536 Абу Хамид ал-Гарнати передает наименование этого города то как «Саджсин», то как «Саксин». По мнению О. Г. Большакова, передача второго согласного то через каф, то через джим может свидетельствовать о том, что в местном произношении город назывался «Сагсин» (Гарнати. С. 65). 539 Кадий (кади, казий) – мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и отправляющий правосудие на основе шари‘ата. 542 Ханифитский толк (мазхаб) – одна из основных богословско-правовых школ в исламе, основателем которой был богослов и законовед VIII в. Абу Ханифа. 543 Малик ибн Анас ал-Асбахи – арабский богослов-законовед VIII в., основатель и эпоним маликитского масхаба в исламе. 544 Абу Абдаллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и – арабский богослов-законовед начала IX в., основатель шафиитского мазхаба. 545 Манн – мера веса и объема, величина которой в различных областях составляла от 0,8 до 1,5–2 кг. 549 Сулайман – коранический персонаж, благочестивый и мудрый древний царь, библейский Соломон; в мусульманской мифологии считался покровителем духов (джиннов). 551 Джизъя – подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах, рассматривавшаяся как выкуп за сохранение жизни при завоевании; в более широком смысле – любая дань или контрибуция, взимаемая с иноверческих народов. 552 Харадж – поземельный налог в мусульманских странах, взимавшийся как с мусульман, так и с иноверцев; иногда этим термином обозначались налоги вообще. 556 Термин сакалиба Абу Хамид, по мнению А. Л. Монгайта, относит ко всем восточным славянам (Гарнати. С. 108). Д. Е. Мишин полагает, что этот термин у Абу Хамида «применяется к населению Киевской Руси, причем к населению славянскому, ибо автор отделяет его и от тюрок, и от угро-финнов» (Мишин 2002. С. 41). 557 «Реку сакалиба» в историографии принято отождествлять с Окой (Гарнати. С. 108–110) или Доном (Большаков 2006а. С. 772). Хотя этот гидроним называет единичный географический объект (в представлении ал-Гарнати), его семантическое содержание, скорее всего, гораздо шире и подразумевает всю совокупность речных путей, по которым двигался путешественник через славянские земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они не подлежат наказанию, если эти предписания не упомянуты в контракте нарочито (стр. 305–306). Если союзники и их данники вступают в сговор, дабы воевать с мусульманами, они с того же часа почитаются врагами, и всех таких воюющих дозволено убивать. Относительно же тех, кто не взял в руки оружия, надлежит установить, взирали ли они на затеваемую войну с одобрением или нет. Отказ данников платить подушную подать представляет собой нарушение договора, милостиво с ними заключенного. По мнению Абу Ханифа, такой отказ не составляет нарушения, если они не вернулись вдобавок на «землю войны» (дар ал-харб). Подать эта взимается силой, подобно тому как это делается с другими долгами. Им не дозволено возводить новые синагоги или церкви на земле ислама (дар ал-ислам). Не возбраняется, однако, восстанавливать старинные синагоги и церкви, пришедшие в упадок. Лишь в том случае, когда данники вступают с нами в битву, нарушение ими контрактов влечет за собой дозволение убивать их, грабить их имущество и порабощать их жен и детей. В прочих случаях их следует изгонять с мусульманской земли, выдавая им охранное свидетельство вплоть до того времени, пока они достигнут безопасного места в ближайшей стране, исповедующей многобожие. Если они не пожелают уйти по доброй воле, их изгоняют насильно (стр. 308–309). Маварди (ум. 1058) 6. Изгнание местных уроженцев с государственных административных постов Традиции, восходящие к халифу Омару ибн ал-Хаттабу (634–644) Поэтому сказал имам Ахмад ибн Ханбал: «Ни под каким видом не следует принимать помощи ни от евреев, ни от христиан, ни в