Это было в 1721 году. По прибытии всех этих лиц в д. Митроково, принадлежавшую Александро-Невскому монастырю, майор Норов, по свидетельству официального документа 562 связал в ней 6 человек крестьян, опечатал их клети и стоял постоем в деревне 12 суток. Во всё это время крестьяне подвергалось и грабежу от солдат и отяготительными поборами со стороны Норова, Беляева и подьячего. Убытка насчитано много. По донесению Александро-Невской канцелярии, Святейший Синод предписал Плещееву, по произведению дознании, запретить как Норову так и другим, посылаемым для розысков раскольников, всякие взятки и исполнение своих прихотей, под страхом беспощадного штрафования, и наблюдать за этим. При приближении иеромонаха Решилова в пределы Стародубья множество раскольников разбежалось в разные стороны, оставив на произвол судьбы свои жилища, скот, домашний скарб и достаток… в других местах оставались дети убегавших без всякого надзора; появления сыщиков среди раскольников напоминали как бы открытые нападения разбойников, в то время особенно многочисленных в близких и отдалённых местах. Судья церковного приказа, священник Михаил Тимофеев, в канцелярии, при допросе открыто наносил побои монахине Евпраксии, заподозренной в расколе 563 , не стерпев побоев, она дала ложное показание, в чём после созналась. По донесению камер-коллегии в 1723 году в дворцовую канцелярию, посланные из Нижнего Новгорода поручики Штерн и Станиславский 564 со многими солдатами заняли себе в Городецкой волости дворы, брали без прогонов многие подводы и били крестьян-раскольников на правеже смертным боем, разув на снегу, взыскивали сбору с одних дворов по 22 рубля, а с иных по 28 рублей со двора; а платить им такого числа денег нечем, и оттого многие бегут из волости, – больше 140 семей убежали. Выслушав такое донесение, дворцовая канцелярия требовала, дабы впредь такого разорения и с таким жестоким правежом не чинили, отчего может и вся та волость разоряться вконец 565 . Если так расправлялись с крестьянами дворцового ведомства, то, что могло происходить и происходило в других местах? Безнаказанный произвол и насилие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Гонорий Отенский (1180-1157) прямо называет мать Антихриста «блудницей (meretrice) из племени Данова» (Elucidarium, III 10). Другие писатели считали, что Антихрист родится от внебрачной связи и его мать не будет даже знать, кто его отец. Автор французской версии сказания об Антихристе Беренже (XIII в.) обостряет эту мысль до крайности: матерью Антихриста будет проститутка из колена Данова, которая совершит инцест со своим отцом, – ещё одна антитеза Рождеству Христову. Плод столь порочной связи не может стать никем иным, кроме как «жестоким драконом». Тем самым выстраивается «генеалогия зла», которое начинается с сексуальных преступлений матери Антихриста. При этом в антирождественских сказаниях сохраняется руководящая роль «начальника зла». Несколько средневековых миниатюр иллюстрируют это следующим образом: при зачатии Антихриста присутствуют сам Сатана, а также черти рангом пониже, которые либо держат покрывало, либо раздвигают занавес у ложа, либо ползают под кроватью. Так же и при рождении Антихриста дьявольские акушерки принимают младенца и возжигают ароматные курения. Отрывки из произведений Иеронима Стридонского и Августина Гиппонского приводятся по изданию Киевской Духовной академии (1894,1906), из произведений Лактанция – в переводе Е. Карнеева (СПб., 1848) и В. М. Тюленева (СПб., 1998), Сульпиция Севера – в переводе А. Д. Беляева (М., 1898). Отрывки из сочинений Амвросиаста и Псевдо-Амвросия переведены Е. Л. Ермолаевой (СПб., 2000) по Патрологии Ж.-П. Миня (PL 17, 45-508; 765-970). Перевод отрывков из произведений Викторина, Кассиодора, Хаймона Хальберштадского, Валафрида Страбона, Адсона из Монтье-эн-Дера, Гонория Огенского и Фомы Аквинскоге выполнен составителем по Патрологии Ж.-П. Миня (PL 5, 317-344; 101,1291-1298; 114,621-622; 117,779-782; 172,1163). ЛАКТАНИИЙ БОЖЕСТВЕННЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ, VH 14-20, 25 XIV (5) Но мы , почерпывая истину из источника Священного Писания, мы знаем, какое было начало мира и какой будет конец его. Первое объяснил я достаточно во второй книге; а о последнем буду говорить в продолжение настоящей книги.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

