Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖАБЛЯНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Болгарии. Расположен у подножия горы Курилово (Конявска-Планина), в 2 км от с. Жабляно, обл. Перник. Предположительно был основан в средние века, разрушен во время османского завоевания, возобновлен в XVIII в. и вскоре вновь пришел в запустение после того, как был ограблен разбойниками. Ок. 1870 г. после видения благочестивому юноше из с. Жабляно был обновлен. С 1879 г. до смерти игуменом монастыря был иером. Аверкий Рыльский . По свидетельству чеш. историка К. Й. Иречека , посетившего Ж. м. 31 авг. 1883 г., в тот период церковь была деревянной и стояла, прилепившись к скале, внутри храма близ алтаря был колодец над источником. В обители проживал монах, к-рый славился умением переплетать книги. В 1884 г. вместо деревянной были поставлены каменная 3-нефная однокупольная церковь, шатровая колокольня, построены хозяйственные и жилые здания. С 80-х гг. ХХ в. обитель занимает т. н. Старостильная Болгарская Православная Церковь. Лит.: Иречек К. Й. Пътувания по България. София, 1974. С. 590; Манастирите в България: Справ. на туриста/Ред.: В. Гьорова. София, 2005. С. 83-84. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182177.html

  Канцелярские товары Командировочные Расход ГСМ Публикации в СМИ Оплата интернета, телефонных переговоров и прочие расходы Итого: 21 000 руб. Всего планируемых расходов на 2013 год — 1 334 000 руб.   Бюджет на будущий (предыдущий) год составляется на основании фактического расхода средств финансового отчета в прошедшем (завершенном) году. Приоритетное направление Уставной деятельности учреждения определяется по максимальному расходу средств статей бюджета. Директор Центра «Милосердие» _________________М.А. Никитин Приложение 5 Обращение к потенциальным жертвователям Курское областное общественное учреждение духовно-нравственного и патриотического воспитания ЦЕНТР «МИЛОСЕРДИЕ» 307370, Курская область, г. Рыльск. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Евангелие от Матфея, гл. 25, 34–40 ПРОШЕНИЕ В наше безбедное время существуют еще многодетные и малообеспеченные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В основном это семьи, в которых от трех до шести детей, чьи отцы ушли в поисках легкой и «счастливой» жизни, а матери получают пособие в размере 230 рублей на каждого ребенка в месяц. При таком положении даже хлеб насущный не всегда бывает на обеденном столе. С 2008 года нашей организацией поставлены на учет 24 таких семьи, из которых 82 человека приписаны к ближайшим продуктовым магазинам, где ежедневно получают хлебобулочные, молочные и другие продукты питания первой необходимости (крупы, сахар, растительное масло и т.п.), а Центр «Милосердие» по представленным отчетам продавцов магазинов ежемесячно оплачивает эти расходы.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-organizova...

