Первые полные записи начали появляться в кругу ближайших соратников Мухаммада лишь после его смерти. Эти записи зачастую отличались друг от друга названием глав (сур), написанием некоторых слов, а также порядком и количеством откровений. Потребность создания единого кодекса коранического текста возникла в критический для жизни уммы момент. Мусульмане были вынуждены противостоять другим арабским племенам, отказавшимся материально поддерживать последователей Мухаммада либо вовсе решившим вернуться к традициям предков, либо же примкнувшим к другим духовным лидерам и вождям, коих в Аравии было немало в то время. Более того, постепенно нарастало напряжение на границе с Византией, выливавшееся периодически в серьезные военные столкновения. Наиболее существенные потери мусульмане понесли в Йамаме, где в сражении с племенем бану ханифа в 633 году погибли около 70 знатоков Корана. Проблемы сохранности текста Корана Опасаясь за сохранность священного текста, праведный халиф Абу Бакр предпринял первую попытку записать текст целиком. Первый письменный экземпляр Корана получил название мусхаф (с араб. букв. «книга», «свиток»), который до потомков, увы, не дошел. С течением времени появилось немало разногласий в чтениях священного текста, это особенно касалось форм чтения (харф) 157 . Дело в том, что пророк был носителем курайшитского диалекта арабского языка. Но в арабском языке существовало несколько диалектов, и различия между ними были довольно заметны. Как пишет отечественный филолог-арабист Г. Р. Аганина, «пестрая картина говоров в Аравии, чужеродная языковая среда в районах первоначального распространения ислама создавали почву для вариантного чтения Корана» 158 . Как гласит исламское предание, Мухаммад, осознавая, что его проповедь может быть не понята представителями других племен, попросил Всевышнего упростить усвоение Корана для всех людей. В ответ на мольбу пророка Аллах ниспослал своему посланнику священный текст в семи харфах. Это означало, что некоторые слова или даже целые аяты могли читаться по-разному в зависимости от диалекта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

558 Абу-Ханифа говорит, что дерево лобах нигде не достигало такой высоты, как в Ансиге. Этот лес разрезали на балки и употребляли на постройку судов. Он был очень дорог и продавался иногда по 50 динаров за бревно. Рассказывают, что если сколачивали вместе два бруса и полагали в воду на шесть дней, то они так крепко приставали друг к другу, что делались как бы одним деревом. 559 Для того чтобы понять профанацию религиозных убеждений и милосердие Мухаммеда, нужно прочитать 3–6 и 10–12 стихи этой (66) главы. 560 119 стр. подлинника. Хутьбою называются у мухаммедан особого рода хвалебные в честь Бога и Мухаммеда речи на арабском языке, изложенные непременно рифмованным размером. Эти речи, довольно однообразные по содержанию, обыкновенно читаются в сборных мечетях в день Пятницы, во время полуденной (второй по счету) молитвы. При бракосочетании также читаются хутьбы, перевод которых мы и помещаем здесь. Обыкновенно хутьбу считают мухаммеданскою проповедью, но это несправедливо: мухаммеданская хутьба не имеет назидания, самой существенной части христианской проповеди . Поэтому хутьбу правильнее считать ораторскою речью. 570 Гыддатом называется срок, который женщина обязана сохранять между двумя замужествами и раньше которого она не может идти за-муж. 575 Мяджлисом называется положение человека, какое он занимает при известном случае, в известный момент. 577 «Сафиром», т. е. путешественником называется человек, находящийся от своего места жительства на три дня пути. 584 Этим термином называется у мусульман служанка, прижившая дитя от своего господина. Она получает свободу по смерти господина. 595 Словом «баин» обозначается развод, совершённый в противоположность раджги – разводу, который муж впоследствии возвращает. 598 «Тахлиль» означает период времени, проходящий между разводом мужа с женой и вторичным браком с нею после её супружества с другим мужем. 617 Хурби означает христианина или еврея, не находящегося в подданстве мусульман в противоположность зимми, что означает христианина или еврея, состоящего в подданстве у мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