С. Козловского. М., 1783; Единобеседование души с Богом/Пер. В. Беляева. М., 1783; Монологи//Творения. Ч. 2. С. 227-298 (переизд.: Энхиридион... С. 157-207); муз. -теор. : De musica (CPL, N 258)//PL. 32. Col. 1081-1194; Aurelius Augustinus. Musik/Hrsg. C. Perl. Paderborn, 1936 [с нем. пер.]; La musique/Ed. et transl. G. Finaert, F.-J. Thonnard. P., 1947 [с фр. пер.]; полемико-апологет. : Contra adversarium legis et prophetarum (CPL, N 326)//PL. 42; CCSL. 52 (ed. K.-D. Baur, 1985). P. 35-131; Против ниспровергателей Закона и Пророков [отр.]/Пер. О. Е. Нестеровой//ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 206-207; Contra epistulam Manichaei quam vocant fundamenti (CPL, N 320)//PL. 42; CSEL. 25 (ed. J. Zycha, 1891). P. 193-248, Против послания манихея по имени Фундамент [отр.]/Пер. О. Е. Нестеровой//ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 207-208; Contra Gaudentium (CPL, N 341)//PL. 43; CSEL. 53 (ed. M. Petschenig, 1910). P. 201-274; Contra Iulianum pelagianum (CPL, N 351)//PL. 44. P. 641-874; Contra litteras Petiliani (CPL, N 333)//PL. 43; CSEL. 52 (ed. M. Petschenig, 1909). P. 3-227; CCSL. 52; Contra Maximinum (CPL, N 700)//PL. 42. P. 743-814; De baptismo (CPL, N 332)//PL. 43; CSEL. 51 (ed. M. Petschenig, 1908). P. 145-375; De civitate Dei (CPL, N 313)//PL. 41; CSEL. 40/1-2 (ed. E. Hoffmann, 1899-1900); CCSL. 47-48 (ed. B. Dombart, A. Kalb, 1955); Творения. Ч. 3-6; О граде Божием. К., 1906-1910. М., 1994р. Т. 1-4; De duabus animabus (CPL, N 317)//PL. 42; CSEL. 25 (ed. J. Zycha, 1891). P. 51-80; De gestis Pelagii (CPL, N 348)//PL. 44; CSEL. 42 (ed. C. F. Urba, J. Zycha, 1902). P. 51-122; De Gratia Christi et de peccato originali (CPL, N 349)//PL. 44; CSEL. 42 (ed. C. F. Urba, J. Zycha, 1902). P. 125-106; De Gratia et libero arbitrio (CPL, N 352)//PL. 44. Col. 851-912; Богословские размышления о благодати Божией и о воле человеческой в пользу христиан, хотящих спастися и в разум истины приити. СПб., 1786; О благодати и свободном произволении/Пер. О. Е. Нестеровой// Гусейнов А. А. , Иррлитц Г. Краткая история этики.

http://pravenc.ru/text/62610.html

Характерно, что идея управления временем является одной из ключевых религиозных максим большевизма (впрочем, эта максима характерна для Нового времени (эпохи модерна) в целом: именно эта эпоха изобрела «машину времени»). Так, В.Н. Муравьев, русский космист, в молодости близкий к метафизике всеединства, а после революции считавший себя «больше большевиком, чем сами большевики» , пишет в 1920-е годы книгу «Овладение временем», где высказывает идею, согласно которой время должно быть технически переработано, упорядочено и из хаотического времени мира должно возникнуть время-вечность рукотворного бессмертия . Этот же пафос сверхбольшевизма слышался в стихах В. Маяковского, в названии книги В. Катаева «Время, вперед!» и в фантастической повести А. Беляева «Властелин времени». Не стоит думать, что эта масштабная задача производственного овладения временем, которое больше не рассматривается как дар и как способ существования сотворенного Богом мира, была всего лишь фантастической или философской мечтой. В те же 1920-е годы возникает и начинает активно работать Институт труда, созданный А. Гастевым, – в нем-то и начинает работать после выхода своей главной книги Валериан Муравьев . Идея производственного овладения временем, которая была одной из составляющих частей «безбожной пятилетки», символически отображена на обложке того же журнала «Безбожник у станка», где основную часть пространства картинки занимают вздымающиеся вверх красные производственные конструкции, а в нижнем правом углу рабочий выметает из этого технически организованного мира окарикатуренную фигуру Бога. С богословской точки зрения здесь заявлена нетривиальная идея. Христианское богословие времени, наиболее яркой иллюстрацией которого является XI книга «Исповеди» блаженного Аврелия Августина, предполагает, что время сотворено Богом, а также и то, что время как бы раздваивается. У апостола Павла мы находим два типа времени: время как хронос (как автоматически протекающее гомогенное время ежесекундных изменений) и время как кайрос – время события, время, которое неподвластно и неподконтрольно человеку, потому что это время всегда предшествует человеческому опыту и является залогом того, что в истории в разрыве хронологического времени может явить себя нечто внеисторическое, божественное. Это наблюдение и описание двух времен живого христианского опыта принадлежит немецкому философу Мартину Хайдеггеру. «Хайдеггер фокусирует внимание на различии между хронологическим и кайрологическим временем. Хронологическое время характеризуется как нечто исчислимое, объективное, доступное распоряжению и при этом ничего не говорящее о смысле исторических событий. Кайрологическое время принадлежит к осуществленной историчности жизни и не может объективироваться. Кайрос настает внезапно, являясь как событие, которым мы не можем распоряжаться» .

