– Отче возлюбленного Сына Своего Иисуса, Ты отпускаешь нам грехи, хотя бы их было у нас бесчисленное множество, Ты подаешь нам все, чего мы ни попросим у Тебя на пользу, – Тебя ныне прошу и молю я, – огради юношей сих от бесовского нападения, чтобы они потом шли путем Твоих заповедей, последуя святой воле Твоей. Увидя чудесное знамение, которое Ты совершишь над ними, многие уверуют в Тебя, Единого всесильного Бога, – и познают, что нет другого, кроме Тебя. Помолившись так, святой обратился к юношам, коих мучили бесы, и, ударяя их слегка по голове жезлом, который держал в своих руках, сказал: – Именем Христа моего повелеваю вам, бесы, – выйдите из юношей, не причиняя им ни малейшего вреда. Возопив ужасным голосом, бесы вышли из юношей, лежащих на земле подобно мертвецам. Взяв каждого из них за руку, святой Аверкий поднял с земли. Они тотчас сделались совершенно здоровыми и, припав к святому, лобызали честные его ноги. Когда народ увидел сие, то забыл о своей ярости и возопил: – Един истинный Бог, Коего проповедует Аверкий! Затем стали спрашивать и самого святого: – Скажи нам, человек Божий, примет ли нас твой Бог, если мы обратимся к Нему, простит ли Он бесчисленные грехи наши? Научи нас, как нам веровать в Него! Отверзши уста свои, святой Аверкий начал учить людей Богопознанию и продолжал наставление даже до девятого часа дня; приказал он также принести к себе всех недужных и исцелил их, призывая имя Иисуса Христа и возлагая на них свои руки. Услышав его учение и увидя чудеса, все люди уверовали в Господа Иисуса Христа и просили Аверкия, чтобы он сподобил их святого крещения. Так как уже был вечер, то святой отложил крещение их до утра, повелев всем готовиться к принятию святого таинства. Когда утром на другой день собрался народ, он повел всех к церкви и снова поучал их; затем, сотворив обычные молитвы, крестил в тот день 500 мужей. И в течение немногих дней не только Иераполь, но и другие окрестные города и деревни, он привел в Христову веру и крещением соединил с Богом. И пронеслась о нем слава повсюду. Много больных из различных и отдаленных стран приходили к нему и получали они сугубое исцеление – тела и души.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

БЛАГОДАРНОСТЬ АРХИЕПИСКОПА АВЕРКИЯ. В виду невозможности для меня, не только вследствие многочисленности писем, а теперь еще и по причине моего болезненного состояния, ответить на все поздравления меня с днем памяти моего небесного покровителя Св. Равноапостольного Аверкия, Епископа Иерапольского, Чудотворца, я сим путем, чрез нашу «Православную Русь», выражаю всем поздравившим меня глубокую благодарность за память и любовь и взаимно всем благожелаю от всей души, молитвенно призывая на всех милость и помощь Божию, в коих мы в нынешнее страшное время все так особенно остро нуждаемся. Многие спрашивают меня в письмах, как мое здоровье, после перенесенной мною тяжелой болезни. На это я обычно отвечаю так: «Благодарю Бога за то, что уже в силах бываю совершать богослужения, хотя это и стоить мне большого труда и напряжения, после чего бывает опять большой упадок сил – обычное мое теперь состояние. Но, слава Богу, и за все!! В нынешнее время, при теперешних обстоятельствах и условиях лучшего желать и не приходится!» С любовью призывая на всех Вас благословение Божие, остаюсь Вашим искренним благодарным богомольцем, взаимно прося Вас молиться за меня, грешного! Читать далее Источник: Современность в свете Слова Божия/Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

