Особая тема – рукоположение и пострижение раньше канонического срока. Человек еще не вошел в полноту возраста. Он еще не познал себя и врагов своих. А его уже поспешно облекают саном и чином. Не исключено, что природа проявит себя позже, и, когда служение станет привычным, естество громко заявит о своих попранных правах. Катастрофы, случающиеся на этой почве, стоят слез и благоразумного молчания. Но, несомненно, на архипастырях лежит великая ответственность не вводить в клир зеленые души и не облекать великим саном людей, не окрепших в добродетели. При нарушении сих элементарных правил случаи выгорания неизбежны. Мы вовсе не призваны к вечным победам. Мы должны иногда и проигрывать, не желая того. Поражения – тоже школа Возвращаясь к теме «запаса», вспомним Иосифа и те тучные и голодные годы, которые связаны с историей его пребывания в Египте. Нельзя настраиваться на сплошные победы. Есть времена изобилия, и есть времена скудости, слабости. «Голодные годы» должны быть вложены в сознание верующего человека как некая неизбежность. Мы вовсе не призваны к вечным победам. Мы должны иногда и проигрывать, не желая того. Поражения – тоже школа. Путь христианина вверх не есть путь от победы к победе, но это путь, скорее, от поражения к поражению. Эти слова тоже есть в творениях святителя Тихона Задонского. Их парадоксальность лишь свидетельство парадоксальности христианства. Христианство не укладывается ни в одну логическую систему. Оно выше логики. И в этом его как святость, так и практическая сложность. Быть готовым к поражению нужно всякому атлету. Нужно это и пастырю. Он не ангел. Он просто человек, но задачи его и цели выше простого ума. Как здесь не родиться страху, смирению, осторожности! Ты можешь быть ранен, но ты не должен быть самоубийцей. Ты не обязан быть абсолютно чист, как чист Христос, непричастный греху. И ты не смеешь отчаиваться, если твои идеалы разбились о подводные камни доселе неведомых искушений. Задача пастыря равна задаче сторожа на стене древнего города или солдата в окопе – не оставлять позиции.

http://pravoslavie.ru/108812.html

«Владыка Никодим, - продолжил отец Владимир, - с ужасом отшатнулся бы от идеи росписи храма в минималистическом стиле, поскольку он дорожил и каноном и классическим наследием Санкт-Петербурга. Конечно, рок и субкультура были ему совершенно чужды. Неизвестно никаких, даже, так сказать, малейших поползновений владыки влиять или работать с андеграундом, хотя в 60-70-е годы он существовал в Петербурге. И в деятельности раннехристианских миссионеров мы не видим непозволительного смешения жанров, традиций и духовных стихий. Скажите, встречаем ли мы хоть один пример проповеди ранних христиан в театре, например, после эсхиловой трагедии или комедии? Впрочем, виноват, пример есть, когда христиан приводили на мучения и пытки, но даже тогда они отказывались надевать актерские личины, одеяния Цереры, Диониса и т.д., поскольку считали сии стихии для себя абсолютно чуждыми. Вспомним, что апостолы для начала своей проповеди избирали все-таки места ритуально чистые, иудейские синагоги, и лишь потом шли на площади и в дома, но никак не в театры». «Что касается жаргона, на который перешел уважаемый отец Андрей Кураев, то он меня поражает, до сих пор провокационный и способствующий расколу термин " миссиофоб " использовал только мирянин Кирилл Фролов. Этот термин невольно ассоциируется с другим термином - " гомофоб " , в особенности, при сопоставлении с магаданскими высказываниями отца Андрея о возможности рукоположения педерастов в священство. Ответом мог бы послужить термин " псевдомиссионер " или " лжемиссионер " , но зачем на такое отвечать? Что касается сути, то любой нормальный православный человек устрашится такой миссии, где рядом со священной хоругвью на мотоцикле едет девка с голой грудью . Любой нормальный православный человек устрашится такой миссии, где на пороге храма является " Черная Троица " и бомжиха с фингалом вместе с евангельской цитатой. Любой нормальный православный человек устрашится такой миссии, в которой псевдомиссионер мешает свои слова с грохотом полусатанинской музыки, а его слушают разгоряченные, зомбированные, а иногда и обкуренные молодые люди. Честно говоря, проповеди отца Андрея Кураева на рок-концертах производили удручающее действие, которое напоминает апрель 1917 года, когда Павел Милюков перед совершенно распропагандированными разложившимися солдатами говорил о пользе взятия Дарданелл для русской экономики, приводил им цифры, а они слушали его в вполуха, щелкали семечки и покрикивали: " Кончай быстрее, танцульки начинаются " . Примерно такое же впечатление производили проповеди отца Андрея. Это, извините, бантик на экскаваторе. Проповедь и рок-музыка произрастают из разных корней. Известно, что первоначальная основа рока далеко не христианская, сами его ритмы являются глубоко разрушительными и античеловеческими по своей природе. Как связать с этим жизнь во Христе, я, право, затрудняюсь сказать», - признался известный богослов.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/16/o_...

