50 . От гг. профессоров Академии – журналы: а) Русская Мысль, 1899 г. 1–9 и 11–12; б) Исторический Вестник 1899 г. 1–12. 51 . От проф. Е.Е. Голубинского – его История русской церкви, том 1-й 1-я половина, издание 2-е. Москва, 1901, в трёх экз. 52 . От проф. И.И. Казанского – 1) его брошюра: Изъяснение псалма 33. Москва, 1901; и 2) книги: а) Изюмов, Учение гр. Л. Толстого о непротивлении злу. Витебск, 1901; б) Тихомиров, О печати вообще и провинциальной в частности. Витебск, 1899; в) Тихомиров, Пушкин в его отношении к Байрону. Витебск, 1899; г) Тихомиров, Современные кумиры. Витебск, 1900, в двух экз. 53 . От проф. Императорского Московского Университета А. П. Лебедева – его труды: а) Собрание церковно-исторических сочинений, тома VI и VII. Москва, 1902; б) История греко-восточной церкви под властью турок. Том II-й. Сергиева Лавра, 1901; в) О нашем символе веры . Сергиева Лавра, 1902, в двух экз. 54 . От проф. В.О. Ключевского – Речь и отчёт, читанные в торжественном собрании Императорского Московского Университета 12-го января 1902 г. Москва, 1902. —186— 55 . От проф. А. Катанского – его книга: Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей церкви до бл. Августина. СПб. 1902. 56 .. От проф. богословия в Императорском Новороссийском Университете свящ. А. Μ. Клитина – его брошюры: а) Отношение богословской науки к всемирным задачам богочеловечества. Одесса, 1901; б) Памяти Министра Народного Просвещения Η. П. Боголепова. Одесса, 1901. 57 . От проф. А.Д. Беляева – его брошюра: Буры и кальвинизм, Сергиева Лавра, 1901. 58 . От проф. А.П. Шостьина – его брошюра: Зачем блуждать? Сергиева Лавра, 1902. 59 . От проф. И.А. Татарского – его брошюра: Религиозно-романтическая поэма Т. Тассо „Освобождённый Иерусалим“. Сергиева Лавра, 1901, в трёх экз. 60 . От проф. H. Н. Глубоковского – его брошюра: Вера по учению св. ап. Павла. СПб., 1902. 61 . От проф. А.И. Введенского – его книги: а) Умозрительные элементы теистического миропонимания. Выпуск 1-й. Харьков, 1901, в трёх экз.; б) Религиозное сознание язычества. Том 1-й, Москва, 1902, в пяти экз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такое мнение о Петре и его делах, насколько они относились к расколу, было господствовавшим среди последователей раскола; оно распространялось от одних раскольников к другим всех толков через непосредственные их взаимные и тесные сношения и через устную и письменную раскольничью литературу. Литература раскольническая изображала положение церковных дел и православной веры в таком безотрадном и отчаянном виде, что лучшим, а для многих единственным исходом являлась мысль и желание преждевременной и насильственной смерти во избежание страданий и искушений. Тогда как одни из раскольников желали смерти себе, другие желали её царю, считая его виновником церковного и гражданского расстройства. Отсюда происходили частые случаи самоубийства через самосожжения и недоброжелательства к Петру, доходившие до явного упорства и даже до покушения на жизнь царя, которое раскольники старались оправдать своеобразными доводами 559 . Народ не имел к Петру доверия, хотя последний и старался быть справедливым, не обращая внимания на происхождение, общественные связи и положение виновных в принадлежности ли в расколу, или в чём-либо другом 560 . О многих фактах самосожигательства раскольников в 1723–1724 годах известно было из донесения митрополита Тобольского Антония, Устюжского епископа Боголепа и Холмогорского Варнавы 561 . «Мнози в епархии моей, – доносил митрополит Антоний, – не приемлющие троеперстного изображения креста, в нескольких местах огню в жертву предашася, сожглись»... Если раскольники решались на самосожжение из-за крестного знамения, то ещё более было других поводов и серьёзных причин, совокупностью своею и тяжестью побуждавших к такому же печальному исходу; сюда могут быть отнесены испытанные житейские лишения, соединявшиеся с принадлежностью к расколу, и неуверенность в благополучии не только будущности, но и завтрашнего дня. При исследовании и сборе с раскольников денег происходили печальные картины. Для сыска раскольников в пределах Московской губернии, Канцелярия раскольных дел избрала майора Норова, поручика Беляева и несколько солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

