32. 2; ср. 97. 4; 149). Э. Н. М. Иконография Первые известные изображения А. относятся к VI в. Как правило, он представлен в святительских одеждах, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Образ А. обычно помещался среди изображений др. зап. отцов Церкви. На живописном обороте «Диптиха поэта» (Боэция?) (вероятно, нач. VI в.; Брешиа, Museo Civico) А. изображен вместе с блж. Иеронимом и свт. Григорием I Великим ; на фреске ц. Санта-Мария Антиква в Риме, сер. VIII в.,- со свт. Амвросием Медиоланским. Изображение А. введено в мозаичную декорацию кафедральных соборов Чефалу (ок. 1148), Монреале (1180-1190), Палатинской капеллы в Палермо (1150-1160-е). В кон. VI в. появился др. тип изображения А.- как церковного писателя: напр., на фреске из капеллы Санкта-Санкторум в Латерано А. представлен сидящим перед пюпитром с раскрытым кодексом, облачен в хитон и гиматий , правой рукой благословляет, в левой - свиток. Подобная иконография получила развитие в книжной миниатюре, напр. в минологии X в. (Orleans. 46. Fol. 1), в минологии нач. XI в. (Paris. Lat. 1987. Fol. 43) и др. Впосл. эта традиция изображения была широко распространена в искусстве Зап. Европы, в частности эпохи Ренессанса . Э. Н. И. Соч.: Собр. : Editio Benedectina. T. 1-11. P., 1679-1700; PL. 32-47; CSEL; CCSL; Cayré F. Bibliothèque Augustienienne: Oeuvres de S. Augustin. P., 1947-2 [текст, франц. пер. и коммент.]; Obras completas de San Agustín. Madrid, 1946-. (Biblioteca de autores cristianos) [текст, исп. пер.]; Opere di Sant " Agostino. R., 1970-. (Nuova biblioteca agostiniana) [текст, ит. пер.]; BKV. Kempten, 1911-1935. 12 Bde. [нем. пер.]; ACW [англ. пер.]; рус. пер.: Избр. соч./Пер. И. Тодорского, В. Беляева. М., 1786. 4 ч.; Выбранные места из книг блаженного Августина о Православной кафолической Церкви и о нерадящих о ней/Пер. И. С. Тодорский. СПб., 1795; Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. К., 1880-1908. 11 ч.; 1901-19152. Ч. 1-8; Цветы благодатной жизни: Сб. СПб., 1997; Творения/Сост.

http://pravenc.ru/text/62610.html

Сам Антоний определяет свою теорию, как “обращение всего богословия в нравственный монизм.” Онтологических предпосылок своего учения он не проверяет. Он ими точно и не интересуется. Он никак не связывает своего толкования с Халкидонским догматом о двух природах и с оросом VI-ro собора о двух волях. И образ Христа Спасителя остается в его изображении очень неясным. Антония все время занимает только один вопрос: “почему для нас спасительны Христово воплощение, страдания и воскресение,” почему и как нам сообщается, или вменяется, или усвояется Его жизнь, Его святость, Его победа. И на этот вопрос, ему кажется, удовлетворительно отвечает только “нравственный монизм.” Наше спасение есть возрождение. И вот возрождает нас “сострадательная любовь, принимающая падения ближнего с такою скорбью, будто грешит сам любящий.” Сострадание есть страдание за другого. От человеческого и мирского опыта Антоний восходит к опыту Спасителя. “Должно думать, что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяло всех падших людей в числе их многих миллиардов и оплакало с любовной скорбью каждого в отдельности, что, конечно, было доступно только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление...” В мировоззрении Антония, при всей недосказанности, есть большая цельность. Но синтез богословский ему не удался. “Нравственный монизм” не был для того достаточно прочной основой...    Склонность к “нравственному” толкованию догматов на время становится преобладающей в нашем богословии. Нужно отметить уже книгу А. Д. Беляева, Любовь Божественная, опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной (1880; 2 изд. 1884). Эта книга написана еще в старой манере. под решительным влиянием немецкого спекулятивного богословия, с неожиданным пренебрежением к отеческим творениям. Автор отмечает “скудость и незначительность” данных о любви у отцов, исключая только Августина, и отказывается считать творения отцов в числе своих источников. В книге немало свежих мыслей и наблюдений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Широкомасштабную помощь заключенным и их родственникам через своих прихожан и послушников деньгами и вещами оказывал епископ Варфоломей (Ремов). В 1933 г . братия руководимого