За противоестественную связь между двумя женщинами полагается по 100 ударов плетью (наложницам – половина наказания свободных). За спиртные напитки и наркотики – 80 ударов плетью. Хотя твердые виды наркотических веществ, например, опиум и другие «дары мака», считаются по шариату дозволенными. Что касается кражи, то за этот вид правонарушения полагается отсечение пальцев либо кисти правой руки: «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за их злодеяния – как наказание от Аллаха им и в назидание другим» (К.5:38). При повторной краже рука отсекается по локоть, после еще двух раз – левая рука. Но как уже было сказано, в этом вопросе имеют значение смягчающие обстоятельства. Ими могут быть: тяжелое материальное положение, действие по принуждению, незнание того, что украденное находилось в частной собственности, а не являлось, например, общественным имуществом (вакф). Имамы – основатели ведущих мазхабов, имели неодинаковые взгляды на этот способ наказания. «АбуХанифа, например, говорил, что отсечению руки должно подвергать только за вещь в 10 диргем; Аш – Шафии – в 4 динара, или 12 диргем, а Малик – в 3 диргема. Разногласие это показывает, что каждый говорил по произволению, без прочного основания в предании, как думают мусульмане» 66 . При этом также считается, что казнь через отсечение руки не применяется за «маловажные покражи» из даров природы: деревьев, травы, рыбы, птицы, садовых плодов. Также за спиртосодержащий напиток, крест или шахматную доску, так как вор может сказать, что, поскольку это запрещено, он украл их с намерением уничтожить. На Коран Аш – Шафии не распространяет правила смягчающих обстоятельств. Сохранились свидетельства очевидцев этого вида казни. Тот же датский журналист Йорген Бич передает, что Саудовская Аравия строго держится норм шариата касательно этого вопроса и предписывает публично отсекать ворам руки. Так он рассказывает, что был очевидцем казни одного человека, уличенного в воровстве. На площадь в сопровождении полицейского привели трясущегося от страха правонарушителя.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Этот труд позволяет современному читателю – специалисту и неспециалисту – уяснить крайне существенный аспект сложной жизненной ситуации на Ближнем Востоке. 1 Хабиб ибн Муслама (617–662) – военачальник при Му’авии, руководивший завоеванием Армении. 2 ...народом Книги (или Писания) – название, основанное на Коране (9:29), данное мусульманами приверженцам религий Откровения, т.е. евреям и христианам. 3 Марван ибн Мухаммад (ум. 750) – последний халиф династии Омейядов в Дамаске, перед тем – правитель Армении. 6 Условия соглашения, заключенного Мухаммадом (Магометом) с евреями Хайбара, послужили прецедентом для последующей мусульманской военной тактики. Земля оставлялась во владении побежденных в обмен на ежегодную ренту, выплачиваемую натурой. Такого рода договору часто отдавалось предпочтение, так как арабы неохотно занимались земледелием. 8 Фэй – «добыча». Традиционные мусульманские комментаторы производят это слово от глагола афаа, «вернуть обратно» (ср. Коран 59:7) то, что законно принадлежит Аллаху, а, следовательно, мусульманам. Как правило, это добыча, захваченная в результате безусловной капитуляции противника: пятая часть ее, шла имаму, а остальное делилось между солдатами. владения, оставленные без охраны солдатами и наемниками. Аллах знает лучше всех, где благо! (стр. 43). 11 Конфедерация племен Северной Аравии, разгромленная Мухаммадом в битве при Хунейне в 630 году. 18 Здесь и далее жирным шрифтом указаны номера источников по библиографии, имеющейся в конце тома. 19 Иджтихад – формальный юридический термин, означающий буквально: «Попытка составить мнение относительно судебного дела или судебного постановления». 20 Ан-Ну’ман ибн Табит ибн Зута Абу Ханифа (ок. 767) – ведущий знаток фикх " а, богослов, основатель одной из школ мусульманской юриспруденции, ханфи. 21 Узэйр упоминается в Коране (9:30). Обычно он отождествляется с Эзрой, которого, по утверждению мусульман, евреи считали Сыном Божьим. 22 Эта далекая от истины информация отвечала, видимо, желанию автора, чтобы зимми в современной ему общественной администрации были заменены мусульманами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

