77. Аврелий Августин, блж. О граде Божьем. Кн. 20, гл. 19.// 78. Деревенский Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье. СПб. Алетейя, 2000. С.426-427) 79. Истрин В.М . Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах: Исследования и тексты. М., 1897. С. 6-7 80. Б.Г. Деревенский отмечает, что в источниках «царство римское» могло быть заменяемо на «царство христианское». Возможно, в этом месте изначально стояло «царство римское». 81. Деревенский Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье.- СПб. Алетейя, 2000.- С.441-442 82. святитель Иоанн Златоуст.Толкование на второе послание к Фессалоникийцам. Беседа 4// 83. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла// 84. Изложено по пересказу А.Д. Беляева: Беляев А.Д. О безбожии и антихристе// http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixriste#1_5 85. Изложено по пересказу А.Д. Беляева: Беляев А.Д. О безбожии и антихристе// http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixriste#1_5 86. Отождествление «тайны беззакония» с Нероном и императорами-гонителями мы находим в упоминаемых толкованиях у св. Викторина Петавийского, Амвросиаста, блаж. Аврелия Августина, блаж. Иеронима Стридонского, святителя Иоанна Златоуста, блаж. Феофилкта Болгорского и др. 87. Единственный, у кого мы нашли противопоставление Римского царства Царству Христову это священномученик Ипполит Римский: « Мне пришла на сердце некоторая мысль, могущая оказать пользу душе, посему я и не оставлю ее нераскрытой. После того, как в сорок втором году при Кесаре Августе родился Господь, со времени которого стало процветать Римское царство, после того, как и Господь чрез своих апостолов призвал все племена и языки и (таким образом) создал общество верующих христиан, носящих в сердце своем Господа и имя ново, - с тех пор, в подражание этому и тем же самым образом стало действовать и то царство, которое «по действу сатанину» господствует теперь, и оно подобным же образом, собирая наиболее сродных себе из всех племен и называя их римлянами, само начало готовиться к борьбе. Вот почему, собственно, когда Господь родился в Вифлееме, и была произведена первая перепись при Августе, дабы люди мира сего, записавшиеся у земного царя, получили имя римлян, а верующие в Царя Небесного получили имя христиан, которые носят на челе победный трофей над смертью ». Однако и это противопоставление у автора не так однозначно: ведь Сам Господь был записан в переписи и значит тоже получил имя римлянина. Скорее всего, священномученик имел в виду действие все той же «тайны беззакония». (Священномученик Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила. Книга четвертая. О видении пророка Даниила. Видение восьмое. О четырех зверях// )

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

На Калужской кафедре После освобождения с 9 апреля 1934 года - епископ Калужский и Боровский . От дома до храма великомученика Георгия , где он служил, всегда ходил пешком, в рясе, в клобуке, с панагией на груди и посохом в руке. Прохожие часто смеялись над ним, отпускали вслед оскорбительные реплики, владыка же словно не слышал их. Когда кто-нибудь подходил под благословение, он всегда останавливался и не спеша благословлял. Служил он часто и за богослужением всегда проповедовал. На его службах по-прежнему было много молящихся. И в своей келье владыка в любое время безотказно принимал всех приходящих. Преосвященный Августин благодушно нес крест постоянных скитаний по тюрьмам и ссылкам. На соболезнования окружающих он спокойно отвечал: " Что же тут удивительного? Это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом " . Дочь Нина после окончания 7 класса переехала к нему в Калугу. Владыка, который был в курсе многих научных открытий, говорил с дочерью не только на религиозные, но и на научные темы. Так, он подробно объяснял что теория Дарвина отвергнута многими учеными и с научной точки зрения несостоятельна. В 1935 году вновь привлекается к следствию, но арестован не был. 2 апреля 1936 г. возведен в сан архиепископа . Арест и мученическая кончина Священномученик Августин (Беляев) Осенью 1937 г. в городе начались аресты. Архиепископ был уверен, что его непременно арестуют и спокойно и серьезно готовился к этому. Пересматривал записи, письма, уничтожал то, что могло кому-либо повредить. Накануне Рождества Богородицы ему пришла повестка с требованием явиться к городским властям. Его и раньше вызывали в горсовет по церковным делам, но время в повестке было проставлено столь позднее, что он понял: вызывают для ареста. 20 сентября в 9 часов вечера он был арестован по обвинению в " контрреволюционной деятельности и руководстве нелегальной церковно-монархической организацией " . Проходил по групповому делу " Дело архиепископа Августина (Беляева) и др. Калуга, 1937 г. " . Изнурительные допросы продолжались целый месяц. Он держался мужественно и категорически отвергал все обвинения.

