107 Дамаск. Точн. изл. веры, III, 28. Сн. блаж. Августина. О граде Бож. XIII, 23. Ту же мысль раскрывали и другие отцы церкви, особенно Златоуст. В нашей богословской литературе тот же взгляд высказывается у проф. Беляева А. Д. Любовь Божественная. 1884 г. 313 стр. Муретова М. Д. в ст. Действительность смерти Иисуса Христа (Пр. 06. 1881 г. II т. 691–692 стр.), Светлова П. прот. Оп. апол. изл. и пр. II ч. 416–419 стр. 108 Рационалисты, склонные представлять Иисуса Христа полумифическим лицом, допускают, что изображенный новозаветными писателями образ Иисуса Христа – не действительный образ, а вымышленный апостолами (идеализация). Но «если допустить, что евангелисты выдумали Иисуса Христа, тогда они явятся чудеснее самого Иисуса Христа» (Руссо). «Вымышление» подобного образа «не доступно творчеству даже гениальной личности, тем более творчеству т. н. коллективного ума известной эпохи, который называется обыкновенно сознанием века». Ессе Homo, ч. 1 стр. 97 Рождественского Η. П. Христ. аполог. II ч. 384–393 стр. 109 На постепенность духовного развития Иисуса Христа и в частности преуспеяния в добродетели в Писании указывается ясно. Оно свидетельствует, что как в детском возрасте Иисус Христос находился в повиновении у Матери Своей по плоти и мнимого отца ( Лук. 2:51 ), постепенно преуспеваше премудростью и возрастом и благодатью (2:52), так и в последующей Своей земной жизни только постепенно приобретал навык в добре или добродетели, напр. страданиями навык послушанию, хотя Он и Сын Божий ( Евр. 5:8 ) и был искушен во всем, кроме греха, может потому сострадать нам в немощах наших ( Евр. 4:15 ; сн. 2:18). Сн. Янышева И. Л. Прав.–христ. уч. о нравственности § 50 110 Нравственный характер Иисуса Христа не имел бы никакой ценности и не мог бы служить образцом для нашего подражания, если бы не был делом Его человеческой свободы. Но самым понятием свободы предполагается, что в человеческой природе Иисуса Христа дана была и возможность греха, – дана именно как необходимое отрицательное условие, conditio sine qua non свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Из старинных сочинений, в которых излагаются и опровергаются все или многие заблуждения латинян в вере и погрешности их в обрядах и в церковной дисциплине, кроме вышеупомянутых Апокрисиса, Сборника Василия, Палинодии Копыстенского и других, упомянем следующие: Мечец духовный, творение двух ученых Греков братьев Софрония и Иоанникия Лихудов, учительствовавших в Москве при Софье Алексеевне; Мечец был написан на греческом языке, но вскоре был переведен на язык Славянский; Исповедание веры Палладия Роговского, напечатанное в 18 т. «Древней Российской Вивлиофики» Новикова; Вопросы и ответы православному с папежником, – напечатаны в «Русской Исторической Библиотеке», 7 т., 2 кн. Не указываем сочинений, доселе остающихся в рукописи. Кроме того во всех вообще старинных богословских системах, из которых иные сохранились в рукописях, а другие напечатаны, были излагаемы и опровергаемы догматические заблуждения латинян. Из критико-библиографических трудов для ознакомления с древней православной полемической литературой укажем: Иеромонаха Августина Полемические сочинения против латинян, писанные в Русской церкви в XI и в XII в. в связи с общим историческим изысканием относительно разностей между Восточной и Западной церковью, в «Трудах Киев. Дух. Академии» 1867 г., 6 и 9; А. Н. Попова Историко–литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.) 1875 г.; А. Павлова Критические опыты по истории древнейшей греко–русской полемики против латинян; Преосв. Филарета Обзор русской духовной литературы. Из сочинений нового времени достойны внимания следующие: Богословие Обличительное Ректора Каз. Дух. Семинарии Архимандрита Иннокентия. Казань. 1859 г. (обличению латинской веры посвящена вся вторая часть); Халколиванова брошюра О римско-католической церкви. Самара. 1865 г.; статьи профессора Н. Я. Беляева в «Прав. Собес.» за семидесятые и восьмидесятые годы и посмертное издание последнего его труда: Основной принцип Римского католичества; А. М. Иванцова: О римском католицизме и его отношениях к православию. Ч. 1 и 2. Москва. 1869–1870 г.; Его же: О западных вероисповеданиях, – лучшее издание – третье. М. 1894 г.; Филарета М. М. Разности в вере между Восточной и Западными Церквами, в «Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв.» 1872 г. 2; его же другая статья о разностях догматических и обрядовых между В. и З. Церквами в том же журнале за 1874 г.; В. Краинскаго: О католицизме по католическим источникам. Киев, 1873 г.; Владимира Геттэ Папство схизматическое; Папство еретическое; оба сочинения с французского переведены на русский язык; Никанора, Архиепископа Херс., Беседа о том, есть-ли что еретическое в Латинской Церкви? Спб. 1889 г. Характер латинства раскрыт особенно в сочинениях Прот. А. А. Лебедева , А. С. Хомякова и других славянофилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