6. «В конце времен люди будут незрелыми, глупыми и испорченными. Они будут говорить о лучшем из созданий и читать Коран, но он не уйдет дальше их глоток. Если вы встретите их, убивайте их, потому что, поистине, кто бы ни убил их, того наградит Аллах в Судный день». 7. «Они худшие из людей и худшие из всех созданий». 8. «Вершина неверия – ближе к востоку (т. е. к Неджду). Гордость и высокомерие среди народа лошадей и верблюдов (т. е. арабов-бедуинов)». 9. «Грубость и холодность сердец находятся на востоке (т. е. в Неджде), а истинная вера – среди людей Хиджаза». 10. «О Аллах, благослови нашу Сирию и наш Йемен!» Они сказали: «И наш Неджд, о, Посланник Аллаха!» Пророк не ответил. Он благословил Сирию и Йемен дважды. И они дважды просили, чтобы он благословил Неджд, но он не ответил. В третий раз он сказал: «Там (в Неджде) будут землетрясения и разногласия и там зародится эпоха Шайтана». 11. «В конце времен выйдет человек из страны Мусейлимы, и он изменит религию ислама». Примечание: большинство хариджитов были из области Неджда, из племен Бану Ханифы, Бану Тамима и Ваиля. Мусейлима был из племени Бану Ханифы, а идейный глава ваххабизма ибн Абдуль-Ваххаб происходил из племени Тамима. Когда Али убивал хариджитов, кто-то сказал: «Слава Аллаху, который уничтожил их, и освободил нас от них». Али ответил: «Поистине, клянусь тем, в чьих руках моя душа, некоторые из них – все еще в чреслах людей, и они все еще не рождены, и последний из них будет бороться на стороне Даджаля (Антихриста)». Абу Бакр сказал о Бану Ханифа, т. е. племени лжепророка Мусейлимы: «Их долина (т. е. Неджд) всегда будет долиной разногласий, пока не настанет конец времени, и религия никогда не поправится от их лжецов до Судного дня». 12. «В моей общине будет великая смута. Не останется ни одного дома араба, куда бы ни войдет смута. Те, которые умрут из-за неё, будут в огне. Вреда от языка тогда будет больше, чем вреда от меча». 13. «Будет разногласие, и люди будут немы, глухи и слепы (т. е. они будут слепыми и не будут видеть истинную проблему и не будут слушать голос правды): кто бы ни попробовал контролировать это, будет под контролем разногласия».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

По значению для дагестан. мусульман похороненные в них шейхи образуют следующую иерархию: арабы - воители за веру VIII-XI вв., среди к-рых выделяются шейх Абу Муслим, полулегендарный ислам. миссионер в Д., его сестра и сподвижники - раннесредневек. правители сел Ахты, Кала-Корейш, Кумух, Хунзах, Чох, Чурдаф и др.; Гази-Каландар из Сирии (Шама), по преданию, обративший в ислам лакцев, и др.; миссионеры X-XVII вв.: аль-Мандала, похороненный в Кумухе; шейх Джунейд, распространитель шиизма в Юж. Дагестане; Ханифа из Хазарии, Багдад Али, пир Баба-хан и пир Хасан из Шама, хаджи Удурат из с. Мачада, Рутия из с. Хуштада и др.; мученики (шахиды), павшие в сражениях с неверными в VIII - нач. XX в.,- эмир Джум-Джум и 40 шахидов (кырхлар) Дербента; пир Хашим; «святые кладбища шахидов» в селах Карахала, Хунзах, Тинди, Цудахар и др.; имамы XIX в.- Гази-Мухаммед, Хамзат-бек, Мухаммед-хаджи ас-Сугури (Согратлинский); шамилевский наиб Хаджи-Мурад и мн. другие; суфии и улама XIII - сер. XX в.: шейхи пир Сулейман из Куруша, Халифа из Курара, 2 шейха Ибрахима из Ахты и из Орта-Стал, Амир из Мишлеша, суфи Дауд из Тпига, Кулибек из Дербента, Мухаммед аль-Яраги (из Ярага), Абд ар-Рахман ас-Сугури, Загалав-дибир из Хварши, Хусенияв из Гагатли, Умар-хаджи из Анди, Узун-хаджи ас-Салти (из Салты), Али-хаджи аль-Акуши (из Акуши), Абд ар-Рахман из Н. Казанища, Ильяс аль-Цудахари (из Цудахара) и др.; юродивые и невинно убиенные, безымянные шейхи. Дагестан. мусульмане совершают паломничества к «святым местам», до принятия ислама служившим языческими капищами. К ним относятся: горы - Аддала-Шухгельмеэр, Ахульго, Буцрах, Турчидаг (у аварцев); Бахарган (у ботлихцев и андийцев); Чипир, Читырчаль (у дидойцев); Вацилла (у лакцев); Шалбуздаг и Цийкул (у лезгин, рутульцев); пещеры у селений Кужник, Мискинджи, Хустиль (пещера Дюрх), Цилитль, Чурдаф (у табасаранцев) и др.; камни, часть к-рых считается окаменевшими людьми либо окаменевшей мечетью; источники и озера; деревья («святой» ясень в селах Вертиль и Хучни; Сеид-Мяхв в с. Хапиль; Исмаил-пир в с. Яргиль и др.) и «мечетские леса» сел Заан-Ярак, Кванада, Ругуджа, Чере, Шиназ и др.