Кроме лекций по догматическому богословию и истолковательному чтению Св. Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространных мнений по вопросам церковным, писем и т. п., не предназначавшихся к печати, от Филарета осталось немало и печатных трудов. Таковы проповеди его, изданные отдельно или в сборниках, а именно: «Слово в день Вознесения Господня », произнесенное в 1814 г.; «в Великий Пяток», говоренное в 1815 г.; другое «слово в Великий Пяток», говоренное в 1818 г. в Новоиерусалимском монастыре; «Слово при отпевании московского архиепископа Августина» (Виноградского), произнесенное 10 марта 1819 г.; «Слово на новый 1822 год» и др. Все эти проповеди напечатаны были в годы произнесения их отдельными брошюрами в синодальной и других типографиях. Затем следуют: «Беседы на пятую, шестую и седьмую главы св. Евангелиста Матфея», вышедшие уже 3-м изданием в Москве, в 1831 г., а в 1837 г. – 4-м; «Беседы на 5-ю, 6, 7, 8, 9, 10 и 11-ю главы св. Евангелиста Матфея», Киев, 1842; «Беседы на Евангелие Иоанна», т. I., Киев, 1847; «Слово в день восшествия на Всероссийский престол благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича», Киев, 1850; «Слова и речи, говоренные в разные времена», т. 1–3, Киев, 1857; новое издание – там же, 1883; «Евгений, митроп. Киевский и Галицкий», сообщение, напечатанное в XIX книге «Временника Московского общества истории и древностей» 1857 года. Личные черты характера Филарета, выше представленные, ясно отражаются и в этих учено-литературных произведениях его, особенно же простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св. Писания. О митроп. Филарте писано было довольно много. Кроме более или менее кратких некрологов и других сообщений о жизни и различных сторонах деятельности его, появившихся в повременных изданиях непосредственно после смерти его, следует отметить: «Высокопреосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Наполеон и диавол. Немецкая карикатура. После 1813 г. Наполеон и диавол. Немецкая карикатура. После 1813 г. Во всех епархиях вскоре стали читать специальные молитвы, к-рые, как правило, были составлены епархиальными архиереями, отпечатаны в типографиях и разосланы по приходским храмам: в Московской епархии - «Молитва об изгнании врагов из Отечества» еп. Августина (Виноградского), в С.-Петербургской - «Пастырское приглашение к молитве» митр. Амвросия (Подобедова). Даже в Великом княжестве Финляндском была составлена особая молитва, содержавшая смиренную просьбу к Богу «положить предел высокомерию завоевателя» и «даровать победу справедливому делу» «миролюбивого Государя» Александра I. Антинаполеоновская церковная проповедь, подчеркивавшая религ. значение войны (ее представляли как священный подвиг в защиту Православия от «безбожной» Франции), укрепляла в рус. обществе сознание национального единства и поддерживала патриотические настроения. Религ. фразеология активно использовалась также светской пропагандой. Напр., полковые священники в войсках распространяли информацию из письма профессора Дерптского ун-та В. Ф. Гецеля, к-рое было послано в начале О. в. М. Б. Барклаю де Толли. Применив к франц. алфавиту принцип евр. изображения чисел, где первые 10 букв обозначают единицы, а прочие - десятки, Гецель высчитал в имени и титуле Наполеона I «звериное число 666», а также, истолковав 2 фрагмента Апокалипсиса (Откровения св. Иоанна Богослова), предсказал его скорое падение. Последнее объяснялось числом 42: согласно Апокалипсису, власть зверю (отождествлявшемуся христ. эсхатологией с антихристом) будет дана на 42 месяца, а Наполеону I в то время было 42 года. Исчисления Гецеля и размышления о созвучии имен Наполеона и «апокалипсического» Аполлиона (демона истребления, разрушения и смерти) имели в эпоху О. в. довольно широкое распространение, оказывая влияние не только на простой народ, но и нередко на представителей дворянства. Для создания соответствующего образа врага активно использовались также изобразительное искусство и худож.

