ВОПРОС ПЯТЫЙ: Кто имеет полномочную власть собирать Соборы и созывать на них? ОТВЕЧАЕМ: Вселенские Соборы собирали благочестивые цари, однако по соизволению, поддержке и просьбе начальствующих духовных лиц и побуждаемые требованиями со стороны всей Церкви. Из этого ясно, что до благочестивого царя Константина не было и Вселенских Соборов, но с началом царствования христианского царя Константина стали проводиться и соборы. Прежде Константина Великого были разве что тайные Поместные Соборы из-за гонений нечестивых царей. Так, Первый Никейский Собор был созван Константином Великим . Смотри «Историю» Руфина, в книге 8, в главе 1. Так, Константинопольский Собор был созван царем Феодосием Великим. Смотри «Историю» Феодорита, в книге 5, в главе 9. Так, Ефесский Собор был собран царем Феодосием другим. Смотри «Историю» Евагрия, в книге 1, в главе 2. Так, Халкидонский Собор был собран благочестивым царем Маркианом. Подобно им, так собирались благочестивыми царями и другие Вселенские Соборы, однако всегда по соизволению и содействию начальствующих церковных лиц. Все это говорилось о Вселенских Соборах. Что здесь сказать о Поместных? Соборы бывают Частными или Поместными или Народными, как Карфагенский, Лаодикийский и другие, или Предельные или Епархиальные, и они собираются начальствующими духовными властями народа, или пределами, или руководящими епархиями, как Патриарх, Митрополит или Архиепископ. Так бывало издавна, иногда по согласованию и утверждению царя, иногда же и без согласия. Ибо в первые годы, когда нечестивые цари гнали и притесняли Церковь Христову, состоялось немало Поместных Соборов, однако ни один из них не проходил при царском согласии и оповещении, но из-за этого Соборы не лишались своего достоинства и силы. Все это о соборах написано здесь по случаю, поскольку противники признают одно только Священное Писание, Предание же отвергают и Соборы ценят очень мало, более того, ставят их в ничто. Поэтому мы решили здесь, в этом Догмате, представить некоторые положения о соборах и ясно показать, что вера, отвергающая Апостольские Предания, Соборы и Догматы богодухновенных Отцов, не может утверждаться на одном Священном Писании. Часть II. Камень претыкания и соблазна

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Из этого положения следует немало богохульств: выходит, что в Троице соединены два начала Святого Духа, что принижает Его достоинство и значимость. В этом учении вновь оживает немало давно ушедших ересей и лишаются силы постановления Вселенских соборов, относящиеся к данному вопросу, ведь они все учили, что Дух Святой исходит от Отца; и, что даже важнее этого, отвергается богословское учение Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне ( Ин. 15, 26 ). Впрочем, этот вопрос не был оставлен бывшими прежде блаженными Отцами без исследования и исцеления. Поэтому потребовался Вселенский собор – тот, что при блаженном Фотии, Константинопольском предстоятеле, -- который и был собран в царствующем граде; он предал вечной анафеме тех, кто баснословит, будто Всесвятой и поклоняемый Дух имеет бытие также от Сына, и вставляет в Символ соответствующие выражения. Точно так же, спустя много лет, был собран Великий собор против Векка 1 , и вынес подобное постановление. Но изобретатель зла неспособен унять свое буйство; под видом якобы вселенского собора – того, что недавно состоялся во Флоренции, что в Италии, -- он не преминул обновить ту давно ушедшую ересь, о которой мы говорили выше, и немало иных странных учений. Поскольку со времени собора во Флоренции и до сего дня Церковь пребывала во смятении и немалом волнении, ведь многие даже из тех, кто был вскормлен нашей Церковью , приняли те ереси, о которых мы сказали выше, и вопреки воле Божьей старательно держались их, ныне созванный Святой и Вселенский собор архиереев и патриархов рассудил, что необходимо в настоящем определении злые и нелепые догматы и деяния собора во Флоренции как ложные и чуждые Кафолической Церкви сокрушить, смуту, которая началась после него, прекратить, и привести Христову Церковь в согласие и благое единство со Вселенскими соборами. Поэтому мы душой и помышлением веруем, а языком проповедуем и исповедуем, что всемогущий и Святой Дух оным неизреченным и вечным прохождением, по слову Господню, исходит от Бога и Отца, то есть единственно из Отеческой ипостаси по сущности Его, причем Сын совершенно ничего не привносит в исхождение Святого Духа и не посредствует в нем, чтобы не мыслилось в Троице двух причин или двух начал в Нетварном Божестве, поскольку рождать и изводить – это свойство не сущности, но ипостаси, причем только Отеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tom...

