Общаясь со старообрядцами, проживающими на Мазурах, невозможно не обратить внимания на то, что русский язык в их среде не является языком повседневного общения [см. также: Zieliska 1998 и др.]. Степень пассивного владения языком нам пока определить не удалось. Во всяком случае, часть прихожан Войновской моленной имеет дома старообрядческие календари, изданные в России или в Латвии. В изданном в 1980 г. словаре говора староверов, проживающих в Польше [Grek-Pabisowa/Maryniakowa 1980], о территориальном бытовании лексем и их грамматических вариантов свидетельствуют специальные пометы, однако само название словаря заставляет предположить, что речь идет об одном и том же говоре. Однако староверы Польши оказались разделенными на две группы уже в 1-й половине XIX в. (20 июля 1930 г. в дер. Войново торжественно праздновалось столетие переселения группы староверов в Восточную Пруссию), и уже в течение менее чем 200 лет не только язык, но и сознание обеих групп стало различаться настолько, что если сувальско-сейненские и августовские старообрядцы идентифицируют себя с литовскими и латышскими братьями по вере, то мазурские старообрядцы чувствуют себя этнически связанными с немецким народом. Анна Зелиньска пишет: Staroobrzdowcy s typem mniejszoci skupionej wokó religii i jzyka. O ile jednak maj ugruntowan wiadomo odrbnoci religijnej i jzykowej, o tyle wiadomo odrbnoci etnicznej nie jest dla nich istotna. Wiedza historyczna dotyczca pochodzenia jest wród nich bardzo nika. Oprócz legendy «o Biaomorach» przekazywanej w orodku augustowskim nie s popularne adne inne przekazy o emigracji i ojczynie polskich staroobrzdowców. Zewntrzn grup odniesienia s dla staroobrzdowców wiksze liczebnie i lepiej zorganizowane wspólnoty ich wspówyznawców z Litwy i otwy, nie za pastwo Rosja czy cay naród rosyjski [Zieliska 1996, 46]. Живущие на Мазурах старообрядцы, родившиеся и выросшие в Войнове, Галкове и др. деревнях, хорошо владеют немецким языком, а разговор, начатый по-русски после одной-двух незначащих фраз, продолжают попольски. Пример бытового разговора приводится ниже. В 2006 г. после похорон Афимии Кушмеж (Кусьмеж), которая скончалась за несколько дней до Вербного воскресенья, автор статьи стала свидетельницей следующего диалога между коренными жительницами Войнова И. Н. и О. Л. Одна напомнила другой о праздничной службе в моленной:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Габове-Гронды. Моленная Габове-Грондской староверческой общины. Карта и ближайшие объекты Старообрядцы поселились в деревне Грабове Гронды (Gabowe Grdy) okoлo 1867 года, после подавления январского восстания 1863 - 1864 годов. Потом рядом с ней возникла деревня Бор, называемая также Борки. Главным занятием старообрядцев были работы, связанные с лесным хозяйством. В период Первой мировой войны большинство старообрядцев Августовского повята эвакуировались в глубь России, в окрестности Саратова. После войны вернувшиеся из эвакуации староверы восстановили разрушенные селения. В 1939-1941 годах жители Габовых Грондов и Бора давали приют староверам, бежавшим из окрестностей Пиявна Русского и Сувалкско-сейненской земли, находившихся под немецкой оккупацией. Когда гитлеровские войска в 1941 году напали на Советский Союз, одни старообрядцы служили в Красной армии, другие давали приют русским беглецам из немецкого плена. В ночь с 17 на 18 марта 1943 года в деревни Грабови Гронды и Бор прибыла карательная экспедиция. Древлеправославным христианам дали два часа, чтобы собрать необходимые вещи и оставить свои дома. Затем лишенных крова людей погнали в Августов, где посадили в вагоны и целыми семьями вывезли на принудительные работы в Германию. В оставленных деревнях были уничтожены не только строения, но даже надгробные кресты и деревянные колодезные срубы. Разобрали также и моленную, которую вернувшиеся после войны жители восстановили в 1948 году. Сегодня Габовы Гронды - это единственная местность в Польше, где сохранилось стопроцентно староверческое население. Моленная представляет собой прямоугольный сруб на три окна, с двускатной крышей и небольшой пристроенной трехъярусной колокольней. Колокольня увенчана шатровой крышей с главой и крестом. Небольшой крест установлен над восточной частью здания. Источник информации:   сайт " Самарское староверие " Интерьер моленной представляет собой каноническую анфиладу помещений: крыльцо, притвор, молитвенный зал, солея. Из притвора поднимается лестница на колокольню. Потолок зала - плоский, а над солеёй возвышается деревянный свод, встроенный в объем чердака. Двухъярусный иконостас устроен в виде полок с иконами. На восточной стене – символическое изображение Солнца Правды. Клиросы отделены полками с иконами. Рядом с моленной расположено кладбище. Комментарии и обсуждение Этот храм принадлежит общине староверов-беспоповцев поморского согласия. Самоназвание объединения четырех польских общин - Древлеправославная Поморская Церковь Польши. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33527

