Вскоре отец Александр был возведен в сан протоиерея. В 1922 году возникло обновленческое движение, которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преоб­ра­жен­ский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском ка­федральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представи­телей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свобод­ную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Бе­ляева на просимую должность». «Согласно означенного постановления, – писалось в ходатайстве собрания Патриарху, – просим Ваше Святейшество благословить наше общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа го­ро­да Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». 17 сентября Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». 21 сентября 1923 года протоиерей Александр по пострижении в монашество с именем Августин был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архиерейских обязанностей. Он часто служил и за каждой литургией после чте­ния Евангелия произносил вдохновенное слово. Православные в Иванове полюбили архиерея. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Его богослужения привлекали к себе сосредо­точенностью и духовным миром. После литургии владыка не спеша благословлял всех подходивших к нему.

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance " ЕГО ВЫ БОЛЬШЕ НЕ УВИДИТЕ! " 6 мин., 23.11.2011 23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Редко когда человеку, выходящему на поприще сугубого христианского служения, но обремененному обязательствами по отношению к сиротам-детям, удавалось с безраздельной верностью служить Христу, не оставляя и своего родительского долга. Таков был архиепископ Августин. Священномученик Августин родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева и в крещении был наречен Александром. Он закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году он решил жениться на дочери священника Александра Любимова Юлии. Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил известный в тех местах странник. Приветствуя его, он сказал: «Ну, здравствуй, Саша-архиерей». «Ну какой же я архиерей, у меня невеста», — ответил тот. «А все-таки архиерей!» — повторил странник. В 1914 году у Александра и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году — вторая дочь Нина, а в следующем году от скоротечной чахотки скончалась его жена, и он остался один с двумя сиротами — шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимовна. 28 августа 1920 года Александр был рукоположен во священника. Вскоре он с детьми переехал на родину в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Его самоотверженное пастырское служение вскоре сделало его известным не только среди православных города Кинешмы, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии. В 1923 году, благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей православных общин города, единодушно постановившее направить Патриарху Тихону прошение с просьбой «благословить... общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа».

http://foma.ru/ego-vyi-bolshe-ne-uvidite...

Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский — 23 ноября 28 февраля 1886 года в Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева родился пятый ребенок, названный Александром. Дом священника иногда посещал один благочестивый странник — и почему-то, обращаясь к маленькому Саше, называл его архиереем. В будущем пророчество исполнилось — Саша стал не только архиереем, но и мучеником за Христа. Прошло время, и в 1913 году Александр захотел жениться на девушке Юлии. Однако при встрече странник сказал ему: — Здравствуй, Саша-архиерей. — Ну какой же я архиерей, у меня невеста, — удивился Беляев. — А все-таки архиерей! — ответил странник. Свадьба состоялась, и у супругов родились две дочери, но семейное счастье продлилось недолго — в 1920 году Юлия умерла. С тех пор детей Александру помогала воспитывать няня. Похоронив жену, он решил полностью посвятить свою жизнь Богу и на исходе лета того же года стал священником. В те годы его дважды арестовывали за церковную деятельность. Выйдя из тюрьмы второй раз, он вместе с детьми переехал в Иваново-Вознесенскую епархию, в город Кинешму, где вскоре завоевал глубокое уважение паствы. И когда правящий архиерей епархии уклонился в обновленческий раскол, то на свободную кафедру собрание православных общин епархии постановило избрать именно протоиерея Александра Беляева. Патриарх Тихон пошел навстречу этому пожеланию и после пострига с именем Августин рукоположил священника в епископа. Любовь и уважение к новому архиерею были столь велики, что благодаря его служению за короткое время из раскола в Церковь вернулось несколько приходов. За это 5 февраля 1924 года владыка Августин был арестован. «Пользуясь положением духовного лица и используя религиозные предрассудки населения, старается направить последнее к сопротивлению законам советской власти», — так большевики сформулировали претензии, но, как ни странно, в этот раз отпустили епископа. Правда, долгое время после этого не давали служить в собственной епархии, а 9 октября 1926 года епископ Августин вновь был арестован и уже вскоре приговорен к трем годам ссылки в Среднюю Азию. Затем, в 1931 году, — еще раз к трем годам, но на этот раз уже лагерей.

