Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему Вы стали православным священником? 21 мин., 04.12.2012 Как становятся священниками? Атеистическая пропаганда рисовала батюшек алчными людьми, которые расчетливо наживаются на чужих заблуждениях. Время господства атеизма прошло, но и сегодня мало кто всерьез интересуется вопросом: как случается, что обычные люди вдруг начинают служить у престола Божьего, подчиняя этому всю свою жизнь? Как эти люди приходят к вере, и не просто приходят, а заполняют ею всё, посвящая себя Богу? Об этом мы решили рассказать. И задали батюшкам из России, Украины, Белоруссии, Пакистана, Кении, Германии один простой вопрос: «Почему Вы стали православным священником?».  Я был советским школьником Протоиерей Александр Авдюгин, г. Луганск, Украина Наверное, большинство из нас, в священном сане находящихся, на вопрос: «Как ты стал священником?» ответят неопределенным «Господь привел». Вот только неопределенность эта лишь у вопрошающего, а для нас это абсолютная уверенность. Ведь случайностей априори не бывает, и когда начинаешь составлять лесенку событий, по ступенькам которых взбирался к удивительным и непередаваемым минутам рукоположения, становится абсолютно понятным, что тебя вели к нынешнему служению… Поэтому и ответ такой: «Господь привел». Ступеньки эти вспомнить можно, но не все. Были такие, которые, казалось бы, без твоей воли преодолевались и не очень обязательны были, но сегодня, с опытом прожитых лет, ясно становится, что все в единстве и четкой последовательности происходило. Первый религиозный опыт, вернее, апологетический спор, у меня с бабушкой был, матерью отца. — Ба, — допытывался я, — почему у тебя на кухне Бог злой, в зале добрый? — Нельзя так говорить! — сердилась бабушка. — Ишь чего надумал! — Сама посмотри! — указывал я на иконы. В кухне образ Спасителя был старым, темным, одни глаза и лоб видны. Ночью проснешься, и если лампадка не затухла, то глаза на тебя смотрят из темноты. Страшно.

http://foma.ru/pochemu-vyi-stali-pravosl...

Патриарх Варфоломей едет в Литву учинять новый раскол На Фанаре акцентируют внимание на то, что «патриарх, имеющий также исключительную ответственность изучения апелляций согласно Божественным и Священным канонам и в соответствии с освященной практикой Церкви, принял поданные прошения». То есть на самочинном праве Константинопольского патриарха вмешиваться во внутренние дела других Поместных Церквей. «После тщательного изучения рассматриваемых дел было установлено, что причины, по которым были вынесены эти приговоры, были основаны абсолютно не на церковных критериях, а на справедливом несогласии вышеупомянутых клириков с войной в Украине . По этой причине Его Всесвятейшество, рассмотрев эти апелляции в последней инстанции, рекомендовал Святейшему и Священному Синоду отменить наложенное на них прещение лишением сана и восстановить их в их бывших церковных степенях, что и было единогласно решено», – сообщает Константинопольский патриархат. Турецкие греки, по обыкновению, лукавят: прещение было наложено за непослушание правящему архиерею и раскольническуюдеятельность, а вовсе не за несогласие с войной на Украине. Украинский проект. Сценарий развития событий Ну и, разумеется, патриарх Варфоломей «принял клириков, подававших апелляцию, под свой омофор согласно их прошению». Авторы коммюнике подчеркивают, что «только Константинопольскому патриарху разрешается принимать чужих клириков, даже без отпустительных грамот от того, кто их рукоположил». Это правило действовало во времена Византийской империи, но фанариоты, видимо, решили, что Турецкая империя является ее преемником, а потому и у Варфоломея особые права. В тот же день Литовская Православная Архиепископия отреагировала на решение Фанара, «восстановившего» извергнутых из священного сана священников в «бывших церковных степенях», признав это решение недействительным, сообщает сайт Виленско-Литовской епархии. «Литовская Православная Архиепископия не признает это решение, – говорится в обращении. – Извержение из священного сана является не дисциплинарным, а мистическим актом, он окончателен и бесповоротен. Согласно церковным канонам, извергнутые из священного сана клирики не подлежат восстановлению и рукоположению. Таким образом, бывшие священники Владимир Селявко, Виталий Моцкус, Виталий Даупарас, Гинтарас Сунгайла и Георгий Ананьев являются мирянами и останутся таковыми даже в том случае, если они дерзнут облачиться в церковные одеяния и " священнодействовать " . У лишенного сана священника Таинства совершаться не могут».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/21/fa...

