Одна знаменитая римлянка, по имени Маркелла, не имея у себя наследников, раздала все свои богатства бедным семействам и святым обителям. Вскоре готы опустошили Рим. Услышав о том, праведная Маркелла воздела руки свои к небу и радостно воскликнула: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты, милосердуя о мне недостойной, заранее привёл наследство моё в безопасность и сохранил от расхищения варварского». Какое величие души в этих словах рабы Христовой! Исполнив евангельскую заповедь: «скрывайте... себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут» ( Мф.6:20 ), она достойно радовалась, что несчастье Рима застало, а не сделало её неимущей. Бестрепетный пастырь стада Христова Святой Аверкий 382 , епископ Иерапольский, ночью сокрушил всех идолов в капище Аполлоновом и затем спокойно возвратился в свой дом, как победитель, совершивший волю Небесного Подвигоположника Иисуса Христа. Поутру узнали, кто был виновник истребления идолов, и снарядили стражу, чтобы взять святого Аверкия. Между тем некоторые из благочестивых соседей известили о том святителя и просили его где-нибудь укрыться. Но бестрепетный пастырь отвечал: «Иисус Христос повелел Своим апостолам проповедовать слово спасения дерзновенно: я ли осмелюсь бояться восстающих на Него? Братия! Мы идём под знаменем Того же Господа; Он наш Помощник и Покровитель: да не отчаиваемся убо, да не страшимся». После этого, окружённый христианами, вышел он на средину города и начал всенародно прославлять Бога, в Трёх Лицах поклоняемого. Городские власти и народ, услышав о дерзновении святого, ещё более рассвирепели и с яростью устремились на него. Но в то самое время, когда хотели его схватить, Аверкий именем Христовым исцелил двух беснующихся – и гонители его изменили свою ярость. «Един есть Бог Истинный, Которого проповедует Аверкий!» – воскликнули они, и припали к стопам его, умоляя, дабы научил их веровать в Иисуса Христа. Только некоторые из начальствующих удалились безмолвно, чтобы не подвергнуться той участи, какую готовили исповеднику Христову. Аверкий продолжил проповедь Евангелия даже до вечера, благословил народ и повелел готовиться к святому крещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

По благословению апостола Павла святая Фекла поселилась в окрестностях Селевкии, где прожила долгие годы, проповедуя Евангелие и исцеляя молитвами множество больных. Святая Фекла именуется не только равноапостольной, но и первомученицей, несмотря на то, что скончалась в мире, не претерпев мучений. По всей вероятности, это связано с полной решимостью святой пострадать за верность Христу, Который Сам явился ей и укрепил ее, приняв намерение девы как само действие. Имя святой Феклы упоминается при пострижении женщин в монашество. Подвиг св. равноапостольного Аверкия Иерапольского 204 (память 4 ноября н.ст., †ок.167 г.) также относится к первым векам христианства. В его служении совмещались святительский и апостольский подвиги. Святой Аверкий жил во Фригии в царствование Марка Аврелия (161–180 гг.) и был епископом г. Иераполя, который в то время был населен преимущественно язычниками. Во время одного из языческих празднеств, когда Аверкий молился Богу о спасении своих сограждан, ему предстал Господь, вручил ему жезл и повелел сокрушить идолов. Святой Аверкий исполнил повеление Божие. Язычники пытались схватить святителя, но исцеление святым трех бесноватых юношей так на них подействовало, что они попросили епископа научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святой Аверкий отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. Он обошел с проповедью Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим, обратил ко Христу множество людей. В начале IV века проповедь о Христе Воскресшем услышала Грузия из уст св. равноапостольной Нины 205 (память 27 января, ок. 280–335). Узнав, что Грузия еще не просвещена христианством, святая Нина долго молилась Пресвятой Богородице об обращении Грузии и обретении Хитона Господня. Царица Небесная явилась ей во сне, вручила крест, сплетенный из виноградной лозы, и повелела идти в Иверию для проповеди Евангелия. В 319 г. святая пришла в Грузию, а уже к 324 году благодаря ее трудам христианство в Грузии было окончательно утверждено.