Смотря потому, какая вынималась, так и должно было поступать. Имрулькайс вытянул ту из стрел, на которой было написано: «запрет». В гневе он переломал все стрелы и, бросив их обломки в голову идола, воскликнул: «если бы у тебя был отец и его убили бы, то ты не запретил бы отомстить за него»! К этому он присовокупил сильную брань, неудобную даже для перевода. 762 О племени Бяну-Ханифа Лявзаги, автор сочинения , говорит, что они во время голода съели своего, досточтимого ими идола, сделанного из теста. Об этом факте один поэт сказал следующие стихи: 763 «Колено Ханифа вследствие недостатка съестных припасов и голода съело своего господа. Они не убоялись дурных последствий наказания и мести от своего господа». Из приведённых нами рассказов мы можем вывести заключение, что арабы язычники чтили идолов и богов, как непосредственных своих и мира правителей и распорядителей и поэтому сильно их боялись и, особенно, ублажали. Но лишь только они замечали со стороны их какую-либо слабость или недостаток силы, противоречащий их понятию о их могуществе, как наместников Аллаха, арабы тотчас выводили заключения, что чтимый ими идол или ничтожен, или лишен власти Всевышним Богом, и поэтому грубо и надменно с ним поступали. Относительно внешнего вида идолов и кумиров у арабов язычников следует заметить, что у них, преимущественно выступают на сцену фетиши, т.е. неотделанные естественные предметы, почему-либо обратившие на себя особенное внимание и ставшие поэтому божествами; идолов же в человеческом виде было очень мало и даже можно предположить, что до Амру-бну-Лухай их совершению не было, причиной чему был, естественно, недостаток цивилизации для того, чтобы сделать довольно трудную, требующую искусного художника, фигуру человека в его естественном нормальном виде. По всей вероятности, только колена, которые жили в более близких контактах с цивилизованными народами Сирии, Греции и бассейна Евфрата, имели у себя человекообразных идолов, привезенных из этих государств; колена же внутренней Аравии, может быть, никогда не имели у себя человекообразных идолов, а ограничивалось простыми камнями, придавая им разве только более правильную форму, и деревьями, чем-либо замечательными.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом, предавшимся [Аллаху] 828 , и не был многобожником (3:67) 829 . Жажда поклонения истинному Богу, устремлённость к Нему – вот основные отличительные качества настоящего ханифа в понимании Корана. «Пророки» доисламского арабского мира Ханифы не были закрытой религиозной общиной. Среди них были яркие проповедники, называвшие себя набú (букв. «пророк»). По их утверждению, с ними говорил сам Бог и от Него они получали свои откровения. Так, наиболее известным проповедником был наби Масламá , который жил в центральной части Аравийского полуострова – в Йамаме. То, чему он учил, было весьма схоже с проповедью Мухаммада. Он так же, как и Мухаммад, верил в Единого Бога, которого называл «Рахман» (букв. «милостивый»), и так же собирал свои откровения в священную книгу. Как гласит предание, однажды Маслама написал письмо пророку ислама с предложением объединить усилия в проповеди и договориться действовать сообща. Но Мухаммад решительно отверг это предложение, приказав написать ответ, который начинался словами: «От посланника Аллаха Мухаммада лжецу Масламе...» Противники Мухаммада часто укоряли его в том, что его учение копирует учение Масламы. В ответ на эти укоры появляются следующие строки в Коране, в которых все «пророки» – конкуренты Мухаммада – недвусмысленно называются лицемерами и обманщиками: Есть ли [люди] несправедливее тех, кто возводит на Аллаха напраслину и утверждает: «Мне дано откровение», хотя никакого откровения ему не дано, или кто говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»? О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают [к ним] руки [чтобы лишить их жизни, и говорят]: «Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня вам воздадут унизительным наказанием за то, что вы возводили на Аллаха навет и пренебрегали Его знамениями» (6:93). Маслама переживёт Мухаммада и будет убит его сторонниками в 633 г. Кроме Масламы на юге полуострова – в Йемене – большое влияние и сильную политическую и военную власть приобрёл другой наби – «пророк» Асвад , который подобно Мухаммаду и Масламе призывал веровать в Единого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Кроме арабов-христиан, иудеев и последователей местных