Что называется сим именем? Под именем Вселенских Соборов разумеются такия собрания, в которых Дух Святый чрез посредство Императорской власти, собирал старейшин Церквей со всех стран мира, и их согласием основанным на Божием Слове, определял то, что нужно было к утверждению истиннаго учения, порядка, благочиния и православия в Церкви. Сколько, какие именно и для чего собирались Вселенские Соборы? Вселенских Соборов было семь, и они суть следующие: 1) Первый Вселенский Собор был собран в 325 году от Рождества Христова в городе Никее; на нем по приглашению Константина великого присутствовало 318 святых отцев, которые между прочими постановлениями опровергли Ария, который Иисуса Христа именовал не Богом Отцу и Св. Духу единосущными, но Существом созданным во времени. 2) Вторый Вселенский Собор был собран в 380 году от Рождества Христова в Константинополе; на нем по приглашению Феодосия великаго присутствовало 180 святых отцев, которые утвердив многие правила, осудили Константинопольскаго Патриарха Македония, которой отвергал Божество Св. Духа. 3) Третий Вселенский Собор был собран в 431 году по Р. X. в городе Ефесе; на нем по приглатению Феодосия младшаго собрано было 200 Св. отцов; они, кроме других занятий опровергли учение Константинопольскаго Патриарха Нестория, не право судившаго об Иисусе Христе и о Деве Богоматери. 4) Четвертый Вселенский Собор был собран в 451 году по Р. X. в городе Халкидон; на нем по приглашению Маркиана св. отцев находилось 630; на нем осуждены Диоскор Патриарх Александрийский, и Евтихий Архимандрит, которые, от истиннаго учения о божественном лице Иисуса Христа во многом заблуждали. 5) Пятый Вселенский Собор был собран в 553 году от Р. Христова в Константинополе; на нем по приглашению Иустиниана великаго, Св. отцев было 160; на нем с некоторыми другими Еретиками опровержен Ориген , который между прочими заблуждениями учил преселению души и отвергал воскресение тела. 6) Шестый Вселенский Собор был собран в 680 году от Рождества Христова в Константинополе; на нем по указу Императора Константина брадатаго Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

    Против кого был собран Первый Собор? — Первый Вселенский Собор был собран в 325 году от воплощения Спасителя нашего, в 5933 от сотворения мира, в 12-м году царствования Константина Великого; собран он был в городе Никее, и святых отцов на нем присутствовало 318. Старейшинами Собора из святых отцов были следующие: Александр Константинопольский, Александр Александрийский, Евстафий Днтиохийский, Макарий Иерусалимский и Сильвестр Римский в лице своих послов. Собор был собран против еретика Ария, бывшего александрийского пресвитера, хулившего Сына Божия: ибо он называл Его творением, а не Богом Творцом, и не единосущным Отцу и утверждал, что было время, когда Его не было. На этом Соборе отцы и изложили свое исповедание, признав Сынаюавночестным, равнопрестольным и единосущным Отцу, постановили праздновать святую Пасху так, как мы и теперь ее празднуем, приняли и другие правила; Ария же с его непокаявшимися единомышленниками предали вечному проклятию.     От Первого Собора до Второго 55 лет. Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году, в Константинополе, при патриархе Нектарии Константинопольском, Кирилле Александрийском, Мелетии Антиохийском и прочих лицах святительского сана. Святых отцов на нем было 150; собран он был против Македония, патриарха Константинопольского, злочестивого хулителя Святого Духа: ибо он считал его творением, а не Богом, и не одного существа с Отцом. Но святые отцы исповедали Всесвятого Духа равночестным Отцу и Сыну, исходящим от Отца, равнопоклоняемым со Отцем и Сыном.     