Бассейны наполнены водой до самых краев, глубиной около аршина; дно их светится всеми цветами радуги, самыми яркими и чистыми. Там, где скат ровен и отлог, ручей извивается широкой лентой и расписывает дно разноцветными жилами по белому полю. Невдалеке от этих бассейнов был Плутониум – пещера, извергавшая смертоносное испарение. Страбон говорит, что испарения этой пещеры были так густы, что земли под ногами не было видно. Он сам впускал туда птиц, которые немедленно задыхались. Но в тихую погоду испарения были менее зловредны. Апулей также посещал эту пещеру и говорит о ней почти тоже, что и Страбон, но с благоговейным страхом, как бы о святилище, что дает нам понятие о том, в каком уважении было это место у древних. – Здесь-то, на обширной платформе, которая образована уступом скал, находился город Иераполис, или священный град, так названный по тем феноменам, которые в этом месте представляет природа, и по большому количеству храмов, воздвигнутых в нем разным божествам. Но, несмотря на это, политическое значение Иерополиса было ничтожно, и судьба этого города была непосредственно связана с судьбой Лаодикии. Христианская церковь была основана в Иераполе в I-м веке и ап. Павел упоминает о ней. По словам Поликрата ефесского в письме его к папе Виктору здесь проповедовал и умер ап. Филипп. По словам предания, он был распят на кресте. В конце I-ro века епископом иерапольским был Папий, известный церковный писатель, друг св. Поликарпа смирнского . В половине II-ro века епископом Иераполя был Клавдий Аполлинарий, долго боровшийся с монтанизмом и особенно известный по своей апологии христианству, какую он написал императору Марку Аврелию в 177 году. В то же правление Марка Аврелия епископом Иераполя был св. Аверкий, которого называют равноапостольным по великим подвигам, какие он предпринял для распространения слова Божия от Палестины до Рима. Когда он разрушил в Иераполе идолов, озлобленный народ устремился было, чтобы его растерзать, но, услышав его, остановился, внимая его учению от утра до вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

С того времени святой Аверкий беспрепятственно отправлял великую должность архиерейства. Когда же для отвращения распространившихся болезней извёл он своими молитвами источник тёплых и целительных вод, то весь Иераполь присоединился к царству Иисусову. Но совершенное торжество христианской веры в его пастве наступило тогда, когда чудотворец Божий был призван в Рим и, против чаяния всех придворных врачей, восставил от смертного одра дочь императора Марка Аврелия. Благодарный государь немедленно повелел остановить гонение на христиан по всей вселенной и, невзирая на общую ненависть к ним язычников, определил, по просьбе святителя, отпускать из государственной казны бедным иерапольским христианам ежегодно по три тысячи мер пшениц 383 и построить для них бани при тёплых водах. Возвратившись в отечество, этот великий святитель жил в преподобии, правде и подвигах благовествования до глубокой старости. И с миром предал святую душу свою в руце Господни, оставив пример того, что вера и добродетель, хотя имеют определённое им торжество только на небеси, однако часто торжествуют и на земле, вопреки всем усилиям нечестия. Инок, ходатайствующий за свою родину В царствование Юстиниана Великого взбунтовались самаряне и под предводительством одного из богатейших сограждан, по имени Юлиан, напали на палестинских христиан, выжгли города и сёла, разорили до основания церкви и вообще произвели ужасное кровопролитие. Император наказал их строго; но после, поверив клевете некоего Арсения, родом самарянина же, человека при дворе случайного, будто сами палестинские христиане были причиной возмущения, обратил на них весь свой гнев. Вся Палестина ожидала неприятных последствий. Тогда патриарх Иерусалимский Пётр предложил Савве Освященному отправиться в Царьград, чтобы разубедить императора Юстиниана. Девяностолетний старец, предпочитая благоденствие отечества собственному спокойствию, с радостью принял на себя тягость путешествия и, будучи принят от царя с уважением, какого достойны святые люди, исполнил своё дело так, как желали христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Вот и краткое описание успения святого: “… Тогда лицо