Начался весенний призыв в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта призывная кампания первая после вступления в силу известного президентского Указа отменяющего отсрочку от службы в армии для священнослужителей. Диакон Димитрий Васильев, недавно отслуживший в армии (еще до принятия священного сана), попытался себе представить, как будет выглядеть на практике воинская служба для молодого православного духовенства. Полемика вокруг — или даже скорее, «разговор на тему» — подписанного Президентом России 6 февраля Указа «Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу» ведется в нашей стране в довольно-таки узких кругах. Очевидно, что люди, которые никаким образом не интересуются церковной жизнью, представители «нецерковных» профессий — врачи, учителя, предприниматели, простые рабочие — даже не знают о том, что, согласно этому Указу, духовенство теперь также подлежит призыву на срочную военную службу, а даже если и знают, не придают этому никакого значения. Однако для православных диаконов, священников, не служивших в армии до рукоположения, тем более монашествующих, все обстоит совершенно иначе. Многие из них уже получили повестки в военкомат. Однако до сих пор нет никакой официальной информации о том, в каких условиях им предстоит служить, будет ли при этом учитываться их священный сан. Что ж, остается только строить предположения. По-видимому, после призыва их ждет обычная армейская служба в чине рядового. Даже на самый поверхностный взгляд она абсолютно несовместима со служением церковным. Ситуация видится даже абсурдной: представьте себе батюшку с автоматом наперевес, совершающего марш-бросок на много километров. Это даже, если ничего не говорить о дедовщине и необходимости иногда стрелять не только по мишеням, но по живым людям… Насколько сообразуется такая служба с канонами Церкви? Вскоре после выхода Указа юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега охарактеризовала его с точки зрения церковного права. Так, 83-е апостольское правило гласит, что «пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, подлежит извержению из священного чина». Или другое положение канонов, 69-е апостольское правило. В нем говорится, что, «если пресвитер или диакон не постится в Святую Четыредесятницу перед Пасхой, да будет извержен из сана». Другими словами, каноны запрещают священнику проходить военную службу, упражняться в воинском искусстве, использовать оружие, носить оружие. Да и соблюдение поста в воинской части очень проблематично и затруднительно, практически невозможно. То есть обычная служба в армии для священнослужителя это прямая дорога в запрет…

http://pravoslavie.ru/36617.html

Во-первых, отношение к священнослужителям в постсоветской России разительно отличалось от нынешнего в лучшую сторону — по степени доверия, уважению, готовности людей откликаться на конкретные нужды и заботы. Во-вторых, относительный рост духовенства в первой половине 1990-х годов, конечно, был впечатляющим. Но в абсолютных цифрах он не идет ни в какое сравнение с теперешними потребностями: сейчас они намного больше. Наконец, тот рывок был возможен потому, что он опирался на опытных пастырей, собравших вокруг себя замечательных церковных людей. Именно там вырастали кандидаты на рукоположение. Чтобы сформировать нечто похожее сегодня, нужен не год и не два кропотливой работы. Ведь пастыри-душепопечители не вырастут сами собой из отличников на семинарской скамье. Для этого нужна крепкая сплоченная община по-настоящему церковных верующих, возглавляемая опытным священником. А сейчас в Русской Православной Церкви есть целые епархии, где вообще нет священников со сроком хиротонии, превышающим два десятка лет! Требуется как минимум одно поколение, чтобы вырастить в общинах новых достойных кандидатов. Но мы живем в условиях, далеких от идеальных: помимо душепопечения, на настоятеля, как правило, возложена еще задача строительства храма и множество иных административных и хозяйственных забот. — Вы говорите о новых формах пастырской подготовки. Каким образом это можно соотнести с продолжающейся церковной реформой духовных школ в России? — К достижению цели нас может приблизить параллельное решение двух стратегических задач — усиление приходских общин и взращивание в их среде священников, ориентированных на душепопечение. Что касается образования, количество часов, выделяемых на дисциплины пастырского цикла в духовных школах, за последние годы, конечно, выросло. Но между корректированием учебного плана и изменением формата образования колоссальная дистанция: прочесть больше лекций по пастырскому богословию еще не означает настроить будущих священников на пастырское служение. Могу поделиться наработками, которые мы практикуем в ПСТБИ и на богословском факультете ПСТГУ.

http://patriarchia.ru/db/text/5470552.ht...