А князья русские не поспели за Владимиром. Половцы же, увидев полк Владимира, храбро на них идущий, побежали, гонимые гневом Божиим и святой Богородицы. Наши же погнали их, и рубили их, и семь тысяч взяли в полон, одних князей половецких было четыреста семнадцать, и Кобяка схватили, Осолука, Барака, Тарга, Данилу, Башкорта, Тарсука, Изу, Глеба Тириевича, Ексна, Алака и Толгыя, тестя Давыдова, с сыном, Тетия с сыном, Кобякова тестя Турундая. И помог Бог и святая Богородица Владимиру месяца июля в тридцать первый день, в понедельник, в день памяти святого Евдокима Нового. Даровал Господь победу великую нашим князьям и воинам их над врагами нашими, побеждены были иноплеменники куманы, или половцы. И сказал Владимир: «В этот день, дарованный нам Господом, возрадуемся и возвеселимся, ибо Господь избавил нас от врагов наших и поверг врагов наших под ноги наши, и сокрушил головы змиевы». И была радость великая: дружина обогатилась пленниками, и колодников повели, оружье добыли и коней, и возвратились домой, славя Бога и святую Богородицу, скорую на помощь роду христианскому. В год 6694 (1186) . Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие. В тот же год, того же месяца в восемнадцатый день, в день памяти святого мученика Потапия, в субботу, родился сын у великого князя Всеволода, и нарекли имя ему в святом крещении Константин. В том же году надумали внуки Ольговы пойти на половцев, так как не ходили в прошлом году со всеми князьями, но сами по себе пошли, говоря: «А что, мы разве не князья? Такую же себе славу добудем!» И встретились у Переяславля Игорь с двумя сыновьями из Новгорода-Северского, брат его Всеволод из Трубчевска, Святослав Ольгович из Рыльска и пришедшие на помощь к ним из Чернигова. И вошли в землю половцев. Те же, услышав, пошли навстречу, говоря: «Братия наша перебита и отцы наши, а другие в плену, а теперь вот на нас идут». Послали весть по всей земле своей, а сами пошли навстречу и поджидали войска свои, а наши к ним идут, к вежам их. Половцы встретили их, не подпустив к вежам, и, не дожидаясь остальных войск, сошлись в битве. И побеждены были половцы, и гнали их до веж, и взяли русские полон – жен и детей, и стояли три дня в вежах их, веселясь и говоря: «Братия наша ходила со Святославом, великим князем, и бились с половцами на виду у Переяславля, те сами к ним пришли, а в землю Половецкую не посмели за ними пойти. А мы в земле их, и самих перебили, и жены их полонены, и дети их у нас. А теперь пойдем следом за ними за Дон и перебьем их всех без остатка. Если же и тут одержим победу, то пойдем вслед за ними и до лукоморья, куда не ходили и деды наши, а славу и честь свою всю возьмем до конца». Но не знали о предначертании Божьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Блаженный сказал лукавому духу: – Перестань, диавол, смущать рабов Божиих! Какая тебе польза от того, что эта душа пойдет в погибель? Бес отвечал: – Нам от этого нет пользы, но у нас есть приказ от царя нашего и князей, властвующих над нами, – бороться с людьми. Если же князья узнают, что мы не боремся с людьми, то жестоко бьют нас» 1 . Но вернемся к первому мытарству. Здесь выставляются перед нами такие наши грехи, как: 1. Празднословие; 2. Кощунственные слова; 3. Праздный смех; 4. Бесстыдные песни; 5. Праздные беседы. Обращает на себя внимание то, что Феодора сознается: она «нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом». Здесь мы находим ответ, почему христианин может застрять на каком-либо из мытарств: так как он не прибегал к спасительным Таинствам Церкви и сам в момент смерти поставил себя в некоторое затруднительное положение. Далее мы увидим, что Таинства Церкви изглаживают весь бесовский компромат, накопленный на нас бесами. Феодора высказывает недоумение: «Я удивлялась, – рассказывает она, – как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет, и я сама давно забыла об этом». Мытарство 1-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент Сказано: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф. 12, 36–37 ). Мытарства – это предварительное расследование перед частным судом по окончании которого, на 40-й день после смерти, и выносится предварительный приговор. Окончательный приговор будет вынесен только тогда, когда душа вернется в тело – на Страшном суде . Когда человек попадает на первое мытарство, у него, наверное, бывает ощущение того, что он попал на какую-то дикую дискотеку, потому что там все звучит, кричит и вопит: лезут в голову дурные мысли, слова, мат, бесстыдные песни навязчиво звучат в голове. Все это сразу оживает, как-то материализуется. В 33-м псалме сказано: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» ( Пс. 33, 14 ). Особенно страшно и тяжело будет кощунникам, для них наказания начинаются еще и в этой жизни.