его чудно просветлело, свидетельствуя, что душа его с радостью отделилась от святого его тела, а его мощи и до сих пор почивают в Антониевой пещере в Киево-Печерской Лавре” . Давайте остановимся и на выдержках из жития св. Аверкия, епископа Иерапольского , который святительствовал во время царствования римского императора Марка Аврелия (161–180). Обратим внимание на то, что святой лечил людей напрямую, в один миг, призывая имя Божие (Ванга никогда не делала так), возлагал руки даже и на слепых и они прозревали и что, прежде всего, он заботился о спасении человеческих душ. Не написано, что он использовал петушиные сердца или что разбивал кувшины. “А св. Аверкий обратился к народу своими боговдохновленными словами и поучал его познать Бога и говорил ему даже до девятого часа дня. После этого велел принести к нему всех больных, призывал над ними имя Иисуса Христа, возлагал на них руки и исцелял их Господней благодатью. А люди слушали с вниманием его слова и видели чудеса, которые он творил, и поверили в нашего Спасителя – Господа Иисуса Христа, и просили св. Аверкия их окрестить. … Была там и одна благородная женщина, по имени Фриелла, мать правителя восточных стран Евксениана Поплиона, которая была слепой. Она узнала, что у св. Аверкия дар от Бога лечить многие и самые разные болезни, и велела своим слугам привести ее к нему. Она застала его поучающим народ, пала к его ногам и просила исцелить ее слепые глаза. Но святой, который первым делом заботился о прозрении ее духовных глаз, спросил ее: – Веришь ли ты в Господа Иисуса Христа, Который открыл глаза слепорожденному? Женщина обещала, что поверит, и слезами омывала ноги его. Тогда святой архиерей помолился Богу, прикоснулся рукой к ее глазам и сказал: – Иисусе Христе, Который есть истинный Свет, приди и открой глаза Твоей рабыне! – Сразу после этих слов Фриела начала хорошо видеть и приняла Крещение из его рук. Она поверила в Христа от всего сердца и дала половину своего имения Божьему угоднику, чтобы он раздал его бедным, а он долго наставлял ее как спасти душу и проводил ее с миром” .

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Датировка фресок в Вознесенской ц. в пос. Лужаны основана на документах: в 1452 г. село купил боярин Феодор Витольд - согласно надписи, сопровождающей надгробный портрет ктитора, основатель церкви; в документе 1456 г. об уплате дани туркам его имя отсутствует, что скорее всего свидетельствует о его кончине к этому году. Наиболее полно росписи сохранились в нефе (за исключением коробового свода), в верхней части северной и южной стен, а также в нижней части западной, где в позднее время, после сооружения притвора, вход был расширен и продлен до полукруглой арки. Тем не менее основные иконографические циклы можно восстановить. Верхний регистр росписей составлял цикл Страстей Христовых, от к-рого сохранились только 2 сцены в тимпане зап. стены («Иуда возвращает сребреники» и «Иисус перед синедрионом»). Второй регистр состоял из поясных изображений святых, роспись сохранилась на зап. стене, где помещено 8 изображений святителей (одно полностью утрачено, из остальных идентифицированы с достаточной точностью 6: святители Аверкий Иерапольский, Григорий Чудотворец, Нектарий, еп. К-польский, Иаков, брат Господень, Стахий и Игнатий Богоносец). От подписи 7-го изображения сохранились только начальные буквы имени - «Хрис...», однако идентификация затруднена, поскольку святителя, чье имя начиналось бы с этих букв, нет. Некоторые исследователи отождествляли его с апостолом от 70 Криспом. Следующие 2 регистра отделены от предыдущего орнаментальным поясом, состоят из сцен Минология (Минеи) (наиболее ранний из известных в М. к. примеров). Иллюминирование Минеи проведено по выборочному принципу, ввиду того что площади поверхности стен не хватало для изображения полного Месяцеслова. Подобный тип иллюстрирования использован в ц. во имя вмч. Георгия мон-ря Воронец, однако принцип подбора изображений различнается. В Воронце это репрезентативный тип, т. к. для каждого месяца выбраны по 3-4 сцены. В Лужанах выбор сцен был вызван необходимостью вывести определенные сцены на зап. и сев. стены.