Начиная со 2-й трети XVIII в. Н. м. м. постепенно утратил статус придворного мон-ря. После секуляризации церковных имуществ 1764 г. обитель отнесена к 1-му классу, его устав утратил признаки общежительности: была упразднена общая трапеза, монахини, поступая в монастырь, покупали или строили кельи на свои деньги или получали пустующие кельи, но их ремонт осуществляли на собственные средства. Сократилось число монастырских послушаний; часть работ (шитье, вышивка и др.) производилась за свой счет ( Петров. 1994. С. 45). Смоленская икона Божией Матери, с двунадесятыми праздниками. Сер. XVI в., рама — 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря) Смоленская икона Божией Матери, с двунадесятыми праздниками. Сер. XVI в., рама — 1685 г. (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря) В 1772 г. архиеп. Тверской и Кашинский Платон (Левшин; впосл. митрополит) подтвердил право Н. м. м. на проведение крестных ходов: в Светлый понедельник, в Светлый пяток - в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник», 13 мая - в день мц. Гликерии (в память об основании обители) (Там же. С. 49). В кон. XVIII в. мон-рь сильно пострадал от 2 крупных пожаров - 1788 и 1796 гг. (Там же. С. 58-59). Тяжелые испытания выпали на долю Н. м. м. в 1812 г. В конце авг. вместе с отступавшей русской армией в Москву прибыла чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (Ист. описание. 1885. С. 109). По благословению управляющего Московской епархией еп. Августина (Виноградского) в Н. м. м. был отслужен молебен, после к-рого икону обнесли вдоль монастырских крепостных стен (Там же). По распоряжению Синода ризница мон-ря была вывезена на подводах игум. Мефодией (Якушкиной) в Вологду (Там же. Прил. 7. С. L). Начиная со 2 сент. под стенами мон-ря появлялись отряды наполеоновских войск, 8 сент. обитель была ими занята. В Н. м. м. разместилось ок. 2 тыс. чел. из корпуса маршала Л. Н. Даву под командованием полковника М. Задера. Все здания церквей, кроме Смоленского собора, были заняты солдатами; монахиням оставили 3 кельи (по др.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

ректором Черниговской ДС. Его хиротонию Синод поручил возглавить (из-за кончины 3 марта 1819 архиеп. Московского Августина (Виноградского) ) еп. Иннокентию. В связи с делом о книге Станевича на заседании Комиссии духовных уч-щ 14 янв. 1819 г. М. от имени Синода предложил разработать офиц. руководство для цензоров духовных сочинений. Составление «Проекта устава духовной цензуры» Синод поручил конференции СПбДА «при непосредственном участии» М. В марте 1820 г. «Проект...», внесенный М., был рассмотрен Синодом, но утвержден не был. 12 июля 1820 г. на покой в третьеклассный Деревяницкий в честь Воскресения Христова монастырь близ Новгорода был уволен архиеп. Ярославский и Ростовский Антоний (Знаменский) , присутствовавший с 1818 г. в Синоде (одной из причин его ухода на покой был конфликт с кн. Голицыным). Одновременно М., удалив «за нерадение» прежнего настоятеля обители, назначил на его место иером. Фотия (Спасского), к-рого 20 июля возвел в сан игумена, и сообщил об этом Синоду лишь затем, чтобы тот исходатайствовал выдачу Фотию прогонных денег. М. освятил заложенные митр. Амвросием церкви: 24 окт. 1818 г.- в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., а 18 авг. 1819 г.- во имя Двенадцати апостолов в новом здании СПбДА. 26 июня 1819 г. М. заложил Исаакиевский собор, 6 июня 1820 г.- Свято-Духовскую ц. Александро-Невской лавры . Последняя строилась по особому проекту - основной зал располагался в ней перпендикулярно помещению с алтарем, чтобы молящиеся могли лучше слышать проповедника. Митрополит сам сделал эскиз ее иконостаса. Свято-Духовская ц. получила особое значение после указа 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости»: в ней стали регулярно устраивать внебогослужебные беседы, в которых участвовал и митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . Наместником лавры 10 марта 1819 г. М. назначил бывш. настоятеля Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря архим. Товию (Трубачевского), известного митрополиту еще по Новгороду, где тот в 1800-1802 гг. был настоятелем Клопского Михайловского во имя Святой Троицы монастыря . Архим. Товия помогал М. в строительстве Духовской ц., собрав более 20 тыс. р. (М. пожертвовал 3 тыс. р.). Архим. Товия также занимался устройством Лаврской киновии - деревянного дома «для временного приезда преосвященного» с хозяйственными постройками на принадлежавшей лавре земле на правом берегу Невы. Здесь же митрополит планировал поместить престарелых и больных монашествующих лавры, которая не имела больницы, и построить для них «церковь с небольшим количеством келий». На средства, вырученные от продажи 2-го издания своих сочинений, М. решил построить рядом каменный дом, а затем испросить «увольнение от дел епаршеских», чтобы «пребывание иметь в том Загородном доме по жизнь свою» (РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 482. Л. 13-14).