Не было ли на том Соборе других еретиков? — Были единомышленники Аполлинария. Лжеучение же Аполлинария состояло в том, что, по его словам, Сын Божий имел одно лишь тело без души, что с телом вместе умирало и Божество и проч.     От Второго Собора до Третьего 51 год. Третий Вселенский Собор был в 431 году от воплощения Христа, в царствование Феодосия Младшего, в городе Ефесе, при Кирилле, папе Александрийском, Ювеналии Иерусалимском и Мнемоне Ефесском. Святых отцов на нем присутствовало 200. Собран он был против злочестивого Нестория, патриарха Константинопольского, учившего, что во Христе было вместе с двумя естествами и две ипостаси, и что Христос, родившийся от Девы, был простой человек; он называл Деву Марию не Богородицей, но Христородицей, и изрек многие другие нечестивые ереси, за что был осужден на Вселенском Соборе и принял казнь от Бога за свое безумие: ибо его богохульный язык был изъеден червями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Память 2-го Вселенского собора празднуется 22 мая/4 июня. Третий Вселенский Собор. Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431-ом году и был собран против Нестория человекопоклонника. Несторий утверждал что Иисус Христос был человеком в котором обитал Бог, как в храме. Поэтому он называл Иисуса Христа богоносцем а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву Марию христородицею, а не Богородицею. Этот собор отклонил учение Нестория. Память 3-го Вселенского собора празднуется 9/22 сентября. (смотри отдел Библиографии: Семь Вселенских Соборов). Четвертый Вселенский Собор. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451-ом году и был собран против Евтихия и Диоскора монофизитов. Монофизиты утверждали что в Господе Иисусе Христе только божеское естество. Собор утвердил что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. Кроме того собор составил 30 церковных правил и выработал права и указал округи пяти первенствующих епископов (патриархов). Память 4-го Вселенского собора празднуется 16/29 июля (смотри отдел Библиографии: Семь Вселенских Соборов). Пятый Вселенский Собор. Пятый Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 553-ом году и был собран против трех учителей Сирийской Церкви. Эти три учителя писали еретические сочинения. Собор осудил одного из них как еретика, а двух других только их сочинения которые были еретические. Память 5-го Вселенского собора празднуется 25 июня/8 июля (смотри отдел Библиографии: Семь Вселенских Соборов). Шестой Вселенский Собор. Шестой Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 680-ом году и был собран против Монофелитов. Монофелиты утверждали что у Господа Иисуса Христа два естества, но одно действие и одна воля. На этом соборе было осуждено учение Монофелитов и определено признавать в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое, и по этим двум естествам две воли. Пято-Шестой (Трульский) Вселенский Собор. Пято-Шестой (Трульский) Вселенский Собор состоялся через одиннадцать лет. Собор дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы и поэтому называется Пято-Шестым. Собор принял в руководство для Церкви восемьдесят пять правил апостольских, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов и некоторых святых отцов. Потом к этим правилам были прибавлены правила Седьмого Вселенского Собора и еще двух поместных. Эти правила лежат в основании церковного управления и находятся в книге которая по русски называется " Кормчая " , а по гречески " Номоканон " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

