Вследствие телесной немощи митрополита Московского Платона в тот тяжелый для России год Московской епархией управлял его преемник, викарий Московский и епископ Дмитровский, Августин. Красноречие преосвященного Августина и его способность постигать дух времени были отмечены государем. Еще в 1807 году император Александр Павлович пожаловал духовному витии драгоценную панагию. Столь сильное впечатление на государя императора произвело слово преосвященного по случаю торжества о заключении мира между Россией и Францией. В 1812 году, когда «враг восстал на ны», Александр I привлек известного церковного деятеля к составлению «молитвы в нашествии супостат». Жизнь преосвященного Августина (в миру Алексея Васильевича Виноградского, 1766–1819) интересна и поучительна для отечественной истории. Наше внимание к его личности было обусловлено тем, что в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике хранятся две его книги по русской истории. На изданиях – скромный книжный знак с надписью «Из библиотеки Августина Архиепископа Московскаго». Короткий миг, 53 года земной жизни преосвященного Августина, наполнен большим количеством свершенных им дел. Сначала были годы учебы в Перервинской семинарии, затем – в Московской Духовной академии. Все это время ему сопутствовал труд в овладении науками. Юноша усердно изучал российскую словесность. Но в школе он привык больше мыслить и писать по латыни, нежели по-русски. Его латинские стихи были признаны «золотыми». В этот же период Алексей Виноградский пробовал свои силы и в написании проповедей. Талантливый воспитанник был замечен митрополитом Платоном и до конца жизни иерарха русской церкви находился в его духовном окормлении. 16 января 1794 года Алексей Виноградский по благословению духовного наставника принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре. В монашеском чине наречен был Августином, именем одного из красноречивейших учителей церкви, вероятно, в честь Августина Аврелия , блаженного епископа Иппонского (353–430), память которого празднуется 15 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учиняли разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В 1840—1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. Настоятелем церкви с 1815 года состоял выпускник Славяно-греко-латинской академии священник Василий (Лавров), прослуживший на одном приходе более 45 лет. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. В апреле 1866 года настоятель отец Сергий Никольский обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением, в котором, просил благословить постройку нового каменного храма. По заказу храмоздателей был выполнен проект, который строительное отделение одобрило в мае 1866 года. Но в то время строительство каменной церкви не состоялось, что объясняли нехваткой средств. Вместо предполагавшейся постройки в 1869 году капитально отремонтировали старый деревянный храм. Проект новой церкви в Аксиньине был заказан известному московскому архитектору Александру Густавовичу Вейденбауму. Опытный зодчий, Вейденбаум с 1876 года работает в Москве, исполняя обязанности московского губернского архитектора. Знаменская церковь — единственный сохранившийся памятник, построенный по проекту Вейденбаума в Москве. В своей пояснительной записке к проекту Вейденбаум пишет: «Новая церковь предполагается в стиле, подобном стилю греческой в Ямбурге, с тою только разницею, что при ней будет отдельная колокольня». В июне 1883 года проект был одобрен. Интенсивные строительные работы велись более года, и в 1884 году новый храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С. Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

В мае 1794 г. по предложению еп. Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) решением Синода П. П. м. был перенесен на новое место - вверх по течению р. Суры, ближе к новому руслу р. Пенза (с 1703), где располагалось Вознесенское кладбище (район совр. ул. Индустриальной). По ходатайству еп. Феофила решением Синода, утвержденным имп. Павлом I Петровичем 27 апр. 1798 г., в П. П. м. был переведен штат упраздненного третьеклассного Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ; П. П. м. был отнесен к 3-му классу, а управлявший им строитель Израиль (Данилов) возведен в сан архимандрита (ПСЗ. Т. 25. 18500. С. 220-221). История обители в 1-й пол. XIX в. изложена в описании 50-60-х гг. XIX в., обнаруженном в церковном архиве с. Владыкина Мокшанского у. и опубликованном краеведом свящ. Н. Ф. Быстровым (1864-1936) (см.: Быстров. 