На практике это означает, что стабильность на северо-востоке Ирана достаточно хрупкая. Усугубляется это еще и наличием достаточно многочисленных афганских туркменов, живущих около афгано-туркменской границы. Афганские туркмены являются потомками беженцев из Бухарского эмирата, Хивинского ханства и басмачей Средней Азии. Они входят в «Талибан» (движение запрещено в РФ), где преобладают пуштуны. Афганские туркмены-талибы интересуются прежде всего Туркменией, поэтому пуштунские и туркменские талибы в настоящее время представляют опасность в основном для Туркмении. Однако нельзя забывать о том, что «Талибан» изначально был враждебен Ирану и шиизму, поэтому с учетом неопределенной обстановки в Афганистане и турецко-азербайджанской победы в Карабахе велик соблазн помочь иранским туркменам получить автономию или вообще создать государство Южный Туркменистан. Нельзя утверждать и то, что Турция будет выступать против подобного сценария. Так, 12 декабря президент Эрдоган, отмечая развитие турецко-туркменских отношений, высказал надежду на вступление Туркмении в Тюркский совет. То есть фактически Карабахская война позволяет Анкаре создать вокруг Ирана тюркско-суннитское кольцо. Вызовом для Ирана можно считать и возможное религиозное переформатирование самих персов. О притеснениях суннитов в Иране говорят не только западные медиа, но и русскоязычные мусульмане-сунниты. Они справедливо указывают на один важный момент: шиизм джафаритского мазхаба стал государственной религией в Персии при воцарении опиравшейся на кызылбашей династии Сефевидов в 1502 году. Напомним, что Сефевиды начали войны с Османской империей и именно они утвердили шиизм на территории современной Азербайджанской республики. Более того, меньшинство нынешних персов — это сунниты. Это тоже не случайно. Сунниты отмечают, что авторы авторитетных для суннитов хадисов — Мухаммад аль-Бухари и Муслим были персами, персом же был основатель ханафитского мазхаба Абу Ханифа. Кроме того, многие выдающиеся персидские поэты были суннитами. К ним относятся Саади и Джалаладдин Руми.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/22/iran_v...

Количество общин: около 10. Руководство: имам-мухтасиб Ильхам Бибарсов. Краткая хронология: Решение о создании ДУМ ПК-ПМ было предано огласке 18 декабря 2006 года. Новый муфтият был образован на базе пермского представительства ДУМЕР и первоначально назывался Централизованное религиозное управление мусульман Пермского края, однако в 2013 году после смерти муфтия Хамита Галяутдинова его преобразовали в ДУМ ПК-ПМ. Новый глава этой структуры стал называться не муфтием, а имам-мухтасибом. Учебные заведения: нет. Средства массовой информации: газета «Мусульманин Прикамья». Адрес: Пермь, ул. Монастырская, д. 14. ДУМ Республики Мордовия Официальное название: Духовное управление мусульман Республики Мордовия. Другие названия: Мордовский муфтият, Саранский муфтият. Статус: региональное духовное управление мусульман в составе ДУМ РФ Зона юрисдикции: Республика Мордовия. Реальное влияние: ДУМ РМ контролирует около половины мусульманских организаций Республики Мордовия. Внутренняя структура: территориальная организация ДУМ РМ не предусматривает выделения мухтасибатов; все общины управляются напрямую муфтием. Центральный аппарат ДУМ РМ находится в Саранске. Количество общин: около 30. Руководство: муфтий Ильдус Исхаков. Краткая хронология: ДУМ РМ был создан по решению меджлиса мусульман Республики Мордовия, который прошел 24 ноября 2000 года в Саранске. Председателем ДУМ РМ был избран муфтий Наиль Фахретдинов. 24 апреля 2001 года на внеочередном съезде ДУМ РМ его новым муфтием был избран белозерский имам Рашит Халиков. В августе 2002 года ДУМ РМ вошло в ДУМЕР. 14 сентября 2011 года Рашит Халиков оставил пост муфтия, став помощником председателя СМР по ПФО и его преемником был избран имам-хатыб мечети с. Лямбирь Абдулкарим Абдрашитов. В ноябре 2011 года Абдрашитов погиб в автокатастрофе и 29 ноября того же года новым главой ДУМ РМ был избран имам из с. Лямбирь Ильдус Исхаков. Учебные заведения: среднее медресе «Абу Ханифа» (Саранск), деятельность которого в настоящее время приостановлена.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения - фикха. Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права - шариат . Обычное право - адат , которое регулировало различные отношения у завоеванных арабами народов и племен, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во второй половине VIII - IX вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырех богословско-правовых школ - мазхабов . Основателями этих школ (существующих до настоящего времени) были Абу Ханифа (около 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад - самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них " двери иджтихада " были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв . Уже в первое столетие существования ислама в нем произошел раскол: выделились, кроме суннитов , шииты - сторонники Али, мужа дочери пророка - Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, которые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной - имамат . Самыми распространенными праздниками мусульман являются: Кроме праздников, общих для всех мусульман, у шиитов существует множество торжественных дат, связанных с почитанием имамов -мучеников, когда проводятся траурные церемонии и оплакивания. Это прежде всего ашура (шахсей-вахсей) - в память о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука Мухаммеда. Мусульмане мира объединены в ряд организаций, важнейшие из которых следующие: Экспансия ислама В конце XX - начале XXI века наблюдается заметный рост числа мусульман в европейских странах, связанный с растущим числом мигрантов и большой рождаемостью в семьях мусульман. Растущая мусульманская часть общества начинает оказывать всё более заметное влияние на его развитие. Американский доктор теологии Питер Хэммонд считает, что ислам это не религия, и даже не культ. По его мнению, это всеобъемлющая, тотальная, детально разработанная система жизни, включающая в себя религию, право, политическую и социальную системы, военные аспекты. В своей работе «Рабство, терроризм и ислам: исторические корни и современная угроза» исследователь отмечает:

http://drevo-info.ru/articles/1020.html

В таком случае оставлять их было опасно, и их убийство было выгоднее. Были слабые, но имеющие богатство, и отпустить их за выкуп было выгоднее. Были такие, которые хорошо относились к мусульманам, и они были помилованы в надежде, что они обратятся в ислам. Были такие, из которых можно извлечь пользу и застраховаться от их зла, – обращение таких в рабов выгоднее. К таковым относятся женщины и дети. Имам ведает о пользе, и ему должно быть предоставлено право выбирать... Что же касается идолопоклонников и их порабощения, то здесь имеются две точки зрения. и выступал против, а Абу Ханифа, основываясь на позволении брать с них джизью, говорил, что это можно делать только в отношении арабов, а в отношении иностранцев нельзя. В отношении же тех кафиров, с кого нельзя брать джизью, например, с вероотступников, то таковых нельзя и порабощать» 720 . То есть у них остается только два варианта: либо ислам, либо смерть. Как видим, возможности выбора для мусульман настолько широки и поставлены в прямую зависимость от их собственной выгоды, что говорить о каких бы то ни было этических и духовно-нравственных принципах просто невозможно. Отдельно факихи обсуждали вопрос о захваченных в плен женщинах и детях и их возможной судьбе. Что касается женщин, то иудейки и христианки, попавшие в плен, принуждаются к исламу, но независимо от того, принимают они его или нет, они используются как служанки и для половых контактов. Эта правовая норма базируется на установлении коранического текста (3: 24) о том, что мусульманам запрещены «женщины целомудренные, кроме тех, которыми завладели десницы» мусульман. Согласно хадисам, собранным в тафсирах, причиной ниспослания этого аята был захват мусульманами пленных женщин. У Табари мы читаем: «Послал посланник Аллаха войска в Аутас. Они встретили врага и захватили пленных, у которых были мужья из многобожников. Мусульмане (соратники Мухаммада) считали за грех вступать в связь с ними (арабск.), тогда Аллах ниспослал этот аят: «Запрещены... целомудренные, кроме тех, кем завладели ваши десницы».