Суннизм – наиболее крупное течение в исламе, к которому относятся 85–90% всех мусульман. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются признание достоверными сборников хадисов, составленных Мухаммадом Бухари, Мухаммадом ибн Иса ат-Тирмизи, Абу Даудом, Ахмадом ибн Шуайб ан-Насаи и Ибн Маджи, что определяет отличие суннитской сунны от шиитской, а также принадлежность к маликитскому, шафиитскому, ханафитскому или ханбалитскому мазхабам. Сунниты признают законность правления всех четырех «праведных» халифов: Абу Бакра, Омара, Усмана и Али. В отличие от шиитов, сунниты не разделяют идею об особой природе халифа Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. В рамках суннизма действует большинство суфийских орденов. «Мазхаб» – это мусульманская богословско-доктринальная школа. Таких школ всего четыре. Кроме того, слово «мазхаб» имеет значение «метод», «путь», «основа». Как видно, смыслы этих слов в своей основе восходят именно к значению доктрины. Известный ученый, профессор, специалист по Среднему Востоку Гордон Ньюби раскрывает смысл термина следующим образом: «Мазхаб (мн. ч. мазахиб) – учение, школа, доктрина, толк, жизненная философия, способ прохождения мистического пути». К ним относят мазхаб имама Абу Ханифы, имама ин-Шафии, имама Малика, имама Ахмада». Богословская школа «Великого Имама» или мазхаб имама Абу Ханифы Основоположник школы: Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит ибн Зувата аль-Куфи (сокращенно имам Абу Ханифа). Годы жизни: 699–767. Почетное имя: аль-Имам аль-Азам (Величайший имам). Источники школы: 1. Священный Коран. 2. Пречистая Сунна (все хадисы тщательно анализируются, систематизируются). 3. Высказывания, деяния, поступки сподвижников пророка. 4. Суждение по аналогии, сопоставление аналогий (кыяс). 5. Причины предпочтения (истихсан). 6. Единое мнение богословов (иджма). 7. Апелляция к местному обычному праву, не противоречащему основополагающим источникам ислама. География распространения школы: Ирак, Сирия, Египет, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, страны Центральной Азии, Россия, Турция.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Такой абсолютный авторитет в мусульманском законоведении рассматривается в шариате, как высший дар Божий, которого вследствие благочестивой жизни удостоились все законоисследователи первого века гиджры и некоторые из второго и третьего веков, но с той разницей, что непосредственные сподвижники Мухаммеда считаются выше одною степенью исследователей фикха, живших во втором и третьем столетиях гиджры, как это видно из следующих слов Абу Ханифы (Имам-Агзама): «Что дошло до нас от асхадов, то на голове и на глазах наших 34 , а что дошло до нас от табиев (учеников асхабов), то она – люди и мы – люди». Отсюда выводят заключение, что учредитель школы законоведения Абу-Ханифа считал себя и других школоучредителей равными в правах по толкованию закона с учениками сподвижников пророка, тем более, что он в юношеском возрасте имел счастие видеть некоторых асхабов, как об этом будет сказано ниже, в его биографии. Для достижения высокой степени Иджтихада и получения титула муджтахида требовалось: 1) Знание Корана во всех отношениях, т.е. совершенное научное владение арабским языком, основательное знание юридических положений этого первоисточника фикха, их подразделений и соотношения между собою и связь с таковыми же положениями сунны; совершенное знание наизусть подлинного священного текста с толкованиями 35 . 2) Совершенное знание всех преданий или, по крайней мере, трех тысяч из них в отношении содержания, истории их появления 36 , соотношения их с постановлениями Корана, подразделения их и знание наизусть достоверных из них,– называемых мутаватир и считаемых основами закона (насс). 3) Строгая жизнь и благочестие. 