· законное рукоположение; · законное (значит и единственно настоящее) священство; · законную преемственность от ветхозаветной веры (через настоящего Мессию – Спасителя); · а поэтому и законные действенные святые таинства, законную религиозную практику и жизнь, необходимые для подлинного спасения верующего человека. И это не голословное заявление, а легко (при искреннем желании) проверяемый факт. Полнота, действительность и действенность богообщения, цельность и красота религиозной жизни православия недостижимы для иных христианских вероучений. История духовных исканий и болезней человечества наглядно демонстрирует, что любое отсечение от православного богообщения и отказ от Священного Предания, установленных и оживляемых самим Богом, неизбежно приводят к появлению очередной якобы христианской или иной секты и неминуемой гибели людей, добровольно принявших ее обман. Поэтому сторонники вероучений, действительно признающие Библию как Священное Писание, при объективном честном непредвзятом подходе рано или поздно неизбежно должны признать, что не может быть подлинного спасения вне той Церкви, которая имеет православную полноту веры. Для более точного понимания отличия православия от других вероучений и культов зла приведем сравнительную таблицу некоторых их основных признаков. Сравнительная таблица основных религиозных и поведенческих признаков Православной Церкви и сект (культов зла) Основные религиозные признаки Признак Секты (культы зла) 1. Догмат о Троичности Бога Основной догмат Большинство не признает 2. Догмат о Боговоплощении Основной догмат Большинство не признает 3. Догмат о воскрешении Христа из мертвых и о будущем всеобщем воскресении с телом Основной догмат Большинство не признает 5. Открытость учения Полностью открыто и доступно, нет уровней посвященности (постижение зависит от внутренней готовности) Строжайшие уровни посвященности, утаивание истинных целей от нижних уровней и посторонних, частый обман 6. Переселение душ (реинкарнация) Отвергает (абсолютные ценность, цельность и неповторимость каждого человека)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как церковная организация православие удержалось лишь в Восточной Словакии. Тем не менее, в Западной Словакии и Чехии много веков из поколения в поколение передавалась память о миссионерской деятельности свв. Кирилла и Мефодия и принесенные ими традиции православия. Сохранились данные о том, что в XIII в. в словацком городе Спише жили два православных епископа Иаков и Лука и совершалась литургия по восточному обряду на славянском языке. Православие, несмотря на политику насильственного насаждения католицизма, все же не было абсолютно уничтожено. Ярким примером того, что народ помнил о восточном происхождении христианства в Чехии и Словакии, стало гуситское движение в XV в. Последователь английского реформатора Джона Уиклифа магистр Пражского университета Ян Гус (1371–1415) требовал реформы католической церкви и ее возврата к евангельским и апостольским идеалам. Кроме того, Гус настаивал на праве совершения богослужений на национальном языке и причащения народа «под обоими видами». Один из лидеров гуситов ближайший друг и сподвижник Гуса Иероним Пражский (ок. 1380–1416), получивший магистерские степени Парижского, Оксфордского, Кёльнского и Пражского университетов, посетил западнорусские земли, где поклонился русским святыням и ближе познакомился с православной традицией (по некоторым данным, он даже перешел в православие). Именно эта поездка послужила впоследствии одним из главных пунктов вынесенного ему обвинительного ему приговора. В 1416 г. Иероним был сожжен на костре. После казни Я. Гуса и Иеронима гуситы (на тот момент к их числу можно было отнести практически весь чешский народ) отделились от Римской церкви. Так как у них не было собственной иерархии, они посылали кандидатов в священники для рукоположения православному епископу города Мультанска. Ища опору в древней традиции, гуситы обратили взоры на Восток, в Константинополь, откуда некогда им было принесено христианство. В 1451 г. в столицу Византии прибыл «благочестивый иерей» Константин Ангелик, представивший от лица чехов «Книгу (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—614— принятого