Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий в 1941 г. назначил на эту кафедру епископа Дамаскина (Малюту), хиротонисанного в 1940 г. во епископа Житомирского. Епископ Дамаскин 5 лет подвизался на святой Афонской горе, после чего возглавлял братию Успенской Почаевской лавры. Он был иконописцем и человеком необычайно образованным, хорошо знал 8 языков. В мае 1941 г. на Кишиневскую кафедру был переведен с возведением в сан архиепископа Тульский епископ Алексий (Сергеев).    На Таллинской кафедре правящим архиереем остался архиепископ Александр (Паулус), который дал клятву в верности Московской Патриархии. 31 декабря 1940 г. скончался митрополит Виленский и Литовский Елевферий (Богоявленский). На Виленскую кафедру был переведен архиепископ Сергий (Воскресенский) с возведением его в сан митрополита. В связи с уходом на покой митрополита Рижского и Латвийского Августина (Петерсона) митрополиту Сергию поручено было временное управление Латвийской епархией. Митрополит Сергий был также назначен экзархом Латвии и Эстонии. В конце 1940 и начале 1941 г. он вел переговоры с викарными епископами и духовенством Латвии и Эстонии о возвращении их в юрисдикцию Московской Патриархии. Переговоры закончились успешно.    В 1939— 1941 гг. в легальных формах церковная жизнь сохранилась по существу только в западных епархиях. Здесь было более 90% всех приходов Русской Православной Церкви, действовали монастыри, все епархии управлялись архиереями. На остальной территории страны церковная организация была разрушена: в 1939 г. оставалось всего 4 кафедры, занятых архиереями, включая главу Церкви митрополита Московского и Коломенского, около 100 приходов и ни одного монастыря. В церкви приходили главным образом пожилые женщины, но религиозная жизнь сохранялась и в этих условиях, она теплилась не только на воле, но и в бесчисленных лагерях, обезобразивших Россию, где священники-исповедники окормляли осужденных и даже служили литургию на тщательно укрываемых антиминсах. В последние предвоенные годы волна антицерковных репрессий утихла, отчасти потому что почти все, что можно было разрушить — уже разрушили, что можно было растоптать — растоптали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Адеркаши. Церковь Марии Магдалины. Aderkašu Sv. Marijas-Magdalnas pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Марии Магдалины Год постройки:1867. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, Таурупская волость, Огрский край, Адеркаши Aderkaši, Taurupes pagasts, Ogres novads, Latvija Координаты: 56.842767, 25.352107 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сиссегальский приход на мызе Фистелен был открыт в 1848 г., богослужения совершались в деревянной церкви. В 1863–1864 гг. рижским епархиальным архитектором А.Н. Эдельсоном на основе образцового проекта деревянной церкви для Лифляндской губернии Н.Е. Ефимова (1846 г.) был подготовлен проект церкви в тоновском варианте русского стиля. Базиликальная каменная церковь имеет шатровую колокольню над притвором и готический шатрик на барабанчике над основным объемом. К единому прямоугольному в плане объему в пять осей примыкают две пристройки в одну ось: прямоугольная в плане алтарная апсида и небольшой квадратный в плане притвор с колокольней над ним. Эдельсоном был упрощен план и декор с учетом специфики каменного зодчества: он представлен только полуциркульными окнами с рамочными навершиями. Проект часто использовался в период интенсивного храмостроительства 1863–1869 гг. В таких формах сооружена и церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в Адеркаши (Мадлиена, местность также называлась «Русская гора»). Церковь освящена 31 октября (менее вероятно, 30 ноября) 1867 г. епископом Вениамином (Карелиным). Много лет не была принята в духовное ведомство. Храм сооружен трудами настоятеля свящ. (позднее протоиерей) Иоанн Лициса (Jnis Lcis). Янис (Иоанн) Лицис (Лийц) родился 19 июля 1832 г. в семье управляющего, один из первых латышей, закончивших Рижскую духовную семинарию (1857 г.), в том же году был рукоположен. Ю.Ф. Самариным в 1868 г. в Праге были опубликованы под псевдонимом его «Записки православного латыша Индрика Страумита. 1840–1845 г.» (переиздание: М., 1890; см.: Инфантьев Б.Ф. Янис Лицис, его «Записки православного латыша» и «Летопись Адеркашской церкви»//Православие в Латвии. 3. Rga, 2001. С. 7–66). Публицист устами православного латыша рисует картину устремления местного крестьянства к русскому народу и православию и притеснений латышей со стороны немецких властей. Приход в 1892 г. включал 660 мужчин и 694 женщины, имелись приходская и вспомогательная Альтенвогская школы. О. Иоанн служил в Адеркаши 46 лет, 6 сентября 1905 г. был убит бандитом-революционером. После него (в 1905-1906 гг.) на приходе служил будущий митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон, 1873-1955).