Холодный, ветреный день. Синее-синее небо и черные тучи и огромный желтый закат. Непередаваемая прелесть того, что французы так удачно называют arriere-saison . В дорогу (шесть часов аэроплана в каждый конец) брал с собой том " Литературного дневника " Поля Леото, моего постоянного друга. Сегодня впервые подумал, что одна из причин моей (до конца не объяснимой) любви к нему – это отсутствие у него – абсолютное – того, что принято теперь называть " discours " – " идеологического " языка, или языка, подчиненного системе отвлеченных понятий, языка с ключом … Чтение Леото – это изумительное " экзорцирование " такого языка. Понедельник, 30 ноября 1981 Тридцать пять лет со дня моего рукоположения на Сергиевском подворье в священники. Служил сегодня утром Литургию (Андрея Первозванного по новому стилю, Никона Радонежского по старому). Все эти дни, в связи с моим " ничегонеделаньем " , мысли о том, что я ничего не сделал . Словно до шестидесяти лет все ощущал как еще только будущее, к которому готовишься. И вдруг – совсем новое ощущение: все уже позади и пора подводить итоги… Это не хорошие мысли. Мысли от гордыни. И в ответ сегодня хороший Апостол – о соре, всем миром попираемом… Среда, 2 декабря 1981 " La parti socialiste est partout le naufrage d " un pays " (Поль Леото " Литературный дневник " , XVII, 160). Исповеди. Очень часто речь идет о " состояниях " , которых я не припомню в моей молодости. Очень часто это состояние страха . Страха самой жизни. Страха не преуспеть , ударить лицом в грязь, что-то вроде этого. Не является ли это состояние результатом современного " культа успеха " , который, в свою очередь, выражается в постоянном чувстве соревнования, в безостановочном сравнении ? Люди буквально распадаются, раскалываются от этого страха. А другая реакция – это аррогантность, самоутверждение путем смешивания с грязью других. Н.А., студент, которого мы только что попросили " уйти " из семинарии. Наглые реплики в классе смиреннейшего, благожелательного проф. Кесича. " Я все это уже знаю! Все это ниже моего уровня! Я ожидал от семинарии большего! " и т.д. Человеку тридцать лет! А он все хорохорится, все " показывает себя " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Для обретения этой самой «силы первохристианского служения» Чарльз Пархем (1873–1929) открыл в канзасском городе Топека библейскую школу. Главной задачей ее студентов и преподавателей было тщательное изучение Библии, чтобы понять, как установить новые, качественно иные отношения со Святым Духом. По мнению Пархема, мысль об обретении этих отношений пронизывала весь Новый Завет. Вскоре «топекцы» пришли к выводу, что началом христианской жизни является «крещение Святым Духом», сопровождаемое глоссолалией, т.е. говорением на иных языках. И вот, в 19 часов 31 января 1900 г., после возложения рук Пархема, молодая студентка Агнес И. Озмен заговорила на языках. В течение последующих трех дней в городе было множество «крещений Святым Духом», а 3 января и сам Пархем, вместе с двенадцатью представителями христианских деноминаций, получил долгожданное «крещение» и заговорил на языках. Вскоре Пархем основал еще одну школу для обучения проповеди «полного Евангелия». В ней обучался рукоположенный служитель-негр В.Д. Сеймур , ставший вторым основателем пятидесятничества. В 1906 г. Сеймур получил место в негритянской «общине святости» в Лос-Анджелесе, где он начал проповедовать «третье благословение» и глоссолалию. Конгрегация вскоре изгнала незадачливого проповедника. Но Сеймур не сдался: в начале апреля он арендовал для молитвенных собраний заброшенное здание старой методистской церкви по адресу: Азуза стрит, д. 332. Девятого апреля Сеймур заявил своим прихожанам, что тот, кто не говорит на языках, еще не крещен Духом, добавив, что сам он личной Пятидесятницы еще не пережил и призывает всех «святых» молиться с ним, покуда Дух не снизойдет на них. После молений и поста на все собрание «ниспал огонь»: люди стали падать на пол, говорить языками, истерически смеяться, рыдать, трястись, производить неконтролируемые движения. Этот день и стал подлинным днем рождения пятидесятничества. События развивались бурно: собрания на улице Азуза стали ежедневными, продолжались с десяти утра до полуночи. К концу 1906 г. в Лос-Анджелесе образовалось уже девять пятидесятнических общин. Многие проповедники и миссионеры, работавшие в Азии, Африке и Европе, услышали об этих событиях и поспешили в Лос-Анджелес, чтобы своими глазами увидеть это «пробуждение» и затем понести «огонь» дальше, в родные пределы. Так пятидесятиичество стало международным фактором.