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Остальные годы жизни своей святой Аверкий провел в преподобии и правде, разумно управляя своею паствою. О своей кончине он был извещен заранее: в видении ему явился Господь и сказал: – Аверкий, уже приблизилось время почить тебе от трудов твоих. После сего Аверкий собрал всю свою паству и, возвестив, что скоро окончится жизнь его, стал по обычаю поучать всех, умоляя слушателей своих, чтобы они всегда были непоколебимы в вере, не отчаивались в надежде и нелицемерно любили друг друга. Затем, приготовив себе гроб и подав всем в последний раз свое пастырское благословение, он предал Господу святую свою душу. Так окончил свое земное поприще святой равноапостольный Аверкий на 73 году жизни 6898 . Оплакав его, жители Иераполя благоговейно погребли его честное тело и возложили с большим трудом на могилу святого тот камень, который некогда повелением святого принесен был из Рима. И по молитвам святого много подавалось исцелений, как от его гроба, так и от источника теплых вод, изведенного его молитвами, коими и нам Господь да подаст Свою милость во веки. Аминь. Кондак, глас 8: Яко священника превеликаго, и апостолов совсельника, церковь почитает тя вся верных, Аверкие: юже твоими молитвами соблюдай блаженне, непобедиму и необуреваему от всякия ереси, и нескверну, яко приснопамятный. 6888 Ветхий деньми – так называется Первое Лицо Св. Троицы. Наименование это употреблено пророком Даниилом при описании одного из таинственных его видений в Вавилоне: «видел я, наконец, – говорит св. пророк, – что поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми». 6891 Парфяне – занимали области Азии, лежавшие между Евфратом и горными странами на Инде. Парфяне были кочевниками и в позднейшее время не утратили этого характера, отличаясь во всех войнах, как превосходные и храбрые всадники, в совершенстве владевшие стрелой и копьем. Война о парфянами была счастливо окончена в 165 г. Луцием Вером. 6893 Маркиониты – еретики II века, признававшие два начала: благого Бога и материю, находящуюся под владычеством диавола, или лукавого существа, вечного и злого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ II (1110/15-1185), свт. (пам. 14 мая), патриарх Иерусалимский (1174/75/76-1185). Патриаршество Л. пришлось на время господства крестоносцев в Иерусалиме. Правосл. патриархи и епископы были вытеснены со Св. земли, их место заняла лат. церковная иерархия. Архиереи Иерусалимской Церкви нашли убежище в Византии, где более века сохранялось преемство Иерусалимских патриархов в изгнании. Л. был единственным патриархом в изгнании, посетившим Св. землю. Источники Известны 2 рукописи с Житием Л.: Patm. 187 (А) (XIII в.) и Patm. 896 (В) (кон. XII - нач. XIII в.), последняя обнаружена на о-ве Патмос в 1964 г. (описание рукописей и сведения о первых изданиях см.: The Life of Leontios. 1993. P. 25-27). Оба манускрипта находятся в б-ке мон-ря во имя св. Иоанна Богослова на Патмосе (см. ст. Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе ). Между рукописями есть небольшие различия, заключающиеся в расположении нек-рых частей текста, а также в содержании рассказа об ученике Л. Антонии (Арсении). Несмотря на это, рукописи во многом совпадают и даже содержат одинаковые грамматические и орфографические ошибки. Можно предположить, что либо оба манускрипта переписаны с одного оригинала (неизвестен), либо рукопись А переписана с рукописи В. Святители Аверкий Иерапольский и Леонтий Иерусалимский. Икона. XIX в. (ЦАК МДА) Святители Аверкий Иерапольский и Леонтий Иерусалимский. Икона. XIX в. (ЦАК МДА) На 1-м листе рукописи Patm. 187 (A) в оглавлении указано, что Житие составлено мон. Феодосием из К-поля. Более точные сведения представлены на 1-м листе рукописи, где в оглавлении сообщается, что автор - мон. Феодосий Гудел. Очевидно, это тот же самый человек (Феодосий Византиец), который написал «Похвалу прп. Христодулу» (Patm. 179. Fol. 100). О нем ничего не известно, за исключением того, что он сам сообщает в тексте Жития. Он был младшим современником Л. и знал его лично. Также он был знаком с некоторыми близкими Л. людьми: с Антонием, учеником святителя и буд. игуменом на Патмосе, к-рый и предоставил Феодосию большую часть сведений о жизни Л.; с мон. Иларионом и, вероятно, со свящ. Евлогием, прислуживавшим Л. в К-поле до конца его дней, и др. Житие было составлено по прошествии ок. 20 лет после смерти Л. В «Похвале прп. Христодулу» (см. ст. Христодул Латрин , основатель мон-ря Иоанна Богослова) Феодосий сообщает о себе, что он был учеником Л. Семья Гуделов была довольно известной, некоторые ее члены занимали высокие посты. Цикандил Гудел был родственником имп. Мануила I Комнина . Неизвестно, в каких отношениях состоял с ними автор Жития. Текст может служить источником сведений о политике Византии в отношении крестоносцев на Св. земле, о положении дел на островах Крите и Кипре. Биография

