Ранненбургская (григ.) ‘ 1926–: Иоанн Киструсский Ранненбургская (обн.) 1932–27.10(09.11).1932: Нил Ушаков Ревельская см. Таллиннская Ржевская 02(15).01.1923–1923: Игнатий Жебровский 03(16).09.1923–19.02(04.03).1924: Валериан Рудич 1924–1930: 30 .04(13.05).1930–24.10(06.11).1930: Валериан Рудич, паки 24 .10(06.11).1930–21.03(03.04).1933: Никон Пурлевский 21 .03(03.04).1933–11(24).08.1933: Владимир Горьковский 11(24).08.1933–18(31).03.1936: Палладий Шерстенников 18(31).03.1936–23.05(05.06). 1936: Александр Щукин Ржевская (обн.) 04(17).12.1922–20.01(02.02).1923: Николай Соловей Рижская 13(26).08.1910–17(30).11.1917: Иоанн Смирнов 1 1917–1917: Макарий Гневушев, в. у. 1918–1918: Иосиф Петровых , в. у. 10(23).01.1918–14(27).01.1919: Платон Кульбуш, в. у. 1919–1921: 07 (?).1921–12(25).10.1934: Иоанн Поммер 1934–1936: 29 .03(11.04).1936–1940: Августин Петерсон 1940–1943: Сергий Воскресенский 2, в. у. 28 .02(13.03).1943–09.1944: Иоанн Гарклав 1945–1947: Корнилий Попов, в. у. Ровненская и Волынская 1940–02(15).07.1941: Николай Ярушевич , в. у. 1941–08(21).05.1943: Алексий Громадский, окк. Романово-Борисоглебская см. Тутаевская Ромненская 1927–1931; Николай Пирский Рославльская 13(26).09.1920–1927: Вениамин Глебов 28 .04(11.05).1928–11(24).05.1928: Валериан Рудич 1928–08.1931: Даниил Троицкий 1931–20.06(03.07).1935: Стефан Виноградов Россошанская 1928–13(26).08.1930: Памфил Лясковский Россошанская (обн.) 10(23).04.1923–: Григорий Орлов 03 .1923–1927: Алексий Щербаков 1928–1933: Гермоген Лебедев 1933–19.09(02.10).1935: Григорий Орлов. паки Ростовская 02 .1920–08.1926: Иосиф Петровых 1925–1926: Гервасий Малинин(?) 01(14).10.1927–02(15).11.1927: Иннокентий Летяев 01(14).12.1927–1928: Евгений Кобранов Стефан Гнедовский –22.11(05.12).1933: Евгений Кобранов, паки 22 .11(05.12).1933–17(13).11.1935: Серафим Трофимов Ростовская (обн.) 1929–: Иоанн Смирнов 3 –1932: 1932–1934: Софония Яскевич Ростовская на Дону 1919–17(30).08.1927: Арсений Смоленец 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Дело в том, что тамошние православные епархии в послереволюционный период заявили о своей церковной самостоятельности. Теперь, в новых политических обстоятельствах, неизбежно должны были вноситься изменения в их церковную жизнь. Патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий стремился упорядочить здесь церковную жизнь и взять ее под контроль. По немногим из дошедших до нас его писем мы можем представить его точку зрения на церковные проблемы на данных территориях. К примеру, в письме епископу Александру (Толстопятову) он писал: «Наши новые области заставляют-таки беспокоиться. Новая заплата не сразу пристает к старой одежде. Все у них там как-то по-своему. В особенности трудно дается усвоить, что прежняя их автокефалия на церковном языке называется „раскол“ со всеми следующими отсюда выводами: что все, признаваемое за ними, признается лишь „икономии“ ради, а, строго говоря, по канонам ни на что они рассчитывать права не имеют. Они же представляют дело приблизительно вроде Вашего переезда из Череповца в Слободской: взял чемодан, купил билет и с Богом. Много еще придется с ними потерпеть, втолковывая таблицу умножения… Ждет устройства Бессарабия. Туда командирован епископ Алексий Сергеев. В Западную Украину и Белоруссию поехал (временно) экзархом архиепископ Николай Ярушевич . Теперь нянчимся с Латвией и Эстонией. Командирован в Латвию и Эстонию наш архиепископ Сергий: Латвия принесла покаяние, а об Эстонии пока не знаем» 149 . В 1940 году митрополит Сергий предложил митрополиту Эстонскому Александру (Паулусу) и митрополиту Латвийскому Августину (Петерсону) вернуться в Московскую патриархию. После переговоров духовенство и приходы перешли в юрисдикцию Московского патриархата. На Таллинской кафедре правящим архиереем остался архиепископ Александр (Паулус), который дал клятву верности Московской патриархии. В начале 1941 года в Литву вместо скончавшегося митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) был направлен архиепископ Сергий (Воскресенский) с возведением в сан митрополита и назначением экзархом Латвии и Эстонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Позиция священномученика Иоанна не устраивала многих. В ночь на 12 октября 1934 г. священномученик архиепископ Иоанн был убит на пригородной даче. Убийство иерарха открыло путь для включения Латвийской Церкви в ведение Константинополя. 