136 «Ярослав книгам прилежа, и почитая часто во дни и в нощи, и собра писцы многи и прилагаше от Грек на словенское письмо, и списаша книги многи имиж поучаешесь верние людие… Ярослав же сей… любим бе книгам, и многи исписав и положи во святей Софии» (Кенигсберг. Летоп. стр. 104, 106 и 113). 137 Слова эти и изложение веры напечатаны в II части прибавл. к творениям св. Отцев в Русском переводе. Москва 1844. 143 Оборона Летописи Русской Нестеровой,. Буткова. С. II. Б. 1840, стр. 188–194, и Нестор, первый писатель Российск. Истории, Кубарева, Москва, 1842. 144 Лучшее издание его принадлежит Г. Сахарову. См. Путешествия Русск. Людей по святой земле, част. I. С. II. Б. 1839. 148 Три эти статьи и двенадцать слов напечатаны в Памятн. Рос. словесности XII века, а молитвы остаются еще неизданными. В древних рукописных сборниках встречаются и еще некоторые слова, которые будто бы могут быть приписаны св. Кириллу. См. Москвит. 1843. 6, стр. 551. 151 «Великий был охотник к читанию книг, и научен был многим наукам; того ради имел при себе и людей ученых, многие древние книги Греческие ценою высокою купил и велел переводить на Русский язык»… Татищ. III, стр. 416. Имена некоторых других наших ученых и писателей того времени смотр. в Словаре М. Евгения. 179 Плолн. Собран. Русск. Летоп. I. стр. 63, 65, 69, 89, 117, 149, 15, и 195; II. стр. 12, 88, 111, 151, 285 и др. Касательно устройства наших древнейших церквей приведем несколько слов нашего почтенного археолога: «Церкви были вообще малы и тесны, а во внутренности темны, потому что освещались узкими, щелевидными, выше роста человеческого, окнами со слюдяными оконницами и с железными решетками. Крыты они были гонтом, редко свинцом, еще реже медью… В России вообще с XI века были церкви о двух верхах в ознаменование двойственной природы И. Христа, о трех – Троицы, о пяти – И. Христа, яко главы, и четырех Евангелистов, или пяти язв Христовых, о семи верхах, – в знак семи таинств, семи даров Св. Духа и семи Вселенских Соборов, о девяти – девяти чинов Ангельских, о тринадцати – И. Христа и двенадцати апостолов… (Памятн. Московск. Древност. Предислов. стр. IX, Москва 1842). Со времени Владимира великого до Андрея Боголюбского известнейшие наши церкви были построены и украшаемы преимущественно иностранцами, Греками и Немцами; но, без всякого сомнения, при содействии Руских, которые мало по малу навыкали от них строительному искусству, так что в 1194 году Ростовский Епископ Иоанн нашел уже между одними Русскими способных плотников и кузнецов. Которые искусно поправили древний Суздальский собор и покрыли его оловом, и к концу того же века летопись превозносит Русского зодчего Петра Минолега, воздвигшего дивные здания (Полн. Собран. Русск. Летоп. I. стр. 173; II. стр. 152–155).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

433 Александрийская патриархия. Сборник материалов, исследований и записок, относящихся к истории александрийской патриархии, ч. I, 385, Спб. 1898. 436 Иначе посмотрел на задуманное дело соединения коптов и в то же время армян с православной церковью митрололит московский Филарет, найдя в рассуждениях и поступках арх. Порфирия много ошибочного. По поводу кончины коптского патриарха Филарет, митр. московский, заметил: «Не от затруднений ли избавлен Св. Синод тем, что мнимое миротворство архимандрита Порфирия пресечено, и это не преосвященным Кириллом (мелитопольским, не давшим переводчика Фадлаллу Саруфа), но провидением Божиим, пресекшим жизнь коптского патриарха и разрушившим надежду архимандрита Порфирия» (Арх. Савва. Собран. мнений и отзывов Филарета, митр. москов. и колом., по учебным и церковно-государств. вопросам, т. дсь полн., стр. 559 – 569). Последующие события однако же показывают, что «миротворство» архимандрита Порфирия не было совершенно безрезультатно. Коптская церковь , как нам известно, не прочь была снова поднять вопрос о соединении с православной церковью в семидесятых годах истекшего столетия, но наша дипломатия в это время уклонилась от