2033 Die philosophischen und sociologischen Grundlagen des Marxismus=Философские и социологические основания марксизма. 2034 Ср. особенно Штаммлера Wirtschaft und Recht nach der materialistischen Geschichtsauffassung=Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. 2035 An introduction to social philosophy. Остроумно далее автор определяет мотивы распространения сощализма: Some people call themselves Socialists, as boys call themselves pirates and brigands, because they think it fine: some become Socialists, as men become pirates and brigands, because they are driven to it by misery and despair: some are Socialists to please the mob, and some because they are the mob: and some again are inspired by the consciousness of a profound moral truth. 2039 «Краткое описание древнего (XII–XIII века) знаменного ирмолога, принадлежащего Воскресенскому, «Новый Иерусалим» именуемому, монастырю. Казань 1887, стр. 8. 2041 Житие милостивого Феодора Ртищева у Новикова в Древней Российской Вивлиофике. М. 1791, XVIII, стр. 402. 2042 Братское Слово 1875, II, 277. Оригин. жит. в Московск. Типограф. б-ке 420 (57) л. 164 и наоборот. 2043 Белокуров. Деяния Московского церковного собора 1649 г. Вопрос о единогласии в 1649–1651 гг. Чтен. и Древност. Российск. 1894, IV, Материалы, стр. 29–52. 2044 Николаевский. Из истории сношений России с Востоком в половине XVII ст. Христ. Чтен. 1882, I. стр. 261–262. 2046 Азбука знаменского пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668). Издал с объяснениями и примечаниями Ст. Смоленский. Казань. 1888. л. 1. 2058 Забелин „Мат. для ист., арх. и стат. г. Москвы, собран. и изданн. руководством и трудами И.Е. Забелина. М. ч. II, 1891. 2060 ibid. стр. 367–371. Подробно о моровом поветрии 1654–1655 гг. в III т. Дополнений к Актам историч. 119. 2068 Акты Археограф. экспед. т. IV, 227. Преображенсмй. ibid., стр. 33. Сахаров, исследование о русск. церков. песнопении, М. 1849, стр. 143. 2073 Теперь уже есть 3-е изд. 1900 г., значительно дополненное, о котором, по-видимому, наш автор (о. Игнатьев) при составлении своего сообщения в 1910 г. еще не знал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святой Кирилл скрылся из-под ареста и из Александрии вел борьбу за Православие. В 435 году он примирился с Иоанном Антиохийским, но до самой кончины вел полемику с учением Нестория. Сам же еретик был сослан в оазис в пустыне, где заболел раком, и язык его съели черви. Так погиб похуливший Богородицу. Но, к сожалению, несторианская ересь увлекла за собой многие христианские общины Ирана и Центральной Азии. До сих пор этого лжеучения придерживается так называемая Церковь Востока, или Ассирийская Церковь. Память святых отцов III Вселенского Собора совершается 22 сентября. Монофизитская ересь и IV Вселенский Собор После кончины святого Кирилла в Церкви зародилась новая ересь. Настоятель одного из константинопольских монастырей, архимандрит Евтихий, стал учить, что во Христе не две, но одна природа. Божество в воплощении поглотило Человечество, как океан растворяет каплю пресной воды. Если бы это было так, то мы не могли бы спастись. Ведь тогда сами страдания Господа были бы чужды для нас. И мы не могли бы соединиться, не уничтожаясь, с Богом. На Поместном Соборе 448 года святитель Флавиан Константинопольский пытался вразумить Евтихия, но тот упорствовал и был отлучен от Церкви. Однако, сам не желая принять Православие, Евтихий сманил на свою сторону Александрийского патриарха Диоскора и убедил императора Феодосия, будто бы Флавиан восстановил несторианскую ересь. В 449 году был собран собор в Ефесе (он получил название разбойничьего), где Диоскор вел себя как тиран. Он не дал прочитать православное послание святителя Льва Римского и объявил учение Евтихия православным. Флавиан Константинопольский пытался защищать веру, но Диоскор не дал ему говорить. По его знаку в храм, где проходил собор, ворвались монахи-еретики и стали избивать епископов, так что Флавиан умер на третий день. Глава монахов Варсума закричал: – Убей, разруби тех, кто признает две природы во Христе! Испуганные епископы подписали пустые листы, куда Диоскор вписал осуждение Флавиана и исповедание ереси. Лишь представитель Папы Римского диакон Иларий воскликнул: «Протестую!» Его вывели из толпы беснующихся еретиков солдаты, и он тайными дорогами убежал в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Г.