1886). Оно составлено на основе материалов монастырского архива настоятелями П. П. м. архимандритами Павлом (1849-1855) и Кифой (1855-1858), а также инспектором Пензенской ДС Серафимом (Ильинским) ( Быстров. 1886. 17. С. 2-3. Примеч. 2). В 1802-1807 гг. П. П. м. возглавлял брат еп. Августина (Виноградского) архим. Амвросий (Виноградский), при к-ром указом Синода от 17 дек. 1802 г. архимандритам обители было дозволено «носить мантии камлотовыя с зелеными бархатными скрижалями», если они будут ректорами Пензенской ДС (ИРИ. Т. 5. С. 465). Во время Отечественной войны 1812 г. настоятель (1812-1815) архим. Аарон (Нарциссов ; впосл. епископ) передал 50 р. в комитет пожертвований для ополчения при Пензенской духовной консистории. Среди воинов Пензенского ополчения, возвратившихся после заграничных походов, известен Афанасий Герасимов, послушник П. П. м. ратник артиллерийской команды. В 1857 г. по указу Пензенской духовной консистории П. П. м. принял на обучение причетнической должности «6 полусирот из духовного сословия», училище содержалось из «монастырской казны» (ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 1946; Родичева Е. А. Мон-ри Ср. Поволжья во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Пенза, 2012. С. 53). В 1862-1869 гг. П. П. м. управлял архим. Иоасаф (Пашин), ректор Пензенской ДС и известный духовный писатель. По инициативе настоятеля архим. Кирилла (Щеглова; 1880-1897) при П. П. м. был возобновлен причетнический класс, где сам архимандрит обучал послушников ( Корольков. 1897. С. 126). В посл. четв. XIX в. при мон-ре была открыта бесплатная столовая. В 1903-1906 гг. обитель возглавлял архим. Леонид (Скобеев ; впосл. епископ, один из руководителей обновленчества ). После создания по указу Синода от 11 июня 1910 г. Краснослободского викариатства П. П. м. стал резиденцией 1-го викария еп. Григория (Соколова), в 1922 г. ушедшего на покой и проживавшего в обители.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

В том же году по поручению императрицы иеромонах Платон опубликовал «увещание к раскольникам» 23 . В 1766 г. он принимал участие в составлении отзыва на «Наказ для Уложенной комиссии». В 1770 г. Платон был хиротонисан в архиепископа Тверского. В Твери в годы его архиерейства был построен кафедральный собор, заслуживший высокую оценку Екатерины II. Несмотря на приближенность к императорскому двору, Платон в своих проповедях критиковал новомодные увлечения философией французских просветителей и масонством, особо обличал «неверие». И.М. Снегирев привел диалог Платона и прибывшего ко двору по приглашению Екатерины II энциклопедиста Д. Дидро. Дидро обратился к молодому иеромонаху с вопросом: «Знаете ли, отец святой, философ Дидро сказал, что нет Бога?» Законоучитель ответил: «Это прежде него сказано». «Когда и кем?» – поинтересовался Дидро. Платон пояснил: «Пророком Давидом», – и процитировал слова 52-го псалма: «Рече безумен в сердце своем – несть Бог», обратившись же к французу, добавил: «А ты устами произносишь» 24 . В 1775 г. Платон был переведен на Московскую кафедру. Заботясь о подобающем образе жизни священнослужителей и порядке в приходах, архиепископ издал в 1775 г. подробную «Инструкцию к благочинным, иереям и протоиереям» 25 . В Москве он приводил в порядок дела епархии, обращая особое внимание на нравственный облик московского духовенства. Платон поставил своей целью повысить уровень образования в Славяно-греко-латинской академии, занимался благоустройством жизни учащихся, брал под свое покровительство наиболее способных учеников. Образование и воспитание будущих священников отныне стало для Платона главной заботой. Позднее он писал: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам» 26 . В 1783 г. он основал недалеко от Троице-Сергиевой лавры Спасо-Вифанский монастырь (в 1801 г. там была открыта семинария). В 1787 г. Платон получил сан митрополита. С 1792 г. он большей частью жил в Троице-Сергиевой лавре и Вифании, поручив дела по управлению Московской епархией своему викарию Августину (Виноградскому) . В том же году, по благословению Платона, началось возрождение заброшенной Оптиной пустыни, которая в конце XIX – начале XX в. стала мощным духовным центром православной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Его брат Александр по окончании курса наук на Перерве продолжил свое обучение в Троицкой семинарии и также провел в Лавре без малого 10 лет, будучи, как и Алексей, по окончании обучения, определенным в учителя. Оба брата стали постриженниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и начинали в ней свой монашеский путь. Алексей Виноградский в 1789 г. за особую любовь к книгам был назначен библиотекарем Троицкой