В результате временное существование экзархата было официально разрешено, и митрополит Сергий смог вернуться в Ригу. В Латвии он никакой серьезной оппозиции не встретил, митрополит Августин (Петерсон) остался почти в полном одиночестве (при этом германская администрация старалась различными способами удалить 50 000 латышей из Православной Церкви). Иначе дело обстояло в Эстонии, где русские приходы составляли лишь 25 %. Там уже много месяцев шла открытая и упорная борьба. Еще 14 октября 1941 г. митрополит Александр заявил, что он «был признан государственной властью единственным главой Эстонской Церкви», и угрожал привлечением не подчинившихся ему к ответственности. Действительно, митрополита активно поддерживали созданные под эгидой германских местные эстонские органы управления, которые развернули целую кампанию угроз и репрессий против русских священников и мирян. Подобными методами значительную часть из них временно удалось запугать и заставить молчать. Только русским приходам и монастырю в Печорском районе удалось остаться в составе экзархата Московской Патриархии. Кроме того, о своей верности митрополиту Сергию заявил епископ Нарвский Павел (Дмитровский), но его лишили возможности управления почти всеми прежде подчиняющимися ему приходами. Владыка неоднократно резко протестовал, но ситуация не менялась. Экзарх в свою очередь тоже протестовал против действий митрополита Александра и подал заявление германским органам власти с просьбой не препятствовать воссоединению Эстонского епископата с экзархатом и запретить вмешательство в это дело местной эстонской администрации. Его усилия долгое время также оставались безуспешными 703 . Такое положение сохранялось до конца лета. 23 июля 1942 г. Синод Апостольской Православной Церкви Эстонии постановил, что она остается в юрисдикции Константинопольского патриарха и в границах прежнего эстонского государства. Из 10 священнослужителей, участвовавших в заседании Синода, не было ни одного русского. В докладной записке «Православная церковь в Остланде» от 6 июля 1942 г., написанной руководителем особого штаба X главной рабочей группы «Остланд» оперативного штаба Розенберга В. Холлбергом (Тарту), говорилось, что борьба в Эстонии должна будет, вероятно, в конце концов свестись к разгрому русской части Православной Церкви: «О многом говорит уже то, что ситуацию характеризуют как национальное преследование русских внутри православной церкви руководителем этой церкви. Известие об этом перешагнуло границы Остланда и производит очень нежелательное впечатление на население освобожденных от большевиков областей России» 704 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ему сразу же пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Вскоре после захвата Риги митрополит Августин (Петерсон) объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК», экзарха митрополита Сергия. Подобным образом события развивались и в Эстонии. 8 июля германские войска вошли в г. Печоры, а уже 17 июля настоятель местного эстонского православного прихода Петр Пякхель издал циркуляр, называя себя в нем благочинным Печорского округа, поставленным новыми гражданскими и военными властями и требуя прекратить на богослужениях поминовения экзарха и возносить только имя митрополита Таллинского Александра (Паулуса) с титулом всея Эстонии. После взятия немцами Таллина, 28 августа он ездил к митр. Александру и узаконил свое благочиние, а позднее был хиротонисан в сан епископа. Митрополит Таллинский 14 октября 1941 г. также объявил себя «ответственным главой Церкви» 687 . В первый же день оккупации Риги, 1 июля 1941 г., митрополит Сергий был арестован, но через 4 дня освобожден на поруки. Существуют свидетельства, что уже во время этого ареста он не без успеха убеждал германские власти, что для них политически выгоднее примириться с поминовением главы Московской Патриархии, чем содействовать возвращению Латвийской и Эстонской Церквей в юрисдикцию Вселенского патриарха, экзарх которого находился в это время в Лондоне и имел тесные связи с правительством Великобритании. После освобождения экзарх Прибалтики собрал духовенство Риги в Троице-Сергиевом монастыре и объявил, что остается «послушником митрополита Сергия (Страгородского) » 688 , т. е. Патриаршего Местоблюстителя в Москве. В то же время владыка Сергий с самого начала оккупации занял антикоммунистическую позицию. Уже в сообщении оперативной группы А полиции безопасности и СД от 11 июля 1941 г. говорилось, что он выразил готовность опубликовать воззвание к верующим России, направленное против коммунизма, и составил его проект 689 . Это способствовало тому, что сначала военная, а затем и гражданская германская администрация в Прибалтике не ликвидировала сразу же экзархат Московской Патриархии, а позволила ему временно остаться существовать до окончательного выяснения ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немцы, применяя тактику «разделяй и властвуй», ловко использовали исторические разногласия между РПЦ и РПЦЗ, а также тот факт, что еще в 1936 году Латвийская Церковь порвала связь с Москвой. К тому же в Прибалтике постоянно усиливалось влияние Католической Церкви, стремящейся потеснить РПЦ. После прихода немцев митрополит Августин (Петерсон) стал хлопотать в Риге о восстановлении автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии митрополита Сергия. К нему присоединился и митрополит Таллиннский Александр (Паулуса). 22 июня 1942 года на заседании Синода Апостольской Православной Церкви, где не было ни одного русского, постановили остаться в юрисдикции Константинопальского Патриарха и в прежних границах Эстонии. Архим. Филипп (Морозов), сумевший втереться в полное доверие к митрополиту Сергию (Воскресенскому), всячески пытался вступить в контакт с Варшавой и Берлином, отстранить митрополита Сергия от должности, занять его место, создать и возглавить самостоятельную Литовскую Церковь. 8 сентября 1943 года было опубликовано «Постановление Собора Русской Православной Церкви об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства». Именно под таким названием публикует этот документ О.Ю.Васильева. Историк К.П.Обозный публикует этот же документ под названием «Обращение участников собора епископов в Москве 8 сентября 1943 года» . Называя «Постановление Собора...» «Обращением участников Собора» автор тем самым как бы лишает его канонической силы. Выборы Патриарха в Москве в 1943 году и за рубежом воспринимались по-разному. 8-13 октября 1943 года на собравшемся в Вене совещании духовенства РПЦЗ избрание Патриарха в Москве было признано неканоничным. В то время как владыка Сергий (Воскресенский) назвал « епископов эмигрантов схизматиками» за оппозицию Московской Патриархии и разрыв с ней, по его мнению, вообще лишал этих епископов права судить о московских делах с канонической точки зрения.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

