По поводу обязательности малого паломничества мнения ученых разделились. Некоторые из них (имамы Аш – Шафии, Ахмад ибн Ханбал) считали, что малое паломничество также обязательно, как и большое (хадж). При этом они опирались на аят Корана: «И наилучшим образом совершайте хаджж (большое паломничество) и умру (малое паломничество) ради Аллаха» (К.2:196). Другая же часть богословов (имамы Абу Ханифа, Малик ибн Анас) полагала, что малое паломничество относится к желательным поступкам (сунна) и совершается лишь один раз в жизни. В качестве аргумента они указывали на то, что Мухаммед не включил умру в число пяти столпов ислама. «Также в хадисе, переданном Джабиром, сказано: “К посланнику Аллаха пришел бедуин и обратился с вопросом: “О Пророк, сообщи мне о малом паломничестве, является ли оно обязательным?” На что последовал ответ: “Нет, но совершение тобою малого паломничества – благо для тебя”» (См.: Ат – Тирмизи М. Джами " у ат – тирмизи [Сборник хадисов имама ат – Тирмизи]. Рияд: аль – Афкяр ад – давлия, 1998. С. 169, хадис 931) 157 . В конце всего мусульмане посещают могилу Мухаммеда в Медине. Это действие не относится к хаджу, но чувство мусульманского долга и признательности Мухаммеду за тот вклад, который он внес в ход мировой истории, побуждают «правоверных» к посещению Медины. Мечеть Мухаммеда в Медине, хотя и меньше мекканской, но все равно поражает своими размерами. В юго – восточной ее части находится могила арабского «пророка». Подходя к его усыпальнице, мусульмане должны произнести: «Мир и молитва тебе, о пророк, любимец Аллаха, о великий провидец». Существует мнение имама Навави касательно посещения могилы Мухаммеда. Он говорит, что «порицаемо прикасаться к ней рукой и целовать ее, по правильному адабу (культура, этикет, традиции – авт.) надо быть на расстоянии от нее, так, как если пришел кто – то посетить Пророка при его жизни. Это будет правильно. И не следует обольщаться действиями многих простых людей, которые нарушают эти адабы. Опасность их в том, что они полагают, что прикосновение рукой и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Наиболее существенные потери мусульмане понесли в Йамаме, где в сражении с племенем бану ханифа в 633 г. погибли около 70 знатоков Корана. Проблемы сохранности текста Корана Опасаясь за сохранность священного текста, праведный халиф Абу Бакр предпринял первую попытку записать текст целиком. Первый письменный экземпляр Корана получил название мусхаф (с араб. – букв. «книга», «свиток»), который до потомков, увы, не дошёл. С течением времени появилось немало разногласий в чтениях священного текста, это особенно касалось форм чтения (харф). Дело в том, что пророк был носителем курайшитского диалекта арабского языка. Но в арабском языке существовало несколько диалектов, и различия между ними были довольно заметны. Как пишет отечественный филолог-арабист Г.Р. Аганина, «пестрая картина говоров в Аравии, чужеродная языковая среда в районах первоначального распространения ислама создавали почву для вариантного чтения Корана» 842 . Как гласит исламское предание, Мухаммад, осознавая, что его проповедь может быть не понята представителями других племён, попросил Всевышнего упростить усвоение Корана для всех людей. В ответ на мольбу пророка Аллах ниспослал своему посланнику священный текст в семи харфах. Это означало, что некоторые слова или даже целые аяты могли читаться по-разному в зависимости от диалекта. Но следует отметить, что все эти расхождения сначала воспринимались первыми мусульманами как норма, как важное и неотъемлемое свойство Божественного откровения. О формах чтения Корана Харф (араб. harf – букв. «край», «конец»; «буква»; «частица»; «слово») – слово весьма многозначное. В корановедении, как признаются сами исламские исследователи, нет единого определения и толкования данного понятия. Существует от 35 до 40 различных точек зрения на этот счёт. Для описания семи харфов мусульманские учёные систематизировали и обобщили различия между разными традициями чтения священного писания – кираатами. Согласно мнению большинства знатоков Корана, наиболее авторитетной и заслуживающей доверия является точка зрения иракского чтеца Корана ибн Бундара, который различал следующие виды харфов 843 : – изменение огласовок, которые не влияют на значение слова;