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей. Один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы - Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Так, на экзамене в Перервинской семинарии он заметил одного ученика - Алексия Васильевича Виноградского, бедного сироту. Написанные им латинские стихи понравились владыке, и он стал выделять его, провидя в нем будущего своего преемника на Московской кафедре - архиепископа Августина. То же случилось и с другим учеником Перервинской семинарии - будущим митрополитом Московским Серафимом (Глаголевским). Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии, и по отзыву самого основателя своего, «многих произвела успешных учеников и добрых священников». Под свое особое покровительство принял архипастырь и Николо-Перервинский монастырь, неустанно во все время своего святительства в Москве заботясь о приведении в порядок монастырских дел и о его благоустройстве.

http://sobory.ru/article/?object=03495

Просторный и светлый храм представляет модификацию крестово-купольного сооружения. Повышенные ветви креста перекрыты парусными сводами, более низкие закрестовья - плоскими куполами. Стены и столбы опоясаны широким антаблементом ампирного рисунка, который вместе с архивольтами подпружных арок выявляет тектонику сооружения. Современный храму центральный иконостас по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален. Чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой. Иконостасы в приделах, конца 1830-х гг., более ординарны. Плоские четырехъярусные, с золочеными деталями на белом фоне, они еще связаны с искусством ампира. Черты стиля ощутимы в рисунке металлического ограждения солеи. Паникадило, киоты и поновленная настенная масляная живопись - конца XIX - начала XX в. Пол из каменных плит. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; ГИМ ОПИ, ф. 465, д. 111, л. 83; д. 124, л. 73. ЦИАМ, ф. 203, on. 209, д. 965. 1824 г. На южной границе Домодедовского района Московской области размещается небольшое село Михайловское, история которого уходит корнями в далекий XIV век. Вдоль широкой улицы расположены несколько десятков домов, а в центре на берегу обширного пруда возвышается величественный храм Архистратига Божия Михаила. Известно, что до конца XVIII в. храм был деревянным, не раз перестраивался и располагался на окраине села. Современный храм в Михайловском связан с именем помещицы графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Желая возвести в своем селе каменную церковь, она получила в 1816 г. от архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) храмозданную грамоту. Церковь благословлено было строить «на собственный Ея Сиятельства кошт», что означало нести расходы как на строительство храма, так и на последующее его содержание. Для строительства и оснащения храма требовались большие деньги, и графиня дважды закладывала свое имение в Московском опекунском совете, взяв там ссуды в 400 и 266 тыс. рублей.

http://sobory.ru/article/?object=02604

Решение императора поддержала Русская Православная Церковь: Синод выпустил воззвание, к-рое вслед за манифестом читали во всех храмах страны. В нем подчеркивалась связь происходивших событий с Великой Французской революцией, во время к-рой «ослепленный мечтою вольности» франц. народ казнил законного кор. Людовика XVI и осквернил собственные храмы, чем заслужил проклятие Бога, распространившееся также и на те страны, к-рые последовали за Францией. Имп. Наполеон I именовался «властолюбивым, ненасытимым, не хранящим клятв, не уважающим алтарей врагом», к-рый «покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим и на благолепие храмов Божиих простирает хищную руку». О. в. осознавалась как «искушение», нависшее над Россией, которое она должна преодолеть с Божией помощью и еще больше утвердиться «в уповании на Промысел». Церковь призывала прихожан «принять оружие и щит» и «охранить веру отцов». Духовенству предписывалось укреплять людей в вере и призывать к участию в организации и деятельности ополчения: «Всех научайте словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме веры и Отечества» (РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 627. Л. 15). В плане выполнения духовенством этого предписания показателен случай, происшедший 25 июля 1812 г. в Тамбове во время заседания местного дворянского собрания, рассматривавшего вопрос о создании ополчения. Еп. Тамбовский и Шацкий Иона (Василевский ; впосл. митрополит), совершив литургию, в полном облачении вошел в дом, где проходило собрание, исполнил молебственное пение с коленопреклонением и обратился к дворянству и купечеству с краткой речью, призвав «ополчиться единодушно и сокрушить зубы скрежещущего врага», доказать, что «мы за святость веры, за дом Божией Матери, за честь и славу великого монарха нашего готовы победить или умереть». Епископ первым внес 3 тыс. р. на создание ополчения. Этот поступок, по словам очевидца, «побудил все состояния к похвальному соревнованию». Положения воззвания Синода нашли отражение и развитие в речах церковных иерархов, в проповедях и молитвах священнослужителей, обращенных к армии, ополчению и народу. Огромной популярностью пользовались речи выдающихся проповедников того времени митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) и еп. Дмитровского Августина (Виноградского ; впосл. митрополит), временно управлявшего Московской епархией «до выздоровления» митр. Московского Платона (Левшина).

