Иуд. стр. 531.), тогда Иисус немедленно был пригвожден ко кресту и на оном вознесен; на Голгофе, некоторые из человеколюбия к умирающему, принесли Ему по обыкновению вино смешанное со смирною, но Его распинатели смешали оное с желчию; со креста Иисус Христос слышал новыя ругательства от врагов своих, видел воинов разделяющих Его ризы, молился о распинателях, обещал одному из сораспятых разбойников рай, поручил Иоанну свою Матерь, призвал Бога Отца, вкусил оцета смешаннаго с желчию, и возгласив совершишася, предал Богу дух свой, возвестив о сем великом событии миру и Церкви, затмением солнца, землетрясением и другими чудесами, которые заставили сказать некоторых воинов: воистинну Божий Сын бе Сей ( Мф.27:54 .). Господь, и по преданию духа Богу Отцу, был еще поруган и поруган следующим образом: у Иудеев было обыкновение, чтобы тела распятых, не оставались на крестах в день субботный; дабы ускорить их снятие со крестов, ускоряли их смерть; для сего живым из распятых пребивали голени, дабы от сего действия они тем скорее, и вместе с тем мучительнее умирали; двум разбойникам распятым со Иисусом голени были пребиты, а поскольку Он уже скончался на самом кресте, то один из воинов проколол Ему копием ребро, и из онаго чудесным и таинственным образом истекла кровь и вода. ( Ин.19:34 .) 255 Деян.1:3 . Примечание: под именем Царствия Божия или Царствия небеснаго, о котором так часто говорится в Писании, не должно разуметь только Царствие славы имеющее открыться во грядущей вечности, но и Царствие благодати, которое началось с пришествием на землю Иисуса Христа, и в котором истинно верующье постепенно приготовляются к тому, чтобы воцариться с Ним в вечности. Смот. 34 Беседу Иоан. Златоу. 299 Собор Апостольский был собран спустя 14 лет от обращения Павлова и следственно в 48 или 49 году по Рождестве Христове; на оном присутствовали, сколько известно из Писаний, Апостолы Пётр, Иаков и Иоанн и Пресвитеры; они изволением Духа Св. по довольном разсуждении, положили оставить обрезание и Моисеев закон касательно ветхозаветных обрядов; сие определение сделано потому, что кончина и исполнение закона Христос и еще потому, что закон обрядовый был токмо сению грядущих благ, и как говорит Писание, пестуном во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

В аттике, по правую сторону тумба, на которой изображены слова: Богъ во плоти вис; над нею знамение Нового Завета: Евангелие с его символами и трикирий: все это из бронзы, чеканенной и через огонь позолоченной. От этой тумбы во впадине аттика, обложенной бронзовою гладью с позолотой в глянец и золоченным орнаментом, простирается ряд малых образов: Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Василия Великого , Царя Константина Великого , Князя Владимира I-ro, Преподобного Сергия. По левую сторону такая же тумба с одинаковыми орнаментами и с надписью: Бога никто же вид. Над тумбою скрижали с X заповедями и дикирий – знамения Ветхого Завета. Отсюда идет ряд икон: Пророков Даниила и Илии, Давида, Самуила и Моисея, Праотцев Авраама и Адама. Весь аттик оканчивается медным карнизом наводильной работы, золоченным чрез огонь. Под всем иконостасом цоколь бронзовый, оправленный в верантик. Лучшее украшение иконостаса составляют Царские двери превосходной работы придворного фабриканта Сазикова с его сыном, деланные по рисунку Академика Быковского. Шириною оне 3 аршина и 4 вершка, а вышиною 6 арш. Работа их не отливная в форму, но выбивная из серебряной латуни, чеканная, в коей рельеф часто переходит в горельеф. Сколько рисунок их замечателен своим изяществом, столько самое исполнение отчетливостью и искусством, так что по сему можно их назвать единственными в России. В гладких медных рамах