14 окт. 1966 г. в Покровском храме Вильнюса прошел собор, посвященный 300-летию старообрядчества, с участием общин Балтии, Краснодарского края, Сибири, Москвы, Ленинграда. На заседаниях с докладами выступили председатель Высшего старообрядческого совета И. Никитин («Старообрядческая церковь и соборы»), управляющий делами совета И. Егоров («Старообрядческая церковь в прошлом и настоящем времени») и председатель рижской Гребенщиковской общины Л. Михайлов («Значение Выговской пустыни в истории старообрядчества»). Собор отметил почетными наградами 44 деятелей согласия. Совещание наставников 2-5 авг. 1973 г. в Куйбышеве было посвящено проблеме присоединения к поморцам самокрестов. Следующий представительный поморский собор состоялся также в Вильнюсе 14 июля 1974 г. В числе других он принял постановление об отношении к Русской Церкви, в к-ром отмечалось, «что старообрядческой поморской церкви следует жить в мире и христианской любви со всеми Церквами, но всегда сохранять святую древлеправославную веру в духе учения Христа, незыблемых канонов Церкви и святоотеческих преданий» ( Барановский. С. 153). Председателем Высшего старообрядческого совета (ВСС) в Литве на соборе был избран И. И. Егоров , продолживший дело своего отца, к-рый входил в этот орган еще в 20-х гг. Начиная с 80-х гг. активизировалось немногочисленное, ок. 1 тыс. чел., сообщество поморцев, проживающих в 3 регионах Польши: Сувальско-Сейненском, Августовском и Варминско-Мазурском. Верховную власть в поморском согласии в Польше осуществляет Всепольский собор - собрание наставников и представителей приходов, к-рый созывается каждые 5 лет. Местом проведения 1-го собора в 1983 г. стала дер. Габове-Гронды (бывш. Сувалкское, ныне Белостокское воеводство), на нем был образован Высший совет - орган, представляющий старообрядцев как отдельную религ. группу в органах власти. В 1988, 1993 и 1997 гг. в г. Сувалки прошли Всепольские соборы поморцев, где обсуждались вопросы вероучения, устройства и управления общинами, информирования гос. власти о нуждах согласия.