http://pravenc.ru/text/2463535.html

Одна знатная женщина, по имени Фриелла, мать Евксениана Поплиона, проконсула восточного, будучи слепой и слыша о том, что Аверкий исцеляет много различных болезней, велела вести себя к святому мужу. Она застала Аверкия учащим народ и, припав к ногам его, просила святого, чтобы он отверз ее потерявшие зрение очи. Заботясь прежде всего о просвещении душевных очей Фриеллы, святой спросил ее, верует ли она во Христа, Который отверз очи слепорожденному? Когда Фриелла дала обет уверовать и проливала обильные слезы на ноги Аверкия, святой, помолясь Богу, прикоснулся к ее очам и сказал: – Свете истинный, Иисусе Христе, прииди и отверзи очи рабы Твоей! Тотчас Фриелле возвратилось зрение, и она восприняла крещение от святого. Крестившись, она вручила святому половину своего имения, чтобы он раздал нищим и, получив наставление от него, возвратилась к себе. Сын ее, проконсул Евксениан Поплион, видя мать прозревшею и узнав, что ей отверз очи своими молитвами святой Аверкий, захотел видеть его и воздать ему благодарность за исцеление своей матери. Святой же научил Евксениана вере и обратил его ко Христу. После сего три других женщины, также пораженные слепотою, приступили к святому и, поклонившись ему, сказали: – И мы веруем в Иисуса Христа, Коего ты проповедуешь; поэтому мы молим тебя, отверзи и нам очи, подобно тому, как отверз ты их Фриелле. Святой же отвечал на это: – Если вы действительно веруете в истинного Бога, как утверждаете, то увидите свет Его. Сказав сие, святой возвел очи свои к небу и стал молиться. Во время молитвы святого с небес снисшел луч неизреченного света, превосходивший сияние солнца, и озарил то место, где стоял на молитве святой Аверкий. Все, бывшие там, не могли перенести сей неизреченный свет, пали на землю и только три слепые женщины стояли неподвижно. Когда луч коснулся очей слепых женщин, они прозрели и блистание небесного света прекратилось. Святой спросил прозревших: – Что увидели вы прежде всего, когда вернулось вам зрение? Тогда первая сказала: – Я видела Ветхого деньми 6888 , Который прикоснулся к очам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы не знаем, как благодарить Бога, по Своей неизреченной милости сподобившего нас окормляться под Вашим святительским омофором. Да дарует Вам Господь Бог наш Иисус Христос «право правити слово Своея Истины» на благо Святой Церкви на многая, многая лета! Ис полла эти, дэспота! Вашего Высокопреосвященства послушники-семинаристы: 22 октября 1971-го года. Св. равноапостольного Аверкия, Епископа Иерапольского. Выслушанный с сосредоточенным вниманием, адрес тут же был вручен Владыке. И с внешней стороны, украшенный прекрасным изображением иконы Божией Матери Казанская, он производил самое лучшее впечатление. Беседа началась естественно выступлением Именинника – и он нарочито придал ему «личный» характер – но в чем выражалось это «личное»? В том, что с самого детства Владыка был пронизан тем, что мы сейчас лучше всего обозначаем словами «православная русскость». Юным отроком оказался он выброшен из своего Отечества, ставшего добычей сатанистов, и очутился в духовно родственной нам Болгарии, где получил и среднее и высшее образование. И тут, делая живым участником нашего единения Владыку Кирилла, яркими чертами обрисовал Владыка Аверкий присутствующим то, как он, именно в болгарской среде, оказался окружен атмосферой, способствующей раскрытию в нем, во всем ее глубочайшем содержании, его исконной православной русскости, органически близкой в смысле даже языка той болгарской церковной элите, которая становилась родной и русскому пришельцу, отдающему себя Церкви … С затаенным дыханием воспринимали присутствующие это столь живое «личное», что пред нами разворачивал Владыка Аверкий и что укрепляло всех нас в своем «личном» устремлении становиться всецело «православно-русскими» – чем и определилось все дальнейшее течение беседы, необыкновенно живое и содержательное. Надо ли говорить, что украсил нашу беседу своим искренним и проникновенным словом Владыка Кирилл – но и все то, что говорили другие, в частности и сами семинаристы, сводилось исключительно, причем в глубокой «личной» искренности, к одному основному и все определяющему: к «личной» горячей устремленности к действительному овладению и самоотданию «православной русскости».