Игум. Мария (Тучкова). Гравюра с воспроизведением автографа игумении. 1875 г. Игум. Мария (Тучкова). Гравюра с воспроизведением автографа игумении. 1875 г. 25 сент. 1816 г. Тучкова обратилась к имп. Александру I: «Потеряв обожаемого мною супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. Сия мысль беспрестанно умножает настоящую причину терзания моего, и ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой». В янв. 1817 г. император, как и Тучкова, пожертвовал на сооружение церкви 10 тыс. р. Ген. П. П. Коновницын, дивизионный начальник Тучкова, указал место близ средней Семёновской (Багратионовой) флеши, где «он [Тучков] пал мертв и тем запечатлел любовь к Отечеству». Тучкова выкупила у бородинских помещиков 3 дес. земли и, получив от управляющего Московской митрополией еп. Дмитровского Августина (Виноградского) грамоту на возведение храма в честь Нерукотворного образа Спасителя, приступила к строительству. 26 авг. 1820 г., в 8-ю годовщину Бородинской битвы, новопостроенный храм был освящен лужецким иером. Иоасафом. В нем была устроена символическая могила ген. Тучкова и установлен белый мраморный крест с надписью: «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного». Храмовым образом стала полковая икона Ревельского полка, шефом к-рого был Тучков,- Нерукотворный образ Спасителя. Об этой иконе в числе проч. имущества полковой церкви, отправленного перед войной из Виленской губ., где находился его полк, в г. Смоленск, Тучков поручил заботиться жене. При возвращении полку церковной утвари Тучкова попросила оставить икону ей, как драгоценную память о муже. Игум. Мария (Тучкова). Фотопортрет. 40-е гг. XIX в. (Музей-заповедник «Бородинское поле») Игум. Мария (Тучкова). Фотопортрет. 40-е гг. XIX в. (Музей-заповедник «Бородинское поле») Похоронив в склепе Спасского храма 15-летнего сына Николая (16 окт. 1826), Тучкова поселилась в небольшом домике-сторожке, построенном напротив храма с дорогими ее сердцу могилами. Постепенно при Спасском храме собралась небольшая община, в 1833 г. получившая статус «Богоугодного общежительного заведения для лиц женского пола, кои, быв обременены нуждами, скорбями, бедствиями и суетою жизни, желают обрести убежище, в котором бы при удовлетворении необходимым потребностям жизни могли проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии, чистоте и смирении». 4 июля 1836 г. в Троице-Сергиевой лавре Тучкова приняла постриг в рясофор с именем Мелания по благословению свт. Филарета (Дроздова), который духовно окормлял ее и устроенное ею общежитие: «Теперь Ваше чадо и Ваша подруга - Спасская обитель». Постриг совершил наместник Троице-Сергиевой лавры архим. прп. Антоний (Медведев) .

