Михаил Рождественский Глава 3. Мазхабы Первоначально, при жизни Мухаммеда и его сподвижников (сахаба), только Коран и сунна служили источником мусульманского права. И можно сказать, что сам Мухаммед основал и возглавил первый в истории ислама мазхаб – школу правовой мысли. В период «праведных» халифов, когда вошел в обиход принцип иджмы (согласованного мнения) и кийяса (аналогии), определяющая роль в правообразовании фактически принадлежала халифу, так как последнее слово оставалось за ним. Иными словами, мазхабом этого времени являлся мазхаб каждого из халифов. Однако, несмотря на авторитет халифа, решения правовых вопросов все равно могли быть изменены в соответствии с примером Мухаммеда (т.е. на основании хадисов). Потому что «по шаригату, власть правителя в религиозном отношении простирается только на случаи, не определенные точными постановлениями;... халиф должен подчиняться прямым постановлениям ислама и в вопросах религии обращаться к улемам и богословам – юрисконсультам ». 43 После превращения халифата в королевство, халиф – король перестал быть руководителем мазхаба. Именно в это время ученые и законники разошлись по разным уголкам империи Омейядов, ввиду чего увеличилось количество индивидуальных иджтихадов. Около каждого видного ученого образовывался кружок его учеников, изучавших методы его правовой школы (мазхаба). По имени основателя того или иного мазхаба и сам мазхаб получал соответствующее название. Мазхаб ханифитов Основателем мазхаба ханифитов является имам Абу Ханифа (наст, имя Нуман ибн Табит (702/699–767гг)). Родился в Куфе (Ирак) в 702, по др. свед., в 699 году. Он был учеником известного ученого Хаммада ибн Заида. Первоначально изучал философию и диалектику (ильм алькалям), но потом, оставив их, серьезно взялся за хадисы и фикх (право). За 18 лет, которые Абу Ханифа провел рядом со своим наставником, он освоил науку преподавания и после смерти Хаммада в 742 году занял должность преподавателя. Ему приписывают составление сборника из 500 тысяч различных примеров юридических дел, предусматривающих определенные наказания. Об Абу Ханифе рассказывают, что это был богобоязненный человек, вел аскетический образ жизни. Однажды, когда он узнал, что в Куфе продают мясо украденных овец, то из страха, чтобы не съесть запретное мясо, он семь лет не ел баранину. Однако, несмотря на свою благочестивую жизнь, он был замучен и в 68 – летнем возрасте умерщвлен.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Михаил Рождественский Библиография А.В.Коротаев, В.В. Клименко, Д.Б.Прусаков. Возникновение ислама. А.К.Аликберов. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абд аль – Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх: [каноны религиозной практики] пособие для исламских учебных заведений/Абд аль – Хамид Тахмаз [пер. с араб. А.Нирша] Абд аль – Хамид Махмуд Тахмаз. Ханафитских фикх в новом обличие. Религиозные обязанности (Ибадат): жертвоприношения (забихат, Удхийат, акыкат, хадй): изложение установлений шариата согласно мазхабу имама Абу Ханифы с указанием Корана и сунны. Абдальхамид Тахмаз. [Пер. с араб. Р.С. Ахмеджанова]. Религиозные обязанности (Ибадат). Абдулхаким Шаръий Жузжоний. Развитие шариата в Афганистане (Историко – правовое исследование) Автореферат диссертация кандидата юридических наук. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. Абдулмалек. Роль шариата и шариатского суда в оформлении частно – земельной собственности и сделок с землей в Афганистане в 50 – 70гг. XX в. (Анализ поземельных документов): Диссертация кандидата исторических наук. Институт востоковедения. Абу Ханифа Ад – Динавери, Антаки П.В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып. 1 – 2 СПб. Депортация духовных дел иностранных исповеданий 1912 – 1913гг. 2т.; 24 Об опеке, дарении и признании по учению Абу Ханифы. Агакеримова Чинара Агашерифовна. Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской Империи: Историко – правовой аспект: Автореферат/Диссертация кандидата юридических наук. Адыгамов Абдулла. Исламское право (фикх): очищение, молитва, пост, закят, хадж. Российский Исламский Университет. ал – Баша, Абдель Рахман Раафат. Картинки из жизни сподвижников Посланника Аллаха. Изд. при содействии ком. мусульман Азии из Кувейта. Аль – Бути Мухаммад Саид Рамадан. Путь размечен: отказ от мазхабов опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому шариату. Перев. с араб. З.Атаев, З.Увайсов. аль Албани Мухаммад Насир ад – Дин. Описание молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): с самого начала до конца, как если бы это видели собственными глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ ХАНИФА Абу Ханифа [ан-Нуман бен Сабит аль-имам аль-Азам, араб.              ] (699, Куфа, Ирак - 767), мусульм. богослов, основатель школы (мазхаба) права, получившей его имя. А. Х. происходил из семьи персид. торговца. С детства тяготел к богословским наукам. Был учеником известного факиха (законоучителя) Хаммада бен Аби Сулаймана. Через 18 лет после смерти учителя А. Х. стал во главе учеников Хаммады. Его называли самым авторитетным богословом Куфы и Басры. Спасаясь от преследований наместника Ирака, А. Х. перебрался в Мекку. После утверждения династии Аббасидов в Багдаде он вернулся в Ирак, но отказался занять предложенное ему место судьи при дворе халифа аль-Мансура. Оскорбленный халиф приказал его высечь и бросить в тюрьму, где А. Х. скончался. Труды А. Х. сохранились во фрагментах в сочинениях учеников и последователей. Известно, что он является автором первого письменного сочинения по мусульм. догматике (фикху) «Аль-Фикх аль-акбар» (     - Величайшее понимание), или «Асл ат-таухид» (     - Основы единобожия). Этот труд содержит положения, объясняющие атрибуты Бога - Аллаха , смысл Корана как слова Божия, основные положения исламской морали. А. Х. считается автором рационалистической методики, включившей в себя такие принципы, как суждение по аналогии (кийас,  ), а также использование предпочтительного решения (аль-истихсан,  ). В качестве одного из источников права он считал возможным использовать обычное право (урф,  ). А. Х. имел много последователей и учеников, к-рые позднее собрали по фрагментам еще одно его произведение, «Муснад» (Опора), ставшее обоснованием богословско-правовой школы, названной по имени учителя. Приписываемые А. Х. сочинения «Китаб аль-алим ва-ль-мутааллим» и «Васийат Аби Ханифа» созданы после его смерти учениками и представляют интерпретацию его взглядов. Благодаря широкому использованию обычного права ханифитский толк получил наибольшее распространение. Его принимали кочевники и оседлые народы халифата. Ханифиты наиболее терпимо относятся к христианам и иудеям. С XI в. ханифизм распространяется в Анатолии, на Балканах, на Сев. Кавказе, в Причерноморье, Поволжье, Ср. Азии, Афганистане, Индии и Индонезии. Он преобладает среди мусульман Магриба, Зап. Африки и отчасти В. Египта. На территории СНГ большинство мусульман (без Азербайджана и части Ср. Азии) придерживаются ханифитской школы права. Из последователей А. Х. наиболее выдающимися богословами были Абу Юсуф Якуб (ум. 795), Мухаммад аш-Шейбани (ум. 805), Бурхан ад-дин Али Маргилани (ум. 1197).

http://pravenc.ru/text/62510.html

Положение об И. как об одном из источников фикха было сформулировано Мухаммадом аш-Шафии (ум. в 820). Суть его заключалась в том, что высказывания и решения муджтахидов относительно обсуждаемого вопроса должны совпасть, тогда это решение принимается как факт и становится правовой нормой. Однако аш-Шафии вслед за Маликом бен Анасом считал И. только то, что выработано мединскими факихами. Абу Ханифа предположил, что И. может исходить от любой авторитетной группы. Это положение способствовало возникновению независимых друг от друга И. в Ираке, Сирии, Египте и др. местах. Наиболее ригористическим было признание в качестве И. единого мнения только 4 «праведных» халифов. По способу, каким И. должно выражаться и доводиться до общего сведения, были определены 3 его категории: высказанное вслух, т. е. общее решение, принятое при гласном обсуждении (И. аль-каули); практическое, т. е. решение не обсуждавшееся, но вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах (И. аль-амали); «молчаливое», невысказанное, т. е. решение кого-то одного, известное в принципе всем, против к-рого не было сделано к.-л. возражений (И. ас-сукути). Отношение к И. в 4 основных богословско-правовых школах ( мазхабах ) различно: ханафиты признавали И. только тех асхабов (сподвижников Мухаммада ), хадисы к-рых они считали достоверными, а также И. местных муджтахидов, выраженные в виде И. аль-каули и И. аль-амали. Небольшая часть ханафитов признавала также И. ас-сукути, маликиты - только И. мединских муджтахидов и только 2 первые его категории. Шафииты признавали И. только как дополнение к Корану и сунне, а не как самостоятельный источник. Как и маликиты, они принимали И. мединских муджтахидов, 2 первые категории. Ханбалиты принимали все 3 категории И., но только мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные высказывания, и рассматривали то и другое как единый источник. Т. о., только в ханафитском мазхабе И. получило перспективу развития в правотворческий институт. В остальных богословско-правовых школах И. является признанным источником правового материала.

