Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРГИЙ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ), ВИЛЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Сергий (Воскресенский) Митр. Виленский Сергий (Воскресенский). Фото 18 мая 1942 г., Виленский Свято-Духов монастырь. 24 февраля 1941 года для воссоединения Эстонской и Латвийской Церквей с Московским Патриархатом был учрежден Прибалтийский экзархат (на территории Литвы, Латвии и Эстонии), во главе которого был поставлен владыка Сергий. В марте того года был возведен в сан митрополита Виленского и Литовского , экзарха Латвии и Эстонии. 28 марта 1941 года глава Латвийской Церкви митрополит Августин (Петерсон) и 30 марта 1941 года глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус) принесли покаяние в грехе раскола и тем самым произошло воссоединение этих Церквей с Московским Патриархатом. Митрополит Августин стал епископом Рижским, митрополит Александр - епископом Таллинским, в подчинении экзарха Сергия. Во время второй мировой войны отказался от эвакуации. Гестапо арестовало митрополита Сергия сразу после оккупации края, однако владыка сумел убедить гитлеровцев в том, что является антикоммунистом и что поддержка верующих придаст немцам вес в глазах населения. Сегодня из немецких и советских архивов известно, что у митрополита Сергия был опыт общения и с гестапо, и с НКВД. Еще в Москве, в Даниловом монастыре, тогда еще иеромонах Сергий (Воскресенский) был весьма близок к патриарху Тихону. Отчасти за эту близость он пять раз подвергался арестам; преследовались и его родители. Может быть, тогда-то владыка и научился искусству лавирования в интересах возрождения Церкви? В узком кругу близких к нему людей он не раз повторял: «И не таких обманывали! С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть нетрудно!..» С начала нацистской оккупации Латвии митрополит Августин (Петерсон) 20 июля 1941 года провозгласил о восстановлении ЛПЦ до 1940 года, то есть в юрисдикции патриарха Константинопольского, а также попросил оккупационные власти выслать из Латвии экзарха Литвы, Латвии и Эстонии митрополита Сергия (Воскресенского). Однако Августина поддержали только пять священников небольших сельских приходов. 25 октября 1941 года экзарх Сергий осудил действия митрополита Августина и призвал его не раскалывать Церковь. Августин не подчинился требованиям митрополита Сергия, и 15 июня 1942 года Собор епископов экзархата запретил Августина (Петерсона) в священнослужении.

http://drevo-info.ru/articles/5596.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Августин (Петерсон), митр. Рижский (Петерсон Августин Адамович; 17.02.1873, Литва - 4.10.1955, г. Гаутинг, близ Мюнхена, Германия), митр. Рижский и всея Латвии. Род. в латыш. правосл. крестьянской семье. По окончании в 1895 г. Рижской ДС служил псаломщиком в храмах и учителем в церковноприходских школах в местечках Сунтажи, Каплава и Либава (латыш. Лиепая) близ Риги. В 1904 г. рукоположен во диакона, затем - во священника, служил в храмах Рижской епархии. В годы первой мировой войны был полковым священником, с 1926 г.- гарнизонным священником в г. Даугавпилсе. С 1934 г. ректор Елгавской ДС. После кончины Рижского архиеп. Иоанна (Поммера), главы автономной Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ), Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) возложил временное управление ЛПЦ на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского). Однако под давлением гос. власти съезд духовенства и мирян ЛПЦ 31 мая 1935 г. отклонил назначение митр. Елевферия и обратился к К-польскому Патриарху Фотию II с прошением о принятии ЛПЦ в юрисдикцию К-польского Патриархата, одновременно избрав А. кандидатом на кафедру Рижскую и всея Латвии. После принятия в июне 1935 г. ЛПЦ в юрисдикцию К-польского Патриархата на правах автономии в Рождественском кафедральном соборе Риги 29 марта 1936 г. состоялась хиротония А. во епископа Рижского и всей Латвии; в тот же день К-польским Патриархом Фотием II он был возведен в сан митрополита. 