с широким внизу цоколем идут по обеим половникам дверей серебряные арабески; выходя из раскинувшегося на самом притворе кочана, они на средине разделяются створным вальком из пальмовых листьев, и в побеге своем обхватывают шесть иконных рам и в разнообразных кругах простираются до самого верха дверей, оканчивающихся вогнутою внутрь полуциркульною линией. В шести рамах, увенчанных акаитными листьями и виноградными лозами с гроздями, образа Евангелистов и Благовещения Богоматери, писанные даровитым Летуновым. В приличных местах помещены для полноты и роскоши рисунка сделанные с натуры цветы. На средине, в притворе дверей от цоколя до самого верха, тянется гирлянда из пальмовых листьев, перевязанная лентами. Весь этот разнообразный орнамент собран на медной посеребренной основе, укрепленной к дубовой вязке, и как со всех четырех сторон своей огранки, так и в самом створе обложенной медною латунью, шлифованною и отделанною в глянец лазгорным серебреньем. При простоте изящного зодчества иконостаса великолепные и колоссальные сии двери как бы служат необходимым дополнением и украшением целому; и при гладких, отлично выполированных стенах иконостаса, покрытые сквозящим матом, они отражаются, как в зеркале, в плечах иконостаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Этот законный орган, повторяю,  так и не был собран. Матрос Железняк, как мы знаем, пришел и сказал в Думе: «Караул устал, и вам  - расходиться». На этом закончилось народное избрание, и закончилась история этого вопроса. Но юридически Михаил Александрович так и оставался Императором, которому был передан престол. А Казанская икона, большая, храмовая, очень достойная -  была его любимая, у которой он всегда молился.  Но когда начались революционные события -  матросы начали всё громить. В нашем дворе было, бабушки вспоминали, как жгли костры, выкидывали из дворца утварь, посуду, мебель.  Всё это бросали с  верхних этажей, и мой прадед испугался за икону. Сумел пройти во дворец, вынести ее, отнести к нам во флигель и спрятать. В дальнейшем он отнес её в Благовещенский храм, который стоял на Благовещенской площади. И действительно эту икону принял настоятель протоиерей Николай Комарецкий, который сказал, что это, конечно, святыня; это сокровище мы будем беречь. Но вскоре он пришел к нам домой, как мне рассказывали бабушки, я, конечно, этого не знаю, это было гораздо раньше моего рождения. Пришел и сказал: «Знаешь что, Степан Никитич?  Храни-ка ты ее у себя. Наступают времена такие, что, похоже, наш храм взорвут. Береги до лучших времен». Действительно, Степан Никитич принял это как послушание от Господа. И в дальнейшем эта икона у нас всегда находилась, собственно, и перед моими глазами. Она была закрыта занавесочкой, чтобы не привлекать внимание, естественно, по той же причине. Потому что было слишком заметно, что  она -  недомашнего назначения и могла вызвать вопросы. Но я всегда помню, когда ещё маленьким отодвигал эту занавесочку, и для меня это был особый неведомый мир.  Он меня тревожил, это  было  что-то такое, чего я не знаю.  Видел, что ЭТО существует, но почему-то находится за занавесочкой и не оказывает никакого влияния на нашу нынешнюю жизнь. Это был диссонанс, я своим младенческим сердцем это чувствовал, но объяснить не мог и повлиять -  тем более. Эта икона у нас пробыла все времена гонений, пережила блокаду, пережила смерть Степана Никитича во время блокады. Он один оставался в доме со своим племянником. Племянник погиб в боях под Ленинградом, а он сам практически исчез, его судьба не известна, как и судьба многих жителей Ленинграда в то время. Но икона хранилась в доме, она жила у нас до 60-го года.

http://radonezh.ru/text/my-dolzhny-ponim...