http://pravoslavie.ru/104724.html

Байрон Джордж Ноэл Гордон (17881824) – английский поэт Балакирев Милий Алексеевич (18361910) – композитор, дирижер, общественный деятель Бальзак Оноре, де (17991850) – французский писатель Бальмонт Константин Дмитриевич (18671942) – поэт Баратынский Евгений Абрамович (18001844) – поэт Бартрам Николай Дмитриевич (18731931) – график, искусствовед, основатель и директор Государственного музея игрушки Барышников А.П. – владелец литейно-колокольного завода (XIX в.) Бах Иоганн Себастьян (16851750) – немецкий композитор Бахметев Николай Иванович (18071891) – церковный композитор, директор придворной певческой капеллы (18611883) Белов Василий Иванович (1932) – писатель Беляев A.A. ( см. Августин ) Беляев Андрей Андреевич (18751916) – протоиерей, ректор Вифанской семинарии Беляева (урожд. Любимова) Юлия Александровна (ум. 1920) – супруга A.A. Беляева Беляева Юлия Александровна (19141958) – дочь A.A. Беляева Беляева-Боровкова Нина Александровна (род. 1919) – дочь A.A. Беляева Белякова Екатерина Михайловна (18921980) – художница Березовский Максим Сазонтович (17451777) – композитор 529 Берлиоз Гектор (18031869) – французский композитор, дирижер Бетховен Людвиг, ван (17701827) – немецкий композитор, дирижер Блок Александр Александрович (18801921) – поэт Блуменфельд Феликс Михайлович (18631931) – пианист, дирижер, композитор Бобылева Мария Афанасиевна (18881972) – музыкант, преподаватель фортепиано в Загорске Богданов Вукол – иеродиакон Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (конец XIX в.?) Богданов М. – владелец литейного завода (первая половина XIX в.) Богданов Сергей – певец Большого театра? (первая половина XX в.) Богданов-Березовский Валериан Михайлович (19031971) – композитор, музыкальный критик Бонч-Бруевич Михаил Александрович (18881940) – ученый-радиотехник Борис (ум. 1015) – святой князь-страстотерпец Борис (Семенов) – диакон, келейник архиепископа Августина (19201930-е) Борис Годунов (ок. 15521605) царь Борисова (урожд. Бернард) Нина Павловна (Анненкова-Бернар, Дружинина, 1859/18641933) – писательница, актриса