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Для водворения и укрепления дисциплины, которой обусловливается порядок в Церкви, безусловно необходимо, чтобы управление Церковью, как человеческим обществом, для осуществления целей небесной жизни, составлено было, как сказано выше, из лиц, кои были правильно избраны и законным порядком получили соответствующия их положению права. Это последнее имеет особенное значение в Церкви, в которой управление совершается по божественному полномочию, данному особым лицам, составляющим церковную иерархию. Согласно такому характеру этого полномочия, лица церковной иерархии получают его только по божественной благодати и благодатными средствами, кои установлены Божественным законом, которыя вследствии этого имеют абсолютное значение: без них нельзя вступить в состав церковной иерархии. Употребление для этого других средств противоречит Закону Божию, о потому преступно и подлежит наказанию. Между такими преступными средствами первое и главное место занимает симония  – получение дара священства за деньги  19 , что считалось самым гнусным делом и величайшим злодеянием у первых христиан. Этот взгляд на симонию становится тем резче, чем более с течением времени оказывалось безсовестных людей, впадавших в это злое и мерзкое дело. Св. отцы и учители Церкви не находят в своих творениях достаточно слов, чтобы заклеймить наибольшим позором симонию и симонистов. Также относились к этому и соборы всех веков (IV Bc. 2, VI Bc. 22, 23, VII Bc. 4, 5, 19, Вас. Вел. 90 и др.). Находя незаконным священный сан, полученный за деньги, правила не считают достаточным наказанием для симониста извержеиие его из сана, потому что от виновника отнималось бы только то, что ему не могло принадлежать, а самое злодеяние осталось бы безнаказанным; правило предписывает  также и отлучить симониста от общения церковного, т. е. налагает двойное наказание, что в других случаях теми-же правилами не допускается. Точно такому-же наказанию подвергается и продавший святыню, т. е. рукоположивший кого-либо за деньги. Симонией далее считается рукоположение или награждение за личную услугу Епископу, вследствие родственных или приятельских отношений (Ап. 76, 23 Ант.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В некоторых храмах допускают фотографирование во время совершения богослужения; при этом усердные фотографы не всегда соблюдают чувство меры и благоговения к совершаемой службе: перебегают с места на место в поисках более удачных кадров, ослепляют народ вспышками. Все это нарушает святость богослужения, мешает его молитвенности, вносит мирскую суету в храм. Лица, которых фотографируют невольно начинают думать, как лучше им встать, какую принять позу, а иногда сами во время службы подсказывают фотографу лучшие моменты и места съемки. Понятно, что такое занятие развлекает и отвлекает умы и сердца всех присутствующих от молитвы и духовной сосредоточенности. Особенно недопустимо производить съемки в алтаре таких моментов, как совершение святейшего из Таинств – Причащение. Принятие св. Крови из Чаши – момент глубоко таинственный, это личное единение причастника с Христом и его нельзя передать словами, а тем более кощунственно запечатлевать на пленку. Б. Аудиозапись Запись богослужения на магнитофонную ленту обычно оправдывают желанием запечатлеть совершение богослужения, церковное пение и проповедь. Это вполне понятное желание. Однако осуществлять его можно очень осмотрительно и только при том условии, если записывание на магнитофон не будет помехой в совершении богослужения, произойдет абсолютно незамеченным. Вспоминается рукоположение во диакона в г. Кинешме. Магнитофон был неисправный и периодически издавал невероятный рев. Все в алтаре (в т.