http://foma.ru/datyi-noyabrya.html

Работа по вербовке и наставничеству проводится монашенками Покровского монастырского собора, главного храма служения Беляева. Нами точно установлены два случая. Первый. Дочь партийного товарища начинает отлучаться по вечерам из дома под предлогом посещения кинематографа, невозражающая ей мать давала ей деньги на билет и была далека от каких бы то ни было подозрений, таковые вкрались в голову более подозри­тельного отца. Последний установил наблюдение за дочерью и открыл причину кинематографической " горячки " дочери – оказывается, последняя... проводит вечера на службах Беляева в Покровском соборе. Второй случай. Партийный товарищ узнает от своего сынишки, что он и его сестренка водятся монашкой Покровского собора к Августину, где их учат молиться. Указанная монашка исполняла в данной семье какие-то домашние работы и, воспользовавшись возможностью общения с детьми, обратила их в христианство. Указанные факты показывают, до чего обнаглел в своей черной деятельности зарвавшийся гражданин Беляев, не довольствуясь своей разрушительной работой над умами неразвитых широких масс рабочих и крестьян, он переносит свою деятельность на семьи партийных работников и если еще не дерзает на возвращение в православие самих партийцев, то уже дерзнул в этом на их детей. Указанные факты являются вопиющим требованием на немедленное удаление гражданина Августина Беляева из пределов губернии навсегда...» 8 сентября 1926 года Тучков распорядился арестовать епископа и под конвоем доставить в Москву. 9 октября епископ Августин был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 21 октября власти допросили его. – Скажите... по чьей инициативе был организован в Иваново-Воз­не­сен­ске религиозный кружок для преподавания Закона Божьего детям, не достигшим совершеннолетия? – спросил следователь. – Кружков я не организовывал никаких, рекомендовал лишь использовать... верующими законную возможность изучать Закон Божий при помощи священников или же самим родителям обратить на это внимание. Это я говорил с амвона в церкви, – ответил владыка.

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВГУСТИН (БЕЛЯЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Калужский и Боровский Августин (Беляев) В 1913 г. женился на ученице старшего класса епархиального училища Юлии, дочери священника Александра Любимова , в семье родились две дочери - Юлия (1914 г.р.) и Нина (1919 г.р.). После революции Александр Александрович стал старостой храма. Был защитником Православия против раскольников, организовавших в Пензе так называемую " народную церковь " , которую возглавлял лишенный архиерейского сана Владимир (Путята) . 16 декабря 1919 году был арестован за " участие в контрреволюционной деятельности Пензенского братства православных христиан " . 1 мая 1920 года был освобожден по амнистии ГЧК. 26 мая 1920 г. дело было прекращено постановлением ГЧК. 22 июня 1920 г. супруга скончалась от чахотки. Старшей его дочери тогда было четыре с половиной года, младшей - восемь месяцев. Воспитывать детей ему помогала няня Анисия Ефимовна - неграмотная, но глубоко верующая женщина. 28 августа 1920 г. Александр Александрович был рукоположен в сан священника с назначением в Рождественский храм города Пензы . В 1920 году был арестован по обвинению в " агитации против соввласти " . Через полтора месяца был освобожден. 22 апреля 1922 года был арестован по обвинению в " сопротивлении изъятию церковных ценностей и хранении запрещенной литературы " . 15 июля того же года был освобожден, переехал с детьми в Кинешму . В том же году возведен в сан протоиерея . В Кинешме служил в одном из городских храмов. Его подвижническое служение сделали его известным не только среди православных города, но и всей епархии. Епископ Иваново-Вознесенский В 1922 году возникло обновленческое движение , которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке властей, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свободную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность».

http://drevo-info.ru/articles/230.html

По благословению владыки в городе были организованы религиозные кружки для детей. В одном из них, руководимом молодой учительницей Ларисой Николаевной Гладцыновой (впоследствии арестованной и высланной), занимались и его дочери. Осенью 1926 г. начальник Иваново-Вознесенского ГПУ отправил донесение Тучкову, прося разрешения на высылку Владыки за пределы области: " Наглая уверенность Беляева в неприкосновенности вылилась в новые формы работы для создания нелегальных кружков пока не оформленных христиан, имеющих целью завлечь и возвратить в " лоно Церкви " детей вообще, и детей коммунистов в частности, в возрасте 13-16 лет. Работа по вербовке и наставничеству проводится монашенками Покровского монастырского собора... Указанные факты являются вопиющим требованием на немедленное удаление Беляева из пределов губернии навсегда " . Сщмч. Августин (Беляев) Весной 1926 г. снова арестован в Иваново-Вознесенске . Из обвинения: " С целью " возвращения в лоно Церкви " у себя на дому организовал нелегальный кружок, где преподавал детям, не достигшим совершеннолетия, Закон Божий, организовал нелегальную [т.е. не зарегистрированную] епархиальную канцелярию " . Сразу же после ареста епископа верующие стали собирать подписи и хлопотать о его освобождении, но усилия их оказались тщетными. Тогда во всех храмах города Иваново-Вознесенска произвели сбор денежных средств для Владыки и других ссыльных священнослужителей. В ответ на это власти арестовали всех организаторов сбора подписей и средств за " организацию не санкционированного властями Красного Креста " . Был приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию, которую отбывал в г. Ходженте , а с 1929 г. - в Педжикенте . Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) еп. Августин некоторое время находился в тайной оппозиции к нему, и имени его за богослужением не поминал. Был освобожден из ссылки, по разным данным, в октябре 1929 или марте 1930 г. По окончании ссылки ему было запрещено проживание в шести крупных городах СССР, а также в Ивановской обл. с прикреплением к определенному месту жительства.