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Если проходите мимо подвижников, живущих в кельях, мимо монахов, которые убеждены в том, что они служат Богу, то оставляйте их одних в покое; они не скрываются от Него; они довольны, что пребывают с Ним; и вы не разоряйте их келлий и не убивайте их... Но вы найдёте другую общину, представляющую собою сатанинскую секту поклонников креста, которые стригут средину своих голов, покаместь их (головы) не сделаются, как это и бывает, гнездом птицы Ката 150 . Рубите им головы вашими мечами посредине, пока они не обратятся в ислам или дадут из своих рук подать (джизья) и будут покорны. И я поручаю вас Богу 151 . Нет сомнения, что сходство между пророчеством книги Иоаннова Откровения и приказом, данным арабам, отправлявшимся в поход из земли, кишащей саранчой, весьма большое. Но место это в Иоанновом Откровении ничего не содержит в себе касательно пророка и таким образом не может служить поддержкой Мухаммедовых притязаний. Правоверный мусульманин не может соединить с чтением этого места какого-либо удовлетворения, если бы даже сделать уступку мнению некоторых мусульман, что пророчество это исполнилось не много лет спустя после смерти Мохаммеда. Учение об ангелах 152 В числе условий веры и благочестия Кораном положительно заповедуется вера в ангелов: „Благочестивые те, которые веруют в Бога, в последний день, в ангелов”... (2, 172). И в другом месте: „каждый мусульманин верует в Бога, в ангелов Его”... (2, 285). Наконец, „кто отвергает веру в Бога, в ангелов Его... тот заблудился крайним заблуждением” (4, 134). Как положительное предписание Корана, вера в ангелов предписывается и мохаммеданской догматикой. Самый авторитетный для российских мохаммедан и вообще для суннитов, законовед Абу-Ханифа выразил в следующих словах исповедание ислама: „я верую в Бога, в ангелов Его” и проч. Словом, вера в ангелов составляет один из основных догматов мохаммеданского вероучения и признание, исповедание этого догмата сближает мусульманина с христианами, хотя учение Корана об ангелах не во всех подробностях согласно с св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

США призывают президента Таджикистана не подписывать новый закон о свободе совести 25 марта 2009 г. 16:15 В США крайне обеспокоены принятием таджикским парламентом нового закона о религии и просят президента Таджикистана Эмомали Рахмона не подписывать документ. Об этом говорится в распространенном сегодня официальном заявлении правительственной комиссии США по международной религиозной свободе, по мнению которой этот закон «ужесточает и жестко ограничивает религиозные свободы» в центрально-азиатской республике. Как подчеркивается в заявлении, в случае подписания президентом закон вступит в силу и тем самым «легализует жесткие меры, уже взятые на вооружение таджикским правительством против своего, в основном, мусульманского населения, включая закрытие сотен мечетей и ограничение религиозного образования детей». «Президент Рахмон должен принять во внимание международные обязательства», — сказала глава американской комиссии Фелис Гаэр. «Столь сильный удар по гражданским правам таджикистанцев не останется незамеченным» со стороны правительства США, отметила она. «Комиссия внимательно сейчас изучает статус Таджикистана, чтобы сделать вывод, поместить ли его в список стран пристального наблюдения», — пояснила Гаэр, отметив, что «обязательно доведет эти опасения до администрации президента США». В этом месяце парламент Таджикистана принял закон «О свободе совести и религиозных организациях». В нем закреплено, что официальным исламским течением в республике признан ханафизм, основателем которого является этнический таджик имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит, живший в XIV веке нашей эры. В Таджикистане большинство мусульманского населения придерживается ханафитского течения, «столпами которого, по мнению Рахмона, признаны мир и спокойствие, безопасность общества, покой и благополучие народа». Таджикский лидер выступил также с инициативой включить в общеобразовательную школьную программу, начиная с 8 класса, предмет «религиоведение», в котором бы изучалась история ислама. Представляя новый закон о религии в парламенте, министр культуры Таджикистана Мирзошохрух Асрори, подчеркнул, что он разработан с учетом новых сложившихся реалий в обществе при активном участии международных экспертов в области религии и права. «Таджикистан является правовым светским демократическим государством, и каждый его гражданин имеет полную свободу выбора», — подчеркнул Асрори. В 7-миллионной республике с преобладающим мусульманским населением действует 249 соборных мечетей, 18 религиозных учебных заведений. Также свободно функционируют православная, католическая общины, широкая сеть протестантских молельных домов. Вместе с тем, в Таджикистане официально запрещена деятельность фундаменталистского течения в исламе — салафизма. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/596528.htm...