На Кавказе... отбирают последние церкви у православных и передают " живым " — этим антихристовым слугам. У нас пока тихо, " живых " у нас нет. Но, вероятно, и до нас это докатится. В этом случае, конечно, первым полечу я. Я нисколько этого не боюсь, я даже буду очень рад... На все воля Божия. Мы свое дело делаем, и, конечно, наша кровь, если ей суждено пролиться, зря не пропадет... Благословляю тебя, мой мальчик, на жизнь. Живи просто, честно, по-божески. Унынию никогда не поддавайся...» 23 ноября 1925 г. скончалась от туберкулеза Мария Федоровна, жена Александра Оттоновича. Через полгода после ее смерти скончалась дочь Елена, с детства тяжело и безнадежно болевшая. 4 января 1929 года Александр Оттонович был вновь арестован по обвинению в " к/р агитация среди крестьян " и заключен в тюрьму в городе Саратове . В предъявленном обвинении виновным себя не признал. 17 мая 1929 года последовал приговор: из-под стражи освободить, лишив права проживания в 6 городах СССР и означенных губ., НСВ, СКК, с прикреплением на 3 года к определенному месту жительства. Он с дочерьми поселился в городе Сызрани , близком к родным местам. Одна из дочерей устроилась на работу в Краевое врачебное управление. Осенью 1930 года снова был арестован по обвинению в " участии в к/р церковно-монархической организации " Истинные " в Сызрани " и заключен в Сызранский ДомЗак. Вместе с иеромонахом Нифонтом (Выбловым) был привлечен по делу епископа Августина (Беляева) ( " дело группы духовенства и мирян Самарской о., Сызранского у., 1931г. " ). Следователь спросил его на допросе, каких он придерживается политических убеждений и каково его отношение к советской власти. Александр Оттонович ответил: «Определенных политических убеждений я не имею, поскольку я не занимался политикой. К существующему строю мое отношение лояльное. С программой коммунистической партии и советской власти я не согласен». На допросах Александр Оттонович держался с большой выдержкой и достоинством, хотя в это время тяжело страдал от туберкулеза легких, которым болел уже в течение нескольких лет. Следователь утверждал, что арестованный обязан отвечать на все вопросы, но окончивший юридический факультет Александр Оттонович придерживался иной точки зрения и на вопросы следователя отвечал следующим образом: «Знакомых в городе Сызрани, которых я посещаю или которые посещают меня, нет. " Шапочных " знакомых, то есть лиц, которых я знаю по фамилии и в лицо, немного; также имеются в городе Сызрани такие лица, с которыми на улице при встречах раскланиваюсь, но их фамилии часто не знаю. Назвать тех лиц, которых я знаю по фамилии и в лицо, затрудняюсь, поскольку я их очень мало знаю и выставлять их в качестве своих хороших знакомых не желаю».