5 авг. 1940 г. Латвия вошла в состав СССР, зимой 1940/41 г. митр. Сергий (Страгородский) направил Дмитровского архиеп. Сергия (Воскресенского) для переговоров с епископатом ЛПЦ о воссоединении с Русской Церковью. Переговоры были продолжены в Москве и завершились восстановлением единства: митр. Рижский и всея Латвии А., еп. Елгавский Иаков (Карп) и еп. Ерсикский Александр (Витол) вошли в состав епископата РПЦ. 30 марта 1941 г. А. присутствовал в Москве на чине воссоединения из неканонического пребывания с июля 1923 г. в юрисдикции К-польского Патриархата митр. Таллинского и всей Эстонии Александра (Паулуса) с РПЦ, совершенном митр. Сергием. Пребывание А. в это время в Москве было связано с его уходом на покой, о чем он просил Патриаршего Местоблюстителя. Временное управление Латвийской епархией митр. Сергием было возложено на митр. Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского). После оккупации Латвии нем. войсками (1941) А. прекратил связь с экзархом МП РПЦ в Латвии и Эстонии митр. Виленским Сергием и объявил о своем возвращении в юрисдикцию К-польского Патриархата. Перед освобождением советскими войсками Риги от герм. оккупации (3 сент. 1944) А. эмигрировал в Германию, в 1946 г. вошел в юрисдикцию РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/71137.html

ABSTINENTIA католический церковно-дисциплинарный термин, обозначающий временное или постоянное воздержание в питании, сне, супружеской близости по морально-религиозным соображениям АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ монофизитский коптский арабоязычный канонист, автор большого компендиума по церковному праву АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки АБУНА почтительное обращение к священнослужителю (не архиерею) у арабоязычных христиан, соответствующее рус. «отец, батюшка» АБХИДХАРМА философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы АВАН древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города) АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви 93-109 АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) 109-110 110-111 111-112 АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ) АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/vol/i.html

3186. Мария (Скобцова), мон. [Стихи]/Е. Ю. Кузьмина-Караваева//Просветитель. 1995. 2/3. С. 257–262. 3187. Поселянин Е. Н. Молящиеся дети//Просветитель. 1994. 1. С. 70–72. 3188. Розанов В. В. Во Владимирском соборе: (Из очерка «Киев и киевляне»)//Просветитель. 1995. 2/3. С. LIII– LXIV. 3189. Стрижев А. Н. Свидетель благочестия: (Духовный писатель – Евгений Поселянин)//Просветитель. 1994. 1. С. 62–70. Театроведение. Театр 3190. Иоанн (Шаховской) , архиеп. Сан-Францисский. Философия игры/Иером. Иоанн (Шаховской) //Просветитель. 1995. 2/3. С. 182–191. 3191. Любимов Б. Н. Оправдание театра//Просветитель. 1995. 2/3. С. XLVIII-LII. Отклик на ст. архиеп. Иоанна (Шаховского) «Философия игры». 3192. Полищук Е. С. Православие, театр и детские воскресные школы//Просветитель. 1994. 1. С. 173–181. Правосл. оценка значения и возможностей театрального искусства в деле нравственного совершенствования. Философия 3193. Мальбранш Н. Разыскание истины: [Пер. с фр.]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 303–315. Главы о Тертуллиане и Сенеке: фр. философ Никола Мальбранш (1638–1715) размышляет о христианской этике. 3194. Страхов Н. Н. Поминки по И. С. Аксакове//Просветитель. 1995. 2/3. С. 284–294. Н. Н. Страхов (1828–1896) о значении И. С. Аксакова (1823– 1886) в развитии рус. национальной идеи. Перепеч. изд. 1886 г. Именной указатель 18 Аарон Уэльский, (Сур., мч.) 1253 Аввакум, протопоп 1202 Абраменкова В. В. 2741, 3117 Аввакумов Ю. П. 1850, 1851, 1852 Августин (Виноградский) , архиеп. Московский 788 Августин Иппонский (Блаженный), свт. 275–281 , 391–398 Августин Кентерберийский, (Сур., свт.) 1253 Августин (Никитин) , архим. 105, 231, 232, 407, 670, 678, 679, 955, 1210, 1305, 1307, 1348, 1367, 1368, 1675, 1795, 1820, 1940, 1956, 2758, 2848, 2868, 2942, 2990 Августин (Петерсон), митр. Рижский и всея Латвии 589 Августин-Мария см. Шувалов Г. П. Аверинцев С. С. 4, 6–8, 14, 16, 18, 54 , 64, 138, 162, 268, 271, 272, 273, 2271, 2276, 2947, 3002 Авраам, ветх. праотец 150, 1784, 2547 Агапия Аквилейская, св. мц. 1221