Хасидские общины, возглавляемые цадиками (проповедниками), враждовали с общинами ортодоксальных евреев, что требовало вмешательства властей. В нач. XIX в. хасидам было разрешено строительство собственных синагог, выборы цадиков, организация школ и т. д., однако евр. община в каждом населенном пункте должна была быть единой. В 1902 г. в Минске состоялся Всероссийский съезд сионистов по вопросу об организации выезда евреев из Российской империи. После отмены черты оседлости и отъезда евреев в Центр. Россию мн. традиц. центры иудаизма в Б. частично пришли в упадок. Большинство евреев Б. было уничтожено во время нем. оккупации 1941-1944 гг., после войны часть евреев выехала в Израиль. Религ. жизнь иудеев в Б. начала восстанавливаться в 90-х гг. XX в. В 1993 г. 10 иудейских общин организовали Иудейское религиозное объединение в Республике Беларусь, в 1999 г. было зарегистрировано более 20 общин. Действуют 2 высших ДУ (ешиботы), более 15 воскресных школ, евр. классы в средних школах, вопросы религ. жизни освещаются в 4 евр. газетах. Из-за отсутствия местных раввинов общины приглашают проповедников из США и Израиля. В совр. иудаизме в Б. существует 2 основных направления - ортодоксальное (консервативное) и прогрессивное (реформаторское). Ислам (суннитского направления Абу-Ханифа) исповедуют в Б. татары, их предки появились на землях ВКЛ в XIV-XVI вв. в качестве пленных или были приглашены на службу вел. князьями литов. Возведение первых мечетей в ВКЛ относится к XIV в., привилей на их строительство выдавался вел. князем литов., позже королем, на территории Виленской епархии требовалось также разрешение католич. епископа; дозволялось строительство только деревянных мечетей. Особенностью мечетей ВКЛ было разделение внутреннего пространства на муж. (справа) и жен. (слева) половины, служба проводилась только на муж. половине. В XVI в. численность татар в ВКЛ составляла, по нек-рым данным, ок. 40 тыс. человек, а основными регионами проживания были западнобелорус. земли. Многие из татар.

http://pravenc.ru/text/77856.html

(Полная картина Оттоманской империи, том первый, замыкающий в себе Законополож. магометанства, д’Оссона, изд. акад. наук 1795 года, уложение религическое, стр. 5. 346 Не следует смешивать ханифов с ханифитами. Последние были правоверными мохаммеданскими сектантами, получившими название от основателя их секты Абу-Ханифа. (Lebeu und Lehre des Mabominad, von Sprenger, I В. seit. 45). 353 Leben und Lehre des Moh., von Sprenger, Erst. B., 67 – 68. Шпренгер замечает относительно слова «ханиф», что, хотя оно и 12 раз встречается в Коране, однако слово это не арабское, а перешло в арабский язык от арамеев. Оно встречается также в еврейском и сирском языках с разными нелестными значениями. Но кажется везде оно означало человека неверовавшего в признаваемую религию, или вольнодумца, или же принявшего другую веру. Но, как показывают свидетельства арабских писателей, сами арабские ханифы и лжепророк Мохаммед, прибегая к арабской этимологии, придавали слову ханиф хороший, похвальный смысл и приобретали между яаычниками последователей. (Смотр. Leben und Lehre des Mohammad, von Sprenger, I, 67, 68, 69). 354 Хотя в других местах от себя Шпренгер и называет ханифов сектою, противно мнению арабских писателей, и говорит, что: «ханифы суть ессеи, потерявшие почти всякое познание Библии и подвергшиеся разного рода чужестранным влияниям и изменениям. Их (т. е. ханифов) учение, выросшее в оазисах пустыни, содержит чистейшее выражение семитического духа и из него-то произошел ислам (Мохаммеда)». (Leben und Lehre Mogam., I, 43). Но основываясь на последних его мыслях образования учения ханифов арабами в Аравии, и также сравнивая все последующие, передаваемые им свидетельства о ханифах, кажется, что Шпренгер в приводимом месте выражается так о хэнифах лишь для того, чтобы придать только больше определенности и ясности от уподобления их известной, определенной единобожной секте ессев. 