И мы надеемся, что Он примет наши молитвы, видя нас заботящимися об Его славе и возносящими молитвы за ваше владычество. Итак, вашей императорской власти угодно было благочестивою грамотою повелеть, чтобы мы объявили наше мнение относительно веры. Поэтому, прочитав написанное, мы без всякого отлагательства поспешно повинуемся вашему повелению, ибо сказано: «готови присно ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании» ( 1Пет.3:15 ). Благочестивейший из государей! Если слово Божие повелевает каждому быть готовым дать ответ о вере, то тем более нам, которые и спешим сделать это для общей пользы. Итак, объявляем, какое мнение мы имеем о досточтимом исповедании, и какие соборы, утвердившие на основании священного Писания эту веру, считаем истинными. Первый, после апостольского основания, как какая неподвижная скала, собор есть собор трех сот восемнадцати отцов, собранный в Никее под председательством блаженной памяти Константина, публично изобличивший ересь Ария и открывший всем догмат об единосущии. А после него собор ста пятидесяти отцов, созванный в царствующем городе Константинополе, открытым исповеданием провозгласил Святого Духа Богом. С этими двумя соборами, по нашему убеждению, согласно и то, что определено в Ефесе. После этих святых и вселенских соборов мы признаем собранный в Халкидоне и говорим, что он и собран был и утвержден по воле Божией и тотчас передан по всей целости. Потому что он утвердил истинную веру, не соглашаясь ни высказать ни определить ничего иного, кроме того, что определено на досточтимом соборе трех сот осьмнадцати отцов. Впрочем, об этом мы уже писали вашему величеству, представив свое определение с подписями почтеннейших епископов области. Но так как вы повелели, чтобы мы высказали свое мнение и о Тимофее, повергнувшем в некоторое волнение церковь александрийскую: то мы, следуя святейшим правилам и по благодати Божией наученные ими вести жизнь согласную с церковными определениями, прочитав то, что содержится в прошениях святейших епископов, явившихся к вашему величеству, определяем считать его, учинившего такие проступки, виновным в человекоубийстве и прелюбодеянии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Само основание Церкви или « приобретение » (Дн.20:28) ее Христом евхаристично. «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин.19:34 ). Истечение крови и воды в святоотеческом богословии неизменно понималось как символ будущей Церкви. Вода является символом крещения, кровь указывает на Евхаристию. Так Церковь основана во Христе: «Истекла кровь и вода, которые и означают Церковь Христову, созданную в Нем, подобно тому, как из бока Адама была взята жена его» 33 . «Если бы кто мог увидеть Церковь Христову в том виде, как она соединена со Христом и участвует в плоти Его, то увидел бы ее ни чем другим, как только Телом Господним» – утверждал св. Николай Кавасила 34 . Преп. Максим Исповедник говорит: «никакое Таинство не может совершиться без Причастия» 35 . А по мысли Симеона Солунского , «завершение всякого священнодействия и печать всякого Божественного Таинства есть священное Причащение» 36 . Евхаристия дана Церкви, Евхаристия совершается только в Церкви и только принадлежащий к Церкви участвует в Евхаристии. В Древней Церкви «причастие воспринималось (…) как акт, вытекающий из самого членства в Церкви и это членство исполняющий и осуществляющий. Евхаристия была и называлась Таинством Церкви, Таинством собрания, Таинством общения» 37 . Авторитетнейшим подтверждением данной мысли является свидетельство древнейшего памятника христианской письменности «Учение 12 Апостолов» (Дидахи): «Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам, и будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое» (9 глава). «Помяни, Господи, Церковь Свою, да охранишь ее от всякого зла и сделаешь ее совершенной в любви Твоей, и собери ее от четырех ветров, освященную, в Царствие Твое, которое Ты уготовал ей» (10 глава). Древние отцы называли Евхаристию «единением» («νωσι»). Как сказано в Литургии свт. Василия Великого : «Нас же всех причащающихся от единаго Хлеба и Чаши соедини друг ко другу, да ни един от нас не причастится недостойно». Отрыв от церковного единства, разрушение единства Церкви следствием своим имеет недостойное причащение. Не может причащаться Телу Христову тот, кто отделяет себя от Церкви и разрушает ее единство.