http://sobory.ru/article/?object=19327

Близкая духовная связь сложилась у Рижской обители с Псково-Печерским монастырем, из которого ежегодно в обитель прибывала чудотворная икона Божией Матери «Умиление» (список с иконы до настоящего времени находится в церкви преподобного Сергия Радонежского). Монастырь содержал детский приют и школу при нём, богадельню, кухню-столовую для бедных, раздававшую до 200 бесплатных обедов в день. Средства зарабатывались монахинями самостоятельно выпечкой просфор, рукоделием, иконописанием, шитьем священнических облачений и изготовлением свечей для приходов. В 1915 году в период первой мировой войны монастырь был эвакуирован под Новгород, в Савво-Вишерский монастырь. Вместе с насельницами Преображенской пустыни число сестер достигло 200 человек. 21 мая 1918 года митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) было разрешено «принять на службу в Новгородскую епархию весь состав сестёр Рижского Троице-Сергиева монастыря». После окончания Первой мировой войны часть монахинь вернулась в Ригу. В то же время в обители поселились сёстры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, принеся с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. В 1936 году в монастыре было отведено помещение под резиденцию митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона). В 1941—1944 годах там жил Экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский). Вторая мировая война и немецкая оккупация Латвии принесли монастырю новые испытания, но и в это время монастырь не закрывался. При отступлении гитлеровцев из Риги монахинь побуждали к эвакуации в Германию, угрожая насильственным вывозом, но они категорически отказались. При советской власти у монастыря были изъяты часть земли и строений, а в 1960 году власти приняли решение о перемещении всех монахинь из Риги в Преображенскую пустынь. В 1962—1964 годах монастырь находился фактически на «осадном положении». В настоящее время в монастыре проживает 140 сестер. С 1998 года накануне праздника Преображения Господня из монастыря в Пустынь совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троице-С...

В 1937 г. в Сортавале по приглашению владыки Германа проходило совещание финских и прибалтийских православных епископов, в котором участвовали митрополит Таллинский Александр (Паулус), митрополит Рижский Августин (Петерсон), архиепископ Печерский Николай (Лейсман), епископ Выборгский Александр (Карпин) и епископ Елгавский Иаков (Карп). Повестка дня данной встречи включала развитие межцерковных связей, календарный вопрос, унификацию богослужения, экономическое положение клириков и приходов, создание общего высшего богословского учебного заведения. В 1938 г. состоялась вторая встреча финских и прибалтийских архиереев, она была посвящена участию в экуменическом движении. Епископ Александр пять лет руководил Выборгской епархией. В 1940 году из-за войны между Финляндией и СССР он должен был покинуть этот город и переселиться в столицу Финляндии Хельсинки (Гельсингфорс), куда впоследствии был перенесен центр епархии. Именно поэтому в русскоязычных материалах для титуляции владыки Александра используется обычно именование «епископ Гельсингфорсский». Гельсингфорсская епархия состояла из 12 приходов (Хельсинки, Котка, Лаппенранта, Хяменлинна, Лахти, Тампере, Турку, Лапландия, Оулу, Васса и Хамина). Число прихожан (по данным на 1950 г.) составляло около 26 000 человек. В ведении епископа Александра находились и два монастыря: Линтульская Свято-Троицкая женская обитель и братия Коневского монастыря, в жизни которых владыка принимал самое активное участие. Возглавляя православную епархию с центром в столице, владыка Александр вынужден был общаться с разного рода правительственными чиновниками, а также представлять Финляндскую Православную Церковь на государственных мероприятиях. О его взаимоотношениях с духовенством Евангелическо-Лютеранской церкви можно сказать словами епископа Киприана (Зернова), посетившего Финляндию в 1961 г.: «отношения корректные, но далекие» . Это, однако, не исключало личной дружбы или, напротив, обиды. Так, епископ Александр (Карпин) был очень удивлен, когда новоизбранный лютеранский епископ Хельсинки Ааре Лауха не нанес ему визита. «Мы с этим епископом даже на " ты " , но то, что он не сделал мне визита, говорит само за себя» , - недоумевал владыка.