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Однажды бес, сидевший в ней, закричал: «Никто не может меня изгнать отсюда, кроме Аверкия, епископа Иерапольского». Император Марк Аврелий написал послание к своему восточному проконсулу Евксениану Поплиону и просил его привести к нему с честью святого Аверкия для исцеления дочери. Прибыв в Рим, святой освободил Лукиллу от злого мучителя. В благодарность Марк Аврелий исполнил просьбу святого, чтобы каждый год раздавалось бедным по три тысячи мер пшеницы и были бы построены бани при источнике теплых вод для исцеления больных. Когда святой еще находился в Риме и утверждал в вере Церковь Христову, ему в видении явился Христос и сказал: «Подобает тебе, Аверкий, быть в Сирии и там проповедовать Имя Мое, утвердить Мои Церкви и исцелить множество болящих». За распространение славы Христовой и многие труды ради спасения людей святого Аверкия стали называть равноапостольным, ибо только апостолы обошли так много стран и городов, благовествуя Истину. Святой просветил множество людей в Сирии, Киликии и Месопотамии. После этого святитель Аверкий возвратился в свой родной город Иераполь, где был встречен с величайшей радостью согражданами. О своей кончине святой равноапостольный Аверкий был извещен в видении. Подав всем в последний раз свое пастырское благословение, он предал Господу святую душу на 73 году жизни († около 167). Семь Ефесских святых отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Антонин, Ексакустодиан (Константин) и Иоанн Семь Ефесских святых отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Антонин, Ексакустодиан (Константин) и Иоанн . Церковь Христова была гонима во дни нечестивого римского царя Декия (249–251). Многие христиане, боясь безжалостного мучителя, скрывались от гонений. В Ефесе в то время жили семь воинов-отроков. Они бьши сыновьями уважаемых городских начальников. Юноши с детства были друзьями и вместе молились, постились, покоряли свою плоть духу и строго соблюдали целомудрие. Когда царь Декий пришел из Карфагена в Ефес, он решил вместе с язычниками принести жертву идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) архимандрит Лазарь (Абашидзе) Архимандрит Лазарь (25 августа 1939, Тбилиси, Грузия) — священнослужитель Грузинской православной церкви, архимандрит, миссионер, духовный писатель, публицист, антимодернист, антиэкуменист. Отец Лазарь получил светское образование, но ещё… далее» Аристид Философ, святой (2 в.) – Афинский философ, обратившийся в христианство. Аристид — апологет, чьи творения — самые ранние, из дошедших до нас образцов христианской апологетики. Христианская историософия, выражающаяся… далее» протоиерей Валентин Асмус (род. 1950 г.) — богослов, историк, филолог. Сын известного философа В. Ф. Асмуса. Доцент Московской Духовной Академии, преподаватель, зав. кафедрой патрологии, член Ученого совета Православного Свято-Тихоновского… далее» Аверкий Иерапольский, равноапостольный (ум. ок. 167) — епископ Иерапольский (во Фригии), равноапостольный, чудотворец. Проповедовал в Сирии, Месопотамии и М. Азии. Существует множество преданий о чудесах, совершенных Аверкием Иерапольским: исцелениях,… далее» Амфилохий Иконийский, святитель (ок. 339 – 345 гг.) близок к Великим Каппадокийцам, соратник Василия Великого. Участник Первого Вселенского Собора. Богословие Амфилохия Иконийского зиждется на библейской основе, отличается ярким выразительным… далее» Андрей Кесарийский, святитель (5-6 вв.) – архиепископ Кесарии Каппадокийской, автор одного из первых и самого авторитетного толкования Откровения Иоанна Богослова. О жизни Андрея Кесарийского более ничего неизвестно. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author_cat...