ч. и сам ставленник) принимали живое участие в налаживании звукозаписи: кто советом, а кто и делом – крутили и переставляли разные рычаги и кнопки. Молитвенность в алтаре полностью отсутствовала. 3. Святыня алтаря Самое название алтарь (от латинского alta ara, что означает «возвышенное место») таит в себе особое, таинственное значение этой части храма. Алтарь, на несколько ступенек возвышается над всем храмом, является местом совершения величайшего из Таинств Св. Евхаристии, а все находящиеся на нем не только пространственно выше других, но и по словам духовным качеством должны быть лучше, выше земных человеческих слабостей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   В наше время женщины могут прислуживать в храме, участвовать в управлении приходским хозяйством, но для них не существует поставления в особый чин. Впрочем, между древними поставлениями во вдовы, диакониссы и пресвитериссы и поставлением в церковнослужительские степени не следует ставить знак равенства. Это было всего лишь благословением на исполнение церковного служения.    Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной Академии 1912 г. Киев, 1913. С. 228.    Суворов Н. Указ. соч. С. 16.    Там же. С. 16.    Цит. по: Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной Академии 1912 г. С. 230.    См. там же. С. 231 (примеч. 3 и 4).    См. там же. С. 237 (примеч. 2).    См. там же. С. 236 (примеч. 1).    См. там же. С. 236 (примеч. 1).    Там же. С. 242.    См. там же. С. 242—243.    Там же. С. 304.    Там же. С. 302.    Там же. С. 306.    Там же. С. 306.    Мышцын В. Устройство Христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909. С. 368.    См: Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской Духовной академии.    См. С. 272.    Там же. С. 249. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению... Неспособность к священству    Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству.    Католическое право различает так называемую абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т.е. недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Согласно Уставу Русской Православной Церкви , «епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси» (Х, 7); «епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения...» (Х, 2). Определение на должность и посвящение в духовный сан в наст. время отстоят друг от друга на неск. дней (но, бывает, и месяцев). Сложившаяся практика такова: хиротонии во епископа предшествует определение Свящ. Синода , а затем «наречение» , т. е. объявление во время богослужения воли священноначалия об определении ставленника на епископскую кафедру. Остальным степеням священства предшествует выдаваемый указ об определении на должность клирика, так что посвящение совершается над лицом, к-рому указано определенное место служения (это правило существовало даже в годы гонений в советское время). А. р. пресвитеров, диаконов и епископов распространилось в Римско-католической Церкви в ср. века. Ординация ( ordinatio) и консекрация ( consecratio - посвящение во епископа) в католич. праве представлены как акт чисто сакраментальный, сообщающий лишь духовную способность (причем эта способность неизгладима - character indelebilis), должность же предоставляется посвященному юридическим актом - законным поручением (missio legitima). А. р. епископов допускалось с фикцией in partibus infidelium - в еп-ства, к-рые со временем образуются в странах нехрист. Действующее в католич. Церкви каноническое право утверждает, что «каждый клирик должен быть инкардинирован [приписан] в одну из отдельных Церквей или персональных Прелатур, либо в один из институтов посвященной жизни или в общество, наделенное теми же полномочиями, чтобы ни в коем случае не допускалось существования неподначальных или бродячих клириков» (CIC can. 265), и вместе с тем ординация по устоявшейся традиции рассматривается в католич. каноническом праве как акт, сообщающий духовную способность и правомочие рукополагаемому без связи для него с определенным местом служения или должностью (CIC can. 967. § 1).

