Как-то у нас в монастыре была служба в честь архиепископа Августина (Беляева) погибшего за Христа в 1937 году: одно время он занимал архиерейскую кафедру в Иванове. Иконы его у нас еще не было, и на аналой положили общую икону Российских Новомучеников ХХ века.  Когда я подошел к аналою для поклона, оказалось, что это репродукция с нашей бостонской иконы: я заметил знакомый крест, спокойный взгляд печальных глаз, высокий белый храм и наклоненную детскую голову. Наша Земля – шар; православная культура, как земная поверхность, не знает границ. Читайте также: О духовной жизни и прелести О псевдоправославии Иеромонах Макарий Маркиш Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 июня, 2023 16 марта, 2023 8 февраля, 2023 14 ноября, 2022 11 ноября, 2022 5 ноября, 2022 5 июня, 2022 7 апреля, 2022 4 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/priklyucheniya-i-podvi...

Если говорить о том, какие жития или, точнее, какие новомученики, о которых мы читаем в житиях, могут нам помочь, то здесь следует обратиться к иному принципу. Когда мы читаем жития святых и в частности мучеников, мы до некоторой степени вникаем в их жизнь, узнаем об их вере, видим, в каких случаях и как они поступали, чему учили в проповедях и трудах, причем написанное там было зачастую засвидетельствовано их верностью Богу до пролития крови. Такое чтение — проникновение в жизнь святых — в конце концов постепенно меняет нас самих. И это нас исцеляющее духовное лекарство, которое необходимо принимать всю жизнь. Надо только иметь к страданиям мучеников немного сочувствия, а к ним самим — больше любви, и тогда их безграничная любовь, любовь верных Христовых учеников, нас исцелит. — Если говорить о времени после Перестройки, какой проект о новомучениках Вы считаете лучшим? Что еще нужно/хотелось бы сделать? — Я считаю, что исследование подвига новомучеников, донесение сведений о них до людей — это общецерковное дело, и буквально любой вклад в это дело представляется мне ценным, важным и значимым. Из насущных проектов — это собирание и публикация духовного наследия новомучеников, как это сделано относительно духовного наследия священномучеников Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского; Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского; Андроника (Никольского), архиепископа Пермского; Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского; Августина (Беляева), архиепископа Калужского; Мефодия (Красноперова), епископа Петропавловского; Феофана (Ильменского), епископа Соликамского; священноисповедника Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского, священномучеников Иоанна Восторгова, Василия Сокольского, Евстафия Малаховского, Аркадия Гаряева, священноисповедника Николая Лебедева и некоторых других. Нужно полнее раскрыть жизнь новомучеников в истории Русской Церкви второй половины XIX столетия, когда они начинали проходить путь своей жизни, где можно будет увидеть истоки их подвига, и ответить себе твердо и ясно на один очень важный вопрос: в каком обществе каждый из нас хочет жить — в обществе святых или в обществе, созданном по образу и подобию ветхого человека.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6108469...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Матфей (Швецов). Фотография. Нач. XX в. (Швецов Митрофан Кузьмич; 23.05.1855, Вятка - 29.05. 1927, хутор Ершово Яранского у. Вятской губ. (близ совр. с. Беляева Кикнурского р-на Кировской обл.)), прп. (пам. 16 мая и в Соборе Вятских святых), иером. Из семьи башмачника. В 12 лет лишился отца, начал рано работать - сначала подмастерьем по сапожному делу, затем был в услужении у купца И. В. Столбова, у к-рого прошел путь от посыльного до приказчика, заслужив трудолюбием и достойным поведением уважение хозяина. В 1889 г. при содействии Столбова открыл собственную бакалейную лавку; занимался самообразованием, много внимания уделял чтению духовной лит-ры. Его духовным наставником стал известный старец иеросхим. прп. Стефан (Куртеев ; † 15 авг. 1890), основатель монашеской общины близ с. Филейского (ныне в черте г. Кирова), в 1886-1889 гг. по решению епархиальных властей пребывавший в вятском Трифоновом в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре. М. К. Швецов часто посещал прп. Стефана, к-рый, отлучаясь из обители, говорил: «Меня, верно, уже Митрошенька ждет». Он все более склонялся к тому, чтобы принять монашество, но этому мешала необходимость заботиться о младшей сестре Елизавете. Прп. Стефан советовал не торопиться с решением, а научиться сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией и не принимать свое «я» за призыв Божий. М. К. Швецов следовал советам наставника и старался много времени проводить в молитве. В его лавке были развешаны листочки с Иисусовой молитвой, чтобы всегда помнить о ней. С течением времени он сумел уладить семейные дела, мешавшие ему уйти в монахи. Он отписал бакалейную лавку сестре Елизавете, достигшей совершеннолетия, и положил в банк на ее имя все сбережения, так чтобы она ни в чем не нуждалась и в дальнейшем сама занималась торговлей. 24 июня 1891 г. поступил в братию Филейского во имя благоверного Александра Невского мужского монастыря , учрежденного на месте скита прп. Стефана вскоре после кончины святого. 15 авг. того же года принял монашеский постриг с именем в честь прп. Матфея Киево-Печерского. 17 нояб. был рукоположен во диакона. Благодаря предпринимательскому опыту М. оказался незаменимым помощником в обустройстве Филейского монастыря. Уже в 1892 г. его имя и подпись значатся в финансовых документах обители вместе с именами строителя иером. Августина (Дементьева) и и. д. казначея иером. Никодима. Монастырь стал местом духовного возрастания М.; согласно преданию, уже здесь он стяжал дар прозорливости, и молва о нем распространилась за пределы монастырских стен.