им Высокопетровского монастыря даже обвинялась в “создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам”. Живший на покое в с. Батюшково (Дмитровский р-н Московской обл.) епископ Иона (Лазарев) в 1930-х гг. “через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам”, работавшим на строительстве каналов и шлюзов. В 1930–1931 гг. помощь сосланным верующим организовало духовенство города Сызрани под руководством назначенного туда после ссылки епископа Августина (Беляева). В 1929–1932 гг. в Мещевске (Калужская обл.) игумен Иоанникий (Дмитриев) по благословению епископа Стефана (Виноградова) помогал монахам и монахиням закрытых монастырей, особенно тем, кто по старости или из-за болезни не мог себя содержать. Во второй половине 1920-х гг. помощь ссыльным единомышленникам оказывали оставшиеся в Москве монахи и монахини закрытых монастырей. В 1932–1937 гг. в Москве и Подмосковье священник Владимир Амбарцумов организовал помощь семьям “лишенцев”, прежде всего репрессированных. Каждую такую семью он прикреплял к семье, тверже стоявшей на ногах, более обеспеченной. Разыскивать такие семьи о. Владимиру помогали подростки, сыновья и дочери его духовных детей: маленький помощник меньше бросался в глаза, чем взрослый. Благотворительность о. Владимира не была безличной: конкретные люди получали помощь от конкретных людей. Священники оказывали помощь и нуждающимся прихожанам. В ряде церквей Северного Кавказа действовали благотворительные кассы. Енисейск. Вид на город В обычных условиях источником средств для церковной благотворительности служили пожертвования прихожан и хозяйственная деятельность общин. Однако уже декрет 1918 г . запретил “принудительное взыскание сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ”. Хозяйственная деятельность Церкви, лишенной тем же декретом прав юридического лица, автоматически смещалась в сферу “частного предпринимательства”, а затем — незаконных сделок.

http://pravoslavie.ru/5411.html

Похоже, целую нелегальную епархию попытался создать архиепископ Самарский Александр (Трапицын). Будучи правящим Самарским архиереем в 1928–1933 гг. и опасаясь, “что будут арестованы все священнослужители епархии и некому будет совершать таинства”, он стал рукополагать тайных священников из среды мирян. Они должны были как и прежде работать на светской работе и совершать богослужения у себя дома. Неизвестно, насколько широко развернулась эта деятельность епископа Александра. Вернувшись из ссылки, в 1936–1937 гг. он снова жил в Куйбышеве (Самаре) на покое и продолжал готовить тайных священников 19 . Рукополагали легальные епископы и клириков для тайных монастырей. В 1935–1936 гг. тайный монах Иоанн (Вендланд) был посвящен в сан диакона, а затем священника легальным епископом Старорусским Иннокентием (Тихоновым), другом руководителя монастыря отца Иоанна архимандрита Гурия (Егорова). Благословение на создание своего монастыря и антиминс для совершения Литургии последний по прибытии в Ташкент в 1933 г. получил у епархиального архиерея Патриаршей Церкви митрополита Арсения (Стадниц­кого) 20 . По крайней мере четыре епископа легальной Церкви прямо или косвенно участвовали в церковной благотворительности, категорически запрещенной постановлением 1929 г. 21 . Однако этот запрет нарушался в годы массовых преследований, наверное, особенно часто. Широкомасштабную помощь заключенным и их родственникам через своих прихожан и послушников деньгами и вещами оказывал епископ Варфоломей (Ремов). В 1933 г. братия руководимого им Высоко-Петровского монастыря даже обвинялась в “создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам” 22 . Живший на покое в селе Батюшково Дмитровского района Московской области епископ Иона (Лазарев) в 1930-х гг. “через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам”, работавшим на строительстве каналов и шлюзов. В 1930–1931 гг. помощь сосланным верующим организовало духовенство города Сызрани под руководством назначенного туда после ссылки епископа Августина (Беляева). В 1929–1932 гг. в Мещевске Калужской области игумен Иоанникий (Дмитриев) по благословению епископа Стефана (Виногра­дова) помогал монахам и монахиням закрытых монастырей, “в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать” 23 .

http://pravmir.ru/ekopat-russkoy-pravosl...

