ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 61 опубликовано: 16 января 2011г. ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР мученики (пам. греч. 20 и 21 июля). Время и обстоятельства мученической кончины неизвестны. Упоминаются под 20 июля в Типиконе Великой ц. X в. и под 21 июля в Синаксаре К-польской ц. X в. В более поздних календарях - в греч. стишных синаксарях и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - память мучеников отмечена под 21 июля. Ист.: SynCP. Col. 831-834; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 346; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 90. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219-220. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Георгий и Феодор, мученики (пам. греч. 20 и 21 июля) См.также: АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.) АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля) АВЕРКИЙ мч. (пам. греч. 5 дек.) АВРААМ мч. (пам. греч. 31 окт.) - см. Стефан, Варнава и др. АВРИКИЙ мч. (пам. греч. 28 февр.) АГАПИЙ († 304), мч. Каппадокийский (пам. греч. 22 нояб.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/164365.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИАДНА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 3 , С. 221 опубликовано: 10 ноября 2008г. АРИАДНА († 515), св. (пам. греч. 22 или 23 авг.), августа, старшая дочь и наследница имп. Льва I . С 466/67 г. замужем за Зиноном , с 491 г.- за Анастасием I , к-рые благодаря браку с ней получили имп. власть. А. местно почиталась в К-поле. Память А. содержится в визант. календарях к-польского происхождения: 22 авг.- в Типиконе Великой ц. IX- X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 380) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 916), 23 авг.- в ряде греч. синаксарей (напр., Paris. 1617, 1071 г.). Ист.: SynCP. Col. 916-917. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 254; ODB. Vol. 1. P. 166-167; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 54. О. В. Л. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Византия. Персоналии Ключевые слова: Святые Греческих Православных Церквей Ариадна († 515), августа, дочь императора Льва I, святая (пам. греч. 22 или 23 авг.) См.также: ААРОН мч. Иерусалимский (пам. греч. 21 окт.) - см. Иерусалимские мученики, 60 АВВАКУМ ( † 1628), нмч. Солунский (пам. греч. 6 авг.) АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.) АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/75930.html

Благодаря сложившимся на короткое время дружественным отношениям между Римской империей и Ираном, когда им пра­вил шах Йездигерд, положение персидских христиан измени­лось в лучшую сторону. Они фактически обрели не только сво­боду вероисповедания, но и легальную возможность проповеди Евангелия. В 409 г. христианским общинам даровано было пра­во открыто совершать богослужение и восстанавливать ранее разрушенные храмы. В 410 г. в восточной столице Ирана Селевкии был созван собор, на котором с титулом католикоса Селевкии и Ктесифона был избран предстоятель Персидской церкви Авда, который признавал над собою юрисдикцию архиеписко­па Антиохии. Собор выразил совершенную лояльность монарху: «Мы все единодушно умоляем нашего милостивого Бога, чтобы Он продлил дни победоносного и знаменитого царя Йездигерда, царя царей, и чтобы его годы были продолжены на поколе­ния поколений и на годы годов» 567 . По словам историка Феофана Исповедника , «персидский царь Исдигерд, следуя убеждениям Маруфы, епископа Месопо­тамского, и Авды, епископа царствующего града в Персии, впол­не сделался благочестив. Он было хотел уже принять крещение из рук чудотворящего Маруфы, наказывая волхвов (магов), как обманщиков, но на двадцатом году скончался» 568 . Этому сообще­нию вполне соответствует одиозная репутация Йездигерда, кото­рую он снискал среди приверженцев зороастризма. После его смерти в 420 г. на престол шахиншахов вступил его сын Бахрам, прозванный Гором, что значит «дикий осел». При нем начались кровавые гонения на христиан. Повод для них дал католикос Авда одним своим неблагоразумным поступ­ком. Как рассказывает Феофан Исповедник , «Авда, епископ столицы Персии... увлекаясь божественной ревностью и не по-должному пользуясь ей, сжег храм огня. Узнав о сем, царь велел разрушить все христианские церкви в Персии, Авду же казнил разными муками. Это гонение продолжалось пять лет, пострадали бесчисленные мученики; ибо волхвы тщатель­но отыскивали христиан, укрывавшихся по городам и селам; некоторые сами объявляли о себе, чтобы молчанием не пока­зать, что