http://pravenc.ru/text/2640894.html

Так получилось и при восшествии на престол императора Павла. Павел очень любил своего бывшего учителя, 15 лет переписывался с ним, но на него произвело неприятное впечатление то, что во время коронации митрополит предложил ему при входе в алтарь снять шпагу. Заметно охладел к нему Павел после того, как преосвященный Платон стал протестовать против награждения духовенства орденами. Между тем силы митрополита иссякали. Еще в сравнительно молодом возрасте он страдал от тяжелых геморроидальных и почечных колик (от камней в почках), доводивших его подчас до полного изнеможения. С годами приступы усилились, заставляя опасаться за его жизнь. Не раз просил он об увольнении на покой, но получал ответ, что может, когда захочет, жить в Троице-Сергиевой лавре, поручив дела викарию. В 1805 или 1806 году с ним произошел удар, от которого митрополит уже не оправился. Силы его слабели. Управление делами он постепенно передавал викарию, епископу Августину (Виноградскому , † 1819). Наконец в 1811 году он был освобожден совершенно до выздоровления. Но после этого (уже в самом конце своей жизни) митрополиту Платону пришлось перенести страшное душевное потрясение – нашествие Наполеона, взятие и пожар Москвы. Когда уже столица начала пустеть, улицы ее были наполнены только отъезжавшими из нее или обозами с военными снарядами и ранеными, тогда из Вифании прибыл митрополит Платон в последний раз взглянуть на любезную ему Москву. Говорят, что он хотел было ехать на Бородинское поле или Поклонную гору и благословением своим воодушевить воинство к битве за Москву. Приехав в Чудов монастырь 28 августа, он сел в креслах на входном крыльце и долго со слезами смотрел на Кремль, как будто прощаясь и как будто предчувствуя свою вечную с ним разлуку и его жребий. 1 сентября митрополит Платон возвратился из Москвы в Вифанию, а 2 сентября французы заняли столицу. Но и после этого митрополит никак не хотел оставлять Вифанию, и только когда неприятель стал появляться в ближних селениях, принуждаемый окружающими, выехал в Махрищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Попечительность и отеческая заботливость великого Архипастыря, пробуждая в Виноградском деятельность сил душевных, оживотворяла его мыслью, что успехи его составляли радость и утеху для начальника-отца. В истории просвещения имена меценатов достойно соединяются с именами знаменитых их питомцев; там Шувалов стоит рядом с Ломоносовым, Богдановичем и Херасковым; там память Платона сливается с воспоминанием о многих Архипастырях, его питомцах. Имея редкую способность говорить без приготовления Латинскими стихами на заданный предмет, Виноградский никогда не писывал Русских стихов. Его товарищи еще вспоминают стихотворные его экспромты: они не забыли и того, что Алексей Васильевич, среди вакационного приволья, иногда выступал на сцене Семинарского театра в роле трагических героев: тогда избранные сцены из трагедии Сумарокова следовали за философскими и богословскими состязаниями в аудиторы и служили не бесполезным для питомцев упражнением и забавой. И все это, по большей части, происходило пред глазами Платона, который снисходил невинным увеселениям, особливо, когда он, освежая силы душевные, развивал способности. В 1792 году, Виноградский из учителя красноречия поступил в префекты семинарии, стал преподавать философию, тогда ограниченную Волфианским догматизмом, который привел наконец учителя к постоянному убеждению, что главное начало всей философии получает свою достоверность только из Откровения. Это было приуготовлением его к вступлению в монашество, к коему предназначал его Платон. Сдружась с науками, учитель Любомудрия не мог не любить уединения, столь благоприятного для жизни созерцательной, духовной. От юности еще своей, в училище Виноградский, сроднившийся с монашеским бытом, чуждался тех связей, кои привязывают человека к миру и даже от природы не имел к тому наклонности. К внутреннему призванию присоединилось убеждение благодетеля его Платона. В сиротстве своем поручив себя Богу, он Ему же решился посвятите всю жизнь свою. Алексей Васильевич принял монашеский чин в Троице-Сергиевой лавре на 28 году от рождения, 1794 года, Января 16; в этом чине наречен от Митрополита Платона Августином, именем одного из красноречивейших учителей Церкви; вскоре потом он посвящен был в Иеродиакона и Иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