ЛПАЦ существует с 1994 года. В ее общинах кроме церковнославянского используют в богослужении латышский язык и поминают Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея. Закон о религиозных организациях предписывает, что в Латвии одна православная, католическая или протестантская церковь может быть представлена только одной организацией. В Латвии для религиозных организаций установлен ценз оседлости: те сообщества, которые существовали в Латвии до утраты ею независимости в 1940 году, обладают правом первенства перед зарегистрированными после 1991 года. ЛПЦ как юридическое лицо существует в Латвии с 1921 года. В юридическом обороте Латвии наименование ЛПАЦ известно с 1996 года - когда Минюст Латвии отказал «константинопольским» православным в регистрации на основании того, что в Латвии уже есть ЛПЦ. В 2017 году ЛПАЦ подала иск против органов юстиции в Верховный суд Латвии. В этом иске «автономные» апеллировали к принципу правопреемственности. Представители ЛПАЦ в иске напоминали: в 1936 году ЛПЦ перешла в подчинение к Константинополю. Глава православной общины Латвии Августин (Петерсон) был хиротонисан в митрополиты экзархом Константинопольского патриарха Германом Стренопулосом, а Вселенский патриарх Вениамин даровал митрополии томос, официально не отозванный и после того, как митрополия в 1940 году вошла в Московский патриархат. После окончания Второй мировой войны, напомнили также «автономисты», в Западной Европе существовала латвийская церковь в изгнании, духовно окормляемая Августином (Петерсоном) до его кончины в 1955 году. Таким образом, резюмировали истцы, нынешняя ЛПАЦ - правопреемница довоенной митрополии, следовательно, и единственная латвийская православная община, существующая в стране с первых лет ее независимости. «Автономистам» в тяжбе с Минюстом в 2017 году оказала поддержку латышская интеллигенция. Однако ЛПАЦ тяжбу проиграла - на основании того, что существование в стране двух параллельных христианских церквей запрещено законом. Решение вопроса было перенесено в Конституционный суд без указания сроков.

http://ruskline.ru/opp/2019/oktyabr/2/ko...