они отрекаются от Христа. Когда нещадно истребляли христиан, то очень многие скончались среди мучений, а дру­гие бежали к римлянам» 569 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Благодаря сложившимся на короткое время дружественным отношениям между Римской империей и Ираном, когда им правил шах Йездигерд, положение персидских христиан изменилось в лучшую сторону. Они фактически обрели не только свободу вероисповедания, но и легальную возможность проповеди Евангелия. В 409 году христианским общинам даровано было право открыто совершать богослужение и восстанавливать ранее разрушенные храмы. В 410 году в восточной столице Ирана Селевкии был созван собор, на котором с титулом католикоса Селевкии и Ктесифона был избран предстоятель Персидской Церкви Авда, который признавал над собою юрисдикцию архиепископа Антиохии. Собор выразил совершенную лояльность монарху: «Мы все единодушно умоляем нашего милостивого Бога, чтобы Он продлил дни победоносного и знаменитого царя Йездигерда, царя царей, и чтобы его годы были продолжены на поколения поколений и на годы годов» . По словам историка Феофана Исповедника, «персидский царь Исдигерд, следуя убеждениям Маруфы, епископа Месопотамского, и Авды, епископа царствующего града в Персии, вполне сделался благочестив. Он было хотел уже принять крещение из рук чудотворящего Маруфы, наказывая волхвов (магов) как обманщиков, но на двадцатом году скончался» . Этому сообщению вполне соответствует репутация Йездигерда, которую он снискал среди приверженцев зороастризма: «Персидская традиция, которая отражает умонастроение магов и знати, – пишет А.А. Васильев, – называет Йездигерда “отступником”, “безнравственным”… другом Рима и христиан и преследователем магов» . После смерти Йездигерда в 420 году на престол шахиншахов вступил сын Йездигерда Бахрам, прозванный Гором, что значит «дикий осел». При нем начались кровавые гонения христиан. Повод для них дал католикос Авда одним своим неблагоразумным поступком. Как рассказывает Феофан Исповедник, «Авда, епископ столицы Персии… увлекаясь божественной ревностью и не по должному пользуясь ею, сжег храм огня. Узнав о сем, царь велел разрушить все христианские церкви в Персии, Авду же казнил разными муками. Это гонение продолжалось пять лет, пострадали бесчисленные мученики, ибо волхвы тщательно отыскивали христиан, укрывавшихся по городам и селам; некоторые сами объявляли о себе, чтобы молчанием не показать, что они отрекаются от Христа. Когда нещадно истребляли христиан, то очень многие скончались среди мучений, а другие бежали к римлянам» .

http://pravoslavie.ru/49552.html

Только под конец правления Издегерда положение христиан изменилось к худшему. В 418 году Авда, епископ Сузский по неразумной ревности к христианству разрушил языческий храм, посвященный на служение огню. Издегерд сначала требовал только, чтобы Авда восстановил разрушенный храм, но потом, когда тот отказался, приказал казнить его и преследовать других христиан. При преемнике Издегерда Варане V (420–438 гг.) гонение приняло большие размеры. Всякого рода жестокости в восточном духе допускаемы были в суде над христианами. При этом было много славных мучеников. Таков диакон Вениамин, просидевший два года в тюрьме и освобожденный из нее по ходатайству византийского посольства под условием не распространять христианства. Условие составлялось без его ведома, поэтому он счел себя вправе не принимать его. По-прежнему он распространял христианство в течение целого года, пока не был схвачен и не претерпел мученическую смерть. Таков Иаков – из знатной персидской фамилии; Издегерд склонил было его к отречению от христианства, но мать и жена убедили его стоять твердо за веру, и Иаков умер как истинный мученик Христов, терпеливо перенося отрезание одного члена за другим. Таков Ормизда, человек богатый и благородного происхождения; его лишили имущества, одели в одежду раба и сделали погонщиком верблюдов; потом чрез некоторое время возвратили имущество с тем, чтобы он отказался от христианства, и, когда он остался непреклонным, казнили. Когда гонение перешло в поголовное истребление христиан, многие из них бежали в пределы Византийской империи. Варан требовал бежавших; византийский император Феодосий II отказал ему. По этому поводу началась война между Персией и Византийской империей. Персы потеряли много пленных. Епископ Амидский, что в Месопотамии, Акакий, продал церковные сосуды, выкупил из плена 7000 персидских солдат и возвратил их в отечество. Этот поступок, полный христианской любви, расположил Варана в пользу христиан, так что под