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1921 г. еп. Ямбургский, вик. Петроградской епархии; 1922–1925 в ссылке; с авг. 1926 г. архиеп. Хутынский; с 18.05.1932 митр. Старорусский; с 11.08.1933 митр. Новгородский; с 5.10.1933 митр. Ленинградский; с 1943 г. митр. Ленинградский и Новгородский; с 15.05.1944 патриарший Местоблюститель; с 4.02.1945 Патриарх Московский и всея Руси; † 17.04.1970. Пимен (Извеков) 17.11.1957 хирот. во еп. Балтского, вик. Одесской епархии; с 26.11.1957 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 в сане архиепископа; с 16.03.1961 архиеп. Тульский и Белевский; с 14.11.1961 митр. Ленинградский и Ладожский; с 9.10.1963 митр. Крутицкий и Коломенский; с 18.04.1970 патриарший Местоблюститель; с 2.06.1971 Патриарх Московский и всея Руси; † 3.05.1990. Алексий (Ридигер) 3.09.1961 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; с 23.06.1964 в сане архиепископа; с 25.02.1968 в сане митрополита; с 29.07.1986 митр. Ленинградский и Новгородский, управ. Таллинской епархией; с 10.06.1990 Патриарх Московский и всея Руси. Аввакум (Боровков) 28.11.1922 хирот. во еп. Старо-Уфимского, вик. Уфимской епархии; расстрелян 15.10.1937. Августин (Беляев) 21.09.1923 хирот. во еп. Иваново-Вознесенского; с 1.10.1929 еп. Алмаатинский; с 1.04.1930 еп. Сызранский; с 1931 г. епархией не управ.; с 27.03.1934 еп. Калужский и Боровский; с 2.04.1936 в сане архиепископа; расстрелян 23.11.1937. Августин (Маркевич) 20.02.1992 хирот. во еп. Львовского и Дорогобычского. Августин (Петерсон) 29.03.1936 хирот. в сане митрополита Рижского и всей Латвии; с 1940 г. епархией не управ.; с 1946 г. в юрисдикции РПЦЗ; † 4.10.1955. Августин в 1927 г. упом. как еп. Луганский, принадлежал к «григорианскому» расколу. Аверкий (Кедров) с 27.06.1915 еп. Острожский, вик. Волынской епархии; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1922 г. архиеп. Волынский и Житомирский; с 1929 г. в ссылке; расстрелян 27.11.1937. Авраамий (Дернов) 3.09.1923 хирот. во еп. Уржумского; с кон. 1923 г. епархией не управ.; с 22.02.1929 еп. Глазовский; с 1931 г. на покое; с 9.05.1935 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

В 1925 г. в Л. насчитывалось 167 538 православных, действовали 137 приходов. К сер. 30-х гг. XX в. их число увеличилось до 152 (ок. 174,38 тыс. православных). Из 124 священнослужителей 79 были русскими, 45 - латышами. После убийства в ночь на 12 окт. 1934 г. архиеп. Иоанна усилилось давление гос-ва на ЛПЦ с целью перехода ее в юрисдикцию К-польского Патриархата. В февр. 1936 г. патриархом К-польским Вениамином I без канонического отпуска из РПЦ ЛПЦ была преобразована в Латвийскую митрополию К-польского Патриархата. Было образовано 2 новых вик-ства: Елгавское викариатство (1936) и Ерсикское (1938, с 1939 Мадонское викариатство ). После установления в Л. советской власти, 24 марта 1941 г., указом Московской Патриархии учрежден Экзархат Латвии и Эстонии , в состав которого вошли Латвийская и Эстонская епархии. 28 марта 1941 г. митр. Августин (Петерсон) в Богоявленском кафедральном соборе Москвы принес публичное покаяние в расколе и ушел на покой. После оккупации Л. германскими войсками митр. Августин попытался восстановить ЛПЦ в юрисдикции К-польского Патриархата, однако не был поддержан ни православным клиром, ни оккупационными властями. 15 июня 1942 г. экзарх Л. и Эстонии митр. Сергий (Воскресенский) запретил Августина в священнослужении. 28 февр. 1943 г. во епископа Рижского был хиротонисан Иоанн (Гарклавс) . В годы немецкой оккупации Экзаршее управление организовало активную миссионерскую деятельность на территории Остланда и сев.