11 марта 1936 г. Латвийским митрополитом был избран гарнизонный священник из Даугавпилса протоиерей Августин Петерсон. Протоиерей был пострижен в рясофор без изменения имени, 29 марта рукоположен во епископа и возведен в сан митрополита. Хиротонию возглавил митрополит Фиатирский Герман из Константинопольского Патриархата. Без уведомления Московской Патриархии Латвийская Церковь была принята в ведение Константинопольской Церкви. § 5. Церковная жизнь в Литве Положение Церкви в Литве также напрямую зависело от политической обстановки. После Первой мировой войны и конфликта между Польшей и Литвой часть литовской территории (Виленский край) была включена в состав Польши. В 1919 г. в Вильнюс был назначен архиепископ Елевферий (Богоявленский). Несогласие с польской автокефалией стало основанием для преследований архипастыря. В том же году после всенощного бдения на праздник Покрова Пресвятой Богородицы он был арестован, заключен в католическом монастыре, а спустя три месяца выслан за пределы Польши. Вместо него польское церковное руководство назначило на Виленскую кафедру бежавшего из Советской России архиепископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия (Феодосиева), согласившегося с автокефалией Польской Церкви. Архиепископ Феодосий возглавлял Виленскую епархию до 1939 г. Изгнанный из Польши архиепископ Елевферий до 1923 г. находился в Берлине, пока не получил предложение переехать в Ковенскую Литву. Архипастырь прибыл в Каунас, где сразу же приступил к организации епархиальной жизни. Положение православия в Литве было незавидным. Согласно законам нового государства, в одной только столице, Каунасе, было отобрано у Православной Церкви более десяти зданий. Среди них был Александро-Невский собор, Петропавловский военный крепостной собор, а также целый ряд приходских, школьных и больничных храмов. Единственной действующей православной церковью в городе осталась кладбищенская Воскресенская церковь . Этот храм, рассчитанный на 200 человек, стал кафедральным собором. При храме поселился и правящий архиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деятельность архипастыря мешала многим. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн завершил свою жизнь мученической кончиной – неизвестные злоумышленники сожгли его на пригородной даче. Убийство священномученика открыло путь к подчинению Латвийской Церкви Фанару, тем более что на этом настаивало правительство Латвии. В марте 1936 г. для выборов нового митрополита в Ригу прибыл представитель Вселенского Престола митрополит Фиатирский Герман. Список из трех кандидатов в митрополиты был отправлен на утверждение Константинопольскому Патриарху Вениамину. 10 марта митрополитом был избран протоиерей Августин Петерсон, служивший в Даугавпилсском гарнизоне. Он был пострижен в рясофор без изменения имени, 29 марта рукоположен во епископа и возведен в сан митрополита. Хиротонию возглавил митрополит Герман. В Томосе Константинопольской Патриархии говорилось, что Латвийская Церковь принимается в ведение Константинополя по причине нарушения ее связей с Российской Церковью. При этом в документе не говорилось ни о Матери-Церкви Российской, ни о том, что Латвийская Церковь может вернуться в ее подчинение после падения коммунистической власти. Излагая эти события, «Церковная жизнь» охарактеризовала их как очередной захват чужой канонической территории 933 . Глава 4. Курс на Фанар. Константинопольская Патриархия и Русский экзархат в Западной Европе в послевоенные годы В начале 1930-х гг., переходя в