Положение Православной Церкви на территориях, присоединенных к СССР Отношение Зарубежного Синода к войне будет непонятно без рассмотрения вопроса о положении Московского Патриархата в первые годы после начала боевых действий. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, а две недели спустя в эту страну вошли и советские войска. В период с 1939 по 1940 г. к СССР были присоединены Прибалтика, Западная Белоруссия, Западная Украина, Бессарабия, Северная Буковина и часть Финляндии с их право славными епархиями, монастырями и приходами. Начало войны несколько улучшило положение Церкви в Отечестве. Количество приходов Московской Патриархии сразу же выросло до 3742, 250 большая часть которых находилась на территориях Западных Украины и Белоруссии. По мнению историка В. И. Алексеева, именно раздел Польши между Германией и СССР спас Московскую Патриархию от полного и окончательного уничтожения. 251 Патриархия теперь рассматривалась государством как один из элементов контроля над населением вошедших в состав СССР регионов. Так, назначенные соответственно на Западную Украину и в Прибалтику экзархи Николай (Ярушевич) и Сергий (Воскресенский) имели поручение от НКВД организовать здесь агентурную сеть. 252 На старых территориях такая сеть к тому времени уже была создана. Во всяком случае, в декабре 1941 г. в Киеве была арестована большая группа священников и мирян Московской Патриархии по подозрению в шпионаже. Под подозрение попали 49 священнослужителей и 95 мирян. Подвергся аресту и глава Украинской автономной Церкви архиепископ Алексий (Громадский). Два священника, Александр Вишняков и Павел Остринский, признались, что являлись осведомителями НКВД и имели задание следить за настроениями на оккупированной территории, а также влиять на эти настроения. У священников была обнаружена прокламация, подписанная митрополитом Сергием (Страгородским) . Оба священника были расстреляны, с остальных была взята подписка о неучастии в антигерманской работе. 253 По мнению Алексеева, создание на присоединенных территориях больших экзархатов следует рассматривать в общем контексте советской антицерковной политики. Дело в том, что на территории Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики накануне войны было несколько епархий и архиереев. Создав здесь экзархаты, Советское государство, по сути, поставило местных архиереев в положение викариев. Иными словами, самостоятельные епархии были фактически упразднены. При этом некоторые иерархи предпочитали устраняться от дел или уходить на покой, как, например, митрополит Рижский Августин (Петерсон) и архиепископ Пинский Александр (Иноземцев). 254 Церковная власть на новых землях, таким образом, сосредоточилась в руках двух митрополитов – Николая (Ярушевича) и Сергия (Воскресенского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мучеником оказался сам экзарх Прибалтики. Весной 1944 года немцы решились на его уничтожение. Совершить покушение поручено было начальнику полиции Остланда обергруппенфюреру СС Эккельну. На дороге из Каунаса в Вильнюс машина, в которой ехал митрополит Сергий, была изрешечена пулями. Вскоре после освобождения Псковских земель от оккупантов, органы НКВД стали арестовывать всех членов Псковской Православной миссии. Приговоры им были суровые. От десяти лет до двадцати. Многие не вернулись потом из лагерей. Начальник миссии протопресвитер Кирилл Зайц, арестованный в Шауляе, получил двадцатку и через четыре года окончил дни свои в казахстанском лагере. Начальник канцелярии Псковской миссии протоирей Николай Жунда также получил двадцать лет и умер от туберкулёза в лагере Красноярского края. Печерский епископ Пётр Пяхкель получил десятку и тоже сгинул в лагерях. Такова же судьба многих, многих других, которые подобно им, обрели свою смерть за советской колючей проволокой. Но многим Бог дал и вернуться из мест заточения. Протоиерей Николай Шенрок, получив двадцать лет, был освобожден через одиннадцать из того же казахстанского лагеря, в котором скончался Кирилл Зайц. Вернулся из того же лагеря протоиерей Сергий Ефимов. Священник Иаков Начис, получив десять лет лагерей и отбыв их от звонка до звонка, стал служить в единственном действующем православном храме в республике Коми, потом в Мурманской области в церкви, превращённой в храм из лагерного барака. Многие из священников Псковской Православной миссии при наступлении советских войск эмигрировали и окончили дни свои за границей, кто в Швеции, кто в Германии, кто в Америке. Такова судьба Ревельского митрополита Александра Паулуса, Рижского митрополита Августина Петерсона, протоиереев Георгия Бенигсена, Алексия Ионова, Владимира Толстоухова, Иоанна Лёгкого и десятков других. У кого повернётся язык их осудить?.. Среди членов Псковской Православной миссии был тогда ещё молодой священник о.Николай Гурьянов. Его лично рукополагал митрополит Сергий Воскресенский. В дальнейшем о.Николай служил на острове Залит на Псковском озере и прославился как чудотворный старец.

http://pravmir.ru/pskovskaya-pravoslavna...