каких официальных мусульманских делах, например, в сборе подушной подати (джизья)». Точно так же Абу Ханифа, ал-Шаф’и и другие законоведы считают, что назначать их на влиятельные и доверительные посты в любой области противозаконно; ибо неверие несовместимо с властью и доверием. Повеление Аллаха «не проси идолопоклонника о помощи» включает в себя помощь в обороне, назначение их управителями, писцами и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Подушка из шелковой материи разрешается к употреблению, как говорит Абу-Ханифа; но боа ученика его считают это непристойным. Такое же разногласие существует и относительно шелковых занавесок для дверей, потому что шелковые подушки и такие же занавески употребляются гордыми людьми, которым подражать запрещено. Между тем, Абу-Ханифа ссылается на пример самого Мухаммеда, который сидел на шелковой подушке, и что такая же подушка лежала на диване Абдуллы Ибн-Аббаса. Разрешается шелковая одежда воинам во время войны; по мнению обоих учеников потому, что сам пророк разрешил носить таковую во время сражения, так как шелковая одежда ослабляет давление вооружения и вызывает ужас у неприятеля. Убу-Ханифа, напротив, признает шелковую одежду непристойною, а в случае необходимости разрешает одежду из шелковой основы, затканной какими-нибудь другими нитями – таковая одежда была разрешена пророком воинам. Подобно этому разрешается воинам одежда из материи с шелковой основой и затканной шерстяными или бумажными нитями только в виду необходимости, а во всякое другое время ношение такой одежды считается непристойным для мужчин. Подобно роскоши в одежде, мужчинам воспрещается носить украшения из золота, исключая перстни с печатью и украшения на поясах и мечах. Таким образом, ношение золотых колец безусловно не допускается, в виду вышеприведенного изречения пророка; равно считаются непозволительными украшения из серебра, приравниваемого к золоту в этом случае; допускается исключение для серебра только для перстней ради печати, которая нужна правителям, а также на поясах и мечах. Считая поэтому дозволенным ношение серебряных колец, законоведы делают заключение, что кольца из камня, железа и меди запрещены. Рассказывают, что пророк, увидев однажды на пальце одного араба медное кольцо, сказал: «Я чувствую запах картины». А когда увидел на пальце другого человека железное кольцо, то сказал ему: «Я вижу на твоем пальце украшение жителей ада 48 ». При этом допускается, чтобы вставка в серебряное кольцо (так называемый глазок) была из какого-нибудь камня, который следует обращать к ладони руки, а не выставлять на верх, на показ другим. Женщинам разрешается носить кольца глазком вверх, потому что им разрешены вообще украшения, к числу которых относятся и кольца. Простым людям вообще рекомендуется не носить колец, так как нет в них надобности. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

556 В. В. Бартольд [т. 6, с. 567] полагал, что Халид шел на Йамаму со стороны Медины через перевал ал-Ахиса (Хайсийа) в горах Тувайк, однако несколько независимых сообщений о том, что Халид оставил войско около ал-Бутаха, ездил объясняться к Абу Бакру в Медину и вернулся, противоречат этому. Сомневаться в этих сообщениях нет оснований; действительно, вести войска 700 км от ал-Бутаха до Медины, а затем около 800 км до верховьев вади Ханифа, вместо 400 км прямого пути из ал-Бутаха на Йамаму, совершенно неразумно. Это подтверждается и тем, что до столкновения с Мусайлимой Халид подговорил тамимитов прогнать отряды союзников Саджах, собиравших дань (харадж), обусловленную договором с Мусайлимой [Таб., I, 1930]. В. В. Бартольд [т. 6, с. 568] изложил этот эпизод не совсем точно, назвав их «отрядами, собиравшими хлеб», тогда как арабский текст менее определенен (). Таким образом Халид обеспечивал свой тыл [Таб., I, 1931], но территория от ат-Гата до верховьев вади Ханифа могла быть тылом Халида только в том случае, если он двигался из ал-Бутаха, с северо-запада. 