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

Наконец, многие результаты патрологических штудий Ивана Васильевича представлены в его недавно переизданном 28 конспекте курса лекций, читанных студентам Московской Духовной Академии, где в сжатом виде дан очерк древнецерковной письменности с момента ее возникновения до блж. Августина . Таковы те основные патрологические работы И. В. Попова , которые нам бы хотелось отметить. Ими, безусловно, не ограничивается его значение для русской патрологической науки. Например, довольно обширный материал из области святоотеческого нравственного богословия собран в его упомянутой выше магистерской диссертации, в которой практически целая глава «Учение Св. Церкви о главном начале нравственности» посвящена святоотеческому учению о любви 29 . Примечательно, что автор здесь тесно увязывает данное учение с аскетизмом, замечая: «Отречение от мира рассматривается христианскими аскетами в качестве лучшего средства для воспитания в себе любви к Богу и человеку» 30 . Доныне определенную ценность сохраняют и несколько статей Ивана Васильевича, напечатанные в «Православной богословской энциклопедии» (о свв. Василии Великом , Григории Богослове , Григории Нисском , Дионисии Ареопагите и Дионисии Александрийском ), а также его обзоры и отзывы на диссертации 31 . 8 февраля 2003 г. исполнилось 65 лет со дня мученической кончины профессора Ивана Васильевича Попова. В связи с этим Совет Московской Духовной Академии на заседании 9 июня 2003 г. постановил посвятить традиционный Филаретовский вечер памяти выдающегося ученого, а также подготовить в рамках празднования этого знаменательного юбилея переиздание ряда его трудов. Нам приятно осознавать, что впервые после многих лет незаслуженного забвения отдельным изданием выходят в свет труды И. В. Попова по патрологии. Хотелось бы отдельно отметить, что Русская Православная Церковь За границей канонизировала профессора Попова в сонме новомучеников и исповедников Российских. Дерзнем высказать мнение, что Иван Васильевич Попов достоин прославления не только за рубежом, но и в России. Надеемся, что выход в свет настоящего сборника его патрологических трудов послужит первым шагом на этом пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

И возвестиша на торгу людем, да возмет кождо по наготе на день. И бысть много делающих, и тако вскоре сконча церковь . И освяти ю Иларионом митрополитом, месяца ноемвриа, в 26 день. И сотвори в ней столование новостановимым епископом. И заповеда по всей России творити праздник святаго Георгиа месяца ноемвриа, в 26 день. Декабрь 1. Память, иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийских, Чудотворца (6 дек.) Сей великий бяше в лета царей Диоклитиана и Максимиана мучителей. Первее монашеским житием пребывая, и многих ради его добродетелей, архиерейство приим. И занеже христианский ходатай бяше и благочестие проповедая свободным гласом, ят бысть старейшинами градскими, и язвами и узами обложен быв от них, и в темницу ввержен бысть со иными христианы. Великому же и благочестивому царю Константину, волею Божиею царство греческое приемшу, отпущени быша затвореннии в темницах; с ними же и великий Николай отпущен бысть и достиг Миры. И не по мнозе времени собран бысть Никейский собор великим царем Константином, в нем же и дивный Николай, един сый в них быв, много тщание и велику ревность о благочестии показа. Посих и ина многа сотвори чюдеса, якоже о нем писание поведает. Спасе же и оболганыя три мужи, без правды умрети осужденны. И инии убо во время внегда хотяху в темнице посечени быти, и святаго на помощь призывашя: воспомянувше его благое соделование, еже сотвори трем мужем великий, убиенным и тем чающым быти, и спасени бышя. Является убо во сне царю и епарху, за еже он к царю оболга мужей: царя же уча, яко неповинны суть, и по зависти в темнице затворени суть, того ради онех свободив от належащия беды. И священно и православно упас люди и в глубокую старость достиг, ко Господу отъиде. 