http://pravenc.ru/text/2562636.html

В условиях репрессий для Церкви было жизненно важно решить проблему подготовки новых кадров церковнослужителей, а следовательно — церковного образования. Со второй половины 1920-х гг. Патриаршая Церковь в отличие от обновленцев не имела возможности легально давать своим членам начальное, среднее или высшее духовное образование 5 . Разумеется, попытки подпольно продолжать дело церковного образования не прекращались. По всей стране при храмах во множестве возникали кружки, призванные дать детям и подросткам (а это каралось особенно строго) азы христианского воспитания. В 1926 г. такой кружок при поддержке местного епископа Августина (Беляева) существовал в Иваново-Вознесенске. Весной 1929 г. такие кружки работали в Кинешме, Юрьевце и том же Иваново-Вознесенске. Иногда число их посетителей было значительным. В Ачинском округе кружок Закона Божьего посещали 84 человека 6 . Порой организаторы кружков ставили перед собой более сложные задачи, чем преподавание Закона Божьего, и вели занятия по апологетике и Священному Писанию. Вокруг изучения Нового Завета строилась работа кружков Христианского студенческого движения (ХСК), возникших в России перед Первой мировой войной под влиянием христианских студенческих кружков в Германии. Целью движения была проповедь Евангелия среди молодежи. Проповедь эта была внеконфессиональна: в кружки входили православные, лютеране, баптисты; прозелитизм среди членов ХСК был запрещён. Говорить о ХСК в контексте церковного образования нам позволяет тот факт, что многие их члены в процессе работы в кружках примкнули к Российской Православной Церкви, некоторые стали священниками и епископами. Среди них были один из лидеров ХСК священномученик Владимир Амбарцумов, активный член студенческих кружков Н. Е. Пестов в дальнейшем — известный автор православного самиздата. В 1924 г. движение было запрещено, часть его членов арестована, но кружки продолжали действовать нелегально 7 . Отметим, что активность приходских и студенческих религиозных кружков вписывалась в общий контекст подъёма неформальных объединений в 1920-е гг. Достаточно хорошо известны и изучены такие научные объединения, выросшие из студенческих кружков, как Московский лингвистический кружок и Общество изучения поэтического языка (Опояз) в Петрограде 8 . В контексте нашей темы характерен пример философского студенческого кружка, организованного в Москве В. Н. Муравьёвым и описанного в воспоминаниях архимандрита Сергия (Са­вельева) 9 . Многие его участники во второй половине 1920-х гг. стали активными членами Церкви. 2. Подпольная Академия в Москве

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovan...

