освящён патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку С. Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е гг. расписали храм в ретроспективной, канонической манере. Описание [ править править код ] Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского. По замечанию П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья». Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Казанско...

В Тырнов, при царе Болгарском Калоиоанне, младшем брате Асеня, в 12 веке. Пролог. Есть служба. Свв. мучч. Дасия, Гаия и Зотика. После мук утоплены неверными, в Никомидии, за ниспровержение идолов. Пролог. Мес. В. Март. Р. 22 Св. равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Святительствовал в Иераполе (Фриг.), и славился чудотворениями при Марке Антонине Философе (161–180). Чет. Минея от Метафраста. (Or. Chr. I. col. 833. Vita Metaphr. latine apud Surium 22 oct. graece in Boissonadii Anecdotis. Paris. 1833. V. 462. Acto SS. febr. III. 720. Fabr. VII. 158). Март. P. В службе канон Иосифа. Св в . се ми отроков, и же в о Е д есе, Максимилиана, Иам в лиха, Марти н иана, Дионисия, Антонина, Кон стантина и Иоанна. См. 4 авг. В нынешний день воспоминается их преставление. Есть служба. Свв. мучч. Александра епископа, и Ираклия воина, и четырех жен, Анны, Елисавефы, Феодотии и Гликерии. Скончались от меча. Пролог. Март. Р. Мес. В. Празднество Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, чудотворной ради Ее иконы, нарицаемой Казанская, за избавление царствующего града Москвы от Литвы. В 1612 году. Пролог. В службе два канона: Одигитрии, иеромонаха Игнатия и празднику. См. 8 июля. 23 Св. апостола Иакова, брата Господня по плоти. Первый епископ Иерусалимский. Свергнут Иудеями с крыла церковного и побиен камнями, после 30 летнего управления церковью. Чет. Минея. (Act SS. I maii. Or. Chr. III col. 139). В соборе 70 апп. 4 янв., с Иосифом обручником и Давидом царем, в неделю по Р. Христову. 26 дек. В службе канон Феофила. Св. Игнатия, патриарха Константина града Сын царя Михаила Рангавея, преемник св. Мефодия; рукоположен в патриархи в 847 году. В 858, по наветам Барды, низведен с престола и сослан в заточение на остров Тсревинф. В 867 г. сент. 25. Василий Македонянин возвратил ему патриаршество. Пас Христову церковь до 878 года. Пролог. (Or. Chr. I. col. 215–247. Vita auct. Niceia paphlagoue exstat in Conciliorum collect. Harduini. V. 943). Март. Р. Мес. В. Св . блаженного Иакова , Боровицкого чудотворца .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Осуждение монахов-странников было далеко не повсеместным: эта форма аскезы имела и своих последователей (с. 299). Но лингвистические аргументы Иванова слишком слабы, чтобы счесть именно их «первыми пропагандистами христианства среди славян» (с. 301).   Методологические просчеты Рассматривая мнение ранней Церкви относительно миссии, Иванов сопоставляет без всяких оговорок тексты Отцов Церкви и апокрифические акты — памятники совершенно различного происхождения и назначения (с. 28-30). При рассказе о миссии во II в. цитируется житие свт. Аверкия Иерапольского, произведение намного более поздней эпохи (с. 32). Методологически неоправданно Иванов считает нехристианскими все погребения без христианской символики в Скалистом, между которым и Херсонесом пролегала огромная культурная пропасть (с. 129-130). Утверждая, что тюркские имена в греческих надписях Крыма принадлежат «христианизированным татарам», Иванов полностью игнорирует научную дискуссию о происхождении этой этнической группы, которая с не меньшим основанием может считаться «татаризированными греками» (с. 282-283).   Концепционные искажения Признавая миссионерские настроения Златоуста, Иванов все равно критикует его за то, что тот окормляет уже христианизированных варваров, а не обращает язычников (с. 67), хотя очевидно, что христианизация и персов, и готов была далеко не завершена. Иванов критикует Церковь за ревностную борьбу с «еретической» миссией Церкви, не осознавая, что для нее сознательно отклонившийся от истины ближе к погибели, чем истину не познавший, а «еретическое» крещение вообще не действительно (с. 97–106). Иванов упоминает о том, что через 20 лет после крещения Болгарии там оставалось много язычников, но делает об этом не положительный вывод о ненасильственной миссии, а отрицательный — о слабой христианизации (с. 168). На каком основании автор решает, что 30 церковных слов, заимствованных из Византии в хорватский язык, – это «совсем немного» (с. 172, прим. 124)? Непонятно, почему мотивированный политическими причинами отказ Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия отвоевывать Иерусалим означал для ромеев, что «идеи расширения христианства без одновременного расширения Империи оставались им чужды» (с. 196).