ведение Константинопольского Патриарха, митрополит Евлогий объяснял свои действия невозможностью нормального общения с Матерью Российской Церковью и указывал на временность своего подчинения Вселенскому Престолу. Церковь в Отечестве при жизни митрополита Евлогия свободы так и не получила, но иерарх, вдохновленный победами Красной армии и избранием Патриарха, уверовал, что время воссоединения с Московской Патриархией настало. Свою роль здесь, несомненно, сыграла просоветская пресса, усердствовавшая во Франции и призывавшая эмигрантов возвращаться на родину. По словам современника тех событий, казалось, что такие газеты отличались от фашистских лишь тем, что имя Гитлера в них заменялось на имя Сталина 934 . Митрополит Евлогий был одним из немногих, кто этой пропаганде поверил. В 1944 г. он стал контактировать с советским посольством в Париже, а затем вступил в переписку с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Алексием (Симанским). В июле 1945 г. митрополит Евлогий ввел поминовение Патриарха Московского Алексия I вместе с именем Вселенского Патриарха. Правда, примерно половина приходов поминать главу Русской Церкви отказалась 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то, Лав усиленно домогается хиротонии. По поводу дела об автокефалии я заявил всем кому следует свой протест. Из-за этого, а также из-за моего нежелания насильственно везде ввести новый стиль вопреки указанию Святейшего Тихона на меня воздвигнуто большое гонение – требуют удалить меня с кафедры и выслать меня из Финляндии» 92 . Мнение главы автономной Финляндской Церкви было проигнорировано, а в церковную делегацию в Стамбул был включен представитель правительства Финляндии. Этим несогласием с мнением правящей элиты Финского государства архиепископ Серафим определил и свою собственную судьбу: в 1924 г. указом президента Финляндии он был отстранен от управления православной Церковью и вскоре выслан из Финляндии. Действовавшие, очевидно, в согласии церковные делегации из Эстонии и Финляндии приехали просить Константинопольского Патриарха об автокефалии, а архиепископ Александр (Паулус) также ходатайствовал о рукоположении епископом Финляндским Германа Аава при действующем каноническом архиепископе Финляндском Серафиме 93 . Вот как об этом спустя полгода писал митрополит Александр Патриарху Тихону: «Мы, согласно общему желанию представителей нашей Церкви, решили поведать о нашем положении Константинопольскому Патриарху и просить его и Священный Синод Константинопольской Церкви довершить каноническое устройство нашей Церкви, начатое с благословения Вашего Святейшества высшим управлением Русской Церкви, – тем, чтобы мы получили все канонические права автокефальной Церкви». Таким образом, основная задача эстонской делегации, отправившейся в Стамбул, была та же, что и три года назад у командированного в Москву П.И. Сеппа, – получение полной независимости (автокефалии) Эстонской Церкви. Православная Церковь в Латвии оставалась верной Матери Церкви еще почти 15 лет, до трагической кончины священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) , зверски убитого латышскими националистами в своей резиденции в 1934 г. После его кончины повторилась ситуация, похожая на события в Финляндии: правительство Латвии не допустило к управлению православной Церковью архиепископа Литовского Елевферня, назначенного местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Сергием (Страгородским) временно управляющим Латвийской Церковью; проходивший под контролем властей Собор Латвийской Церкви постановил просить Константинопольский Патриархат о принятии Церкви в Латвии в его юрисдикцию и избрал кандидатуру нового архиерея – священника Августина (Петерсона), в незаконном рукоположении которого участвовал и митрополит Александр (Паулус).