15. Разбор исторических свидетельств: а) Предисловия к Евангелию от Луки и  б) свидетельства Папия, еп. Иеропольского Кроме общих теоретических и филологических соображений, основанных отчасти на анализе текста синоптических Евангелий, Эвальд и Гольцман, в подтверждение своих мнений о письменных источниках, обращаются и к так называемым внешним или историческим свидетельствам, каковы суть, главным образом, Предисловие (Prolog, Proëmium) к Евангелию от Луки и свидетельство Папия, епископа Иерапольского. Но тщательный анализ того и другого устраняет предположение письменных источников для синоптиков. А. Напротив, именно за самостоятельность Евангелия от Луки особенно важное и сильное свидетельство находится в его предисловии. Вот оно. «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен ( Лк. 1:1–4 ).» Эти слова – свидетельство самого ев. Луки, потому что именно и бесспорно он есть писатель всего своего Евангелия. Так в этом уверен даже и сам Эвальд. «Для сомнения в том, что Лука есть автор этого писания, нет, говорит Эвальд, никакого основания... И хотя известный самый ранний писатель, выразительно свидетельствующий об этом, есть только Ириней 360 , но, по состоянию дошедшей до нас литературы древнейших Отцов церкви, это очень неудивительно». Если же Лука есть писатель своего Евангелия, то ему принадлежит и предисловие его. Так это признают Эвальд и Гольцман, и присваивают это предисловие именно Луке, притом прямо как оригинальное и весьма замечательное. Но в этом предисловии Эвальд видит «краткое, однако достаточное, указание на возникновение и цель Евангелия от Луки, т. е. на то, что оно возникло компилятивным способом и имело целью изложить все до него написанное, следовательно, оно есть свод памятников Ев. литературы первого периода (compendium). Эвальд, впрочем, не анализирует подробно содержание этого «предисловия» 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Священномученик Игнатий Богоносец О жизни и деятельности Игнатия Богоносца мы мало что можем сказать абсолютно точно. По одним источникам он был грек, родом из Антиохии, по другим же – сириец, на что указывает несовершенный греческий язык его посланий. Существует предание о том, что Игнатий был именно тем мальчиком, которого Господь Иисус Христос взял к себе на руки и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,1-3). Несмотря на то, что далеко не все принимают это предание, большинство из авторов склоняются к тому, что Игнатий с детства пребывал в учении Христовом. Так Евсевий Памфил пишет, что будущий святитель вместе со святым Поликарпом Смирнским (+ 167) и Папием Иерапольским (+ 130) был учеником св. апостола Иоанна Богослова (+ нач. II века). В «Похвальном слове священномученнику Игнатию Богоносцу» святитель Иоанн Златоуст пишет следующее «… воспитывался под руководством святых апостолов, неразлучно находясь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их обильные струи». Нет также однозначного мнения касательно того, в какое время Игнатий стал епископом Антиохийским. У Евсевия Кесарийского мы находим сведения о том, что на Антиохийской кафедре он был преемником Еводия (апостола от 70-ти, + ок. 66), рукоположенного первоверховным апостолом Петром. Но, однако, Феодорит, в свою очередь, утверждает, что хиротония святого Игнатия была совершена самим апостолом Петром. Наравне с этими двумя мнениями бытует и третье, наиболее похожее на истину. Его суть заключается в том, что и Еводий и Игнатий были в одно и тоже время епископами Антиохии. Первый был поставлен над обращенными иудеями, второй – над уверовавшими язычниками. И уже после смерти святителя Еводия Игнатий Богоносец, служивший по словам свт. Иоанна Златоуста «…образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинство епископа…», вступил в полное управление Антиохийской Церковью. Именно в это время за ревностную веру, целомудрие, кроткий и тихий нрав паства Игнатия прозвала его «Богоносцем».

http://pravoslavie.ru/39841.html

Предполагают, что у Евангелий мог быть семитский оригинал. Важнейшим аргументом в пользу этого считается свидетельство Папия Иерапольского , расцвет деятельности которого приходится на первую половину II века. Папий пишет про Евангелие от Матфея следующее: «Матфей записал беседы Господа на еврейском языке; а переводил их кто как мог». Современными учеными неоднократно предпринимались, правда, не очень успешно, попытки реконструировать это еврейское «протоевангелие». Однако, семитские оригиналы Евангелий, если они и были, до нас не дошли. Ранняя Церковь не ставила своей задачей сохранить проповеди Господа и рассказы о Нем на сакральном языке Ветхого Завета или на том языке, на котором эти слова впервые прозвучали. Для ранней Церкви было важно, чтобы Благая Весть распространялась на языке, понятном для верующих. Евангелие от Матфея завершается словами: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф. 28:19–20 ). Евангельская проповедь , таким образом, должна прозвучать на всех языках мира. Об этом нам символически говорит и повествование Деяний Апостолов: когда апостолы были вместе в день Пятидесятницы, они «исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:4 ). Находящееся в Иерусалиме «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне» слышали апостольскую проповедь каждый на своем языке ( Деян. 2:8–11 ). Важно помнить, что для еврейской традиции праздник Пятидесятницы (Шавуот) – это день, когда Израиль у горы Синай получил от Бога Десять заповедей. Поэтому, христианская Пятидесятница предстает, как непосредственное продолжение Синайского откровения. Рассказ о первой христианской Пятидесятнице занимает очень важное место в Книге Деяний – он является богословским обоснованием миссии среди язычников. А для нас он является также богословским обоснованием необходимости библейского перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