политеистических культов в доисламской Аравии существовала еще одна категория верующих людей. Ханифы веровали в некоего единого бога, отвергали поклонение идолам, жили довольно аскетической жизнью, стремясь соблюдать ритуальную чистоту, но при этом убежденно отделяли себя от христианской и иудейской традиций. По всей вероятности, такой неопределенный монотеизм ханифов послужил отправной точкой для возникновения ислама. Примечательно использование самого термина «ханиф» в арабском языке. О происхождении термина известно немного, но споров об истории его возникновения у ученых велось немало. Вероятно, сами ханифы себя так не называли. Наименование имеет внешнее происхождение. Известный западноевропейский исследователь ислама и арабской культуры Уильям Монтгомери Уотт считает, что первоначально название «ханиф» использовали сирийские иудеи и христиане применительно к арабам-язычникам 135 . Однако в Коране и у исламских богословов мы находим неожиданно новую интерпретацию этого термина. Согласно словарю, значение исходного для словообразования глагола anafa переводится на русский как «склоняться к чему-то» 136 . Резонно поинтересоваться, о каком устремлении идет речь? В Коране ханифом называется пророк Ибрахим, само слово используется в качестве синонима термину муслим, который означает человека, принявшего ислам и явившего покорность Богу: «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом, предавшимся [Аллаху] 137 , и не был многобожником» (3:67) 138 . Жажда поклонения истинному Богу, устремленность к Нему – вот основные отличительные качества настоящего ханифа в понимании Корана. «Пророки» доисламского арабского мира Ханифы не были закрытой религиозной общиной. Среди них были яркие проповедники, называвшие себя набú (букв. «пророк»). По их утверждению, с ними говорил сам Бог и от Него они получали свои откровения. Так, наиболее известным проповедником был наби Масламá, который жил в центральной части Аравийского полуострова – в Йамаме. То, чему он учил, было весьма схоже с проповедью Мухаммада. Он так же, как и Мухаммад, верил в Единого Бога, которого называл «Рахман» (букв. «милостивый»), и так же собирал свои откровения в священную книгу. Как гласит предание, однажды Маслама написал письмо пророку ислама с предложением объединить усилия в проповеди и договориться действовать сообща. Но Мухаммад решительно отверг это предложение, приказав написать ответ, который начинался словами: «От посланника Аллаха Мухаммада лжецу Масламе...». Противники Мухаммада часто укоряли его в том, что его учение копирует учение Масламы. В ответ на эти укоры появляются следующие строки в Коране, в которых все «пророки» – конкуренты Мухаммада – недвусмысленно называются лицемерами и обманщиками:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Собственно же говоря сведения о религиозных предшественниках лжепророка Мохаммеда именно до исследований Коссен де-Персеваля были вовсе неизвестны; почему вышеприведенные хвастливые слова Шпренгера о себе самом и заслугу первого открытия этого существенно-исторического обстоятельства, следует относить не к Шпренгеру, а именно к Персевалю. Но с другой стороны справедливо, что Шпренгер, занялся вопросом о хавифах и ханафстве более и подробнее, чем кто-либо из арабистов, и в особенности определением и уяснением самого значения этого наименования. «Исследования Шпренгера привели почти к совершенному слиянию идеи ханифа с идеею мусульманина» 352 . «Арабские писатели, основываясь на местах Корана, в которых находится слово ханиф, считают это слово не названием последователи известной секты, но прилагательным именем, и слово ханиф обясняют словом мохлис (mochlic) т. е. очиститель, пурист» 353 . «И действительно – добавляет от себя Шпренгер – во всех стихах Корана, данных в Мекке, где находится слово ханиф, оно может быть переводимо словом пурист» 354 . «Ибн-Аббас говорит: «ханиф есть тот, кто отвратился (отступил) от всех религий и обратился к религии покорности (исламу)». «Во многих местах Корана, – продолжает Шпренгер , – в которых находится слово ханиф, прибавляется, что они (ханифы) были мослимы, а не многобожники, и едва ли можно сомневаться, что мослим в том же смысле, как им называется последователь Мохаммеда, было также (еще много прежде Мохаммеда) и их (т. е. арабских хавифов) наименованием, и что они называли свою религию исламом» 355 . Слово же мослим значило в устах ханифов и Мохаммеда поклонника истинного Бога, без отношения к формам, потому что формы всегда бывают чем-то несвободным» 356 . «А то, что ханифы и Мохаммед понимали пол принципом ислама , мы видим всего яснее в 103 стихе XXXVII главы Корана. Там рассказывается, что Авраам готов был заколоть своего сына, что сын согласился быть жертвою, и потом Мохаммед добавляет, что оба они поступили в этом случае, как мослимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