А. Воскресенского. Этот долг доживает своего грома, когда мы перекрестимся и плакать будем… Пора и нам принять участие в разыскании подлинных чтений, чтобы под авторитетом слова Божия не читать речений человеческих. В этом отношении поприще обширное и г. Нестле уверяет (S. 27), что работы еще много, пока будет собран сам строительный материал. Для этого необходимы хорошая школа и опытность хотя бы чрез посредство компетентных пособий. На этот счет у нас большие пробелы, граничащие с пустотой. «Введение в новозаветные книги Священного Писания » проф. Гэрике, переведенное студентами Московской Духовной Академии под редакцией † еп. Михаила (Лузина) , совсем устарело (I-II: Москва, 1869) и вообще не богато текстуально-критическими данными при некотором обилии в побочном. Несколько поновее почтенное «Историческое обозрение священных книг Нового Завета» (вып. Спб., 1878) о. проф. В.Г. Рождественского , но почти за 25 лет в этой области утекло так много воды, что по местам река старых преданий совсем обсохла… Обветшание тут неизбежно 5 , причем автор преследовал слишком общие и широкие цели, и не ставил прямо текстуально-критических задач. Последних, ближе касается проф. М.И. Богословский (в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения» за 1877 и 1878 г.; ср. у проф. С.А. Терновского, Историческая записка о состоянии Казанской Духовной Академии после ее преобразования, Казань, 1892, стрн. 357), но тоже давненько, по старым приемам и по ограниченному масштабу… При таких условиях, мы не двинемся вперед, если не обновимся по части удобных руководств и не просветимся чрез них. Книга г. проф. Нестле может служить хорошим руководством в нашей беспомощности и достойна серьезного внимания всех, кто дорожит не отвлеченной Библией , а именно словом Божиим в первоначальном его выражении. Май 1901-го г. Н. Глубоковский 1 В этом отношении характерна чуткость проф. Грегори: Moskwa вместо обычного Moskau, он находит не только правильным, но и более красивым, благозвучным, а названия «Синодальная Контора» и совсем не допускает, как приличного разве для учреждений по купле-продаже и подобным операциям…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

369 Так Блаженный Августин очень осуждает одного африканского епископа, Авксилия, за то, что он, по неразумной ревности, наложил анафему за частный грех не только на самого виновника (Классициана), но и на весь дом его. Ковег – Капп. 98 стр У нас на Руси – особенный вид отлучения от церкви с характером интердикта встречается в период собирания русской земли ( В. Иконников «Культурное значение Византии». Киев. 1860. 322–328 стр.), и особенно во второй половине 17 столетия, при патриархах, когда интердикту подвергались нарушители церковных привилегий и церковных судов ( Н. Суворов «О церковных наказаниях». Спб. 1876 стр. 155 и след. Ср. 1 полн. С3. т V. 2985. п. 1. 2. 374 Разбор и опровержение мнений, будто excommunicamio latae sententiae было в церкви от начала или, по крайней мере в IV в., см. Loening. t. 1. 272–276 стр. 375 Si pro delictis anathema quis afficiatur „ Os orare, vale, communio, mensa negatur“. Buchmann „Die Excomunication“. Breslau. 1875. 40 s. 381 Уст. Воинск., гл. 3. войск. проц. ст. 17; гл. 19 арт. 157 и 158 толк.; гл. 22, 196 артик. и друг.; сравн. арт. 1, 6, 8. 387 В церковном уставе Ярослава I (1031–1054) читаем: «аще кум с кумою блуд сотворит: митрополиту гривна золота и в опитемьи… аще ближний род поимется: митрополиту 8 гривен, а их разлучити, а опитемью да приимут… аще кто сблудит с черноризецею: митрополиту сто гривен, а опитемья по закону и проч. См. Собран. памятников Лазаревского и Утина – стр. 400. 388 По пенитенциалам западных государств (Англии, Франции) день поста на хлебе и воде заменяется пением 50 псалма; кто же псалмов не знает – pro dio det denarium unum. Тариф, впрочем, увеличивался смотря по имуществу грешников и иногда возрастал очень сильно. Исполнение епитимии другим лицом дозволялось практикою нашей древней церкви: «достоит ли, спрашивал, напр., Кирик епископа Нифонта, жене мужу своему помочи терпети опитемьи и мужу жене? Достоит, рече, вельми, волею, яко и друг к другу и брат к брату». См. Памятники Росс. словесн. XII в. Москва. 1821. По 20-му правилу митрополита Иоанна матери крестимых детей, если будут больны и не в состоянии соблюдать поста, передают этот долг отцам, чтобы самим не изнемочь и не погубить живота своего. Русск. ист. библ. т VI, стр. 9. Спб. 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