http://drevo-info.ru/articles/230.html

К следствию в связи с изъятием церковных ценностей был привлечен и еп. Иерофей (Померанцев), обвиненный в сокрытии от властей икон. Еп. Иерофей незамедлительно опубликовал в губ. газ. «Рабочий край» письмо в поддержку изъятия церковных ценностей, в письме содержались также нападки в адрес Патриарха Тихона. Летом того же года еп. Иерофей присоединился к обновленчеству , признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), объявил себя епархиальным архиереем и организовал в Иваново-Вознесенске ЕУ, в нач. 1923 г. был возведен ВЦУ в «архиепископы». В апр.-мае того же года Иерофей принимал участие во 2-м обновленческом всероссийском соборе, подписал акт о низложении Патриарха Тихона. 21 авг. 1923 г. утвержден уполномоченным обновленческого синода по Иваново-Вознесенской епархии. К 1 янв. 1925 г. в губернии обновленцам принадлежало 86 церквей. 4 марта 1923 г. православным Иваново-Вознесенским епископом был назначен Кинешемский еп. Василий (Преображенский), уже 10 мая архиерей был арестован и выслан в Зырянский край. 17 сент. 1923 г. Патриарх Тихон постановил «ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной». 14 сент. 1923 г. собрание правосл. общин Иваново-Вознесенска решило просить Патриарха назначить на Иваново-Вознесенскую кафедру вдового прот. Александра Беляева. После принятия монашеского пострига Августин (Беляев) 21 сент. 1923 г. был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. Трудами еп. Августина большинство обновленческих храмов губ. центра вернулось в Православие. 15 февр. 1924 г. архиерей был арестован, затем выслан в Кинешму, по ходатайству верующих ему разрешали приезжать в Иваново-Вознесенск для совершения богослужений. В апр. 1925 г. еп. Августин участвовал в похоронах Патриарха Тихона в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре . 1 сент. 1926 г. начальник Иваново-Вознесенского ОГПУ просил начальника 6-го секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова о разрешении выслать активно противодействовавшего обновленцам еп. Августина из Иваново-Вознесенской губ. 9 окт. еп. Августин был арестован, 22 окт. приговорен к 3 годам ссылки в Ср. Азию. В нояб. 1926 г. управляющим И.-В. в. был назначен Владимирский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) . 15 янв. 1927 г. еп. Афанасий был арестован. Находясь в заключении, он предложил еп. Василию (Преображенскому) принять во временное управление Владимирскую епархию. Возглавлявший в то время Русскую Церковь архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович) назначил еп. Василия на Иваново-Вознесенскую кафедру. Весной 1927 г. еп. Василий был выслан из Иваново-Вознесенска в Кинешму, в сент. 1928 г. арестован, заключен в тюрьму Иваново-Вознесенска, приговорен к 3 годам ссылки.