355 Leben und Lehre des Moham., I, 68, 69. «Слово ислам, – поясняетъ Шпренгер, – есть отглагольное имя, а мослим причастие корня слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Такое значение Корана делается еще яснее из объяснений на некоторые стихи его мусульманских толковников. Замахшари, например, о небесных подлинных свитках говорит: „эти свитки переписаны ангелами из охраняемой скрижали; они почетны у Бога и чисты, потому что охраняются от прикосновения нечистых духов, не могущих достигнуть небесных сфер“ 4 . Тот же толковник в объяснение способа ниспослания Корана в ночь определений сообщает, что в эту ночь весь Коран был низведен из охраняемой скрижали, т. е. с седьмого неба на небо ближайшее к земле, именно лунное. Здесь ангел Гавриил собрал Коран в один том, а потом ниспослал его по частям в течение двадцати трех лет на Мухаммеда. Из этих толкований видно, что, по верованию мусульман, на небе находится обширный всеобъемлющий Коран и что записанный Мухаммедом Коран составляет небольшую часть небесного Корана. Сам Мухаммед не привнес в свою книгу ничего личного человеческого. Как же смотреть на внутреннее значение Корана, или его содержание, и на внешние принадлежности его – как книги, как человеческого орудия знания? Если и эти принадлежности божественны так же, как самое слово Божие, то зачем они в небесных сферах, у Бога, не имеющего в них нужды? Если же они как вызванные человеческой ограниченностью человеческого происхождения, то в Коране не все божественно, как сам он о себе заявляет? Знаменитый и известный всем мусульманам их ученый Абу Ханифа 5 так пытается разрешить это недоумение. „Коран, – говорит он, – есть слово Бога, Его вдохновенное слово и откровение. Он необходимый атрибут Бога. Он не Бог , но он неотделим от Бога. Он пишется в книге, читается языком, запоминается сердцем. Его запись, его гласные и согласные буквы, его стихи сотворены, потому что это дело человека и его необходимости. Но слово Божие не сотворено; оно скрыто в существе Божественном а тот, кто скажет, что слово Божие сотворено – неверующий“. Таким образом, знаменитый мусульманский диалектик, признавая в Коране все божественным, различает по степени божественности в нем одно как сотворенное, другое как несотворенное и вечное.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Положение об И. как об одном из источников фикха было сформулировано Мухаммадом аш-Шафии (ум. в 820). Суть его заключалась в том, что высказывания и решения муджтахидов относительно обсуждаемого вопроса должны совпасть, тогда это решение принимается как факт и становится правовой нормой. Однако аш-Шафии вслед за Маликом бен Анасом считал И. только то, что выработано мединскими факихами. Абу Ханифа предположил, что И. может исходить от любой авторитетной группы. Это положение способствовало возникновению независимых друг от друга И. в Ираке, Сирии, Египте и др. местах. Наиболее ригористическим было признание в качестве И. единого мнения только 4 «праведных» халифов. По способу, каким И. должно выражаться и доводиться до общего сведения, были определены 3 его категории: высказанное вслух, т. е. общее решение, принятое при гласном обсуждении (И. аль-каули); практическое, т. е. решение не обсуждавшееся, но вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах (И. аль-амали); «молчаливое», невысказанное, т. е. решение кого-то одного, известное в принципе всем, против к-рого не было сделано к.-л. возражений (И. ас-сукути). Отношение к И. в 4 основных богословско-правовых школах ( мазхабах ) различно: ханафиты признавали И. только тех асхабов (сподвижников Мухаммада ), хадисы к-рых они считали достоверными, а также И. местных муджтахидов, выраженные в виде И. аль-каули и И. аль-амали. Небольшая часть ханафитов признавала также И. ас-сукути, маликиты - только И. мединских муджтахидов и только 2 первые его категории. Шафииты признавали И. только как дополнение к Корану и сунне, а не как самостоятельный источник. Как и маликиты, они принимали И. мединских муджтахидов, 2 первые категории. Ханбалиты принимали все 3 категории И., но только мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные высказывания, и рассматривали то и другое как единый источник. Т. о., только в ханафитском мазхабе И. получило перспективу развития в правотворческий институт. В остальных богословско-правовых школах И. является признанным источником правового материала.

http://pravenc.ru/text/293543.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010