О. Александр переставил события: письмо архиеп. Ермогена было написано не до Собора 1961 г., а через четыре года после него. 73 Собор 1945 г. был собран в связи со смертью патриарха Сергия (Страгородского). Архиерейский собор 1961 г. внес изменения в четвертый раздел «Положения об управлении Русской Православной Церковью», принятого в 1945 г. Изменение это облегчило процедуру закрытия храмов — так, на 1.1.1961 в стране действовало 11 616 церквей, а на 21.8.1963 — лишь 8 314. 74 Кодекс канонического права Западной церкви не содержит такого правила. 75 Свт. архиеп. Лука (Войно–Ясенецкий) (1877–1961), архиепископ Симферопольский и Крымский с 1946 г., умер 11 июня, до открытия собора. Подробнее о нем см. на стр. 192. 76 В начале 1950–х гг. Александр по благословению схиигуменьи Марии прислуживал в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, настоятелем которого был о. Дмитрий Делекторский (ум. 1970). До этого о. Дмитрий служил в храме Вознесения до самого его закрытия. Будучи уже глубоким старцем, он с благодарностью вспоминал архим. Серафима (Батюкова), уступившего ему место для служения в храме Вознесения, что дало ему возможность выехать с большой семьей из села, куда он был назначен и где наверняка был бы арестован или убит. Вместе с Александром в храме Рождества Иоанна Предтечи прислуживали Кирилл Вахромеев (ныне митр. Филарет) и будущие священники Сергий Хохлов и Владимир Рожков. В студенческие годы Александр прислуживал в храмах г. Иркутска. 77 Под ред. А. П. Лопухина. 78 Прот. Александр Смирнов (1888–1950), с 1943 г. ответственный секретарь Николо–Кузнецкой церкви в Москве. «Журнала Московской Патриархии», в 1949 г. — и. о. ректора МДА. Более 20 лет до своей кончины, настоятель Николо–Кузнецкой церкви в Москве. 79 Свящ. Николай Эшлиман (1928–1985). Рукоположен в диаконы в 1959 г.в Костроме, в священники — в 1961 г. митр. Пименом (Извековым); последнее место служения — московский храм Покрова Пресвятой Богородицы в Лыщиковом переулке. Подробнее о нем см. на стр. 112. 80

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Каждый из затронутых вопросов обширен и важен. На лотках книжных магазинов немало книг, которые никак нельзя назвать православными. Почему? Обман Есть издатели, которые «честно обманывают» читателя. Например, находят пишущую женщину, которая стряпает книги под общим названием: «Православный лечебник». И запускается серия: «Лечение свечой»; «Лечение через святых»; «Лечение мощами» и т.д. Или серия: «Великие святые». То есть это книги в ярких обложках, с обязательной навязчивой и аляповатой православной атрибутикой. Материал собран из интернета, плюс какие-то безумные мнения самого «автора». Однажды в Петербурге я на лотке увидел из подобной серии книгу про блаженную Ксению. Мне стало интересно, что авторы (а часто автор скрывается под псевдонимом, так что бесполезно искать виноватого, свое имя он не «засветил») написали. Три четверти книги были случаи, беспорядочно собранные из интернета. А далее пошли глупости про контакт с космосом, про экстрасенсорные возможности св. Ксении и проч. Такие книги продаются в метро, на лотках, в книжных магазинах… Их легко узнать по китчевой обложке. На кого это рассчитано? На обывателя, который интересуется верой, но в вере ему интересен, прежде всего, практический смысл. Как исцелиться, как заручиться помощью Ангелов Хранителей и проч. Подлинная вера, вера как труд по преображению души такому читателю не нужна. Благочестивая мистификация «Да не будет мне лгать на святого». Это выражение принадлежит святителю Димитрию Ростовскому. Великий пастырь, как известно, трудом своей жизни сделал составление житий святых. И вот по ходу работы святитель Димитрий встречался с какими-то подробностями совершенно невероятного, легендарного характера. Как поступить с этим? Проверить. А если никак не проверить? Опустить – или привести, но дать толкование?.. Святитель Димитрий испытывал много трудностей в своей работе, но девизу своему старался быть верным. Эта проблема подкарауливает каждого, кто пишет о святых, подвижниках, чудесах. Сам я в своем дневнике постоянно колеблюсь, описывая тот иной рассказ прихожанина, воспоминание о подлинных словах которого притупилось. И всегда есть соблазн приукрасить в сторону б о льшей чудесности. Но стараюсь, руководствуясь советом св. Димитрия Ростовского, держаться золотого пути – честности. Если нет возможности привести подлинные слова, я воспроизвожу историю максимально, как могу, подлинно. Потом перечитываю. И смотрю: не погрешил ли в сторону б о льшей чудесности? Если кажется, что приукрасил, переписываю, руководствуясь состоянием души, тем впечатлением, которое на меня произвел этот разговор, то или иное событие. То есть, в каких-то словах я могу невольно соврать, но атмосфера, дух, состояние передаю точно.