конец его правления они могли несколько успокоиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда наступило время обеда, Феодосий объявил, что он не будет есть, пока не будет разрешен, и послал попросить епископа Константинопольского, чтобы он склонил монаха снять сделанное им отлучение. Епископ отвечал, что нет надобности обращать внимание на подобный приговор; но Феодосий не мог успокоиться, пока монах не найден был и не убежден был отменить отлучение. Пульхерия дала обет девства, и убедила принять подобный же обет и своих трех сестер; жизнь и занятия императорского семейства вполне походили на жизнь и занятия монашеской общины 1926 . В 421 году Пульхерия нашла для своего брата супругу, Афинаиду, осиротелую дочь одного афинского ритора 1927 . Императрица приняла имя Евдокии, и у нее родилась дочь Евдоксия, которая, в 437 году, вышла замуж за императора Запада Валентиниана III. Мать затем получила позволение посетить св. Землю, где она истратила огромные суммы на церкви, монастыри и госпитали, и, по возвращении в Константинополь, привезла с собой некоторые почитавшиеся особенно мощи 1928 . Но, вскоре после своего возвращения, она впала в немилость, вероятно вследствие стремления противодействовать влиянию Пульхерии, и остаток своих дней провела в покаянном уединении в Иерусалиме. Состояние христиан в Персии вовлекло империю в войну с этой страной. Маруфа, один месопотамский епископ, с большим успехом ранее трудившийся среди персов в качестве миссионера, был отправлен Аркадием в качестве посланного к царю Йездегерда. Исполняя это поручение, он открыл и изобличил проделки, которыми маги старались влиять на суеверного царя; вследствие его стараний, христианам объявлена была полная свобода религии, и можно было надеяться, что в христианство обратится и сам Йездегерд 1929 . Но все дело было испорчено неблагоразумным поступком епископа по имени Авда, который разрушил один храм национальной религии (414 г.). Царь потребовал его к себе лично, кротко укорял его и приказал ему восстановить здание под страхом смерти и возмездия христианским церквям. Так как Авда упорно отказывался от этого, то царь нашел себя вынужденным привести в исполнение свои угрозы, и вследствие этого его расположение к христианам изменилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Об антиохийском епископе Феодосии. Тому превосходному епископу римскому Иннокентию наследовал Бонифатий, Бонифатию – Зосима, а Зосиме – Целестин 236 . В Иерусалиме же, после дивного Иоанна, попечение о церкви вверено было Праилию – мужу, поистине достойному своему имени. А в Антиохии после божественного Александра предстоятельство в церкви получил Феодот, жемчужина смиренномудрия, муж, отличавшийся кротостью и украшавшийся строгостью жизни. Он к прочим овцам присоединил секту Аполлинария, которая просила у него общения с стадом Христовым. Впрочем, многие из аполлинариан и после продолжали носить признаки прежней заразы 237 . Глава 39 О гонении в Персии и о тамошних мучениках. В это время персидский царь Исдигерд 238 воздвиг брань против церквей, и поводом к тому служило следующее обстоятельство. Был некто епископ Авда 239 , украшавшийся многими видами добродетели. Увлекаясь неблагоразумною ревностью, он разрушил пирей: а пиреями у персов называются храмы огня; огонь же в Персии почитается Богом. Узнав о том от магов, царь послал за Авдою и, в первый раз кротко укорив его за этот поступок, приказывал только выстроить пирей. Но когда Авда стал противоречить и сказал, что он никак не исполнит этого повеления, – тот грозил разрушить все церкви и потом свою угрозу оправдал самым делом, ибо, повелев прежде умертвить того божественного мужа, приказал разрушить церкви. По моему мнению, разрушение пирея сделано было не вовремя, потому что и Божественный Апостол, пришедши в Афины и увидев город, наполненный идолами, не разрушил ни одного из чтимых там требищ, но обличал невежество и раскрывал истину словом. А что разрушивший не построил храма, но решился лучше принять смерть, чем сделать это, – тому я очень удивляюсь, как поступку, достойному венцов, ибо воздвигнуть капище, мне кажется, все равно, что поклониться огню. Так вот отсюда-то началась буря и воздвигла яростные и свирепые волны против питомцев благочестия. Это треволнение, возбуждаемое магами, будто какими вихрями, не утихло и через тридцать лет. А магами персы называют тех, которые боготворят стихии 240 . Мифологию их мы раскрыли в другом сочинении, где предложили и решение их вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Св. матери св. Пантелеимона (27 