В духе Зеида, хотя менее энергии и блеску, чем у Мохаммеда. но в сущности у обоих одни и те же мысли: поклонение Богу единому, каковым он открыл Себя прежде бывшим пророкам. Только Зеид не считает себя посланником Божиим и говорит только от собственного своего имени» 386 , – добавляет о хавифе Зеиде даже ученый обожатель лжепророка Мохаммеда Бартелеми Сент-Илер. Арабские писатели свидетельствуют еще, что ханиф Зеид путешествовал по Месопотамии и Сирии, где (часто) вступал в богословские беседы с христианскими и иудейскими знатоками св. писания. Возвратясь из своего путешествия в Мекку, Зеид жил там на горе Хире, изгнанный мекканцами из самого города, за его резкообличительное проповедничество; там умер он и погребен у подошвы горы. Шпренгер думает, что, Зеид был сначала деистом, но потом в Мекке же обратился в ханифство. Умер Зеид за пять лет до (предполагаемого) получения Мохаммедом первого откровения. По свидетельствам даже мохаммеданских писателей и Сам Мохаммед уверял, что он видел ханифа Вараву на берегу одной из райских рек наслаждающимся бесконечным блаженством зато, что во время жизни он обыкновенно говорил: «моя вера есть вера Зеида; и мой Бог – Бог Зеида». – И, когда однажды сын Зеида, Саид, принявший мохаммеданство, придя с Омаром (впоследствии преемником лжепророка) к Мохаммеду, спросили его относительно души ханифа Зеида, Мохаммед сказал: «да простит Бог Зеиду грехи, да будет к нему милостив Господь, ибо он (Зеид) умер в вере Авраама. В день всеобщего воскресения Зеид составит целую церковь », то есть как наставник и образователь целой церкви правоверных еще много прежде Мохаммедова проповедничества. Шпренгер добавляет, что убеждение в том, что Зеид умер правоверным мослимом было всеобщее и между мохаммеданами, потому что «Мохаммед открыто признавал Зеида своим предшественником, и каждое известное слово Зеида находим снова в Коране Мохаммеда. Ибн Исхак говорит, что Барака и Омайя почтили смерть ханифа Зеида, сына Амра, следующею элегиею: «Других руководил ты истинным путем и оказал им благодеяние, о (Зеид) сын Амра, и печи с пламенным огнем избег ты «Чрез твою веру в единого Бога, которому равного другого Бога нет, и чрез то, что ты отказался от ложных богов; «Также и чрез то, что ты обрел (истинную) веру, которую ты искал, и что ты не пренебрег учением о единстве твоего Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Выслушав это епископ сказал: как ты можешь утверждать, что тебе Бог открыл предметы, так отличающиеся от того, что написано в Евангелии: ведь ты признаешь его Божественною книгою? Мухаммед ответил им: 54 пойдемте, созовем наших сынов и ваших сынов, наших жен и ваших жен, будем тут сами мы и сами вы, заклянем себя и призовем проклятие Божие на говорящих ложь! 55 Но наджранские депутаты отказались проклясть мусульман и в свою очередь подпасть их проклятию; поэтому, не жертвуя своими убеждениями, они согласились лучше платить Мухаммеду ранее установленную дань. Подобные же столкновения у Мухаммеда случались с племенами Бяну-Таглиб и Бяну-Ханифа, исповедовавшими христианство. Завоевывав под конец своей жизни разные области Аравии, Мухаммед захватил еще следующих христиан: Ади, князя племени Тай, Джохана ибн-Руба, князя христианского города Эйлы; Охайдера-ибн-Малека из племени Кенди. Первый из них будто бы даже обратился в ислам, а два последние обязались платить ему дань. Но в некоторых случаях Мухаммед не довольствовался и этим, так, например, он силою заставил бахрейнских христиан принять ислам, и в одном селении тоже силою велел обратить церковь в мечеть. Мы не передаем о военных походах Мухаммеда к персидским границам, где тоже встречались ему христиане; умалчиваем также и о том, что у Мухаммеда была женой египтянка Мария, вероятно христианка. Из представленного нами краткого очерка видно, что Мухаммед имел множество удобных случаев, чтобы узнать христианство и воспользоваться его повествованиями. Мухаммед был лично знаком с христианами, отправлял последователей своих в христианскую страну, из которой они должны были возвратиться, в Медину с богатым запасом христианских сведений, сносился с христианскими владетелями, полемизировал с христианами и т.