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью принял участие в конференции «Казахстан — колыбель межрелигиозного согласия» 29 марта 2021 г. 18:50 29 марта 2021 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Казахстан — колыбель межрелигиозного согласия», посвященная празднованию 30-летия независимости Республики Казахстан. Форум, организованный Духовным управлением мусульман Казахстана совместно с Египетским университетом исламской культуры «Нур-Мубарак», прошел в онлайн-формате. По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра участником мероприятия стал руководитель отдела по связям с общественностью Казахстанского митрополичьего округа , ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов. В качестве основных спикеров на конференции выступили доктор филологических наук, профессор, член Национальной академии наук высшей школы Казахстана шейх Абсаттар кажи Дербисали, заместитель акима Алма-Атинской области Рустам Али, ректор Российского исламского института (г. Казань, Россия), профессор, доктор политических наук Р.М. Мухаметшин, директор Международного научно-исследовательского центра имени имама Бухари (г. Самарканд, Узбекистан) доктор исторических наук Ш.Ю. Зиядов, декан факультета истории и социально правового образования Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева (г. Бишкек, Кыргызстан), доктор исторических наук, профессор Н.У. Курбанова, директор республиканского государственного учреждения «оамды при президенте Республики Казахстан Н.А. Альтекова, заведующий отделом религиоведения Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, доктор философских наук, профессор Б.М. Сатершинов, заведующая кафедрой религиоведения и культурологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, доктор философских наук, профессор А.Д. Курманалиева, директор научно-исследовательского центра Абу Ханифа, доктор филологических наук, профессор Ш.Т. Керим.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Сборники мусульманского предания, вследствие некоторой туманности, обширности и крайней разбросанности их содержания, мало доступны для заурядного читателя и неудобны для пользования. Поэтому взамен их явились более систематические и доступные для понимания сборники правил, известные под названием фик (или фикх); они касаются главным образом только практической, а не вероучительной стороны ислама. Само собою понятно, что содержащиеся здесь правила в значительной мере носят субъективный характер их составителей; отсюда возникло несколько направлений в понимании практических вопросов ислама, последователи которых носят имена древнейших толкователей Корана и сунны; таковы маликиты (от Малика), ханафиты (от Абу Ханифа) и т. д. Кроме Корана и сунны мусульмане считают необходимым руководиться в вопросах веры и религиозной жизни согласием церковных авторитетов (иджма) и аналогией (кыяса), т. е. логическими заключениями, которые делаются на основании контекста Корана и сопоставления различных мест его. §64. Вероучения ислама Вероучение ислама, как оно излагается в Коране, отличается необыкновенной простотой. Мохаммед был занят главным образом практической стороной религии, а не ее теоретическими основами. В этом отношении ислам стоит гораздо ниже даже многих национальных религий: мы не встречаем здесь ни малейшей попытки к решению основных религиозно-философских вопросов; можно сказать, что пророк ислама был менее всего философом-мыслителем. Не отличается вероучение ислама и оригинальностью: это смесь верований древнеарабских, еврейских, христианских и отчасти персидских, причем и из этих верований взята не самая сущность, а только голые, сухие положения. В этом отсутствии оригинальности многие видят причину быстрого и широкого распространения ислама. «Недостаток самобытности, – говорит Р. Дози, – и сочетание в себе нескольких религий для образования одной новой содействовали более, чем всякая другая причина, распространению ислама. Каждый народ халифата в большей или меньшей степени находил в новом вероучении свою старую религию: прежняя вера оказывалась не отвергнутой и ее осужденной, а только видоизмененной; поэтому все, у кого не было твердого убеждения, могли, если того требовали мирские выгоды, видеть в исламе развитие своих прежних принципов, считавшихся ими и прежде за истину. Важнейшее из всех обращений было обращение персов; они-то, а никак не арабы придали исламу крепость и силу, а вместе с тем из их же недр вышли наиболее замечательные секты. А между тем перс потому и принимал ислам, что в Коране он находил много существенных положений своего прежнего вероучения. Ведь там он видел своих Агурамазду и Аримана под именем Аллаха и Иблиса; он там находил сказание о создании мира в шесть периодов, находил ангелов и демонов и т. д. Будь Мохаммед мыслителем более глубоким и самостоятельным, ислам, вероятно, не так бы легко сделался мировой религией, несмотря на весь свой строго монотеистический характер и свою большую простоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

