Схватив Тарвулу и прочих, маги осудили их на смерть и, перепилив на двое пилою, повесили их — с тою целью, чтобы, для отвращения болезни, царица прошла посреди этих вывешенных частей. Говорят, что Тарвула была благообразна и весьма хороша на вид, и что один влюбленный в нее маг, желая склонить ее к постыдной связи, тайно подсылал ей денег и, если она согласится, обещал спасти ее и бывших с нею. Но Тарвула, не обратив и слуха к бесстыдному предложению, осыпала укоризнами и возненавидела распутника. Она охотнее согласилась умереть, чем нарушить девство. Между тем, по силе Сапорова указа, которым, как выше сказано, предписывалось других оставить, а брать одних только священников и христианских учителей, маги и начальники магов, проходя по персидской земле, тщательно преследовали епископов и пресвитеров, особенно же в стране Адиавинской; ибо эта персидская область была наполнена Христианами.    В это время схватили они епископа Акепсиму и многих его клириков; но потом рассудив, удовольствовались задержанием одного предстоятеля, а всех прочих отпустили, отняв у них имение. Однакож некто пресвитер Иаков добровольно последовал за Акепсимою и, упросив магов заключить себя в узы вместе с ним, усердно прислуживал старцу, облегчал его страдания, сколько мог, и врачевал его раны. Вскоре по задержании Акепсимы, маги жестоко мучили его сырыми жилами, принуждая поклониться солнцу; но так как он не согласился, то опять заключили его в узы. В то же время за учение христианское содержались в темнице и жестоко были терзаемы магами пресвитеры Аифала и Иаков, и диаконы Азадан и Авдиисус. По прошествии долгого времени, великий начальник магов доложил о них Царю и, получив позволение мучить их, как хочет, если не поклонятся солнцу, объявил узникам об этом повелении Сапора. И так как узники решительно отвечали, что отнюдь не будут изменниками Христу и не поклонятся солнцу; то он подверг их жесточайшим мучениям. Акепсима, мужественно перенося страдания за исповедание веры, скончался, — и некоторые из бывших в Персии армянских заложников, тайно взяв останки его, погребли их. Прочие же, хотя и не менее того были мучимы, но чудесным образом остались живы и, не изменив своей вере, опять заключены в узы. В числе их находился и Афиала, у которого, когда во время бичевания он был растягиваем, сильным растяжением оторвали руки от плеч, так что они висели без жизни, и уже другие подносили пищу к устам его. Во время этого царствования, мученически окончили жизнь бесчисленное множество пресвитеров и диаконов, монахов и священных дев, и других преданных вере служителей Церкви. Епископы, о которых я знаю, были: Варвасим и Павел, Гаддиав и Сабин, Марея и Мокий, Иоанн и Ормизда, Папа и Иаков, Рома и Маар, Ага и Вохр, Авда и Авдиус, Иоанн и Аврамий, Агдела и Сапор, Исаак и Давса, который был пленником у Персов из страны так называемой Завдейской. В то же время, вместе с хорепископом Марсавдою и его клириками, умерли за веру около двухсот пятидесяти человек, взятых Персами в плен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Киево-Печерской. 3 мая. Колочской. 9 июля. Коневской. 10 июля. Неопалимой купины. 4 сент. Ржевской. 11 июля. Смоленской, Одигитрии. 28 июля. Страстной. 13 авг. Тихвинской, явивш. в 1383 году. 26 июня. Толгской, явивш. в 1314 году. 8 авг. Утоли моя печали. 25 янв. Феодоровской, в Костроме, явивш. в 1239 году. 14 марта. Обновление храма Пресв. Богородицы, именуемого Живоносный источник, в 9 веке. В пяток светлой седмицы. 3. Соборы Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных. 8 ноября Гавриила Архангела. 26 марта и 13 июля. Предтечи и Крестителя Господия Иоанна. 7 янв. Двенадцати апостолов. 30 июня. Семидесяти апостолов. 