4) Совершенное знание всех наук шариата. При строгом отношении общества улемов (ученых богословов юристов) к знаниям лиц, стремившимся к достижению степени иджтихада, конечно, только немногие, наиболее даровитые и удостоенные особенною милостью Божией могли получить титул муджтахида. В первом столетии гиджры таковыми были признаны: Зарара-бень Ауфи († 93), Саид-бен Альмусайиб, Абу-бекр бен-Абдуррахман, Хасан Аль-Басри, Ибн-Ханифы, Химад (наставник Абу-Ханифы) и др. Во втором столетии гиджры, с появлением сект и междоусобий, вызывавших фанатизм и кровопролития, была сознана необходимость в точном формулировании догматов ислама и в составлении руководительных книг по законоведению. На удовлетворение этой потребности выступили: Ибн-Джарид в Мекке, Имам Малик в Медине († в 179 г.=795 г.), Аль Аузаи в Сирии, Химад-бен Муслима в Басре, Муамар в Емене, Суфьян Ассаури в Куфе, Абу-Ханифа в Куфе (150=767 г.), Имам Шафий (204=819 г.) и др. В третьем столетии гиджры степень муджтахида имели Имам Ханбал (241=855 г.) и Имам Дауд Аззагири (270=883 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

аль – Атгас Сейид Мухаммад Накыб. Концепция образования в исламе: основы построения исламской философии образования: пер. с англ. Сейид Мухаммад Накыб аль – Атгас. Международный институт исламской мысли и цивилизации. аль – Газали Мухаммад. Нравственность мусульманина: пер. с араб. Шейх Мухаммад аль – Газали. Киев: Ансар фаундейшн. Аль – Маудуди, Абу Аль – Аля. Ислам сегодня. Аль – Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина, в том виде, который стремится ей ислам с помощью Корана и сунны./Проф. Мухаммад Али Аль – Хашими. Пер. на рус Владимир Абдалла Нирша. Армур Роллин. Христианство и ислам: непростая история. Пер. с англ.: Анна Гумерова, Юрий Маслов. М. Библейско – богословский инсг. св. ап. Андрея. ал – Маудуди, Абу ал – Аала. Принципы ислама. Аль – Газали Мухаммад (1917 – 1996) Права человека в исламе: Перев. с сокр./Мухаммад Аль – Газали. аль – Калъюби Ш. Комментарий составленный Махалли на книгу Навови «Минхадж – ат – Талибин» [в 4 – х т.]/Маргиналии сост. III. аль – Кальюби. Киев: МППП благотв. фонд. «Милосердие». ал – Кутб Мухаммад Али. Основатели четырех мазхабов: Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Абу’Абд Аллах Мухаммад ибн Идрис аш – Шафии, Ахмад ибн Ханбал:/Мухаммад Али Алкудб [Пер. с араб. С.Жданов и Н.Романов]. ан – Навави, Мухйи – Д – Дин Абу Закарийа Бин Шариф. Сады праведных: из слов пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: наиболее популярный сборник хадисов. Пер. и ком. Владимир (Абдулла) Нирша. Ан – Наим, Абдулл ахи Ахмед. На пути к исламской реформации: (гражданские свободы, права человека и международное право). Пер. с англ. Ольга Фадина. Отв. ред. и авт. послесл. Дмитрий Фурман. ас – Садр Мухаммад Бакир. История Илм Аль – Усул. Мухаммад Ба – кир ас – Садр. Пер. А.Ежовой. Астафьев И.А. Жизнь и описание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует//материал подготовлен научной комиссией института имамов и проповедников м – ва по делам ислама, вакфов, призыва и ориентации Королевства Саудовской Аравии. Пер. на рус. яз. Астафьев И.А.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1 Эйвазов Н. С., свящ. Человек в двух сердцах: Учение о человеке в Библии и Коране. Сергиев Посад: изд. Московской духовной академии, 2019. 224 с.: ил. Эйвазов Н. С., свящ. Христос в двух сердцах: Учение об Иисусе Христе в Библии и Коране. – М.: Изд. дом «Святая Гора», 2021. – 256 с.: цв. ил. 2 Христология (от др.-греч. Χρστος – Христос, λγος – учение) – учение об Иисусе Христе. Раздел православного догматического богословия, освещающий вопросы воплощения второго Лица Святой Троицы. Христология также изучает вопросы сочетания во Христе божественной и человеческой природы, а также вопросы, связанные с жизнью Богочеловека. 3 Антропология (от др.-греч. νθρωπος – человек, λγος – учение) – раздел богословия, посвящённый раскрытию учения Церкви о человеке. 