http://pravenc.ru/text/200501.html

17 сентября патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». Протоиерей Александр Беляев был пострижен в мантию с именем Августин. 21 сентября 1923 года был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского , викария Владимирской епархии . По прибытии в Иваново владыка часто служил и за каждой литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово.Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Многие обновленцы под его влиянием начали возвращаться в православие. Вскоре владыка был выслан в Кинешму под подписку о невыезде, по ходатайству верующих разрешалось приезжать в г. Иваново-Вознесенск для совершения богослужений. Из доклада епископа Августина патриарху Тихону: " По прибытии на Иваново-Вознесенскую кафедру я нашел в некоторых приходах рознь между духовенством и мирянами, решительно не принимающими обновленческого епископа Иерофея. Последним духовенство запугано. Однако к концу всенощной на Воздвижение Креста Господня прибыли приходские советы 11 церквей и все духовенство за исключением духовенства Крестовоздвиженской церкви, состоящего в управлении обновленцев. На следующий день, 27 сентября 1923г. после совершения литургии я был вызван в местное ГПУ. По-видимому, злонамеренные люди сообщили обо мне ложные сведения как, якобы, административно высланном из Пензы. Я рассказал истинное положение вещей и получил предложение удалиться в Кинешму в 24 часа и жить там под подписку о невыезде до выяснения моей личности в Пензе. Отслужив после этого вечерню в Александро-Невской церкви при плаче верующих, наполнявших храм, я утром следующего дня выехал в Кинешму, где живу и служу доныне... " 15 февраля 1924 года был арестован. Обвинялся в том, что " используя религиозные предрассудки, направляет население против Соввласти, нарушение законодательства об отделении Церкви от государства (назначение следствия о возможности вступления некоего гражданина в третий брак) " . 8 августа того же года был освобожден, дело прекращено.

http://drevo-info.ru/articles/230.html

489 . Благовестив христианской славы в Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова: Сжатый обзор. – Посмерт. изд. – Jordanville, Holy Trinity monastery, 1966. – 115 с: портр. 490 . Блаженный Августин в изображении русского светского историка: О книге проф. В. Герье « Блаженный Августин ». М., 1910: Рец. – Киев: Тип. «Петр Барский», 1911. – 38 с. 491 . Блаженный Феодорит , епископ Киррский: Его жизнь и литературная деятельность: Церковно-историческое исследование. Т. 1–2. – М.: Унив. тип., 1890. Т. 1: Жизнь блаженного Феодорита , епископа Киррского. – 349 с. Т. 2: Литературная деятельность блаженного Феодорита , епископа Киррского. – 510 с. 492 . Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом Таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечере//Христиан, чтение. – 1897. – Май. – С. 812–813. 493 . Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству//Путь. – 1928. – 10. 494 . Вновь найденный пурпуровый список Евангелия//Христиан, чтение. – 1897. – Кн. 2. 495 . Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина//Христиан, чтение. – 1913. – Февр. – С. 175–191; Март. – С. 310– 324: Апр. – С. 526–540. 496 .  Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский: Его жизнь и деятельность: С 7 портр. и 3 автогр. – СПб.: Тип. Меркушева, 1914. – 558 с: портр., факс. – Библиогр.: С. 504–539. 497 .  Бог – Слово: Экзегетический эскиз Пролога Иоаннова Евангелия (1, 1–18)//Правосл. мысль. – 1928. – Вып. 1. – С. 29–121. 498 . Вера по учению св. Апостола Павла: По поводу сочинения протоиерея И. Беляева «Учение Апостола Павла о вере» (М., 1900)//Христиан, чтение. – 1902. – Май. – С. 686–715. 499 . Возрождение папства и его настоящее положение по сравнению с прошлым. – Воронеж: Тип. Исаева, 1891. – 47 с. – Перепеч. из: Воронеж, епарх. ведомости. – 1891. 500 . «Война и мир» в Финляндской Православной Церкви. – София, 1929. – 16 с. 501 . Годичные обзоры русского богословия в газете «Новое время»//Новое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 окт. 1932 г. И. был арестован по обвинению «в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти», заключен в тюрьму Брянска. Виновным себя не признал, все обвинения категорически отверг. 15 марта 1933 г. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Западной обл. к ссылке в Северный край на 5 лет. По возвращении из ссылки направлен служить в Калугу, в Никольский храм на Козинке. Был возведен в сан архимандрита. Осенью 1937 г. арестован по обвинению «в активной контрреволюционной деятельности» вместе с Калужским архиеп. сщмч. Августином (Беляевым) и группой духовенства Калуги. На следствии И. подтвердил свои высказывания, что советская власть «несправедливо проводит репрессии в отношении... духовенства» и «в результате ее политики по всему Советскому Союзу закрылись церкви». Но при этом отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других. 19 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу вместе с архиеп. Августином, прот. сщмч. Иоанном Сперанским , псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым , Аполлоном Бабичевым и членом церковного совета Михаилом Арефьевым . Казнен вместе с ними, погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1810. Л. 129 об.- 130; Ф. 903. Оп. 1. Д. 304. Л. 25 об.- 26; Д. 339; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт.-367; Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-13244, П-14030. Ист.: Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004. С. 88-89, 109, 424; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 2. С. 312, 337, 490, 546, 552, 589. Лит.: Из бездны небытия: Кн. памяти репрессированных калужан. Калуга, 1993. Т. 1. С. 441; Дамаскин. Кн. 5. С. 365, 405-407, 414; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 475-477; Оптина пуст.: Годы гонений: Жития новомучеников и исповедников/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1. С. 23-29; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника...: Подвижники Мещовского края. М., 2007. С. 154-168; Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты//Оптинский альм. 2007. Вып. 1. С. 78-79, 105; Кизяев О. Сиропитатель-мученик//Правосл. христианин. 2008. 7. С. 35-37; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008. С. 89-94.