http://pravoslavie.ru/95810.html

Величайшим из таких чудотворцев последнего времени является отец Иоанн Кронштадтский , столетие со дня рождения которого будет праздноваться в настоящем году. Он настолько угодил Господу своею святой жизнью, что уже ныне числится в райских обителях в лике преподобных, наряду с Антонием Великим , Павлом Фивейским, Иоанном Рыльским. Великому Богу, как он сам сказал, в скором времени угодно будет прославить его на земле, как прославил Он его уже на небесах. И, таким образом, в скором времени мы будем иметь нового молитвенника и ходатая за нас на небесах. А глубокопоучительное повествование об отроке Павле, помимо своего непосредственного значения, имеет и глубокий символический смысл. Этот бесноватый отрок прообразует собой нашу несчастную и многострадальную Россию. И она, несчастная, как этот отрок Павел, предана духу беснования за свои грехи и за свое нечестие. Предана не по причине оставления ее Богом, а по причине особенной любви Его к ней. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр.12:6 ), да спасется дух его (см.: 1Кор.5:5 ). Аминь. Произнесено 8/21 июля 1929 года в Варне Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам Мф.9:8 Евангелие в повествовании о исцелении расслабленного предлагает нашему вниманию не только самое событие исцеления, но и различные суждения о нем людей, которые были свидетелями исцеления. Принесли ко Иисусу расслабленного, положенного на одре. И когда Он, видя веру принесших, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои ( Мф.9:2 ), – некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует ( Мф.9:3 ). Вот оно, суждение о чуде! А когда народ увидел чудо исцеления расслабленного, то, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам ( Мф.9:8 ). Вот другое суждение о чуде! Он богохульствует – чье это суждение? Книжников, людей, которых по-нынешнему надлежало бы назвать образованными, просвещенными, учеными.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Если же найдется кто-либо среди вас, который будет сеять плевелы, раздоры и иные соблазны, то такового устраните немедленно из вашего собрания, дабы не обратилось это в разъедающую лихорадку, согласно апостолу, и зло не распространилось бы среди добрых, и какой-нибудь горький корень не пророс бы, не сделал бы дурное и чрез это бы не осквернились многие. И злой волк не смутил бы мирное Христово стадо, ибо и таковые явятся. О них предрекает Христос, говоря: «Ибо необходимо, чтобы явились соблазны, и горе миру от соблазна» (ср. Мф. 18, 7). Потому и вы, чадца, берегитесь таковых вещей и не допускайте их в свою среду; но отклоняйте их далеко от себя, как пастырь изгоняет дурных овец из чистого стада. Жительствуя же вместе ради Господа и нося взаимно свои тяготы, не пренебрегайте и тех, кои живут в уединении, и скитаются в пустынях, и в пещерах, и в пропастях земных – коих не был достоин весь мир (ср. Евр. 11, 38), – но снабжайте их, когда можете, дабы иметь в их лице молитвенников пред Богом, ибо молитва праведника может достичь многого. Придерживайтесь крепко церковного правила, не оставляя и не презирая ничего из того, что установлено святыми отцами Поучайтесь в законе Господнем день и ночь, читайте часто отеческие книги и старайтесь быть подражателями святых отцов наших Антония, Феодосия и иных, просиявших, подобно светилам, в мире добрыми своими делами. Придерживайтесь крепко церковного правила, не оставляя и не презирая ничего из того, что установлено святыми отцами. Ручной труд да не будет пренебрегаем вами, но пусть в руках ваших будет он всегда, а молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» да будет постоянно в устах ваших, как и в уме вашем – память смертная. Таким было деяние древних пустынных отцов, и они не ели впустую свой хлеб; и не только они кормились сами трудом рук своих, но давали и нуждающимся, и так не обманулись в своей надежде. Ибо, как говорит апостол, хорошо, чтобы сердце утверждалось благодатью, а не той пищей, от которой не получили пользу те, которые жили ею. А он говорит: «Да пребывает братолюбие, не забывайте страннолюбия, ибо через него некоторые, не зная того, угостили ангелов» (ср. Евр. 13, 2).

