архимандрит Григорий (Воинов) (17.07.1832–01.08.1896) Жизнеописания Исторические описания монастырей Сборники архимандрит Григорий (Воинов) Биография В миру Воинов-Борзецовский Иван Иванович родился в Москве, в семье прот. Иоанна Борзецовского, служившего в церкви во имя мч. Иоанна Воина на Калужской ул. (Б. Якиманке). В 1840-1846 годах обучался в Донском духовном училище, в 1846-1854 годах - в Московской духовной семинарии, в 1854-1858 годах - в Московской духовной академии. 3 марта 1857 г. был пострижен в монашество, 10 марта того же года рукоположен во диакона Московским митр. Филаретом (Дроздовым), 20 июля 1858 года - во иерея. По окончании МДА 19 августа 1858 г. назначен в Вифанскую духовную семинарию, преподавал Священное Писание, герменевтику и греч. язык в высшем и среднем отделениях. 10 февраля 1859 г. получил ученую степень магистра богословия. 5 марта назначен помощником инспектора семинарии и членом правления семинарии. 8 января 1860 года назначен инспектором Вологодской духовной семинарии и профессором богословия. Преподавал нравственное, пастырское, обличительное богословие и гомилетику. Состоял членом историко-статистического комитета для описания Вологодской епархии. 12 февраля 1862 года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии и профессором Священного Писания и греческого языка. С 16 октября 1863 года - инспектор Московской духовной семинарии. 6 августа 1864 г. возведен в сан архимандрита. В 1867 г. по состоянию здоровья был уволен от духовно-училищной службы и 22 мая стал настоятелем Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. По рекомендации митр. Филарета был также назначен членом Московской духовной консистории. С 13 июля 1873 года - настоятель Высокопетровского монастыря. С 1892 г. - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Скончался 1 августа 1896 года. По завещанию был похоронен в склепе с северо-западной стороны Знаменского храма Андроникова монастыря. Архим. Григорий - автор исторических работ, многочисленных статей духовно-нравственного содержания, слов и поучений. Он печатался в «Душеполезном чтении», «Чтениях в обществе истории и древностей российских», «Московских епархиальных ведомостях» и др. Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета, воспоминания о нем. Занимался историей монастырей, в которых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского монастырей. Написал биографии некоторых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского), Московского митр. Макария (Булгакова), иером. Самуила (Колесницына). Оставил воспоминания, в которых описал жизнь московских и других духовных учебных заведений во второй половине XIX в. За литературные труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

«Н. Р.» в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе. В лит-ре кон. XIX в. сообщалось, что образ был передан в храм из «царских комнатных икон» в 1816 г. ( Есипов. 1896. С. 7-8). Одновременно с тем по приказанию Августина (Виноградского), архиеп. Московского, в Благовещенский храм был перенесен ковчег с мощами св. Иоанна Милостивого, т. о., передача могла произойти в связи с реорганизацией кремлевского имущества после окончания Отечественной войны 1812 г., во время к-рой Кремль пострадал от пожаров, а часть имущества была эвакуирована ( Скурат. 2009. С. 142). Согласно описаниям кон. XIX в., образ (ок. 98×58 см) в серебряной ризе находился в местном ряду иконостаса слева от царских врат. Помимо чтимой иконы «Н. Р.» в храме находились еще 2 образа данной иконографии: икона-заместительница (с 1891) и образ иного размера, размещавшийся при входе в церковь справа. В 90-х гг. XIX в. для иконы из главного иконостаса была сделана богатая серебряная позолоченная риза, массивная медная рама для защиты «от пыли, копоти и хищения», а также устроен «всход» для удобства доступа молящихся ( Есипов. 1896. С. 10-11, 29). После закрытия Благовещенского храма в 1918 г. чтимый образ «Н. Р.» был перенесен ее настоятелем прот. Николаем Лебедевым в ц. свт. Николая Чудотворца Стрелецкого (снесена), а затем в ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Башмакове у храма Христа Спасителя, к-рая уничтожена вместе с храмом Христа Спасителя в 1932 г., в ц. сщмч. Власия Севастийского в Староконюшенной слободе, в ц. Воскресения Христова в Сокольниках, и, наконец, в 1944 г. икона была перенесена в ц. прор. Илии в Обыденском пер. (историю происхождения иконы из ц. прор. Илии на основании документов XX в. см.: Скурат. 2009; Он же. 2010). В 1945-1946 гг. осмотр и реставрация иконы осуществлялись И. В. Овчинниковым и А. В. Виннером. В результате раскрытия фрагмента живописи фона была обнаружена надпись о том, что образ реставрировался в мае 1863 г. палехским иконописцем Л. И. Париловым ( Он же. 2009. С. 144-145). Икона особо почиталась патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым). Образ покрыт серебряным позолоченным окладом, созданным по образцу дореволюционного, в его нижней части находится гравированная пластина с надписью: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» восстановлена риза в лето 1959 года при настоятеле Храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Нижнюю часть оклада иконы украшают многочисленные драгоценные привесы (Святыни храма прор. Божия Илии. 2008. Кат. 6). «Н. Р.» в церкви равноапостольных Константина и Елены в Московском Кремле