– А сейчас давайте перейдем к периоду Отечественной войны 1812 года… – Тогда, вместе с отступавшими из Смоленска русскими войсками, в Москву была принесена древняя чтимая Смоленская икона Богоматери «Одигитрия». Сначала она стояла в Успенском соборе Кремля, затем на время была перенесена в Новодевичий монастырь, с ней был совершен крестный ход вокруг монастырских стен. Так, перед лицом тяжелых народных потрясений, Новодевичий монастырь впервые увидел в своих стенах древнюю икону Богоматери, в честь которой был освящен его главный храм. Вечером 31 августа игумения Мефодия по распоряжению московского викария – архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) вывезла на трех подводах монастырскую ризницу. Оставшаяся часть была спрятана в тайнике Смоленского собора. А уже 4 сентября в монастырь вступили французские войска, разместив в нем свою артиллерию. Протоиерей Алексий Гречищев пытался как-то договориться с ними. В результате все кельи, кроме пяти, были заняты французами, а в Смоленском соборе, несмотря на присутствие неприятельского войска, совершалось богослужение. 25 сентября монастырь осматривал Наполеон. По приказу императора была взорвана построенная в XVI веке церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, разрушены монастырские ворота и другие постройки. Но самые ужасные жертвы намечались в начале октября, когда французы, уходя, готовились взорвать монастырь. Благодаря мужеству монахинь удалось избежать мощного взрыва и пожара. Здесь, на монастырской земле, были поставлены церкви-памятники освобождению Москвы от французского нашествия. В зимней Успенской церкви монастыря в 1813 году был освящен придел во имя апостола Иакова Алфеева – в день празднования памяти этого святого вражеская армия покинула стены обители. Позднее, в 1833 году, на земле монастыря, но вне его стен, вблизи того места, где французы взорвали древнюю церковь, завершилось строительство нового храма. Его главный престол был освящен святителем Филаретом Московским в честь отцов Седьмого Вселенского собора. На этот день – 11 октября – приходилась памятная для всей России дата освобождения Москвы от наполеоновского нашествия.