—126— следование предмета велось правильным методом. Исследователь старался выяснить понятие о благодати посредством истолкования мест Св. Писания, преимушественно Посланий Апостола Павла, содержащих учение о благодати. Пособиями ему служили истолковательные и иные труды св. отцов, главнейше – восточных (из западных он не пользовался даже сочинениями Августина о благодати), и немногие произведения новейших богословов иностранных, а из русских – Толкования Посланий Апостола Павла недавно почившего епископа Феофана. При невыясненности православного учения о благодати г. Боголюбову пришлось много потрудиться для раскрытия понятий о сущности и свойствах благодати. При отсутствии удовлетворительных готовых образцов потребовалось значительное напряжение мысли для самой постановки вопросов, а затем для разработки, уяснения и систематизации разбросанного и малоосвещенного материала. При такой трудной работе автор обнаружил способность не удовольствоваться готовыми решениями и мнениями, а по возможности обсуждать их и проверять, и углубляться в предмет. – Язык сочинения совершенно правильный, чистый и сжатый. Сочинение вполне заслуживает одобрения и похвалы, а сочинитель – степени кандидата богословия». Доцента Н.А. Заозерского о сочинении студента Беляева Александра : «Опыт исторического исследования о церковном судоустройстве в древней России до учреждения Святейшего Синода». «Названное сочинение и по внешнему строению, и по характеру своего содержания есть ученая монография. – Так в начале сочинения автор обстоятельно знакомит читателя с положением вопроса о церковном судоустройстве древней Руси, т. е. указывает, что и сколько сделано в русской литературе по этому вопросу, что следует сделать, имея в виду важность вопроса в целой системе русского церковного права (Введение 1–32). За тем, разделяя свое исследование на главы (дов. обширные) автор тщательно указывает источники, на которые он опирается в своих суждениях. Характерными свойствами сочинения служат: а, обстоятельность и основательность. Каждая из четырех глав, на которые разделено сочинение, представляет – при внутренней возможной связи законченное целое. Автор любит начинать каждую отдельную часть ab ovo и рассматривает каждый частный вопрос всесто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

53 Напр. у Альбрехта великого, Ал. Гадеса, Фомы Аквината, Бонавентуры. И. Д. Скотта, Габриеля Биля, Петра де-Палюде и др. И. Д. Скотт писал: «таинство сообщает благодать в силу operis operati, так что для того, чтобы заслужить благодать, не требуется доброго внутреннего настроения, но достаточно, чтобы приступающей к таинству не полагал препятствия». Г. Биль говорит: «таинство сообщает благодать ех opere oprato. Это значит, что благодать сообщается приемлющему таинство, если не мешает этому препятствию смертного греха, уже по тому самому, что таинство преподается, так что от приступающего к таинствам, кроме внешнего принята, не требуется внутреннего доброго расположения» Св. Беляева Н. Я. проф. Пелаг. принц, в рим. католичестве. Пр. Соб. 1871 г. 1 т. 211–224 стр. 56 В такие же точно отношения к таинствам поставляет человека и «Римский катехизис», когда говорит: «ничто не может помешать действиям благодати, ести сами приступающие к таинствам не будут чуждаться духовных благ и противиться Св. Духу» (pars II, cap. 1, qu. 16). 57 Литература. – Алмазова А. Я. проф. История чинопоследований крещения и миропомазания. Каз. 1884 г. Рубцова И. свящ. Рассуждение о таинстве крещения. СПб. 1850 г. Таинство крещения по чину правосл. церкви (Стран. 1864 г. янв.). Статьи по частным вопросам: О крещении через погружение и обливание (Приб. к твор. св. отц. 1855 г. XIV г.) Ковалева Д. О крещении младенцев (1857 г. XVV ч.). Разбор учения реформатов о необходимости т. крещения (Пр. Соб. 1865 г. III ч.). Заметки о крещении в зап. церкви через одно-краткое погружение (Пр. Соб. 1866 г. III ч.) Замечания на учение реформатов о совершителях т. крещения (там же). Крещение и миропомазание в первые три века христианства. Перев. из Probst " a – (Дух. Бес. 1873 г. I т ). Б-ва А. Когда нужно креститься? (Тр. К. Ак. 1892 г. Мартынова А. В прот. Разбор протест, учения о крещении детей с догмат, точки зрения (Вера и Раз. 1893 г I т. 2 ч.) Учение блаж. Августина о не повторяемости таинства крещения (Тр. К. Ак. 1864 г. В-го О. Спор о крещении еретиков (Чт. люб. дух. пр. 1870 г. II т.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