http://pravenc.ru/text/2562126.html

28) Сие подлинное учреждение за рукою нашею хранить при делах в соборе; а копию за скрепою опекуна прибить на стене в кельи, где будут жить студенты». – Тогда же Платон дал в семинарскую контору следующее предписание: «1) Билет сообщить собору и хранить его в ризнице, в ящики за печатию монастырскою, а копию с него, и, в какой силе подано от нас объявление в воспитательный дом, хранить в соборе и в семинарской конторе. 2) Проценты от собора брать ежегодно вместе с процентными деньгами лаврскими. 3) Опекуном быть г. Виноградскому и ему же деньги 200 руб. отдать. 4) Кельи для пяти студентов отвести на городовой стене, и, что надобно, в них исправить хорошенько, полы чтоб были деревянные и всегда чистые: также приготовить пять кроватей с постелями, шкаф, столы и прочее, что надобно. На все сие дозволяется ректору с опекуном употребить до 50 рублей, взяв оные от отца казначея. 5) После вакации хотя ректору и опекуну и выбрать пять студентов, прописанных в учреждении качеств, но для конфирмации представить их нам в бытность нашу. 6) Платье и прочее им сделать из полученных 200 руб., так как из тех же двух сот рублей и все годовое иметь содержание на точном основании учреждения. И ежели паче чаяния на первый год тех 200 р. недоставать будет, то дополнить из семинарской суммы С тем, чтоб в следующий год (в который расходу будет меньше, нежели в нынешний год) оные деньги в семинарскую сумму возвратить» 159 . Виноградский (Алексей Васильевич в последствии Августин, архиепископ московский), назначенный опекуном над платониками, был в то время учителем риторики. В кандидаты на места первых платоников ректор и опекун представили Платону девять человек из риторики, троих из философии и троих из богословия: Платон избрал из них: студента богословию Ивана Иванова Драницына, студента философии Алексея Никитина Ратнева, и учеников риторики Петра Иванова Докучаева, Ивана Васильева Васильевского и Филиппа Иовлева Машкова. Платоники помещены были и после помещались отдельно от прочих учеников; для них отделаны были комнаты в городовой стене за чертогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Наполеон и диавол. Немецкая карикатура. После 1813 г. Наполеон и диавол. Немецкая карикатура. После 1813 г. Во всех епархиях вскоре стали читать специальные молитвы, к-рые, как правило, были составлены епархиальными архиереями, отпечатаны в типографиях и разосланы по приходским храмам: в Московской епархии - «Молитва об изгнании врагов из Отечества» еп. Августина (Виноградского), в С.-Петербургской - «Пастырское приглашение к молитве» митр. Амвросия (Подобедова). Даже в Великом княжестве Финляндском была составлена особая молитва, содержавшая смиренную просьбу к Богу «положить предел высокомерию завоевателя» и «даровать победу справедливому делу» «миролюбивого Государя» Александра I. Антинаполеоновская церковная проповедь, подчеркивавшая религ. значение войны (ее представляли как священный подвиг в защиту Православия от «безбожной» Франции), укрепляла в рус. обществе сознание национального единства и поддерживала патриотические настроения. Религ. фразеология активно использовалась также светской пропагандой. Напр., полковые священники в войсках распространяли информацию из письма профессора Дерптского ун-та В. Ф. Гецеля, к-рое было послано в начале О. в. М. Б. Барклаю де Толли. Применив к франц. алфавиту принцип евр. изображения чисел, где первые 10 букв обозначают единицы, а прочие - десятки, Гецель высчитал в имени и титуле Наполеона I «звериное число 666», а также, истолковав 2 фрагмента Апокалипсиса (Откровения св. Иоанна Богослова), предсказал его скорое падение. Последнее объяснялось числом 42: согласно Апокалипсису, власть зверю (отождествлявшемуся христ. эсхатологией с антихристом) будет дана на 42 месяца, а Наполеону I в то время было 42 года. Исчисления Гецеля и размышления о созвучии имен Наполеона и «апокалипсического» Аполлиона (демона истребления, разрушения и смерти) имели в эпоху О. в. довольно широкое распространение, оказывая влияние не только на простой народ, но и нередко на представителей дворянства. Для создания соответствующего образа врага активно использовались также изобразительное искусство и худож.

http://pravenc.ru/text/2581703.html

Решение императора поддержала Русская Православная Церковь: Синод выпустил воззвание, к-рое вслед за манифестом читали во всех храмах страны. В нем подчеркивалась связь происходивших событий с Великой Французской революцией, во время к-рой «ослепленный мечтою вольности» франц. народ казнил законного кор. Людовика XVI и осквернил собственные храмы, чем заслужил проклятие Бога, распространившееся также и на те страны, к-рые последовали за Францией. Имп. Наполеон I именовался «властолюбивым, ненасытимым, не хранящим клятв, не уважающим алтарей врагом», к-рый «покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим и на благолепие храмов Божиих простирает хищную руку». О. в. осознавалась как «искушение», нависшее над Россией, которое она должна преодолеть с Божией помощью и еще больше утвердиться «в уповании на Промысел». Церковь призывала прихожан «принять оружие и щит» и «охранить веру отцов». Духовенству предписывалось укреплять людей в вере и призывать к участию в организации и деятельности ополчения: «Всех научайте словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме веры и Отечества» (РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 627. Л. 15). В плане выполнения духовенством этого предписания показателен случай, происшедший 25 июля 1812 г. в Тамбове во время заседания местного дворянского собрания, рассматривавшего вопрос о создании ополчения. Еп. Тамбовский и Шацкий Иона (Василевский ; впосл. митрополит), совершив литургию, в полном облачении вошел в дом, где проходило собрание, исполнил молебственное пение с коленопреклонением и обратился к дворянству и купечеству с краткой речью, призвав «ополчиться единодушно и сокрушить зубы скрежещущего врага», доказать, что «мы за святость веры, за дом Божией Матери, за честь и славу великого монарха нашего готовы победить или умереть». Епископ первым внес 3 тыс. р. на создание ополчения. Этот поступок, по словам очевидца, «побудил все состояния к похвальному соревнованию». Положения воззвания Синода нашли отражение и развитие в речах церковных иерархов, в проповедях и молитвах священнослужителей, обращенных к армии, ополчению и народу. Огромной популярностью пользовались речи выдающихся проповедников того времени митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) и еп. Дмитровского Августина (Виноградского ; впосл. митрополит), временно управлявшего Московской епархией «до выздоровления» митр. Московского Платона (Левшина).