4 Статистика приводится по исследованию американского аналитического центра (Pew Research Center). См.: [Электронный ресурс]. URL:http://www.globalreligiousfutures.org. (дата обращения: 09.03.2023). 5 Ханафиты (араб. – ханафия) – последователи одной из суннитских школ (мазхабов), сложившейся на рубеже VIII–IX веков в Ираке. Основателем является Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи (699–767), именем которого названа школа и её последователи. 6 Шафииты (араб. – аль-шафиий) – последователи одной из суннитских религиозно-правовых школ, названной по имени Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (767–820). 7 Силантьев Р. А. Новейшая история исламского сообщества России. М.: Информационно-издательская продюсерская компания «ИХТИОС», 2005. С. 149. 8 Коран (араб. ‎ – чтение вслух, наизусть) – священная книга мусульман, которая состоит из 114 сур (глав). В Коране собраны откровения Аллаха, которые передавались Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила) в течение 23 лет. 9 Акгюль М. Коран в вопросах и ответах/[Мухиттин Акгюль; пер. с тур. Айдер Исмаилов, Фарид Багиров]. – Москва: Новый свет, 2008. – С. 217–218. 10 Здесь также важно подчеркнуть, что во время мусульманского богослужения Коран читается исключительно на арабском языке, так как чтение Корана в оригинале и изучение его смыслов является одним из важных пунктов в исламском вероучении (См.: Коран 17:45). Однако бывает и другая сторона этого пункта, о которой пишет один из западных исследователей Библии и Корана: «В отличие от христиан, которые читают Библию преимущественно на своём родном языке, мусульмане ставят себе в заслугу умение читать Коран на языке оригинала, т. е. на арабском, даже в том случае, если они не совсем понимают, о чём идет речь» (Гилкрист Д. Коран – Священная Книга мусульман. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 13.03.2023).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В Черкесске при поддержке Пятигорской епархии прошла международная научная конференция, посвященная столетию конфискации церковных ценностей 1 октября 2022 г. 19:49 29-30 сентября 2022 года по благословению архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в столице Карачаево-Черкессии городе Черкесске состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Баталпашинские чтения — 2022».  Форум приурочен к празднованию 100-летия образования Карачаево-Черкесии, 190-летию образования Кавказского линейного казачьего войска, 130-летию образования 6-го Кубанского пластунского батальона и к 100-летию кампании по конфискации церковных ценностей. Организаторами форума выступили Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, храм Покрова Пресвятой Богородицы города Черкесска и Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева. Цель Баталпашинских чтений, которые проводятся в Черкесске третий год подряд, содействие этнокультурному развитию славянского населения и казачества на территории КЧР, обеспечение их участия в укреплении единства российской нации и гражданского патриотизма. Конференция открылась 29 сентября в историческом здании филармонии города Черкесска. Модераторами выступили благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской епархии протоиерей Александр Нартов и доцент Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук Н.В. Кратова. С приветственными словами к собравшимся обратились министр образования КЧР И.В. Кравченко, министр культуры КЧР З.З. Агирбов, заместитель министра КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати С.А. Гузко, депутат Думы города Черкесска И.В. Михайлов, ректор Института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии А.Э. Ашуба, ректор Карачаево-Черкесского исламского института имени Абу Ханифа Мухаммад-хаджи Батчаев, руководитель Центра по продвижению русского языка и казачьей культуры Карачаево-Черкесского государственного университета Л.Ю. Козлова.