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

Кампания 1805 года оказалась для России неудачной. Несмотря на первые победы под Кремсом и Шенграбеном, 20 ноября под Аустерлицем в «битве трех императоров» Бонапарт нанес русско-австрийской коалиции сокрушительное поражение. Невесело встречали русские люди новый, 1806 год. Говорили о том, что скоро Наполеон придет в Россию, предчувствовали страшное нашествие, хотя оно и произойдет лишь спустя шесть лет. И в такое время 12 января 1806 года в Троицкой лавре из уст учителя Василия Дроздова звучит «Слово на день торжества освобождения обители преподобного Сергия от нашествия врагов»: – Было несчастное время, когда отечество наше, терзаемое иноплеменными, преданное недостойными сынами, готовилось испустить последнее дыхание... Господь сил венчал нас оружием благоволения, и отчаяние, не нашед места между памятниками благочестия, устремилось на полчища злодеев... Твердость в вере и благочестии есть и всегда первым основанием и единственным залогом благоденствия общественного... Религия в обществе есть пружина, по ослаблении коей все действия махины приходят час от часу в больший беспорядок... О, да не осуществится вечно начертание сие в тебе, любезное отечество! Да царствует в тебе всегда вера... Слава разлетелась мгновенно. Из Коломны обратились к митрополиту Платону с просьбой рукоположить Василия Михайловича в священника и дать ему приход в родном городе. Платон ответил: – Он мне самому нужен! И в письме своему викарию епископу Дмитровскому Августину (Виноградскому) написал: «А у меня появился отличнейший проповедник. Я сообщу его проповедь , и удивитесь». В феврале владыка предложил Василию Михайловичу по достижении положенного возраста принять монашеское пострижение. – Позвольте мне хорошенько обдумать сие предложение, – попросил Дроздов. Вероятно, он находился на перепутье, какую стезю избрать – монашескую или священническую, как его отец. Стать монахом – значит не иметь семьи, детей. Стать священником – значит не возвыситься до руководства епархией, не быть ни епископом, ни архиепископом, ни митрополитом. А он видел, что Платон не просто отмечает его, а именно как своего наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Одушевленный столь лестными поощрением Митрополита, наш поэт от лица Перервинской Семинарии написал ему приветствие в Латинских стихах на 1789 год; в первый день этого года они поднесены были Архипастырю после обедни, в Чудове монастыре и приняты им с тем радушием, с каким он встречал всякий развивающийся талант. Потом Виноградский в стихах своих: Ite mei versus doctas ad Praesulis aures, изобразил сиротскую и учебную жизнь свою 3 , исчислил все благодеяния к себе Платона – и пиитической благодарностью так пленил слух и сердце своего покровителя, что сей велел напечатать стихи, отправил их во все Академии и Семинарии, а один экземпляр, тисненный золотыми буквами, послал в дар к стихотворцу с собственноручным подписанием золотыми чернилами: Domino Vinogradsky. Versus aureos auro imprimendos censuit gratus Plato, Metropolita Mosquensis. 1789, April. 3. т.