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одна находилась при Богоявленском монастыре в Кременце (Волынская епархия), а вторая – при Свято-Онуфриевском монастыре в Жировицах (Гродненская епархия) и их судьбе школьная реформа не угрожала. Кроме того, в несколько раз выросло число правящих православных архиереев в СССР, только в республиках Прибалтики их было восемь: митрополит Эстонский и Таллинский Александр (Паулус), епископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Печерский Николай (Лейсман), заштатный, не признававший автономии Эстонской церкви бывший Печерский епископ Иоанн (Булин) 266 , митрополит Рижский и Латвийский Августин (Петерсон), архиепископ Митавский Иаков (Карп), епископ Якобштадтский (Ерсикский) Александр (Витол), митрополит Ковенский и Литовский Елевферий (Богоявленский). Семь архиереев имелось в бывших польских восточных областях: архиепископ Виленский и Лидский Феодосий (Федосьев), архиепископ Полесский и Пинский Александр (Иноземцев), архиепископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский), епископ Острожский Симон (Ивановский), епископ Камень-Каширский Антоний (Мерценко), епископ Луцкий Поликарп (Сикорский) и бывший епископ Пинский и Новогрудский Пантелеймон (Рожновский), за непризнание автокефалии Польской Православной Церкви находившийся в заточении в Жировицком монастыре 267 . Перед советским руководством встал острый и неотложный вопрос определения своей религиозной политики на новых территориях. Решение его проходило в свете необходимости ассимилировать и политически нейтрализовать миллионы новых, в основном православных граждан. Правительство сознавало, что этого невозможно достигнуть открытой антицерковной кампанией. Обычно советские пограничные зоны контролировались особенно тщательно – церкви там закрывались полностью. Но ликвидировать тысячи приходов и десятки монастырей западных областей в обозримые сроки являлось невозможным. От обычной политики пришлось отказаться. Возникновение массового недовольства населения в результате гонений на Церковь при наличии германской армии по другую сторону границы представлялось слишком рискованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но оккупировавшие эти территории советские войска, прежде всего, обрушили свои репрессии на представителей господствующих классов – представителей государственного аппарата, местных помещиков, буржуазии – всех тех, кто подлежал в первую очередь уничтожению. Что же касается церковной жизни, то, конечно, было запрещено преподавание Закона Божия в школах, все церковное имущество было объявлено государственным. Начались аресты – хотя и немногочисленные – среди духовенства. Некоторые храмы закрывались, кратковременно арестовали нескольких архиереев. Но ситуация была такова, что находившиеся на этих территориях православные церкви были в разном положении. На Западной Украине и в Западной Белоруссии храмы эти были в юрисдикции Польской автокефальной Православной Церкви. В Эстонии и Латвии православные епархии входили в юрисдикцию Вселенского Патриарха. И только в Литве митрополит Елевферий (Богоявленский) сохранял юрисдикцию митрополита Сергия. Конечно, православное духовенство этих территорий, нередко, кстати сказать, состоявшее из русских эмигрантов, отдавало себе отчет в том, что репрессии все равно обрушатся и на них. И единственная надежда связывалась ими с тем, чтобы перейдя в юрисдикцию митрополита Сергия, сохранить свое существование. Ведь, в конце концов, сохранился же он каким-то образом в Советском Союзе! И вот почему митрополит Таллиннский Александр (Паулус), митрополит Рижский Августин (Петерсон) и архиепископ Волынский Алексий (Громадский) вместе со всеми своими архиереями перешли сразу в юрисдикцию митрополита Сергия, надеясь таким образом сохранить себя от репрессий. Репрессии эти все равно начались. Было закрыто несколько десятков храмов, арестовано к тому времени не более двухсот священнослужителей, хотя расстреляно уже несколько десятков священнослужителей. Это, конечно, было уже довольно много в первые годы советской оккупации. Но затем ситуация изменилась – война перешла в другое