http://patriarchia.ru/db/text/5964183.ht...

41 Лк.10:29–37 . 42 Муэдзин (араб.— муаззин) — человек, призывающий на молитву. 43 Йом-Киппур (ивр.— День Искупления», на русский язык обычно переводится как Судный День) — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. 44 Подносить руки к лицу.— Примеч. ред. 45 Джадидизм (с араб.— обновленчество) — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских). 46 Быт 11 . 47 Софроний (Сахаров) , архим. (1896–1993) — богослов, духовник и старец, ученик преподобного Силуана Афонского . 48 Мазхаб — школа шариатского права в исламе, в широком смысле — путь, по которому следует мусульманин. В результате развития исламского права в рамках ахли сунна вальджама’а (суннизма) оформилось 4 правовых школы (мазхаба): ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Ханболитский мазхаб — эпоним Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения. Его метод вынесения правовых предписаний был основан на Коране, сунне (при тщательном отборе хадисов), высказывании сподвижников, суждении по аналогии с тем, что уже имеется в откровении, предпочтении противоположного предыдущему, но более целесообразного в данной ситуации решения, едином мнении богословов, традиционно распространенном мнении. В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдается наиболее убедительному или мнению большинства. Большинство современных мусульман — последователи именно этого правого толка. 49 Сунна (с араб.— путь, дорога) — в исламском законодательстве под сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т. е. жизненный путь пророка с того момента, как он стал пророком. 50 Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1787) — основатель ваххабизма, официальной идеологии в Саудовской Аравии. 51 Кааба (от араб.— куб) — мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба. 52 Мюриды (муриды) (араб.) — последователи суфизма, беспрекословно подчинявшиеся духовному руководителю (шейху, имаму). Мюриды приняли активное участие в движении горцев Северного Кавказа во время Кавказской войны 1817–1864 гг.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

A I – Lewicki T. Zróda arabskie do dziejów sowiaszczyzny. Wrocaw; Kraków, 1956. T. I. A II–1 – Lewicki T. róda arabskie do dziejów sowiaszczyzny. Wrocaw; Warszawa; Kraków, 1969. T. II. Cz. 1. A II–2 – Lewicki T. róda arabskie do dziejów sowiaszczyzny. Wrocaw; Warszawa; Kraków; Gdask, 1977. T. II. Cz. 2. A III – róda arabskie do dziejów sowiaszczyzny. Wrocaw; Warszawa; Krakow; Gdask, Lód, 1985. T. III. Zajczkowski 1947 – Zajczkowski A. Ze studiów nad zagadnieniem chazarskim. Kraków, 1947. ZH – róda hebrajskie do dziejów Sowian i niekotórych innych ludów rodkowej i wshodniej Europy/Opracowali F. Kupfer, T. Lewicki. Wroclaw; Warszawa, 1956. ZDMG – Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Leipzig. Zeki Validi Togan 1936 – Zeki Validi Togan A. Die Nordvölker bei Biruni//ZDMG. Leipzig, 1936. T. 90. S. 38–51. Zeki Validi Togan 1937 – Zeki Validi Togan A. Biruni’s Picture of the World. Delhi, 1937. Zeki Validi Togan 1940 – Zeki Validi Togan A. Völkerschaften des Chazarenreiches im neunten Jahrhundert//Körösi-Csoma Archivum. Budapest, 1940. Bd. 3. 1. S. 40–76. Указатель личных имен Аарон – хазарский царь X в. 181, 197, 203 Аббасиды – вторая династия халифов (749–1258) 189, 190 Абд ал-Карим ибн Файруз ал-Джаухари – выходец из Багдада, живший в Киеве 145, 146 Абд ар-Рахман I – омейядский эмир в Испании (756–788) 189 Абд ар-Рахман III (Абд-Рахман) – омейядский халиф в Испании (912–961) 189, 190, 198 Абу-л-Аббас (Абу-л-Аббас Абдаллах ибн Мухаммад ибн Нух) – правитель Табаристана в 902–907 и в 910 гг. 165 Абу-л-Аббас ибн Нудар – информатор Ибн Мискавейха (X в.) 102 Абу Абдаллах ал-Хусайн ибн Са‘ид ибн Хамдан – правитель Мосула, вторгшийся в южную часть Азербайджана (X в.) 104 Абу-л-Бара’а – информатор учителя Халифы ибн Хаййата Абу Халида (X в.) 42 Абу-л-Заргам Ахмад ибн ал-Касим – правитель города Сари в начале X в. 165 Абу Халид – учитель арабского историка Халифы ибн Хаййата, ум. в 805/06 г. 42 Абу Ханифа – арабский богослов-законовед VIII в. 139