http://drevo-info.ru/articles/21798.html

В Кинешме Ивановской области открылась выставка-форум «Радость Слова» 19 июня 2022 г. 15:06 18 июня 2022 года, накануне празднования Собора святых Ивановской митрополии , по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в г. Кинешме Ивановской области состоялись мероприятия выставки-форума «Радость Слова». Торжественная церемония открытия выставки-форума прошла в фойе МУ ДО «Детская школа искусств» г. Кинешмы. Ее предварил молебен перед началом благого дела. На открытии выставки присутствовали председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент , епископ Кинешемский и Палехский Иларион , депутат Государственной Думы ФС РФ М.В. Кизеев, глава администрации г. Кинешмы В.Г. Ступин, лауреаты Патриаршей литературной премии В.Ю. Малягин и В.Н. Николаев, а также духовенство Кинешемской епархии , представители общественности, студенты, воспитанники воскресных школ. После молебна собрашихся приветствовали имтрополит Климент, епископ Иларион и В.Г. Ступин. Затем в актовом зале прошла конференция «Подвижники благочестия». Модератором выступил ведущий специалист Издательского Совета, куратор выставки-форума «Радость Слова» священник Андрей Степанов. Открыл конференцию епископ Иларион. В приветственном слове владыка выразил особую радость в связи с проведением просветительского проекта Издательского Совета в Кинешме в рамках празднования десятилетия образования Кинешемской епархии. От лица администрации региона участников конференции приветствовал представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ивановской области В.В. Смирнов. Первый доклад представил митрополит Климент. Владыка посвятил свое выступление жизненному пути священномученика Августина (Беляева). Жизнь и служение святого подвижника были тесно связаны с г. Кинешмой и Калужской землей. После выступления архиерей презентовал новую книгу о сщмч. Августине (Беляеве). Владимир Малягин рассказал о своих духовных наставниках, а также о роли в истории государства Российского императора Петра Великого, чье 350-летие отмечается в этом году. Виктор Николаев рассказал о своих книгах и о том, что вдохновляет его на творчество.

http://patriarchia.ru/db/text/5938086.ht...

«Некоторые, говорит блаж. Августин, под антихристом хотят разуметь не самого князя, а как бы все тело его, т.е. вместе с князем и все принадлежащее ему множество людей». О граде Бож. XX, 19. 652 Лютер высказывал такое мнение не как повторение чужого мнения, случайно или нерешительно, но настойчиво, как глубокое свое убеждение, и старался подтвердить его разными соображениями и доказательствами. В своих сочинениях он постоянно называете папу «антихристам», «последним антихристом», «настоящим антихристом». Одно из его сочинений (1520 г.) имеет такое заглавие: Wider die Bulle Endehrists («Против буллы антихриста», которого Лютер отлучался от церкви). Часто называл он папу «диаволом», «воплотившемся диаволом», а вообще папство с его иерархией и папскую церковь – «царством диавола и антихриста», «синагогою сатаны». Он написал даже особое сочинение под заглавием: Wider das Papstthunn zu Rom vom Teufel gestiftet («Против папства в Риме, основанного диаволом»). Подробно изложено воззрение Лютера на папу, как антихриста, в кн. проф. Беляева. О безбожии и антихристе. XVII гл. 653 В Artie. Smalcald., составленных Лютером, в члене, озаглавленном «De Papatu» (pars II, art. IV), говорится: «папа есть самый истинный антихрист (papam esse ipsum verum antichristum), который превознесся над Христом и против Христа, так как он не хочет. чтобы христиане были спасены без его власти, которая, однако, есть ничто и от Бога ни установлена, ни заповедана. Об этом именно и сказано, что он превознесется выше и против Бога ( 2Сол. 2 гл.). И это по истине делают не турки и не татары, которые, сколь ни жестокие они враги христиан, дозволяют кому угодно веровать во Христа и берут с христиан только дань, требуют внешнего или телесного подчинения. Но папа запрещает эту веру, говоря, что нужно ему повиноваться, если кто хочет спастись. Но делать этого мы не желаем». И еще: «как мы не можем покланяться самому диаволу и почитать его вместо Господа и Бога, так не можем терпеть апостола его, папу или антихриста (papam seu antichristum) в его царстве, как главу и владыку; ибо лгать и убивать, души и тела на веки погублять, это свойственно папскому царству, как это я нагляднейшим образом доказал во многих книгах». К «Шмалькальд. членам» присоединено приложение: «De potestate et primatu papae», – трактат, составленный богословами, собравшимися в Шмалькальдене в 1537 г., в котором также утверждается, что свойства антихриста несомненно совмещены в царсте папы и в его членах. См. Die symbol. Вьснег d. evang. – luther. Kirche. Editio Mьller, pag. 42. 51. 52. 57.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