-зап. районов России, в т. ч. работу Псковской миссии , основу которой составляло духовенство Л. После убийства митр. Сергия (29 апр. 1944) и эвакуации епископов осенью 1944 г. Экзархат прекратил свое фактическое существование. В лагерях и зонах оккупации США, Великобритании и Франции было зарегистрировано свыше 150 тыс. выходцев из Л. Большинство из них (55%) находилось в амер. зоне оккупации. 20 окт. 1946 г. митр. Августин и еп. Иоанн (с 31 авг. 1945 находился в лагерях для перемещенных лиц на территории Германии) подписали в Фелльбахе (близ Штутгарта) соглашение о создании ЛПЦ в эмиграции во главе с митр. Августином. Однако фактически в связи с нахождением митрополита в санатории на лечении главой ЛПЦ в эмиграции являлся еп. Иоанн. В нач. 1948 г. латв. духовенство обслуживало 18 постоянных лагерных приходов, а также отдельные группы православных, к-рые не имели возможности зарегистрировать приходы в своих лагерях (общее число прихожан 2,8 тыс. чел.). После отъезда в 1948-1949 гг. из Германии в США еп. Иоанна и большинства латв. священников ЛПЦ в эмиграции фактически прекратила свое существование. Официально это произошло 20 янв. 1955 г., когда митр. Августин передал духовное окормление паствы ЛПЦ в эмиграции архиеп. Берлинскому и Германскому (РПЦЗ) Александру (в миру Андрей Ловчий). Большинство латв. священников, переехавших в США, вошло в состав клира Северо-Американской митрополии (с 1970 Православная Церковь в Америке).

http://pravenc.ru/text/2463151.html

В Москве с ответом не спешили. Русская Православная Церковь находилась тогда в трудном положении. Действующих архиерейских кадров не хватало. Наконец, после неоднократных просьб в Ригу прибыл сорокадвухлетний архиепископ Сергий (Воскресенский). В результате воссоединение Церквей состоялось. Более того, была учреждена особая митрополичья область, главой которой стал московский посланник, а прежние правящие архиереи - его викариями. Никто из недавних раскольников не был лишен сана. И даже митрополит Августин (Петерсон) после покаяния, которое принес в Кафедральном соборе Русской Православной Церкви - Елоховском - был прощен. Все это произошло в феврале-марте 1941 года, а уже через месяц после начала войны митрополит Августин обратился к немецким оккупационным властям с просьбой дать свое соизволение на восстановление Латвийской Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата и на изгнание из Латвии Экзарха Сергия (Воскресенского). Но немцы поддержали не Августина, а митрополита Сергия, которого раскольники открыто называли " большевистским ставленником " и " агентом ЧК " . Возможно, Августин просто не казался им престижной фигурой - после всех его неудач и покаяний. Но, скорее всего, замысел был сложнее. И вот, что характерно, фашистские власти предложили митрополиту Сергию (Воскресенскому) действенную поддержку против раскольников - в борьбе за сохранение канонической принадлежности Экзархата к Московской Патриархии. В ответ они хотели, чтобы Экзарх создал церковное управление - " Православную миссию в освобожденных областях России " . Деятельность такой организации должна была стать экспериментом по претворению планов переустройства религиозной жизни СССР. Экзарх Сергий дал согласие. И у него, и у оккупационных властей существовали свои собственные цели.. Были они и у советской разведки... Так, один из ее руководителей П.А.Судоплатов в своих мемуарах, вышедших в 1995 г., вспоминал: " Уместно отметить и роль разведки НКВД в противодействии сотрудничеству немецких властей с частью деятелей Православной церкви на Псковщине и Украине. При содействии одного из лидеров в 30-х годах " обновленческой " церкви житомирского епископа Ратмирова и блюстителя патриаршего престола митрополита Сергия нам удалось внедрить наших оперативных работников В.М.Иванова и И.И.Михеева в круги церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории. При этом Михеев успешно освоился в профессии " священнослужителя " . От него поступала информация о " патриотическом настрое церковных кругов " .