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

150 Так же поступают и современные нам образованные татары, старавшиеся убедить своих и чужих в том, что основатель ислама имел философский взгляд на человечество и прогресс, и по современному рассуждал о науке и образовании. Газета «Терджиман» за предыдушдие годы и до сих пор настаивает на этом. В 64 этой газеты за 1905 год, в самом начале читаем: «В Коране говорится: Разве невежды могут быть равными со знающими? Этим стихом пророк именем Бога указал своим последователям на преимущества знающего перед невеждой и определил значение и необходимость знаний для человека, чтобы он мог осмысленно и самостоятельно жить. Масса изречений пророка свидетельствуют, что он на науки и знания смотрит, как на источник и причины прогрессивной жизни и благоденствия своих последователей; потому, в видах поощрения их, возвел занятия науками и распространение их среди народа путем обучения на степень религиозного культа. В первые века появления ислама, искренне воодушевленные новой религией, чуткие последователи ее поняли значение этого зова своего пророка к знаниям и наукам; они как бы прозрели последствия этого божественного внушения, прониклись им и удивительным для того времени прогрессом, достигнутым в области пророчества Магомета, и доказали миру, что ислам есть жизненная религия» и т. д. 153 Ибн-Джарих, Малик, Аль-Аузаи, Химад бен-Муслима, Му’мар, Суфьян-Ассаури, Абу-Ханифа, Ар-Раби’бен-Сабах, Джарех бен-Абдул-Хамид, Ибн-Шихаб и Ибн-Мубарак (Казембек), 154 История мусульманских народов.Лекции и пособие к лекциям проф. А.Е. Крымского. Часть первая(Москва, 1902). Стр. 183 и след. 156 О главных руководствах по мусульманскому законоведения см. в моем издании «Исламоведние» Шариат (Ташкент, 1912). 158 Потом были известны знаменитые арабские историки и путешественники (Балазори, Ибн-Котайба, Динавари и Табари, Масуди, Макдиси, Ибн-Фадлан, Ибн-Батута и др.), оставившие науке необыкновенно ценные труды по истории и географии (см. в истории мусульманских народов проф. А.Е. Крымског, стр. 280).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Шариат Шариат (араб. «аш-шар’а» – «закон», «ясно установленный путь»), представляет собой комплекс верований и религиозно-правовых норм, которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни. Сложившись в средние века, он до сих пор остается действующим в ряде мусульманских стран. Шариат с самого начала был органически слит с богословием ислама, пронизан его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве части единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы, с одной стороны, регулировали общественные отношения, а с другой – определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Существуют различные взгляды на соотношение шариата и фикха (собственно мусульманского права). Некоторые мусульманские авторы рассматривают эти понятия как синонимы, другие считают шариат (как Богом данный закон) предметом фикха как правовой теории. Мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм, имеющих сугубо юридическую природу. Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу Ханифа (ум. 767), Малик ибн Анас (ум. 795), Мухаммед ибн Идрис Шафии (ум. 820) и Ахмад ибн Ханбал (ум. 855). Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (сунниты) сгруппировались в четыре основных направления (мазхаба), представлявших собой, по существу, самостоятельные правовые школы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

10. Тауфик Ибрагим. На пути к коранической толерантности. Нижний Новгород: Медина, 2007. 11. Прозоров С. М. Ашари//ПЭ. Т. IV. М., 2001. 12. Иджтихад//ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180-181. 13. Рощин М. Ю. Джинны//ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 538. 14. Алексеев И. Л. Сунна//Религиоведение /Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1022. 15. Прозоров С. М. Бухари//ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 404. 16. Французов С. А. Варака//ПЭ. Т. VI. М. С. 654-655. 17. Французов С. А. Аравия//ПЭ. Т. III.M. 18. Французов С. А. Гассаниды//ПЭ. Т. X. М., 2005. С. 442-444. 19. Французов С. А. Ади ибн Зайд аль Ибади//ПЭ. Т. I.M., 2000. 20. Алексеев И. Л. Шариат//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1194-1195. 21. Алексеев И. Л. Маликиты//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 605. 22. Бибикова О. П. Абу Ханифа//ПЭ. T.I. М., 2000. 23. Алексеев И. Л. Мазхаб//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 602. 24. Джафариты//ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 523. 25. Иджма//ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180. 26. Жантиев Д. Р. Ханбалиты//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1141-1142. 27. Кобищанов Т. Ю. Зиммии//ПЭ. Т. XX. М., 2009. С. 145-146. 28. Прозоров С. М. Зайд бен Али//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 29. Прозоров С. М. Зайдиты//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527-528. 30. Алексеев И. Л. Исмаилиты//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 431-432. 31. Алексеев И. Л. Шиизм//Религиоведение /Энц. словарь. М., 2006. С. 1200-1201. 32. Бибикова О. П. Али бен Аби Талиб//ПЭ. Т. II. М., 2000. 33. Кириллина С. А., Кобищанов Т. Ю. Друзы//ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 287-288. 34. Кобищанов Т. Ю. Друзско-маронитский конфликт//ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 286- 287. 35. Прозоров С. М. Зайд бен Али//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 36. Прозоров С. М. Зайдиты//ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527. 37. Акимушкин О. Ф. Бистами//ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 225-226. 38. Рыбалкин В. С. Вали//ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 534-535. 39. Силантьев Р. А. Ислам и Христианство. Попытки восстановления диалога в 2007 году [Электронный ресурс]/Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/persons/291123/index.html , свободный. - Загл. с экрана и др.