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

– Вы подтверждаете показания обвиняемого Любимова о вашей принадлежности к контрреволюционной монархической организации? – спро­сил следователь архиепископа. – Показания обвиняемого Любимова я не подтверждаю. На следующий день следователи устроили еще одну очную ставку архиепископа с другим обвиняемым. – Что вам лично известно о контрреволюционной деятельности Александра Александровича Беляева? – спросил следователь. – Александр Александрович Беляев является организатором и руководителем контрреволюционной церковно-монархической организации церковников. Членами этой организации являлись я – Павел Дмитриевич Семеновский, Иван Алексеевич Остроглазов, Афанасий Васильевич Любимов, Иван Иванович Сперанский, Василий Алексеевич Макаров и многие дру­гие приближенные архиепископа Августина Беляева. Члены упомянутой ор­ганизации под руководством Беляева вели активную борьбу с советской властью... – Вы подтверждаете показания Семеновского о вашей принадлежности к контрреволюционной монархической организации? – спросил следователь архиепископа. – Показания обвиняемого Семеновского я не подтверждаю. Архиепископ Августин держался мужественно и, несмотря на угрозы следователей и оговоры лжесвидетелей, категорически отвергал все обвинения. Следователи тогда прибегли к допросу одного из заключенных, который находился в одной камере с архиепископом и вызвался свидетельство­вать против святителя. – Вами подано заявление на имя начальника Калужской тюрьмы, что находившийся с вами в одной камере следственный заключенный архиерей Беляев в камере занимается антисоветской деятельностью. Что вы можете конкретно рассказать следствию об антисоветской деятельности Беляева? – Беляева я раньше не знал... Познакомился во время нахождения с ним в двадцать пятой камере в двадцатых числах сентября 1937 года и до сих пор сижу вместе с ним... Беляев говорил: «Советская власть существовать не может и не будет, и большевики... никогда не построят коммунисти­ческого общества, примером этого является " Парижская коммуна " , кото­рая пала, коммунизм неосуществим». Когда следственный заключенный, бывший учитель 5-й школы, Другаченок стал говорить колхозникам, что вас священники пичкали всякой белибердой, и после всплыл вопрос о мощах, о нечистоплотности священников, ханжестве, нравственном разложении, использовании темноты масс служителями культа... Беляев после дли­тельных антисоветских разговоров заявил: «Все это поклеп на Церковь, это есть результат нечистоплотности советской власти и вождей ВКП(б)». Беля­ев клеветал на органы НКВД, заявляя: «Раз при советской власти арестовали, то в органах НКВД все равно себя не реабилитируешь, ничего во внимание не примут, все равно осудят. Следствие все выдуманное и подта­сованное. В концлагерях НКВД творятся ужасы, кошмары, издевательства над заключенными, никакого порядка нет, кругом царит несправедливость».

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье священника, при крещении наречен Александром. Закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году женился на дочери священника Юлии Любимовой. Через год в семье родилась дочь Юлия, а в 1919 году – вторая дочь Нина. В 1920 году от скоротечной чахотки скончалась жена, и Александр Беляев остался один с двумя сиротами – шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимова. 28 августа 1920 года Беляев был рукоположен во священника и вскоре переехал с детьми в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Благодаря самоотверженному пастырскому служению, он вскоре стал известен во всей Иваново-Вознесенской епархии. 14 сентября 1923 года, после того как епископ Иваново-Вознесенский отпал в обновленчество, состоялось собрание представителей православных общин города, обратившееся к Патриарху Тихону с просьбой «благословить… общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». Протоирей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа города Иваново. Владыка ревностно принялся за исполнение своих архипастырских обязанностей. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества. 27 октября его вызвали в местное отделение ОГПУ и потребовали выехать в Кинешму, где ему разрешалось служить только в сельских храмах. В сентябре 1926 года Беляева обвинили в том, что он «обращает в христианство детей партийных работников», арестовали, судили и приговорили к трем годам ссылки в Среднюю Азию. После возвращения он был назначен на кафедру в Сызрань. 21 февраля 1931 года вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагерь. По окончании срока в 1934 году назначен епископом Калужским и Боровским. 2 апреля 1936 года преосвященный Августин возведен в сан архиепископа. Пасха 1937 года, благодаря торжественному и вдохновенному его служению, несмотря на гонения, ощущалась верующими в Калуге как одна из самых радостных. Арестован 20 сентября 1937 года, в ноябре тройка приговорила его к расстрелу. Дочери владыки, спросившей, что принести отцу, следователь ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите». Архиепископ Августин расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-103...