http://pravenc.ru/text/577952.html

В 1923 году Святейшим Патриархом Тихоном назначен епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским. Хиротония во епископа совершена 8/21 сентября 1923 года. Управляя Ивановской епархией, некоторое время вынужденно жил в Москве, находясь под надзором. Служил в Преображенском соборе. По ходатайству верующих города Иванова, ему разрешали приезжать в Иваново для совершения богослужений. В 1925 году принимал участие в погребении Святейшего Патриарха Тихона, вместе с другими архиереями выносил гроб с телом почившего Патриарха. 30 марта/12 апреля 1925 года подписал акт о местоблюстительстве митрополита Петра. В 1926 году арестован, выслан в Среднюю Азию в город Ходжент. По сведениям, приведенным в труде митрополита Мануила, с 1 октября 1929 года – епископ Алма-Атинский. С 1 апреля 1930 года – епископ Сызранский. В 1931 году – вновь арестован и сослан в концлагерь Лодейное Поле на реку Свирь. В 1934 году вернулся из лагеря и назначен епископом Калужским и Боровским. 2 апреля 1936 года возведен в сан архиепископа. В 1937 году арестован, осужден на 10 лет без права переписки. Место и год смерти – неизвестны. По сообщению очевидца-священника, вернувшегося из ссылки, Владыка Августин скончался на пешеходном этапе. Памяти архиепископа Августина (Беляева) Мой отец – священник Зосима Трубачев, встретился с Владыкой Августином в Москве в 1924 году, и тогда же он получил назначение в Ивановскую епархию, которой управлял в те годы епископ Августин. Некоторое время о. Зосима служил в Кохме – предместье Иванова, а с 1925 года – настоятелем Введенского храма в самом Иванове. Годы были трудные – обновленческий раскол, закрытие храмов, гонения на Церковь и духовенство, открытая борьба с религией. В трудных условиях отец отстаивал сохранение Введенского храма, смело проповедовал, проводил воскресные беседы, даже установил колокольный звон (храм, сооруженный в предреволюционные годы, не имел колокольни, при о. Зосиме построили деревянную колоколенку и установили колокола). Совершались крестные ходы, хотя богоборческие силы всячески препятствовали. Помню пасхальный крестный ход перед началом Светлой заутрени, когда шествие окружили «безбожники» и пытались криками, свистом и силой приостановить его. Немало душевных терзаний доставляло отцу и внутрицерковное окружение, концертное направление хорового пения, не все служители храма разделяли его ревностное отношение к сохранению церковных установлений, и некоторые противодействовали ему. В этих условиях поддержка Владыки Августина не только укрепляла положение отца как настоятеля, но и ощущалась им как проявление отеческой любви, придавала силы. Надо было обладать большим мужеством, чтобы не сойти с избранного пути и побуждать прихожан не отрекаться от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