1038 Собран. постанов. по ч. раскола. Спб. 1875 г., стр. 379–380 – Высочайшее повеление от 11 сент. 1847 г.; см. также постанов. особого секретного комитета от 23 мая 1853 г. Русск. Вестн. 1881 г. т. 156, стр. 658. 1040 Там же. Об аресте некоторых из таких заграничных выходцев у Варадинова, стр. 587–588, – у Кельсиева в I вып., стр. 145–148. Подробности об аресте и допросе Геронтия, настоятеля Белокриницкого монастыря, в Чтен. общ. ист. и древн. 1871 г. кн IV. 1043 Вероятно, здесь разумеется поездка в Белую-Криницу рогожских депутатов – Василия Борисова и Федора Жигарева. Описание этой поездки см. Русск. Вестн. 1864 г. т. 50, стр. 42–78. 1052 Здесь, очевидно, разумеется, столь известный впоследствии Московский владыка Антоний Шутов, произведенный митрополитом Кириллом 3 Февраля 1833 года «во епископа граду Владимиру». 1054 Собран. постановл. по части раскола. Спб. 1875 г. стр. 496 – Высоч. пов. – 15 декабря 1854 г. 1055 Собран. постановл. по ч. раскола. Спб. 1875 г. стр. 493–494 – Высочайшее повеление от 9 августа 1834 года. Об энергической деятельности Мозжакова см. в ст. – «Из истории рогожского кладбища». Брат. Слово 1891 г. т. II; стр. 452–454. 1056 Монастырев. «Историч. очерк австрийского священства после Амвросия». Казань, 1877 г., стр. 51. Если верить Швецову, биографу Антония Шутова, то этот последний в первые два года своего служения (1853–1854) поставил более полсотни попов. Брат. Слово 1883 г., стр. 219. 1057 Собран. мн. и отз. т. IV, стр. 10–11. Как, действительно, трудно приходилось в это время лицам австрийской иерархии, особенно лжеепископам, от преследований полиции, в каких скитаниях и укрывательствах они принуждены были проводить свою жизнь, то отчасти можно видеть из той же биографии Антония Шутова. Бр. Слово. 1883 г., стр. 155–160, 212–219. 1062 Письмо преосв. Аркадию от 2 марта 1855 г. Чтен. общ. любит. духовн. просвещ, 1878 г., отд. III, стр. 219. 1065 См. рапорт смотрителя рогожского кладбища, Лонгинова, гр. Закревскому. Брат. Слово 1891 г., т. II, стр. 628.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

49 Довольно любопытно, что эта книга, в научном отношении стоящая не только не ниже, но даже выше его «Поездки на Синай», обойдена полным молчанием проф. В.Г.Василевским; 50 Арх. Савва. Собран. мнен. и отзывов м. Филарета по делам прав. ц. на Востоке. Спб.1886, стр.72; 52 Там же, стр. 207, 311, 327–329, 395; Собр. мн. и отз. по уч. и церков.-госуд. вопр. т. V, ч.1, стр. 201 54 Арх. Савва. Собран. мнен. и отзывов уч. и церков.-госуд. вопр. М. 1887, т. V, ч.1, стр. 487–490; 57 Арх. Савва. Собран. мнен. и отзывов м. Филарета по делам прав. ц. на Востоке. стр. 440–441, 445–456; 61 Сравнительно подробный перечень трудов о. арх. Антонина сделан его великим почитателем, известным библиографом С. И. По­номаревыми» в статье: «Памяти о. Арх. Антонина» (Тр. Киев. Дух. Ак. 1894 г., ч. 3, стр. 636–648); 62 Мы разумеем научное описание рукопи­сей библиотеки Святогробского метоха в Константинополе, в Фанаре, составленное им в 1862 г. в товариществе с проф. Кириакидисом ( А. Дмитриевский . Путешеств. по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890, стр. 5, прим. I) 65 Указ Св. Синода о назначении о. Антонина заведующим миссиею помечен 16 июля 1865; см. Арх. Савва. Собр. мн. п отз. по дел. пр. церкви на Востоке, стр. 440. 