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Хвала Аллаху, соединившему воедино тела и души. Разрешил Он бракосочетание и запретил прелюбодеяние. Мир и благословение Аллаха посланнику Мухаммаду, разъяснившему нам запретное и доступное. Мир и благословение семье пророка и его сподвижникам, достойным благословения и спасения. Ищу защиты у Всевышнего Аллаха от изгнанного сатаны с именем Аллаха Милостивого и Милосердного. «И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, – обогатит их Аллах Своей щедростью. Аллах объемлющ, знающ!» – (24:32). И пророк (меиб) сообщает: “Никяах – моя сунна. Отдалившийся от моей сунны, – не от меня”). Или в сокращенной форме: «Би – сми л – Лахи ва – ль – хамду – лиль – Лахи, ва – с – саляту аляа Расули – л – Лахи». После этого ведущий произносит иджаб – предложение к заключению брака. Оно может быть примерно таким: «По предписанию Аллаха Тааля, по сунне пророка (меиб), по иджтихаду имама Абу Ханифа, при свидетельстве присутствующих, при наличии предварительного махра (махр – и муъаджаль) в сумме ... рублей и последующего махра (махр – и мюэджель) в сумме ... рублей» отдаю тебе в жены дочь Ахмада Хатиджу». Жених же должен произнести кабул – согласие на брак: «Я согласен на этот никяах вместе с оговоренным махром». Если нет жениха, то его доверенное лицо должно произнести: «Я, будучи доверенным лицом Хайдара, сына Али, согласен на этот никяах вместе с оговоренным махром». После того, как согласие молодоженов получено, ведущий брак произносит моление: «Аллахуммадж – ал хаза – ль – акда маймунан мубаракан вадж – ал байнахума ульфатан ва махаббатан ва карара, ва ля тадж – аль байнахума нафратан ва фитнатан ва фирара. Аллахумма аллиф байнахума кама алляфта байна Адама ва Хавва ва кама алляфта байна Мухаммадин ва Хадиджату – ль – кубра ва кама алляфта байна Алиййин ва Фатимата – з – Зехра. Аллахумма а – ти лехума авлядан салихан ва рызкан васиан ва умран тавилян. Раббана хеб ляна мин азваджина ва зур – риятина куррата а – йунин ва – дж – ална ли – ль – муттакыйна имама. Раббана атина фидцунья хасаната – в – ва филь ахи – рати хасаната – в – ва кына азабан нар».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Исповедание китайских Магометан есть суннитское. Говорят, что между ними есть и Шииты; но ни лично, ни из расспросов, ни в их книгах, которых у меня было более 30, я не мог в том удостовериться. Они держатся ханифаитского толка. Ханифа, по времени, есть старший из четырех суннитских докторов. Если верно, что в затруднительных случаях, когда нельзя найти решения сомнений ни в алкоране, ни в Сунне (писаном законе), ни в хадисе (устном законопредании), Ханифа придает личным соображениям более значения, чем другие три авторитета, то эта черта магометанской казуистики очень уместна в Китае, где при условном положении Магометан, часто представляются поводы к недоразумениям. Но приписываемая ханифаитскому толку ревность к Джихаду, или войне с неверными, не свойственна магометанским подданным Богдохана. Конечно тонкости толков доступны только духовным руководителям Магометан, Ахунам и Имамам, простой народ исполняет только одну особенность ханифаитского толка, именно, не омовение, а обливание пред молитвою. Иногда мелкие различия в обрядах, по