качество. Митрополит Сергий, конечно же, принял в свое общение всех перешедших к нему архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После совершения панихиды останки почившего митрополита были перевезены и захоронены в семейной могиле Петерсонов на кладбище в Косе, что в 70 километрах от Риги. Сделано это было согласно завещанию владыки Августина, в котором он просил перезахоронить его останки на Латвийской земле после восстановления независимости Латвийского государства. По прибытии в Косу священнослужители, во главе с членом Синода Латвийской Церкви благочинным Валмиерского округа митрофорным протоиереем Николаем Тихомировым, совершили литию в храме святителя Николая чудотворца. Затем гроб с останками почившего был перенесён на кладбище недалеко от Свято-Никольского храма, где они и были захоронены. После погребения также была совершена лития. Как рассказал ЖМП протоиерей Николай Тихомиров, в торжественной церемонии перезахоронения приняли участие около 200 человек. К этим мероприятиям в Латвии активно готовились начиная с мая. После погребения внучка митрополита Августина, проживающая в Канаде, передала представителям Церкви архив приснопоминаемого владыки – его личную переписку, дневник. «Это особо важный и значимый как для Латвийской Православной Церкви, так и для всей Латвии день, потому что на свою Родину вернулся один из выдающихся ее сыновей – митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон), чья жизнь и деятельность оставила неизгладимую страницу в жизни Латвийской Православной Церкви. Это очень значимое событие, которое напоминает нам всем – и тем, кто живёт здесь в Латвии, и тем, кто ввиду жизненных обстоятельств вынужден жить за её пределами, - что для каждого человека есть только одна Родина», - сказал протоиерей Николай. 12 августа 2011 г. 16:26 HTML-koд для сайта или блога: Останки митрополита Августина (Петерсона) спустя более полувека после его кончины перезахоронены в Латвии В Латвии 10 августа состоялось торжественное перезахоронение останков митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона), скончавшегося 4 октября 1955 г. в местечке Гаутинг близ Мюнхена. К этим мероприятиям здесь активно готовились начиная с мая. В своем слове после панихиды в кафедральном соборе Риги митрополит Рижский и всея Латвии Александр отметил, что владыке Августину пришлось быть архиереем в очень тяжёлые предвоенные и военные годы, и он усердно трудился на благо Церкви.

http://e-vestnik.ru/news/ostanki_mitropo...

После убийства архиерея давление латв. правительства на ЛПЦ с целью перехода ее в юрисдикцию К-польского Патриархата резко усилилось. Не была исполнена воля архиеп. Иоанна о погребении его в кафедральном соборе, местом упокоения владыки стало рижское Покровское кладбище. Заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) возложил временное управление ЛПЦ на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) . Однако МИД Латвии отказал митрополиту во въезде в страну, а Синод ЛПЦ, действуя под давлением МВД, не признал его канонических прав. После мученической кончины архиеп. Иоанна состав Синода был практически полностью обновлен, и новый Синод в авг. 1935 г. обратился к патриарху К-польскому Фотию II с просьбой принять ЛПЦ в свою юрисдикцию, 11 нояб. попросил даровать Латвийской Церкви автономию по образцу Эстонской Церкви. Томосом от 4 февр. 1936 г. уже новый патриарх К-польский Вениамин I даровал ЛПЦ «автономию в ее внутреннем правлении и ведении дел». Согласно томосу, Церковь стала называться Православная Латвийская митрополия. Поскольку переход ЛПЦ в юрисдикцию К-поля был сделан без канонического отпуска из РПЦ, Синод Русской Церкви не признал законность данного акта. Накануне выборов главы ЛПЦ по распоряжению МВД был изменен ее устав: все важные вопросы церковной жизни - выборы епископов, учреждение новых епархий и вик-ств и др.- должны были решаться лишь с согласия органов гос. власти. 