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Более же всего как в изображениях, так и в письменных памятниках, употребляющих символ рыбы, подчеркивается евхаристическое значение этого символа. Всякий раз, как изображается таинство Евхаристии, будь то в виде трапезы, совершения самого таинства или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывает на значение хлеба и вина. Из письменных памятников возьмем две надгробные надписи, найденные в двух разных концах тогдашнего христианского мира: во Фригии и в Галлии. Обе надписи восходят ко II веку. Первая – надгробная надпись святого Аверкия, епископа Иерапольского, которого Церковь почитает как равноапостольного (память 22 октября). Надпись воспроизводит текст, написанный самим святым. Он много путешествовал, был в Риме и изъездил весь Ближний Восток. «Вера вела меня повсюду, – пишет он, – и повсюду она предлагала мне в пищу рыбу от источника жизни, ту большую и чистую рыбу, которую держала в своих недрах Непорочная Дева и которую Она давала друзьям для ядения во все времена, предлагая еще прекрасное вино, которое Она дает смешанным с водой и хлебом» 48 . Рыба, которую имела в Своих недрах Дева, – Христос. Хлеб и вино, смешанное с водой, – это уже наша теперешняя евхаристическая практика. Другая надгробная надпись, найденная во Франции, принадлежит Пекторию Отэнскому. Это стихотворение на греческом языке, заглавные буквы которого составляют слова Ichthus Elpis – то есть Иисус Христос , Божий Сын, Спаситель, Надежда. В «вечных струях мудрости, дающей сокровища», в «божественных водах», омолаживающих душу, «божественный род небесной рыбы получает [...] бессмертную жизнь». Затем в стихотворении следует призыв «принимать сладкую, как мед, пищу Спасителя святых» и есть рыбу, «которую ты держишь в ладонях своих рук» 49 . Таким образом, святой Аверкий встречал повсюду, от Рима до Евфрата, не только одно и то же учение и одно и то же таинство, но и один и тот же образ, один и тот же символ, служивший выражением и учению и таинству, – рыбу. Надпись Пектория, в свою очередь, говорит о той же практике в другом конце христианского мира. Оба эти памятника показывают нам, что символ рыбы имел повсеместное распространение и был достоянием всей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

мужская объясняется в значении священника, совершающего таинство, а. другая женская, молящаяся с воздетыми руками, в смысле предстоящей церкви. Известно далее изображение рыбы, которая несет на своей спине корзину с семью хлебами и стеклянкой красного вина под ними. Опять символы евхаристии. Отмечу, наконец, и еще одну любопытную композицию того же евхаристического содержания, где рыба фигурирует в связи с историей умножения хлебов и превращения воды в вино на браке в Кане Галилейской. Имеем в виду очень интересную картину, открытую в катакомбах близ Александрии, теперь к сожалению обрушившихся. Она была помещена в алтаре над престолом и имела следующий вид: в середине картины стоит Христос, а по сторонам его апостолы Петр и Андрей, из которых последний подносит Христу на блюде две рыбы. У ног Христа несколько коробов, наполненных хлебами. На левом поле картины изображен брак в Кане с гостями, сидящими подле стола, между которыми видное место занимает фигура с надписью: γα Μαα. На правом поле представлено несколько человек, сидящих также за столом, с надписью над головами: τς ελογας το Χιστο σϑοντες, то есть употребляющие в пищу благословенные хлебы Христа. Под термином ελογα, означавшим в позднейшее время антидор, благословенные хлебы вообще, на древне-церковном языке разумелась евхаристия. Итак, в этой фреске, под оболочкой библейских сцен, имевших евхаристическое значение, центральным пунктом служит изображение рыбы. Как понятна была тогда эта символика рыбы, и какое широкое толкование допускала она, доказательством могут служить две древне-христианских эпитафии: одна над гробом Аверикия, епископа Иерапольского, который еще при жизни велел сделать ее на своей гробнице, а другая на могильной плите некоего христианина Асхандия. Рассказав о своих путешествиях по городам Сирии и своей бытности в Риме, куда он отправлялся поклониться останкам апостолов и мучеников, Аверкий говорит, что во время этих странствований «вера предносила и предлагала ему в пищу рыбу (χϑν) из источника жизни, великую непорочную рыбу, которую приняла пречистая Дева (γν