http://pravenc.ru/text/2581703.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕКЕТОВ Платон Петрович (11.11.1761, Симбирск - 6.01.1836, Москва), издатель, литератор, коллекционер, историк. Происходил из дворянской семьи; образование получил в частных пансионах Симбирска, Казани и Москвы. В 1767-1788 гг. служил в гвардии, затем в Герольдмейстерской конторе при Сенате; в 1798 г. вышел в отставку и переехал из С.-Петербурга в Москву, где в 1801 г. во флигелях собственного дома на Кузнецком мосту основал типографию и книжную лавку, ставшую местом встреч московских писателей. Издательская деятельность Б. продолжалась с 1801 по 1812 г., затем с 1821 по 1824 г. Издавал сочинения совр. писателей (А. Н. Радищева, В. А. Жуковского, Н. И. Гнедича и др.), журналы «Друг просвещения» (1804-1806), в к-ром печатался «Словарь русских духовных и светских писателей» митр. Евгения (Болховитинова), и «Русский вестник» (1808). Был членом Общества истории и древностей российских (1811-1823 председатель) и Общества любителей российской словесности. Наиболее значительное предприятие Б.- издание рус. исторической иконографии, для чего им была собрана обширная коллекция живописных, рисованных, гравированных портретов рус. исторических деятелей (сгорела в пожаре Москвы в 1812). С помощью академика гравирования Н. И. Соколова и гравера А. А. Осипова Б. создал школу граверов из числа собственных крепостных. Было награвировано более 300 досок, с к-рых Б. успел напечатать: Пантеон российских авторов. Тетр. 1-4. М., 1801-1803 (20 портретов, текст Н. М. Карамзина); Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке, по годам кончины, с приложением их кратких жизнеописаний. Ч. 1. М., 1821-1824 (50 портретов). После смерти Б. гравированные доски были приобретены И. В. и П. В. Киреевскими, к-рые напечатали с них: Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М., 1843 (40 портретов); Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии. М., 1844 (42 портрета). Во все издания Б. включены портреты деятелей Русской Церкви (ок. 40 изображений), в т. ч. Патриархов Московских свт. Иова, сщмч. Ермогена, свт. Филарета, Никона (Минова), Адриана, свт. Ростовского Димитрия (Туптало), митр. Киевского Евгения (Болховитинова), митр. Московского Платона (Левшина), митр. Рязанского Стефана (Яворского), свт. Московского Филиппа (Колычева), архиепископов Августина (Виноградского), Амвросия (Зертис-Каменского), Анастасия (Братановского), Георгия (Конисского), Сильвестра (Кулябки), Феофана (Прокоповича), свт. Тихона Задонского, Симеона Полоцкого.