http://bogoslov.ru/article/740746

При запрещении золота, как самостоятельного украшения, разрешается вставлять в серебряное кольцо кусочек золота, которое в данном случае является только принадлежностью кольца, как шелковая оторочка на одежде. Золото, даже в виде золотой нитки, не дозволяется, хотя бы в этом была нужда, когда есть возможность обойтись серебром. Однако, рассказывают об одном случае из жизни пророка, разрешившего употребление золота, именно: некто Арифджа, сын Асада, лишился носа вследствие раны, полученной в сражении, и заказал себе искусственный нос из серебра. Но этот нос издавал дурной запах, и пророк приказал ему сделать другой нос из золота. Абу-Ханифа так и объясняет разрешение золота только необходимостью, а вообще считает золото запрещенным по существу, тем более, что оно удобно может быть заменено серебром. Исходя, очевидно, из желания противодействовать роскоши мусульман, шариат считает непристойным одевать и детей в шелковые одежды с золотыми украшениями, так как такая одежда запрещена мужчинам, подобно тому, как незаконно не только самому пить вино, но и поить им другого. Наконец, считается непристойным, как пустое излишество, иметь при себе носовой платок, хотя некоторые ученые допускают это в случае необходимости 50 , а вообще обычай носить платок для показа осуждается. При этом делается странное сравнение употребления носового платка с сидением, когда колени подняты к подбородку и обхвачены руками. Такое сидение разрешается только в виде отдыха, но не для показа своих колен. Все эти указания, приведенные в Хидае (т. IV, стр. 70 и след.), удобно объясняются граничащей с бедностью простотой домашнего быта арабов времен Мухаммеда и стремлением учредителей школ законоведения поддержать эту простоту в арабском народе, которому вследствие широких завоеваний угрожала опасность от роскоши. Но время взяло свое, и в настоящее время мы видим среди мусульман резкие отступления от правил шариата, как в украшениях одежды, так и в домашнем обиходе вообще: золото, драгоценные блестящие камни, шелк и бархат встречаются теперь повсеместно среди мусульман разных классов, не исключая сословия ученых и судей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

По сути иджма в настоящее время представляет собой единственную реальную основу мусульманского права. Коран и Сунна – только ее исторические источники. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сборниках хадисов, а в книгах, в которых изложены решения, освященные иджмой. Поэтому иджма имеет исключительно большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы права, независимо от их происхождения, подлежат применению. Факифы имеют право выносить фетву – решение по какому-либо вопросу. Фетва может основываться не только на Коране, Сунне или иджме, но и на мнение средневековых авторов. Особенно часто к этому прибегают экстремисты. Так, в феврале 1998 года они издали фетву о том, что индивидуальной обязанностью (фард айн) каждого мусульманина, у которого есть такая возможность, является убийство американцев и их союзников – как гражданских, так и военных – в любой стране мира. Текст этой фетвы весьма интересен в свете рассматриваемой проблемы. Необходимость борьбы с американцами обосновывается ссылками не только на Коран и Сунну, но и на средневековые фетвы Ибн-Кудаму, аль-Кисаи, аль-Куртуби и Ибн-Таймийю (его имя в фетве не упоминается, он назван там шейхом Ислама). Обязанность мусульман вести джихад против мусульманских правителей, которые, по их оценке, отступают от ислама, салафиты обосновывают (или выводят), обращаясь к фетвам того же Ибн-Таймийи. Особую популярность приобрели у них так называемые фетвы против татар (татаро-монгол) 7 . Мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм, имеющих сугубо юридическую природу. Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу Ханифа, Малик ибн Анас Мухаммед ибн Ид-рис Шафии и Ахмад ибн Ханбал. Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (сунниты) сгруппировались в четыре основных направления (мазхаба), представлявших собой по существу самостоятельные правовые школы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, шафииты, ханбалиты. Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и другие.

http://azbyka.ru/religioznye-osnovy-isla...