е. «Господину Виноградскому. Золотые стихи признал достойными напечатать золотыми буквами признательный Митрополит Платон». Платон сам перевел слово в слово на Русский, прозой, и напечатал сочиненную 1792 года Виноградским латинскую Элегию на бедственную смерть своего Наставника, Епископа Феодосийского Моисея Гумилевского, злодейски убитого в Крыму келейниками и оклеветанного молвой в самоубийстве 4 . Митрополит иногда задавал питомцу своему темы для сочинения, или вопросы для разрешения, нарочно сам заводил с ним речь, или с другим вовлекал его в состязание о какой-нибудь важной истине, чтобы лучше вникнуть в нее, рассмотрев с различных сторон; из собственной библиотеки давая ему книги для прочтения, требовал от него мнения о них, нарочно заставлял делать из них выписки, и тем приучал ум его к неослабной деятельности, а внимание к постоянному напряжению. Если Виноградский одерживал победы в учебных состязаниях, Платон приветствовал его именем Полемарха. Написанные им проповеди наперед рассматриваемы были Платоном, который, заставляя его произносить их пред собой, поправлял юного витию в произношении и телодвижении, повторяя: «Так бывало и меня учивал благодетель мой Гедеон!» Замечая в любимце своем живость и пылкость характера, восприимчивость впечатлений, опытный старец учил его обуздывать и умерять порывы темперамента и не увлекаться страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Благочестивой семье князей Трубецких в Москве принадлежала известная городская усадьба на Покровке (Яузской части), ранее находившаяся во владении рода Апраксиных. Здесь в главном трехэтажном каменном доме наверху в середине XVIII века на средства князей Трубецких устроили домовый храм во имя Благовещения Богородицы. Возможно, каменную Спасскую церковь в подмосковном Прохорове и домовый Благовещенский храм на Покровке построили в одно время второй половины XVIII столетия. После кончины князя Дмитрия Юрьевича Трубецкого село Спасское-Прохорово с деревнями Ивино и Сидориха перешли во владение его сына князя Ивана Дмитриевича Трубецкого, женатого на Екатерине Александровне Мансуровой. Многочисленная семья князей Трубецких дружила с семейством Пушкиных (князь Иван Дмитриевич приходился троюродным братом С.Л. Пушкина). По свидетельству сестры поэта О.С. Павлищевой, ее с братом Александром в детские годы «возили на уроки танцевания к Трубецким» на Покровку. Есть упоминания, что А.С. Пушкин бывал на даче Трубецких у Девичьего поля (ул. Усачева). Есть возможность предполагать о посещении поэтом и дальней подмосковной в Прохорове. Домашним учителем детей И.Д. и Е.А. Трубецких, выезжавшим в ними в летнее время в усадьбу, был известный русский литератор и историк М.П. Погодин. Незадолго до своей кончины в 1827 году князь И. Д Трубецкой заложил Спасское-Прохорово с деревнями в Опекунский Совет (долг тайному советнику Г.А. Дурасову) и, таким образом, имение состояло «под запретом», без права продажи. По более поздним данным, недвижимое имение при селе Спасском с деревнями Ивино и Сидорихой и в принадлежащих к ним пустошах Сапроновой и Угоди (помещичья земля): «пашни 152 д. 279 саж., сенокоса 89 д. 1681 саж., строевого и дровяного леса 769 д. 99 саж., перелога и кустарника 118 д. 903 саж., под домом, садом, огородами и вообще господской оседлостью 22 д. 2288 саж., а всего 1159 д. 450 квад. саж.». После Отечественной войны 1812 года помещик камергер князь И.Д. Трубецкой просил преосвященного епископа Дмитровского Августина (Виноградского) в июле 1814 года разрешить отремонтировать Спасскую церковь «покрыть железом». При храме числились 62 приходских дворов с населением 588 человек, « в том числе в селе 30 дворов, в деревне Ивиной 10, в деревне Сидорихе 11, в сельце Мещерском вотчины господина С.В. Шереметева 11 дворов».