здесь общего правила, что браки лиц православных с неправославными заключаются не иначе, как по законам православной церкви (ст. 67. п. 2). в) Состояние под судебным запрещением вступать в брак. Такому запрещению подвергаются все бывшие супруги, по вине которых брак был расторгнут или объявлен ничтожным и недействительным. Таким именно последствием для виновной стороны сопровождается расторжение брака: а) по двоеженству и двумужеству (т. X ст. 40) причем, если вина была с обеих сторон, то обе стороны осуждаются на безбрачие; б) по безвестному отсутствию одного из супругов в течение пяти лет и более (ст. 41 и 42), в), по прелюбодеянию или нарушению супружеской верности (Уст. Дух. Конс. ст. 253), и г) по доказанной физической неспособности к брачному сожитию (ibid.). В первых трех случаях осуждение на всегдашнее безбрачие является наказанием лица виновного в разрушении брака своим преступлением против брачного союза; в последнем же случае судебный приговор о безбрачии не есть в собственном смысле наказание, а только констатирование факта, при котором, если бы он был известен, не мог бы иметь места предыдущий брак. г) Священнослужительский и монашеский сан. Еще известные нам Апостольские Постановления запрещали клирикам высших степеней (начиная с диакона) вступать в брак после рукоположения, если они приняли рукоположение холостыми (Ап. Пост. кн. 6, гл. 17). 26-е Апостольское правило дозволяет брак только клирикам низших степеней – чтецам и певцам. Пресвитер, вступивший в брак в этом сане, по 1-му правилу неокесарийского собора, извергается из своего сана. На основании этих канонических запрещений, император Юстиниан признал браки пресвитеров, диаконов и даже иподиаконов недействительными, а детей от них родившихся – незаконными. Закон Юстиниана получил каноническую силу, как через принятие его в Номоканон Фотия (tit. IX, с. 39), так и через формальное подтверждение в 3-м правиле трульского собора. Таким образом, священнослужительский сан навсегда признан абсолютным препятствием к браку. В этом смысле, на основании Кормчей, и наш граждан-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Православный христианин не может ради конъюнктурной человеческой правды, выступающей против Божьей абсолютной правды и истины, вступать в компромиссы с инославной верой! Б) ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ПРАВОСЛАВИЯ НЕКОТОРЫХ ПЕРВЕНСТВУЮЩИХ ИЕРАРХОВ Это утверждение звучит странно, но вот слова, сказанные Александрийским Патриархом Николаем VI при посещении Александрии Болгарским Патриархом Максимом в мае 1973 года: «И ныне Православие может явить кровь и мученические венцы, гонения и скорби. Но наряду с этим можно указать на предательство и попрание Преданий со стороны его первенцев». В той же речи Патриарх Николай VI призвал «бороться против всех течений нашего времени, которые пытаются столкнуть корабль Православия в бездну хаоса и беспорядка!» 492 . В немецком православном журнале «Ортодокси хойте» (1967, 19, с. 21) читаем следующее: «Константинопольский Патриарах Афинагор поручил настоятелю православного центра в Тэзе (Франция) архимандриту Дамаскину положить начало богословским переговорам с представителями католического и евангелического вероисповеданий о причащении на экуменических службах». Некоторые французские газеты в начале 1970 года сообщили, что тот же Патриарх заявил одному протестантскому пастору — монаху из Тэзе, который побывал у него в Вене: «Вы — священник. Я мог бы исповедоваться у Вас», добавив: «Нам надо было бы сослужить!» (Протестанты, кстати, вообще не признают таинства Исповеди). Патриарх Афинагор провинился против Православия по многим пунктам. Он считал, что духовные лица могут вступать в брак и после своего рукоположения, т. е. монашествующие могут жениться, не теряя сана, а брачные священники — вступать во второй брак! Патриарх Афинагор высказывался и против священнического одеяния. По его мнению, «диалог важнее богословских диспутов, т. е. искания истины. Из-за его экуменических новаций некоторые греческие митрополиты (Поликарп Сисанийский, Августин Флоринский, Павел Метимский, Амвросий Елевтеропольский и др.) перестали его поминать и твердо стояли до конца, хотя это грозило им лишением сана! 493

