Присланный Вашим Преосвященством в письме от 29 марта алфавитный список святых с вычеркнутыми Вами значениями имен я просмотрел. Я всецело приветствую сделанное Вами. Рассматривая перевод имен святых нашего календаря, нельзя не увидеть, что здесь дело велось людьми, не знающими ни гимнографии, ни агиологии, что называется по-школярски. Люди брали то или иное имя святого, находили в греческом словаре соответствующее ему слово и приписывали одно из значений, которое давалось этому слову в словаре. Почему Акакий –незлобивый, а не невинный? Почему Амвросий – бессмертный, а не нетленный или божественный? Ведь μβροσα – божественная пища, доставляющая услаждение, нетление, отраду. Таких примеров можно привести много. Мне кажется, что начатое Вами дело следовало бы еще продолжить, так как еще есть ряд имен, которые ничего не говорят ни уму, ни сердцу. Напр[имер], Авда – слуга, Аверкий – удерживающий (неизвестно кого или что), Авкт – умноженный (чем?), Автоном – самозаконник (!), Авундий – изобильный, Аэтий –орел, Акила – тоже орел, Антипатр – вместо отца, Марк – сухой и т. д. Мне кажется, что большинство этих бессмысленных переводов следовало бы исключить и оставить только перевод отдельных еврейских имен – напр[имер], Адам, Моисей, Авдий, Иоанн, Захария, Анна и других им подобных, – которые имели определенный религиозный смысл в ветхозаветном иудействе и с этим значением давались младенцам. Из греческих же и латинских переводов следовало бы оставить только такие, которые или отражены в церковных песнопениях, напр[имер], Василий – царский, см. тропарь Василию Вел[икому]: «Царское священие, отче преподобне...», Климент – виноградная лоза, или же такие, которые своим значением указывали бы их носителям на их христианское призвание, напр[имер], Феодор –Божий дар, Кириак – Господень, Вонифатий – благотворец и т. п. Но что может говорить перевод имени Лот – покрывало, Антипатр – против отца и т. д.? Я думаю, что поскольку Вы, дорогой Владыка, знаете в совершенстве агиологию и гимнографию как никто иной из членов нашей Комиссии, Вам придется приложить труд и отобрать те переводы имен, которые отражены в песнопениях, а прочее все просмотреть коллективно на заседании Комиссии. Список я сегодня же посылаю Дмитрию Петровичу Огитскому 786 , как Вы просите.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

113-114 114-115 АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV 115-117 АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО административная единица католической Церкви, созданная на польско-литовском пограничье после включения Царства Польского в состав Российской империи АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.) 117-118 118-119 АВДИЕС мч. Персидский (пам. 9 апр.) - см. Илиодор и Доса, священномученики, и др. мученики Персидские АВДИЙ 4-й в ряду 12 малых пророков (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста) 119-120 АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока 121-122 АВЕЛЛАНОВО СОБРАНИЕ название рукописного сборника из собрания монастыря святого Креста в Фонте-Авеллана (Италия) 123-125 АВЕЛЬ (Поплавский Андрей Константинович; род. в 1958), еп. Люблинский и Холмский Польской автокефальной Православной Церкви 125-126 122-123 АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт 126-127 127-128 128-129 АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям 129-130 АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) 130-131 131-132 132-133 133-134 АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/vol/i.html

