Такое сочинение, правда, и по сей день не написано, как, впрочем, не сделано еще многое по исследованию жизни и наследия этих двух великих деятелей нашей Церкви. Достаточно сказать, что мы не имеем на сегодня современного научного жизнеописания ни того, ни другого, равно как и исчерпывающего корректного изложения их богословских взглядов. И это еще наш долг перед прошедшими со дня кончины святителя Филарета почти полутора столетиями. Что же сказать о богословских задачах XXI века? На сегодня они могут быть только поставлены. Но первое, что, кажется, становится для нас очевидным с расстояния уж прожитого двадцатого столетия, это то, что представлявшийся некогда равновеликим ученик на самом деле превосходит учителя, и может быть, именно в сравнении с последним и выступает особенно рельефно несравненная мощь филаретовского гения. Известно, что уже в марте 1806 г. митр. Платон писал преосв. Августину Виноградскому : «А у меня появился отличнейший проповедник учитель Дроздов, я сообщу его проповедь , и удивитесь» 5 . Речь идет о проповеди в память освобождения Свято-Троицкой Лавры от врагов, произнесенной учителем еврейского и греческого языка Василием Дроздовым в январе того же года. Но замечательна не привлекавшая, как кажется, по сей день внимание история второй из известных нам напечатанных проповедей будущего святителя история «Слова в Великий пяток» 1806 года, написанного 24-летним Василием Дроздовым на одно из семи крестных слов Спасителя: Совершишася. Как свидетельствует примечание издателей Слова, в рукописном сборнике, принадлежащем преосв. Павлу Черниговскому, к нему сделана была приписка: «Сие слово сочинено по назначению Высокопреосвященнейшего митрополита Платона и было испытательное» 6 . Приписка, однако, не объясняет нам, ограничивалось ли назначение днем произнесения проповеди или указывало также и текст, на который Слово должно было быть сочинено. Последнее, впрочем, маловероятно, так как некогда сам митрополит Платон произносил Слово на тот же текст и вряд ли мог требовать от своего ученика сознательного соревнования с собой. Тем знаменательнее, что ученик сознательно же, очевидно, дерзнул на него. Сравнение обоих текстов между тем весьма поучительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Алексей, потеряв мать свою в Московскую чуму, рано изведал нужду и горе; потому что отец его, не всегда воздержный от горячих напитков, был характера неспокойного, так что малютка нередко оставался бы при нем без пищи, если б тихонько не кормила его одна родственница. Это произвело такое впечатление на Алексия, что он и в последствии, гнушаясь этого порока, более жалел, чем осуждал пьяниц и всегда соболезновал о сиротах, помня свое сиротство. Так началась жизнь Алексия под влиянием места рождения, тогдашнего общества, образа жизни и состояния! По вступлении Платона на паству Московскую, отец Виноградского умер и покинул двух сыновей и дочь в крайней бедности и без пристанища. Алексей, после отца, остался осьми лет, круглым сиротой; но Бог послал ему в одном дальнем родственнике руководителя, который, из сострадания и по чувству родственного сердоболия, взял к себе сироту Алексея, представил к ректору Московской Духовной Академии, Архимандриту Амвросию (в последствии Митрополиту Новгородскому и С. Петербургскому): сирота Алексий помещен был в Перервинскую Семинарию на казенное содержание. В этом рассаднике многих знаменитых Пастырей получив первоначальные познания в науках, он отличил себя от сверстников своими успехами и сделался достойным внимания учителей и начальников семинар. Наставником его в Латинском языке был Иеромонах Арсений Зерчанинов, проницательный слепец и Латинский стихотворец, любимый Митр. Платоном. При посещении Перервы и Латинского класса Иерархом, он представил ему Виноградского, как отличного ученика: Платон говорил с юношей по-латыни, и довольный скорыми и умными его