http://pravenc.ru/text/2565180.html

Храм Архистратига Михаила (Михайловское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Михаило-Архангельский храм построен в 1822 году по заказу владелицы села А.А. Орловой-Чесменской вместо деревянной церкви XVII века. Кирпичное здание, с белокаменными деталями, является характерным образцом московского ампира. Содержание История [ править править код ] На южной границе Домодедовского района Московской области размещается небольшое село Михайловское, история которого уходит корнями в далекий XIV век . Вдоль широкой улицы расположены несколько десятков домов, а в центре на берегу обширного пруда возвышается величественный храм Архистратига Божия Михаила. Известно, что до конца XVIII века храм был деревянным, не раз перестраивался и располагался на окраине села. Современный храм в Михайловском связан с именем помещицы графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Желая возвести в своем селе каменную церковь, она получила в 1816 г. от архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) храмозданную грамоту. Церковь благословлено было строить «на собственный Ея Сиятельства кошт», что означало нести расходы как на строительство храма, так и на последующее его содержание. Новый храм сооружался в виде четверика размерами 30х30 аршин. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Храм являет собой характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Северный и южный фасады украшены дорическими портиками, стены покрыты квадровым рустом. Определенное своеобразие сообщает композиции здания отсутствие трапезной. С большой уверенностью можно утверждать, что проект храма принадлежит знаменитому Доменико Жилярди. Внутри храм очень просторный и светлый. Центральный иконостас, современный храму, по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален: чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой. Радовал глаз двухъярусный иконостас с 12 местными иконами, окрашенный голубою краскою и покрытый лаком. Царские врата с позолоченной резьбой и изображением Благовещения Богородицы и евангелистов закрывала шелковая с бахромою завеса. На южных дверях алтаря был изображен святой Архидиакон Лаврентий, а на северных – святой Архидиакон Стефан.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архистрат...

25 сентября 1816 года она обратилась с письмом к императору Александру I: " Потеряв обожаемого супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. Сия мысль беспрестанно умножает настоящую причину терзания моего, и ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой. Но я своих денег не имею, как 10 тыс. рублей. Денег моих столь малозначительно, что если Вы, Ваше Императорское Величество, не подадите мне руку помощи, я должна буду с прискорбием оставить намерение мое " 11 . В январе 1817 года она получила разрешение императора Александра I на сооружение церкви и 10 тыс. рублей, что составило половину необходимой суммы. Оформив землю, три десятины земли, под постройку храма и получив храмозданную грамоту от Дмитровского архиепископа Августина (Виноградского), 30 апреля 1818 года Маргарита Михайловна заложила церковь, а уже 26 августа 1820 года, в восьмую годовщину Бородинской битвы, иеромонах Лужицкого монастыря Иоасаф освятил храм во имя Всемилостивейшего Спаса. Внутри храма, выполненного в стиле ампир по проекту архитектора Доменико Жилярди 12 , слева был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова с надписью " Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного " 13 . В церкви была помещена полковая икона Ревельского полка, шефом которого был Александр Тучков, — Нерукотворный Образ Спасителя. Икона была в числе церковной полковой утвари, которую Александр Тучков перед расставанием с женой оставил на сохранение у нее. Уже после того как Ревельский полк был заново сформирован, Маргарита Михайловна возвратила церковную полковую утварь, но попросила разрешения оставить икону Нерукотворного Спаса, перед которой она молилась вместе с мужем 14 . Архитектурные особенности храма свидетельствуют о том, что Тучкова изначально задумывала храм как монумент воинской славы. Историк архитектуры Андрей Чекмарев, установивший, что автором проекта Спасской церкви является Доменико Желярди, обратил внимание на проект в каталоге графики Доменико Жилярди под 73: фасад и план небольшого купольного храма с четырехколонным портиком на главном фасаде.

http://e-vestnik.ru/analytics/spaso-boro...