http://pravoslavie.ru/5209.html

Алфавитно-именной список А Стр. АВВАКУМ (Боровков) Еп.Старо-Уфимский, вик. Уфимской епархии 19 АВГУСТИН (Беляев) Архп.Калужский и Боровский 20 АВГУСТИН (Петерсон) Митр.Рижский и всея Латвии 21 АВГУСТИН Еп .Луганский. ···.· 22 АВЕРКИЙ (Кедров) Архп.Волынский и Житомирский... 23 АВРААМИЙ (Дернов) Архп «Глазов с кий 25 АВРААМИЙ (Летницкий) Еп.Саратовский и Царицынский. 26 АВРААМИЙ (Чурилин) Еп .Пензенский 28 АГАПИТ (Борзаковский) Архп.Новоторжский 29 АГАПИТ (Вишневский) Архп.Екатеринославский и Ма- риупольский 30 АГАФАНГЕЛ Митр.Ярославский и Ростовский 32 (Преображенский) АГАФАНГЕЛ Еп.Темниковский, вик.Саранс­ кой епархии 41 АГАФОДОР Митр.Казанский и Ставрополь- (Преображенский) ский 42 АДАМ Архп«Филадельфийский и Карпа- (Филипповский) тороссий в США. 48 АДРИАН Еп.Ушицкий, вик.Каменец-По- (Анцыно-Чекунский) дольской епархии 50 АКАКИЙ (Заклинский) Еп.Енисейский и Красноярский 51 АЛЕКСАНДР (Белозер) Еп.Барнаульский 54 АЛЕКСАНДР (Богданов) Еп.Тамбовский и Шацкий 55 АЛЕКСАНДР (Виноградов) Еп.Житомирекий и Овручский... 57 АЛЕКСАНДР (Витол) Еп.Мадонский 58 АЛЕКСАНДР Еп.Полоцкий и Витебский 64 (Закке-Заккис) АЛЕКСАНДР (Иноземцев) Архп.б.Пинекий и Полесский.. 66 АЛЕКСАНДР (Карпин) Еп.Гельсингфорский 68 АЛЕКСАНДР (Малинин) Еп.Нолинский, вик.Вятской епархии 70 АЛЕКСАНДР (Надеждин) Еп.Вологодский 71 АЛЕКСАНДР Митр.Брюссельский и Бельгий- (Немоловский) ский . 73 АЛЕКСАНДР Еп.Гурийско-Мингрельский.... 76 (Окропиридзе) АЛЕКСАНДР (Паулус) Митр. Таллине кий и всея Эстонии 79 АЛЕКСАНДР (Петровский) Архп. Харь ков с кий 80 АЛЕКСАНДР Еп.Богородский, вик.Новгород- (Похвалинский) ской епархии 82 АЛЕКСАНДР (Раевский) Еп.Могилевский 83 АЛЕКСАНДР (Светланов) Еп.Калужский и Боровский.... 84 АЛЕКСАНДР (Соколов) Еп.Старорусский, вик.Новго­ родской епархии 90 АЛЕКСАНДР Архп.Молотовский и Соликамс- (Толстопятов) кий 91 АЛЕКСАНДР (Торопов) Еп.Рыбинский 93 АЛЕКСАНДР (Трапицын) Архп. Пугаче в с кий 95 АЛЕКСАНДР Еп.Бердичевский, вик.Киевс- (Чекановский) кой епархии 97 АЛЕКСАНДР (Щукин) Архп.Семипалатинский. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Для того чтобы получить больше самостоятельности, а точнее практически не зависеть от более высокой церковной иерархии и полностью оказаться под контролем своего государства, в начале 1936 года от Константинопольского патриарха для Православной церкви в Латвии добились автономии. Тогда же была учреждена Латвийская православная митрополия. Также решили образовать два викариатства – Елгавское и Ерсикское. Далее планировалось под контролем властей провести церковный Собор и избрать угодного государству митрополита. Кроме того, был изменен устав, теперь все важные вопросы (выборы епископов, учреждение новых епархий и др.) церковь должна была решать только с согласия государства Некоторая задержка с осуществлением вышеуказанных планов произошла лишь из-за внезапной смерти 29 декабря 1935 года Константинопольского патриарха Фотия II (Маниатиса, 1874–1935). В итоге, после избрания нового патриарха в марте 1936 года был проведен Собор Православной церкви Латвии, на котором избрали нового главу. Им стал Августин (Петерсон, 1873–1955). Иоанн Янсонс до выборов допущен не был. 29 марта 1936 