Одним из таковых и был Исидор. Исидор вскоре после прибытия в Москву отправился на Собор (во Флоренции в Италии) по поводу соединения церквей. Великий князь Василий Васильевич перед отъездом Исидора сказал ему: „Приноси нам оттуда наше древнее православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира; а нового и чужого не приноси: мы его не примем“. Но Исидор не послушал князя и, возвратившись в Москву, при богослужении стал поминать папу вместо восточных патриархов. Тогда по повелению князя собран был собор, на котором низложен с митрополичьего престола Исидор, который после того и убежал в Рим. После же сего снова собран был собор, на котором сами епископы всей Русской Церкви постановили Иону в митрополита. Впоследствии времени при Ионе Константинопольским патриархом предоставлена была Русской Церкви полная самостоятельность и право избирать и поставлять своего митрополита. При Ионе татары осадили Москву и выжгли все ее предместия. Тогда святитель с усердною молитвою и иконами обошел стены Кремля. После чего татары услышали великий шум, как бы на них нападало великое войско, и в страхе все побежали. Мощи сего святителя почивают в Успенском соборе в Москве. Память 15 июня. Св. митрополит Филипп Св. Филипп, в мире Феодор, происходил из знатного рода Колычевых. Начал было военную службу, и ему предстояла блестящая будущность; но сердце его не лежало ко благам мира. В один из воскресных дней быв в церкви и услышав слова Евангелия: „Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть“ ( Мф.6:24 ), услышал в них призвание свое к иночеству и тайно ото всех удалился в самую отдаленную и уединенную обитель Соловецкую. Здесь по времени он был поставлен игуменом и во многом благоустроил обитель. Наконец был вызван Грозным в Москву и назначен митрополитом. Долго не соглашался Филипп на принятие сана митрополита, требовал было уничтожения так называемой опричины (стражи царской), которая делала много зла; но должен был уступить непреклонной воле царя, видя в ней Божие избрание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Кто заключен в сердце, тот собран, а кто собран, тот – в сердце. Около сознания в сердце должно собираться всеми силами: и умом, и волею, и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли – ободренность, собрание чувства – трезвение. Внимание, бодренность, трезвение – три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и притом все, – тот внутри [себя] (свт. Феофан Затворник ). Собранность дает возможность видеть в сердце мысли, желания, страсти, чувства. 48. Как разумно читать божественные книги? Хорошо слушать и читать божественное, лучше – взаимное собеседование, а еще лучше – слово опытнейшего. Плодоноснее – Слово Божие, а за ним – отеческие писания и жития святых. Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие – для средних; Слово Божие – для совершенных. Перед чтением упразднить душу от всего; обратиться молитвенно к Богу. Читаемое следить вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже чтением питаться – сыта, значит. Если поразит душу какое место, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для Слова Божия – утро; житий святых – после обеда; святых отцов – незадолго перед сном. Есть такие тексты Священного Писания , которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Посему такие места надо выписывать и хранить на случай нужды, для возбуждения духа. 49. Что выше: тратить деньги на храм или терпеть воровство? Одинаково хорошо тратить свои средства на украшение церквей и терпеть убыток, благодаря (за все) Промыслителя спасения – Бога. 50. Какие слезы спасительны? Одни слезы от огорчения, от обиды – эти не полезны, а о том, что ленюсь, оскорбляюсь, не имею настоящей любви к Богу – эти слезы полезны, и о них надо молиться, чтоб Господь дал. 51. Какие два порока особенно душевредны? Всякие пороки злы есть и душевредны, но более люто и губительно есть самооправдание и любовь к спорам; посему диавол и понуждает противоречить в самооправдание, ибо знает, что если перетерпят и не будут оправдываться, то от Бога будут оправданы (архим. Феофан Новоезерский). 52. Что лучше всего для спокойствия души?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