71 Арх. Савва. Собран. мнен. и отз. митр. Филарета по делам прав. церкви на Востоке, стр. 445 – 446. Достойно полного замечания то обстоя­тельство, что между о. арх. Леонидом и о. арх. Антонином не были нарушены добрые товарищеские отношения. В сентябре 1868 г. о. Антонин, в бытность в Константинополе, пользовался гостеприимством о. арх. Леонида и превозносит его всяческими похвалами (Труд. Киев. Дух. Акад. 1869 г. ч. 1, стр. 452, прим. 1) 72 Арх. Савва. Собр. мнен. и отзыв, м. Филарета по делам прав, ц. на Востоке, стр. 445 – 446, 440 – 441 79 Плодом этого изучения являются следующие статьи о. арх. Антонина: «Праздник Рождества Христова в Вифлееме» (Церк. Лет. 1866, 9 и 10); «6 Января на Иордане» (Херс. Епарх. Вед. 1867, «Известие о последовании божественного и священного умовения» (Труд. Киев. Дух. Акад. 1867, кн. 11, стр. 304 – 319); «Пасха в Иерусалиме» (Херс. Епарх. Вед. 1867, 12);. «Патриаршее богослужение в Иерусалиме (Церк. Лет. 1867, 30); «26 Января в лавре св. Саввы» (Труд. Киев. Дух. Акад. 1868, ч. 11, стр. 42 – 83); «Водосвятие в храме Воскресения» (Херс. Епарх. Вед. 1869, «Из Иерусалима» (там же 1871, «Выбор и посвящение нового патриарха в Иерусалиме» (Церк. Лет. 1875, и 31) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В связи с указанным, рассматриваемый Проект, как мы считаем, не может быть предложен Православной Церкви в качестве основополагающего документа о её отношениях с инославными христианами, поскольку нуждается в серьёзной переработке. Все недосказанности и терминологические неясности при знакомстве с Проектом могут быть легко истолкованы как возможное допущение христианского синкретизма-экуменизма. К сказанному считаем необходимым добавить, что упоминаемое в Проекте участие Церкви в деятельности Всемирного Совета Церквей (пп. 16–19 Проекта) нуждается на современном этапе во всестороннем общецерковном обсуждении на предмет его допустимости и полезности для Церкви в связи с апостасийными изменениями в западном христианстве, произошедшими со времени учреждения ВСЦ (легализация однополых браков, женское священство, сближение некоторых христианских конфессий с иудаизмом, язычеством и т. д.). Этот вопрос уже поднят в Русской Церкви одним из ее иерархов .   II В проекте документа «Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций» (ниже — Проект) содержится одна важная богословская неточность. В пункте 1 раздела «Достоинство человеческой личности» содержится такое утверждение: «Целью вочеловечения Слова Божия является обожение человека. Христос, обновив в Себе Самом ветхого Адама (ср. Еф 2:15), “сообожил в Себе человека, начаток нашего упования” (Евсевий Кесарийский, Доказательство в пользу Евангелия 4, 14. PG 22, 289). Ибо как в ветхом Адаме содержался весь человеческий род, так и в новом Адаме собран весь человеческий род: “Единородный стал человеком для того, чтобы собрать воедино и возвратить к первозданному состоянию погибший род, то есть, человечество” (Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9, PG 74, 273D-275A). Это учение Церкви является источником всякого христианского устремления к сохранению достоинства и величия человека». Выражение «в новом Адаме собран весь человеческий род» вероятнее всего может быть понято так, что весь человеческий род уже собран во Христе — Новом Адаме. Однако это не соответствует учению Церкви, поскольку означает, что все человечество имеет иной, помимо Церкви, путь к соединению со Христом, и что вхождение в Церковь не является необходимым условием для соединения. Таким образом оказывается, что не одна лишь Церковь, но все человечество есть Тело Христово. Более того, спасение всего человеческого рода (апокатастасис) представлено уже свершившимся фактом.