л. 275. Заглавие служб в 31 число: паметь препод. отца и паметь (вм. последнего: и память в подлиннике, вероятно, было: Ипатия) чюдотворца епископа гагрьскаго, и св. мученика Уара, и св. священномученика Авдея епископа пилусийскаго. В печ. Минее под сим числом положена служба одному свяшенномуч. Ипатию, а здесь в ркп. три. В службе первому стихиры сходны с печатными, а канон другой, что выше Григорию Двоеслову . Память муч. Уара Церковию совершается только 19 октября 5 , но эта служба отлична от помещенной под тем числом. В житии сего мученика говорится, что с ним пострадали и 7 учителей христианских, но не поименованы, а здесь в 3-й стихире читаем имена их: Со всехвалным Уаром да воспоется светло Аннурий Великий, и Келестин, и Мантирей, и Анисим, и Евдоксий вкупе, и славный Понкритей верно… Канон муч. Уару тот же, какой муч. Савину под 16 числом. О службе последнего Святого замечено здесь: св. Авдея поем службу на навечерници. В Святцах под этим числом упоминается Авда епископ персидсий, а не пилусийского, как сказано в заглавии, но на службы в Минее, ни жития в Четь-Минее ему не обретается. Стихиры и канон ему те же, что выше под 2-м числом священномуч. Феодоту епископу киринейскому. л. 291. Под последним 31 числом написанаа еще служба на обретенис честнаго телеси святителя Ионы митр. московскаго. Под сим числом святителю Ионе положена служба на преставление его, а не на обретение мощей, но эта ркп. служба особенного состава. Стихиры на Господи возвах две: первые неизвестно откуда взяты, а вторые, начин. Кими похвалными венци венчаем архиерея и святителя, разделеннаго телом (?) и совокупленнаго благодатию, – из службы (24 июня) Петру и Февронии муромским чудотворцам, творения Михаила мниха. Стихиры на стиховне те же, какие на Господи возвах под 5 числом князю Феодору и чадам его. Первый канон взят из службы Петру и Февронии с надписью довольно сходною: творение Мисаила (вм. Михаила мниха), а второй, с надписью: творение господина Иоанна мниха, взяш из службы Никифору патр. Царяграда, что выше под 13 числом: в печат. Минее он приписан Игнатию.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАШКАР [сир.  ], город-крепость в Юж. Месопотамии на берегу р. Тигр, один из древнейших центров христианства на территории древней Вавилонии (совр. Ирак), кафедра Церкви Востока . Название не встречается ранее V в. по Р. Х.; возможно, оно связано с новоассирийским топонимом Каскари. Арам. название может происходить от слова   (земледелие). В житийном цикле «апостола Вавилонии» Мар Мари повествуется о том, что он обратил в христианство население К. прежде жителей Селевкии. Т. о., по сир. традиции К. является старейшим христ. центром Месопотамии. Согласно «Книге башни», написанной в XII в. несторианским писателем Мари ибн Сулейманом и дополненной в XIV в. Амром ибн Маттой, Мари рукоположил для К. 1-го епископа в этом регионе. Поэтому епископ Кашкарский занимал в иерархии Церкви Востока 2-е место после католикоса-патриарха и, согласно 21-му прав. Собора, проведенного при католикосе Исааке (410), выполнял функции местоблюстителя, когда патриаршая кафедра оставалась вакантной ( Chabot. Synod. orient. P. 33, 272). Самое раннее упоминание епископской кафедры К. содержится под 224 г. в Арбельской хронике (VI в.). Маловероятным представляется встречающееся отождествление К. с г. Касхар (Кархар), епископ к-рого свт. Архелай во 2-й пол. III в. вел полемику с Мани , о чем повествуется в «Деяниях Архелая» (1-я пол. IV в.). При Шапуре II (309-379) город прославили неск. мучеников-епископов: Павел (между 341 и 350), Авда и Авдиес (377). Известны имена мн. епископов К. в IV-XII вв. (см.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 839-840, 899-900). Двое из них, носившие имя Исраэль († 872 и 961), оставили богословские сочинения на араб. языке. Как сообщает Ишоднах , еп. Басрский (IX в.?), в «Книге целомудрия» и др. источники, из К. происходили мн. католикосы и известные деятели, в т. ч. знаменитый реформатор монашеской жизни VI в. Авраам Кашкарский и влиятельный врач и астролог при дворе Хосрова II (590-628) Мар Аба. В К. существовала богословская экзегетическая школа, одним из учителей к-рой в VIII в. был Феодор бар Кони .