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море Ниже по кончине забывая паству, но повсегда, яко же рещи дни и часы. благосоделования своя подавая требующым. И великих ради изрядных великаго чюдес, взнаемых (всем известных) и иных прочих, праведно выну воспоминати сие, еже убо быти всем ведомо в славу и хвалу, иже велми прославляющему Богу, и иже тому вседушно (всей душой) работающым, и ни который убо да не верует приточному сему (имеющему особенную важность) и изрядному (необыкновенному) чюдеси, бывшему во дни нашя: ничто же бо Богу не возможно, ибо некогда бывшу преизящию (преизящество) Аввакума пророка (большее и высшее случилось некогда с пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Когда Кормаков с Шустовым явились в дом Инвалидова, здесь как и следовало ожидать, уже был собран целый собор начетчиков: Василий Градов, Иван Егоров, поп Константин, Антон Егоров, и другие. Увидев, что с Кормаковым явился и Шустов, они заметно смутились, но удалить его не нашли возможным. Вот в чем состояла эта, 30 марта 1886 г. беседа Кормакова с участием на его стороне Шустова, со всеми этими собеседниками с другой, противной, и именно, раскольнической стороны! С большими попусками, где можно опустить, она представляется от слова до слова с подлинника. (См. Брат. Сл. за 1886 г. 8. Стр. 650–660). Кормаков. И. Обращаясь к хозяину дома, Инвалидову, сказал: Вы пригласили меня, чтобы разрешить сомнения, изложенные мной в вопросах, которые подал я Савватию. Посему и должны ответить на эти мои вопросы. Инвалидов. Хорошо; будем отвечать. Предлагайте вопрос, на который мы должны отвечать. Кормаков. Так как Церковь Божия по подобию тела человеческого создана из разных членов и в ней должны быть пастыри и пасомые, то скажите: обетование Господне о неодолимости Церкви: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Ей, относятся ко всем ли членам, составляющим Церковь Христову, и все ли члены созданной Богом Церкви пребудут неодолимыми до конца мира? Инвалидов. Обращаясь к Антону Егорову, сказал: Просим тебя ответить на этот вопрос, и вообще вести беседу с г. Кормаковым. Ибо такая беседа между двумя лицами может быть добросовестнее ведена, нежели когда все будем вмешиваться и говорить. Кормаков. Я охотно соглашаюсь на это, чтобы беседу вели только двое; и со своей стороны поручаю беседовать М. Е. Шустову. Шустов. Антон Егорович! согласны ли вы с тем, что обетования Божии о неодолимости Церкви сказаны Господом о всех членах, составляющих Церковь , и что по силе сих обетований, все члены Церкви будут существовать до скончания мира? Егоров. Согласен!.. Шустов. (Обращаясь ко всем начетчикам). Все ли вы согласны с таким мнением А. Егорова об обетованиях Божиих? Начетчики, каждый в отдельности, ответили: согласны. А Антон Егоров прибавил: все мы, в главе со священноиереем Константином, готовы свое согласие подтвердить на бумаге рукописанием.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

кто и как встретит ходатайство ст. католиков, а о са­мом этом ходатайстве, о желании ст. католиков соеди­ниться с нашей церковью; желании, заявленном 22 года тому назад и постоянно ими повторяемом; если бы о. про­тоиерей прочел в оригинале, указанные мной речи Фри­дриха и Рейнкенса, то он конечно не сослался бы на акты Конгресса, которые не только не подтверждают его уве­рений, но доказывают прямо противоположное, т. е. желание ст. католиков с нами воссоединиться; факт не под­лежащий сомнению для всех тех, которые сами следили за этим делом 894 . Главу эту о. E. К. Смирнов оканчивает несколькими советами о том, как мы должны себя вести на конгрес­сах, именно – мы должны не забывать 1) духа, 2) учения, 3) права, 4) обряда, 5) дисциплины, 6) видов и 7) инте­ресов нашей Церкви! Церковь наша должна де стоять у нас на виду; наконец автор советует нам, дове­рять поменьше своим силам, и побольше смирять себя в нравственно-религиозном смысле. С общим содержанием такого наставления, конечно, нельзя не согласиться, но на счет того, исполнили ли мы или не исполнили наших обязанностей относительно на­шей Церкви, не