семинарии, и оставался на этой должности все время своего пребывания в Лавре до 1802 г., даже когда стал префектом, а затем ректором семинарии. В это время в семинарской и лаврской библиотеках по повелению Екатерины II начали делать списки с древних рукописей по истории России. Перепиской занимались семинаристы, а в обязанности библиотекаря, ректора семинарии и наместника Лавры входила сверка списков с оригиналом и исправление ошибок. За этой работой Алексей перечитал все русские летописи и исторические сочинения того времени, что в дальнейшем оказало заметное влияние на содержание его проповедей. Занятия в библиотеке также способствовали научной работе, к которой начал привлекать его Высокопреосвященный Платон, поручая делать выписки и высказывать свое мнение о различных богословских предметах. В 1792 г., в возрасте 26 лет Алексей Виноградский был назначен в префекты семинарии, и, в соответствии с должностью, стал преподавать философию. Все свободное время он отдавал выполнению различных поручений архипастыря, жившего в это время по большей части в Лавре и, кроме административных епархиальных дел, занимавшегося богословскими трудами. В это время митрополит Платон всячески развивал у молодого учителя и талант проповедника. Через два года 17 июня 1794 г. 1 Алексей на 28 году от рождения был пострижен в монашество правящим должность наместника Лавры ректором семинарии иеромонахом Евлампием в Трапезном храме прп. Сергия Лавры; и наречен Августином, в честь блаженного Августина Аврелия , епископа Иппонийского, память, которого праздновалась накануне его пострига – 15 июня. В течение следующего года он был посвящен в иеродиакона и иеромонаха 2 , а затем в августе 1795 г. стал соборным иеромонахом Лавры и ректором семинарии. В 1797 г. иеромонах Августин, как ректор семинарии принимал в Лавре императора Павла. Он приветствовал Государя речью, и «в присутствии его и всей Царской Фамилии производил Богословские акты, удостоенные внимания Монарха, который любил рассуждать и даже писал о Богословских предметах». Митрополит Платон с похвалою представил Августина императору, который «изъявил ректору Высочайшее благоволение за порядок и успехи в учении», и позднее из Москвы прислал ему в награду золотые часы с бриллиантами, а на Семинарию – 2100 рублей. Вскоре для иеромонаха Августина последовало повышение: 21 ноября 1798 г., он был посвящен в сан архимандрита и получил в управление второклассный Можайский Лужецкий монастырь «с удержанием должности Ректора».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Обстоятельства и причины смерти М. остаются невыясненными. Утром 6 окт. 1792 г. он был найден в своей спальне мертвым, с 3 ранами на шее. На полу был обнаружен складной нож. Прибывший губернатор Таврической обл. ген.-майор С. С. Жегулин «долго рассматривал... похолодевший труп» М., затем написал рапорт, в к-ром зафиксировал факт убийства епископа ( Лебедев. 1910. С. 50). Имелись версии о его убийстве «домашними» или местными «разбойниками». Однако тайному советнику В. С. Попову, статс-секретарю имп. Екатерины II, Жегулин 14 окт. 1792 г. писал о том, что М. скончался «несчастным образом от своих собственных рук... Не руки его, ниже воля суть виновники сего несчастия, но закоснелые геморроидальные припадки, а от них уже апоплексических и меланхолических сих последних в самой высочайшей степени» ( Мурзакевич. 1883. С. 262). Вскоре и еп. Нижегородский и Алатырский Дамаскин (Семёнов-Руднев) сообщил в письме своему другу еп. Коломенскому и Тульскому Афанасию (Иванову) о том, что М. «свела в могилу печаль и туга по Потёмкину» и, «впадши в невероятное безумие», он «сам наложил на себя руки». Митр. Платон писал еп. Афанасию: «Кончина страшная! Особливо, что уверены, аки бы от себя... Я читал губернаторский рапорт по исследовании, чем и кончено все, но он показался мне весьма неполным и сомнительным» ( Лебедев. 1910. С. 50-51). Архиерей был похоронен в г. Ст. Крым в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (сгорела в 1825, впосл. воссоздана). Известен как проповедник «нравственно-практической» школы митр. Платона (Левшина), стремился к ясности и строгости стиля; составил 2 краткие надгробные речи кн. Потёмкину (1792), «российскому Ахиллесу», «создателю флотов». Первое «надгробие» - обширная эпитафия на кончину М.- было написано и опубликовано в 1794 г. стихотворцем и переводчиком В. Г. Рубаном (1742-1795). Затем на лат. языке появилась «Елегия на Моисея епископа, смертию насильственною убитого» (1795), к-рую приписывали иером. Августину (Виноградскому) . На рус. язык ее перевел митр. Платон (Там же. С. 52-57).