http://pravenc.ru/text/1683981.html

4. Не надо смущаться тем, что в наших святцах иногда встречаются имена, трудные для произношения и непривычные для нашего слуха и языка. Это большей частью народные имена тех православных Церквей, которые в разные времена вошли в состав единой Вселенской Церкви. Так в единоверной нам Грузинской Церкви очень распространено имя преподобного Шио (память 9/22 мая) - одного из 5 равноапостольных мужей, трудившихся после святой Нины в распространении Христовой веры в Грузии. У нас это имя не встречается. Другое распространенное в Грузии имя - св. Шалвы, князя Грузинского (память 18 сентября/1 октября). Для нас и это имя необычно. В Персии в настоящее время почти истреблено христианство; но во 2 и 3 вв. там оно было распространяемо святыми мужами с особенной ревностью. И в месяцеслове Православной Церкви сохранилось не мало памятей святых с персидскими народными именами. Таковы, например, Авда (31 марта/13 апреля), Авдикий (10/23 апреля), Фусик (17/30 апреля), Усфазан, евнух персидский (того же апреля), Каздоа (29 сентября/12 октября) и многие другие имена. Есть в святцах народные имена эфиопские и египетские, например, святой Уар (19 октября/1 ноября). Есть сербские народные имена, таковы: святой Урош (2/15 декабря), святая Милица (19 июля/1 августа) и др. 5. Наконец, следует принять к сведению некоторые незначительные опечатки, иногда встречающиеся в нашем месяцеслове. Под 13/26 апреля, например, записана память святого мученика Крискента и Кирополита (Полный христианский месяцеслов. Киев, 1845 г.). Последнее слово кирополит - не собственное имя, а нарицательное. Кирополитом - вельможей, придворным сановником - был и святой мученик Фусик, перс (память 17/30 апреля). Под 22 августа/4 сентября в месяцеслове помещена память святого мученика Агафоника и с ним Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана, Приг(н)кипса. Последнее слово - тоже не собственное имя, а нарицательное - " первое лицо, начальник " . Под 16/29 мая в месяцеслове пишется Крискента вместо Крискентии, под 4/17 июня - Аетия вместо Астия, и, наконец, под 28 декабря/10 января в памяти святых мучеников Горгония, Петра, Зинона стратига и Дорофея препосита слова стратиг и препосит написаны так, что их можно принять за собственные имена ( " Наст. книга для священников " Булгакова, 445 стр.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

В правление митрополита Фотия стал епископом Рязанским, а когда [святой] Фотий умер, Иону избрали митрополитом и отправили к патриарху в Царьград на посвящение и утверждение. Но при этом некий Исидор, родом болгарин, предупредил Иону, обогнав его на пути в Царьград, и был поставлен в митрополиты [всея] Руси. Иона вернулся на свою кафедру в Рязань. Но злокозненный Исидор плохо кончил свое правление. Поехал он на Флорентийский собор и лишь спустя три года вернулся в Москву. Все возмутились против него как против отступника от Православия и изгнали [с кафедры]. Где скончал он свою жизнь, доподлинно неизвестно. На митрополичий престол был возведен святой Иона, пастырь добрый и мудрый, великий чудотворец, прозорливец и духовный наставник. Когда агаряне окружили Москву, Иона отогнал их своей молитвой. В старости захотел он, чтобы посетила его какая-нибудь болезнь, чтобы помучился он и в этих страданиях полностью очистил себя до отшествия в иной. По его молитве, Бог попустил ему язву на ногу, как и было предварительно открыто в видении некоему иерею Иакову. От этой язвы святитель умер и вошел в сонм небесных граждан 31 марта 1461 года. От его мощей совершились многие чудеса. Одного немого человека, Ивана, привели к мощам святителя. Когда Иван прикладывался к руке святого Ионы, то, как он потом сам рассказывал, эта рука схватила его за язык, и он почувствовал сильную боль. Вынув язык из руки Святого, Иван обернулся к своим [присным] и начал говорить [так чисто], точно никогда и не был нем. 3. Священномученик Авда , епископ города Суз. Обезглавлен за Христа в 418 году в Персии царем Издегердом. Его диакон, святой Вениамин, был отпущен мучителем с условием никогда больше не проповедовать Евангелие. Он сначала принял это условие, но не смог одолеть веление своего сердца, и продолжил распространять в народе истину Христову. За это он был схвачен и убит три года спустя после святого Авды, в 421 году. 4. Преп. Аполлоний . Знаменитый египетский пустынник. На 15-м году жизни отрекся от и удалился на некую гору, где прожил 40 лет, питаясь только полевыми растениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