д. Мы полагаем, что при таких обстоятельствах Мухаммед положительно должен был составить свои сказания о новозаветных лицах и событиях, если не на основании, то по крайней мере в связи с христианскими. Итак, что же получилось у Мухаммеда под влиянием иудейства и христианства? Какого характера были его сказания о новозаветных лицах; приближались ли они к существующим православно-христианским или нет? Ответ на эти вопросы прежде всего дает следующая краткая и общая картина религиозного состояния Аравии во время Мухаммеда.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мы читаем в Коране довольно подробные рассказы о рождении Пресвятой Девы Марии, Иоанна Крестителя, о личности Иисуса Христа, видим, что Мухаммед приписывает ему способность творить чудеса, начиная с самого рождения Его от девственной матери, называет Его именами: Словом Божиим, Духом Божиим, Словом истины, Мессией 61 , говорит о Его насильственной смерти, о воскресении и вознесении 62  и т. п. С другой стороны, мы читаем в Коране много стихов, обличающих христиан за веру во Христа как в Сына Божия; не видим, чтобы Мухаммед составил себе какое-нибудь понятие об искупительной смерти Мессии; напротив, сам, не понимая христианского учения о Триедином Боге, нападает на христиан за этот существенный догмат и обличает их в многобожии. После этого, естественно, возникает вопрос, от чего зависела такая сбивчивость и неопределенность понятий Мухаммеда о христианском учении? Дело объясняется легко источниками, из которых Мухаммед почерпал сведения о христианстве, политическими соображениями и переменами в обстоятельствах жизни Мухаммеда. О последних речь впереди; скажем кратко об источниках. Что христианских обществ было много в Аравии в эпоху Мухаммеда – это не подлежит сомнению, когда мы читаем о нескольких епископствах, существовавших в различных частях полуострова. За 40 лет пред рождением Мухаммеда в Сане была построена христианская церковь , затмившая своим великолепием храм Меккский. Христианство сохраняли племена Бени Таглиб в Месопотамии, Б. Харис и Б. Абдуль Кайс в Наджране, Б. Гассан в Сирии, Б. Ханифа в Иемене, племена Б. Тай и Тайма и другие, жившие между Мединой и Куфой. Так же, как иудеи, христиане пользовались среди арабов репутацией людей более просвещенных и более знающих. В этом отношении характерен следующий факт из жизни Мухаммеда. Когда сирота Мухаммед был принесен служанкою его матери, внезапно умершей, к деду Абдуль-Мутталибу и когда у него серьезно заболели глаза, старик не надеялся, чтобы болезнь внука излечили мекканские знахари, а отправился с мальчиком к одному христианскому монаху, жившему недалеко от Оказа 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

О знаменитом арабском поэте Амрулькайсе (500–540 по Р. Х.), желавшем мстить за смерть своего отца, рассказывают, что он, когда вывул у Дзуль-Халясы стрелу, с надписью «запрет», то рассердился на идола, переломил все гадальные стрелы и бросил их в голову идола, сказав: «Если б у тебя был отец, и если бы его убили, то ты не запретил бы отомстить за него». При этом Амрулькайс выругался неприличными словами 276 . Известен также случай, когда арабы племени Бену-Ханифа во время голода съели своего идола, сделанного из теста, не убоявшись дурных последствий – наказания и мести своего долго чтимого божества 277 . Еще один пример относится ко времени Мухаммеда, когда у Амра бен-Альджамура молодые приверженцы ислама ночью похитили идола Манату и бросили в яму с нечистотами. Наутро Амра огорчился и угрожал виновным, а идола вымыл и намазал благовониями. На следующую ночь с идолом случилось то же, и Амра снова вымыл своего идола и поставил на прежне место. Но чтобы подобное бесчестие снова не постигло Манату, Амра привесил на шею идола меч и сказал: Клянусь Богом! Я не знаю, кто так поступает с тобой; но если ты что-нибудь узнаешь, то защищайся сам: вот тебе меч!» Однако, на следующую ночь приверженцы ислама сняли с идола меч, а вместо того привесили ему на шею мертвую собаку и в таком виде бросили идола в яму. Когда на утро Амра узнал об этом, то склонился принять ислам и уже после того сложил про идола своего следующие стихи: «Клянусь Аллахом! Если бы ты был Бог , то не лежал бы с мертвой собакой в яме. Позор тому, кто обожает тебя! Мы узнали тебя теперь, и нас не обманут больше» 278 . Наряду с идолами, как видимыми изображениями божеств, ходатаев за людей пред верховным Богом, древние арабы признавали бытие существ духовных – ангелов и демонов. Ангелам многие арабские племена поклонялись и считали их дочерями Бога (Коран, гл. 17, ст. 42; гл. 37, ст. 150; гл. 43, ст. 18; гл. 53, ст. 28), но вообще имели самые смутные представления о них, так что Мухаммед, знакомый с учением евреев и христиан, имел право сказать, что у арабов нет знания об этом предмете, что они следуют только мнению, которое не может нисколько заменить истины (Коран, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