714 Напр. позднейшие греческие эгзегеты, также Фабер Стапулеисис и др. См. Lünemann, Krit.-exeg. Handbuch über die Briefe an die Thessalonicher, в Kr.-exeg. Komm. über das N. T. begründ. v. Meyer. X Abth, 3 Aufl. 1867, s. 219. 715 Напр. Эстий, Фромоид (Comment. in omnes epp. Pauli apost. et septem catholicas, 1663), Бернардин Пиквиний. 720 Canones et decreta sacrosancti oecumenici concilii Tridentini. Ed. 2. Lipsiae. 1842. Appendix. Pag. 265. 724 Libri symbolici ecclesiae luteranae. Pars secunda. Articuli Smalcaldici et catechismus uterque. ed. France. 1846. 726 Бугенгаген († 1558), Иодох Виллихий, Эразм Сарцерий († 1559), Фляций († 1575), Эгидий Гунний († 1603), Николай Гемминг († 1608), Викторин Стригель († 1569), Георг Майор († 1574), Болдуин († 1629), Эразм Шмид († 1637), Герард († 1637), Христиан Хемниций († 1666), Каликст († 1656), Авраам Калов († 1686), Лаврентий, Иоахим Ланге, Христофор Вольф, Михаэлис († 1791), Штарке, Бенгель († 1752, Gnomon N. T. Berolini, 1860); в новейшее время Энгельгардт. Название сочинений названных писателей и изложение их учения см. у Bornemann, ss. 572–585; 630–643; 656–657; s. 418. Срв. проф. Беляев, цит. соч. сс. 749–775. 727 Цвингли († 1531), Кальвин († 1564), Вольфганг Мускул († 1563), Бенедикт Аретий († 1574), Буллингер († 1575), Иероним Цанхий († 1590), Феодор Беза († 1605), Гомар († 1609), Камерон († 1625), Иоанн Пискатор († 1625), Кроций († 1659), Кокцей († 1669), Форстий, Франциск Турретин († 1687), Иоанн Турретин († 1737). См. о всех у Вогпетапп’а, s. 585–597; 615–629, а также у проф. Беляева, сс. 776–797. 735 De quantitate animae. Liber. I, cap. 29; Migne, Patrologiae cursus completus. Series lat. tom. XXXII. 1067 col. Parisiis, 1841. 737 «Os illud Platonis quod in philosophia purgatissimum est et lucidissimum, так отзывается о Платоне Августин, dimotis nubibus erroris emicuit maxime in Plotino». Contra acad. Lib. III, cap. 18. Migne… 956 col. 739 Confessiones, Lib. X. cap. 12. Migne… 787 col.; F. Pillon, L’Évolution de l’idéalisme au XVIII siècle. Malebranche et ses critiques. L’Année philosophique. 1893, pag. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он ими точно и не интересуется. Он никак не связывает своего толкования с Халкидонским догматом о двух природах и с оросом VI-ro собора о двух волях. И образ Христа Спасителя остается в его изображении очень неясным. Антония все время занимает только один вопрос: «почему для нас спасительны Христово воплощение, страдания и воскресение», почему и как нам сообщается, или вменяется, или усвояется Его жизнь, Его святость, Его победа. И на этот вопрос, ему кажется, удовлетворительно отвечает только «нравственный монизм». Наше спасение есть возрождение. И вот возрождает нас «сострадательная любовь, принимающая падения ближнего с такою скорбью, будто грешит сам любящий». Сострадание есть страдание за другого. От человеческого и мирского опыта Антоний восходит к опыту Спасителя. «Должно думать, что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяло всех падших людей в числе их многих миллиардов и оплакало с любовной скорбью каждого в отдельности, что, конечно, было доступно только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление..». В мировоззрении Антония, при всей недосказанности, есть большая цельность. Но синтез богословский ему не удался. «Нравственный монизм» не был для того достаточно прочной основой... Склонность к «нравственному» толкованию догматов на время становится преобладающей в нашем богословии. Нужно отметить уже книгу А. Д. Беляева , Любовь Божественная, опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной (1880; 2 изд. 1884). Эта книга написана еще в старой манере. под решительным влиянием немецкого спекулятивного богословия, с неожиданным пренебрежением к отеческим творениям. Автор отмечает «скудость и незначительность» данных о любви у отцов, исключая только Августина, и отказывается считать творения отцов в числе своих