http://pravoslavie.ru/77869.html

Вот теперь и на советской территории начинают открываться храмы. На территории бывшего Новодевичьего монастыря учреждается духовная школа. Начинает издаваться «Журнал Московской Патриархии», по согласованным квотам разрешают печатать тиражи богослужебной литературы, организовать работу свечных заводов и мастерских по изготовлению церковной утвари и облачений. Почему же не с началом войны, но лишь с осени 1943 г. Сталин идёт на союз с Церковью? По требованию союзников, ставивших одним из условий открытия Второго фронта в Европе прекращение гонений на верующих. Фактически уступки в церковной политике шли в том же русле, что и роспуск Коминтерна в том же 1943 г. — для улучшения взаимоотношений с западными союзниками в преддверии Тегеранской конференции — встречи лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции И.В.Сталина, Ф.Д.Рузвельта, У.Черчилля 28 ноября — 1 декабря 1943 г. О прагматическом, а не покаянном ослаблении давления Советского государства на Церковь свидетельствует и назначение надзорного органа — Совета по делам Русской Православной Церкви под председательством чекиста Г.Карпова. Другое дело, покаянные чувства народа. Яркий пример — выдающийся святой старец наших дней архимандрит Кирилл (Павлов. 1919-2017), в 1942 г. подавший заявление о вступлении в ВКП(б), а осенью 1943 г. отказавшийся вступать, заявив себя верующим христианином. За что чуть не поплатился жизнью (см.: «Покров». 2019, Но что происходит с окончанием войны? После того, как Красная Армия освобождала оккупированные территории, НКВД проводила повсеместные репрессии против активных участников открытия храмов: тысячи «пособников оккупантов по религиозной пропаганде» были осуждены на длительные сроки и отправлены в тюрьмы. Например, на освобождённой территории Украины были изъяты у приходских общин местными властями 587 зданий с обоснованием, что до войны они использовались как общественные учреждения. В Карелии, где к началу войны не осталось ни одного действующего храма, а с приходом финнов в 1941 г. открылось около 40, с окончанием войны более 30 были закрыты. Весной 1944 г. прекратила своё существование Псковская миссия: большинство миссионеров оказались в советских лагерях, а митрополиты Августин (Петерсон) и Александр (Паулус) отбыли в эмиграцию. В апреле 1944 г. до сего дня неизвестно кем был убит Патриарший экзарх Прибалтики митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), инициатор церковной миссии на оккупированных территориях Псковской области и Прибалтики.

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/12/...

Препятствуя усилению Русской Церкви, нацисты способствовали укреплению национальных структур, например «Украинской автокефальной Церкви». 305 Страх перед единой Русской Церковью был у немцев столь велик, что они отказывались от ее организации даже в мае 1944 г., когда Германия стремительно теряла захваченные земли. 306 Оккупированные Германией территории России в церковном отношении были подчинены разным юрисдикциям. На северо-западе церковной жизнью руководил экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский), формально находившийся в подчинении митрополита Сергия (Страгородского) . Экзарх не стал покидать Прибалтику после вступления туда немецких войск и развернул активную миссионерскую деятельность. В проповедях архипастыря звучало обличение коммунистического режима и призыв к совместной борьбе русского и германского народов против коммунизма. 307 Сам экзарх поминал митрополита (затем Патриарха) Сергия на богослужениях. Более того, своему духовенству, служившему на территории Ленинградской епархии, митрополит предписал молиться за митрополита Алексия (Симанского). Поминовение последнего прекратилось только после того, как с советского самолета были сброшены подписанные митрополитом Алексием листовки с призывами бороться против захватчиков. По мнению В.И. Алексеева, гитлеровцы терпели позицию митрополита Сергия (Воскресенского), во-первых, по причине его антисоветских выступлений и, во-вторых, из желания максимально разделить православное население. Помимо этого, митрополиту Сергию удалось убедить немцев, что его подчинение Москве для них выгоднее, чем подчинение Вселенскому Патриарху. 308 В Москве заявления Прибалтийского экзарха вызывали возмущение. В сентябре 1942 г. Московская Патриархия предписала прекратить поминовение имени митрополита Сергия (Воскресенского) в московской Преображенской церкви, где он был ранее настоятелем. 309 Часть прибалтийских приходов во главе с митрополитом Рижским Августином (Петерсоном) и митрополитом Таллинским Александром (Паулусом) с началом немецкой оккупации перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. 310