решения его. Не лучшего мнения, впрочем, был митрополит Филарет относительно бесед арх. Порфирия с армянским епископом Григорием по вопросу о соединении армянской церкви с православной (Там же, 556–557). Любопытный взгляд высказал по этому поводу московский святитель и на личность арх. Порфирия. «Очень вероятно, – писал м. Филарет 11 мая 1861 г. в Св. Синод, – что проекты арх. Порфирия и теперь уже не тайна для Востока. И усиленно дружась с неправославными, молясь у престола армянской церкви, слушая у коптского патриарха, вместе с пением стихов из литургии, пение французского сонета, перед православными Востока не представляет ли он в своей особи российской церкви в смутном виде (Там же, 561–562). 437 Александрийская патриархия. Сборн. матер., исследов. и записок, относящихся до истории александр. патр., I, 385–401; Книга бытия моего, VII 300–347; Он. Арх. Саввы. Собран. мнений и отзыв. м, Фидарета, том дополнит., 556–562.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Г. Проценко. Биография епископа Варнавы (Беляева) . В Небесный Иерусалим. История одного побега. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1999. С. 223–224. 577 Основы. Т. 2. С. 266; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 11. Гл. 17–18. С. 142–143; Лествица. Слово 22, 39, 41. С. 149; см. также: Основы. Т. 2. С. 267. 579 Варнава (Беляев) , еп. Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика: преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и поучения. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1997. С. 59–60; ср.: Древний патерик. 3-е изд. М., 1899. Гл. 15, 67 (52). С. 290. 580 См.: Основы. Т. 2. С. 296; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 2, 32–33. С. 143–144, 163–164. 588 Лествица. Слово 26, 99. С. 197; см.: Основы. Т. 2. С. 268; ср.: Душеполезные поучения. Поучения 4, 10. С. 60, 123; Вопр.-отв. 8. С. 221; Слова подвижнические. Слово 9. С. 45. 593 См.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 2. Гл. 23. С. 172–175 614 О том же говорят и Святые Отцы. Например прп. Григорий Синаит пишет, что «прелесть три главные причины имеет, по коим находит: гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти – преуспеяние, наказательного попущения – греховная жизнь» ( Григорий Синаит , прп. О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же о помыслах, страстях и добродетелях, и еще о безмолвии и молитве. Гл. 132//Добротолюбие. Т. 5. СТСЛ, 1993. С. 215). Также и занимавшийся систематизацией святоотеченского учения в данной области свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «источник прелести, как и всякого зла, – диавол» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Гл. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. I//П олн ое собран и е творен и й . Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 205), также и в другом месте – «начало прелести – гордость» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Гл. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отд. II//П олн ое собран и е творен и й. Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 221–222). Еп. Варнава лишь особо отмечает в связи с этим, что в некоторых случаях значительно влияет на развитие прелести оказывает блудная страсть. (Далее он это иллюстрирует на примере католической мистики). Впрочем, чего-то принципиально нового по этому вопросу он не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Константин VIII был сотоварищем по управлению отца, двух императоров-опекунов и своего брата; принимая в 1025 г. в свои руки единодержавное правление, он чувствовал под ногами крепкую почву. Точно так же и Роман III, будучи избран Константином VIII, считал это избрание достаточной власти. Положение вещей изменилось после смерти Романа III. Власть, «снизошедшая до гинекея», была уже не так авторитетна, да и воля Романа, которому приписано было назначение в преемники Михаила Пафлагона, значила в глазах народа далеко не то, что воля государя, по прямой линии принадлежавшего к Македонской династии. При возведении на престол Михаила Пафлагона необходимо уже было согласие подданных, и историк считает делом несообразным, что Зоя возвысила его, не заручившись наперед приговором сената и волей народа. 