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

321 Только при этом в богослужении не должно быть того, что составляет исключительную принадлежность дванадесятых праздников; таким образом, напр., на литургии вместо «Достойно есть» нельзя петь задостойник. 322 Ап. Анания и пр. Роман не имеют никакого праздничного знака так же, как и Аверкий Иерапольский и 7 отроков, иже во Ефесе. 323 Минея указывает петь третий канон Октоиха, помещенный в недельном последовании 8 гласа: «Поим Господеви, проведшему люди своя»... 324 Такое название обясняют тем, что в этот праздник при воспоминании о событии рождества Христова прославляется виновница события пр. Богородица, а вместе с нею собор, или сонм, ангелов «младенца рожденнаго боголепно славословивших» (чит. Минею на декабрь, л. 219 на об. и 220 и т.д.). 325 Такое название обясняют тем, что в этот праздник при воспоминании о событии крещения Господня прославляется виновник события Иоанн Креститель, а вместе с ним собор, или сонм, ангельских чинов и небесных сил, которым он был подобен по своему житию и которые «ужасахуся зряще» Господа «в струях плотию крещаема» (кондак по 6 п. канона, Минея за январь, л. 89 на об.) и преславное видяще таинство» (песнопение хвалитн. стихир на И ныне,– там же, л. 93). 326 Если праздник Владимирской иконы случится в период времени пения Цветной Триоди, то надобно принимать в соображение типиконные указания, касающияся богослужения этого периода времени. 327 Кроме того, в Типиконе под 1 ч. августа помещен богослуж. устав особого празднества – «Всемилостивому Спасу», совершаемого только там, где храм ему. 328 В стихирах на Господи, воззвах на И ныне назначено песнопение праздника Богородицы. Если применяться к уставу 13 сент., то в пяток вечера надобно петь воскресный богородичен. 329 В большей, но не во всех, потому что есть храмы в честь Господа Иисуса Христа, Божией Матери и св. ангелов, хотя большею частию и в этих храмах устрояются приделы в честь святых. 330 По той же главе Типикон предписывает отправлять богослужение отданию храма Благовещения, если сей последний праздник случится в понедельник Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Изображение притчи о десяти девах мудрых и юродивых, старшее находится в усыпальнице св. Агнесы, а младшее из IV века в погребальном скрове св. Кириака; здесь те и другие девы держат в руках не светильники в виде ручных лампадок, а свечи в виде факелов, по римскому обычаю. Изображение притчи о Добром Пастыре было так любимо римскими христианами, что они помещали его, где только можно было поместить: на причащальных чашах (по свидетельству Тертуллиана ), на потолках и стенах усыпальниц, на гробовых досках, на боках саркофагов, на донышках стеклянных сосудов, на светильничных глиняных лампочках, на перстнях. В приложенном к сей книге моей картинном сборнике смотрите изображения Его на листах XXII и XXX, а здесь узрите речь мою о нем, что и что побуждало христиан живописать наипаче образ Пастыря Доброго, и как они живописали Его? В руках у них была Библия . Чтение из нее слышалось в часы богослужения. А в Библии попечение Бога о людях почти постоянно представляется под видами, занятыми из пастушеской жизни. Во всей 34-й главе пророчества Иезекииля Бог описан как пастырь, а люди – как овцы. В 22-м псалме Господь назван Пастырем, пасущим людей на злачных пажитях и водящим их к водам тихим. В 40-й главе пророчества Исаии о Нем сказано, что Он, как пастырь, будет пасти стадо свое, агнцев будет брать на руки и носить у груди своей. В Евангелиях Луки 67 и Иоанна 68 Иисус Христос Сам себя назвал Пастырем Добрым, полагающим душу Свою за овец. Согласно с Библией отцы и учители Церкви говорили о Спасителе как о Добром Пастыре. Климент Александрийский (190 г.) в известном гимне своем назвал его «Пастырем агнцев царственных, Пастырем овец разумных» 69 . Св. Аверкий, епископ иерапольский, живший в царствование Марка Аврелия (161–180 гг.), в надгробной надписи, которую сам себе сочинил, назвал себя «учеником Пастыря целомудренного, чистого», – βρχιος εμ μαθητς ποιμνος γνο. Блаженный Августин говорил, что юность Божественного Пастыря вечна. Седулий, священник и поэт пятого века, в звучных стихах пел:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