обычаям четырех толков, производят между здешними Магометанами довольно важные несогласия. Так, в прошедшем столетии, еще до восстания Саларцев, из-за способа чтения алкорана, в недрах китайского Мусульманина возникли споры о лунном счислении, о земном поклоне после поклонения Уйтар, о снимании туфлей при некоторых обрядах, и т. п. вопросах, приобретших в то время большую гласность. Более всего наделало шума нововведение, состоявшее в том, что некоторые, при обязательном воззвании Нет Бога, кроме Бога (лаиллах ил аллах), стали поднимать вверх указательный палец, вероятно, в знамение единства Божия (при слове лаиллах поднимали, при ил аллах опускали палец); другие, вместо одного поднимали три пальца. Начались прения и образовались партии, сторонники которых вступали в явную вражду между собою и не посещали мечетей, одна у другой партии. Борьба не имела бы миролюбивого исхода, если бы, как можно догадываться по некоторым данным, не явился ахун из Бухары, следственно высокий авторитет, который порешил вопрос в том смысле, что при воззвании не следует поднимать пальцев; по справке оказалось, что этот обычай существовал у последователей толка Шафира, а не Абуханифы.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Причиной возникновения течения было: “Племя Бену-Хозаа (пришедшие с Южной Аравии, были потомками иоктанитов), овладевши окрестностями Мекки, а затем и самой Меккой, отняв у корейшитов 13 заведование храмом, было более склонно к фетишизму и натуралистическому многобожию, нежели северяне-измаилиты, и водворение хозаитов в Мекке, без сомнения, усилило здесь идолопоклонство и способствовало косвенным образом той монотеистической реакции, которой победоносным представителем впоследствии сделался Мухаммад” 14 . Ханифы и их ожидания “Религиозное миросозерцание семитов, кроме монотеистической идеи, издревле характеризовалось идеей пророка или посланника Божия, то есть человека, находящегося в особом личном отношении к Богу, получающего откровение свыше и становящегося посредником между Богом и людьми…” 15 Знания о Боге они могли черпать только из какого-либо источника. Нам известно, что многие ханифы в качестве своего учения использовали переводы на арабский сирийские апокрифические Авраамовы свитки (сохоф), относящихся к литературе сабиев. Далее В. С. Соловьев отмечает, что все эти апокрифы не могли вполне удовлетворить религиозную потребность ханифов, поэтому им оставалось только ожидать нового откровения. Известные нам ханифы: Мухаммад Мы видим, что возникновению ислама предшествовало религиозное пробуждение в арабском народе, ярким примером тому было движение ханифов. Это течение оказало влияние и на Мухаммада, поэтому он провозглашает: “Они говорят: “Будьте иудеями или христианами – найдете прямой путь”. Скажи: “Нет, – общиной Ибрахима (Авраама), ханифа , ведь он не был из многобожников”. “Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников”. “Потом внушили Мы тебе [Мухаммаду]: “Следуй за общиной Ибрахима, ханифа, и не был он из числа многобожников” (суры 2:129; 3:60; 16:124). Мусульманский комментатор Убайи бен Ка’ба, комментируя суру 98, показывает отношение Мухаммада к христианству и иудаизму, также провозглашая суть ханифства: “Посланник Аллаха к ним, читающий свитки пречистые, в которых писания истинные. Видел я иудаизм и христианство, поистине, самая правильная религия - ханифство – покорность Аллаху, а не многобожие, и кто бы не совершил дело благое, никогда этого не будут отрицать. Были люди одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещевателями, которые повелевали совершать одобряемое и исполнять молитву” 16 .

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010