10 марта 1936 г. на Вселатвийском церковном Соборе главой ЛПЦ был избран прот. Август Петерсон (пострижен в рясофор и наречен Августином), который 29 марта был хиротонисан в Риге во епископа Рижского и всея Латвии с возведением в сан митрополита. Его хиротонию совершили архиереи к-польской юрисдикции во главе с митр. Фиатирским Германом (Стринопулосом). Для упрочения автономного статуса ЛПЦ было принято решение образовать 2 викариатства - Елгавское и Ерсикское (с 1939 Мадонское викариатство ). 27 сент. 1936 г. Иаков (Карп) был хиротонисан в Риге во епископа Елгавского, а 17 июля 1938 г. Александр (Витолс) хиротонисан в Даугавпилсе во епископа Ерсикского (позднее епископ Мадонский). Инициатива образования викариатств также исходила от латв. правительства. На Вселатвийском церковном Соборе, созванном в июле 1936 г., переизбрали Синод, а также внесли изменения в устав: ограничивалось приходское самоуправление, причт прихода назначался, перемещался или увольнялся только предстоятелем ЛПЦ и Синодом.

http://pravenc.ru/text/2463149.html

   В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен на пригородной даче. Преступление так и не расследовали до конца, однако в народе считали, что возможных виновников убийства следует искать среди агентов латвийских властей или советской разведки. После его кончины в жизни Латвийской Церкви произошли серьезные перемены. Церковь без согласия Московской Патриархии перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. 29 марта 1936 г. митрополит Фиатирский Герман возглавил хиротонию во епископа с возведением в сан митрополита Рижского и всея Латвии бывшего до этих пор гарнизонным священником в Даугавпилсе Августина (Петерсона). В 1938 г. в Латвии была открыта новая Даугавпилсская кафедра. На нее хиротонисали Александра (Витолса).    После присоединения Латвии к Советскому Союзу латвийское духовенство через покаяние было принято в юрисдикцию Московской Патриархии. Митрополит Рижский Августин (Петерсон) ушел на покой. 1917 по 1921 г. Литовской епархией управлял викарный епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский). 28 июня 1921 г. он назначен был правящим архиереем с возведением в сан архиепископа Литовского и Виленского. В конце гражданской и мировой войны его епархия оказалась разделенной государственной границей между Литвой и Польшей. Епархиальный центр Вильна вместе с Виленским краем, в котором сосредоточена была большая часть православного населения епархии, оказались в пределах Польского государства. Владыка Елевферий за решительное неприятие незаконной автокефалии Польской Церкви был подвергнут трехмесячному аресту в одном из католических монастырей. Только в апреле 1923 г. по настоянию литовского правительства он был освобожден и смог приехать в столицу Литвы Каунас. Архиепископ Елевферий не признал раздела епархии, учиненного священноначалием Польской Церкви, поставившей на Виленскую кафедру в 1922 г. архиепископа Феодосия (Федосиева).    Литовские власти не настаивали на отделении Литовской епархии от Московской Патриархии отчасти потому, что православных в республике было сравнительно мало, а среди литовцев почти не было. К тому же литовское правительство в своих притязаниях на Вильну, отторгнутую Польшей, встречало поддержку со стороны правительства СССР. Во всяком случае архиепископ Елевферий не встречал никаких затруднений со стороны властей в сношениях с Патриархией, которой он хранил безусловную каноническую верность. В октябре 1928 г. архиепископ Елевферий приезжал в Москву для доклада о своих епархиальных делах и о положении православной Церкви в Польше. В ноябре того же года владыка Елевферий был возведен в сан митрополита. После увольнения митрополита Евлогия (Георгиевского) от должности управляющего Западноевропейскими приходами Русской Церкви митрополит Елевферий был назначен на эту должность 24 марта 1930 г. как временно управляющий, с 30 апреля 1931 г.— как управляющий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010