http://pravenc.ru/text/293543.html

Руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью принял участие в конференции «Казахстан — колыбель межрелигиозного согласия» 29 марта 2021 г. 18:50 29 марта 2021 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Казахстан — колыбель межрелигиозного согласия», посвященная празднованию 30-летия независимости Республики Казахстан. Форум, организованный Духовным управлением мусульман Казахстана совместно с Египетским университетом исламской культуры «Нур-Мубарак», прошел в онлайн-формате. По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра участником мероприятия стал руководитель отдела по связям с общественностью Казахстанского митрополичьего округа , ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов. В качестве основных спикеров на конференции выступили доктор филологических наук, профессор, член Национальной академии наук высшей школы Казахстана шейх Абсаттар кажи Дербисали, заместитель акима Алма-Атинской области Рустам Али, ректор Российского исламского института (г. Казань, Россия), профессор, доктор политических наук Р.М. Мухаметшин, директор Международного научно-исследовательского центра имени имама Бухари (г. Самарканд, Узбекистан) доктор исторических наук Ш.Ю. Зиядов, декан факультета истории и социально правового образования Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева (г. Бишкек, Кыргызстан), доктор исторических наук, профессор Н.У. Курбанова, директор республиканского государственного учреждения «оамды при президенте Республики Казахстан Н.А. Альтекова, заведующий отделом религиоведения Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, доктор философских наук, профессор Б.М. Сатершинов, заведующая кафедрой религиоведения и культурологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, доктор философских наук, профессор А.Д. Курманалиева, директор научно-исследовательского центра Абу Ханифа, доктор филологических наук, профессор Ш.Т. Керим.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Ирак снова подошел к черте, за которой полномасштабная гражданская война под религиозными лозунгами. События стремительно развиваются по наихудшему сценарию для американцев. Дошло до того, что президент США Джордж Буш признал, что для иракского народа «настал момент выбора», так как «ситуация очень серьезная», имея в виду реальную опасность масштабного гражданского конфликта. Вчера американский президент звонил видным иракским политикам (президенту и лидеру курдов Джалялю Талабани, а также премьер-министру мусульманину-шииту Ибрагиму Джаафари), настоятельно требуя от них восстановить спокойствие в стране. Российский МИД призвал народ Ирака «проявить выдержку и благоразумие» и «не поддаваться на провокации экстремистов, добивающихся втягивания страны в хаос гражданской войны». Только за вчерашний день более сорока человек стали жертвами экстремистов. Беспрецедентная волна насилия последовала за совершенным в среду утром подрывом шиитской мечети Аль-Аскария в городе Самарра в 120 км к северу от Багдада. В мечеть террористы подложили взрывчатку, и в результате обрушился золотой купол мечети—третьей по значимости шиитской святыни, в которой находятся гробницы имама Али аль-Хади и его сына имама Хасана аль-Аскари, живших в девятом веке. Один из лидеров шиитов, глава Верховного совета исламской революции в Ираке Абдель-Азиз Бакр аль-Хаким возложил ответственность за теракт на главу иракского филиала «Аль-Каиды» иорданца-суннита Абу Мусаба аз-Заркави. В ответ на его призыв «объединиться ради их ликвидации» по стране прокатилась волна нападений на суннитские святыни. Пострадали более 60 мечетей. Не помог и введенный в Багдаде и ряде провинций комендантский час. Словно в отместку, в ночь на субботу атаке подверглись столичные суннитские мечети Аль-Кубейси и Абу Ханифа. Нападение было отбито, однако погибли 14 полицейских. Сразу после этого в городе Туз-Хурмату на севере Ирака вчера была взорвана могила шиитского имама Риды. Суннитские и шиитские экстремисты наносят удары не только по святыням. Пустым звуком для них стала неприкосновенность журналистов, в том числе мусульман. В четверг утром полиция обнаружила изрешеченные пулями тела троих журналистов (журналистки, оператора и сотрудника съемочной бригады) спутникового канала «Аль-Арабия», финансируемого Саудовской Аравией и базирующегося в Эмиратах. Четвертый журналист сумел бежать во время захвата и рассказал, что в Самарру они прибыли, чтобы сделать репортаж о разрушенной мечети. В городе к ним подъехал пикап, из которого вышли двое террористов, вооруженных автоматами. С криками «нам нужна корреспондентка» они открыли огонь в воздух. Нападавшие имели в виду 26-летнюю иракскую журналистку мусульманку-суннитку Атвар Бахджат. Всего три недели назад она перешла на «Аль-Арабию» из катарского телеканала «Аль-Джазира». Схватив журналистов, бандиты уехали в неизвестном направлении и позже расстреляли пленников.