895 л. 258. Процитованное здесь место с именем И. Никейского заимствовано на самом деле из обличительного слова на Армян Исаака Католикоса Армянского, где действительно есть место, вполне соответствующее сделанной м. Даниилом выдержке. Migne. Patr. curs. compl. ser. graec. t. CXXXII, Jsaaci, Armeniae Katholici oratio 1 contra Armenio, cap. XI: περ τς συξεξεως τν σταυρν τν Αρμενων. p. 1187–1188. 896 л. 262–263. Свидетельство св. Нила взято Даниилом в ero целом виде из второго слова Никона Черногорца, сочинение Никона, половина I, 18–19. 897 л. 247–248, Известно несколько списков, похвального слова св. Константину и Елене Евфимия Терновского: в рукописях Импер. Публ. Библ. Q. 1. 209, л. 78–140 из собран. гр. Толст. отд. II, 232 XV–XVI в., в двух рукописях. Москов. Публ. Музея из собран. Ундотьского. 256–XVI в. 615–XVII в. Один список находится в рукописи Соловецкой библ., один упомянут в описании Сербской Хиландарской Лввры. Слово написано Евфимием Терновским по желанию Болгарского царя Иоанна Шишмана. Подр. Обзор хронографов русской редакции Андрея Попова, выпуск второй, Москва. 1869 г. 28–30. Описание Рукоп. Соловецкой библиотеки. Приложение к Православному Собеседнику за 1877–1879 г. стр. 186–189. Похвальное слово Евфимия Тернавского не издано в печати. 898 л, 248–249. Это сказание заимствовано Даниилом из жития св. священномучеников Василия и Ефрема. Это же самое сказание находится и в Просветителе, только здесь оно помещено без указания места своего заимствования и по другой, несколько отличной от Данииловской редакции Просветитель, слово 13, 546. Здесь Иосиф, передавая сказание, говорит от себя и не дает понять, что он делает это на основании того или другого источника. 899 л. 248–249. Похвальное слово великому князю Владимиру, как известно, принадлежит Иллариону, митрополиту Киевскому и напечатано в прибавл. к Творен. св. Отц. в русском переводе, 1844 г. См. также Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава. Москва. 1844, 40. 900 л. 263–264. Цитата взята из Кормчей, где глава, из которой автором сделано заимствование, носят следующее название: «изложение, рекше воспоминание бывшего церковного соединения при Константине и Романе, овому убо царствующу, овому же тогда цареву отцу саном почтену сущу». См. старопечатную Кормчую Московского издания 1653 г. л. 568–570. Здесь в точности воспроизводится цитата м. Даниилаз. Об истор. происхождения настоящего Канон. памятника см. у Горчакова, о тайне супружества, С.П.-Б. 1880. 186–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

449 Арх. Порфирий напечатал этот свой труд под заглавием: «Ерминия илн наставление в живописном искусстве», составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурно-Аграфиотом 1701–1733. (Труд. Киев. дух. Акад. 1868, II, 269–315; III, 529–570, VI, 494–563; XII, 355–445),. 452 Там же, 32–33, 53. Издано это сочинение в Спб. в 1864 г. с прибавлением: «и библейская редкость государыни Императрицы Марии Александровны». 453 Книга бытия моего, VIII, 21–22. Напечатано это сочинение в Трудах Киев. дух. Акад. 1866, III, 305–344; IV, 556–604; V, 3–32; VI, 142–167. 455 Книга бытия моего, VIII, 27–28, 34. Записка эта под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет, с посланием апостола Варнавы и книгою Ермы», напечатана в Спб. 1862. Любопытный отзыв м. Филарета об этой записке см. у арх. Саввы в его «Собран. мнений и отзывов м. Филарета», т. V, ч. I, 365–373, Спб. 1887. 472 См. «перечень печатный сочи- нений епископа Порфирия, составленный Π.А. Сырку в приложении к его книге: «Описание бумаг еп. Порфирия Успенского , пожертвованных им в Императ. Акад. Наук по завещанию», стр. 402–407, за годы с 1865–1878. 473 Епископ Порфирий точно подсчитал число своих плаваний и определил их цифрою 46. (Книга бытия моего, 40;II, 393). 502 Кратк. обзор собран. рукой., принадлежащ. пр. еп. Порфирию, ныне хранящегося в Импер. публичн. Библ., стр. V, Спб. 1885. 509 Весьма трогательное описание последних дней жизни еп. Порфирия и его мирной христианской кончины дает нам домашний врач его М. Бондырев, присутствовавший при последнем вздохе преосвященного. Еп. Порфирий скончался сидя на кресле у стены спальни, против входной двери, на восток лицом и имея в руках кипарисный крест; пред ним, стоя на коленях, держал в руках подсвечник с горящею восковою свечою монастырский послушник Федор Радин, а несколько в стороне направо иеромонах о. Феодор (ныне игумен) читал отходную. Одет был почивший иерарх в полное архиерейское облачение, но сшитое, по личному заказу, еще при его жизни, не из парчи или шелка, а из простого белого холста, обшитого по краю синей шелковой лентой вместо позумента и с фарфоровыми белыми пуговицами по краю саккоса. На голову надета скуфья с наметкою вместо митры. «Для мертвого, по словам пр. Порфирия, как их передает почтенный врач, и такого облачения вполне достаточно, а что металлы, тем более драгоценные, так трудно добываемые из земли что обратно зарывать их в нее – грешно». (Душепол. Чтен. 1904, 1, 687–688).