http://pravenc.ru/text/2563994.html

Первый храм Архангела Михаила был деревянный, о чём упомянуто в Писцовой книге за 1627 г. В 1679 г. деревянная церковь сгорела, но в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. В 1687 г. была заложена новая кирпичная церковь. Через два года, в 1689 г., она была построена. Церковь была пятиглавой, с шатровой колокольней. 4 июля 1817 г. по указу архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) церковь стала единоверческой. 18 июня 1819 г. митрополит Серафим (Глаголевский) удовлетворил прошение священнослужителей и прихожан Михаило-Архангельской церкви о переделке храма. Древний храм был перестроен в стиле классицизма, верхняя часть храма и апсида были разобраны, многоглавие заменили большим круглым световым барабаном перекрытым куполом. К храму была пристроена одна новая апсида. От первоначального храма сохранились только наружные стены четверика, с которых срубили декоративные наличники и оштукатурили. В храме были заложены старые окна и сделаны новые. 18 мая 1822 г. перестроенный храм освятил протоиерей московской Единоверческой церкви Иоанн. В 1833 г. к церкви пристраивается тёплая трапезная с двумя приделами, южным во имя Николая Чудотворца и северным во имя Георгия Победоносца. В 1837 г. бронницким купцом Василием Ильичом Кузнецовым вместо шатровой колокольни была построена новая четырехъярусная колокольня в классическом стиле. В 1930-е годы церковь закрыли, колокола сбросили. До 1941 года храм не использовался и стоял закрытый. В 1941 году службы в храме возобновились. Окончательно храм был закрыт в 1961 году и передан архиву Всесоюзной книжной палаты. Внутри храма сделали второй этаж. В 1989 г. храм был возвращён верующим. Началось активное строительство. В 1991 г. построен двухэтажный трапезный корпус, в 1993 г. построена Богоявленская надкладезная часовня, в 1995 г. часовня преподобной Анны Кашинской, в 1998 г. дом причта с воскресной школой. Разобраны сохранившиеся святые врата и вместо них построена новая ограда и тройные святые врата. В 2003 г. построен храм-часовня Паисия Великого. В 2005 г. закончена реставрация колокольни храма. К 2008 г. существующий классический храм Архангела Михаила был разобран до четверика и фактически заменён новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=01687

С преобразованием в 1781 г. села Подол в город Воскресенская церковь стала его главным храмом. В конце XVIII столетия по благословению архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) церковь обновили. Возможно, одновременно с этими работами был устроен и придел во имя Святой Троицы. Его освящение, как указывает Л. Р. Вайнтрауб, совершено в 1790 г. Во время Отечественной войны 1812 г. настоятелем храма Воскресения Христова священником Феофилактом Ивановым от разграбления неприятелем была спасена церковная утварь. Воскресенский храм был вновь освящен в 1813 г., после освобождения Подольска от захватчиков: Троицкий придел — 8 марта, центральный престол — 30 марта, а позже — и придел святителя Николая Чудотворца. В августе 1818 г. подольчане обратились к архиепископу Московскому и Коломенскому Августину (Виноградскому) с прошением о дозволении возвести в городе новый каменный храм во имя Святой Троицы с приделами Успения Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла. Старую городскую Воскресенскую церковь предполагалось оставить в качестве кладбищенской. Просьба жителей Подольска была удовлетворена. Строительство Троицкого храма началось летом 1819 г., но шло медленно из-за нехватки средств. В 1825 г. причт Воскресенской церкви перевели в новый недостроенный Троицкий собор. Кладбищенский храм все более и более ветшал. В 1839 г. его состояние характеризовалось как аварийное: протекала тесаная крыша, из-за этого в сводах и стенах стали появляться трещины. К 1847 г. положение ухудшилось до такой степени, что епархиальное начальство запретило богослужения в Никольском приделе. Из-за разногласий между городничим и городскими главами ремонт церкви, на который Подольская городская дума выделила средства, был отложен на длительный срок. В 1853—1854 гг. в Воскресенском храме велась реставрация. Полностью заменили старую кровлю церкви, фасады выбелили, а стены расписали. Таким образом, храм был подготовлен к освящению. Деньги на проведение реставрационных работ среди прочих жертвовал и московский купец второй гильдии Сергей Трифонович Прохоров. Он же испрашивал благословения у епархиальной власти на восстановление самостоятельного прихода Воскресенской церкви. Однако эта идея не вызвала положительного отклика со стороны причта Троицкого собора и его настоятеля, протоиерея Василия Березкина.