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но многим Бог дал возможность вернуться из мест заточения. Протоиерей Николай Шенрок, получив 20 лет, был освобожден через 11 из того же казахстанского лагеря, в котором скончался Кирилл Зайц. Вернулся из того же лагеря протоиерей Сергий Ефимов. Священник Иаков Начис, получив 10 лет лагерей и отбыв их от звонка до звонка, стал служить в единственном действующем православном храме в республике Коми, потом в Мурманской области, в церкви, превращенной в храм из лагерного барака. Многие из священников Псковской православной миссии при наступлении советских войск эмигрировали и окончили свои дни за границей, кто в Швеции, кто в Германии, кто в Америке. Такова судьба Рижского митрополита Августина (Петерсона), протоиереев Георгия Бенигсена, Алексия Ионова, Владимира Толстоухова, Иоанна Легкого и десятков других. У кого повернется язык их осудить?.. Среди членов Псковской православной миссии был тогда еще молодой священник Николай Гурьянов. Его рукополагал митрополит Сергий (Воскресенский). В дальнейшем отец Николай служил на острове Залит на Псковском озере и прославился как благодатный старец. Одним из окормлявших свою паству на оккупированной территории был, как известно и священник Михаил Ридигер, отец незабвенного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. У Святейшего давно зрел замысел реабилитировать тех, кто, как его отец, вынужден был служить Богу при немцах. С его благословения в 2005 году Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» обратился ко мне с просьбой создать литературную основу для фильма, посвященного Псковской православной миссии, и предоставил все необходимые материалы. Так появился мой роман «Поп», вышедший в 2007 году по благословению патриарха Алексия в издательстве московского Сретенского монастыря. На основе этого романа мы вдвоем с кинорежиссером Владимиром Ивановичем Хотиненко, человеком верующим и давно воцерковленным, принялись за создание сценария полнометражного художественного фильма. Одновременно велась подготовка к съемкам. Святейший Патриарх внимательно следил за нашей работой. Прочитав сценарий, он одобрил его. С его одобрения отбирались и актеры на главные роли. В итоге на роль священника Александра Ионина был выбран Сергей Маковецкий, а на роль матушки – Нина Усатова. И он, и она – тоже православные воцерковленные люди. Консультантом фильма Патриархия назначила настоятеля московского храма Святой Троицы в Листах игумена Кирилла (Коровина). Немало добрых советов дал и священник Сергий Вишневский, он же подарил пояс митрополита Сергия (Воскресенского), который ему в свое время передала одна из прихожанок убитого фашистами экзарха.

http://pravoslavie.ru/37690.html

Августин (Петерсон), митр. Рижский и всея Латвии Родился 17.II.1873 в семье крестьянина. В 1895 окончил Рижскую Духовную Семинарию. Был псаломщиком и учителем в церковно-приходских школах в Сунтажах, Каплаве и Либаве. В 1904 рукоположен в сан иерея. Во время первой мировой войны был военным священником. С 1926 по 1936 гарнизонный священник г.Даугавпилса. 21.III.1936 перед наречением был пострижен в рясофор. 29.III.1936 хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита с титулом Рижский и всея Латвии. Хиротонию совершали: митрополит Фиатирский Германос, митрополит Фома с островов Принца, митрополит Константин с Ириенополя, Эстонский митрополит Александр и Печерский архиепископ Николай. Управлял митрополией по 1940 год. Умер за границей в 1957 году. Литература: «Правда о религии в России». Изд.МП. 1942 г., стр.63. ФПС III cmp.I. Настольный календарь Варшавской митрополии за 1933 год. Заметки и дополнения Е.М. 107· Avgustin (Avgustin Adamovi) Peterson Kam 1944 aus Riga nach Deutschland, war hier meist bettlägerig. Seit 1946 gehörte er zur Jurisdiktion der Russisch­Orthodoxen Kirche im Ausland. Er starb am 4.10.1955 in Gauting bei München. Literatur: Ir énikon 13(1936)212 Pravoslavnaja Rus‘ 1955,21,12 (Nekrolog Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Латвии состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского Августина (Петерсона) 11 августа 2011 г. 18:07 10 августа 2011 года в Риге состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона), почившего 4 октября 1955 года в Германии в местечке Гаутинг близ Мюнхена. Утром митрополит Рижский и всея Латвии Александр в сослужении духовенства Латвийской Православной Церкви совершил панихиду у гроба приснопоминаемого владыки, который был установлен в кафедральном соборе в честь Рождества Христова г. Риги. За панихидой молились родственники почившего митрополита Августина и многочисленные верующие. Богослужение совершалось на латышском языке. По окончании заупокойного богослужения митрополит Александр обратился к собравшимся с памятным словом . Митрополит Августин (Петерсон) был перезахоронен на кладбище в Косе (волость Скуенес Цесисского р-на), рядом со своими родителями. Согласно завещанию владыки, его перезахоронение на латвийской земле должно было состояться после восстановления независимости латвийского государства. После погребения внучка почившего передала Латвийской Православной Церкви личные вещи митрополита Августина. Митрополит Августин (Петерсон) родился 17 февраля 1873 г. в латышской православной крестьянской семье. По окончании в 1895 г. Рижской духовной семинарии служил псаломщиком в храмах и учителем в церковноприходских школах в местечках Сунтажи, Каплава и Либава (латыш. Лиепая) близ Риги. В 1904 г. рукоположен во диакона, затем во священника, служил в храмах Рижской епархии. В годы Первой мировой войны был полковым священником, с 1926 г. гарнизонным священником в г. Даугавпилсе. С 1934 г. ректор Елгавской духовной семинарии. В 1936 г. хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита с титулом Рижский и всея Латвии. После присоединения Латвии к СССР эмигрировал на Запад. Скончался 4 октября 1955 г. По материалам пресс-службы ЛПЦ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1596315.ht...