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Черкесске при поддержке Пятигорской епархии прошла международная научная конференция, посвященная столетию конфискации церковных ценностей 1 октября 2022 г. 19:49 29-30 сентября 2022 года по благословению архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в столице Карачаево-Черкессии городе Черкесске состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Баталпашинские чтения — 2022».  Форум приурочен к празднованию 100-летия образования Карачаево-Черкесии, 190-летию образования Кавказского линейного казачьего войска, 130-летию образования 6-го Кубанского пластунского батальона и к 100-летию кампании по конфискации церковных ценностей. Организаторами форума выступили Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, храм Покрова Пресвятой Богородицы города Черкесска и Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева. Цель Баталпашинских чтений, которые проводятся в Черкесске третий год подряд, содействие этнокультурному развитию славянского населения и казачества на территории КЧР, обеспечение их участия в укреплении единства российской нации и гражданского патриотизма. Конференция открылась 29 сентября в историческом здании филармонии города Черкесска. Модераторами выступили благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской епархии протоиерей Александр Нартов и доцент Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук Н.В. Кратова. С приветственными словами к собравшимся обратились министр образования КЧР И.В. Кравченко, министр культуры КЧР З.З. Агирбов, заместитель министра КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати С.А. Гузко, депутат Думы города Черкесска И.В. Михайлов, ректор Института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии А.Э. Ашуба, ректор Карачаево-Черкесского исламского института имени Абу Ханифа Мухаммад-хаджи Батчаев, руководитель Центра по продвижению русского языка и казачьей культуры Карачаево-Черкесского государственного университета Л.Ю. Козлова.

http://patriarchia.ru/db/text/5964183.ht...

В Астрахани прошел суд над вербовшиками боевиков для Сирии, Египта и Кавказа Астрахань, 22 сентября 2014 г. Все они получили по 6-7 лет в исправительной колонии общего режима.      Суд Советского района Астрахани вынес приговор по делу о вербовке жителей региона исламистами для участия в НВФ на территории Сирии, Египта и Северного Кавказа, сообщил корреспондент " Интерфакса " из зала суда. За участие в боевых действиях на стороне антиправительственных войск они обещали по тыс. Также обвиняемые предлагали уничтожать иноверцев и пропагандировали идею того, что единственный верный способ завершить жизнь для мусульманина - это теракт, сообщил агентству представитель следственного управления СКР по Астраханской области Андрей Хегай. Шестеро подсудимых признаны виновными по ч.1 ст.222 (незаконные хранение боеприпасов) и ч.1 ст.205.1 (содействие террористической деятельности) УК РФ, и приговорены к различным срокам заключения - от 6 до 7 лет в исправительной колонии общего режима. Обезвредить группу удалось благодаря разработке оперативников центра противодействия экстремизму астраханского управления МВД. Они обратили внимание на страничку в соцсети 29-летнего астраханца Тахира Джаксибекова, который указал местом рождения " Астраханское ханство " . " Сотрудники полиции сочли этот факт подозрительным. Далее в ходе следствия выяснилось, что Джаксибеков носит мусульманское имя Абу Хасан и является лидером группы астраханцев, которая в 2013 году осуществляла пропаганду " мирового джихада " , - сказал А.Хегай. Во время обысков на квартирах подозреваемых обнаружили взрывчатые вещества и экстремистскую литературу, а также компьютеры с видеообращениями идеологов северокавказских боевиков Саида Бурятского и Абу Ханифа, что подтверждается материалами суда. Фигуранты дела вербовали жителей региона для участия в незаконных вооруженных формированиях на территории Сирии, Египта и на Северном Кавказе. 22 сентября 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/73817.html