http://pravenc.ru/text/78246.html

Сувалки. Моленная Николая Чудотворца. Свято-Никольская моленная Сувалкской староверческой общины Карта и ближайшие объекты Первые староверы-безпоповцы в Сувалкско-Сейненском и Августовском регионе современной Польши (тогда – Речи Посполитой) появились в последней трети XVIII в. Сначала староверы-безпоповцы принадлежали к федосеевскому согласию или, как неточно писали в светских документах, «филипповскому», «пилипонскому». Процесс постепенного перехода общин к брачному поморскому течению окончательно завершился к 1920-м гг. В настоящее время в Польше действуют четыре поморские общины: Сувалкская, Габово-Грондская, Водзилковская и Войновская с общим количеством верующих до 2,6 тыс. человек. Центральный в Польше поморский храм в Сувалках представляет собой монументальный сруб с высокой двускатной крышей, к которому пристроена не менее монументальная двухярусная колокольня. Над солеей установлена более крупная глава с крестом, над колокольней – невысокий шатер с маленькой главкой и крестом. В помещении моленной – плоский потолок, а над солеей – высокий деревянный свод, вписанный в пространство чердака. В конце XX века при храме построено вспомогательное здание с конференц-залом и квартирой наставника. Источник информации Этот храм принадлежит общине староверов-беспоповцев поморского согласия. Самоназвание объединения четырех польских общин - Древлеправославная Поморская Церковь Польши. Свято-Никольская моленная в Сувалках построена в 1910-1912 годах на пожертвования прихожан. Указ 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» позволил староверам строить храмы, по всей империи началось массовое строительство моленных. Крупную сумму Сувалкская община получила в дар от императора Николая II. Новый храм получился очень представительным и стал главным храмом староверов Польши. Планировочное решение моленной очень интересно. Монументальные внешние формы деревянного сруба в интерьере раскрываются анфиладой канонических пространств, которая строго соответствует традициям Выга и древним символическим смыслам восточного храмостроительства. Древние традиции были сохранены староверам в годы гонений и в окружении инородной культуры.

http://sobory.ru/article/?object=27688

Двигаться августовским вечером в сторону этой церкви не имело смысла: на Аппиевой дороге уже появились длинные синие тени от кипарисов и пиний. Здесь особенно проникаешь в содержание мотивов обращения Лермонтова к своим мыслям и тревожным раздумьям, отраженных в его стихотворении «Выхожу один я на дорогу». После посещения церкви Domine Quo Vadis все мысли прикованы к ключевым словам «камо грядеши». Впервые знаменитая фраза «Камо грядеши, Господи?» (рус. Куда Ты идёшь, Господи?; лат. Quo vadis, Domine?) была произнесена апостолом Петром, обратившимся к Иисусу Христу во время Тайной Вечери в Иерусалиме: «…Иисус сказал своим ученикам: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь». На это Симон Петр спросил недоуменно (ст. 36): «Господи! куда Ты идешь?» Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Иоан.13:33–36). В фразеологических словарях русского языка верно подмечен переносный смысл фразы «Камо грядеши?»: предложение задуматься, а правильно ли ты живёшь, человек, верны ли твои жизненные цели и ценности, туда ли ты в своей жизни идёшь, направлены ли к Богу твои стопы? О содержательном ответе на этот вопрос упоминается косвенно в Первом послании от Иоанна: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет… (подчеркнуто автором. – А.Х.)» (1 Иоан 2:9–11). Направляясь пешком по Аппиевой дороге в сторону ворот святого Себастьяна и перебирая в памяти пережитые впечатления, неожиданно в голову пришли и такие мысли: «Наверное, не столь уж важно, около каких именно римских ворот или на каком расстоянии от них произошло описываемое в предании чудо на Аппиевой дороге, в память о котором католики назвали одну из своих церквей. Для укрепления веры некоторых паломников, вероятно, и родилась еще одна легенда о существовании в церкви  Domine Quo Vadis куска мрамора с «отпечатавшимися стопами Христа».