Похоже, целую нелегальную епархию попытался создать архиепископ Самарский Александр (Трапицын). Будучи правящим Самарским архиереем в 1928–1933 гг. и опасаясь, «что будут арестованы все священнослужители епархии и некому будет совершать таинства», он стал рукополагать тайных священников из среды мирян. Они должны были как и прежде работать на светской работе и совершать богослужения у себя дома. Неизвестно, насколько широко развернулась эта деятельность епископа Александра. Вернувшись из ссылки, в 1936–1937 гг. он снова жил в Куйбышеве (Самаре) на покое и продолжал готовить тайных священников 19 . Рукополагали легальные епископы и клириков для тайных монастырей. В 1935–1936 гг. тайный монах Иоанн (Вендланд) был посвящен в сан диакона, а затем священника легальным епископом Старорусским Иннокентием (Тихоновым), другом руководителя монастыря отца Иоанна архимандрита Гурия (Егорова). Благословение на создание своего монастыря и антиминс для совершения Литургии последний по прибытии в Ташкент в 1933 г. получил у епархиального архиерея Патриаршей Церкви митрополита Арсения (Стадницкого) 20 . По крайней мере четыре епископа легальной Церкви прямо или косвенно участвовали в церковной благотворительности, категорически запрещенной постановлением 1929 г. 21 . Однако этот запрет нарушался в годы массовых преследований, наверное, особенно часто. Широкомасштабную помощь заключенным и их родственникам через своих прихожан и послушников деньгами и вещами оказывал епископ Варфоломей (Ремов) . В 1933 г. братия руководимого им Высоко-Петровского монастыря даже обвинялась в «создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам» 22 . Живший на покое в селе Батюшкове Дмитровского района Московской области епископ Иона (Лазарев) в 1930-х гг. «через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам», работавшим на строительстве каналов и шлюзов. В 1930–1931 гг. помощь сосланным верующим организовало духовенство города Сызрани под руководством назначенного туда после ссылки епископа Августина (Беляева). В 1929–1932 гг. в Мещевске Калужской области игумен Иоанникий (Дмитриев) по благословению епископа Стефана (Виноградова) помогал монахам и монахиням закрытых монастырей, «в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько раз власти помещали блаженного в психиатрическую больницу, но врачи признавали его здоровым. В 1937 году, заранее зная о своём аресте, блаженный пришёл к родным в свой дом в Каурчихе, принёс все свои вещи, роздал их, попросил родных похоронить его. Наутро отправился в деревню Парфёново Костромской области, где его арестовали и заключили в тюрьму города Кинешмы. Поместили его в камеру к уголовникам. Блаженный постоянно молился, почти не спал, раздавал свой скудный паёк. Хотя обвинить блаженного было не в чем, следователи прибегали к пыткам — ставили босыми ногами на раскалённую плиту. Измученный блаженный попал в тюремную больницу и там скончался. Его тело на тринадцатый день было выдано родственникам. Впоследствии при переносе кладбища, упразднённого властями города Кинешмы, 12 (25 н. ст.) сентября 1985 года были обретены честные останки блаженного Алексия и перенесены в храм села Жарки. Ныне мощи его почивают в Свято–Введенском женском монастыре города Иванова. Канонизован в 1993 году как местночтимый святой Ивановской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Мученик Алексий (Горбачев) (память 10 ноября по старому стилю) М ученик Алексий родился 5 февраля 1892 года в деревне Куровской Калужской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Окончил сельскую школу. С 1911 года Алексей Григорьевич служил в храме села Мурманцево псаломщиком. Осенью 1937 года власти арестовали его. Допрошенный по обвинению в контрреволюционной деятельности, Алексей Григорьевич виновным себя не признал. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