ж). Ересь богомилов: Четь-Минея, древлеписьм. Макария м. Московского , 31 августа – Слово св. Косьмы пресвитера на еретики богомилы, иже Богу не милы: Богомилы еретицы есть. И мужие простые у них исповедали между себе, не токмо же мужие, но и жены... себе истинии христиане именуют... О, Христолюбцы, не имите им веры, лживи бо суть, якоже и отец их диавол; како бо могут христиане быти, не имуще себе попов, ни самаго тела крови Христовой пиюще, ни попов честно творяще ( «Материалы Зеленкова», стр. 92–93 § 170 ). з) Мессалианская ересь – «кроме области священнической прощает грехи» Тактикон сл. 14 л. 70 ( выписка эта и другие см. в статье «епитимия» в разборе 3 возражения ). i) Беспоповцы учат, что антихрист овладел всею вселенною впали в ересь Люциферианскую. Иероним ч. 4, стр. 57: ..Недавно один последователь Люцифера в нестерпимо-болтливом споре с другим, питомцем церкви, высказал чисто собачье (по злости) красноречие. Он утверждал, что диавол овладел всем миром, и что церковь как это уже в обычае у них говорить, обратилась в публичный дом» He таковы ли и беспоповцы? и) Слово Божие и св. Отцы учат, что обетования Господни непреложны и непременно исполнятся, а старообрядцы учат, что обетования Божии не исполнятся, исполнение их зависит от людей. Такое учение неправославное, а еретиков Донатистов, которых за это обличал бл. Августин ( см. в статье «обетования» § 11 ). к) Уча о двух и нескольких антихристах, беспоповцы содержат заблуждение еретика Лютера. «О безбожии и антихристе» проф. Беляева стр. 743–745: «Невольно обращает на себя внимание сходство учения об антихристе наших русских беспоповцев с учением о нем Лютера. Лютер признал антихриста не единоличным: и беспоповцы учат также. Лютер признал за антихриста пап, безпоповцы признали антихристом пап и русских архиереев, начиная с Никона... Лютер не допускает мысли о царствовании антихриста только в течение трех с половиною лет; и беспоповцы допускают неопределенно долгое протяжение времени его царствования. Под великоиою скорбью, имеющею быть в царствование антихриста, Лютер разумеет исключительно духовные бедствия: и беспоповцы антихристово гонение верующих в Бога признают почти только духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Москва. Никитский монастырь. Упразднен и разрушен в кон. 1920-х гг. Очевидно, большинство учеников и выпускников нелегальной академии, подготовленных с таким риском и с таким трудом в послевоенные годы, были уничтожены. И все-таки подпольная академия существовала в течение 15 лет, продолжая традиции дореволюционного духовного образования. Епископ Вениамин (Милов), один из немногих ее выпускников, сумевших найти применение своим знаниям в послевоенные годы, с теплотой отзывался об этом времени: “Думаю, что из академии я вынес определенную глубину мышления, способность к самостоятельной научной работе, жажду знания и уважение к серьезной научной мысли. Подробности содержания курсов от времени затушевались в памяти, но дух академической науки до сих пор витает в моей душе”. Еще одной насущной задачей наряду с обучением будущих священников в рассматриваемый период была забота о преследуемых пастырях и членах Церкви, выбитых социальными катаклизмами из привычного жизненного уклада. При этом благотворительность религиозных организаций была одной из форм их деятельности, наиболее жестко ограниченной законодательством 1929 г ., запретившим религиозным объединениям “создавать кассы взаимопомощи, оказывать материальную поддержку своим членам; организовывать санатории и лечебную помощь”. Однако этот запрет нарушался в годы массовых преследований, наверное, особенно часто. Прежде всего объектом помощи становились репрессированные священнослужители и их семьи. Помогали им их бывшие прихожане, епископы и собратья-священники. В 1926 г . при высылке в Среднюю Азию епископа Ивановского Августина (Беляева) верующие во всех патриарших храмах города Иванова собрали деньги как для самого епископа, так и для находившихся в тех же местах ссыльных священнослужителей. В ответ власти арестовали организаторов сбора средств и осудили за организацию “несанкционированного властями Красного Креста”. После ареста в апреле 1935 г . архимандрита Игнатия (Лебедева), одного из наставников нелегального Высокопетровского монастыря, духовные дети регулярно посещали своего руководителя, поддерживали посылками до самой его смерти в заключении осенью 1938 г .