http://pravoslavie.ru/125132.html

на существенный и главный момент исполнения сего пророчества, апостол Петр указывает на сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян.2:14). Когда народ, — в день сошествия Св. Духа, слыша апостолов, говорящих иными языками, с недоумением спрашивал: «что это значит»? — св. апостол Петр обратился к окружающим с речью, в которой сказал, что это чудесное явление был предсказано еще Иоилем, и буквально привел все пророчество последнего. Указав затем на исполнение пророчества Иоиля, апостол Петр продолжал: (после того, как слушающий его народ обратился к апостолам с вопросом: «что же нам делать, мужи, братия»?) — «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа, ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (т. е. и язычников) (Деян.2:37–39). Итак, исполнение предсказания об излиянии Св. Духа, т. е. о богатом подаянии Его даров, началось со дня первой христианской Пятидесятницы и будет продолжаться во все время, пока не войдет в Царство Христово полное число язычников ( «исполнение языков»  — Рим.11:25). — Глава 2-я из кн. прор. Иоиля читается в церкви на паремии в день Пятидесятницы. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2:32). Апостол Павел сии слова прор. Иоиля прилагает к язычникам. «Здесь (т. е. в христианстве), — говорит он, — нет различия между иудеем и язычником, потому что один Господь у всех богатый для всех призывающих Его, ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:12–13). < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память преподобного отца нашего Иоанна Рыльского в древности Сардика. Ныне этот город называется София и представляет столицу Болгарского княжества. правил Болгарией с 927 по 968 г. — Kohcmahmuh VII Порфирородный правил Византией с 912 по 959 г. свое получила от реки Рыло, в округе города Раслога было так: овцы внезапно от какого-то страха побежали по стремнинам до тех пор, пока не добежали до места, где жил отшельник. Пастухи, бежавшие за ними, с изумлением увидели пустынника. «Вы пришли сюда голодные: — рвите себе горох мой и кушайте», — сказал отшельник. Они ели и насытились; только один напрятал себе много стручьев в запас, без благословения пустынника, и когда на дороге дал товарищам, то в украденных стручьях не оказалось ни зерна. Они возвратились к доброму старцу с раскаянием. Старец простил их и с улыбкою сказал: «видите, дети, — эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но если подобное преступление совершается при общем благоденствии, когда царит социальное «утро», « если взошло над ним солнце, то вменится ему (то есть вынесшему смертный приговор. – прот. О.С. ) кровь » . Это связано с тем, что общество богатое и обеспеченное, не заботясь о малоимущих, становится как бы соучастником их преступлений и совершает «социальный грех», доводя отдельно взятых членов общества до необходимости воровать, например для того, чтобы сохранить собственную семью, спасти ее от голодной смерти. В Библии грех отдельного человека имеет духовные и социальные последствия для всей общины (см.: Ос. 6: 10; 1 Кор. 5: 1–2). Проклятие и наказание за преступление одного может обрушиться на всех членов общины. С другой стороны, преступление, совершаемое ночью, подразумевает разбой, ведь делающий подкоп ночью предполагает, что семья дома, и готов на всё. Святитель Иоанн Златоуст , почитавший разбой хуже воровства, учил: «Пойманный вор возвращает вчетверо больше похищенного им, но разбойник хуже вора. Если вор должен возвращать вчетверо больше украденного им, то разбойник – вдесятеро или еще больше. Хорошо, если таким образом он сможет получить прощение своего греха, плода же милостыни он и тогда не получит. Потому-то Закхей и сказал: “если кого чем обидел, воздам вчетверо и половину имения моего я отдам нищим” ( Лк. 19: 8 ). Если же во время Закона следовало возвращать вчетверо, то тем более в Царстве Благодати. Если вор обязан это сделать, то тем более разбойник, ведь, кроме убытка, здесь еще и большая дерзость» 1 . Мытарство 6-е, воровства. Фреска Рыльского монастыря, Болгария Обратим внимание на эти слова Златоуста: «Если же во время Закона следовало возвращать вчетверо, то тем более в Царстве Благодати». Благодать не прекращает активных действий против беззаконных, но, напротив, усиливает их. Сказано: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5: 21–22; 27–28 ). Закон усиливается за счет того, что Христос вскрывает духовный, не лежащий на поверхности смысл исполнения любой заповеди. Например, человек внешне мог выглядеть вполне пристойным и благочестивым, но внутренне являлся разложившимся грешником.