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

29 «Рукоположение, как препятствие к браку» в русск. переводе проф. И. С. Пальмова (более правильном), стр. 12; ср. 2-е (сербское) изданье, стр. 29, где он говорит уже, что священноолужитель может» (а не «должен», как в первом издании) иметь одну жену. 31 И в обычном словоупотреблении ες часто означало нечто большее, чем числительное один, означало «только один», «единственный» и соответствовало латинским unicus и solus (см. Schenkel. «Griechisch-deutsches Schulwörterbuch», Wien. 1905, изд. XI, ст. 223; Green, A complet greek Vocabulary, London l905, 426). И в Новом Завете оно имеет такое не только у апостола Павла, а весьма часто и у других писателей ( Мк.42:29, 32 и мн. др.). Поэтому в лучших и древнейших латинских переводах (напр., у Феодора Везы, стр. 81) оно переводится в этих местах или solus или unus ille, а не обычным unus (см. Dr. I. Nestle, «Novum Testamentum Graece et Latine, Stuttgart». 1906, 88). Так переводили и западные церковные писатели, напр., (Apologeticum, сар. 18; «Deum unicum esse» Adversus Ргахеит, cap. 1; «Unicum Deum credimus» De virginibus velandis; «Credendi in unicam Deum» сар. 1). Руфин в своем труде; «Expositio symboli apostolici» (p. 19) прямо говоритъ, что εσ в формулах символов α μις γυναικς νρ есть то же формула) значит не один по числу, а абсолютно одинъ: там где греки писали «εις να θεν πατρα (Ириней «Adv. haereses», lib. 1, cap. 9) или «ες εστιν θεος» ( Ориген , «Comment. in evang Ioann.», cap. 9), римляне употребляли solus и unicus. B книге Dr. Hanti’a «Bibliothek der Symbole... der alten Kirche» (Aufl. Breslau, 1897, 8. 50, 54, 69, 72, 159 и др.) собрано много примеров такого употребления слова ες в древних символах» (см. Веселинович. «О другом свяштеничком браку» «Весник Српске Цркве» 1907, 5, стр. 339–341). 33 Напр. «Богосл. Гласник» 1907, 3, 4, стр. 269–270, cp. Веселинович, «Весник Српске Цркве» 1907, 5, стр. 339–341. 34 См. Winer, 1. c.: Dr. Erwin Prenschen, Vollständiges Griechisch–Deutsches Handwörterbuch zu den Schriften des Neuen Testaments, Gessen, 1908–1910. S. 339; cp. Prof. Dr. S. Ch. Schirlitz, Griechisch–Deutsches Wörterbuch, 6 Aufl., 1908, S. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Одним из интереснейших видов мишкиной деятельности было его участие в учебном процессе. Несколько лет я вела небольшую группу студентов Российского православного университета, и занимались мы у меня дома, тем более, что групповые занятия постепенно перерастали в индивидуальные. Студенты сидели полукругом, в центре которого был секретер, я – за секретером, боком к нему, все время поворачиваясь к студентам. Постепенно я начала подозревать, что крайне внимательное и прилежное выражение их лиц на занятиях как-то не связывается с обычным для современного студенчества прохладным отношением к домашним заданиям. Сидят, как позируют, и не шелохнутся, и у всех очи горе и лица такие вдумчивые. Потом я, проследив направление их взоров, обнаружила, что Мишка всегда взгромождается на верх секретера и в свою очередь не сводит со студентов горящих совиных глаз. Ему тут же было присвоено звание «господин инспектор». Инспектирование явно пришлось ему по душе, так что когда студенты благополучно прошли курс немецкой премудрости, и ко мне стали ходить молодые авторы журнала (с которыми мы сидели уже за письменным столом), кот немедленно занимал свое инспекторское место на секретере. Вообще для кота позиция наверху – это одно из засадных положений, так что немудрено, что выглядел он грозно. Не очень молодые и совсем немолодые авторы тоже приходили, но их он не инспектировал. Зато студенты неоднократно бывали мной пойманы за комичной попыткой определить с помощью Мишки уровень своей духовной продвинутости. Дело том, что кот, как и все его сородичи, абсолютно не допускал прикосновений к пузу, карая невежу страшными царапинами. Исключение делалось только для духовных лиц, их он не трогал, так что они могли его трепать, как хотели. Не раз и не два я во время перерыва обнаруживала студента, который ходил кругами вокруг возлежащего кота (тот на это время бросал свою инспекторскую позицию) и с мучением во взоре протягивал дрожащую длань, то трусливо ее отдергивал. Бедные дети очень хотели прославиться уровнем своей духовности, но в то же время не без основания опасались, что уровень вполне может не дотягивать, а когти ужасающие. Такой вот синдром голого короля. Думаю к тому же, что они, будучи студентами православного университета, что-то понимали в апостольской преемственности и не были до конца уверены, что их духовное совершенство способно заменить великое таинство рукоположения. Но попробовать хотелось.

http://foma.ru/mishka-i-nekotoryie-drugi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010