http://moral.ru/Trubetsk.htm

Во время чумы в Москве, малютка Алексей лишился матери, а восьми лет от роду лишился и отца, который умер вскоре по вступлении Платона в управление Московской паствой в конце 1775-го года на место убиенного чернью архиепископа Амвросия Каменского. Трое детей священника Виноградского остались не только в крайней бедности, но даже и без пристанища; но храняй младенцы Господь 2 видимо явился сиру помощник 3 . Вскоре по смерти священника Виноградского, один из родственников сироты сперва дал Алексею приют в своём доме, а потом прибегнул к ректору Славяно-Греко-Латинской академии архимандриту (в последствии Митрополит С. Петербургский и Новгородский) Амвросию, чрез посредство которого Алексей Виноградский помещён в Перервинскую семинарию 4 на казённое содержание. Кто знает прежнее состояние учебных заведений в хозяйственном отношении 5 , тот, конечно, поймёт, что и здесь Виноградский не был свободен от нужд; по крайней мере он имел кусок хлеба и спокойствие духа. Под руководством славных в то время учителей способности Алексея быстро развивались; вместе с тем увеличивались успехи в науках, и он скоро стал в ряду лучших учеников. Особенно отличился он в изучении латинского языка, что послужило перемене его участи. Платон, посетив однажды Перервинскую семинарию, обратил внимание на юношу, о котором наставники отзывались с похвалой; архипастырь заговорил с ним по латыни; ловкость и свобода, с какими Виноградский объяснялся с Преосвященным, обличили способности юного ученика. Проницательный взор Платона открыл в нём человека, полезного Церкви; но по некоторым посторонним обстоятельствам архипастырь не принимал его под особенное покровительство. Учение Виноградского на Перерве кончилось риторическим классом; отсюда переведён в академию, где слушал Богословие и другие науки, а потом, по поручению начальства, изучал изобретённый сербом Янковичем де-Мириево способ обучения, похожий на Ланкастеров, после чего сам преподавал оный в низших классах академии; кроме того, в свободное от занятий время, посещал лекции профессоров Московского университета, для приобретения навыка в Русской словесности, с коею в то время духовные училища не в достаточной мере знакомили своих питомцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Все это происходило на глазах его младшего брата Александра, который двигался по служебной лестнице медленнее по причине слабого здоровья. В феврале 1795 г. Александр стал учителем поэзии и риторики Троицкой семинарии, а в 1797 г. также решился на принятие монашества. В день празднования Тихвинской иконе Божией Матери 26 июня 1797 г. наместником Троицкой Лавры иеромонахом Назарием он был пострижен с именем Амвросия в честь Медиоланского святителя, и вероятно, в память о своем восприемнике при крещении – архиепископе Амвросии Зертис-Каменском. 5 июля того же года, в день одного из главных праздников Лавры – Обретения мощей прп. Сергия, он был рукоположен в иеродиакона, а через полтора года, в день Рождества Христова – 25 декабря 1798 г. посвящен в иеромонаха. В декабре 1798 г. по указу Синода иеродиакон Амвросий был назначен в Славяно-греко-латинскую академию проповедником, и определен соборным иеромонахом Донского монастыря. В конце 1802 г. о. Амвросий был направлен во вновь созданную Саратовско-Пензенскую епархию ректором Пензенской семинарии и архимандритом Пензенского Спасо-Преображенского монастыря с обязанностью присутствовать в местной духовной консистории. В 1806 г. он был переведен в Можайский Лужецкий монастырь с присутствием в Московской консистории, а через год стал архимандритом Московского Данилова монастыря. Архимандрит Амвросий зарекомендовал себя талантливым проповедником и ревностным администратором, около года проходил послушание цензора, но в ноябре 1810 г. он скончался после тяжелой болезни. Архимандрит Августин, после перевода его младшего брата в Славяно-греко-латинскую академию, оставался ректором Троицкой семинарии, и среди других послушаний, возложенных на него митрополитом Платоном, в 1800 г. почти год исправлял хлопотную должность наместника Лавры. С наступлением царствования Александра I архимандрит Августин по назначению митрополита Платона участвовал в богослужении и торжествах при короновании монарха в Успенском соборе, а затем встречал Помазанника, как ректор в стенах Троицкой семинарии и приветствовал его благодарственной речью. Император выразил ему «благоволение за усердие и труды в образовании и воспитании юношества на службу Церкви и Отечества» и пожаловал орден Святой Анны 2-й степени, который в то время имели немногие из архимандритов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010