http://bogoslov.ru/article/1331533

До парохода, стоявшего в открытом море, нам оставалось ходу минут десять, как вдруг поднялся сильный ветер, туман скрыл от нас пароход, и постепенно разразился ужасный шторм. Пассажиры лежали вповалку на дне маленького катера и тяжело страдали от морской болезни, особенно мучился я, не переносивший ни малейшей качки. К тому же все продрогли, так как при отправлении в Чумикан был теплый августовский день и пассажиры оделись в легкие костюмы. Сила шторма заставила пароход уйти в открытое море, где ему не грозила опасность от подводных камней. А наш катер, подобно щепке, бросало из стороны в сторону, волнами заливало нас и машину. Наконец после долгой борьбы со стихией команда обессилела, каменный уголь истощился, пресная вода кончилась, израсходованы последние спички, которыми мы поджигали платки и рубашки в надежде, что с парохода нас заметят и окажут помощь. Но все было напрасно. Темная непроглядная ночь, беспрерывный холодный дождь и гигантские волны мучили нас. Даже люди маловерные и непонимающие смысла молитвы горячо молились Богу и давали всякие обеты: только бы спастись. У плывших с нами гиляков утонули дорогие охотничьи собаки, смытые с катера волной. Измучившись так до крайности в продолжение 19 часов, мы были приняты на пароход с громкими, радостными криками: “Ура — спасены!” Создание благотворительного братства — Господь сказал мне: не говори “я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их: ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот. Я вложил слова Мои в уста твои. ( Иер. 1:7-9 ) Христос! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн Твой будет ли причален К моей распятой высоте? А. Блок Когда мне становилось особенно тяжело при виде людских бедствий и в тайниках моего сердца возникало сомнение в возможности преодоления безразличия и косности, я вспоминал Голгофу, Распятого за всех нас на кресте Иисуса Христа, Его светлый, многострадальный лик, и мне становилось легче. Ободренный, воспрянувший духом, окрепший телом, я твердо знал, что вслед за страданиями всегда приходит радость и торжество Воскресения!

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

До парохода, стоявшего в открытом море, нам оставалось ходу минут десять, как вдруг поднялся сильный ветер, туман скрыл от нас пароход, и постепенно разразился ужасный шторм. Пассажиры лежали вповалку на дне маленького катера и тяжело страдали от морской болезни, особенно мучился я, не переносивший ни малейшей качки. К тому же все продрогли, так как при отправлении в Чумикан был тёплый августовский день и пассажиры оделись в лёгкие костюмы. Сила шторма заставила пароход уйти в открытое море, где ему не грозила опасность от подводных камней. А наш катер, подобно щепке, бросало из стороны в сторону, волнами заливало нас и машину. Наконец после долгой борьбы со стихией команда обессилела, каменный уголь истощился, пресная вода кончилась, израсходованы последние спички, которыми мы поджигали платки и рубашки в надежде, что с парохода нас заметят и окажут помощь. Но всё было напрасно. Тёмная непроглядная ночь, беспрерывный холодный дождь и гигантские волны мучили нас. Даже люди маловерные и непонимающие смысла молитвы горячо молились Богу и давали всякие обеты: только бы спастись. У плывших с нами гиляков утонули дорогие охотничьи собаки, смытые с катера волной. Измучившись так до крайности в продолжение 19 часов, мы были приняты на пароход с громкими, радостными криками: «Ура – спасены!» Создание благотворительного братства       ...Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. ( Иер. 1:7–9 ) Христос! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн Твой будет ли причален К моей распятой высоте? А.Блок Когда мне становилось особенно тяжело при виде людских бедствий и в тайниках моего сердца возникало сомнение в возможности преодоления безразличия и косности, я вспоминал Голгофу, Распятого за всех нас на Кресте Иисуса Христа, Его светлый, многострадальный лик, и мне становилось легче. Ободренный, воспрянувший духом, окрепший телом, я твёрдо знал, что вслед за страданиями всегда приходит радость и торжество Воскресения!