—154— ления Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов I, II и III курсов Академии, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) во II курсе – студентов курса: 1) Флоренского Павла, Нечаева Петра, Голощапова Сергия, Соколова Виталия, 5) Салагора Павла, Бабакова Николая, Волосевича Михаила, Малкална Владимира, Махаева Николая, 10) Белоусова Евгения, Ершова Михаила, Беликова Василия, Дубенского Александра, Нарского Бориса, 15) Мякшина Григория, Беляева Бориса, Назаркевича Полиевкта, Успенского Александра , Борисова Пантелеймона, 20) Смирнова Михаила, Смирнова Николая, Успенского Василия, Беневоленского Ивана, Соколова Владимира, 25) Русинова Виталия, Миртова Ивана, Пескова Бориса, Магнитского Ивана, Кукса Августина, 30) Протопопова Николая, Крылова Павла, священника Шеметилло Николая, Ланге Филиппа, Бурмакина Николая, 35) Смирнова Леонида, Витальского Александра, Троицкого Петра, Авраменко Ивана свящ. Советова Алексея, 40) Владимирского Сергия, Добросердова Александра, Обновленского Ивана, Трембовецкого Владимира, свящ. Козлова Иоанна, 45) Воскресенского Андрея, Добролюбова Петра, Гусева Сергия, Троицкого Аркадия, Стеблева Бориса, 50) Любимова Николая, Прыткова Сергия, Преображенского Ивана , Боголепова Николая, Масюкова Иннокентия и 55) Хакима Александра. б) в курсе – студентов II курса: 1) Страхова Владимира, Знаменского Сергея, Туберовского Александра , Селиванова Александра, 5) Троицкого Петра, Петровского Алексия, Троицкого Сергея , Чистякова Василия, Гумилевского Илью, 10) Мянда Карпа, Глаголева Вячеслава, Виноградова Сергия, Богданова Николая, Недумова Виктора, 15) Гаврилюка Александра, Пономарева Сергея, Соколова Дмитрия (Виф.), Величкина Сергея, Маркова Дмитрия, 20) Курбатова Петра, Исаева Петра, Садикова Александра, Ремезова Владимира, Вишневецкого Евстафия, 25) Равицкого Александра. Ключарева Ивана, Харитонова Михаила, Яковлева Ивана, Процерова Николая, 30) Лясковского Петра, Владимирского Петра, Пятикрестовского Ивана, Варяжанского Николая, Ру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Раскрытию этого вопроса и посвящены главы 1-я, 2-я и 3-я. Основываясь на словах кн. Левит гл. 18–20 (положенных в основание 54 прав. Трул. соб.), а также на церковных правилах предшествовавшего времени, автор доказывает, что церковь и до Трулльского собора держалась того же самого воззрения на этот предмет, но не находила лишь возможным по неблагоприятным обстоятельствам возвести этого воззрения в решительный закон. Итак, это есть исконное воззрение церкви, опирающееся на божественный закон. Глава 4 посвящена автором обозрению отечественного законодательства по данному вопросу, от насаждения у нас христианства и до 1810 года, когда синодским постановлением был очерчен круг степеней родства, возбранённых для брака на точном соответствии правилу 54 Трулльского собора и кн. Левит. Уже из этого краткого обозрения плана автора видно, что путь, избранный автором к решению данного вопроса, вполне целесообразен и вопрос получил верное и основательное решение. Сочинение небольшое по объёму (1–272 стр.) представ- —138— ляет собой стройное законченное целое, содержащее основательное решение вопроса. По тщательности внешней отделки, по последовательности изложения и языку оно вполне безукоризненно. Признаю его вполне удовлетворительным». 25 . Экстраординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Каверзнева Фёдора: «История догматического учения о таинстве священства»: «Сочинение студента Фёдора Каверзнева состоит, кроме введения, из четырёх глав. В главе первой излагается учение о священстве Священного Писания; во второй главе – учение мужей апостольских; третья глава посвящена изложению учения Отцов и писателей церковных второго и третьего века, а именно: Св. Иринея Лионского , Климента Александрийского , Оригена , Тертуллиана , Св. Киприана Карфагенского , а также учения Апостольских Правил и Апостольских Постановлений; четвёртая, самая обширная, глава раскрывает учение Отцов и писателей церковных в период вселенских соборов, а именно, из восточных – Св. Григория Богослова , Св. Григория Нисского . Св. Василия Великого , Св. Иоанна Златоустог о, Блаж. Феодорита, Св. Ефрема Сирина , Св. Епифания Кипрского и творений известных с именем Св. Дионисия Ареопагита ; – из западных – Св. Амвросия Медиоланского , Блаж. Иеронима, Блаж. Августина, Св. Льва Великого , Св. Григория Двоеслова ; в этой же главе сообщаются сведения о тех правилах вселенских и поместных соборов, который имеют отношение к таинству священства. В заключение говорится о дальнейшей судьбе догматического учения о таинстве священства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кинешемская Основана 11.05.1866. Именование – по г. Кинешма (Костромская область). Костромское викариатство. Упразднена в 1936 г. (1956 г. ?) 