http://drevo-info.ru/articles/230.html

—258— и мн. др.), по местам чисто внешняя и случайная связь между отделами (4. 87. 236. 304. 378. 382. 424. 489. 579. 624. 692). Конспекты пред главами составлены слишком общё и неопределённо. К великому прискорбию, сочинение не свободно и от описок (30. 35. 61. 81. 96. 139. 203. 252. 286. 399. 421. 444. 568. 576. 578. 582. 629. 536. 641). Все перечисленные мной недочёты нужно считать отчасти неизбежными в такой большой и сложной работе, как работа о. Феодосия, и отчасти маловажными и легко устранимыми. Принимая всё это во внимание, мы думаем, что рассмотренное нами сочинение не только даёт право автору на степень кандидата богословия, но и может быть напечатанным. По тщательном исправлении, оно будет весьма полезной книгой по истории русской проповеди, так бедной произведениями подобного рода“. 26) Заслуженного ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Остроумова Николая : „Учение о Святой Троице в сочинении Блаженного Августина De Trinitate“: „Сочинение г. Остроумова состоит из предисловия, введения, двух отделов исследования и заключения. Перечисливши в предисловии пособия для своего труда и сказавши несколько слов о богатстве богословской литературы в 4 и 5 вв., во введении он отмечает различные взгляды на христианское учение о троичности лиц в Боге, сообщает общие сведения о сочинении Августина De Trinitate и вкратце излагает содержание его. В первом отделе он излагает учение этого трактата о Боге вообще, о существе и свойствах Божиих. Во втором отделе, разделённом на три главы, он излагает учение трактата о Святой Троице вообще, о Сыне Божием и о Святом Духе. В заключении дана краткая оценка сочинения Августина. Задачи труда автора состояли в том, чтобы „на основании сочинения Августина De Trinitate изложить учение Августина о Святой Троице, показать особенности этого учения и отношение его к восточному богословию“. Первая и главнейшая из этих трёх задач выполнена им вполне удовлетворительно. Он старательно переводил и изучал обширное сочинение Августина De Trinitate, хо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1926 г. при высылке в Среднюю Азию еп. Ивановского Августина (Беляева) верующие во всех патриарших храмах города Иваново собрали деньги как для самого епископа, так и для находившихся в тех же местах ссыльных священнослужителей. В ответ власти арестовали организаторов сбора средств, которые были осуждены за организацию «несанкционированного властями Красного Креста» 131 . После ареста в апреле 1935 г. архим. Игнатия (Лебедева), одного из наставников нелегального Высоко-Петровского монастыря, его духовные дети поддерживали своего руководителя посылками и регулярными посещениями до самой его смерти в заключении осенью 1938 г. 132 . Широкомасштабную помощь заключенным и их родственникам через своих прихожан и послушников деньгами и вещами оказывал еп. Варфоломей (Ремов) . В 1933 г. братия руководимого им Высоко-Петровского монастыря даже обвинялась в «создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам» 133 . Живший на покое в селе Батюшково Дмитровского района Московской области еп. Иона (Лазарев) в 1930-х гг. «через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам», работавшим на строительстве каналов и шлюзов. В 1930–1931 гг. помощь сосланным верующим организовало духовенство города Сызрани под руководством назначенного туда после ссылки еп. Августина (Беляева). В 1929–1932 гг. в Мещевске Калужской обл. игумен Иоанникий (Дмитриев) по благословению еп. Стефана (Виноградова) помогал монахам и монахиням закрытых монастырей, «в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать». Во второй половине 1920-х гг. помощь «ссыльным единомышленникам» оказывали оставшиеся в Москве монахи и монахини закрытых монастырей 134 . В 1932–1937 гг. в Москве и Подмосковье о. Владимир Амбарцумов организовал помощь семьям «лишенцев», прежде всего репрессированных священников. Каждую семью «лишенцев» он прикреплял к семье, тверже стоявшей на ногах, более обеспеченной. От «шефов» он требовал, чтобы в определенные числа месяца они неукоснительно предоставляли заранее определенную помощь нуждающейся семье. Разыскивать такие семьи о. Владимиру помогали подростки – сыновья и дочери его духовных детей: маленький «разведчик» меньше бросался в глаза, чем взрослый. Благотворительность о. Владимира не была безличной: конкретные люди получали помощь от конкретных людей, между «шефами» и «подшефными» порой на всю жизнь устанавливались теплые, дружеские отношения. Священники оказывали помощь и нуждающимся прихожанам. В 1929 г. в одном из приходов Одесского округа «на средства общины была открыта больница, куда приводили для излечения «бесноватых» больных; в ряде церквей Северного Кавказа организованы благотворительные кассы» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 августа 1920 года Александр был рукоположен во священника. Вскоре он с детьми переехал на родину в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Его самоотверженное пастырское служение вскоре сделало его известным не только среди православных города Кинешмы, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии. В 1923 году, благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей православных общин города, единодушно постановившее направить Патриарху Тихону прошение с просьбой «благословить… общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». 17 сентября Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». Близкие стали уговаривать его подождать до того времени, пока дети не станут самостоятельными, но он был на этот счет иного мнения. Протоиерей Александр объяснял, что спешит именно сейчас вручить детей попечению Божией Матери, тем самым сделав их положение наиболее прочным, так как уверен, что при таком высшем покровительстве они никогда и ни в чем не будут нуждаться, (что вполне оправдалось впоследствии). Протоиерей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архипастырских обязанностей. Он часто служил и за каждой Литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово. Православные в Иванове полюбили архипастыря. Перед бого­служением и после него его встречали и провожали толпы верующих. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества в православие. 27 октября владыку вызвали в местное отделение ОГПУ и потребовали, чтобы он выехал в Кинешму и дал подписку, что оттуда не выедет.