4 янв. Трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. 30 янв. Всех преподобных отец. В субб. сырную. Всех Святых. В нед. всех Святых. 4. Свв. Угодники наименованные А Аарон, первый ветхозаветный первосвященник. Воспоминается в неделю свв. праотец. (Под 11 дек.) Аввакир, преп. египетский 6 века. В субботу сырную. Аввакум, пророк. 2 дек. Аввакум, муч. Римский при Клавдии ок. 270 года, с Марином и другими, 6 июля. Августа царица, мученица, с Екатериной великомуч. 24 ноября. Авда, еп. Персид., пострад. в 418 г. и Вениамин диакон. 31 марта. Авделай пресв., муч. Персидский в 341, с Симеоном еп. и др. 17 апр. Авдикий диакон, муч. Персидский ок. 380, с Иаковом пресв. 10 апр. Авдифакс Персианин, муч. Римский при Клавдии ок. 270, с Марином и др. 6 июля. Авдиес, муч. Персидский в 362, с Дисаном еп. и др. 9 апр. Авдий пророк. 19 ноября. Авдий, или Авид, муч. Персидский при Издигерде, в начале 5 века. 5 сент. Авдон, князь Персидский, муч. Римский, ок. 251, с еп. Полихронием и др. 30 июля. Авель праотец. В нед. свв. праотец. Авенир, царь Индийский, отец св. Иоасафа царевича. 19 ноября. Аверкий и Елена мучч. 26 мая. Аверкий, еп. Иерапольский, при Марке Аврелии. 22 окт. Авив, сын Гамалиила. 2 авг. Авив, диакон, муч. Александрийский при Декии, с Фавстом пресв. и др. 6 сент. Авив, муч. Едесский при Ликинии (ок. 322), с Гурием и Самоном. 15 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Несмотря на положительные решения Собора 410 г. и на покровительство Й., жизнь христ. общин Ирана осложняли внутренние противоречия, которые с новой силой проявились на Соборе 420 г., созванном католикосом Ябаллахой. Примерно тогда же произошло резкое изменение политики Й. по отношению к христианам. Источники сообщают о неск. событиях, послуживших поводом для этого. Свящ. Хашу из г. Хормизд-Ардашир в Хузестане с молчаливого согласия еп. Абды (см. Авда , сщмч.) разрушил расположенный рядом с церковью храм огня. Священник, епископ и неск. мирян, участвовавших в сносе храма, были арестованы и отправлены в Ктесифон. На допросе у Й. Абда отрицал участие в сговоре, а свящ. Хашу признался, что разрушил пирей, сопровождая признание выпадами против зороастрийской веры. Тогда Й. приказал еп. Абде отстроить храм огня; епископ отказался и был осужден на казнь (Ibid. P. 328; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253; Hoffmann. 1880. S. 34-35). В рассказе об этих событиях Феодорит Кирский восхищается поведением епископа, хотя разрушение храма огня считает неблагоразумной ревностью ( Theodoret. Hist. eccl. V 39). О др. поводе к гонениям повествуется в сир. Мученичестве Нарсе (Нарсая). Свящ. Шапур убеждал иран. вельможу Адурфарнбага принять христианство, обещая ему исцеление от тяжелой болезни. Вельможа пригласил священника в свое поместье и разрешил строить там церковь. Шапур вначале оформил покупку участка земли под строительство. Мобед (глава жрецов) Адурбозе после постройки церкви доложил Й. о печальном примере вероотступничества вельможи, и Й. разрешил мобеду использовать любые средства для обращения Адурфарнбага в зороастризм. В конце концов Адурфарнбаг вернулся к вере отцов и потребовал у свящ. Шапура возвращения участка и документов на него, но тот по настоянию отшельника Нарсе отказался и бежал вместе с документом. Вскоре церковь была превращена в храм огня. Нарсе, однако, затушил огонь (осквернение огня считается у зороастрийцев смертным грехом) и отслужил в храме литургию. Когда об этом стало известно, Нарсе был схвачен и в цепях доставлен в Ктесифон. Там мобед Адурбозе обещал отпустить ему грех, если Нарсе возместит ущерб, нанесенный храму огня. Нарсе отказался, был брошен в тюрьму и после повторного отказа казнен ( Bedjan. Acta. T. 4. P. 170-180; Hoffmann. 1880. S. 36-38).