В конце 2001 года на русском языке вышла первая книга серии — “Новый Завет II. Евангелие от Марка”. Евангелие от Марка искони было в Церкви общепризнанным и пользовалось большим авторитетом. По широко распространенному раннему преданию Евангелие от Марка было написано под сильным влиянием проповеди апостола Петра. Папий, епископ Иерапольский, муж апостольский и ученик апостола Иоанна, называл евангелиста Марка истолкователем апостола Петра. Однако проводя подборку святоотеческих комментариев на Евангелие от Марка, редакторы столкнулись с затруднением, представляющим для истории экзегезы настоящую проблему. Дело в том, что, в отличие от Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на это Евангелие не осталось ни одного полного подробного комментария (кроме кратких работ блаженного Иеронима и Досточтимого Беды). При подготовке данного тома эта проблема была решена путем скрупулезного поиска и тщательной подборки отдельных замечаний и упоминаний о Евангелии от Марка, рассеянных в разных проповедях, письма и трактатах, а также обращением к толкованиям на параллельные места из других Евангелий. Комментарии в серии построены по следующему принципу. Текст Священного Писания разбит на смысловые отрывки (пе­рикопы). После каждого отрывка дается краткий обзор святоотеческих комментариев — основная мысль и имя автора. Далее приводится полный текст каждого комментария со ссылкой на наименование книги и на выходные данные ее издания. Приведем образец толкования 4 . МК 12:41–44 (жертва вдовы) И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. Обзор: Дар вдовы ценен не весом и не стоимостью, но желанием, с которым она его принесла (Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский, Беда Достопочтенный 5 ). Поэтому он заслуживает сравнения с персонажами и метафорами Царства, приводимыми в Писании (Августин Иппонский, Иероним Стридонский), и является примером для бедных, равно как для богатых (Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский), тем более что материальные блага есть свойство только здешнего мира (Павлин Нольский). Верующий же по определению богаче всех остальных (Иероним Стридонский), даже если он беден (Гегемон), однако в делах духовных важно двигаться постепенно: без переусердствования и постановки непосильных целей, что и будет принято, подобно дару вдовы (Евагрий Понтийский).