557 В одном из сообщений у ат-Табари говорится, что Шурахбил б. Хасана встретился с Халидом и они вместе столкнулись с войском Мусайлимы [Таб., I, 1937–1938]. Но странно, что потом в боевых эпизодах его имя ни в одном источнике не встречается. Не был ли он спутан с Шурахбилем, сыном Мусайлимы? 559 обычно переводится как «сад». Однако это не сад в современном понимании слова (т. е. участок, сплошь засаженный фруктовыми деревьями, в данном случае пальмами), а участок обработанной земли, обнесенный стеной, на котором есть и пашня, и огород, и деревья Что это была не пальмовая роща, доказывается участием конников в битве внутри стены [Куфи, т. 1, с 37, 39, Баланси, с. 93]. 563 Бартольд, т. 6, с. 571 – по данным ал-Балазури и ат-Табари, без оценки степени достоверности. 564 Так, Халифа б. Хаййат сообщает (со ссылкой на Зайда б. Аслама), что в битве погибло 450 мусульман, из которых 140 – мухаджиры и ансары, или 500 человек [Халифа, с.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Михаил Рождественский Библиография А.В.Коротаев, В.В. Клименко, Д.Б.Прусаков. Возникновение ислама. А.К.Аликберов. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абд аль – Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх: [каноны религиозной практики] пособие для исламских учебных заведений/Абд аль – Хамид Тахмаз [пер. с араб. А.Нирша] Абд аль – Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитских фикх в новом обличие. Религиозные обязанности (Ибадат): жертвоприношения (забихат, Удхийат, акыкат, хадй): изложение установлений шариата согласно мазхабу имама Абу Ханифы с указанием Корана и сунны. Абдальхамид Тахмаз. [Пер. с араб. Р.С. Ахмеджанова]. Религиозные обязанности (Ибадат). Абдулхаким Шаръий Жузжоний. Развитие шариата в Афганистане (Историко – правовое исследование) Автореферат диссертация кандидата юридических наук. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. Абдулмалек. Роль шариата и шариатского суда в оформлении частно – земельной собственности и сделок с землей в Афганистане в 50 – 70гг. XX в. (Анализ поземельных документов): Диссертация кандидата исторических наук. Институт востоковедения. Абу Ханифа Ад – Динавери, Антаки П.В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып. 1 – 2 СПб. Депортация духовных дел иностранных исповеданий 1912 – 1913гг. 2т.; 24 Об опеке, дарении и признании по учению Абу Ханифы. Агакеримова Чинара Агашерифовна. Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской Империи: Историко – правовой аспект: Автореферат/Диссертация кандидата юридических наук. Адыгамов Абдулла. Исламское право (фикх): очищение, молитва, пост, закят, хадж. Российский Исламский Университет. ал – Баша, Абдель Рахман Раафат. Картинки из жизни сподвижников Посланника Аллаха. Изд. при содействии ком. мусульман Азии из Кувейта. Аль – Бути Мухаммад Саид Рамадан. Путь размечен: отказ от мазхабов опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому шариату. Перев. с араб. З.Атаев, З.Увайсов. аль Албани Мухаммад Насир ад – Дин. Описание молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): с самого начала до конца, как если бы это видели собственными глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Clair Tisdall W. St. Shi’ah additions to the Koran//e Moslem World. Vol. III. N 3. July 1913. P. 227–241. Schaeder, Hans Heinrich. Zur Deutung der islamischen Mystik//Orientalische Literaturzietung 30 (1935). Watt W. M. Muhammad: Prophet and Statesman. Oxford University Press, 1961. Yan Retsö. The Arabs in Antiquity: their history from the Assyrians to the Umayyads. Routledge Curzon, 2003. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ихйа’ ‘улум ад-Дин («Возрождение религиозных наук»). Т. 1. М.: Нуруль Иршад, 2007. Абу Ханифа. Трактаты по вероучению. Акида. М.: Московский исламский университет, 2010. аль-Кардави Юсуф, шейх. Дозволенное и запретное в исламе. М.: УММА, 2007. аль-Худжвири. Кашф аль-Махджуб арбаб аль-Кулюб («Снятие завесы с сокрытого»). Андре Т. Исламские мистики. СПб.: Евразия, 2003. ас-Савваф Мухаммад Махмуд. Мусульманская молитва . М., 1994. ас-Садр Мухаммад Бакир. История ‘илм аль-усул. М.: Исток, 2009. Ат-Туси Абу Наср ас-Саррадж. Самое блистательное в суфизме/Хрестоматия по исламу. М., 1994. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 1966. Гайнутдин Равиль, муфтий шейх. Введение в шариат. М.: Медина, 2014. Гилкрист Дж. Мухаммад и его книга. СПб., 1999. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. М., 1988. Джалал ад-Дин Мухаммад Руми. Маснаи-йи ма‘нави («Поэма о скрытом смысле»). В 6 дафтарах. М.: Вече, 2013. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М.: УММА, 2007. Ислам: иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2011. Ислам: историографические очерки. М., 1991. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991. Ислам: энциклопедия культуры и искусства. М.: Эксмо, 2010. Исламское вероучение. Акыда. М.: Московский исламский университет, 2011. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. СПб.: Диля, 2010. Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1986. Коран. Пер. с араб. и коммент. И. Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986. Коран. Пер. с араб. и коммент. М.-Н. Османова. М.; СПб.: Диля, 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

До половины второго столетия мухаммеданской эры, вся ученость толкователей Корана (Мюфассиров), сведущих в преданиях (Мюхаддисов) и правоведов (Факихов) заключалась в изустном знании своих предметов: кто владел сильною памятью и хорошим соображением, тот и был ученый и законоведец. Таковые знали наизусть весь Еоран с его всевозможными толкованиями, дошедшими до них от Мухаммеда или самых первых и ближайших к нему собеседников-товарищей; знали все предания с объяснениями и все положения (араб.), вытекающие из того и другого или из прочих элементов закона. т. е. иджмаа и кыяса. Они пользовались правом мюджтахида, т. е. безусловного авторитета, и потому решали всякое дело по собственному разумению, передавали свою мудрость ученикам и т. д., и все это производилось изустно. Около половины второго столетия приступлено было к составлению руководительных книг по всем шараским наукам. 5 В продолжение ста лет появились шесть школ или сект, из которых четыре главные доселе составляют учение огромной массы последователей Сюннята. Учредители этих школ, столпы ислама , которых имена не произносятся устами сюннитов без восклицательных фраз, выражающих глубокое почтение к их памяти, были: 1) Ниман-бен-Сабит, прозванный Абу-Ханифа, которого по старшинству называют Имам Агзам, т. е. величайший или старший Имам (ум. 150 г.); 2) Имам Малик (ум. 179 г.); 3) Суфьян Ассаури (ум. 161 г.); 4) Имам Мухаммед Аш-шафий (ум. 204 г.); 5) Имам Ахмед бен Ханбяль (ум. 241 г.); и 6) Имам Давуд Аззагири (ум. 270 г.). Из школ или сект (араб.), основанных этими Имамами, в настоящее время существуют только четыре, именно школа Имама Абу-Ханифы или Имама АгзаМа, школа Имама Малика, Имама Мухаммеда Аш-шафия и Имама Ахмеда бен Ханбяля. Последователи этих сект, по именам их учредителей, называются Хангм/штами, Малжитами, Шафиишами и Ханбллитами. Все эти четыре секты считаются у Мухамеддан равно право – верующими и хотя последователи каждой секты отдают преимущество своему Имаму, однако не имеют права входить в рассуждение о сравнении достоинств всех Имамов; в случае же необходимости мухаммеданам предписывается руководствоваться