987 Недостаток был потом восполнен: получено одобрение сената и народа, в благодарность сенаторам даны новые чины, а народу подарки. 988 То же повторилось при вступлении на престол Михаила Калафата, который купил расположение к себе сената и народа теми же средствами. 989 Когда Калафат решился отправить Зою в ссылку, он не обошелся без сената и народа: в день ссылки был собран сенат, Калафат изложил перед ним мотивы своего поступка и склонил сенаторов в свою пользу; затем собран был народ, Калафат повторил мотивы, выслушал мнения, какие при этом были высказаны, и затем распустил собрание. 990 Здесь, очевидно, призваны были лишь наиболее выдающиеся представители народа; к массе народа, к площадной толпе, Калафат обратился на следующий день с манифестом-воззванием. 991 Возведение на престол Зои и Феодоры после низвержения Калафата было плодом общенародного решения; 992 поэтому, когда собрался сенат, Зоя поблагодарила его, а затем с видного места повела речь к народу и тоже засвидетельствовала свою благодарность; 993 когда все было покончено, от Зои и Феодоры посыпались чины на сенаторов и подарки народу. 994 Возведение Зои и Феодоры было соединено с тиранией против царствовавшего государя, потребовался поэтому голос подданных в усиленном составе, кроме сената и народа в деле участвовала и Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

-О.Георгий, есть желание минусинцев видеть имя  владыки Димитрия в святцах, ты сам материалы о минусинском архипастыре-исповеднике собираешь давно, пишешь книгу о нем…  -Чтобы говорить о канонизации архиепископа Димитрия , нужно четко понимать процедуру, установленную Комиссией по канонизации и одобренную Священным Синодом. На сегодняшний день материал, который был доступен, собран, идет его формирование. В этом деле очень важно не внести в документы ошибок. Большой радостью для меня было посещение могилы владыки Димитрия и совершение литии нашим архиереем, митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, который в августе 2012 года посетил Минусинское благочиние. Владыка благословил меня на дальнейшие труды и интересовался судьбой почившего иерарха, а также посетил разрушенную кладбищенскую Сретенскую церковь, где служил архипастырь, отнесся ко всему с вниманием. Буду просить благословение владыки Пантелеимона на издание книги. — Как возникла книга?  -Личностью владыки Димитрия я заинтересовался  в начале 2000-х, когда был еще прихожанином нашего Спасского собора, записывал в тетрадку все, что слышал о нем от минусинцев… Затем, когда я нес иподиаконское послушание при Преображенском кафедральном соборе в соседнем Абакане, я был свидетелем, как абаканский архиерей негласно приезжал на могилу владыки Димитрия, пробираясь по колено в снегу, служил там литию, пел тропарь новомученикам… На меня это произвело огромное впечатление. Уже учась на втором курсе семинарии , я впервые, в поисках сведений об архиерее-исповеднике, переступил порог  Минусинкого краеведческого музея и городского архива, стал работать с документами.  Потом  мне довелось  продолжать работу в Научной библиотеке при Томском Государственном Университете, Томской Духовной семинарии, научной библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии, архиве ФСБ, Минусинском, Томском и Красноярском государственных архивах. Когда материал был собран, пришла в голову мысль снять фильм об архиепископе и сделать выставку, посвященную его трудам и подвигу. Совместно с минусинским музеем им. Н. М. Мартьянова мы подняли огромный исторический материал, обнаружили в запасниках музея многие личные вещи владыки: мантию, саккос, другие элементы архиерейского облачения, личные письма, фотографии, книги. Все это легло в основу выставки, посвященной 145-летию со дня рождения Преосвященнейшего Димитрия.