04.09.1866 29.08.1869 Ионафан Руднев 16.11.1869 24.06.1872 Палладий Пьянков (Опьянков) 24.06.1872 09.04.1883 Геннадий Левицкий 09.04.1883 13.06.1905 10.07.1905 15.02.1908 Никандр Феноменов 24.02.1908 28.07.1911 Иннокентий Кременский 28.07.1911 30.07.1914 Арсений Тимофеев 08.09.1914 30.05.1917 Севастиан Вести 17.09.1917 ранее 01(14)09.1921 06(19).09.1921 19.02(04.03)1923 05(17)09.1923 09.1928 06.1929 22.11(05.12)1929 01(14)04.1932 28.05(10.06)1932 08(21)09.1932 13(26)08.1935 Александр Торопов 23.02(07.03).1936 18.06(01.07)1936 Сщмч. Борис Воскобойников Кинешемская, обн. Даты учреждения и закрытия неизвестны. Именование – по г. Кинешма (Костромская область). Костромское викариатство. Димитрий 1997 Вторая дата – дата кончины. По ACT. Т. 8. С. 339, скончался 14.06.1905. Последние годы проживал в Костромском Ипатьевском монастыре. 1999 Вторая дата – дата назначения на Ивановскую (Иваново-Вознесенскую) кафедру. В марте (в мае?) 1923 года был арестован и отбывал заключение до 1925 г. Назначение, вероятно, было отменено. См. Иваново-Вознесенская. 2000 По ММЛ РПИ, первая дата (дата хиротонии) иная: 01(14)09.1921. После издания митрополитом Сергием (Страгородским) Декларации от 16(29)07.1927 сочувствовал т. н. «Ярославской оппозиции»; по ММЛ РПИ, «...был индивидуальным оппозиционером...» Датой возвращения еп. Св. Василия на Кинешемскую кафедру можно считать дату назначения на Ивановскую кафедру о. Алексия, будущего еп. Августина (Беляева) (определение Св. Синода и Св. Патриарха – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 326). 08.1924 еп. Св. Василий упоминается как Кинешемский в списке Н. Кирьянова (см. Приложение 8. С. 880). Вторая дата – дата ареста, после которого епископ Св. Василий был окончательно оторван от кафедры. Ранее после всех арестов возвращался в Кинешму. В 1926–1927 гг. управлял Вязниковским викариатством, скорее всего, временно (см). 03.1930 еще называется Кинешемским. Преставился 31.07(13.08)1945 в ссылке в Красноярском крае. 2001 Вторая дата – дата кончины в с. Ширяево, где проживал по освобождении из-под ареста с 25.08(07.09) по 08(21)10.1929. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то что преподавателей и слушателей «академии» выслеживали и арестовывали, она продолжала свое существование примерно до середины 1930-х гг., когда был арестован епископ Варфоломей. По мнению А.Л.Беглова, выпускники подпольной академии, за единичными исключениями так и не смогли реализовать свои знания на практике – практически все они погибли. Нелегальные учебные заведения существовали и в епархиях. Известно, например, что в 1935–1936 гг. такую «академию» основал во Владимире архиепископ Сергий (Гришин). Целью учебного заведения было повышение богословского уровня священнослужителей. Лекции посещало четыре – восемь человек. В 1936 г. после ареста архиепископа Сергия библиотека «академии» и все имущество были конфискованы. Сам архипастырь был приговорен к пяти годам заключения. На местах действовали также кружки для обучения молодежи основам христианской веры. В середине 1920-х гг., например, такой кружок действовал в Иваново-Вознесенске по благословению священномученика епископа Августина (Беляева) († 1937, память 23 ноября). Подобные кружки существовали также в Кинешме и Юрьевце. Отсутствие печатных изданий и научных центров серьезно тормозило развитие богословской науки, а репрессии лишали ее лучших кадров. Так в 1929 г. в заключении окончил свой земной путь священномученик архиепископ Иларион (Троицкий) , в 1931 г. в архангельской ссылке умер автор знаменитого «Толкового Типикона» М.Н.Скабалланович , в 1937 г. были расстреляны богословы и философы священник Павел Флоренский и профессор С.С.Глаголев , в 1938 г. был расстрелян патролог и историк мученик Иоанн Попов (память 8 февраля). Многие представители дореволюционной богословской науки были высланы из страны, оставшиеся были вынуждены искать другую работу. Церковный историк А.И.Бриллиантов († 1933) и филолог А.И.Садов († 1930) работали в Публичной библиотеке в Петрограде, историк академик Н. К.Никольский († 1936) был директором библиотеки Академии наук, историк А.А.Бронзов († 1937) работал в архивах Леноблисполкома и Главного управления НКВД, библеист В.Н.Мышцин († 1936) преподавал в Ярославском педагогическом институте, а затем в педтехникуме в Сергиевом Посаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010