http://pravenc.ru/text/1237993.html

Qльxk’apeд Xwдe 1 Ле мьн хушк-бьрано, нькарьбу т’ви w хбр да чawa т’ви йед xwйu-P’’e Xwдe, ле чawa т’ви бндед ве дьне, чawa т’ви хьшимед бawpuйa Мсида. 2 Мьн шир да w, ле н к xwapьha гьран, чьмки w е нькарьбу бьxwapa. У ун ньа жи нькарьн бьxwьh, 3 чьмки ун ла е мина бндед ве дьне н. ’та к нава wдa ’всуди у вр’ьк’и н, гло в йкана н мрьвайи н? У ун мина бндед ве дьне нажин? 4 Мсл к гава йк дьбеж: «з Nawлocu м» у йе дьн: «з Аполойи м», ун н мина бндед ве дьне н? 5 Иди к’и й Аполо? К’и й Nawлoc? w qльxk’apeд Xwдe н, бь к’ижана w бawp кьр. Хдан чьqac шьхл дай wah р кси, aqacu жи дькьн. 6 Мьн дач’ьканд, Аполо авда, ле Xwдe гианд . 7 Awa н йе дач’ьканд тьштк , н жи йе авда, ле йе гианд, к Xwдe й. 8 Йе дач’ьканд у йе авда йк ьн у р ксе qe xw бьстин, wk хбата xw. 9 Чьмки м т’вайи бона Xwдe дьхбьтьн, ун жи звийа Xwдe н, авайийе Xwдe н. 10 Мьн жи wk we к’рма к Xwдe да мьн, мина чирдстки ф cpwaxm ’им авит, ле йки дьн ср чедьк. Ле бле т’не бьра р кс аш жь xw б, чawa чедьк. 11 Чьмки ’имки дьн кск нькар бавеж, пештьри йе авити, к Иса Мси . 12 Ль ср ви ’ими йк дькар бь зер’, зив, квьред quмm, дар, гие, йан кайе чек, 13 ле бь чь тьшти жи чек, шьхле р кси we ’йан б, чьмки w Р’ож we бьд к’ьфше, we бь егьр ’йан б у кьре р кси чь ’алида б, агьре бьщер’ьбин ф . 14 гр шьхле йки ср ви ’име чекьри бьмин, we q бьстин, 15 ле гр шьхле йки бьшwьm, we зийане бьк’ьшин, ле xwxa we хьлаз б, чawa йки нава егьрр’а дрбазбуйи. 16 Чьма ун ньзаньн к ун п’арьстга ф Xwдe н у Р’’е Xwдe нава wдa дьмин? 17 гр йк п’арьстга Xwдe wepah к, Xwдe жи we wu wepah к, чьмки п’арьстга Xwдe пироз у ун ьн w п’арьстг. 18 Бьра т’ кс xw нхапин. гр йк жь w ль гора qйдeд ве дьнйайе xw cpwaxm дьбин, бьра бьб бе’ьш, wku бьб cpwaxm. 19 Чьмки cpwaxmuйa ве дьнйайе ль бр Xwдe бе’ьши й. Чawa ньвисар : «w cpwaxma нава ’ьлк’арийа wahдa дьгьр» 20 у диса: «Хдан зан к шewьpeд cpwaxma п’уч’ ьн» . 21 Д бьра иди т’ кс пе мрьва нфьр’! Бле р тьшт жи п’ара w н. 22 Nawлoc, Аполо, Птрус , дьнйа, жийин, мьрьн, тьштед к ньа н, йан йед we бен, р тьшт п’ара w н, 23 ун жи п’ара Мси ьн у Мси жи п’ара Xwдe й! 4

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВДА И АВДИЕС Авда и Авдиéс (IV в.), мученики Персидские (пам. 9 апр., греч. 14, 16 или 17 мая; 28 окт.), епископы. В гонение при шаханшахе Шапуре II (309-379) в Бет-Кашкаре (Вавилония) по доносу собственного племянника был схвачен как рим. соглядатай еп. Авдиес; сатрап Адиабены Ардашир препроводил его в Бет-Лапат на суд брата шаханшаха; вместе с ним были схвачены 38 членов клира: 16 пресвитеров, 9 диаконов, 6 монахов и 7 дев. Все они, оставшись верны вере Христовой, подверглись жестоким мукам, после чего были брошены в темницу, где некая жена кормила их хлебом и водой. Позже к ним присоединились Кашкарский еп. А., свящ. Абдаллах и др. мученики, в т. ч. миряне, среди к-рых были 2 местных христианина, Бархадбешабба и Самуил. Все вместе они подверглись казни через отсечение глав. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь переведено на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. включено под 16 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 170). Гимнография Память этим святым встречается в Типиконе Великой ц. (X–XI в.), Минологии Василия II (Х в.), Петровом синаксаре (XI в.). По рукописным Минеям (Ath. Laur. Δ 45. Fol. 78v - 79v, XI в.) известна греч. служба Авдиесу и А. с каноном (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Георгия (имя автора вписано в богородичны) с алфавитным акростихом (Ταμεον. Σ. 201). В греч. печатных афинских служебных Минеях осталось лишь упоминание об этих святых под 16 мая после 6-й песни канона утрени. Ист.: Bedjan. Acta. P. 325-347. Лит.: Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 80; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 62; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 145. М. В. Грацианский, А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/82427.html