Г.А. Цитович " Храмы армии и флота " . Пятигорск, 1913 Грандиозный барокальный костел иезуитов при иезуитской коллегии был построен в Динабурге в 1737-1746 годах. Строительство крепости Динабург началось в 1810 году, в ожидании войны с Наполеоном. Цитадель строилась по указу императора Александра I, по ходатайству военного министра Михаила Барклая-де-Толли. Руководить работами поручили военному инженеру, генерал-майору Е.Ф.Гекелю, который выбрал место для закладки крепости и подготовил проект. Согласно этому проекту, инженерное ведомство выкупило у иезуитов принадлежавшие им земли, здания и церковь за 300 тысяч рублей. Крепость Динабург была решена в виде укрепленного города, овальная в плане территория которого регулярно членилась крупными кварталами. В центре расположена квадратная (150 х 150 м) плац-парадная площадь, рядом с ней и находились главная вертикальная доминанта территории – иезуитский костел. 26 мая 1811 года иезуитский костел был обращен в православный гарнизонный собор. В 1812 году недостроенная крепость стала достойной преградой на пути наполеоновских войск. В 1813 году строительство крепости было продолжено, но в боевых действиях она больше никогда не участвовала. Капитальный ремонт собора в связи с переоборудованием здания был осуществлен в 1828 году. В соборе было два престола, главный - во имя Рождества Христова и южный - придел Покрова Пресвятой Богородицы. В годы Первой Мировой войны в крепости располагался штаб Двинского военного округа, военный госпиталь. 2/15 ноября 1914 года крепостной госпиталь и службу в соборе посетили Государь Император Николай II и Государыня Императрица Александра Феодоровна, со старшими дочерьми Великими княжнами Ольгой Николаевной и Татьяной Николаевной. За годы войны собор пришел в запустение. Были разбиты окна, протекала кровля. С 1920 по 1940 год на этой территории были расквартированы полки Земгальской дивизии Латвийской армии. Для нужд гарнизона крепостной собор был восстановлен как лютеранский храм. Левый придел был передан католикам, а правый (южный), стараниями митрополита Августина, бывшего в то время гарнизонным священником в Даугавпилсе и с разрешения военных властей, в 1926 году был отдан православным. На собранные по подписным листам деньги был устроен иконостас, приобретена необходимая утварь, и 23 ноября 1926 года протоиерей Августин Петерсон освятил придел во имя Пресвятой Троицы. Приход сложился из офицеров и инструкторов православного вероисповедания, служивших в Даугавпилской крепости.

http://sobory.ru/article/?object=40814

Протокол допроса от 14 августа 1941 года. В.: Объясните, почему вы не работали? О.: Я несколько раз просил у митрополита Сергия назначить меня в епархию, но он всякий раз мне отказывал, объясняя это тем, что я был в лагерях. В.: Скажите, на какие средства вы существовали? О.: Источником средств моего существования были – присылка денег верующими гг. Москвы и Орла, а так же периодическая материальная помощь, которую мне оказывал митрополит Сергий и мои родственники. В.: Расскажите о своей антисоветской деятельности. О.: Я признаю себя виновным в том, что неоднократно в присутствии ряда лиц из среды духовенства и верующих в антисоветском духе высказывал недовольство политикой партии и советской власти в отношении церкви. Считал политику партии и советской власти неправильной и заявлял, что советское правительство против воли верующих закрывает церкви и применяет репрессии к невинному духовенству в целях разгрома церкви. Мне, посвятившему всю свою жизнь церкви, было больно это [видеть], в связи с чем я так болезненно реагировал. В.: Вы многое не договариваете. Расскажите, какую еще антисоветскую деятельность вы проводили? О.: К тому, что я показал выше, больше сказать не могу. Протокол записан правильно, с моих слов, мною прочитан. Могилевский. Допросил следователь 5 отделения следчасти НКГБ СССР лейтенант госбезопасности Солошенко. Протокол допроса от 20 августа 1941 года. В.: Вы встречались с епископами, приезжавшими в г. Москву из западных областей Украины, Белорусии и Прибалтийских республик? О.: Да, встречался. В.: При каких обстоятельствах вы с ними встречались? О.: В марте 1941 года митрополитом Сергием были вызваны митрополиты и епископы западных областей Украины, Белорусии и Прибалтийских республик для решения церковных вопросов. Я был так же приглашен. В.: Назовите фамилии приехавших священнослужителей. О.: Я знаю, что на приеме у митрополита Сергия были: Митрополит Николай (Ярушевич) Митрополит Александр (фамилию не знаю) .... [Паулус (К. В.)]... Митрополит Августин (фамилию так же не знаю) ... [Петерсон (К. В.)]...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