США призывают президента Таджикистана не подписывать новый закон о свободе совести 25 марта 2009 г. 16:15 В США крайне обеспокоены принятием таджикским парламентом нового закона о религии и просят президента Таджикистана Эмомали Рахмона не подписывать документ. Об этом говорится в распространенном сегодня официальном заявлении правительственной комиссии США по международной религиозной свободе, по мнению которой этот закон «ужесточает и жестко ограничивает религиозные свободы» в центрально-азиатской республике. Как подчеркивается в заявлении, в случае подписания президентом закон вступит в силу и тем самым «легализует жесткие меры, уже взятые на вооружение таджикским правительством против своего, в основном, мусульманского населения, включая закрытие сотен мечетей и ограничение религиозного образования детей». «Президент Рахмон должен принять во внимание международные обязательства», — сказала глава американской комиссии Фелис Гаэр. «Столь сильный удар по гражданским правам таджикистанцев не останется незамеченным» со стороны правительства США, отметила она. «Комиссия внимательно сейчас изучает статус Таджикистана, чтобы сделать вывод, поместить ли его в список стран пристального наблюдения», — пояснила Гаэр, отметив, что «обязательно доведет эти опасения до администрации президента США». В этом месяце парламент Таджикистана принял закон «О свободе совести и религиозных организациях». В нем закреплено, что официальным исламским течением в республике признан ханафизм, основателем которого является этнический таджик имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит, живший в XIV веке нашей эры. В Таджикистане большинство мусульманского населения придерживается ханафитского течения, «столпами которого, по мнению Рахмона, признаны мир и спокойствие, безопасность общества, покой и благополучие народа». Таджикский лидер выступил также с инициативой включить в общеобразовательную школьную программу, начиная с 8 класса, предмет «религиоведение», в котором бы изучалась история ислама. Представляя новый закон о религии в парламенте, министр культуры Таджикистана Мирзошохрух Асрори, подчеркнул, что он разработан с учетом новых сложившихся реалий в обществе при активном участии международных экспертов в области религии и права. «Таджикистан является правовым светским демократическим государством, и каждый его гражданин имеет полную свободу выбора», — подчеркнул Асрори. В 7-миллионной республике с преобладающим мусульманским населением действует 249 соборных мечетей, 18 религиозных учебных заведений. Также свободно функционируют православная, католическая общины, широкая сеть протестантских молельных домов. Вместе с тем, в Таджикистане официально запрещена деятельность фундаменталистского течения в исламе — салафизма. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/596528.htm...

аль – Атгас Сейид Мухаммад Накыб. Концепция образования в исламе: основы построения исламской философии образования: пер. с англ. Сейид Мухаммад Накыб аль – Атгас. Международный институт исламской мысли и цивилизации. аль – Газали Мухаммад. Нравственность мусульманина: пер. с араб. Шейх Мухаммад аль – Газали. Киев: Ансар фаундейшн. Аль – Маудуди, Абу Аль – Аля. Ислам сегодня. Аль – Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина, в том виде, который стремится ей ислам с помощью Корана и сунны./Проф. Мухаммад Али Аль – Хашими. Пер. на рус Владимир Абдалла Нирша. Армур Роллин. Христианство и ислам: непростая история. Пер. с англ.: Анна Гумерова, Юрий Маслов. М. Библейско – богословский инсг. св. ап. Андрея. ал – Маудуди, Абу ал – Аала. Принципы ислама. Аль – Газали Мухаммад (1917 – 1996) Права человека в исламе: Перев. с сокр./Мухаммад Аль – Газали. аль – Калъюби Ш. Комментарий составленный Махалли на книгу Навови «Минхадж – ат – Талибин» [в 4 – х т.]/Маргиналии сост. III. аль – Кальюби. Киев: МППП благотв. фонд. «Милосердие». ал – Кутб Мухаммад Али. Основатели четырех мазхабов: Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Абу’Абд Аллах Мухаммад ибн Идрис аш – Шафии, Ахмад ибн Ханбал:/Мухаммад Али Алкудб [Пер. с араб. С.Жданов и Н.Романов]. ан – Навави, Мухйи – Д – Дин Абу Закарийа Бин Шариф. Сады праведных: из слов пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: наиболее популярный сборник хадисов. Пер. и ком. Владимир (Абдулла) Нирша. Ан – Наим, Абдулл ахи Ахмед. На пути к исламской реформации: (гражданские свободы, права человека и международное право). Пер. с англ. Ольга Фадина. Отв. ред. и авт. послесл. Дмитрий Фурман. ас – Садр Мухаммад Бакир. История Илм Аль – Усул. Мухаммад Ба – кир ас – Садр. Пер. А.Ежовой. Астафьев И.А. Жизнь и описание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует//материал подготовлен научной комиссией института имамов и проповедников м – ва по делам ислама, вакфов, призыва и ориентации Королевства Саудовской Аравии. Пер. на рус. яз. Астафьев И.А.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010