http://pravmir.ru/ego-vy-bolshe-ne-uvidi...

14 сент. 1923 г. собрание правосл. религ. общин Иваново-Вознесенска, обсудив вопрос о приглашении архиерея на свободную кафедру, единогласно постановило «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева... и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность». 21 сент. 1923 г., после пострига, А. был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. Трудами А. большинство обновленческих храмов Иваново-Вознесенска присоединилось к РПЦ. 15 февр. 1924 г. А. арестован и обвинен в нарушении законодательства об отделении Церкви от гос-ва, в том, что, «используя религиозные предрассудки населения, старается направить последнее к сопротивлению законам советской власти». 8 авг. 1924 г. А. был освобожден. Деятельность А. в Иваново-Вознесенске по искоренению обновленчества заставила начальника Иваново-Вознесенского ОГПУ 1 сент. 1926 г. отправить донесение начальнику 6-го секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову с требованием разрешения на высылку епископа за пределы губернии. 8 сент. Тучков распорядился арестовать А. и под конвоем отправить в Москву. 9 окт. А. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, 22 окт. особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Ср. Азии: сначала в г. Ходженте [Худжанд], затем до марта 1930 г. в Пенджикенте. После окончания ссылки особым совещанием ОГПУ 14 окт. 1929 г. ему было запрещено проживание в 6 крупных городах и областях страны в течение 3 лет. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) А. был назначен на Алма-Атинскую кафедру, но местные власти отказали в регистрации. С 1 апр. 1930 г. епископ Сызранский. 21 февр. 1931 г. арестован и приговорен к 3 годам заключения в Свирских лагерях, близ ст. Лодейное Поле Ленинградской обл. Работал на сборе смолы в лесу, затем фельдшером в медпункте. После освобождения, в 1934 г., назначен епископом Калужским и Боровским. В Калуге служил в ц. вмч. Георгия Победоносца. 2 апр. 1936 г. возведен в сан архиепископа. Накануне праздника Рождества Богородицы, 20 сент. 1937 г., А. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности в Калуге. На допросе заявил: «Виновным себя и сейчас не признаю и впредь ни при каких условиях... даже если будет мне устроена очная ставка... я и в этом случае виновным себя не признаю». 19 нояб. 1937 г. тройкой УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу. Расстрелян вместе с группой духовенства и мирян Калужской епархии, погребен в общей неизвестной могиле. Канонизирован к общецерковному почитанию Архиерейским Собором 2000 г.

http://pravenc.ru/text/62612.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010