правилами ближайшей секты; потому что если между мнениями мюджтахидов существует разница, 6 то ничтожная, так что если вникнуть в сущность дела, – разницы не найдется. Мухаммедане в России, за исключением не многих, исповедуют ислам по учению Абу-Ханифы 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Здесь были названы основные известные в мусульманском мире мазхабы, которых, конечно же, было больше. К настоящему времени в суннитском исламе, как уже было сказано, осталось только четыре из них: ханифитский (Абу Ханифа), маликитский (Малик ибн Анас), шафиитский (Аш – Шафии) и ханбалитский (Ахмад ибн Ханбал), хотя незначительное количество представителей некоторых других мазхабов остается и сейчас. Основатели этих четырех мазхабов относятся к разряду абсолютных муджтахидов (муджтахид мутлак), т.е. ученых, способных самостоятельно выносить суждения, опираясь на собственные знания и методы, не обращаясь при этом к имаму. Исламские ученые пришли к выводу, что после четырех столетий существования ислама никто из ученых не достигал уровня мутлак муджтахидов, основателей мазхабов. Хотя выдающихся муджтахидов, внесших свой вклад в исламское правообразование, было много. Вот только самые известные из них: Ибнуль – Джаузи (510 – 597 гг.), Ибн Таймия аль – Харрани (661 – 728 гг), Ибну – Къаййимиль – Джаузия (691 – 751 гг.), Абу Йусуф (731 – 798 гг.), Мухаммад Аш – Шайбани (749 – 804 гг.), Абу Хамид Мухаммад аль – Газали (1058 – 1111 гг.), Такъиййуддин ас – Субки (1284 – 1355 гг.), Абдульуаххаб аш – Ша " рани (1493 – 1565 гг.), Ибн Хаджар аль – Макки (1494 – 1566 гг.), Абд уль – Гани ан – Наблуси (?), Ибн Абидин (1784 – 1836 гг.), Ибн Хаджар аль – Аскъалани (?), Ан – Науауи (631 – 676 гг.) Исламских ученых волнует проблема разобщенности уммы, ее фракционности. Фанатичная приверженность одному из четырех мазхабов существенно мешает преодолению этого раскола. Для того чтобы нейтрализовать фанатичные настроения и подвигнуть мусульман к объединению, строго запрещается возвышать один мазхаб перед другим. Признаются истинными все четыре мазхаба. Имам Малик по этому поводу говорил: «Каждый правоверный мусульманин может следовать любому из мазхабов ахль ус – Сунны валь – Джама " а, так как все они верны и ведут к спасению» 44 . Каждый мусульманин имеет право по своему желанию избирать для себя мазхаб и даже менять его, если на то есть веские причины. Например, если он увидел, что в отношении некоторых вопросов другой мазхаб является более сильным. Перемена мазхаба в этом случае не только не предосудительный, но даже похвальный поступок. Однако запрещается, придерживаясь одного мазхаба и имея силы для исполнения сложных предписаний, использовать методы другого, ища более легкого пути.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Из муджтахидов второго и третьего веков гиджры шесть ученейших и благочестивейших докторов мусульманского права: Имам Агзам или Абу-Ханифа, Имам Малик, Имам Ассаури, Имам Ашшафий, Имам Альханбал, Имам Аззагири основали шесть самостоятельных школ законоведения, отличавшихся одна от другой в некоторых частностях, но согласных в основных пунктах и в духе мусульманского правоверия и потому почитаемых всеми суннитами одинаково истинными. Из этих школ самою авторитетною, первою среди равных считается школа Имам-Агзам 37 , а две школы (Ас-Саури и Аз Загири) недолго существовали самостоятельно; последователи их постепенно присоединились к другим школам и самые школы не упоминаются в наше время. Последователями школы Имам-Агзама (Абу-Ханифы) считаются мусульмане России, Турции, Бухары, Хивы, Афганистана и большая часть мусульман Индии. Последователи Имама Шафия считаются мусульмане Аравии и Египта, Явы и Цейлона. Последователи Имама Малика живут в северной Африке и Испании. Последователи Имама Ханбаля