http://pravmir.ru/arxipastyr-zemli-minus...

Великий князь Василий Васильевич перед отъездом Исидора сказал ему: «Приноси нам оттуда наше древнее православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира; а нового и чужого не приноси: мы его не примем». Но Исидор не послушал князя и, возвратившись в Москву, при богослужении стал поминать папу вместо восточных патриархов. Тогда, по повелению князя, собран был собор, где низложили с митрополичьего престола Исидора, и он после того убежал в Рим. Затем впоследствии снова собран был собор, на котором сами епископы русской Церкви поставили Иону в митрополита. Св. Ионе пришлось обличать Шемяку, который отнял было великокняжеский престол у Василия Васильевича. При Ионе татары осадили Москву и выжгли все ее предместья. Тогда святитель с усердной молитвой и иконами обошел стены Кремля, после чего татарам послышался великий шум, как будто великое войско нападало на них, и в страхе все они побежали. Святитель скончался в 1461 г. Мощи его скоро обретены были нетленными и открыто почивают в московском Успенском соборе. 27 мая празднуется перенесение сих мощей вместе с мощами святых Киприана и Фотия, бывшее в 1472 г. вследствие перестройки собора. Праведный Иосиф Прекрасный – один из 12 сыновей патриарха Иакова. Жил он около 1700 г. до Р. Х. Братья возненавидели его за то, что отец за скромность и другие добрые качества любил его более чем их, и особенно же за сны, которые предвещали его величие, и продали в Египет. Там Господь прославил праведного даром истолкования снов, и он был сделан первым после царя властелином. Во время голода в Египте и Палестине, где жил его отец, переселил отца со всем семейством в Египет. Предсказал выход евреев из Египта и завещал перед своей смертью вынести в это время отсюда в обетованную землю свои кости, что и было исполнено евреями при Моисее, за 1496 лет до Р. Х. Явление Иверской иконы Пресвятой Богородицы вместо 31 марта празднуется во вторник на Пасхе (об иконе читать под 12 февраля). Читать далее Источник: Москва. Типография Высочайше утвержденного товащиства И.Д.Сытина, 1896. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

На 2-й пункт. Брак таковой (якоже князя Голицына с княжною Кашемировою) возбранен точно вышепомянутым же правилом Василия великого , который говорит: в нихже слитие имен, в таковых брак беззаконен. А Василия великого правила приняты и утверждены на 6-м вселенском соборе; почему стали быть достоприятными. И паки второе возбранен предписанным поместным собором, бывшим в лето 6509-е при Сисинии патриархе константинопольском, которой таковой брак равно с прочими отвергает, яко с уставленными от св. Василия великого правилами несходственный, – который собор по той причине и собран был, чтоб вкрадающиеся в противной тому о браках обычай людский, как находящее, говорит оной собор, зло отразить и соблюсти прежде уставленные правила в своей силе, как пространно и ясно о том пишется в его соборном свитке, в Кормчей напечатанном л. 553. На 3-й пункт. Чтоб и царскими законами таковой брак был позволен, того синод в Кормчей книге, принятой от нашей церкви, не находит, а находит противное тому, то есть, что таковой брак точно запрещается и в расписании степеней именно находится, яко родные с двоюродными брачитися не должны, и степень шестая не бывает. А хотя бы от других книг, непринятых от нашей церкви, и противное сему было определяемо, однако мы принимать оное отнюдь не одолжаемся. На 4-й пункт. Брак шестой степени не подобной, но такой точно, какой между князем Голицыным с княжною Кантемировою, вышеупомянутый же Сисиния патриарха собор запрещает, как выше значит, а запрещая еще и то наводит, что сие установление не новое есть, но уже принятое прежде от церкви, преступаемое же по бесстудию некоторых, а от других и по неразумению правила св. Василия, который