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

Или: «так повествуют те, которые описали все, касающееся до Спасителя нашего, и мы верим им 392 »... Святой Ириней, еп. Лионский (2-го в.), свидетельствует: «об устроении нашего спасения мы узнали не через кого другого, а через тех, через которых дошло к нам Евангелие, которое они тогда проповедывали (устно), потом же по воле Божьей предали нам в писаниях, как будущее основание и столп нашей веры... После того, как Господь наш воскрес из мертвых и они облечены были свыше силою нисходящего Св. Духа, исполнились всеми (дарами его) и получили совершенное знание, – они вышли в концы земли, благовествуя о благах (дарованных) нам от Бога, и возвещая небесный мир людям, которые и все вместе, и каждый порознь, имеют Евангелие Божие. Так Матфей издал у Евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали церковь . После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие 393 …». Папий, еп. Иерапольский († 120 г.), свидетельствует, что «Марк, истолкователь Петра, с точностию записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Христос, хотя и не по порядку (времени), потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему 394 . Так, по свидетельству Отцев церкви, устная проповедь Спасителя первоначально сохранялась в памяти апостолов и их сотрудников, а потом была изложена письменно в Евангелиях. Это, наконец, подтверждается словами и самих апостолов. Св. ап. Павел говорит Коринфянам: «напоминаю вам, братие, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам... Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял ( 1Кор. 15:1–3 )». Апостол и евангелист Иоанн говорит: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам), о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение со Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Среди перечисленных кодекс Безы имеет еще и добавление «к Нему» во фразе «и был глас с небес глаголющий» (Мф 3. 17). В Мф 4. 4 в кодексе Безы в цитате из Втор 8. 3 вместо «всякого слова, исходящего из уст Божиих» дается «неантропоморфистский» вариант - «всякого слова Божия». Стих 4. 24 сильно сокращен в синайской редакции старосир. Евангелий: в нем отсутствуют слова «и прошел о Нем слух по всей Сирии» и «бесноватых, и лунатиков, и расслабленных». В этой же версии опущены слова «(пророков) бывших прежде вас» в Мф 5. 12. В первоначальном тексте Синайского кодекса отсутствовала 2-я половина стиха 5. 19 («…а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном»). Это чтение имеет соответствия в кодексе Безы, унциале W и копт. бохайрской версии. В кодексе Безы отсутствует и следующий стих («ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев…»). Стих Мф 5. 30 («и если правая твоя рука соблазняет тебя…») опущен в кодексе Безы, рукописной традиции Вульгаты, синайской редакции старосир. версии и копт. версии. В кодексе Безы нет и 2-й половины стиха 10. 41 («…кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника»). В Мф 11. 13 опущено слово «закон» во фразе «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна». Место в каноне Древнейшим известным упоминанием Евангелия от Матфея является свидетельство Папия Иерапольского (1-я пол. II в.). Ценность этого свидетельства ограничена тем обстоятельством, что текст Папия известен только в передаче Евсевия Кесарийского (IV в.), т. е. в составе значительно более позднего произведения. Папий перечисляет 4 Евангелия, ставя Евангелие от Матфея хронологически на 1-е место ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 16). В тексте Папия ничего не сообщается о статусе Евангелий как священных книг. Мч. Иустин Философ цитирует Евангелие от Матфея в своей 1-й апологии (terminus ante quem для этого свидетельства - 165 г.). Тем не менее он не характеризует это Евангелие как священный текст: для него это не «Писание», а «воспоминания апостолов» ( Iust.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Совмещая иудейские и христианские чаяния, св. Иустин, однако, не показывает, где и как при этом явится лжемессия (антихрист), которого примут иудеи, как о том говорил Сам Христос: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин. 5:43 ). Еще подробнее и основательнее излагает учение о грядущем тысячелетнем царстве мира Христова на земле св. Ириней Лионский . К грядущему тысячелетнему царству Христа относит св. Ириней исполнение и ветхозаветных пророчеств Исаии, Иезекииля, Иеремии и Даниила. Этими толкованиями и заканчивает св. Ириней свои пять книг против ересей Пять книг против ересей, kh.V , гл. 32–36.]. Св. Ириней утверждает, «что праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновленном создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам, и царствовать в нем, а потом настанет суд» [там же]. Св. Ириней ссылается на так и не исполнившееся во всей полноте обетование Божие Аврааму о наследовании Обетованной Земли. Слова Христа о питии Им с учениками нового вина в Царстве Отца ( Мф. 26:27–29 ), по св. Иринею, также исполнятся в грядущем на земле царстве Христовом. Ссылается св. Ириней и на Паппия Иерапольского. Ветхозаветные пророчества о царстве мира на земле св. Ириней также относит к грядущему по первому воскресению из мертвых мессианскому царству. «Об этих временах и Исаия, пророчествуя, говорит: и будет пастись волк вместе с агнцем и барс будет покоиться вместе с козлом, и теленок, и вол, и лев будут пастись вместе, и малый отрок будет водить их. И вол и медведь будут пастись вместе, и дети их будут вместе, и лев, как вол, будет есть плевы; и малый отрок возложит руку на пещеру аспидов и на ложе детей аспидовых, и они не сделают зла и не могут погубить кого-либо на святой горе Моей (Ис. И, 6–9)... Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежащим к различным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными [так думали и думают отрицающие хилиазм. – Г.Ф.]. Но, хотя и ныне это (справедливо) в отношении к некоторым людям, из различных племен приходящим в единомыслие веры, тем не менее в воскресение праведных сбудется и относительно тех животных, как сказано: ибо Бог богат всем. И надлежит, чтобы с обновлением творения все животныя покорились и повиновались человеку и возвратились к первоначальной, Богом данной, пище, – как они (первоначально) покорены были Адаму, – т.е. произрастениям земли» [там же].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В конце концов, авторство Евангелий и некоторых посланий (Евреям) нам известно также только лишь по Преданию Церкви. Так, об авторстве Евангелия от Марка нам известно, например, лишь по преданию святого Папия Иерапольского , а об авторстве Луки – из слов святого Климента Римского . Заметьте, имен этих людей «нет в Библии», но благодаря им мы знаем имена авторов ряда библейских книг. Можно ли их считать отступниками? Отрицая Предание Церкви, сектанты должны отвергнуть в таком случае и названия Евангелий, авторы которых упоминаются из Предания. И потому, когда в беседе спрашиваешь у сектанта, откуда он знает, что Евангелие от Луки написано именно Лукой, они, как правило, говорят, что никогда не задумывались об этом. Выходит, пользуясь Священным Преданием Церкви, «Свидетели Иеговы» одновременно позволяют себе отвергать его. Таким образом, мы видим, что Священное Предание Церкви неотъемлемо в жизни христиан, и потому отвергать его недопустимо. Глава 9. О душе человека «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (Фессалоникийцам 5:23). «...вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем...» (Даниил 7:15). Учение «Свидетелей Иеговы» о душе радикально разнится с учением Христовой Церкви. «Свидетели Иеговы» внушают, что после смерти с телом умирает и душа человека. Душа, по их взглядам, это сама жизнь, искорка, которая загорелась от Бога и угасает со смертью тела. Конечно, они будут стараться использовать некоторые библейские стихи для подтверждения такого учения. Например, такие стихи из книги Екклесиаста: «Мертвые ничего не знают... в могиле...нет ни работы, ни размышления, ни знаний...» ( Еккл.9:5; 10 ). Попробуем разъяснить эти слова с помощью контекста. Ведь в этом месте вполне ясно говорится, что речь идет с точки зрения человека, «живущего под солнцем». Он смотрит на мир глазами мудреца и пытается понять обычного человека, для которого радость составляет «есть, пить и веселиться» (8:15). И если Екклесиаст говорит про мертвых, что «нет им воздаяния» (ст.5), то сам он все же верит в суд: «всякое дело Бог приведет на суд» (12:14).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010