Благочестивой семье князей Трубецких в Москве принадлежала известная городская усадьба на Покровке (Яузской части), ранее находившаяся во владении рода Апраксиных. Здесь в главном трехэтажном каменном доме наверху в середине XVIII века на средства князей Трубецких устроили домовый храм во имя Благовещения Богородицы. Возможно, каменную Спасскую церковь в подмосковном Прохорове и домовый Благовещенский храм на Покровке построили в одно время второй половины XVIII столетия. После кончины князя Дмитрия Юрьевича Трубецкого село Спасское-Прохорово с деревнями Ивино и Сидориха перешли во владение его сына князя Ивана Дмитриевича Трубецкого, женатого на Екатерине Александровне Мансуровой. Многочисленная семья князей Трубецких дружила с семейством Пушкиных (князь Иван Дмитриевич приходился троюродным братом С.Л. Пушкина). По свидетельству сестры поэта О.С. Павлищевой, ее с братом Александром в детские годы «возили на уроки танцевания к Трубецким» на Покровку. Есть упоминания, что А.С. Пушкин бывал на даче Трубецких у Девичьего поля (ул. Усачева). Есть возможность предполагать о посещении поэтом и дальней подмосковной в Прохорове. Домашним учителем детей И.Д. и Е.А. Трубецких, выезжавшим в ними в летнее время в усадьбу, был известный русский литератор и историк М.П. Погодин. Незадолго до своей кончины в 1827 году князь И. Д Трубецкой заложил Спасское-Прохорово с деревнями в Опекунский Совет (долг тайному советнику Г.А. Дурасову) и, таким образом, имение состояло «под запретом», без права продажи. По более поздним данным, недвижимое имение при селе Спасском с деревнями Ивино и Сидорихой и в принадлежащих к ним пустошах Сапроновой и Угоди (помещичья земля): «пашни 152 д. 279 саж., сенокоса 89 д. 1681 саж., строевого и дровяного леса 769 д. 99 саж., перелога и кустарника 118 д. 903 саж., под домом, садом, огородами и вообще господской оседлостью 22 д. 2288 саж., а всего 1159 д. 450 квад. саж.». После Отечественной войны 1812 года помещик камергер князь И.Д. Трубецкой просил преосвященного епископа Дмитровского Августина (Виноградского) в июле 1814 года разрешить отремонтировать Спасскую церковь «покрыть железом». При храме числились 62 приходских дворов с населением 588 человек, « в том числе в селе 30 дворов, в деревне Ивиной 10, в деревне Сидорихе 11, в сельце Мещерском вотчины господина С.В. Шереметева 11 дворов».

http://moral.ru/Trubetsk.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ учреждена указом имп. Павла I Петровича 1 мая 1797 г., после посещения государем Вифанского в честь Преображения Господня мон-ря , в указе оговаривалось число учеников в В. с.- 100 чел. Открытие семинарии было подготовлено Московским митр. Платоном (Левшиным) . Во исполнение указа при Троицкой ДС было создано особое отд-ние, через 3 года на берегу Вифанского пруда для новой семинарии построили корпус по проекту архит. С. Болдырева (здание, в плане представлявшее собой букву «П», напоминало замок благодаря декоративным башням и рву с подъемным мостом), открытие В. с. состоялось в авг. 1800 г. " Виды Спасо-Вифанского мон-ря и Вифанской духовной семинарии " Литография. XIX в. (РГБ) " Виды Спасо-Вифанского мон-ря и Вифанской духовной семинарии " Литография. XIX в. (РГБ) Курс обучения в семинарии делился на низший и высший грамматические классы, классы риторики, философии и богословия. Преподавались словесность, всеобщая история, философия, математика и физика, богословие изъяснительное, созерцательное и нравственное, археология, Свящ. Писание, церковная история, лат., греч., нем. и франц. языки. Большое внимание уделялось изучению древних языков, преподавание велось на латыни. Много времени отводилось занятиям музыкой, из семинаристов были организованы оркестры, к-рые управлялись специально нанятыми капельмейстерами. В помещении богословского класса размещался орган, подаренный Московскому митр. Платону гр. А. А. Орловой-Чесменской. Семинаристы занимались также декламацией, пением, постановкой мистерий. В 1797-1804 гг. В. с. находилась под управлением ректора Троицкой ДС и МДА Августина (Виноградского ; впосл. архиепископ Московский), в 1804-1812 гг. ректором В. с. являлся архим. Гедеон (Фомин). Материальное положение В. с. в нач. XIX в. было прочным, в немалой степени благодаря непосредственному участию митр. Платона в ее обеспечении, все учащиеся находились на казенном содержании. В первые годы семинария являлась образцовой как в материальном аспекте, так и по составу учащихся - митр. Платон принимал в В. с. наиболее одаренных учеников и отсылал неспособных в др. семинарии.