http://pravoslavie.ru/5411.html

Как правило, тайные постриженицы происходили из семей служащих и интеллигенции. В петровских общинах число их достигало двух третей. Духовные дети архимандрита Гурия были выходцами из семей служащих, брат и две сестры Вендланды происходили из дворянской семьи; все они были медицинскими и научными работниками Ленинграда. Кроме того, среди пострижеников Зосимовских старцев были выходцы из аристократических родов, – они составляли 10%, крестьяне, занесенные в столицу волнами коллективизации, – 10%, рабочие – 5–6% и столько же – провинциальные горожане и интеллигенты. Важно отметить, что в изначально подпольных монастырях монахини, насельницы закрытых монастырей, были представлены довольно незначительно (в петровских общинах – 1,5%, в старопетергофском и среднеазиатском монастырях — лишь сами наставники, архимандрит Гурий и иеромонах Варсонофий). Хотя они и окормлялись у бывших зосимовцев, но внутрь их тайных монастырьков проникали редко. Когда же это происходило, встреча разных духовных школ была чревата острыми конфликтами. Характерно, что изначально подпольные монастыри находились в крупных городах: Москве, Оренбурге, Ташкенте, а община архимандрита Гурия начала складываться еще в Ленинграде. Здесь проще было затеряться среди таких же, как большинство тайных монахинь и монахов, советских служащих, научных работников, медиков. Мы никогда не узнаем, сколько в СССР в 1920–1930-е гг. было изначально подпольных монастырей и сколько в них было насельников. Исходя из того, что монастырь архимандрита Гурия, по имеющимся данным, был единственной из легализовавшихся в следующее десятилетие изначально подпольных общин, число их было не сравнимо с числом “домашних” монастырей. Евангелие — Благовестие Помимо задачи сохранения аскетической традиции в условиях репрессий для Церкви было жизненно важно решить проблему подготовки новых кадров церковнослужителей, а, следовательно, – церковного образования. С первой половины 1920-х гг. патриаршая Церковь, в отличие от обновленцев, не имела возможности легально давать своим членам начальное, среднее или высшее духовное образование. Разумеется, попытки продолжать дело церковного образования подпольно не прекращались. По всей стране при храмах во множестве возникали кружки, призванные дать детям и подросткам (а это каралось особенно строго) азы христианского воспитания. В 1926 г . такой кружок при поддержке местного епископа Августина (Беляева) существовал в Иваново-Вознесенске. Весной 1929 г . такие кружки работали в Кинешме, Юрьевце и том же Иваново-Вознесенске. Иногда число их членов было значительным. В Ачинском округе кружок Закона Божия посещали 84 человека. Порой организаторы кружков ставили перед собой более сложные задачи, чем преподавание Закона Божия, и вели занятия по апологетике и Священному Писанию.

http://pravoslavie.ru/5411.html

Похоже, целую нелегальную епархию попытался создать архиепископ Самарский Александр (Трапицын). Будучи правящим Самарским архиереем в 1928-1933 гг. и опасаясь, " что будут арестованы все священнослужители епархии и некому будет совершать таинства " , он стал рукополагать тайных священников из среды мирян. Они должны были как и прежде работать на светской работе и совершать богослужения у себя дома. Неизвестно, насколько широко развернулась эта деятельность епископа Александра. Вернувшись из ссылки, в 1936-1937 гг. он снова жил в Куйбышеве (Самаре) на покое и продолжал готовить тайных священников Рукополагали легальные епископы и клириков для тайных монастырей. В 1935-1936 гг. тайный монах Иоанн (Вендланд) был посвящен в сан диакона, а затем священника легальным епископом Старорусским Иннокентием (Тихоновым), другом руководителя монастыря отца Иоанна архимандрита Гурия (Егорова). Благословение на создание своего монастыря и антиминс для совершения Литургии последний по прибытии в Ташкент в 1933 г. получил у епархиального архиерея Патриаршей Церкви митрополита Арсения (Стадницкого) По крайней мере четыре епископа легальной Церкви прямо или косвенно участвовали в церковной благотворительности, категорически запрещенной постановлением 1929 г. Однако этот запрет нарушался в годы массовых преследований, наверное, особенно часто. Широкомасштабную помощь заключенным и их родственникам через своих прихожан и послушников деньгами и вещами оказывал епископ Варфоломей (Ремов). В 1933 г. братия руководимого им Высоко-Петровского монастыря даже обвинялась в " создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам " Живший на покое в селе Батюшкове Дмитровского района Московской области епископ Иона (Лазарев) в 1930-х гг. " через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам " , работавшим на строительстве каналов и шлюзов. В 1930-1931 гг. помощь сосланным верующим организовало духовенство города Сызрани под руководством назначенного туда после ссылки епископа Августина (Беляева). В 1929-1932 гг. в Мещевске Калужской области игумен Иоанникий (Дмитриев) по благословению епископа Стефана (Виноградова) помогал монахам и монахиням закрытых монастырей, " в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