И стоят теперь эти два памятника, друг пред другом, как два символа двуединой эпохи, пронесшейся над русскою церковью и вместе двух жизненных идеалов. И когда смотришь на эти два памятника вместе, невольно сравниваешь и два запечатленных на них жизненных облика. Вот суровая, молчаливая Гефсимания. Там Филарет... Это святыня правды Божией, озаряющая землю с далеких неприступных высот неба... Вот жизнеобильная Вифания. Здесь Платон... Это святыня правды Божией, снисшедшая на землю, облекшаяся в немощь человеческой плоти озаряющая мир из-под густого покрова земных человеческих чувств и желаний. – Неприступные высоты неба вызывают в душе благоговейный трепет, и в этом трепете невольно склоняешься пред Гефсиманией и суровым обликом Филата. Но святыня Божия в одежде немощей человеческой плоти ближе, дороже человеческому сердцу, как ближе, дороже ему явление любви Божией в немощи плоти во Христе, нежели явление той же Божественной любви с грозно-неприступных высот Синая... И сердце влечется к Вифании, сердце молится Платону. 1 Речь, произнесенная (в сокращении) на торжественном акте Вифанской духовной семинарии 11 ноября 1912 г. в память столетней годовщины со Дня кончины митрополита Платона. 2 См. речь прот. А. А. Беляева : «Митрополит Платон, как строитель национальной духовной школы». Богосл. Вестник, 1912 г., декабрь. Относящиеся сюда статьи его же в «Душ. Чт.» разных годов перечислены в нашей статье: Об изучении жизни и трудов и чествовании памяти Платона, митрополита Московского. Богосл. Вестник 1912 г., май. 3 В автобиографии м. Платон пишет: в сем 1805 году случилось для митрополита удовольственное, что утварь чудотворца Алексия: саккос, подризник, епитрахиль и крест, коим до нынешнего года прошло 441 года, которая утварь вся скрыта была в Патриаршей ризнице, по просьбе Платона, и по соизволению Государя Императора, отдана в Чудов монастырь, где мощи Чудотворцовы опочивают и митрополит возъимел желание, посох поставив при гробе Чудотворца, а и прочую его утварь выставить для народного зрения и удовольствия, в особом открытом шкафе, возле самого гроба (См. Снегирева „Жизнь московского митрополита Платона. Изд. 4-е. М. 1891, стр. 252. Существует отдельное издание Автобиографии С. К. Смирнова). «Обрадован я, пишет Платон в письме викарию Августину от 12 февраля 1805 г., что облачение святителя Алексия дозволено в Чудов выдать, как пишут из Питера. Но вместо того просят подворья на Фонтанке для архиереев... (Письма Платона м. Московского к преосвященным Амвросию и Августину. С примечаниями С. Смирнова . М. 1870 г., стр. 102).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

331 Такое деление беседы находит себе противников в лице, напр., пр. Беляева, еп. Михаила и др. Первый замечает против такого разделения, что оно не есть общепринятое и не разделяется некоторыми отцами церкви. Но сам проф. Беляев не указывает разделительного пункта, полагая, что речь относится вообще к последним временем мира и, кроме того, во многих местах к разрушению Иерусалима. См. о безбожии и Антихристе I т. стр. 173 прим. I. Еп. Михаил также не указывает решительно переходнаго стиха и потому именно его толкование отличается неустойчивостью и двойственностью. См. напр., ст. 34 и 36 ев. Мф.Эти-то недостатки толкования и побуждают отыскать разделительный стих, который сообщит толкованию больше определенности и устойчивости. 333 Так, напр., у Оригена в толковании на ев. Матфея читаем:... nondum est praedicatum Evangelium regni in toto orbe. Non enim fertur praedicatum esse Evangelium apud omnes Aethiopas, maxime apud eos, qui sunt ultra flumen; sed nec apud Seras, nec apud Orientem audierunt Christianitatis sermonem. Quid autem dicamus de Britannis, aut Germanis, qui sunt circa Oceanum, vel apud Barbaros, Dacos et sarmatas, et Scythas, quorum plurimi nondum audierunt Evangelii verbum, audituri sunt autem in ipsa seculi consummatione. Migne. Patr. curs. compl. t. XIII (ed. 1857) Origenis opera omnia c. 1655. Подобным образом рассуждает и бл. Августин в письмах к Гезихию. Quod enim putat Venerabilitas tua jam noc (praedicatum Evangelii) per ipsos Apostolos factum, non ita esse certis documentis probavi. Sunt enim apud nos, hoc est, in Africa, barbarae innumerabiles gentes, in quibus nondum esse praedicatum Evangelium... in quibus enim gentibus nondum est Ecclesia, oportet ut sit. – Migne. Patr. Curs compl. t. XXXIII. (ed 1845). Augustini opera omnia. Epistola CXCIX cap. XII, 46 col. 922. 48. col. 923. 336 Из древних: Амвросий Медиол., бл. Августин, Ориген; из западных богословов: Bleeck, Schanz, Lange, Luthard, Cornely, Dorner и др. 339 Некоторые богословы думают, что Христос совершил пасху за день раньше законного времени, г. е. 13-го Нисана, а умер на крест 14-го днем в пятницу Следовательно, эсхатологическая беседа тогда должна падать на среду – 12-го Нисана, или на Вторник 11-го Нисана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