226 Мученики едесские („amôna w-Gûryâ maudyn“ 15 ноября, „abîby maudynût h â b h nûra, исповедание во огне“, 2 сентября=мин. Вас. 15 ноября: θλησις τν γων μολογητν [­ maudyn! ориентализм в выражении] Г ουρα, Σαμων κα Αββου, μαρτυρησντων ν Εδση τ πλει) и нисивинские (после 7 апр.; 30 июля) записаны уже в первой части как „исповедники западные“. Следовательно, „исповедники, убиенные на востоке“, жили восточнее Нисивина, – в пределах парфянско-персидского царства. 227 Даже и акты св. Симеона не во всех подробностях достоверны. Напр., Bedjan II, 131: „мар-Шимон, архиепископ и католикос церкви востока, который первый в земле восточной просиял в добром свидетельстве Божием, и Гаддъяв и Савина, епископы бет-лапатские, и Йоханнан, епископ хормизд-ардширский, и Болида, епископ прат-д-майшанский, и Йоханнан, епископ карка-д-майшанский, и девяносто семь пресвитеров и диаконов и Гухшатазад, глава евнухов, – которые вместе с блаженным Шимоном увенчались в добром свидетельстве Божием“. Два епископа бет-лапатские пострадали вместе со св. Симеоном! Это самоочевидная историческая невозможность. Если и Гаддъяв, и Савина были, действительно, епископы бет-лапатские, то один из них пострадал или ранее (что не очень вероятно) или позже св. Симеона. Вероятно, одним из первоисточников для Маруты (ср. «Хр. Чт.» 1899. стр. 803) был список „исповедников“, подобный тому, которым пользовался составитель мартирология 411–412 г. Копия у Маруты была более исправная (мартирологий читает: „Болида и Бар-Авда, и Йоханнан, епископы прат-д-майшанские“; Марута же называет Йоханнана епископом карка-д-майшанским), но ошибка могла быть и в ней (Савина мог быть одним из епископов бет-хузанских, но не бет-лапатским); и, во всяком случае, это был сводный список всех „исповедников“ первых семи лет гонения (до марта-апреля 346 г., когда † св. Я’ков, пресвитер из Тлаты-Шлилы, men tlt h â šlîlâ), и Марута, вероятно, не всегда умел отличить современников св. Шим’она от исповедников, увенчавшихся в следующие шесть лет гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ († 449), еп. Самосаты Коммагенской (юго-восток М. Азии). Во время Всел. III Собора присоединился к Иоанну Антиохийскому и блж. Феодориту , противникам свт. Кирилла Александрийского , и написал опровержение на его анафематизмы, о содержании к-рого можно судить из ответов свт. Кирилла (PG. 76. Col. 315-386). А. считал, что свт. Кирилл якобы возрождает ересь Аполлинария, еп. Лаодикии Сирийской . Из-за такого отношения А. к свт. Кириллу Александрийскому прп. Анастасий Синаит называет его «драконом, исполненным несторианского яда» (Hodegos. Сар. 22). Следует, однако, отметить, что позиция А. была довольно умеренной: он, в частности, подчеркивал, что надлежит осуждать тех, кто считает Христа простым человеком (греч. ψιλν νθρωπον), и приветствовал примирительное послание свт. Кирилла «Да радуются небеса». А. приписывают 10 посланий к Александру, еп. Иерапольскому , еп. Иерапольскому, и др. епископам Востока, сохранившихся в лат. переводе, письмо к Раввуле , еп. Эдесскому, на сир. языке и фрагменты на греческом. Соч.: CPG, N 6373-6385; Epistulae//PG. 84. Col. 649, 669, 672, 691, 704, 713, 717, 719; Fragmenta varia//Ibid. 89. 292; Baumstark A. Ein Brief des Andreas von Samosata an Rabboula von Edessa und eine verlorene dogmatische Katene//Oriens Chr. 1901. Bd. 1. S. 179-181. Ист.: Anastasius Sinaita. Hodegos//PG. 89. Col. 291-294. Лит.: Le Quien M. OC. T. 2. Col. 935; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 194, 223, 228; Jugie M. André de Samosate//DHGE. T. 2. Col. 1604-1606; Bardenhewer. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1924. Bd. 4. S. 249-250. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)

http://pravenc.ru/text/115238.html