ответами, заметил его и не позабыл; однако ж до тех пор не принимал его под особенное свое покровительство, пока совершенно не уверился в невинности покойного отца его, который был вмешан в одно сомнительное дело, производившееся в Консистории: это следствие он поручал на рассмотрение почтенному Протоиерею И. И. Ставровскому, члену Консистории. По окончании курса наук в Перервинской семинарии, Алексей Виноградский из Риторического класса переведен был в Московскую Духовную Академию для слушания Философии и Богословия: в одной наставником его был Афанасий Иванов, а в другой сперва Аполлос Байбаков, сочинитель Пиитики, потом опять Афанасий Иванов, в последствии Архиепископ Екатеринославский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Хотя Виноградский с 1787 года состоял в Перервинской семинарии учителем латинского языка, но еще не имел самостоятельности, сам находясь в академии студентом. По окончании здесь курса наук, он определён в Троицкую семинарию учителем риторики; это случилось в 1788 году, в коем положено основание приверженности его к Платону, не прерывавшейся до смерти последнего. Виноградский всегда имел особенную склонность к поэзии; первые опыты его в стихотворстве неизвестны, но что они были, в том сомневаться нельзя, ибо в звании риторического учителя он явился уже столько способным и искусным в стихосложении, что без приготовления говорил стихами на заданные темы. Первое стихотворение своё он посвятил митрополиту Платону в день его тезоименитства (18-го ноября 1788 года); за эти стихи поэт был приглашён преосвященным к обеду: честь, превзошедшая все надежды Виноградского; самые же стихи, по приказанию архипастыря, напечатаны. Поощрённый таким благоволением, поэт еще более прилепился к любимому роду словесности, и в разное время написал еще несколько стихотворений, из коих особенно замечательны два: первое, в котором Виноградский живыми чертами изобразил сиротскую и учебную жизнь свою 6 : прекрасные чувства, выраженные прекрасным слогом, столько понравились Платону, что он, напечатав «золотые» стихи, как назвал их в адресе поэту, разослал во все духовно-учебные места, а один экземпляр, тиснутый золотом, надписал собственной рукой, также золотом, и послал, в дар стихотворцу. После того Виноградский, в трогательной элегии, оплакал бедственную смерть своего наставника, епископа феодосийского Моисея Гумилевского, умерщвленного келейниками; Платон сам перевёл эту элегию прозой и напечатал 7 . Впрочем, Виноградский писал стихи по латыни; русских стихов он никогда не сочинял 8 : в продолжение учебной жизни, латынь так усвоилась его мысли, что Виноградский не мог обойтись без неё, и в последствии планы сочинений всегда составлял по латыни; по-видимому, эта исключительность стесняла его, особливо вне школьных стен, и едва ли не с желанием освободиться от сей исключительности он посещал университет; но привычка вторая природа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета (см., напр.: Из бумаг Московского митр. Филарета. М., 1880; Резолюции митр. Московского Филарета. Донесения Святейшему Синоду его же. К восп. о Московском митр. Филарете. 3 письма к Московскому митр. Платону от разных лиц. М., 1895), воспоминания о нем (см.: Восп. о высокопреосв. митр. Московском Филарете. М., 1888), в т. ч. Енисейского еп. Никодима (Казанцева) (см.: ЧОИДР. 1877. Кн. 2. С. 1-116). Занимался историей мон-рей, в к-рых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского мон-рей. Написал биографии нек-рых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского) , Московского митр. Макария (Булгакова) , иером. Самуила (Колесницына) . Г.