источников. В книге немало свежих мыслей и наблюдений. Но поражает в ней рассудочный психологизм. Автор старается разгадать именно психологию жертвы и страданий Спасителя, его послушания и огорчения и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В Выксунском Иверском женском монастыре отметили день памяти святого основателя обители 2 марта 2021 г. 16:47 2 марта 2021 года, в день памяти преподобного Варнавы Гефсиманского, основателя Выксунского Иверского женского монастыря, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил в этой обители Божественную литургию. Богослужение состоялось в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Главе Нижегородской митрополии сослужили епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Городецкий и Ветлужский Августин , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет , а также секретарь Архиерейского совета митрополии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Выксунского епархиального управления протоиерей Димитрий Ивин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин и другие клирики епархий митрополии. На богослужении молились временно исполняющая обязанности настоятельницы Выксунского Иверского монастыря монахиня Александра (Ситникова) с сестрами обители, настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко) и старшая сестра возрождающегося Свято-Троицкого Островоезерского монастыря монахиня Серафима (Беляева). На Литургии присутствовали председатель Совета депутатов городского округа Выкса Дмитрий Махров, первый заместитель главы администрации городского округа Выкса Игорь Пономарев, директор Выксунского бизнес-инкубатора Дмитрий Смирнов, генеральный директор агрофирмы «Металлург» Антон Анисимов, а также преподаватели и студенты Выксунского духовного училища, воспитанники военно-патриотической организации «Православные витязи», паломники и прихожане. Богослужебные песнопения исполнял хор Выксунского духовного училища под управлением Дениса Свистунова. После Литургии монахиня Александра поблагодарила архипастырей за соборное богослужение. Сестры Иверской обители преподнесли им заздравные просфоры. Кроме того, митрополиту Георгию была подарена большая фотография этого монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/5780672.ht...

Важно отметить, что именно личное произволение задает вектор движения воль и энергий человека в его ипостасно-природном единстве к Богу или от Него, продолжающегося и после смерти, как временного разлучения частей единого ипостасно-природного бытия человека. Поэтому святоотеческая мысль, по слову которой, «Бог и намерения целует» 34 , подчеркивает важность личного произволения человека в его окончательном вечном определении. Использованная литература 1 . Августин Иппонский, блаж. Исповедь//Он же. Творения. В 4-х т. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. Т. 1. С. 469–741. 2 . Баскин М. П. Волюнтаризм. URL: (дата обращения 25.07.2020). 3 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Преп. Симеон Новый Богослов . Париж: YMCA-PRESS, 1980. 4 . Воробьев Н. Нравственное учение прп. Максима Исповедника . Диссертация, рукопись МДА. М., Загорск, 1957. 5 . Гете И.В. Фауст. М.: Художественна литература, 1961. 6 . Дорофей, преп. Подвижнические наставления//Добротолюбие. В 5-ти т. М.: Типолит. И. Ефимова, 1895–1900. Т. 2. С. 601–642. 7 . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Собрание творений. В 8-ми т. М.: Паломник, 2006–2007. Т. 1. С. 73–532. 8 . Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры /Пер. А.И. Сарагды и В. А. Беляева и др.//Полное собрание творений преподобного Иоанна Дамаскина . СПб.: Изд. Императорской СПбДА, 1913. Т. 1. С. 157–345. 9 . Иоанн Златоуст , свт. На слова Гефсиманской молитвы Христа «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф 26. 39 )//Творения отца нашего, свт. Иоанна Златоуста , архиеп. Константинопольского в русском переводе. В 12-ти т. СПб.: Изд. СПбДА, 1898–1906. Т. 3. Ч. 1. С. 16–26. 10 . Иоанн Златоуст , свт. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения//Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии. В 8-ми т. 1977–1983. Т. 4. 1983. С. 571.