краткими словами неправильные браки описал, в нихже и прочая; почему оной собор на то, как выше значит, и собран был, чтоб оное правило св. Василия о сродствах, в котором до того многие по невежеству погрешали, протолковать и точность того во всем изъявить, как явно сие от его же Сисиниева свитка. А что, напротив сего, от его преосвященства представляется от свидетельства некоторых авторов, то за справедливейшие свидетельства, как и выше помянуто, приняты быть не должны; так как и прежде оные в подобных делах ни от кого из членов синодальных принимаемы не были; потому что те авторы нашею церковью не приняты и мы им верить не одолжались, хотя бы они так и говорили и писали.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Софрон. иерусал. Соборн. послан. к Сергию, патриарх. константинопольскому: христ. чтен. 1840 г. ч. 4, стр. 349. 175 Ф. Лабб. Собран. собор. т. 5, стр. 702. В нем читаем между прочим: «Святые отцы, собравшиеся в Ефесе против нечестивого Нестория, и святые отцы, собиравшиеся потом в Халкидоне против нечестивого Евтихия, анафематствовали тех, которые приходящим к святому крещению или обращающимся от какой-нибудь ереси преподают иное определение Веры, или символ, или учение (μαϑιμα), а не то, которое предано тремя стами осьмнадцатью святыми отцами (никейского, первого вселенского, собора) и изъяснено стами пятидесятью святыми отцами» (константинопольского, второго вселенского, собора). 177 Так, четвертый вселенский собор постановил: «По всестороннем рассмотрении сего (никео-цареградского) символа, не позволяем никому ни произносить, ни писать, ни составлять, ни предлагать другим другую веру. Осмеливающихся или составлять иную веру или проповедывать, или преподавать другой символ желающим обратиться к познанию истины… если они будут епископы или клирики, подвергать извержению, а если миряне – анафеме». На пятом вселенском соборе слово в слово повторено это постановление, а на шестом сказано: «Никому да не будет позволено вышеозначенные правила (св. соборов, вселенских и поместных, и св. отцев) изменяти или отменяти, или, кроме предложеных правил, приимати другие, с подложными надписаниями составленные некиими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною. Аще же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменити, или превратите: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, каковую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся». Лабб. Собран. собор. т. 4, стр. 569. т. 5, стр. 455, Шест. вселен. собор. Правил. 2: книг. правил, стр. 65–66. Спб. 1843 г. 178 Поводом к изречению его послужила жалоба пресвитера и эконома филадельфийской церкви Харисия на то, что друг Нестория Иаков, пришедший из Константинополя с рекомендательными письмами от Анастасия и Фотия, главных пресвитеров Нестория, и, будучи принят, как православный, предлагал квартодециманам символ Веры , отличный от символа никейского и исполненный нечестивых заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

студ. каз. дух. акад. 1311 Считаем нелишним заметить, что последний пункт, т.е. требование признания австрийской иерархии, находится только во всеподданнейшей записке. 1315 Там же, стр. 565–566. Митр. Филарет в то время думал, что проект составлен для раскольников каким-то «посторонним деятелем, который, не зная дела (так как в одном из пунктов проекта господствующая церковь названа православною, чего составитель – раскольник никаким образом не допустил бы), хотел возвысить раскол, усилить разделение и произвести новое брожение допущением перехода из православия в раскол». Там же, стр. 564. 1324 Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядцев т. I, стр. 166. Москва 1881 г. 1333 Собран. постановл. по ч. р. Спб., 1875г. стр.691–692; ср. ст. Петрова: «Дела Московских старообрядцев»; Русск. Вестн. 1881 г. т. 156, стр. 665–666. 