Скачать epub pdf Память святых мучеников Авды и Вениамина Память 31 марта Святой священномученик Авда жил в царствование императора Феодосия Младшего 2300 и был епископом в Персии. Он разрушил храм огнепоклонников 2301 и за это был схвачен и приведен к царю 2302 . Царь сперва кротко велел ему восстановить разрушенный храм, но когда он ответил, что сделать этого не может, то послал воинов разрушить все христианские храмы. После сего гонители стали преследовать христиан и, не разбирая возраста, различными способами стали предавать их смерти. Первым из них после разнообразных мучений был усечен мечом священномученик Авда, а спустя тридцать дней после сего были казнены смертью и другие святые мученики и между ними святой диакон Вениамин 2303 . Ему мучители воткнули сперва под ногти пальцев на руках и на ногах заостренные спицы и потом посадили его на кол, от чего он и предал дух свой в руки Господа 2304 . 2301 Персы почитали верховным богом Мифру, или солнце. Они поклонялись также огню и строили своим божествам храмы, в которых и поклонялись огню и солнцу. 2302 Упоминаемый здесь царь был Издегерд I, царствовавший с 401 до 420 года. Начатое им гонение особенно сильным было при его преемнике Варане V (420– 438 гг.). 2303 По месяцеслову Василия священномученик Вениамин мученически скончался не через три месяца, а спустя три года после святого Авды. 2304 Святой мученник Авда скончался в 418 или в 421 году, а святой Вениамин – спустя три года, следовательно в 421 или в 424 году, оба в городе Сузе, древнейшем персидском городе, бывшем столицею Сузианы и резиденцией сперва еламских, а потом персидских царей. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Авда (слуга, вероятно, кр. форма от Овадия - слуга Иеговы; окончание -а может быть вокативным, т.е. окончанием зват. падежа: О, слуга): Использованные материалы Редакция текста от: 02.02.2022 09:01:17 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13674836.h...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Вениамин Персидский, сщмч. Описания иконы Вениамин Персидский, сщмч. - житие Память святых мучеников Авды и Вениамина Святой священномученик Авда жил в царствование императора Феодосия Младшего и был епископом в Персии. Он разрушил храм огнепоклонников и за это был схвачен и приведен к царю Царь сперва кротко велел ему восстановить разрушенный храм, но когда он ответил, что сделать этого не может, то послал воинов разрушить все христианские храмы. После сего гонители стали преследовать христиан и, не разбирая возраста, различными способами стали предавать их смерти. Первым из них после разнообразных мучений был усечен мечом священномученик Авда, а спустя тридцать дней после сего были казнены смертью и другие святые мученики и между ними святой диакон Вениамин Ему мучители воткнули сперва под ногти пальцев на руках и на ногах заостренные спицы и потом посадили его на кол, от чего он и предал дух свой в руки Господа 1 Феодосий II младший царствовал в восточной[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Сщмч. Вениамин Персидский. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 4743.jpg:   Размер: 377x887, 0.33 MPix, 58 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (182) , (5) .

http://pravicon.com/icon-1420

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВДУЛМАСИХ [Авда д-Машиха; сир.  ,    - раб Христов] († ок. 390), мч. Сингарский (пам. вост. 27 июля). Отрок Аскер бен Леви, сын богатого еврея из г. Сингара (Месопотамия), пас стада своего отца вместе с друзьями, среди к-рых были как персы-огнепоклонники, так и христиане. Обратившись в веру Христову, он был крещен и наречен именем А., после чего получил причастие от одного из епископов, посетивших эту область. Узнав об этом, его отец пришел в ярость и убил 11-летнего сына на месте Крещения 27 таммуза 701 г. «эры Александра» (27 июля 390 г. по Р. Х.). На могиле мученика совершалось множество чудес, побудивших перейти в христианство всю его семью. Житие А., написанное по-сир., сохранилось в рукописи, к-рая находится в Британском музее (Lond. syr. add. 12 174, 1197 г.), а также в ряде др. манускриптов (фрагментарно). Известны его араб. и арм. версии. Ист.: Bedjan. Acta. T. 1. P. 173-201; Corluy J. Acta Sancti Mar Abdu " l Masich//AnBoll. 1886. T. 5. P. 9-52 [сир. житие]; AnBoll. 1926. T. 44. P. 270-341 [арм. и араб. версии]. Лит.: Vailhé S. Abdul Masich (Saint)//DHGE. T. 1. Col. 67; Ortiz de Urbina. PS. P. 183. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)

http://pravenc.ru/text/62684.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010