июля). Она скончалась прежде мученической кончины своего сына. 31 . А. Преподобного и чудотворца епископа Гангрского (в Пафлагонии), священномученика. Ревностный защитник православие обличитель еретиков и участник I Всел. Собора, он за богоугодную жизнь был удостоен от Господа благодати чудотворений. Он исцелял недугующих и изгонял бесов; «жены кровоточивыя и безчадныя не мало чадородны показа, и оны суха сосцы имущия, и бескормны, млеко точити сотвори». Он скончался мученически, избитый в одном пустынном месте озлобленными против него еретиками, ок. 326 г. При гробе его многие получили исцеление. Св. Церковь восхваляет св. Инатия, как «божественного страдальца, мудраго святителя, чудес источника, пастыря доброго, церкве утверждение». Пр. игумена в Руфиянах. Сын Фригийского схоластика (адвоката), он 18 лет, будучи наказан своим отцом, удалился во Фракию, где чрез 2 года основал монастырь и предался в нем подвигам иночества. Найденный здесь отцом, он поселился в опустевшей обители Руфина (в предместьи Халкидона), собрал вокруг себя иноков, избран был ими за святую жизнь в настоятели и чрез 40 лет скончался (ок. 446 г.), прославившись многими чудесами и даром прозорливости. Пр. пустынника Египетского. Фиваидский отшельник (IV в.), с 15 лет посвятивший себя иноческой жизни, он 40 лет подвизался в безлюдном месте. Затем, по внушению Божьему, поселившись вблизи населенных мест, он основал обитель, в которую собрал до 500 иноков. Питался он одними только дикорастущими злаками. Скончался св. подвижник в глубокой старости. Мучч. Ады, епиокопа Персидского, и диакона. Оба они пострадали в персидском городе Сузе, в V в. (св. Авда – в 418 или 421 г., а св. Вениамин – в 421 или 424 г., по другим же – не чрез 3 года, а спустя 30 дней после кончины св. Авды). Священномученик Авда, после разнообразных мучений, был усечен мечом за сожжение, по христианской ревности, языческого храма, посвященного огню. Св. Вениамин, схваченный мучителями, претерпел жестокие биения, был посажен в темницу и томим в ней два года, а потом под ногти его рук и ног ему вонзили двадцать заостренных спиц и, наконец, пронзили его толстым суковатым колом, после чего доблестный страдалец и предать дух свой Богу. См. 13 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Обычно это совершалось ежедневно в девятом часу утра, а потом иноки садились за трапезу, во время которой каждый день слушали поучения. Остальное время дня все они проводили в полезных занятиях и тем изгоняли из помыслов своих лукавые внушения диавола. Наставив многих иноков в такой жизни и дожив до глубокой старости, святой Аполлоний переселился к Богу для вечной жизни. Память святых мучеников Авды и Вениамина Святой священномученик Авда жил в царствование императора Феодосия Младшего [ 1 ] и был епископом в Персии. Он разрушил храм огнепоклонников [ 2 ] и за это был схвачен и приведен к царю [ 3 ]. Царь сперва кротко велел ему восстановить разрушенный храм, но когда он ответил, что сделать этого не может, то послал воинов разрушить все христианские храмы. После сего гонители стали преследовать христиан и, не разбирая возраста, различными способами стали предавать их смерти. Первым из них после разнообразных мучений был усечен мечом священномученик Авда, а спустя тридцать дней после сего были казнены смертью и другие святые мученики и между ними святой диакон Вениамин [ 4 ]. Ему мучители воткнули сперва под ногти пальцев на руках и на ногах заостренные спицы и потом посадили его на кол, от чего он и предал дух свой в руки Господа [ 5 ]. Преставление святого отца нашего Ионы, митрополита Киевского и всея России Святой Иона был родом из города Галича, который находится около Казанской земли [ 1 ]. Он родился от благочестивого отца, по имени Феодора, и в двенадцатилетнем возрасте в одном из монастырей Галичской земли облекся во иноческий образ; затем он пришел в город Москву, в Симонов монастырь [ 2 ], где долго трудился в монастырских послушаниях. В то время в Москве митрополитом был Фотий [ 3 ]. Придя однажды в Симонов монастырь, Фотий отслужил там молебен в церкви Пресвятой Богородицы и, преподав благословение архимандриту с братией, пожелал видеть также монастырских послушников и благословить их. Он зашел в пекарню и увидал там блаженного Иону, уснувшего после усиленных трудов; правая рука его была согнута так, как будто он благословлял ею; Фотий не велел будить его, но, благословив спящего, предсказал бывшим с ним, что сей монах будет святителем в странах Российских и наставит многих на путь спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010