http://bogoslov.ru/article/4922388

Филаретом находятся в письм последнего к митр. Новгород. Григорию. Собр. мнен. и отз. т. II , стр. 154–164. 762 Юбил. Сборн., стр. 257–258; ср. письма Филарета к Москов. воен. генер.-губер. Д. В. Голицину в Чтен. Общ. любит. 1873 г. отд. III, стр. 4–8. 763 Юбил. Сборн., стр. 258–259; ср. письма Филарета к Д. В. Голицину и к Москов. гражд. губерн. Г. М. Безобразову в Чтен. Общ. любит. 1873 г., отд. III, стр. 8–11. 764 Чтен. в общ. любит. дух. просв. 1876 г. отд. III, стр. 123. Известно еще письмо (от 31 авг. 1849 г.) к графу Закревскому, другому Московскому военному генерал-губернатору, в котором м. Филарет доводит до сведения этого губернатора «для зависящего рассмотрения и распоряжения» об оказательстве раскола в деревне Тураевой (Бронницкого уезда) через подвешение у часовни колокола. Душеп. Чтение, 1890 г. ч. III, стр. 284. 768 Собран. постан. по части раскола, стр. 588. Нужно заметить, что в первоначальной редакции «Наставлений» означенного пункта не было; он был внесен благодаря настоянию м. Филарета. См. Собрание мнений и отзывов, т. IV, стр. 337. 772 Письмо к князю С. Н. Урусов ; Собран. мнен. и отзыв. т. V, ч. 2, стр. 376–378, 609; также в письм. к Высоч. Особ. ч. II, стр. 305. 773 Общий журнал Комитета, стр. 7. По показанию тогдашнего министра внутренних дел, на основании имеющихся в министерстве приблизительно верных сведений, в Империи находилось тогда до 222 открытых раскольнических молелен. Журн. Комитета, стр. 59. 776 Там же. В Богородском уезде в общей сложности одна православная церковь приходится на 1682 души православных, а одна раскольническая часовня на 1196 душ раскольников. Правда, должно заметить, что статистика м. Филарета опирается на список 1826 года и может быть принята только в том случае, если верна его догадка, что убыль часовен, (уничтоженных по обветшанию или закрытых) равна построенным с того времени противозаконно. 791 Собран. мнен. и отзыв. т. V, ч. 2, стр. 6; ср. письмо его к об.-прок. А. П. Ахматову. Посылая ему свое мнение, он пишет при этом: «некоторые замечания, как, напр., о построении церквей и часовен раскольнических писаны не в смысле, полного согласия, а на случай необходимости уступки».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Скачать epub pdf О Карфагенском Поместном святом соборе Предисловие Святой поместный [ 219 ] Карфагенский [ 220 ] собор [ 221 ] был собран в 418 или 419 г. по Р. X., в двенадцатый год правления римского императора Гонория и в восьмой год царствования константинопольского императора Феодосия Младшего, в зале заседаний церкви св. Фавста. На Соборе присутствовали такие выдающиеся отцы, как епископ Карфагенский Аврелий, председательствовавший над всеми (во многих местах деяний этого Собора отцы называют его папой), Валентин, епископ первой кафедры Нумидийской области, Августин, епископ Иппонский и представитель Нумидийской области, и прочие представители всех африканских епископских областей. Числом их было, согласно деяниям Собора, 217, согласно же Фотию – 225, а согласно другим – 214. На этом Соборе присутствовали также представители Зосимы Римского: Фавстин, еп. Пикены Потентийской, Церкви в Италии, и пресвитеры Филипп и Аселл. Он был собран главным образом против Пелагия и его ученика Целестия [ 222 ] и против Доната [ 223 ] , а потом также против Апиария, пресвитера Сикского [ 224 ] . Длился Собор полных шесть лет: начавшись в 418 г., он завершился в 424 г. Получилось, что за все время Собора на Римской кафедре сменились три папы: Зосима, Бонифаций и Целестин (хотя в деяниях Собора упоминается еще и четвертый папа – Анастасий; см. также 66-е правило настоящего Собора). Итак, после множества исследований и обсуждений Собор изложил 141 правило, касающееся церковного благочиния и устройства. Далее и приводятся правила [ 225 ] , одобренные и утвержденные прямо и с указанием названия этого Собора правилом VI Всел. 2, а косвенно и в общем – правилами IV Всел. 1 и VII Всел. 1. А святой V Вселенский собор дословно приводит 89-е правило настоящего Собора. И благодаря такому утверждению эти правила некоторым образом приобретают вселенскую силу. 141 правило Карфагенского Поместного святого Собора с толкованиями Правило 1 (1)[ 226 ] Эти определения в таком виде содержатся у нас в списках, которые тогда принесли с собой наши отцы с Никейского собора; наши последующие определения, если они