При всём том работа г. Ставровского не без достоинств. Просмотрев не один десяток исследований, касающихся вопроса и специально и отчасти, как иностранных, так и русских (Villers, Nicolas, Robelot, Roussel, Ranke, Rossmann, Лекки, Фалькенберг, Чичерин, Мартенсен, Новиков, Тэн, Раумер, Геттнер, Шмидт, Кареев, Шерр, Шлоссер, Каррьер, Гейссер, Шахов, Хрисанф, Гренков, Стуков и мн. др.), автор собрал довольно обильное количество данных, служащих к уяснению поставленного вопроса. Изображая те или другие отдельные стороны своего предмета, автор нередко даёт очерки достаточно полные и обстоятельные, его суждения в научном отношении большей частью основательны и требованиям, предъявляемым к православному богослову, соответствуют. Для получения кандидатской степени сочинение может быть признано удовлетворительным“. 59 . Экстраординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Строева Ивана: „Учение о благодатных действиях таинства крещения“: „Сочинение г. Строева состоит из введения и трёх глав исследования. Во введении он говорит о научных мотивах и задаче своего труда. В 1-й главе он приводит и изъясняет изречения —182— Нового Завета, в которых содержится учение о благодатных действиях крещения. Во 2-й главе он излагает учение о своём предмете отцов и учителей церкви и православных богословов, а именно: Тертуллиана , Киприана, Кирилла Иерусалимского , Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Феодорита, Диодора, Марка Подвижника , Иеронима – греческого писателя, Симеона Нового Богослова , Тихона Задонского , Епископа Феофана и преосвященных Евсевия, Филарета, Макария и Сильвестра. 3-я глава посвящена раскрытию общей основной мысли, господствующей как в библейском, так и в церковном учении о благодатных действиях таинства крещения и состоящей, по мнению автора, в том, что через крещение человек вступает в единение с Богом и становится общником Божественной жизни. Задавшись целью заботиться не столько о полноте в изложении учений и мнений, сколько о том, чтобы не опустить ничего существенного, г. Строев приводит и изъясняет только такие изречения Священного Писания Отцов и учителей церкви и православных богословов, в которых прямо и несомненно говорится о благодатных действиях таинства крещения и опускает подробности. Что он не упускал подробности, это не есть недостаток. Но нельзя оправдать его за то, что он совсем не приводит мнений Августина, который специально писал о крещении. Не безупречное в отношении полноты, сочинение г. Строева зато отличается соразмерностью в частях, стройностью и выдержанностью плана и обработанностью. Собственные суждения автора, высказанные преимущественно в последней главе и во введении, православны, истинны, трезвы и изложены просто, правильно и ясно. Степени кандидата автор труда заслуживает. 60 . Доцента Ивана Андреева о сочинении студента Судницына Дмитрия: „царствование Византийского императора Мануила 1-го (Комнина) в церковно-историческом отношении“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010