После образования независимой Латвийской республики Курляндская губ. была упразднена. Первым правосл. Церковь в независимой Латвии возглавил архиеп. сщмч. Иоанн (Поммер) , 19 июля 1921 г. назначенный на Рижскую кафедру св. Тихоном , Патриархом Московским и всея России. Вместе с назначением архиеп. Иоанн получил патриарший томос об автономии Латвийской Православной Церкви. После мученической кончины архиеп. Иоанна в ночь на 12 окт. 1934 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) возложил временное управление Латвийской Церковью на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) , но латв. мин-во иностранных дел отказало последнему во въезде в страну. 31 мая 1935 г. съезд правосл. духовенства и мирян Латвии отклонил назначение митр. Елевферия и обратился к К-польскому Патриарху Фотию II с прошением о принятии Латвийской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата. В июне 1935 г. Латвийская Церковь на правах автономии вошла в юрисдикцию К-польского Патриарха, 29 марта 1936 г. в Рождественском кафедральном соборе Риги состоялась хиротония Августина (Петерсона) во епископа Рижского и всея Латвии, в тот же день К-польский Патриарх Фотий II возвел его в сан митрополита. В 1936 г. было учреждено Е. в., епископом Елгавским был избран Иаков (Карп); на Соборе, прошедшем ранее в том же году, он был одним из кандидатов на пост митрополита. Епископская хиротония Иакова (Карпа), состоявшаяся 27 сент. 1936 г., совершалась на латыш. языке. Под упр. еп. Иакова находились приходы Елгавского и Лиепайского благочиний (ок. 30 общин), кафедральным храмом был елгавский собор праведных Симеона и Анны; в пределах Е. в., в г. Кулдиге, имелась школа псаломщиков. На содержание Елгавского епископа выделялись средства из латыш. казны. Еп. Иаков жил преимущественно в Риге, в здании Рижской ДС, помогая митр. Августину в управлении Латвийской Церковью. В 1940 г. правосл. Церковь Латвии вернулась в лоно РПЦ. 28 марта 1941 г. Рижский митр. Августин и его 2-й викарий Ерсикский еп. Александр (Витолс) в московском Богоявленском соборе принесли покаяние в грехе уклонения в раскол перед Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Не поехавший в Москву из-за болезни еп. Иаков отправил покаянное письмо. С 1941 г. еп. Иаков почти не принимал участия в церковной жизни, иногда участвовал в богослужениях. 6 июля 1942 г. экзархом Прибалтики Литовским и Виленским митр. Сергием (Воскресенским) он был возведен в сан архиепископа, скончался 19 окт. 1943 г. Впосл. Е. в. не замещалось. В 1945-1990 гг. в Елгаве действовала кладбищенская церковь, в 1992 г. был возвращен верующим полуразрушенный елгавский собор, оба храма относятся к Рижскому благочинию Рижской епархии.

http://pravenc.ru/text/189675.html

Митрополиты Александр (Паулус) и Августин (Петерсон) предлагали изгнать с кафедры Сергия (Воскресенского) как «ставленника Москвы». Однако тот убедил германские власти, что для них политически выгоднее примириться с поминовением главы МП, чем содействовать возвращению Латвийской и Эстонской Церквей в юрисдикцию Вселенского Патриарха, экзарх которого находился в это время в Лондоне и имел связи с правительством Великобритании, враждебным Гитлеру. Митрополит Сергий убеждал сохранить каноническое подчинение Прибалтики МП, заявляя, что Московский Патриархат никогда не примирялся с безбожной властью, подчинившись ей только внешне, и поэтому он сам имеет моральное право призвать русский народ к восстанию. Экзарх также предупреждал немцев, что всякое вмешательство с их стороны в церковное управление будет использовано советской пропагандой как доказательство порабощения Церкви немецкими властями. И Сталин, и Гитлер, по сути, были антихристианами, каждый в плену своей утопической идеи. Конечно, германские войска могли бы принести СССР освобождение от коммунизма. Но Гитлер был не лучше коммунистов. Поэтому настоящими патриотами нашего отечества были, по-видимому, те люди, которые представляли собой «третью силу», кто выступал и против нацизма, и против коммунизма. Они хотели восстановления исторической России (не реставрации монархии), возрождения той самой страны, которую мы потеряли в результате большевистского переворота. В оценках исторических деятелей мы часто продолжаем рассуждать по-сталински: или за красных, или за белых. А были люди, как митрополит Сергий (Воскресенский), которые не хотели ни тех, ни других. Ни коммунизма, ни нацизма, потому что это были два тоталитарных режима. Но шла война, и в этих условиях руководство Экзархатом было вынуждено идти на компромиссы. Членам миссии приходилось считаться с немецкой властью, повиноваться ей. Они приняли немецкую власть как реальность, как факт. Митрополит Сергий (Воскресенский) считал своим призванием служение Богу и Церкви.

http://pravmir.ru/cerkov-v-tylu-vraga-by...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010