1335 Приб. к твор. св. отец, т. XIV, стр. 24–30. Впоследствии оно было перепечатано в «Сведениях о единоверч. церквах», изд. Сапелкина. 1858 г., л.л. 43–46; также «Ист.» 1868 г. кн. V, стр. 41–45. 1343 «Для беспристрастных, говорит Филарет, возражение не сильно и уничтожается простым ответом: если вы сомневаетесь присоединиться к единоверческой церкви, то присоединяйтесь безусловно к православной церкви, которая, очевидно неприкосновенна проклятию собора 1667 года. Но раскольники не легко сознают различие между правильным и неправильным умозаключением и повторяют то же возражение, не смотря на полученные ответы» (Собран. мн. и отз. т. II , стр. 312). «Что касается до проклятия, говорит он в другом случае, то разрешение оного Св. Синодом. достаточно для мира совестей». (Собр. мн. и отз. т. V, ч. 2 стр. 634). 1354 Там же, стр 641. Этот Сорокин, так характеризует его проф. Субботин, «занимался частной адвокатурой и считал себя литератором, – отличался широковещательностью и претензиями на остроумие и красноречие; но был человек усердный к церкви». Брат. Сл. 1890 г. т. II. стр. 121 прим. 1361 Там же, стр. 267. По свидетельству проф. Субботина, очень заинтересован и обрадован был этим делом Ксенос – автор Окружного послания (Бр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

42 Так говорит о. прот. А. А. Романовский в своих записках о нашей церкви. У нас же такового рисунка храма нет, а есть лишь древнее изображение (до 1812 г.) храма Св. Кесарийского– на Тверской ул., давно упраздненного: храм этот изображен пятиглавым, с небольшой колокольней. 43 „1738 г. выписано на справку: при церкви Василия Кесарийского, что в Ямской Тверской слободе, по писцовым книгим 139 (1631г.) и 140 (1632 г) гг. показаны дворы: попа Федора, дьячка Григория Устинова, пономаря Федора Устинова и просвирниц, в приходе 73 двора; по переписным книгам 1702 г. дворы: попа Марка Аанасьева, попа Архипа Маркова, дьячка Андрея Иванова, сторожев и просвирниц, в приходе 160 дворов“. (См. Материалы для истории Московских церквей, собран. В. И. и Г. И. Холмогоровыми. Москва 1884 г. 715 стр.). В окладных книгах Синод. Казеннаго Приказа, за 1738 г., оная церковь писалась по Никитскому сороку, дани и пошлин рубль Зб½ коп. КП. д. 5881. (См. там же 716 стр.) 44 „1730 г. июня 22, запечатан указ о строении предела Никитского сорока, церкви Василия Неокесарийского, что за Тверскими воротами, попу Ивану Гаврилову, велено ему против прошения его при той настоящей Васильевской церкви построить предел во имя Илии Пророка древяной. 134“. (См. Материалы для истории..., собран. Холмогоровыми,стр. 715). В 1732 г. означенный поп Иван Гаврилов подвергся штрафу Дух. начальства: „1732 г. ноября 16. По указу Ея И. Велич, по силе статей Св. Адриана патриарха, состоявшихся в 206 (1698) г., церкви Василия Кесарийского с попа Ивана Гаврилова за венчание им без венечной памяти, о чем признав себя быти виновна и допросом своим объявил именно, что венчал одного отрока с отроковицею, и за оную его продерзость взять на нем пошлины вдвое, а именно 48 коп., да штрафа 2 р. 13 коп,, всего 2 р. 61 к., того ради, чтоб на то взирая, другим так чинить было неповадно. КП. 2003. 45 От некоторых местных старожилов нам пришлось слышать, что будто бы в древнее время на углу Кузнечного пер. и нынешней Ильинской улицы находился храм деревянный во имя Св. Пророка Илии, который по ветхости был разобран, а вместо него устроен придел при церкви Св, Василия Кесарийского. Отъ этого храма будто бы и улица „Ильинская“ получила свое наименование, как и „Васильевская“ – близ нашего храма. Но вернее можно объяснить происхождение названия улицы „Ильинской“ от бывшего здесь в давнее время дома генерала Ильина; в числе же упразненных церквей г. Москвы такой Ильинской церкви на указанном месте не значится.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010