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Врачи стояли на коленях и пытались его реанимировать» — история одного странного совпадения 4 мин., 22.10.2019 Игумен Алипий (Животиков), клирик храма Пресвятой Троицы в Новых Ватутинках Эта история произошла с моим давним приятелем. Он разрешил мне ее записать, я лишь изменил имена героев. Это случилось три года назад. Было обычное августовское утро. Мой приятель Александр по заведенной недавно традиции читал главу из Евангелия: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весть хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет…» (Лк 12:16-21) Саша, хоть ему и было уже за пятьдесят, к вере пришел совсем недавно, и многое ему было еще непонятно. Вот и на этот раз смысл притчи о безумном богаче — такой парадоксальной! — от него ускользал. Почему Господь называет безумным трудолюбивого человека, который, не ленясь, честно исполняет свои обязанности? Что в его жизни было неверно? Мой приятель так и не смог ответить для себя на эти вопросы. Но ломать над ними голову не было времени — пора на работу. Через десять минут волны моря житейского уже несли его по подземным каналам метро. А в конторе из первого же открытого им отчета плеснула такая мутная волна стандартных фраз и цифр, что сразу потянуло на перекур. «Эх, я же курить бросил, — обреченно подумал он. — Делать нечего, придется нырять в это болото». Ближе к обеду он все-таки решил сделать перерыв, вышел в коридор и столкнулся там с начальником одного из филиалов его фирмы. — О, Сергеич! Ты чего здесь делаешь? — Да вот, увольняюсь!

http://foma.ru/vrachi-stoyali-na-kolenya...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Джованни Беллини. Преображение Господне. 1480 г. Музей Каподимонте, Неаполь Яблочный Спас 9 мин., 18.08.2015 Содержание Второй Спас в череде августовских праздников, посвященных Спасителю, после Медового, – Яблочный Спас. Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Иван Шмелев «Лето Господне» Какого числа Яблочный Спас? Яблочный Спас в 2023 году, как и каждый год, – 19 августа. В этот день Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. О Преображении Господнем сообщают трое евангелистов – Марк, Матфей и Лука. « И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом » (Мк, 9:2-13). В православной церкви Преображение Господне (Яблочный Спас) празднуется 19 августа (это непреходящий праздник), а не в феврале или марте, за 40 дней до Пасхи, как описано в Евангелии. Связано это с тем, что в таком случае праздник совпадал бы со временем Великого поста. При этом Преображение в церковном календаре стоит за 40 дней до празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”» (протоиерей Александр Шмеман). Почему Спас Яблочный? «…Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…» (Иван Шмелев " Лето Господне " ).

http://foma.ru/yablochnyiy-spas.html

Святейший Синод Болгарской Церкви призвал бойкотировать концерт Мадонны в Софии София, 25 августа 2009 г. В своем обращении от 24 августа Святейший Синод Болгарской Православной Церкви осудил предстоящий концерт известной американской певицы Мадонны в Софии и призвал православных христиан воздержаться от его посещения, сообщает Православие.БГ . Концерт Мадонны, известной своими скандальными “заигрываниями” с христианскими символами, пройдет 29 августа на крупнейшем стадионе столицы – стадионе им. Васила Левского. Святейший Синод Болгарской Православной Церкви обращается ко всем православным христианам с напоминанием, что в этот день Церковь отмечает усекновение главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В связи с этим событием Церковь постановила пост. Ознакомившись и проанализировав информацию, опубликованную в СМИ и отражающую положительные и отрицательные мнения о творчестве певицы Луизы Эстер Чикконе и ее планируемом концерте в Софии, Святейший Синод, обращаясь отечески ко всем своим духовным чадам, выражает свой протест и неприятие подобных музикально-артистических мероприятий, которые во многих случаях открыто насмехаются над священными христианскими символами и событиями. Желая предостеречь своих духовных чад от соблазнов не только в памятный августовский день, посвященный мученичеству Крестителя Господня, но и вообще, Святейший Синод выступает против подобных скандальных сценических мероприятий, не одобряет проведения этого концерта и с любовью наставляет верующих словами святого апостола Павла из его Послания к Римлянам, глава 6, стихи 11-й, 12-й и 13-й: “Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности“, - говорится в обращении Святейшего Синода. 25 августа 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31690.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010