http://pravoslavie.ru/534.html

Для составления работы автор изучил: а) относящиеся к теме новейшие отрицательно-рационалистические сочинения – Шлей- —181— ермахера, Павлюса, Бунзена, Штрауса, Газе, Кейма; б) труды, написанные в положительно-апологетическом духе – Штенмейера, Годэ, Кейля, Эбрарда, Лютардта, Генгстенберга, Блека, свящ. Петропавловского, Соболева и других; из древне-церковных писателей автора самостоятельно изучал: св. Златоуста, блаж. Августина, блаж. Феофилакта и Евфимия Зигабена . Сочинение обнаруживает в авторе способность к самостоятельной работе при пользовании инославными положительно апологетическими трудами, тонкую критическую проницательность и основательность при разборе отрицательно-рационалистических воззрений и полное умение держать в должных границах литературной дозволительности заимствование из русских и иностранных книг, служивших прямым пособием автору для составления труда. Но особенно выдающимся достоинством сочинение г. Вахнина служит далеко незаурядная по нынешнему времени краткость, обработанность, ясность и отчётливость изложения, – свойства, благодаря коим сочинение получает характер строго продуманной работы, доставляющей большое удовольствие читателю своей истинно красноречивой простотой и истинно учёной художественностью. Можно бы пожелать от автора специального разбора мифологического объяснения, побольше филологических исследований и археологических сведений. Но, как кандидатское рассуждение, труд г. Вахнина вполне удовлетворяет своему назначению и заслуживает похвалы автору». 10) Отзыв ординарного профессора В. Ключевского о сочинении Николая Виноградского на тему: «Церковный собор в Москве 1681 г., происхождение и значение его постановлений»: «Сочинение студента Виноградского есть опыт историко-критического изучения деяний одного из Московских церковных соборов, имевшего немаловажное значение в истории русской церкви. Автор разрешает поставленную ему задачу в таком порядке. Распределив царские предложения собору и соборные постановления по содержанию тех и других, он излагает и, где нужно, объясняет каждое предположение и постановление, потом исследует исторические условия, которыми было внушено то и другое, и наконец, старается проследить практическое исполнение каждого соборного постановления и на основании этого оценить значение деятельности собора. Автор очень дельно объяснил происхождение многих царских предложений и соборных постановлений 1681 г. помощью исторического изучения явлений,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Олег Орлов, Владимирская область: Вот Леонид Евгеньевич рассказал об искупительной жертве Царя, но хотелось на будущее пожелать нашим священникам, дьяконам, кто обвиняет нас в «царебожии», повнимательнее изучать догматику. У Митрополита Макария (Булгакова) в «Православно-Догматическом Богословии» в параграфах 151-154 разбирается догматика нашего искупления Иисусом Христом. А в параграфе 153 черным по белому в четырех пунктах: а, б, в, г - говорится, кто может быть искупителем... И там не говорится, что это только один Бог может быть Искупителем, но и какой-то человек может быть искупителем. В.Бойко-Великий: Вы можете процитировать на память? Олег Орлов: На память - нет! Это же догматика! Но все сказано в тех четырех пунктах... В.Б.-В.: ...Во-первых, когда о ком-то на то есть воля Божия, во-вторых, кто сам неповинен греху, который готов искупить, в-третьих, кто добровольно на искупление решается, и четвертый пункт: когда искупительная жертва принесена . О.О.: То, что Иисус Христос и также, подобно Ему, Царь Николай соответствовали этим пунктам, - очевидно! Л.Б.: Ну, первыми «царебожниками» были, конечно, Русские Архиереи, которые сравнивали Русских Царей-Самодержцев с Богом. Достаточно вспомнить Архиепископа Августина (Виноградского). Он по поводу вхождения Императора Александра Благословенного в Париж говорит: словно Истинный Бог! В проповеди с амвона такое говорил! И проповедь его потом публиковалась. Вот каким «царебожником» был Московский Архиепископ Августин. Именно Владыка Августин выдвинул в 1812 году лозунг «За Веру, Царя и Отечество!» Таким «царебожником» был наш Русский Архиерей - святой жизни был Пастырь! Он сменил на кафедре Владыку Платона (Левшина), который был человеком своего времени, к масонству благоволил... А Владыка Августин говорит: Русский Царь как Бог! Надо знать об этом в истории нашей Церкви. Не надо, простите, трусить, малодушествовать по такому поводу. Потому что мы Господом должны обожаться! Воскресшие для Жизни Вечной люди будут как боги. Чего этого бояться?! Зачем нам изображать на католический манер, что, вот, Архиереи, Священники - это Церковь?! А мы мipяhe - так, пользователи. Мы православные - царственное священство! Ты, ты и ты... Простите, Матушка, что я так на «ты» к Вам... И нельзя нам этого забывать. А мы когда начинаем на себя принимать клевету: ой, это нас называют «царебожниками», - мы уступает прокатолическому духу в нашей жизни...

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

16. Митрополит Платон, воспитанник Московской Славяно-греко-латинской Академии, постриженник Сергиевой Лавры, потом из наместников ее и ректоров Троицкой Семинарии поступивший в законоучители к Цесаревичу Павлу Петровичу, архимандрит Лавры, архиепископ Тверской и наконец митрополит Московский. Знаменитый в свое время проповедник, писатель и администратор, основатель Вифанского монастыря и тамошней Семинарии. Преставился 11 ноября 1812 года. При преемнике его, архиепископе Августине (Виноградском) открыта в Лавре 1 октября 1814 года Московская Духовная Академия, возрастившая многих архипастырей и просветителей духовного юношества. 17. Митрополит Филарет был, так сказать, гением хранителем Академии в течение первого полустолетия ее существования. Урожденец г. Коломны, учитель Лаврской Семинарии, Василий Михайлович Дроздов, постриженный в Лавре с именем Филарета, ректор Петербургской Духовной Академии, первый в России доктор богословия, архиепископ Тверской, Ярославский и наконец Московский, возведен в сан митрополита в 1826 году. Основал Гефсиманский скит. В 1867 году, через три месяца после торжественного празднования пятидесятилетия в святительском сане, преставился 19 ноября 1867 года. Погребен в Лавре подле Сошественской церкви; над могилою его воздвигнута церковь во имя прав. Филарета Милостивого. Еще не настало время для оценки деятельности великого святителя, как ревностного соучастника в правительстве всероссийской Церкви и в сношениях с церквами Восточными, как епархиального архипастыря, как проповедника и богослова; мы, современники его, а особенно знавшие его лично, и пользовавшиеся милостивым его вниманием, можем только благоговеть пред его памятью. При нем, и после него было в Лаврской братии несколько замечательных лиц: 18. Афанасий, архимандрит, наместник Лавры, был из неученых, ремеслом иконописец, долго заведовал иконописною школою при митрополите Платоне и образовал несколько искусных учеников, между которыми лучшим был художник Малышев, заступивший место Афанасия в заведовании школой. Назначен в звание наместника в 1818 году. Смиренный подвижник и добродушный старец, он в управлении Лаврою был слишком снисходителен; когда говорили ему, что нужно держать монахов построже, он отвечал: «Ох! окаянные, окаянные, измучили они меня! А взыскивать не могу: сам я всех грешней». Преставился 23 февраля 1831 года, предузнав свою кончину. Тело отца Афанасия погребено за алтарем Сошественской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