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Когда в восьмом веке появилась иконоборческая ересь, собран был седьмой вселенский собор, который после тщательного и внимательного исследования вопроса об иконах, утвердил православный догмат иконопочитания (19 б –23 а ). На основании всего сказанного о соборах «Камень веры» строит следующие доказательства в пользу почитания св. икон. 1) Вселенских соборов, правильно составленных, должно слушать ( Лк.10:16 ; Мф.18:18 ; Евр.13:7 ; Мф.18:20 ; Ин.16:13 ). А так как VII вселенский собор был истинный и правильный, то и должно повиноваться его определению об иконах (23 б –24 а ). 2) Должно повиноваться церкви Христовой ( Мф.18:17; 16:18 ; 1Тим.3:15 ); но вселенские соборы, а между ними и VII, представляют собою всю церковь : поэтому должно принимать и исполнять их постановления (24 аб ). 3) Все вселенские соборы в своих деяниях руководились тем же правилом, которое определил для себя собор апостольский: «изволися Духу святому и нам» ( Деян.15:28 ). А так как последнего собора мы слушаем, то должно слушать и первых (24 б ). На замечание противников, что должно слушать и собора, составленного императором Константином Копронимом, и отменившего иконопочитание, «Камень веры» отвечает: 1) этот собор не был истинным и правильным, так как не имел представителей от всех восточных церквей и был собран не во имя Христа, а против Христа, попираемого в Его иконе, и в своих определениях не согласовался с первыми шестью соборами (24 б –25 а ); 2) сами лютеране не следуют правилам означенного собора: последний признает почитание Божией Матери, святых и авторитет церковных преданий, что все лютеране отрицают (25 б –26 б ). (Гл. IV). В-третьих, на основании учения св. отцев церкви. Последние в своих похвальных словах в честь святых часто говорили о свящ. изображениях, которые служили для них живым напоминанием нравственных подвигов и добродетельной жизни св. угодников (27 а –29 а ); упоминают св. отцы также о существовании в христианской церкви св. икон (29 б ), а по поводу обвинения иудеями христиан в идолопоклонстве раскрывают смысл и характер православного иконопочитания и его отличие от идолопоклонства (29 б –37 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

25 Несториане много потерпели особенно при Мотаваккеле, который, раздражен быв клеветою на их католикоса Феодосия, будто имеет он враждебные для него сношения с греческою империею, гнал их (с 852 г.) в течение трех лет с половиною. Ассеман. Восточн. библиот. т. 3, ч. I, стр. 510 и след. 28 Несториане имеют три Литургии, известные у них под именами: апостольской, феодоровой (Феодора мопсуестского) и несториевой. Первые две – православны; а в последней прямо выражено лжеучение их о воплощении Бога Слова. Можно видеть эти Литургии у Ренодота (Собран, восточн. Литургий, с рассуждениями. Париж, 1716 г.) и у Ассемана (Собран. Литургий. Рим, 1749 г.). 29 Богослужение несториан весьма близко к богослужению православной Церкви греческой. Даже те из них, которые подчинились Риму, неизменно соблюдают такой же чин богослужения. 31 Так, несториане – а) не признают римского первосвященника главою Церкви вселенской, б) верят, что Дух Святой исходит от одного Отца, в) не признают чистилища, г) совершают крещение чрез троекратное погружение, д) совершают миропомазание тотчас после крещения, е) усвояют власть совершать миропомазание епископам и священникам, ж) употребляют в евхаристии, квасный хлеб, з) имеют пред освящением Даров молитву, в которой совершающий Литургию просит Бога преложить Духом Святым хлеб – в честное тело, а вино – в честную кровь Спасителя, и) причащают под видом хлеба и вина и мирян, и) причащают младенцев, к) не признают индульгенций, л) имеют священников и клириков, вступивших в брак, и проч. 32 Несториане – а) кроме свящ. Писания, руководствуются в Вере и жизни по ней свящ. Преданием, б) имеют седмь Таинств, в) относительно евхаристий – аа) верят в преложение хлеба и вина в тело и Кровь Христовы, бб) воздают хлебу и вину, по преложении их, боголепное поклонение, и – вв) исповедуют евхаристию жертвою во оставление Грехов, г) почитают святых Божиих и призывают их в молитвах, д) почитают св. мощи и св. иконы, е) не имеют ни одного женатого епископа и проч. 33 Точнее: «Божество и человечество соединены во Иисусе Христе в одну видимость, внешность» (barsopa).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