сщмч. Иоанном. Верующие помешали захвату храма. По обвинению в организации беспорядков был арестован не только Путята, но и еп. сщмч. Иоанн. Архиерей в течение месяца содержался в городской тюрьме, где в то время шли массовые расстрелы заложников, в число к-рых был включен и Пензенский епископ. Вскоре по указанию из Москвы бессудные расстрелы прекратились, еп. сщмч. Иоанна освободили. Через несколько дней архиерея вновь арестовали, однако вслед. ареста за превышение полномочий местного комиссара и по причине вмешательства герм. консульства тюремное заключение еп. сщмч. Иоанну заменили домашним арестом. В февр. 1919 г. Пензенскому архиерею удалось восстановить деятельность епархиального совета. 28 июля еп. сщмч. Иоанна вызвали в военный комиссариат и зачислили в тыловое ополчение, однако по ходатайству приходов поступление архиерея на военную службу отсрочили на 2 месяца (впосл. отсрочку неоднократно продлевали). В течение 1919 г. архиерей совершал многочисленные поездки по приходам епархии. 11 нояб. того же года еп. сщмч. Иоанна арестовали по обвинению в участии в контрреволюционном «Христианском Братстве, замешанном в деле Национального центра» и перевели в московскую тюрьму. В период пребывания еп. сщмч. Иоанна под арестом, 28 нояб. 1919 г., Путята вместе с сотрудником ВЧК А. Р. Свиклиным прибыл в Пензу. При явном содействии Свиклина (выступавшего на собраниях духовенства и мирян) в нач. дек. 1919 г. Путята был вновь «избран» Пензенским «архиереем», организована путятинская Свободная народная церковь, создан ее временный (до созыва епархиального съезда) епархиальный совет. 9 дек. 1919 г. в Никольской ц. под председательством А. А. Беляева (с 1920 священник, с 1921 протоиерей; см. ст. Августин (Беляев) , сщмч., еп.) состоялось собрание приходских советов, на котором, несмотря на присутствие Свиклина, было постановлено «считать недопустимой» передачу Путяте управления епархией, попытки его приверженцев захватить православные храмы рассматривать как «религиозную травлю» и не пускать Путяту в храмы, окормляемые еп.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Петра, архиепископа Воронежскаго (Зверева, 1878 † 1929) Тихона, архиепископа Воронежскаго (Никанорова, 1855 †1919) архимандрита Игнатия (Бирюкова, 1865 †1932) архимандрита Иннокентия (Беда, 1881 †1928) архимандрита Тихона (Кречкова, 1862 †1930) протоиерея Александра (Архангельского, 1874 † 1930) священника Георгия (Никитина, †1930) священника Иоанна (Стеблин-Каменского, 1887 † 1930) священника Сергия (Гортинского, 1889 †1930) священника Феодора (Яковлева, 1897 †1930) иеромонаха Георгия (Пожарова, †1930) иеромонаха Космы (Вязникова, †1930) Ефима (Гребенщикова, †1930) Петра (Вязникова, †1930) И святых новомучеников и исповедников: Виктора, епископа Глазовскаго (Островидова, 1875 † 1934), Вятскаго иеросхимонаха Иоанна (Кевролетина; 1875 †1961), Екатеринбургскаго И святых новомучеников и исповедников Ивановских: Августина, архиепископа Калужскаго (Беляева, 1886 † 1937) Василия, епископа Кинешемскаго (Преображенского, 1876 †1945) архимандрита Иоанникия (Дмитриева, 1873 †1937) архимандрита Леонтия (Стасевича, 1884 †1972) протоиерея Иоанна (Доброхотова, 1870 †1938) протоиерея Иоанна (Сперанского, 1864 †1937) протоиерея Николая (Бухарина, 1871 †1938) протоиерея Павла (Светозарова, 1866 †1922) протоиерея Феодора (Лебедева, 1875 †1937) священника Григория (Аверина, 1889 †1937) священника Евфимия (Тихонравова, 1881 †1938) священника Иакова (Зяблицкого, 1878 †1938) священника Иоанна (Румянцева, 1889 ††) священника Иоанна (Коржавина, 1866 †1938) священника Иоанна (Рождественского, 1872 † 1922) священника Иоанна (Розанова, 1873 †1938) священника Иоанна (Успенского, 1870 †1938) священника Константина (Разумова, 1869 ††) священника Леонида (Виноградова, 1897 †1941) священника Петра (Зяблицкого, 1873 †1938) священника Стефана (Преображенского, 1860 † 1938) иеромонаха Нифонта (Выблова, 1882 †1931) игумении Арсении (Добронравовой, 1879 †1939) диакона Бориса (Семенова, 1900 ††) Елисаветы (Румянцевой) Максима (Румянцева, †1928) Михаила (Арефьева, 1865 †1937) Николая (Малкова, †1922) Николая (Смирнова, 1886 ††)