505 См.: Булгаков С. Главы о Троичности: Экскурс. Учение об ипостаси и сущности в восточном и западном богословии//Труды Православного Богословского института. Париж, 1928. Вып. I. С. 31–88. 506 См.: Jugie М. Saint Augustin dans literature theologique de l’Eglise russe//Echos d’orient. 1930. Octobre–Decembre. P. 385–395. 507 См.: Епископа блаженного Августина , епископа Иппонского, единобеседование души с Богом/Пер. В. Беляева. M., 1783; Зеркало, из всего Священного Писания/Пер. Н. Малинина. M., 1783; Путь к познанию свойств божеских и человеческих, или Уединенное разглагольствование с Богом/Пер. С. Козловского. M., 1783; Ручная книжка... о созерцании Христа, или О слове Божием/Пер. В. Беляева. M., 1783; Святые и душеспасительные размышления блаженного Августина . СПб., 1784; Богословские размышления о благодати Божией и о воле человеческой в пользу христиан, хотящих спастися и в разум истины прийти. СПб., 1786; О граде Божием. М., 1786; Блаженный Августин . Избранные сочинения: В 4 т./Пер. И. Тодорского и В. Беляева. M., 1786; Блаженного. Августина зеркало, из всего Священного Писания составленное. СПб., 1787; Блаженного Августина таинственная богословия, в трех книгах состоящая. СПб., 1787; Исповедания.../Пер. иером. Агапита (Скворцова). M., 1787; Книга блаженного Августина о подвиге христианина, содержащая в себе правило веры и наставления жизни/Пер. И. Тодорского. СПб., 1787; О духе и письме/Пер. Н. Загоровского. M., 1787; Блаженного Августина Ручник о трех евангельских добродетелях: вере, надежде, любви: где истинный образ богопочтения и истинная премудрость человеческая кратко изображены/Пер. И. Тодорского. СПб., 1787; Выбранные места из книг блаженного Августина о Православной кафолической церкви и о нерадящих о ней/Пер. И. Тодорского. СПб., 1795 и др. 509 Ieremia Drexelius; его труд «Heliotropium seu conformatio humanae voluntatis cum divina» был издан в Мюнхене в 1627 г. (см.: Пекарский Π. П. Наука и литература в России при Петре Великом: В 2 т. СПб., 1862. T. II. С. 315–317).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Его вы больше не увидите!» Иногда какая-нибудь женщина в отсутствие владыки говорила детям: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам много игрушек». Девочки на это отвечали: «Нет, папа ничего не привезет, он знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать». 23 ноября, 2011 Иногда какая-нибудь женщина в отсутствие владыки говорила детям: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам много игрушек». Девочки на это отвечали: «Нет, папа ничего не привезет, он знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать». Памяти священномученика Августина (Беляева) 23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Редко когда человеку, выходящему на поприще сугубого христианского служения, но обремененному обязательствами по отношению к сиротам-детям, удавалось с безраздельной верностью служить Христу, не оставляя и своего родительского долга. Таков был архиепископ Августин. Священномученик Августин родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева и в крещении был наречен Александром. Он закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году он решил жениться на дочери священника Александра Любимова Юлии. Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил известный в тех местах странник. Приветствуя его, он сказал: «Ну, здравствуй, Саша-архиерей». «Ну какой же я архиерей, у меня невеста», — ответил тот. «А все-таки архиерей!» — повторил странник. В 1914 году у Александра и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году — вторая дочь Нина, а в следующем году от скоротечной чахотки скончалась его жена, и он остался один с двумя сиротами — шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимовна.

http://pravmir.ru/ego-vy-bolshe-ne-uvidi...

Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. Последовавший Христу верою. Житие и мученический подвиг за веру архиепископа Августина (Беляева). Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. Последовавший Христу верою. Житие и мученический подвиг за веру архиепископа Августина (Беляева)./автор жития архим. Дамаскин (Орловский). - М., 2020. - 442 с. : ил. В книге публикуется жизнеописание священномученика Августина (Беляева) и его литературно-богословское наследие, включающее кандидатскую работу, написанную в Казанской духовной академии, и ряд статей, напечатанных в различных дореволюционных церковных изданиях. Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Ожидание праведников - радость. Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Ожидание праведников - радость./автор жития архим. Дамаскин (Орловский). - М., 2022. - 624 с. : ил. В книге публикуется житие священномученика Феофана (Ильменского) и его духовное наследие, собранное из различных дореволюционных изданий. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). Делатель неукоризненный. Духовное наследие. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). Делатель неукоризненный. Духовное наследие : в 2 т./автор жития архим. Дамаскин (Орловский). - М., 2020. - Т. 1.- 726 с. : ил.; Т. 2 - 478 с. : ил. В книге рассказывается о миссионерской деятельности архиепископа Сильвестра (Ольшевского). Плодом миссионерской деятельности владыми Сильвестра  стало возвращение в лоно Русской Православной Церкви тысяч отпавших от единства с ней ее чад, десятки тысяч людей остановлены им от опрометчивого шага уклонения в раскол, и не сосчитать, сколько юных душ наставил владыка в шествовании истинным путем за Христом. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Проповеди, слова, поучения. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Проповеди, слова, поучения. В 3-х томах. - Тверь, Булат, 2008. - 528, 512, 496 с.Живое слово митрополита Владимира о Христе и Святой Церкви, размышления о будущем Родины, увещания бороться с личными и общественными грехами и пороками, глубокие и вместе с тем доступные размышления о едином на потребу звучат не только по-прежнему современно, питая душу человека, ищущего Бога, но и воссоздают в его сознании яркий образ самого священномученика, красоту и благородство его личности и показывают ужасающую действительность расцерковления общества, приведшего к революции, братоубийственной войне и гонениям на Церковь.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010