395 Оно помещено в Латинских Библиотеках Отцов (Bibl. Pat. lugdun. 11) и у Мина (Bibl. Patr. V. 1231–1250. 396 Сведения здесь те же, чт в греческом повествовании Иоанна о кончине Богоматери, с Евфимиевой истории, у Ювеналия П. Иерус., у Григория турского (Lib. 1. § 11 de gloria Martyr.), в словах Модеста Иер. и Дамаскина. П. Геласий определял считать, «книгу о переселении Марии» апокрифической: но это относится к Левкиевой Истории. Сл. Рассуждение о праздниках Богородичных. М. 1838. 397 Евсевия цер. ист. 4, 21. «В те времена процветали в церкви Егезипп, – Дионисий Епископ коринфский, Пинит Епископ критский, Филипп, Аполлинарий, Мелитон, Музап, Модест и особенно Ириней. Заключенное ими в письмена православие апостольского предания и святой веры дошло и до вас». 408 Евсевий, (цер. ист. 5, 16) сказал, что промысл укрепил против Монтанистов, Аполлинария иерап. и др. Далее пишет: «один из этих писателей, начиная свое сочинение, против еретиков, дает видеть что он состязался с ними и на словах. Его вступление таково: «Хотя уже с давнего времени ты приказываешь мне, возлюбленный Аверкий Маркелл, написать сочинение против так называемой ереси Мильтиадовой: но я доныне удерживался». Руфин Н. E. (5, 15) и Никифор (Н. Е. 4, 23) прямо называют св. Аполлинария сочинителем обличения, посвященного Аверкию. Иероним писал: «что скажу о Мелитоне сардийском , епископе, что об Аполлинарие, священнике (sacerdote) иерапольской церкви, о Дионисие коринфском, епископе, – которые во многих книгах изложили происхождение ересей, из каких философских источников вышли они? ». Очевидно, по Иерониму, Аполлинарий писал о ереси, будучи еще священником. 409 Libellus Synodicus у Ляббея Concill. 1, 599. у Балюза р. 5 и Мансия nova collect. Concil. 1, 691. 420 Adv. haeres. 3, 3. § 4. В другом месте (lib. 5. 30. § 4) говоря об апокалипсисе Иоанна пишет: «Апокалипсис был не так давно, почти в ваш род (σχεδες επι της ημετερας γενεας) в конце царствования Домициана». 431 Первая книга писана около 170 г. так как в ней говорится о Татиане, зикратитах и монтанистах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но при всём этом, автор не советует ломать голову над объяснением упомянутых физических явлений, потому что всякое знание от Бога: «древние философы Платон и Аристотель много трудились о небесной твари уведети, – и не получили.., нам же Евангелие и апостольские предания открывают»... II. Библейский рассказ о грехопадении прародителей с объяснениями и обличениями жидовина (л. 48–53) Библейский текст в Палее излагается в перифразе («Рече змий жене: все ли вама повелено ясти сущее в раи древо» и т. д.). Экзегетические замечания, по большей части, кратки, например: «Змий не пришёл к Адаму, но к жене – меньшей мужа по телу и уму»; «Бог пришёл к вечеру, чтобы верно сотворити последним: родитися хотя к вечеру, еже и бысть в лето 5.500» и т. п. Более замечательно объяснение слов Иеговы, сказанных змию: и вражду положу между семенем жены и семенем твоим... «Где от жены семя? В которых книгах женску семени быти? или в родословии чтутся жены?!» Объяснение слов Иеговы автор находит в том, что «Пречистая Дева Мария без мужеского семени родила Спасителя мира». При рассказе о падении прародителей, автор решает вопрос, почему Бог допустил падение человека, когда с ним соединялись такие гибельные последствия. Ответ на этот вопрос находим, по автору, в словах церковной песни: «отвещаст ны пение глаголя: того ради Владыка предает вся благая Адамови, да в тех бы возненавидит греха, да или, согрешив, обнажится толиких благ дарованных». «Тем же добре разумеем, яко не по гневу наведе на ны Господь Бог смертного ответа, но мудростию, да быхом не ведуще своего отшествия, когда си будут и сотворили быхом угодная Богу, а себе полезная в будущий век. Таким образом, через падение благодать явилась в большей силе, а диаволу посрамление: не только от благородных мужей попираем, но и от жен». Примеры: «мученица Варвара аки худу птицу связа» (диавола); мученик Трифон выгнал из дщери царевой диавола, «образом черна пса показа его»; Иерапольский епископ Аверкий не только выгнал диавола, но и велел ему отнести тяжёлый камень в Иераполь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010