- автор воспоминаний, в к-рых описал жизнь московских и др. духовных учебных заведений во 2-й пол. XIX в. За лит. труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения . Соч.: Архим. Мельхиседек, настоятель Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. М., 1869; Игум. Евгения (Мещерская). М., 1869; Иером. Самуил, строитель Коломенского Бобренево-Голутвина мон-ря. М., 1869; Коломенского Старо-Голутвина мон-ря игум. Назарий. М., 1870; Ист. описание Моск. Златоустовского мон-ря. М., 1871, 1914; Ист. описание Моск. Высокопетровского мон-ря. М., 1873; Списки настоятелей Моск. Высокопетровского мон-ря и его же надгробные памятники. М., 1874; Древние и др. замечательные предметы в Моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1875; О домовых церквах Моск. епархии. М., 1877; Собр. поучений и речей. М., 1879; Слова и речи. М., 1882, 1889; Прот. И. М. Борзецовский. М., 1885; Моск. Спасо-Андрониева мон-ря иером. Серафим. М., 1886; На память о высокопреосв. митр. Московском Макарии. М., 1888; Сб. для любителей духовного чтения. М., 1889-1890. 4 ч.; Первоначальник и основатель Белобережской пуст. схим. Симон. М., 1890; Списки настоятелей Моск. Спасо-Андрониева 2-кл. мон-ря: С прил. относящихся к ним док-тов. М., 18912; Из моих воспоминаний: Мое поступление в МДА и монашество. М., 1892; Из моих воспоминаний. М., 1892-1893. 4 вып.; Высокопреосв. Августин, архиеп. Московский и Коломенский. М., 1895. Лит.: Иванов А. , прот. «Игум. Евгения (Мещерская)» [архим.] Григория: Рец.//Тульские ЕВ. 1869. 23. С. 344; Кедров Н. И. МДС: 1814-1889: (Кр. ист. очерк). М., 1889. Прил. С. 10, 90; Попов А. , прот. Воспоминания причетнического сына. Вологда, 1913; ПБЭ. Т. 4. С. 693-694. А. Ф. Маркович Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/text/166652.html

Архиепископ Алексий в своем приветственном слове отметил, что ежегодные Платоновские чтения становятся заметным событием в научной и церковной жизни, приобретают характер видного форума, который объединяет усилия тех церковных и светских ученых, кому дорого богатое наследие митрополита Платона. На чтениях было представлено более десятка докладов. Доцент кафедры истории Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова Владимир Махнач посвятил свое выступление знаменательным событиям отечественной истории времен жизни митрополита Платона. Проректор по воспитательной работе ПДС иерей Алексей Харин рассказал о выдающихся выпускниках Перервинской Духовной семинарии: святителе Пензенском Иннокентии (Смирнове, 1784-1819), митрополите Московском Августине (Виноградском, 1766-1819), митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Серафиме (Глаголевском, 1757-1843), митрополите Мцхетско-Карталинском, экзархе Грузии Ионе (Василевском, 1763-1840). Традиции, установленные самим святителем Платоном, проявились и в том, что на конференции выступали не только представители научно-преподавательской корпорации. Так, учащийся I курса ПДС Олег Куковский познакомил слушателей с пастырским путем других воспитанников семинарии: митрополита Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова, 1877-1968), профессора церковной истории в МДА Алексея Петровича Лебедева (1845-1908), заслуженного профессора МДА, преподавателя литургии Алексея Ивановича Георгиевского (1904-1984). Он рассказал также о Перервинских новомучениках и исповедниках. Доклад кандидата богословия, проректора ПДС по учебной работе Владимира Стасюка был посвящен внутренней духовно-интеллектуальной связи между учителем и учеником – митрополитом Платоном (Левшиным) и святителем Филаретом (Дроздовым). Докладчик выразил надежду, что недалеко то время, когда владыка Платон, как и святитель Филарет, будет причислен к лику святых. Кроме того, на чтениях выступили диакон Вячеслав (Степкин) («Митрополит Платон как первооснователь науки Церковного права в России»), настоятель Спасо-Вифанского подворья Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Даниил (Михайлов) («Спасо-Вифанский монастырь сегодня»), доктор философских наук, профессор Государственного университета управления Петр Калитин («Митрополит Платон как глава учено-монашеского звания») и другие докладчики.