http://azbyka.ru/parkhomenko/biografiya

Израиль ждет мессию. Во всём мире евреи в основном заняты в сфере торговли и обслуживания, науки и правления. В Израиле же они пашут, сеют, трудятся, воюют. Сейчас это религиозно-идеологическое государство. Народ собран единой вдохновляющей национальной идеей восстановления библейского Израиля. Это организует его и нравственно поддерживает. Нет нашей распущенности и распада. Даже семьи здесь крепкие, ведь законны только браки, заключенные в синагоге. У правоверных много детей. Но и у неверующих по трое. Вместе с языком и традициями восстанавливается и библейская природа страны. В «Неот Кедумим» мы увидим Пруд финиковых пальм. Укроемся от солнца в тени Виноградника пророка Исаии: «У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы» ( Ис. 5: 1 ). Здесь есть и Пруд Царя Соломона, и Склон благовонных растений, и Долина Песни Песней. С каждой весной раскрываются в этой долине алые лютики – Цветы показались на земле... ( Песн. 2:12 ). Мы увидим палестинскую сосну с шишками больше наших, кедровых, и узнаем, что это и есть певг (одно из древ трехсоставного Древа Креста Господня). И увидим ливанские кедры, раскинувшиеся в ширину большую, чем их высота. Мы увидим цветочные кисти малого кустарного растения иссопа, употреблявшегося в ветхозаветные времена в качестве кропила. «Окропиши мя иссопом, и очищуся...» ( Пс. 50: 9 ), – молился царь Давид и вместе с ним все кающиеся. Вот овчарня. В ней мирно отдыхают овцы. Недалеко стоит верблюд. На склонах пасутся козы. В рукотворных прудах плавают утки. А вот раскопки древнего поселения III века до Р.Х. Мы увидим уцелевшие древние давильни масла и вина. Экскурсовод рассказывает о том, как тысячи лет тому назад вот в этой давильне мужчины босиком топтали виноградные ягоды для приготовления вина. А в мыслях совсем иное: «Я топтал точило Один...» ( Ис. 63: 3 ). Это о Христе, когда Он, истекая Кровию, страдал на Голгофе. Один, и не было с Ним никого. Прикасаюсь к древним камням-руинам. Прикасаюсь к пронесшимся здесь векам и тысячелетиям. Вот колодцы. На уровне земли круглое отверстие диаметром сантиметров шестьдесят. Заглядываем внутрь – там расширяющаяся вглубь цистерна. В нее набирается дождевая вода – великая драгоценность в Израиле, ведь девять месяцев дождя нет. Растения живут тем, что впитали дождливой зимой, а потом – за счет полива. Зимой самая низкая температура +10. Вода нужна и для пасущегося скота. Смотрю в колодец-цистерну и думаю, что в один из таких был брошен своими братьями Иосиф Прекрасный ( Быт.37:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В связи с этим общецерковный суд постановил " отменить решение епархиального церковного суда Ростовской-на-Дону епархии от 01.07.2009 г ., касающееся протоиерея А.В. Тимченко, и прекратить производство по делу " . В то же время суд признал " косвенную ответственность " отца Александра за публикацию в Интернете статей, " содержащих оскорбительное описание действий " архиепископа Ростовского Пантелеимона, и поставил этот факт " на вид " протоиерею. Архиепископу Владимирскому Евлогию поручено в течение месяца организовать встречу владыки Пантелеимона и отца Александра " для разрешения служебной ситуации последнего и, при необходимости, проведения примирительной процедуры " . Как заявил корреспонденту " Интерфакс-Религия " секретарь Управления делами Московской патриархии игумен Савва (Тутунов), дело, связанное с ростовским епархиальным судом, вызвало " наибольшее внимание " со стороны общецерковного суда, по нему " был собран громадный материал, потребовавший длительного изучения " , и в итоге суд " пришел к выводу о ряде недоработок епархиального суда в исследовании дела и отменил решение суда, касавшееся дисциплинарного взыскания в отношении одного из клириков данной епархии " . " Полагаю, что это решение является показателем необходимости повышения церковно-правового уровня церковных судей: для многих из них дело все же новое " , – подчеркнул оте ц Савва. Собеседник агентства также обратил внимание на то, что общецерковный суд на своем первом заседании подтвердил решение суда Воронежской епархии об извержении из сана священника Андрея Шереметова, несмотря на апелляционную жалобу последнего. " Дело об апелляции на решение епархиального суда Воронежской епархии продемонстрировало вдумчивую, непредвзятую и квалифицированную работу воронежских церковных судей. Общецерковный суд подтвердил правомерность их решения " , – отметил отец Савва. Если нужно опубликовать старую " новость " ... В заголовок выносят последствия происшедшего. Например, в декабре или спустя полгода необходимо опубликовать сообщение о том, что в