http://pravoslavie.ru/97626.html

Но о.Иоанн и повторным призывом всех к святости не насытился. После только что приведенных слов он уже в третий раз говорит тоже самое, но еще более усиленно, уверенно: «ДА, НЕПРЕМЕННО СДЕЛАЕШЬСЯ СВЯТЫМ, – если не будешь жить в духовной дремоте и бездействии, а будешь деятельно воевать на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями и пристрастиями житейскими». А за этим он высказывает именно ту мысль, которую мы доселе ищем в его творениях: «СВЯТОСТЬ НЕ ЕСТЬ ЗАВИДНАЯ ДОЛЯ ОДНИХ ТОЛЬКО апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых, – А ПРЕКРАСНАЯ ДОЛЯ ВСЕХ НАС». Вот – эти золотые слова его собственной золотой души! И он подтверждает и подкрепляет их свидетельством Божественного Писания: «Апостол говорит, что Бог призвал всех нас на нечистоту, а в святость» ( 1Сол.4:7 ). «Видите, что все мы и можем и должны быть святыми; да в первые времена Церкви верующих во Христа и апостолы называли не иначе, как святыми». Дальше он приводит длинную выдержку из Послания к Колоссянам; я возьму оттуда лишь часть: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие... Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства... И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (3:12–17). Вот какую высокую проповедь сказал о.Иоанн в праздник открытия мощей св. Тихона Задонского ! Дерзну заявить, что ни в этот день канонизации святителя, ни вообще в иной какой день никто не говорил так дерзновенно о святости нашей вообще, и никто не призывал к ней всякого христианина без исключения. И к этой мысли, к этому призыву о.Иоанн возвращается очень часто. Вот он в день своего Ангела говорит проповедь в похвалу преподобного Иоанна Рыльского, болгарского великого святого. Прославляет его за любовь к Богу, за победу над грехами и диаволом, за отвержение мира, за святую жизнь. Отец Иоанн не преминет призывать к святости и нас, грешников: «Святая Церковь » празднованием святого «хочет понудить и нас подражать его добродетелям, по силе каждого; потому что и нам ПОВЕЛЕНО от Бога быть святыми. «Святи будете, якоже Аз свят есмь, Господь Бог ваш» ( 1Пет.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но отец Иоанн и повторным призывом всех к святости не насытился. После только что приведенных слов он в третий раз говорит то же самое, но еще более усиленно, уверенно: «Да, непременно сделаешься святым – если не будешь жить в духовной дремоте и бездействии, а будешь деятельно воевать на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями и пристрастиями житейскими». За этим он высказывает именно ту самую мысль, которую мы доселе ищем в его творениях: «Святость не есть завидная доля одних только апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых – а прекрасная доля всех нас». Вот эти золотые слова его собственной святой души! И он подтверждает и подкрепляет их свидетельством Божественного Писания: «Апостол говорит, что Бог призвал всех нас не на нечистоту, а в святость» ( 1Фес. 4:7 ). «Видите, что все мы и можем, и должны быть святыми; да, в первые времена Церкви верующих во Христа и апостолы называли не иначе как святыми». И дальше он приводит длинную выдержку из Послания к Колоссянам; я возьму оттуда лишь часть: Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие... Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства... И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца ( Кол. 3:12, 14, 17 ). Вот какую высокую проповедь сказал отец Иоанн в праздник открытия мощей святителя Тихона Задонского . Дерзну заявить, что ни в этот день канонизации святителя, ни вообще в иной какой день никто не говорил так дерзновенно о святости нашей и никто не призывал к ней всякого христианина без исключения. И к этой мысли, к этому призыву отец Иоанн возвращается очень часто. Вот он в день своего Ангела говорит проповедь в похвалу преподобного Иоанна Рыльского, болгарского великого святого. Прославляет его за любовь к Богу, за победу над грехами и диаволом, за отвержение мира, за святую жизнь и не преминет призывать к святости и нас, грешников:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010