http://pravoslavie.ru/15357.html

Не исключено, что Г. занимался гимнографией. В Космине Яхромском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре хранилась рукопись, содержавшая службу основателю мон-ря прп. Косме, с надписанием: «Канон преподобнаго смиреннаго Геласия творение». Можно думать, что автором данного канона был Г. Подтверждением гипотезы служит то, что его имя внесено в синодик Яхромской обители. В 1599 г. в суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь Г. дал вкладом кадило «по своей душе и по родителех» ( Косаткин. С. 45). Г. был погребен в приделе свт. Николая Чудотворца в домовом Воскресенском храме Крутицкого подворья в Москве. Во время восстановительных работ, проводившихся на подворье после пожара 1812 г., был обнаружен склеп с надгробной плитой Г. По благословению Дмитровского еп. Августина (Виноградского) , вик. Московской епархии, склеп был закрыт, найденные надгробные плиты поместили на стенах при погребении. Ист.: ААЭ. Т. 1. С. 14, 41, 46; Т. 2. С. 14, 41, 46; ПСРЛ. Т. 34. С. 233; Т. 14. С. 38; Клейн В. К. Дело розыскное 1591 г. про убивство царевича Димитрия Ивановича на Угличе: Нов. редакция, 1913. С. 1-7, 18-21; СГГД. Ч. 2. С. 121-122; Дневник Марины Мнишек/Пер. В. Н. Козлякова. СПб., 1995. С. 165-167. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Церк.-ист. исследование о др. области вятичей, входившей с нач. XV и до кон. XVIII ст. в состав Крутицкой и частию Суздальской епархии//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд.: Исслед. С. 94; Соловьёв Н. А. , прот. Сарайская и Крутицкая епархии: Вып. 1//Там же. 1894. Кн. 3. Отд.: Мат-лы ист. С. 61-63; Косаткин В. В. , прот. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 45, 113; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв.//НЭ. 1962. Т. 3. 139. С. 218; Соловьёв. История. 1989. Т. 7/8. Кн. 4; Макарий. История РЦ. Кн. 6. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/161943.html

При новом владельце графе Александре Петровиче Толстом, по сведениям 1776 года, в селе Аксиньине числилось 20 дворов. Перед Отечественной войной 1812 года приход храма в Аксиньине увеличился за счет приписной Космодамианской церкси села Космодемьянского, в клировых ведомостях с 1811 года к Знаменской церкви стали писаться также экономические деревни Алешкино и Бутаково. В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В деревне Химки стоял авангард французского корпуса Э. Богарне, атакованный 15 сентября отрядом генерала В.Д. Иловайского. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учинили разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В приходских 48 дворах в 1816 году проживало более 200 человек. К 1824 году к селу Аксиньину было приписано лишь сельцо Головино с помещичьей усадьбой Хлебниковых, а село Космодемьянское с деревнями Алешкино и Бутаково составили собственный приход. В 1840-1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. На 1847- 1850 года в приходе Знаменского храма числилось 28 дворов с населением 198 человек. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. Взносы на постройку каменного храма обещали внести владелец усадьбы граф Иван Петрович Толстой и проживающий в имении Толстых подполковник Павел Васильевич Берг. Церковный староста, владелец кирпичного завода крестьянин Терентий Иванович Донской жертвовал на строительство 100000 кирпичей. В 1860-е годы в Аксиньине открылось начальное училище, занятия в котором проводил настоятель о. Сергей Никольский. В 1884 году новый каменный храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С.Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02825