По этой причине в наших светских, основанных на выборе обществах люди, для которых религиозная принадлежность сущностно важна, находятся в подчиненном положении. Даже если им позволено придерживаться своих убеждений, на эти убеждения смотрят «толерантно» — как на их личный выбор или мнение. Но стоит им публично выразить свою веру в той мере, в какой она значима для них, как их немедленно обвинят в «фундаментализме». Это значит, что «субъект свободного выбора» в западном «толерантном» мультикультурном смысле возможен только как плод предельно насильственного процесса вырывания из личного универсума, отрезания от корней. Отнюдь не следует упускать из виду освободительную сторону этого насилия, благодаря которому мы переживаем свой культурный фон как нечто условное, случайное. Не будем забывать, что либерализм возник в Европе после катастрофической Тридцатилетней войны между католиками и протестантами. Он был ответом на насущнейший вопрос: как людям, расходящимся в фундаментальных религиозных убеждениях, жить бок о бок? Этот вопрос требовал от граждан чего-то большего, чем снисходительная терпимость к иной, отклоняющейся от нормы религии, чем толерантность как временный компромисс. Он требовал, чтобы мы уважали другие религии не вопреки нашим сокровенным религиозным убеждениям, но исходя из них: уважение к другим — свидетельство подлинной веры. Такой взгляд превосходно выразил великий мусульманский мыслитель VIII века Абу Ханифа: «Несогласие во мнениях в общине — знак милости Господа» 6 . Только в этом идеологическом пространстве человек может переживать свою идентичность как нечто условное и «выстроенное» хаотично. Короче говоря, с философской точки зрения ни Джудит Батлер, ни ее теория гендерной идентичности, узаконенная в перформативном порядке, не существуют без картезианского субъекта. Либеральный мультикультурализм можно обвинять в чем угодно, но следует все же признать, что он является глубинно анти-«эссенциалистским»: это его невежественный Другой воспринимается как эссенциалист, почему и заслуживает разоблачения.

http://predanie.ru/book/218263-o-nasilii...

«Ты Господь, а мы рабы Твои. Будь милостив и благ ко мне; благослови меня в моих детях и в имуществе моем»! Омайя сын Абу-Ссальта до смерти остался при своих верованиях, не обратясь ни к какой другой религии 379 . Еще о четырех из тех ханифов, которых есть возможность и теперь назвать, и о которых уцелели некоторые сведения, вероятно благодаря их близкому родству с Мохаммедом, Ибн-Исхак передает следующий рассказ: «Корейшиты собрались однажды во круг одного из своих идолов. Сходясь около этого идола для отправления их религиозных обрядов, они имели обыкновение беседовать между собою. Собрание это происходило ежегодно в определенный день и было большим праздником. Однако четверо из них остались в стороне от общего сборища и сообщали друг другу свои задушевные мысли, которые их волновали. Это были: Барака, сын Навфала, двоюродный брат первой жены пророка (Мохаммеда, Кадиджи); Отман сын Альхувейрита, также двоюродный брат Кадиджи; Обейдаллах, сын Гахша, которого мать была теткою Мохаммеда; и наконец Зеид, сын Амра. Вот что говорили они: соплеменники наши заблуждаются и извращают истинную веру отца нашего Авраама. Можем ли мы почитать кусок камня, который ничего не видит, не слышит и который не может делать ни добра, ни зла? Поищем веры лучше этой. И, если для того, чтобы найти истинную веру Авраама, понадобится, – покинем наше отечество и обойдем чужие страны» 380 . Замечательно, что так истинно мыслили и действовали ханифы даже «корейшитского племени, которое было средоточием всевозможных злоупотреблений» 381 тех времен! «Эти четыре ханифа столь возвышенного и независимого духа, находились в продолжительных сношениях с Мохаммедом и нельзя сомневаться в том, что они имели на него существенное влияние; большинство из них, после некоторого колебания, сделались христианами 382 . Барака, сын Навфала, обратился первый в христианство и не только был твердым христианином, но и, ревностно изучая Библию, часть ее перевел на арабский язык и стал даже знаменит обширными познаниями, которые он приобрел в священном писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010