http://pravoslavie.ru/2368.html

По числу цитат из творений в работах владыки его можно сравнить со свт. Иоанном Златоустом , но не с прп. Иоанном Лествичником . Из сочинений прп. Исаака 104 владыка приводит немало сведений важных для понимания различных вопросов аскетики. 10 . «Дивный созерцатель тайн Божиих» 105 , как его называет еп. Варнава, прп. Симеон Новый Богослов также один из наиболее цитируемых 106 им Святых Отцов. По количеству цитат, которые епископ дает из его творений 107 , он сравним со свт. Иоанном Златоустом и прп. Исааком Сириным . Достаточно нечасто в своих сочинениях еп. Варнава использует также наставления и примеры из жизни упомянутых в данной работе Климента Александрийского 108 , прп. аввы Исаии 109 , прп. Синклитикии Александрийской 110 , свт. Афанасия Великого 111 , прп. Ефрема Сирина 112 , свт. Григория Богослова 113 , свт. Григория Нисского 114 , прп. Сисоя Великого 115 , блаж. Августина Аврелия 116 , прп. Агафона Египетского 117 , прп. Пимена Великого 118 , п рп. Марка Подвижника 119 , прп. Максима Исповедника 120 , прп. Феодора Эдесского 121 , прп. Филофея Синайского 122 , прп. Григория Синаита 123 и других святых и подвижников 124 , ссылок на произведения которых в этой работе нет ввиду того, что более или менее значимых для рассказа о греховных страстях цитат из их поучений владыка не приводил. Не цитирует еп. Варнава св. Ипполита Римского , свт. Григория Неокесарийского , свт. Кирилла Александрийского ,свт.Прокла Константинопольского, прп. авву Фалласия, прп. Анастасия Синаита и других малоизвестных (по крайней мере, в России) Отцов 125 . Отношение еп. Варнавы к русским Святым Отцам и подвижникам благочестия и их творениям Из русских Святых Отцов можно отметить пятерых, творения которых еп. Варнава использует наиболее часто. 1 . А из этих пяти чаще всего 126 еп. Варнава использует сочинения свт. Димитрия Ростовского . В основном это его «Жития святых» 127 . На них он ссылается для иллюстрации сказанного и для примеров различных особенных случаев из жизни угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В 1845 г. он начал изучать греч. язык (с помощью филолога-эллиниста Ф. Н. Беляева) с тем, чтобы читать в оригинале чинопоследование Литургий свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста. Однако в письме к Беляеву 5 марта н. ст. 1845 г. он сообщил, что Литургия свт. Василия Великого нужна ему «только на латинском». «Размышления о Божественной Литургии» остались незавершенными. Рукопись после смерти Г. Шевырёв читал в Оптиной пуст., насельники к-рой сочли это сочинение «запечатленным цельностью духа и особенным лирическим взглядом на предмет» (цит. по: Воропаев, Виноградов. 2001. С. 518). Эту рукопись, по свидетельству Шевырёва (РМ. 1896. 5. С. 191), намеревался исправить свт. Филарет Московский, но в результате в 1856 г. исправил и существенно сократил цензор архим. Кирилл, заметивший, что в ней «при множестве прекрасных мыслей встречается немало объяснений обрядов богослужения произвольных и даже неправильных; есть даже выражения, противные учению Православной Церкви» (РС. 1902. 