— Контрреволюционной деятельности и агитации я не проводил. — В каких взаимоотношениях вы находились с архиепископом Августином Беляевым? — К архиепископу Августину я относился как к носителю высшего священного сана. Следователи стали спрашивать об архиепископе Августине и требовать подтверждения лжесвидетельств против него, но священник категорически отказался. На одном из последних допросов следователь сказал: — На предыдущих допросах вы уклонились от дачи правдивых показаний. Следствием достоверно установлено, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации, состоя в которой, вы проводили работу по обработке верующих граждан в антисоветском духе. Признаете вы это? — Нет, не признаю. В контрреволюционной организации я не состоял и не знаю о ее существовании… — Вам зачитываются выдержки из показаний обвиняемых, которые признали себя участниками существующей в городе Калуге контрреволюционной монархической организации и показали, что и вы являетесь ее участником; состоя в ней, вы занимались контрреволюционной деятельностью. Теперь вы признаете себя виновным? — Вновь заявляю, что я в контрреволюционной церковно–монархической организации не состоял и контрреволюционной деятельностью не занимался. Если мне будут устроены очные ставки, я и на них буду отрицать свою виновность. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Иоанн (Троянский), епископ Великолукский и Торопецкий (память 22 августа по старому стилю) С вященномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 года в селе Ново–Клинском Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан священника.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

,,.Ηο, может ли священник отделить православную культуру от своего основного и повседневного дела от самой Церкви, от святых Таинств Евхаристии и Покаяния, от проповеди с амвона, от бесед с верующими? Ведь именно на исповеди привычный диалог становится напряжённой общей молитвой, и к нам двоим невидимо, но явственно присоединяется Христос, дающий исцеление страдающей душе. Как-то у нас в монастыре была служба в честь архиепископа Августина (Беляева), погибшего за Христа в 1937 году: одно время он занимал архиерейскую кафедру в Иванове. Иконы его у нас ещё не было, и на аналой положили общую икону Российских Новомучеников XX века. Когда я подошёл к аналою для поклона, оказалось, что это репродукция с нашей бостонской иконы: я заметил знакомый крест, спокойный взгляд печальных глаз, высокий белый храм и наклонённую детскую голову. Наша Земля – шар; православная культура, как земная поверхность, не знает границ. Литература Урок первый М.Ю. Лермонтов. Благодарность. (1840). Родина (1841). Кн. А.И. Васильчиков. Несколько слов о кончине М.Ю. Лермонтова и о дуэли его с Н. Мартыновым. «Русский Архив», 1872, 1. И.А. Бунин. За все Тебя, Господь, благодарю (1901). Урок второй Свт. Григорий Палама . Триады II, часть 2. А.С. Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург. В.В. Маяковский. Облако в штанах (1914–1915). Crowds go ape over ‘humans’ zoo exhibit. The Asso­ciated Press, Aug. 26, 2006. Урок третий Fr. James Thornton. Samoan Sex Scam. The New American, May 24, 1999 Урок четвертый Патриарх Алексий II. Доклад на Епархиальном собрании города Москвы 15 декабря 2004 г. А.С. Пушкин. Я вас любил... В.В. Маяковский. Облако в штанах. Архиеп. Нафанаил (Львов) . О Святой Библии . Урок пятый Митрополит Сурожский Антоний . Таинство любви. Митрополит Киевский и Галицкий Антоний. Нравственное учение Православной Церкви. Урок шестой Н.С. Гумилев. Шестое чувство из сб. «Огненный столп» (1921). Fr. James Thornton. The Crime of the Century. The New American, Jan. 4, 1999. Dr. Judith Reisman. Fighting the Kinsey Fraud. The New American, May 24, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010