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Следует сказать, что правила этой игры так или иначе были принимаемы всеми иерархами, вынужденными к придворной службе. Так, современник московского владыки, петербургский митрополит Гавриил (Петров), в течении 30 лет (!) первенствующий член Св. Синода, безусловно, должен был соблюдать (и соблюдал) внешнюю, блестящую, сторону придворной жизни, как, например, присутствие на дворцовых обедах. Однако келейную жизнь вел простую, можно сказать, бедную, питаясь у себя почти одной вареной капустой. Аскет по природе, по необходимости одетый в роскошные рясы, митрополит Гавриил воспринимал придворную жизнь как повод для смирения и сокрытия своего подвига. Эпоха, в которую жил митрополит Платон, не предполагала рефлексии относительно всевозможных поступавших к нему дарений, поскольку все значительные события государственной жизни России конца XVIII в., как правило, сопровождались наградами и пожалованиями Церкви и духовенству со стороны царствующих особ. И это было не только нормой: отсутствие таких наград почиталось впадением в немилость. Не обойден вниманием был и московский владыка, начинавший получать материальные знаки высочайшего благоволения буквально с первых своих шагов в церковной иерархии, когда, будучи еще иеромонахом и ректором Троицкой семинарии, был пожалован Екатериной II " довольною денежной наградой " за приветственную речь, произнесенную перед ней в ее приезд в Лавру после коронации в 1762 г. К слову, император Павел I, посетив в 1797 г. после своей коронации Лавру, точно в таком же случае пожаловал ректору Троицкой семинарии Августину (Виноградскому) золотые часы с бриллиантами. И это был всего лишь иеромонах, даже не епископ! (Первый же подарок самому Платону Павел преподнес, будучи еще девятилетним мальчиком и его учеником: это была собранная им со своего стола тарелка с экзотическими фруктами роскошью, в то время доступной только в императорском дворце и домах знатнейших вельмож.) Многие же из последующих высочайших пожалований и подарков митрополиту Платону являют собой образцы не только высокого, но и чрезвычайно драгоценного ювелирного искуства (все они сохранились, будучи переданы в свое время самим владыкой в ризницы Чудова монастыря и Троице-Сергиевой лавры).

http://religare.ru/2_98175.html

тайн. А как он не сделал сего по невежеству более, нежели по нерадению, то наставить его, что, в таких случаях, никакого нет сомнения исповедовать и приобщать св. таин». В другой раз консистория приговорила священника к штрафу за то, что тот, по нерадению, довел свою дочь до худой жизни. Преосвященный написал: «что отец небрежением довел свою дочь до развратной жизни, в том судити имать его Бог». Вообще в резолюциях его заметна отеческая снисходительность к человеческим слабостям, и в них чаще других встречается выражение: «единственно из снисхождения нашего и в надежде на исправление, послать в монастырь, на черные работы, но не запрещая священнослужения, в той надежде, что, может быть, некоторые из вдовых священников и диаконов, усмотрев хороший порядок, тишину и беззаботную при неоскудном удовольствии, жизнь, возымеют святое желание удалиться от мира и сует оного, дабы остаток дней посвятить единственно Богу и благочестью». Скромный, терпеливый и снисходительный сам, он не любил тщеславного превозношения священников и называл его глупою школьною гордостию. В кратковременное управление смоленскою паствою он успел выстроить новый каменный храм над Днепровскими воротами. В сем храме находится чудотворная икона Божией Матери Одигитрии; устроил новую дорогую ризу на эту икону и оставил ящик с жемчугом, за собственною печатью, для будущих украшений этой иконы. В 1812 году, февраля 7-го, преосв. Серафим перемещен в Минск, с титулом архиепископа, но, по случаю смутных обстоятельств тамошнего края от неприятельского нашествия, он, с разрешения Св. Синода, прибыл в Петербург и присутствовал в Синоде и в комиссии дух. училищ. В 1814 г., 30 августа, он переведен был архиепископом в Тверь и пожалован в члены Св. Синода, а в 1819 г» 19 марта, после кончины московского архиепископа Августина Виноградского , переведен в Москву, с возведением в сан митрополита. Здесь в звании викария при нем состоял Лаврентий, епископ Дмитровский, а когда Лаврентий был переведен в Чернигов, на его место посвящен был Афанасий (Телятев).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010