http://religare.ru/2_82208.html

К стр. 24 и др. – 8) Соловьев (Сергей Михайлович). «История России», т. I, 1874 г. «История России» Соловьева – монументальный труд. По верному определению проф. Герье «История России есть национальная история: впервые исторический материал был собран и исследован автором с надлежащей полнотою, с соблюдением строго научных приемов, применительно к требованиям современного исторического знания: источник всегда на первом плане, трезвая правда и объективная истина одни руководят пером автора. Вот почему по многим вопросам к этому труду и теперь приходится обращаться как к первоисточнику. К стр. 50:66, – 9) «Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 г. и их сочинений. Фридриха Аделунга. М. 1864 г. Это произведение есть перевод с немецкого, Ал. Клеванова состоит из двух частей. Здесь, между прочим, на стр. 197 ч. 2-й читаем: описание путешествия п. Макария принадлежит архидиакону Павлу 303 из Алеппо. Нет ничего удивительного, если эта особа преимущественно обращает внимание на то, что касается церковных обрядов и что вообще относится к клиру; впрочем, несмотря на то, в сочинении архид. Павла находим много известий о тогдашней русской политике и даже некоторые исторические сведения и данные для естественной истории». Это сочинение имеется в библиотеке Казанской духовной академии под 64:7/9. К стр. 66. – 10) Арсений, епископ Кирилловский. «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года». Петроград. 1899 года. В настоящее время уже имеется 3-е издание этой книги. В статье Богословской Энциклопедии издателя проф. Лопухина совершенно справедливо замечено, что рассматриваемое сочинение «представляет громадный труд с поразительным богатством исторического материала». В целях облегчения пользования данной книгой в конце ее приложен тщательно составленный «Алфавитный указатель имен, лиц, названий мест и других предметов, встречающихся в летописи. Сведения расположены по годам, что весьма удобно для справок и дает наглядный очерк течения дел церковных и в связи с ним гражданских за известное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. всех книг Библии). Как мы уже говорили, некоторые исследователи, исходя из обилия ветхозаветных цитат у ранних русских писателей, в житиях и летописях, приходили к выводу, что у русских христиан повладимирской эпохи были полные кодексы Библии, но в эпоху нашествия татар они все оказались утраченными. Только с конца XV – начала XVI в. возобновился процесс собирания единой Библии. Хронологически первой попыткой такого собрания является полный библейский кодекс свт. Геннадия (Гонзова). Однако, известен еще один, почти равный ему, опыт создания библейского свода. Это неполное собрание носит в научных кругах наименование Супрасльского сборника (БАН, 24. 4. 28). Списан и собран он был в 1502–1507 гг. в Вильне и Супрасльском монастыре неким благочестивым дворянином Матфеем Десятым. Рукопись Матфея является собранием свода книг Священного Писания на основе наличного материала рукописного фонда западнорусской монастырской библиотеки. Исследователи этого памятника ( А. А. Алексеев и О. П. Лихачева) не исключают, что на Матфея мог оказать влияние предпринятый незадолго до этого опыт книжного кружка архиепископа Новгородского Геннадия. Однако, учитывая место создания сборника – Литву и Западную Русь, можно с большой уверенностью предполагать, что идея библейского свода могла иметь и местное происхождение 335 . При исследовании данного письменного памятника, естественно, напрашивается вопрос: какими источниками пользовался Матфей в ходе своего предприятия? Во-первых, по мнению упомянутых ученых, это были служебные минеи и триоди, содержавшие паримии; затем сборник Пророков, соответствующий редакции толковых пророчеств (12 малых; 4 больших) Упиря Лихого (1047); сборник книг «Премудрости» (Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Менандр (который часто включался в подобные сборники); Сирах. Заключает список Псалтирь. Новозаветные книги представлены: Четвероевангелием, Апокалипсисом (без толкований) и Апостолом 336 . Часть книг Ветхого Завета в рассматриваемом сборнике Матфея представлена в своем «догеннадиевском» состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010