http://patriarchia.ru/db/text/73309.html

Выше, под сводами, находятся росписи на сюжеты евангельской истории. На правой стене, начиная от солеи Пименовского придела, представлены изображения: «Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в день Пятидесятницы в Сионской горнице»; «Преображение Господне» (композиция Котарбинского); «Сретение Господне» •– по оригиналу В. М. Васнецова, выполненному в киевском соборе на двух панелях по сторонам иконостаса. Напротив этой картины помещена известная композиция «Крещение Господне» кисти М. В. Нестерова. Между ними, на западной стене, – «Воздвижение Креста Господня». В притворе храма – росписи на тему притчей о милосердном самарянине и о Добром Пастыре. В левом, северном приделе, посвященном Божией Матери, западную стену занимает композиция П. А. Сведомского «Вход Господень в Иерусалим». Другие настенные изображения этого придела отображают события из жизни Божией Матери: «Благовещение», «Рождество Богородицы», «Введение во храм»; здесь же – «Рождество Христово» (вариация композиции М. В. Нестерова). В центральном куполе храма (над парусами, в которых, как обычно, изображены святые Евангелисты) написан Богочеловек в центре небесного свода в окружении Ангелов, Серафимов и Херувимов. Росписи всех трех алтарей посвящены праотцам и святым первых веков христианства. Здесь представлены святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , а также довольно редко встречающиеся изображения святителей: Григория Неокесарийского , Амвросия Медиоланского – в левом, северном алтаре; святого Иринея Лионского , святого Аверкия Иерапольского – в правом, южном алтаре; святителей: Григория Двоеслова и Климента, пап Римских, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, святителей Петра Александрийского и Спиридона Тримифунтского – в центральном алтаре; святых праотец: Иоакима и Анны – в северном алтаре; Авраама, Исаака, Иакова – в южном алтаре, где изображены также египетские подвижники Антоний Великий и преподобный Пимен Великий . На горнем месте в центральном алтаре помещено изображение «Воскресения Христова», выполненное на стекле, подсвечиваемом с противоположной стороны; во Владимирском Богородичном приделе – «Моление о чаше»; в Пименовском приделе – «Явление Христа Марии Магдалине».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Части мощей следующих святых: верхняя часть головы св. апост. Варфоломея; голова и часть от плеча св.великомуч. Меркурия; часть от ноги св. Иоанн Милостивого; две части св. Иоанна Предтечи Господня; часть от локтя священномуч. Харалампия; части от ног св. муч. Ореста и св. Аверкия Иерапольского             Икона апостолов Петра и Павла - Икона написана в 1640 году.     Икона двенадцати Апостолов Икона находится в деревянном резном иконостасе, в 1722 году ее описал в своем известном труде «Толкование Иконописного Искусства» монах Дионисий.           Каракалл - Филофей - Ивирон               Каракалл - 227 Филофей - 229   Зеленым тропа Каракалл - Филофей Красным - Ивирон - Филофей Желтым - поворот на Русскую Келью с добрыми насельниками...         Желтым - Каракалл -  в Святого Павла, переваливая хребет через Антиафон.  Крсным - поворот  и тропа в Лаккоскити. Комментарии Всего комментариев: 43 2020/02/22, 12:30:55 Помолитесь,пожалуйств, о здравии раба Божьего Никиты 2019/12/30, 03:10:15 Великая просьба помолиться за тяжело-онобольного Богданова Сергея из Улан - Удэ - за его выздоровление и направление в достойный Онкоцентр - иначе умрёт в Бурятии. А также финансовой помощи его семье. Обеднела семья. И огромная просьба помолиться за скорейшую и успешную продажу квартиры Любови. А мы за ваше процветание свечу поставим. За всё вас благодарим. Любовь 2019/08/21, 12:40:46 дорогие Отцы и братия Благословите пожалуйста владимира виктор 2019/05/10, 12:55:16 Дорогие братья святой горы Афон, прошу Ваших молитв об исцелении позвоночника моего ребенка, об исцелении Р.Б.Парисы от онкологии, о моем исцелении по жен.части, сердечной недостаточности, помолитесь о том, чтобы у меня прошли боли в ноге и восстановилась двигательная активность, помолитесь о том, чтобы я побыстрее рассчиталась с долгами и продала квартиру. Ангелина Ангелина 2019/02/12, 15:17:19 Дорогие отцы и братья , очень прошу ваших молитв об исцелении моего ребенка. Аминь. Ангелина 2018/11/28, 21:01:23 Dorogije Monahi,Zastititi menja molitvoj ot muza Zdravka i jego ljubovnic i jego rodstvennikov.

http://isihazm.ru/1/?id=510

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010