пропустили ли мы один из семи пунк­тов, о коих нам следовало (согласно поучению о. E. К. Смирнова) помнить, могут, я полагаю, существовать раз­личные мнения. По-видимому, наш критик придерживается такого мнения, что нам о них следует благовременно напомнить, а то, пожалуй, мы что-нибудь да и прозеваем! Следующие две главы озаглавлены: «Гриндельвальдская —330— объединительная Конференция и Фолькстонский Интерна­циональный Конгресс»; они посвящены описанию того, что там происходило. Крупные неточности в описании того, что происходило на гораздо более важном и для нас интересном Люцернском Конгрессе, дают мне полное право полагать, что относительно Гриндельвальда и Фолькстона, о. E. К. Смир­нов осведомлен был не лучше; это дает мне основа­ние не останавливаться подробно на этих 2-х главах. Замечу, однако, что я решительно не согласен с мне­нием автора, который говорит, что все современные Западно-Европейские Конгрессы и Конференции, связаны между собой, столь близкими узами родства (?), что отделять их друг от друга положительно невозможно! Люцернский Конгресс, говорит он, (стр. 28) «детище своего времени и как таковое, должен быть рассматриваем не в раз­общении, а в связи со своим временем»?! Если это время кроме него самого породило еще и других чад, то мы волей-неволей должны признать их взаимное родство и относиться к ним ко всем одинаково, как к ча­дам одной и той же семьи! «Смеем надеяться, продол­жает он, что против верности этого соображения, рус­ские сторонники старокатоличества возражать не станут?» Нет! Очень станут! Тут очевидная натяжка; мало ли какие бывают чада в одной и той же семье, «в семье не без урода»! говорит пословица, и тем более среди чад одной эпохи. Одни конгрессы могут быть хорошие, другие дурные, одни конференции могут преследовать одну цель, другие другую. Ведь и Чикагский церковный кон­гресс собран был в наше время!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чистович. Неиздан. проповеди Стеф. Ярорского. СПБ. 1867. Стр. 47). 13 А. Ратшин. Полное собран, история, свед. о монастырях и церквах в России. Москва 1852. Стр. 233. – Рязан. Достопамятности, стр. 115. примеч. 749. – Т. Воздвиженский, История, обозрение Рязанской иерархии. Москва. 1820. Стр. 196. 15 П. Строев, Библиотека Импер. Общ. Ист. и Древн. Российских Москва. 1845. Отд. I. 213. Сборник начала XVIII в., в 4°, на 329 листах. 16 Последнему посвящена наша статья в „Историческом Вестнике» 1902 г., ноябрь, стр. 625–646: „Тамбовский епископ Игнатий” (очерк из истории русской церкви в период Петровской реформы). 17 Сборник состоит из отдельных тетрадей разных почерков начала XVIII в. на л. 42 помещена «радея на Рождество Христово»; за нею следует: Список послания Сорбон. учителей и ответ на него (1717–1718 гг.), составленный Феофаном Прокоповичем ; перев. с латин, письма Феофана Прокоп, к Малярду (1733 г.); Синодальное увещанием раскольникам (1722 г., список с печатного). За этим, на дл. 84–90 обор. – Увещание Григ. Талицкому. Далее – Димитрия Ростовского – Об образе и подобии Божии; лл. 137–150 – Служба архидиакону Стефану (августа 2); Сатира в стихах на Феодосия Яновского, напечатанная по этой рукописи Н.С. Тихонравовым, в статье: «Московские вольнодумцы начала XVIII в. и Стефан Яворский ». (Русск. Вести. 1870 г., кн. 9, стр. 54–55); О посольстве дъяка Емельяна Украинцева; Выдание о добронравии и проч. – Тетрадь, содержащая в себе «Увещание Гр. Талицкому», в рукописи никакого оглавления не имеет, и заглавие этого произведения помечено на основании его содержания описателем сборника П. Строевым. 18 Главным источником сведений о Талицком служит выписка из дел Преображенского приказа, напечатанная у Есипова: Раскольничьи дела XVIII стол. Т. I. СПБ. 1861. Стр. 59–84. Эта выписка была сделана в 1750 г., по требованию импер. Елизаветы Петровны, вероятно, по тому поводу, что в этом году в Тайной Канцелярии разбиралось дело раскольника Макара Алексеева, который проповедывал, что Петр I был антихрист, а импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010