Почему же православная мистика говорит о пребывании Бога в человеке,  о вселении Бога в человека, об обитании Бога в человеке, о неразлучности Бога и человека, а исламская мистика – нет? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к исследованию оснований двух вероучений. В словах св. Силуана Афонского Бог описывается как Дух. Таково общее христианское учение, имеющее многотысячелетнюю историю. «Бог есть Дух ( Ин. 4:24 ), — учит Священное Писание. — Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое  слово ( Прем. 1:7 ). Нетленный Твой Дух пребывает во всем ( Прем. 12:1 )». Христианство говорит нам, что Бог есть Дух Вездесущий, Неограниченный, Беспредельный, Всесовершенный. Христианское Откровение учит нас, что Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и что природа Его — совершенно невещественная. Он не имеет образа, формы, вида. Он вездесущ и всепроницающ, пребывает всюду, не смешиваясь со Своими созданиями.  Он находится за пределами всякого измерения, беспрепятственно сквозь все проникает, «всякий предел преодолевает, ничем не будучи вмещаем и постигаем, но во все и выше всего простираясь непрестанными импульсами Своих бесконечных энергий» 6 .  Если Бог всецело духовен, то Он может пребывать везде, в том числе и в человеческой природе. При этом Его пребывание в человеке будет особенным пребыванием, поскольку человек есть разумное существо, душа которого создана по Образу и подобию Бога. Пребывая в человеке, Бог общается с человеком,  дает человеку знание о Себе, превращает человека в соучастника Своей Божественной жизни. Соединяясь с человеком, Он предлагает ему величайший дар и предел желаемого — обожение . Через обожение человек становится причастником Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ), то есть получает по неизреченному Божьему дару ту полноту Жизни, Которой Бог обладает по Своей сущности. Ислам, напротив, категорически отрицает духовность Бога 7 . Аллах ислама – не Дух, поэтому вездесущие Аллаха весьма ограниченно. Основатели исламских правовых и богословских школ (мазхабов) наделяют Аллаха антропоморфными чертами и свойствами. Так, имам Абу Ханифа говорит о вездесущии Аллаха: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: “Я с тобой”, — однако ты рядом с ним не находишься» 8 . По его мнению, у Аллаха есть рука ( йад ), лик ( ваджх ), Аллах спускается на ближнее небо ( ан-нузуль ), восседает на троне ( аль-‘арш ) на небе. По мысли имама аш-Шафии, у Аллаха есть правая рука, лик, стопа, пальцы, Аллах улыбается, не является одноглазым ( а’уар ), также спускается ночью на ближнее небо. Имамы Малик бин Анаса и Ахмад бин Ханбаль тоже признают руки, лик, стопы, трон, восседание, хождение по небу 9 . Все суннитские богословы едины в одном – Аллах не есть Дух, следовательно, неспособен обитать, пребывать и присутствовать в человеке.

http://azbyka.ru/islamskaya-sufijskaya-m...