http://pravenc.ru/text/62498.html

Особенным правам и преимуществам церковно-иерархического служения соответствовали и особые обязанности клира. Духовные лица должны были носить особого покроя и темного цвета длинную одежду, издревле им усвоенную. В этом отношении Духовный регламент предписывал иереям наблюдать, чтобы подчиненные им церковнослужители имели одеяние верхнее, хотя и убогое, но чистое, и одного темного цвета, и не ходили бы простоволосые, то есть с непокрытой головой. Церковные правила запрещали клирикам не только пьянство и азартные игры, но и участие во всех шумных общественных удовольствиях: танцах, спектаклях, публичных играх и так далее. Охота, особенно соединенная с пролитием крови животных, тоже признавалась делом, не совместимым со священным саном. По тем же соображениям церковнослужителям запрещалась врачебная практика, в особенности совершение хирургических операций. Духовное лицо, причинившее своим неумелым лечением смерть пациенту, подлежало извержению из сана как виновное в невольном убийстве 75 . Это были не просто предписания – ставленник перед рукоположением подписывал допрос, в котором обязывался: «Одежду буду носить только присвоенную духовному званию, волос и бороды не стричь, соблюдать установленные Православной Церковью посты, никаких зазорных поступков – нетрезвости, картежных игр, табакокурения, посещения театров, вымогательства и тому подобных – допускать не буду» 76 . Запрещались духовным лицам занятия и промыслы, несовместные с их прямыми служебными обязанностями или ронявшие достоинство их сана. К ним относились: все государственные и общественные должности, и особенно военная служба; поручительство за кого-нибудь в делах гражданских и уголовных; опека, за исключением членов своего семейства и ближайших родственников или же по поручению епископа над сиротами и вдовами; ходатайство по чужим делам в судах, наконец, ростовщичество и торговля, особенно винная. Вдовым или неженатым клирикам запрещалось иметь в своем доме женщин, за исключением матери, родной сестры или тетки. Даже сожитие с законными женами, обличенными в прелюбодеянии, священнослужителям воспрещалось: они были обязаны или развестись с ними, или оставить священническое служение, если не желали развода, так как порок жены сообщался и мужу, который составляет с ней «плоть едину». Овдовевшим священникам и диаконам воспрещался второй брак, а неженатым не дозволялся и первый – духовный сан сам по себе уже служил абсолютным препятствием к браку. Целибат хотя и имел место, однако не был распространен в Русской Православной Церкви, поэтому кандидат в священнослужители, как правило, должен был быть женатым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сугубом твоем миссионерском внимании и попечении нуждается юное поколение. В молодом возрасте человек особенно чутко откликается на веяния времени, словно губка, впитывая все новое и интересное. Но разобраться в бесконечном информационном потоке, отделить семена от плевел бывает подчас непросто. Устоять и не запутаться можно, только имея внутренний критерий отбора, четкий ориентир, надежный духовный компас. Таким компасом для человека всегда были, есть и будут заповеди Господни, слово Божие как явление абсолютной Истины, несопоставимой по своей силе, мощи и значению ни с одной человеческой идеей, претендующей на то, чтобы быть истиной. И пусть таким компасом будут для людей и для тебя заповеди Божии. Воспитывай юношество в любви к Родине, к своему народу, к его истории и традициям. Не попускай того, чтобы плевелы сомнений разрушали национальное самосознание, особенно у молодежи. Пусть непреходящие евангельские истины станут для подрастающего поколения подлинным духовным и нравственным основанием жизни. Поэтому полезно создавать на базе приходов просветительские центры, кружки по интересам, организовывать и принимать участие в молодежных начинаниях и проектах. Регион, в котором тебе предстоит совершать свое служение, находится на восточных рубежах России. Подобно тому как неприступность любой крепости определяется не только прочностью стен и мощью оборонительных сооружений, но мужеством и стойкостью ее защитников, так и спокойствие и безопасность Отечества во многом зависят от нравственного состояния и твердости веры нашего народа. Заботься о том, чтобы совместными трудами епархиальной, светской власти и заинтересованных общественных организаций, высших учебных заведений, школ, культурных учреждений утверждались великие духовные ценности, каковые мы сегодня называем традиционными ценностями нашего народа, идеалы самоотверженного служения Родине и ближним. Итак, вступая на стезю епископства, преобразуй мир силой Божественной благодати, данной тебе при свершившемся сегодня рукоположении. Прими сей жезл — символ власти, апостольского преемства и жертвенного служения. От полноты ниспосланных тебе даров Святого Духа преподай ныне свое благословение пастве, столь усердно молившейся во время твоей хиротонии, дабы архиерейство твое было угодно в очах Начальника нашего спасения Господа Иисуса Христа. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/1978205.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010