28) Сие подлинное учреждение за рукою нашею хранить при делах в соборе; а копию за скрепою опекуна прибить на стене в кельи, где будут жить студенты». – Тогда же Платон дал в семинарскую контору следующее предписание: «1) Билет сообщить собору и хранить его в ризнице, в ящики за печатию монастырскою, а копию с него, и, в какой силе подано от нас объявление в воспитательный дом, хранить в соборе и в семинарской конторе. 2) Проценты от собора брать ежегодно вместе с процентными деньгами лаврскими. 3) Опекуном быть г. Виноградскому и ему же деньги 200 руб. отдать. 4) Кельи для пяти студентов отвести на городовой стене, и, что надобно, в них исправить хорошенько, полы чтоб были деревянные и всегда чистые: также приготовить пять кроватей с постелями, шкаф, столы и прочее, что надобно. На все сие дозволяется ректору с опекуном употребить до 50 рублей, взяв оные от отца казначея. 5) После вакации хотя ректору и опекуну и выбрать пять студентов, прописанных в учреждении качеств, но для конфирмации представить их нам в бытность нашу. 6) Платье и прочее им сделать из полученных 200 руб., так как из тех же двух сот рублей и все годовое иметь содержание на точном основании учреждения. И ежели паче чаяния на первый год тех 200 р. недоставать будет, то дополнить из семинарской суммы С тем, чтоб в следующий год (в который расходу будет меньше, нежели в нынешний год) оные деньги в семинарскую сумму возвратить» 159 . Виноградский (Алексей Васильевич в последствии Августин, архиепископ московский), назначенный опекуном над платониками, был в то время учителем риторики. В кандидаты на места первых платоников ректор и опекун представили Платону девять человек из риторики, троих из философии и троих из богословия: Платон избрал из них: студента богословию Ивана Иванова Драницына, студента философии Алексея Никитина Ратнева, и учеников риторики Петра Иванова Докучаева, Ивана Васильева Васильевского и Филиппа Иовлева Машкова. Платоники помещены были и после помещались отдельно от прочих учеников; для них отделаны были комнаты в городовой стене за чертогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

—449— да 23 года. Дальнейшее его служение проходило на посту ректора семинарий в Уфе и в Тобольске. Тобольский архиерей, иерарх подвижнической жизни, преосвященный Амвросий (Келембет) очень тепло относился к близкому ему по духу архимандриту Филарету и охарактеризовал его в своём донесении Святейшему Синоду словами: «Это не человек, а ангел во плоти» 1222 . Именно в Тобольске в короткое время раскрылись педагогические и административные таланты архимандрита Филарета. Ничего не препятствовало развитию его аскетических наклонностей. Среди тобольчан он стал приобретать славу человека святой жизни. Однако пребывание его в Сибири было недолгим. Указом Святейшего Синода от 2 декабря 1813 г. архимандрит Филарет был назначен настоятелем Иосифова Волоколамского монастыря и вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божьего, к коей, по традиции, вызывались архимандриты, которых в Синоде рассматривали как возможных кандидатов на епископские кафедры. Покинув Сибирь, Филарет оставил там добрую память о себе. Интересно, что его канонизация прежде всего, ещё в 1984 г., произошла в лике святых, в Земле Сибирской просиявших. Вскоре после прибытия в Петербург архимандрит Филарет назначается инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и одним из первых удостаивается степени доктора богословия (в то время это была синодальная награда, причём весьма редкая). В столице Филарету пришлось служить недолго. Вскоре он отбыл в Троице-Сергиеву лавру в связи с назначением на должность инспектора Московской духовной академии. Назначение это было сделано Синодом вопреки представлению Августина (Виноградского) , который рекомендовал на эту должность иного кандидата. Впрочем, архиепископ Августин вскоре оценил деятельность архимандрита Филарета по обустройству Академии. Через два месяца после его назначения он писал в Петербург ми- —450— трополиту Михаилу (Десницкому) : «Отцом инспектором архимандритом я очень доволен» 1223 . Работать Филарету пришлось чрезвычайно много, так что не хватало времени для сна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010