Сочиняя сатиры на Мохаммеда, Омайя сильно протестовал против его пророческого посланничества, но Мохаммед, осуждая, называя Омайю и в Коране, напр. в 174 – 185 стихах VII главы, «заблуждающимся даже больше скотов», уподобляя его «лающей собаке», все таки не мог воздержаться от восхищения религиозными (духовными) стихотворениями Омайи, и часто повторял его стихи, начинавшиеся так: «Хвала Аллаху поутру и вечером! Господь наш даровал нам благополучное утро и успешный вечер». «Господь веры ханифов, которых правила всегда были твердыми, весь мир полон Твоего могущества»! По преданию Мохаммед также говорил об Омайе: «Омайя был верующим в своих стихотворениях и неверным в сердце». – И еще: «истинны слова Омайи». В первой строке, – замечает Шпренгер, – 174 ст. VII главы Корана Мохаммед говорит, что Бог сообщил Омайе свои «знамения», а выражение это, часто встречающееся в Коране, всегда относится к Аврааму, Моисею и другим пророкам, или к самому Мохаммеду, и всегда оно означает сообщение Богом откровений. По преданию же Омайя еще прежде Мохаммеда надеялся быть ожидаемым арабским пророком. И приводимое место Корана, кажется, доказывает, что Мохаммед некоторое время признавал Омайю проповедником истинной религии, – истинной веры в единого Бога. Вероятно поэтому-то, не смотря на осуждение Омайи Мохаммедом, все арабы и мохаммедане считали его одним из самых славных поэтов Аравии, чрезвычайно любили его единобожные стихотворения, которые живо распространялись, сильно влияли и долго потом жили в устах народа. А эти произведения Омайи, из которых к сожалению сохранились только небольшие отрывки, по большей части были религиозного содержания. Кроме приведенного выше образца стихотворений ханифа Омайи сына Абу-Ссальта, вот в приблизительном переводе еще некоторые стихи одного из гимнов, воспетых им Богу. «Пока жив, восхваляю, прославляю и благодарю я Бога. «Бога – царя царей, который ни над собою не имеет владыки, ни бога подобного Ему. «О человек! думай о смерти; ты ничего не можешь утаить от Бога. «Не признавай никаких других богов рядом с Аллахом, ибо путь истины ныне ясен. «Будь преблагословен (Господь)! они возлагают свою надежду на джиннов, но Ты Бог , Ты наш Господь, наша надежда! «Ты Господь, – и ничего мне более не нужно, о Аллах! Пусть видят, что я не верую ни в какого бога, кроме Тебя: второго Аллаха нет! «Вся моя молитва должна бы состоять в произнесении одного только имени Твоего, Господи но прибавлю: прости мне мои грехи!

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Добравшись до места назначения в октябре 2013 года, Преснякова вступила в ряды террористической группировки «Джамаат Абу Ханифа» и прошла там специальную подготовку. В июне 2014 года ее муж азербайджанец был уничтожен правительственными войсками, а она сама сконцентрировалась на вербовочной деятельности в социальных сетях. Сейчас в ее отношении возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем). Преснякова объявлена в межгосударственный и международный розыск за преступления террористической направленности 36 . «Корреспондентам «МОЕ!» все-таки удалось разыскать бабушку и маму Кристины и пообщаться с ними. Соседи Кристининой бабушки Галины предупредили нас, что, если баба Галя будет не в духе, к ней лучше не подходить. Но нам повезло: женщина была в расположении. – Почему Кристина уехала? Да связалась она с каким-то, вот он ее и окрутил, – начала рассказ Галина. – А что мы сделаем-то? Подруги у нее появились, тоже в этих платках ходили. Где она этих девчонок нашла, не знаю. А года три назад уехала тайком от нас. Сейчас вроде в Сирии. Больше ничего не знаю. Дочь мою то и дело в ФСБ вызывают. А Кристина иногда Светке звонит... Вы бы с дочерью лучше поговорили, она мне мало что рассказывает. Баба Галя сказала нам, что маму Кристины Светлану можно увидеть на работе, та торгует разливным квасом. – Что вы хотите узнать? – неохотно начала с нами разговор Светлана. – Я думаю, что Кристину зомбировали. Не знаю, когда я упустила ее. Сначала появился у нее какой-то странный парень, а потом смотрю – она книжки религиозные стала домой приносить. Сколько я с ней ругалась, но все без толку. А потом Кристинка пропала. Только спустя месяц я узнала, что дочь вышла замуж. Через какое-то время дочка мне позвонила, сказала, что находится в Сирии. – Я ее спрашивала: «Зачем ты уехала, что хорошего там?» – продолжает Светлана. – А она мне в ответ: «А что хорошего в России? Там одни проститутки живут». Говорит, что дом у нее свой в Сирии, но где именно, не рассказывает. Сказала, что снова вышла замуж. Я спрашивала, воюет ли ее муж. Но она резко ответила, что не мое это дело. Последний раз говорила с ней четыре дня назад. Каждый раз говорю: «Вернись назад, отсидела бы десятку, но зато совесть чиста». Но дочь твердит, что дороги назад нет. Честно скажу: была бы моя воля, я бы ее своими руками задушила» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010