Аввы Риеса. Копт. у Порфир. Луки, Виктурины, Иустина в Никомидии. Иерои. (У Мюллера нет). 19. Вероника, Пелагия и Пелагии и 9 или 49 мучч. в Антиохии сирской. М. Р. Иерон. 20. Евтихия, Промаха. Лукия. Марцеллина, Бермиака, Зосима и Ианнурия, мучч. в Никомидии. Иерон. Дионисия, еп. Корннфа при Диоклитиане (?). Копт. 1425 (в Гр. Мин. 29 ноябр.? Копт. 1338. Дионисия астронома). 21. Мучч. Павла, Лонгина и св. Зины. Копт. 1425 и 1338. Цабалы Мариам. Абис. у Люд. Африга, Макария, Дицея. Прокула, мучч. в Никее в Вифинии. Иерон. 22. Иулия муч. Абис. у Люд. Марка, еп. иерус. и муч. 156 г. М. Р. Марии Саломии матери апп. Иоанна и Иакова. М. Р. мР. А. У. Филиппа еп., Севера пресвитера, Евсевия и Ермы диакона. Севера другого, мучч. в Адрианополе в 304 г. М. Р. Иерон. Р. У. Н. Аполлона и Авива монахов. современников Макария. Копт. 1425. 23. Севера и Дорофеи, мучч. в Адрианополе. Иерон. Севера, еп. в Кесарии каппадокийской. Иерон. Гуры, мученика в Ефиопии. Абис. у Люд. Муч. Васса. Копт. 1338 (Вариса 1286 у Люд.). 24. Севера, Виталия, Феликса, Рогата. Папира, Виктории, Флавия(ана) и Виктора, мучч. в Никомидии. Иерон. Клавдиана, Евфера (Евкарии), мучч. в Иераполе. Иерон. Макария, еп. Атхуи. Копт. 1338. (еп. Кави на востоке от Нила 1286 и у Люд.). 25. Аввы Иемата. Копт. у Люд. 26. Димитрия, муч. в Сирмии в Паннонии. Мюллер. Р. I. Христа. Копт. 1286 и 1338. (Каждый месяц 29 числа по Положение главы Иоанна Крестителя. Копт. 1286. Лукиана, Флория, Маркиана. Иракла, Тута (Тита), Флора, мучч. в Никомидии в 250 г. М. Р. Иерон. Урсы, девы в Никомидии. Мавролик соединяет с предыдущими. 27. Тарса. Поликарпа, Гаия, Евмина, Никомина (Конона), Лонга, Диодора, Метровия, Евминии, Тута, Тарсея и Комина, мучч. во Фригии. Иерон. Тита в Никомидии. Мюллер. (См. 26 окт.). Анатолия муч. Копт. 1338. Авраамия, монаха мануфенского, современника Пахомию и Феодору. Копт. 1425. 28. Авдия, еп. вавилонского у Мюллера (не Авда ли еп. Суз, 31 мар. в прологе втор. 13 окт., а в Маз. и Мед. 17 окт.). Смарагда (Маранда), Марианы и Арцеллада, мучч. в Антиохии. Иерон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ипатий скончался около 446 года. Память преподобного Аполлония внутренней пустыней разумеется пустыня Фиваидская, расположенная в Африке, в Нижнем Египте, на восточном берегу реки Нил. вареные зерна пшеницы, риса и других [злаков]. Память святых мучеников Авды и Вениамина Младший царствовал в восточной половине Римской империи с 408 по 450 г. почитали верховным богом Мифру, или солнце. Они поклонялись также огню и строили своим божествам храмы, в которых и поклонялись огню и солнцу. здесь царь был Uздerepд I, царствовавший с 401 до 420 года. Начатое им гонение особенно сильным было при его преемнике Bapahe V (420–438 гг.). месяцеслову Василия священномученик Вениамин мученически скончался не через три месяца, а спустя три года после святого Авды. мученник Авда скончался в 418 или в 421 году, а святой Вениамин — спустя три года, следовательно в 421 или в 424 году, оба в городе Сузе, древнейшем персидском городе, бывшем столицею Сузианы и резиденцией сперва еламских, а потом персидских царей. Преставление святого отца нашего Ионы, митрополита Киевского и всея России Иона родился в древней галичской области, близ города Солигалича нынешней Костромской губернии. монастырь, на левом берегу реки Москвы, основан в 1370 г. во дни вел. кн. Дмитрия Донского учеником и племянником преп. Сергия Радонежского Феодором, по благословении митрополита Алексия. Название свое монастырь получил от места, которое, по имени владельца своего, прозывалось Симоново. митрополитом с 1408 по 1431 г. пределах обширной епархии святого Ионы, обнимавшей некоторые части нынешних епархий Тамбовской и Воронежской, находились целые селения донских племен: мордвы, мещеры, муромы, державшихся идолопоклонства; из этих неверных святой Иона и привел многих к истинному Богу. 1425 по 1462 г. Иона был избран, вероятно, не позднее конца 1432 г.; известна одна грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополью русскую» от 11 марта 1433 г. Палеолог царствовал с 1425 по 1448 г. В самом начале царствования признал себя вассалом султана Mypaдa II и отдал туркам несколько городов по берегу Черного моря, чем, однако, не предотвратил попытки (в 1433 г.) со стороны турок овладеть Константинополем, окончившейся, впрочем, неудачей. Надеясь найти защиту от турок на Западе, Uoahh VIII делает решительный шаг к сближению с ним; в этих целях он соглашается приехать в Италию, где папа Ebrehuй IV решил созвать собор по вопросу о соединении церквей. Сначала в Ферраре, потом в Флоренции вырабатывались условия унии (1439 г.), которая была принята присутствовавшими на соборе, за исключением некоторых епископов, греками, причем последние признали справедливым учение католической церкви об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque), о главенстве папы, о совершении Евхаристии на пресном хлебе. Но неудовольствие жителей Константинополя свело ни к чему заключенную в Италии унию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010