соответствуют образцам этого Собора, будучи утверждены, да соблюдаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Мученицы Зинаида и Филонилла происходили из Тарса, отечественного города св. ап. Павла, и были его родственницами и ученицами. Оставив дом и имущество, они поселились в пещере вблизи города Димитрианы. Так как они знали врачебное искусство, то врачевали многих больных и при этом проповедовали веру Христову. Язычники умертвили их, побив камнями. Преподобный Феофан, Печерский постник, подвизался в XII веке в Киево-Печерской лавре, где и почивает своими мощами. Воспоминание Седьмого Вселенского Собора обыкновенно совершается в воскресенье, ближайшее к 11-му окт. Собор этот был в 787 г. в г. Никее, при императоре Константине Порфирородном и матери его Ирине и патриархе Тарасии. Собран был по поводу восстановления иконопочитания. Иконопочитание вошло в употребление с первых времен христианства и выражалось благоговением и поклонением тому лицу, которое было изображено на иконе. Но по времени некоторые, особенно простые люди, стали думать, что лица, изображаемые на иконах, не отделены от икон, и таким образом развилось поклонение собственно иконам, а не лицам на них. Уничтожить такое суеверие взялась гражданская власть без духовной, стала уничтожать самое иконопочитание и произвела так называемую иконоборческую ересь. Первым гонителем иконопочитания был император Лев Исавр, живший в VIII веке. После него преследовал иконопочитание сын его Константин Копроним. Копроним хотел уничтожить даже почитание самих святых и их мощей, и, по его приказанию, как иконы, так и мощи были или сжигаемы или бросаемы в море, а защитников икон судили или предавали разным мучениям, даже и смерти. Иконоборческую ересь разделяли некоторые и из епископов и духовных лиц. Когда же за малолетством сына Льва Хозара, Константина Порфирородного, управляла государством жена его Ирина, державшаяся иконопочитания, то был собран собор. Отцов присутствовало на соборе 367. Иконопочитание было восстановлено, и всех иконоборцев предали анафеме (отлучению от Церкви). 11-го октября празднуется чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Вододательницей. 12-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Скачать epub pdf О святом Вселенском третьем соборе Предисловие Святой Вселенский третий собор был собран в Эфесе Асийском, в великой церкви города, называемой Мария Богородица [ 105 ] , в царствование Феодосия Младшего, в 431 г. по P. X. На Соборе было более 200 отцов. Председателями на нем были прославленный среди отцов Кирилл Александрийский (который сначала председательствовал вместо Целестина Римского, замещая его, но позже с Запада были присланы местоблюстители Римского папы – еп. Аркадий и Проэкт и пресвитер Филипп), а также Ювеналий Иерусалимский и Мемнон Эфесский. А собран был Собор против Нестория, который происходил из Германикии Антиохийской, согласно Феодориту 106 , и который Божиим попущением взошел на Константинопольскую кафедру. Несчастный, испив из мутных еретических источников Диодора и Феодора Мопсуестийского, начал превратно мыслить о тайне домостроительства воплощения [ 107 ] . Так, он делил единого Христа на два лица и две ипостаси, представляя отдельно простого человека в собственной ипостаси, без воспринявшего Слова, и отдельно Бога, лишенного воспринятого человечества. Иными словами, единого Сына он делил на двух сынов и говорил, что один – Сын Бога, а другой – сын Девы, отчего он и не хотел Святую Деву и Его Матерь по плоти называть Богородицей. Итак, этот святой Собор, анафематствовав Нестория за все вышеперечисленное [ 108 ] , составил свое вероопределение [ 109 ] , в котором преподал догмат о том, что Христос един по ипостаси, Тот же совершенный Бог и Тот же совершенный Человек, не иной и иной, но единый Сын, Тот же прежде веков от Отца без матери, а в последние дни от Матери без отца. А Его Приснодевственную Матерь Собор заповедал называть в собственном смысле и истинно Богородицей как в собственном смысле и истинно родившую по плоти Бога Слова [ 110 ] . Председатель этого Собора, Кирилл Александрийский , провозгласил на нем следующее: «Мы не проповедуем обоготворенного человека, но исповедуем воплотившегося Бога. Собственную рабу признал Матерью Тот, Который по сущности не имеет матери, a по домостроительству на земле не имеет отца» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010