195–196. Лакиер: Русская Геральдика, 1, стр. 124). Государственное значение печати 1497 г. выражает также печать, объявленного преемника Государства, Василия Иоанновича, привешенная в 1504 г. вместе с Иоанновою тождественного вида, только меньшего размера и без означения чья она, и только с надписью: князь великий Василий Иоаннович. 29 Собр. Госуд. Грам. и Договор. Часть II, при 104, въ надп. вокруг прибавл. слово Царь. – Шуберта. Monnayes russes, оттиск. 1. Справ, энц. слов. Старчевск. Изд. 1855 г. т. 9, ч. 2, стр. 151. 30 Собран. Госуд. Грам. и Договор. Часть II, при 59, 95, 99, 130, 132, 156, 162, 163, 169 и проч. Часть III при 38. – Справ. Энцикл. слов. Старчевского. Изд. 1855 г т. 9, ч. 2, стр. 151 и проч. 31 Собран. Госуд. Грам. и Договор. часть II, сним., при 46, 73; часть III при 71, 118 и пр. 35 Диаконова: Власть Московских Государей до конца XVI века. Спб., изд. 1889 г., стр. 136– 140 и пр 36 Снегирева: Еще несколько слов о Московском гербе. В 69 Москов­ских Ведомостей изд. 1853 г., стр. 707, „Литературный отдел”. – „Мой рог Ты (Господи) возносишь, как (рог) единорога.” – Единорог баснословное животное, хотя древние писатели говорят о нем, как о действительно существующем. В средневековых легендах и сказках на нем ездили волшебники: он убивал все, что ему попадалось на встречу, только чистая дева могла его укротить и сде­лать ручным. У древних христиан единорог служит символом не только силы, но и чистоты и целомудрия, почему единорог изображался даже на коленах Пресвятой Девы Марии. Служил также атрибутом многих отшельников (Ху­дожеств. Энциклопедия, изд. Булгакова, 1886 г.. Т. I, стр. 293). В русских азбуковниках XVI и XVII веков единорог, или инрог, изображается так: „зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, в роге имат всю силу. И егда гоним, взбегает на высоту и ввержет себя долу, без пакости пребывает. Подружия себе не имат, живет 532 лета. И егда вскидает свой рог вскрай моря и от него возрастает червь, а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силен, сиротеет и умирает”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Странная формулировка «подтверждается» ссылкой на слова святителя Кирилла Александрийского. Но святитель отнюдь не говорит, что человеческий род уже собран воедино во Христе, а утверждает, что такова цель воплощения Христова. Далее в приведенной в Проекте цитате святитель Кирилл ясно показывает, как нам следует мыслить способ собирания человечества воедино: «Павел пишет, что стали “язычники сотелесниками и сопричастниками и сонаследниками” Христа (Еф 3:8). Итак, каким образом явились они сотелесниками? Именно таким, что, удостоившись причастия таинственной Евхаристии, стали одним с Ним телом, как, без сомнения, и каждый из святых апостолов. Иначе по какой причине он назвал как свои собственные члены, так и даже члены всех членами Христа? Сам Спаситель говорит: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем” (Ин 6:56)» . Далее в тексте Проекта (пункт 1 раздела «О мире и справедливости») содержится ещё одна фраза, заставляющая подозревать, что мысль предыдущей не случайная оговорка: «Ибо мир Христов является зрелым плодом соединения всего во Христе: явления достоинства и величия человеческой личности как образа Божия, проявления органического единства в Нем человеческого рода и мира». Фразы двух данных фрагментов приводят на память скорее не учение святителя Кирилла, не учение Православной Церкви, а творения Оригена, учившего о включении всего человеческого рода и даже всего творения в Тело Христово по факту Воплощения: «Таким образом, Христос имеет весь человеческий род, и, возможно, даже совокупность всего творения, как Свое тело, и каждого из нас в отдельности — как членов его» . Неудивительно, что в качестве ещё одного подтверждения своей мысли авторы Проекта приводят цитату из почитателя Оригена Евсевия Кесарийского. Между тем представляется весьма неудачным в соборном документе Православной Церкви приводить в качестве вероучительного авторитета человека, который был известен как сторонник арианства. Нам представляется очевидной потребность внесения изменения в текст Проекта, чтобы исключить возможность его еретического понимания. Весь человеческий род лишь потенциально собран в Новом Адаме, реализуется же эта надежда лишь посредством соединения каждого человека с Господом Иисусом Христом через Церковь .

http://bogoslov.ru/article/4922388

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010