9. С. 651). Совр. публикаторы полного текста «Размышлений…» отмечают, что в черновую рукопись «вкрались недочеты, происшедшие, с одной стороны, от недосмотра автора, с другой - оттого, что Гоголь как мирянин не был осведомлен о некоторых деталях чинопоследования, совершаемого в алтаре…» ( Воропаев, Виноградов. 2001. С. 520). Г. предполагал издание книги о литургии сделать «народным, пустить в продажу по дешевой цене и без своего имени, единственно, ради научения и пользы всех сословий» ( Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. М., 1902. С. 11). 2 февр. н. ст. 1844 г. в письме к Шевырёву Г. попросил его купить в Москве и подарить от его имени («как бы… на новый год») Погодину, С. Аксакову, Языкову и О. С. Аксаковой кн. «О подражании Христу», авторство к-рой традиционно приписывается канонику-августинцу Фоме Кемпийскому. Г. рекомендовал друзьям (Погодину в письме от 20 дек. н. ст. 1844, Смирновой-Россет в письме от 28 дек. н. ст. 1844) регулярно смотреться в это «духовное зеркало» и приниматься за дело, только прочитав любую главу («почти всякая глава будет кстати») и «не прежде как подумавши хорошенько о прочитанном».

http://pravenc.ru/text/Гоголь.html

— Я враждебно настроенным к советской власти себя не считаю, и никакой антисоветской работой я не занимался. — Назовите лиц, враждебно настроенных к советской власти. — Таких лиц я не знаю. — На первом допросе вы дали следствию ложные показания, не признав себя виновным в антисоветской деятельности, которую вы проводили совместно с другими церковниками. Предлагаем говорить правду. — Антисоветской деятельностью я не занимался и виновным в этом себя не признаю. С церковниками я был связан только по церковной службе. — Следствию также известно, что вы в числе группы лиц, приближенных к архиепископу Августину, проводили обработку верующих граждан в антисоветском духе, ведя среди них всевозможные антисоветские разговоры. Отбросьте запирательство и дайте следствию правдивые показания. — Антисоветских разговоров я не вел. — Назовите лиц, враждебно настроенных к советскому строю. — Таких лиц я не знаю. — Еще раз следствие предлагает вам дать правдивые показания о своей контрреволюционной деятельности, которую вы проводили совместно с другими лицами… — Вновь отвечаю, что виновным себя в проведении контрреволюционной деятельности не признаю. — Вам зачитываются выдержки из показаний обвиняемых, которые, признав себя участниками контрреволюционной монархическо–церковной организации, показали следствию, что и вы являетесь участником данной организации и вместе с ними проводили контрреволюционную деятельность… Теперь вы себя признаете виновным? — Нет, не признаю. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Арефа Валаамский (память 7 августа по старому стилю)

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010