не представляют большинства ни в одной мусульманской стране, но встречаются в Аравии и в Балхе. Основатели самостоятельных юридических школ (мазхаб) не имели большой возможности и надобности письменно изложить при своей жизни полную систему законоведения: но новости и трудности дела, а также по обычаю стремились устно передать свое понимание и толкование основ фикха своим ученикам; в письменном же изложении своего учения они не видели большой надобности, потому что каждый ученик мог лично получить от своего муджтахида нужное разъяснение того или другого юридического положения или вопроса 38 . Поэтому от основателей школ не осталось много писаных трудов; Абу-Ханифе приписывают всего три сочинения: Маснад, Фикху-ль-ильм и Муаллим, в которых он изложил основания верований мусульман, заблуждения и противоречия неправоверующих и краткий катехизис мусульман. Имам Малик оставил одно сочинение – Муватта, в котором приведены наиболее замечательные решения пророка. Имам Шафий написал: «Усуль», т.е. основы фикха, Саннан и Маснад – трактаты о преданиях и, кроме того, разные сочинения по богословию. Имам Ибн-Ханбал написал «Муснид», содержащее в себе избранные предания, а другой тарктат его заключает в себе краткие правила и изречения, касающиеся управления страстями человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Пока Халид восстанавливал власть ислама в Северном Неджде, Абу Бакр послал для подчинения Бахрейна отряд под командой ал-Ала б. ал-Хадрами, который, проходя через Йамаму, видимо, имел столкновение со сторонниками Мусайлимы. Специально для борьбы с последним был послан Икрима б. Абу Джахл, а следом – Шурахбил б. Хасана. Но Икрима не стал его ждать, напал на сторонников Мусайлимы и потерпел поражение. Абу Бакр понял, что с Мусайлимой не справиться малыми силами, и отправил Икриму в Хадрамаут, а борьбу с Мусайлимой поручил Халиду и его проверенному в боях войску, которое подкреплялось отрядом Усамы б. Зайда. Халид не стал дожидаться его готовности и поспешно выехал в ал-Бутах, туда подошли 400 воинов Усамы б. Зайда 555 , и Халид двинулся на Йамаму вдоль Нефуда 556 . Шурахбил также не стал дожидаться прихода Халида и предпринял неудачную попытку перехватить у него славу победителя «врага Аллаха», но, как и Икрима, не имел успеха и тоже был послан в Южную Аравию 557 . При вступлении в Йамаму разъезду Халида случайно удалось захватить видного сторонника Мусайлимы, Муджжаа б. Мурара, выехавшего с 23 человеками по делам кровной мести. Халид перебил его воинов, оставив только самого Муджжаа как заложника, которого приглашал ежедневно к себе разделить трапезу, но держал в оковах. Около Акраба, которую В. В. Бартольд помещает в верховьях вади Ханифа, мусульманское войско столкнулось с противником. У Халида было несколько более 4000 человек, у Мусайлимы, по оценке очевидцев, примерно такое же число 558 . Халид разделил свое войско на три части по фронту, поставив в центре мухаджиров, знамя которых нес мавла Салим, на одном фланге – ансаров, на другом – таййитов. Мелкие группы бедуинов были включены в общий строй. Верблюды вместе со всем имуществом, женами и прислугой находились в лагере. Отдельную группу составила кавалерия. Сражение началось рано утром и шло с необычайным ожесточением. Оба предводителя воодушевляли своих воинов напоминанием о том, что они защищают истинную веру. Сначала Халид спокойно сидел на возвышении, наблюдая за ходом битвы, но вскоре натиск противника заставил мусульман отступить до лагеря, и ему пришлось повести за собой отступивших с мечом в руках. Трижды ханифиты прорывались к мусульманскому лагерю, и трижды мусульмане отбрасывали их и, в свою очередь, гнали ханифитов до их лагеря. Несколько знаменосцев Халида пали, защищая знамя.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010