http://pravenc.ru/text/158878.html

Святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, родился 26 декабря 1782 (6 января 1783 по н. с.) в городе Коломне Московской губернии и в крещении получил имя в честь св. Василия Великого . Отец Василия Михаил Федорович был соборным протоиереем и учителем, человеком умным и начитанным. К своей матери, Евдокии Никитичне, сын навсегда сохранил самые теплые и нежные чувства, заботился о ней на протяжении всей жизни. Благочестивая атмосфера, в которой проходили младенческие и отроческие годы Василия Дроздова, способствовала гармоническому развитию личности будущего святителя. Первоначальное образование Василий получил дома под руководством родителей в семье деда, Никиты Афанасьевича, священника Богоявленской церкви 1316 , который научил внука играть на гуслях. С 1791 по 1799 г. Василий Дроздов учился в Коломенской духовной семинарии. Образование свое он завершил в Троицкой лаврской семинарии (1800–1803 гг.), которая находилась под особым покровительством митрополита Московского Платона (Левшина) . 21 ноября 1803 г. «после произведенного ему лично самим митрополитом Платоном экзамена, определен был на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии» 1317 . В 1806 г. стал преподавателем поэзии. Вскоре проявился блестящий проповеднический талант Василия Дроздова. 12 января 1806 г. он произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры в день торжества освобождения лавры от поляков. Эту проповедь высоко оценил митрополит Платон, который так написал своему викарию, епископу Дмитриевскому Августину (Виноградскому) : «А у меня появился отличнейший проповедник, учитель Дроздов» 1318 . В том же году (по распоряжению митрополита Платона) молодой учитель получил должность лаврского проповедника. 16 ноября 1808 г. Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарет в память святого праведного Филарета Милостивого. 21 ноября того же года инок Филарет был рукоположен митрополитом Платоном в иеродиакона, в декабре переведен в Санкт-Петербург, а 1 марта 1809 г. назначен инспектором Духовной семинарии и определен на кафедру философских наук. 28 марта 1809 г. посвящен митрополитом Амвросием в иеромонаха. В 1810 г. был перемещен в Духовную Академию на должность бакалавра богословских наук. Он преподавал священное писание (герменевтику), библейскую и церковную историю, церковное право и часть догматического богословия. 30 июня 1811 г. за «отличие в проповедовании Слова Божия» был награжден наперстным крестом с драгоценными камнями, а 8 июля возведен в сан архимандрита. 11 марта 1812 г. был назначен на пост ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии со званием ординарного профессора богословских наук (оставался на этой должности до 1819 г.). Почти одновременно архимандрит Филарет получил звание настоятеля первоклассного новгородского Юрьева монастыря. В это время архимандрит Филарет приобрел большую известность своими проповедями («Слово на смерть Кутузова»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы имеем основание предполагать, что и самая редакция определения комиссии духовных училищ от 16 марта 1816 года принадлежала Филарету. Согласно первому пункту этого определения, Филарет избрал себе в сотрудники следующих, отчасти уже известных нам лиц: бакалавров академии священника Г. П. Павского 24 , на долю которого достался перевод евангелия от Матфея и архимандрита Моисея Богданова-Платонова, на которого возложено было поручение – перевести евангелие от Луки 25 . К этим сотрудникам от академии присоединен был еще инспектор с.-петербургской духовной семинарии Поликарп Гойтанников 26 , которому предложено было переводить евангелие от Марка. Сам Филарет взял на себя перевод евангелия от Иоанна равно как сам же он потом оставил и «Возглашение к христолюбивым читателям», как предисловие к русскому переводу четвероевангелия и всего Нового Завета. Все эти сотрудники Филарета приступили, под его руководством, к переводу в первой же половине 1816 года, так что от 20 мая Филарет пишет к своему делу по матери: «теперь большую заботу делает предпринятое по Высочайшей воле изъяснительное преложение Нового Завета на российское наречие, частью для простого народа, частью для просвещенных нынешнего века, которые, не разумея славянского наречия, читают Евангелие на Французском. Как то сие намерение покажется вашим старожилам: ко мне из купечества некоторые пишут о сем с желанием и радостью. Помолитесь, чтобы Господь укрепил слабые и недостойные наши руки, чтобы достойно сеять святое семя слова Его!» 27 . Равным образом и от 31 июля того же 1816 