Игум. Мария (Тучкова). Гравюра с воспроизведением автографа игумении. 1875 г. Игум. Мария (Тучкова). Гравюра с воспроизведением автографа игумении. 1875 г. 25 сент. 1816 г. Тучкова обратилась к имп. Александру I: «Потеряв обожаемого мною супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. Сия мысль беспрестанно умножает настоящую причину терзания моего, и ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой». В янв. 1817 г. император, как и Тучкова, пожертвовал на сооружение церкви 10 тыс. р. Ген. П. П. Коновницын, дивизионный начальник Тучкова, указал место близ средней Семёновской (Багратионовой) флеши, где «он [Тучков] пал мертв и тем запечатлел любовь к Отечеству». Тучкова выкупила у бородинских помещиков 3 дес. земли и, получив от управляющего Московской митрополией еп. Дмитровского Августина (Виноградского) грамоту на возведение храма в честь Нерукотворного образа Спасителя, приступила к строительству. 26 авг. 1820 г., в 8-ю годовщину Бородинской битвы, новопостроенный храм был освящен лужецким иером. Иоасафом. В нем была устроена символическая могила ген. Тучкова и установлен белый мраморный крест с надписью: «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного». Храмовым образом стала полковая икона Ревельского полка, шефом к-рого был Тучков,- Нерукотворный образ Спасителя. Об этой иконе в числе проч. имущества полковой церкви, отправленного перед войной из Виленской губ., где находился его полк, в г. Смоленск, Тучков поручил заботиться жене. При возвращении полку церковной утвари Тучкова попросила оставить икону ей, как драгоценную память о муже. Игум. Мария (Тучкова). Фотопортрет. 40-е гг. XIX в. (Музей-заповедник «Бородинское поле») Игум. Мария (Тучкова). Фотопортрет. 40-е гг. XIX в. (Музей-заповедник «Бородинское поле») Похоронив в склепе Спасского храма 15-летнего сына Николая (16 окт. 1826), Тучкова поселилась в небольшом домике-сторожке, построенном напротив храма с дорогими ее сердцу могилами. Постепенно при Спасском храме собралась небольшая община, в 1833 г. получившая статус «Богоугодного общежительного заведения для лиц женского пола, кои, быв обременены нуждами, скорбями, бедствиями и суетою жизни, желают обрести убежище, в котором бы при удовлетворении необходимым потребностям жизни могли проводить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии, чистоте и смирении». 4 июля 1836 г. в Троице-Сергиевой лавре Тучкова приняла постриг в рясофор с именем Мелания по благословению свт. Филарета (Дроздова), который духовно окормлял ее и устроенное ею общежитие: «Теперь Ваше чадо и Ваша подруга - Спасская обитель». Постриг совершил наместник Троице-Сергиевой лавры архим. прп. Антоний (Медведев) .

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Златоустовский мон-рь. Фотография. 1882 г. С 1808 г. М. И. м. возглавлял архим. Лаврентий (Бакшевский ; впосл. архиепископ Черниговский и Нежинский). При нем в обители пол соборной церкви был выстлан лещадью (плиткой), в 1809 г. оштукатурены стены; в 1811 г. поновлены 7 местных икон в иконостасе; позолочены кресты на всех храмах и колокольне; в 1810-1811 гг. частично выстроена новая ограда. В авг. 1812 г. по поручению викария Московской епархии Дмитровского еп. Августина (Виноградского) архим. Лаврентий принимал меры по заблаговременному вывозу из Москвы (при угрозе захвата франц. войсками) церковных святынь, ризницы. 23-24 авг. архимандрит тайно перевез в настоятельские покои М. И. м. церковную утварь и ризницу загородного Перервинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . 31 авг. 1812 г. архим. Лаврентий направил в Вологду по Троицко-Сергиевскому тракту обоз с имуществом Златоустовского и Перервинского мон-рей. «Оставшиеся вещи, хотя и были убраны, но все отысканы неприятелем и разграблены» (ЧОИДР. 