( 1Ин. 4:10 ). Нет Некоторые добрые поступки не идут ни в какое сравнение с совершёнными злодеяниями. 5.6. Имел ли семью, жен и наложниц? Да Число жен точно не определено – от 11 до 25. При этом имел множество наложниц. На своей любимой жене Айше Мухаммед женился, когда ей было шесть лет, а ему пятьдесят. 5.7. Допускал ли обогащение нечестным путем и богатство для себя? Нет На Земле жил Странником: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф. 8:20 ). «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф. 19:23,24 ) Да В том числе и нажитое путем грабительских набегов на караваны, выкупа за захваченных пленных, работорговли и пыток людей, спрятавших деньги. 5.8. Допускал ли ложь? Нет «Кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 ). Считал, что ложь исходит от дьявола: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». ( Ин. 8:44 ). Да Отдавая приказы убивать, одобрял убийство с помощью лжи. Например, убийство Кааба бин аль-Ашрафа или убийство Абу Рафиа Абдуллаха бин Абу-ль-Хукайка. 5.9. Как относился к врагам? Учил о любви к врагам и прощению ненавидящих и обижающих. Даже в момент страданий на кресте, молился за своих убийц: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). Применял месть вплоть до физического уничтожения. Например, убивал поэтов, писавших о нем сатирические стихи, приказал убить двух женщин, певших о нем смешные песни. 5.10. Применял ли насилие для распространения религии? Нет Пытавшемуся защищать Его с помощью силы сказал: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф. 26:52 ). Да Вел непрестанные религиозные войны, насильно обращая в свою веру. Совершил девятнадцать военных походов. Имел восемь мечей, четыре копья, четыре кольчуги, четыре лука. Считал, что можно нападать на спящих иноверцев, даже если при этом пострадают их женщины и дети.

http://azbyka.ru/islam-i-xristianstvo-sr...

За все время пребывания Мухаммада в Медине им было совершено более восьмидесяти боевых акций против соседних племен 13 . Подобная практика совершенно невообразима в рамках христианства: отношение Христа к тем, кто считал себя Его врагами, видно хотя бы из описания момента его пленения ( Мф.26:49-53 ). Слова Христа в момент Его пленения стали крылатыми: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:52 ). История первых веков христианства это история непрерывного самопожертвования, когда христиан убивали и пытали, бросали на растерзание диким зверям, сжигали и распинали. Но поступали ли так же сами христиане? Нет. Христиане проповедовали Христа своей жизнью, своим нравственным примером, духовным обликом, а не мечом. Христос не призывал к насилию, Он учил о любви к ближним: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ), полагая наличие любви в качестве главной отличительной черты христианина: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Обычно мусульмане упрекают христиан в крестовых походах, свидетельствующих о том, что многие христиане нарушают заповеди собственного Учителя. И с этим обвинением можно частично согласиться, но здесь уместно вспомнить слова Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Как Мухаммад относился к своим критикам, был ли он терпим к ним? Было ли милосердие одним из основных качеств его характера? Из жизнеописания Мухаммада очевидно, что его вряд ли можно назвать самым терпимым и милосердным человеком. Например, Мухаммад считал вполне допустимым физическое уничтожение своих оппонентов: по его приказу были убиты Кааб ибн Ашраф 14 , Абу Рафи 15 , Ал-Харис ибн Самит, Абу Афак, Асма бинт Марван 16 . Главным образом Мухаммад убивал поэтов, которые писали о нем сатирические стихи 17 . Интересно отметить, что все убийства совершались в ночное время, без лишних свидетелей 18 .

http://azbyka.ru/muxammad-ili-iisus-xris...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010