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ДАТЫ НОЯБРЯ 7 мин., 01.01.2008 Мы продолжаем рассказ о жизни и подвиге российских мучеников ХХ века, прославленных Церковью в лике святых, историями преподобномученицы Пелагеи (Тестовой), священномученика Лаврентия (Князева), священномученика Августина (Беляева). Мы плохо помним свою историю — внуки расстрелянных за веру христиан часто и не знают, что их деды прославлены как святые. Внуки палачей тем более не знают, кого их деды сажали в тюрьмы, кого пытали на допросах. Мы до сих пор живем так, как будто не было ни красного террора, ни сталинских репрессий — и быть не может, чтобы короткая историческая память объяснялась только недоступностью архивных данных. Русскую Православную Церковь все чаще называют Церковью новомучеников. Никогда еще за всю историю христианства ни в одной Поместной Церкви не погибало за короткий промежуток времени столько священнослужителей и мирян, не появлялось такого количества святых. Их подвиг не должен быть забыт. Мы публикуем рассказы о новомучениках — рассказы о настоящей верности Богу перед лицом смерти. Это не только попытка трезво взглянуть на наше прошлое. Скорее, это попытка рассказать друг другу о будущем — о том, что никогда не должно повториться, и о том, что мы еще в силах сделать ради Христа здесь и сейчас. Преподобномученица Пелагия (Тестова) — 3 ноября На кладбище бывшего Карагандинского исправительно-трудового лагеря нет ни крестов, ни имен. Нет там даже табличек с номерами. В одной из могил похоронена преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня Серафимо-Дивеевского монастыря. Уже с 14 лет Пелагия жила в монастыре (позже вслед за ней туда придет и ее старшая сестра Марфа). Жизнь монахинь, как и везде, состояла не только из молитвы, но и из физического труда — ведь монастырь должен был кормить более восьмисот насельниц, из которых триста были больны или по возрасту уже не могли трудиться. Кроме того, Серафимо-Дивеевская обитель содержала на свои средства приют для девочек, где около ста сирот получали кров, пищу и образование.

http://foma.ru/datyi-noyabrya.html

IV. Исследования Хлыстовщина и Скопчество в России. Свящ. Арсения Рождественского V. Смесь 1. Разрядные записки о венчании на Царство Царя Феодора Алексеевича. С преди-словием Ф.А. Бычкова 2. Указ Царя Михаила Федоровича о том, чтобы поповых и дьяконовых детей в приказы на службу не брать и память о том в Устюжскую Четь. Из рукописей Е.В, Барсо-ва 3. Иван Дмитриевич Беляев . Воспоминание о нем Е.В. Барсова 4. Переписка И.Д. Беляева с учеными и литераторами. С примечаниями Е.В. Барсо-ва 5. Воспоминания крестьянина села Угодич А. Артынова. С предисловием А.А. Ти-това Опечатки в издании Домостроя по списку Императорского Общества Истории и Древности Российских Особые приписки к рукописи Домостроя и фотографические снимки разных по-черков рукописи Домостроя Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1882. Апрель-Июнь. Книга вторая I. Материалы исторические Речи, говоренные в заседании Императорского Общества Истории и Древностей Российских, 4-го мая текущего года, посвященном незабвенной памяти бывшего Предсе-дателя графа Сергия Григорьевича Строганова Известия о похождениях Симеона Сына Цишневича. С предисловием Д.Ч. Нила А. Попова1 5 II. Материалы историко-литературные Слово о полку Игореве, в переводе Александра Сергеевича Пушкина. С предисло-вием Е.В. Барсова . I-IX Хроника Русского Театра, Носова. С предисловием и новыми розысками о первой эпохе Русского театра. Е.В, Барсова. I-VI III. Материалы иностранные Донесение Августина Мейерберга Императору Леопольду I о своем посольстве в Московию. Перевод с Латинского (продолжение) IV. Исследования Хлыстовщина и Скопчество в России. Свящ. Арсения Рождественского V. Смесь 1. Приветствие Императорского Общества Истории и Древностей Российских Ру-мянцевскому Музею в день пятидесятилетнего его юбилея, читанное на акте 28 мая теку-щего года Секретарем Е.В. Барсовым 2. Правительственные меры к поддержанию трезвости в народе в XVII веке. Из ру-кописей Е.В. Барсова 3. Богомольная грамота 1654 года Ионы Митрополита Ростовского в Кириллов монастырь о соединении церквей и о победе на супостатов и еретиков. Из рукописей его же

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010