Память А. отмечена в Типиконе Великой ц. (X в.- см. Mateos Typicon. Vol. 1. P. 74), в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского , в Студийско-Алексиевском уставе (в т. ч., в самой древней рукописи XII в.- ГИМ. Греч. 330. Л. 88, где указано читать «житие преподобного отца нашего Аверкия»). Мессинский Типикон (1131), представляющий собой италийскую редакцию Студийского устава , указывает на совершение вседневной службы «преподобному отцу нашему Аверкию», гимнография к-рой в целом совпадает с текстами в печатных Минеях (Arranz. Typicon. P. 42). В Евергетидском уставе (1-я пол. XII в.) обозначена вторая память 7 отроков Эфесских, впосл. вошедшая в Иерусалимский устав и оттуда перешедшая в совр. Типиконы греч. и рус. Церквей (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 298-299). Службу А. содержат рукописные Минеи студийского типа (XII в.: РНБ. Греч. 551. Л. 99-101об.; Греч. 227. T. 1. Л. 93-94). Гродидье де Матону известны по многочисленным спискам X-XI вв. кондаки А. и 7 отрокам Эфесским на этот день. В греч. Кондакаре нач. XIV в. (ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 40) выписаны 2 кондака с икосами (4-го плагального гласа, подобен «Яко начатки»), один из к-рых совпадает с кондаком греч. печатной Минеи, др.- рус. Стихира на вечерне на «Слава» А.- приписывается в греч. и слав. печатных Минеях Иоанну монаху, а канон (2-го гласа) с акростихом «Аверкиеву воспою великую славу», вписанный в тропари и богородичны,-Иосифу. Согласно Мессинскому и Евергетидскому уставам, одному из ранних (XII в. Sinait. gr,1096 ) списков Иерусалимского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), А. полагается вседневная служба. В первопечатном Типиконе (1610) обозначена служба 2 святым А. и 7 отрокам без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), выписан кондак. В совр. рус. практике простая служба часто соединяется с празднованием иконы Казанской Божией Матери. Свт. Аверкий, еп. Иерапольский А. изображается как святитель в епископском одеянии, с омофором, с кодексом в руках, в виде седовласого старца с бородой. Его изображения известны в рукописях, иконах и монументальных росписях.

http://pravenc.ru/text/62706.html

Иларион говорил: выйди, душа моя, что боишься, смущаешься; восемьдесят лет служила ты Христу и боишься смерти?» Любовь крепка, как смерть По смерти одна женщина часто приходила ко гробу преп. Илариона и совершала всенощные молитвы, прося его молить за себя; когда же узнала, что тело его украдено из Кипра Исихием и завезено в Палестину, упала и умерла. 22. Св. равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский Подвигов, совершаемых во славу Божию, не должно бояться По сокрушении идолов, св. Аверкию советовали скрыться; но он ничего не убоялся за ревность по Боге, говоря, что имеющим Бога помощником не должно бояться за Него пострадать и умереть для них, – благо. Три слепые жены прозревши увидели Святую Троицу Три женщины, по молитве св. Аверкия, обещаясь по прозрении уверовать в Бога, увидели такое чудо: три луча неизреченного света, превосходящие солнечное сияние, облистали место, ослепили всех, а слепым женам открыли зрение, из которых одна увидела Бога Отца, другая Бога Сына, а третья Бога Духа Святого. Вода, елей и вино в одном сосуде не смешались Св. Аверкий взял в путь хлеба и в мех влил воды, елея, вина и уксуса. По желанию, на пути по одиночке эти вещи вытекали; но ученик, выливая их без благословения, изливал в смешении. 24. Св. мученик Арефа Сожительство с неверными опасно для благочестия В городе Негране христиане не допускали жить ни Еллину, ни Еврею, ни еретику; оттого город наполнился церквами и монастырями, и процветало благочестие. Иночествующие первое место издавна занимали Пред мечем смерти произошел спор, кому прежде идти на смерть, ибо иночествующие девы говорили к женам: «мы везде имели первое место: прежде в храм входили, прежде к Пречистым Тайнам подходили, на первом месте стояли и сидели, а потому и честь мученичества первее принадлежит нам“. От хулящих Бога не должно желать похвалы «Честь вашу я признаю за бесчестие и не хочу, дабы меня хвалил язык тот, который хулит Бога моего», говорила Синклитикия. Жертва чистая есть кровь мученическая Когда дочерей ее посекли мечем, то царь повелел собрать кровь и поднести к устам матери для питья.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010