года патриарший экзарх в Западной и Восточной Европе митрополит Германос (Стренопулос, 1872–1951) произвел хиротонию Августина (Петерсона) Позже, в сентябре 1936 года, во епископа Елгавского был хиротонисан Иаков (Карп, 1865–1943), а в 1938 году во епископа Ерсикского Александр (Витолс, 1876–1942) Местом пребывания последнего стал Даугавпилс. В результате всех этих изменений Православная церковь была поставлена на службу господствующему в стране политическому режиму и зачастую стала действовать вопреки интересам своей паствы. Так митрополит Августин стал требовать, чтобы везде проводились богослужения и на латышском языке. А при храмах, где были только русские приходы, открывались и латышские. Стоит отметить, что в некоторых местах Латгалии, где проживало больше всего православных Латвии, латышей было мало или не было вовсе. Поэтому подобные службы иногда приходилось проводить практически без участия прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Причиной его являлось не только бедственное положение Русской Церкви в СССР, решающую роль здесь сыграло стремление получивших независимость государств предельно оградиться от какого бы то ни было российского влияния. Упорное сопротивление русского духовенства (особенно монахов Псково-Печерского монастыря) в Эстонии удалось сломить в 1920-е гг., а в Латвии только во второй половине 1930-х гг. Так, например, оказалась закрыта влиятельная организация «Единение русских православных студентов Латвии» 271 . В июле 1940 г. республики Прибалтики вошли в состав СССР, и уже в августе Синод, а затем и глава Латвийской Православной Церкви митрополит Августин (Петерсон) под давлением верующих и оппозиционного духовенства ходатайствовали перед Московской Патриархией о воссоединении с Русской Церковью. В том же месяце с подобным ходатайством обратился и глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус). После получения разрешения советских властей в конце 1940 г. в Прибалтику в качестве полномочного представителя Московской Патриархии с целью обсудить условия воссоединения выехал архиепископ Сергий (Воскресенский). Первоначально главой православных приходов Латвии и Эстонии был назначен митрополит Елевферий, но 1 января 1941 г. он скончался, и новым митрополитом Литовским, а затем и экзархом Прибалтики стал Сергий. Указом Московской Патриархии от 24 марта 1941 г. был учрежден экзархат, то есть особая митрополичья область, в состав которой входили Латвийская и Эстонская епископии. Никто из их архиереев не лишался сана. Распускались Синоды в Латвии и Эстонии и Епископское управление в Литве. Вместо них митр. Сергий должен был создать в соответствующих викарных епископствах управления экзархата, а также периодически созываемый Синод епископов, которые по отношению к нему имели только совещательные права. Таким образом посланец Москвы становился руководителем, совершенно независимым от местного духовенства. 28 марта митрополиты Августин и Александр в кафедральном соборе Москвы исполнили процедуру публичного покаяния в грехе раскола, клятвенно обещали хранить в дальнейшем постоянную верность Русской Церкви и были приняты в литургическое общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010