2) и мон. Августина Иорданского ( Κριλλος Σκυθοπολτης. Βος κα πολιτεα το σου Πατρς μν Εθυμου//Να Σιν. Εν Ιεροσολμοις, 1911. Τ. 11. Σ. 880-893; 1912. Τ. 12. Σ. 120-136, 232-250, 556-572, 647-664, 789-803; по ркп. Sinait. gr. 524, X-XI вв.). Груз. версия Жития содержится в 5 рукописях: Sinait. iber. 43. Fol. 1r - 137r, X в.; Sinait. iber. N 94. Fol. 1r - 2v, X в.; Brit. Lib. Add. 11281. Fol. 162r - 210r, XI в. (копия из мон-ря Св. Креста близ Иерусалима); Sinait. iber. N 11p. Fol. 1r - 7v, XII в.; Кекел. A 188. Fol. 169r - 197r, XII в. Издание текста осуществлено только на основе рукописи из Британской б-ки ( Имнаишвили. 1975. С. 143-233). Араб. версия Жития помимо Cod. Tischendorf 2. Fol. 152r - 157v, 161r - 164v, в к-ром текст имеет значительные пробелы, представлена десятком др. рукописей ( Graf. 1944), самой древней из них является Vat. arab. 71. Fol. 40r - 76v (переписана в 885 в лавре прп. Саввы). Отрывки араб. версии, повествующие о сарацинах, изданы П. Петерсом ( Peeters P. Versio antiqua Vitae sancti Euthymii//Al-Mašriq. Beirut, 1909. Vol. 12. P. 344-353). Существуют отрывки сир. перевода Жития прп. Евфимия, сохранившиеся в рукописях нового фонда мон-ря вмц. Екатерины на горе Синай ( Brock S. P. Catalogue of Syriac Fragments (New Finds) in the Library of the Monastery of S. Catherine, Mount Sinai. Athens, 1995. P. 32, 100-101, 222-227). Они остаются неизученными. Латинский перевод Жития (BHL, N 2778d) частично сохранился в рукописи XV в. Neap. VIII B 9. Fol. 198v - 208v. Был выполнен неаполитанским диак. Иоанном, хронистом и агиографом X в. ( Dolbeau. 1982). Возможно, благодаря этому переводу в Кампании распространилось почитание прп. Евфимия (в 956 ему был посвящен храм в Неаполе). Слав. перевод Жития (без пролога) содержится в ряде южнослав. и рус. списков XIV-XVI вв.: Архив ХАЗУ. Z III c22. Л. 165-190, XIV в.; НБС. Собр. мон-ря Высокие Дечаны. 101. Л. 110 об.- 154, XIV в.; РНБ. Погод. 71б (дефектный) и ГИМ. Чуд. 20 (оба 2-й пол. XIV в.); ГИМ.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010