http://pravenc.ru/text/77850.html

Такое сочинение, правда, и по сей день не написано, как, впрочем, не сделано еще многое по исследованию жизни и наследия этих двух великих деятелей нашей Церкви. Достаточно сказать, что мы не имеем на сегодня современного научного жизнеописания ни того, ни другого, равно как и исчерпывающего корректного изложения их богословских взглядов. И это еще наш долг перед прошедшими со дня кончины святителя Филарета почти полутора столетиями. Что же сказать о богословских задачах XXI века? На сегодня они могут быть только поставлены. Но первое, что, кажется, становится для нас очевидным с расстояния уж прожитого двадцатого столетия, это то, что представлявшийся некогда равновеликим ученик на самом деле превосходит учителя, и может быть, именно в сравнении с последним и выступает особенно рельефно несравненная мощь филаретовского гения. Известно, что уже в марте 1806 г. митр. Платон писал преосв. Августину Виноградскому : «А у меня появился отличнейший проповедник учитель Дроздов, я сообщу его проповедь , и удивитесь» 5 . Речь идет о проповеди в память освобождения Свято-Троицкой Лавры от врагов, произнесенной учителем еврейского и греческого языка Василием Дроздовым в январе того же года. Но замечательна не привлекавшая, как кажется, по сей день внимание история второй из известных нам напечатанных проповедей будущего святителя история «Слова в Великий пяток» 1806 года, написанного 24-летним Василием Дроздовым на одно из семи крестных слов Спасителя: Совершишася. Как свидетельствует примечание издателей Слова, в рукописном сборнике, принадлежащем преосв. Павлу Черниговскому, к нему сделана была приписка: «Сие слово сочинено по назначению Высокопреосвященнейшего митрополита Платона и было испытательное» 6 . Приписка, однако, не объясняет нам, ограничивалось ли назначение днем произнесения проповеди или указывало также и текст, на который Слово должно было быть сочинено. Последнее, впрочем, маловероятно, так как некогда сам митрополит Платон произносил Слово на тот же текст и вряд ли мог требовать от своего ученика сознательного соревнования с собой. Тем знаменательнее, что ученик сознательно же, очевидно, дерзнул на него. Сравнение обоих текстов между тем весьма поучительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОДИНСКИЙ ВО ИМЯ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. Церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. 2002 г. (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А. А. Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М. М. Тучковой (см. Мария (Тучкова) ). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений - месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 дес. земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиеп. Августина (Виноградского) . В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиеп. Августином освящена во имя Нерукотворного образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 авг. 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка - Нерукотворный образ Спасителя - и был установлен белый мраморный крест над символической могилой ген. Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужения иеромонахи Ферапонтова Лужецкого мон-ря . С 1826 г., после кончины единственного сына, Тучкова постоянно жила в доме, построенном в 1817 г. при храме. Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине солдат, собралась небольшая община, получившая в 1833 г. статус Спасо-Бородинского Богоугодного Семёновского общежития, а в нач. 1838 г.- Спасо-Бородинского второклассного жен. мон-ря. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губ. за 20 тыс. р., проценты от этих денег шли на содержание обители. 4 июля 1836 г. в ТСЛ Тучкова по благословению митр. Московского Филарета приняла постриг в рясофор, а 28 июня 1840 г.- в мантию и была возведена в сан игумении. Свт. Филарет составил для Б. м. общежительный устав и стал духовным руководителем сестер. К нач. 40-х гг. в Б. м. жили ок. 200 чел., помимо молитвы насельницы занимались иконописанием, переплетением книг, шитьем, покраской холста и сукна, выпекали по особому монастырскому рецепту бородинский хлеб.

http://pravenc.ru/text/153223.html

В мае 1794 г. по предложению еп. Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) решением Синода П. П. м. был перенесен на новое место - вверх по течению р. Суры, ближе к новому руслу р. Пенза (с 1703), где располагалось Вознесенское кладбище (район совр. ул. Индустриальной). По ходатайству еп. Феофила решением Синода, утвержденным имп. Павлом I Петровичем 27 апр. 1798 г., в П. П. м. был переведен штат упраздненного третьеклассного Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ; П. П. м. был отнесен к 3-му классу, а управлявший им строитель Израиль (Данилов) возведен в сан архимандрита (ПСЗ. Т. 25. 18500. С. 220-221). История обители в 1-й пол. XIX в. изложена в описании 50-60-х гг. XIX в., обнаруженном в церковном архиве с. Владыкина Мокшанского у. и опубликованном краеведом свящ. Н. Ф. Быстровым (1864-1936) (см.: Быстров. 1886). Оно составлено на основе материалов монастырского архива настоятелями П. П. м. архимандритами Павлом (1849-1855) и Кифой (1855-1858), а также инспектором Пензенской ДС Серафимом (Ильинским) ( Быстров. 1886. 17. С. 2-3. Примеч. 2). В 1802-1807 гг. П. П. м. возглавлял брат еп. Августина (Виноградского) архим. Амвросий (Виноградский), при к-ром указом Синода от 17 дек. 1802 г. архимандритам обители было дозволено «носить мантии камлотовыя с зелеными бархатными скрижалями», если они будут ректорами Пензенской ДС (ИРИ. Т. 5. С. 465). Во время Отечественной войны 1812 г. настоятель (1812-1815) архим. Аарон (Нарциссов ; впосл. епископ) передал 50 р. в комитет пожертвований для ополчения при Пензенской духовной консистории. Среди воинов Пензенского ополчения, возвратившихся после заграничных походов, известен Афанасий Герасимов, послушник П. П. м. ратник артиллерийской команды. В 1857 г. по указу Пензенской духовной консистории П. П. м. принял на обучение причетнической должности «6 полусирот из духовного сословия», училище содержалось из «монастырской казны» (ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 1946; Родичева Е. А. Мон-ри Ср. Поволжья во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Пенза, 2012. С. 53). В 1862-1869 гг. П. П. м. управлял архим. Иоасаф (Пашин), ректор Пензенской ДС и известный духовный писатель. По инициативе настоятеля архим. Кирилла (Щеглова; 1880-1897) при П. П. м. был возобновлен причетнический класс, где сам архимандрит обучал послушников ( Корольков. 1897. С. 126). В посл. четв. XIX в. при мон-ре была открыта бесплатная столовая. В 1903-1906 гг. обитель возглавлял архим. Леонид (Скобеев ; впосл. епископ, один из руководителей обновленчества ). После создания по указу Синода от 11 июня 1910 г. Краснослободского викариатства П. П. м. стал резиденцией 1-го викария еп. Григория (Соколова), в 1922 г. ушедшего на покой и проживавшего в обители.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