1858. Кн. 4. Отд. 2. С. 43). К сент. 1812 г. в М. И. м. остались лишь иером. Серафим и иеродиак. Геннадий. Вскоре и они, испуганные ворвавшимися французами, покинули обитель. После отступления франц. войск, 31 дек., архим. Лаврентий вернулся в Москву и поселился в мон-ре, который не пострадал от пожаров, но подвергся разграблению и осквернению (так, в Троицкой ц. франц. солдаты устроили конюшню). Среди проч. реликвий после франц. оккупации сохранились драгоценные митра и венец, к-рые в 1819 г. дополнили оклад 1750 г. на соборном образе свт. Иоанна Златоуста (ГММК). После 1812 г. в восстановленной обители строили новые храмы. На средства тульского купца 1-й гильдии Д. П. Шапошникова 11 сент. 1821 г. в Свято-Троицкой ц. был освящен придел во имя свт. Иннокентия (Кульчицкого), еп. Иркутского,- 1-й престол в Москве, устроенный в его честь. Купец давно почитал Сибирского чудотворца: по торговым делам он часто бывал в Иркутске и посещал иркутский в честь Вознесения Господня монастырь , где почивали мощи святителя. Во время одной из поездок, летом 1798 г., Даниил Петрович тяжело заболел: 2 месяца не вставал с постели, не принимал пищи. Жена Шапошникова стала молиться свт. Иннокентию, и ночью он явился к ним в дом, ударил жезлом в пол и приказал купцу встать. Наутро больному стало легче, и вскоре он выздоровел. Шапошников объявил о своем чудесном исцелении, что было зафиксировано и впосл. нашло отражение в печатном издании ( Громов П. В., прот. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий. Иркутск, 1868). Купец с семьей переехал в Москву, выкупив дом близ мон-ря. В приделе свт. Иннокентия был установлен пожертвованный Шапошниковым образ святителя, писанный в 1810 г. с подлинной иконы, находившейся в иркутском Вознесенском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2564222.html

«Н. Р.» в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе. В лит-ре кон. XIX в. сообщалось, что образ был передан в храм из «царских комнатных икон» в 1816 г. ( Есипов. 1896. С. 7-8). Одновременно с тем по приказанию Августина (Виноградского), архиеп. Московского, в Благовещенский храм был перенесен ковчег с мощами св. Иоанна Милостивого, т. о., передача могла произойти в связи с реорганизацией кремлевского имущества после окончания Отечественной войны 1812 г., во время к-рой Кремль пострадал от пожаров, а часть имущества была эвакуирована ( Скурат. 2009. С. 142). Согласно описаниям кон. XIX в., образ (ок. 98×58 см) в серебряной ризе находился в местном ряду иконостаса слева от царских врат. Помимо чтимой иконы «Н. Р.» в храме находились еще 2 образа данной иконографии: икона-заместительница (с 1891) и образ иного размера, размещавшийся при входе в церковь справа. В 90-х гг. XIX в. для иконы из главного иконостаса была сделана богатая серебряная позолоченная риза, массивная медная рама для защиты «от пыли, копоти и хищения», а также устроен «всход» для удобства доступа молящихся ( Есипов. 1896. С. 10-11, 29). После закрытия Благовещенского храма в 1918 г. чтимый образ «Н. Р.» был перенесен ее настоятелем прот. Николаем Лебедевым в ц. свт. Николая Чудотворца Стрелецкого (снесена), а затем в ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Башмакове у храма Христа Спасителя, к-рая уничтожена вместе с храмом Христа Спасителя в 1932 г., в ц. сщмч. Власия Севастийского в Староконюшенной слободе, в ц. Воскресения Христова в Сокольниках, и, наконец, в 1944 г. икона была перенесена в ц. прор. Илии в Обыденском пер. (историю происхождения иконы из ц. прор. Илии на основании документов XX в. см.: Скурат. 2009; Он же. 2010). В 1945-1946 гг. осмотр и реставрация иконы осуществлялись И. В. Овчинниковым и А. В. Виннером. В результате раскрытия фрагмента живописи фона была обнаружена надпись о том, что образ реставрировался в мае 1863 г. палехским иконописцем Л. И. Париловым ( Он же. 2009. С. 144-145). Икона особо почиталась патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым). Образ покрыт серебряным позолоченным окладом, созданным по образцу дореволюционного, в его нижней части находится гравированная пластина с надписью: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» восстановлена риза в лето 1959 года при настоятеле Храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Нижнюю часть оклада иконы украшают многочисленные драгоценные привесы (Святыни храма прор. Божия Илии. 2008. Кат. 6). «Н. Р.» в церкви равноапостольных Константина и Елены в Московском Кремле

http://pravenc.ru/text/2565180.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010