года, пища к архиепископу московскому Августину Виноградскову о невозможности своей быть в Москве на празднике Преображения Господня (6 августа), чтобы служить самому в качестве настоятеля в Новоспасском монастыре, Филарет между причинами такой невозможности ставит и «предпринятый перевод Нового Завета» 28 В виду определения Св. Синода относительно перевода, а равно и в виду самопонятной важности и великости предлежавшего переводчикам подвига, сознание чего высказалось и в сейчас приведенном письме главного и ближайшего руководителя дела перевода-Филарета к его деду, как самый перевод, так и издание его совершались с достодолжною тщательностью и внимательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Филарет, до пострижения Василий Михайлович Дроздов, митрополит московский, родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством благочестивых и просвещенных родителей, Дроздов в 1791 г. поступил в коломенскую духовную семинарию и пробыл в ней до 1799 г., когда эта семинария, за перемещением коломенской архиерейской кафедры в Тулу, была упразднена, а город Коломна с уездом был причислен к Московской епархии. Довершать свое образование Дроздову, вследствие этого, пришлось в Троицкой лаврской семинарии, находившейся под особым покровительством и ближайшим попечением знаменитого митрополита московского Платона II (Левшина) († 1812). Здесь он учился в философском и богословском классах с марта 1800-го и до нояб. 1803 г. Окончив курс наук с блестящим успехом в этой, стоявшей тогда наравне с академиями, духовной семинарии, Дроздов 21 ноября того же 1803 г., после произведенного ему лично самим митроп. Платоном экзамена, определен был на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Уже во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова и его образцово-честное поведение. «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божиего к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего», писал к родителю Дроздова ректор лаврской семинарии архим. Евграф Музалевский-Платонов. Особенно же блестящий проповеднический талант Дроздова скоро выдвинул его из ряда других учителей и был причиною быстрого движения его по службе. 12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митроп. Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу дмитровскому Августину (Виноградскому) : «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В 1775 г. архиепископом Московским был назначен знаменитый Платон (Левшин) , впоследствии митрополит. Одновременно он стал «полным директором и протектором» Академии. Платон был коренным москвичом, сам был её выпускником и преподавателем. Ему были прекрасно знакомы все достоинства и недостатки родного учебного заведения. И Платон делал всё от него зависящее, чтобы переменить жизнь Академии к лучшему. Его деятельность по руководству духовной школой имела характер широкой, хорошо продуманной и неуклонно проводимой реформы. Как пишет историк Академии Сергей Константинович Смирнов: «Отношения прежних московских святителей к Академии не показывают их непосредственного, определённого влияния на её судьбы, личность Платона ярко выставляется во всей жизни этого учёного общества, проникает всю её многостороннюю деятельность. Это был свой Пётр Могила для Московской Академии» 1208 . Митрополит Платон фактически стал основателем русской на- —437— циональной духовной школы. Он прекратил практику привлечения на руководящие должности не только в Академию, но и в другие подведомственные ему учебные заведения учёных киевлян. Вместо них он выдвигает целый ряд собственных воспитанников. Среди них выделяются имена Мефодия (Смирнова) , Серафима (Глаголевского), Августина (Виноградского) , Евгения (Болховитинова) , святителей Иннокентия (Смирнова) и Филарета (Дроздова) . Платон первым обратил внимание на важность изучения русского языка и русской истории. Сам он, будучи уже в преклонных летах, написал историю Российской Церкви, опубликованную в 1805 г. Вместе с тем митрополит Платон обратился к истокам православного богословия. До него в Академии на протяжении трёх четвертей века почти безраздельно господствовал латинский язык. Платону, знатоку и ценителю греческого языка, удалось восстановить в Академии его значение. Он всячески поощрял изучение святоотеческих творений, указывал на важнейшее значение глубокого изучения Священного Писания как главного источника христианского богословия. При митрополите Платоне началось преодоление поработившей богословие западной схоластики, проникшей в Россию через посредство Киево-Могилянской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010