XVIII. Позади чертогов Петровых был каменный дворец Царя Иоанна Васильевича, о двух жильях, на 20 саженях; но, по крайней ветхости, в 1701г. был разобран. На месте его устроено новое здание на 22 саженях для прежней Семинарии: а теперь в залах верхнего этажа помещена Академическая библиотека, составленная из бывшей Семинарской, из библиотек Московской Славяно-греко-латинской Академии, также Архиепископов Мефодия Смирнова , Августина Виноградского и других Архипастырей, которые жертвовали в Академию свои ученые сокровища. Всех книг на древних и новых языках, касающихся до Богословия, Философии, Словесности, Истории и Древностей, до 18 000 экз., кои все расположены в систематическом порядке. Эта ученая сокровищница украшается драгоценным собранием Библий на разных языках, между прочим, библиографическими редкостями: Библией полиглоттою, Краковскою Постною Триодью 1491 г., Пятикнижием в Славянском переводе Франциска Скорины, печатан. в Праге 1519 г., и харатейным Пятикнижием, на Еврейском языке, писанном в Каире, 1142 года, в три столбца, в лист, с подписью Евпаторийских Евреев Караимов, которые принесли этот семи вековой манускрипт в дар Архиепископу Новороссийскому Гавриилу, в 1835 г. Кроме богатого собрания комментариев на книги Св. Писания драгоценно полное издание на Греческом и Латинском Отцов и Историков Церкви, Деяния Святых (Acta Sanctorum). Между отечественными рукописями достопримечательны: 1) Харатейное Евангелие служебное, писанное четким и весьма красивым уставом XV века, в полдесть, по старинной надписи: «Никоновское Чудотворца»; 2) рукопись на бомбицине: С Иоанна лествичника , труд Митрополита Киприяна, в полдесть, с надписью на конце: «В лето 6865 года Апреля в 24, свершися сия книга, Студийском обители Киприаном смиренным Митрополитом Киевским и всея России»; его же Псалтырь, в 4, на бомбицине; 3) харатейная рукопись в лист, под 100, Временник мниха Георгия Амартола, на пергаменте, с рисунками, кои писаны корпусными красками; она древнее Сербского его списка 1379 года и полнее подробностями. Греческий ее подлинник служил источником нашему летописателю Нестору в сказании о происхождении народов. Здесь нельзя не пожалеть об утрате в Москве 1812 г. драгоценного Троицкого списка Несторовой летописи, XV века. Между рукописями хранятся в Академической библиотеке: Сочинения Максима Грека с замечаниями М. Платона, Псалтырь, принадлежавшая Аврамию Палицыну и с его подписью, Проповеди Митрополита Платона, писанные собственною его рукой и другие книги с его же отметками, как незабвенный залог его любви к духовному просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учиняли разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В 1840—1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. Настоятелем церкви с 1815 года состоял выпускник Славяно-греко-латинской академии священник Василий (Лавров), прослуживший на одном приходе более 45 лет. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. В апреле 1866 года настоятель отец Сергий Никольский обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением, в котором, просил благословить постройку нового каменного храма. По заказу храмоздателей был выполнен проект, который строительное отделение одобрило в мае 1866 года. Но в то время строительство каменной церкви не состоялось, что объясняли нехваткой средств. Вместо предполагавшейся постройки в 1869 году капитально отремонтировали старый деревянный храм. Проект новой церкви в Аксиньине был заказан известному московскому архитектору Александру Густавовичу Вейденбауму. Опытный зодчий, Вейденбаум с 1876 года работает в Москве, исполняя обязанности московского губернского архитектора. Знаменская церковь — единственный сохранившийся памятник, построенный по проекту Вейденбаума в Москве. В своей пояснительной записке к проекту Вейденбаум пишет: «Новая церковь предполагается в стиле, подобном стилю греческой в Ямбурге, с тою только разницею, что при ней будет отдельная колокольня». В июне 1883 года проект был одобрен. Интенсивные строительные работы велись более года, и в 1884 году новый храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С. Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010