Я думаю, что история с отцом Львом должна послужить нам предупреждением стать более рассудительными. Да, он абсолютно неуравновешен и в придачу страдает чувством неполноценности, которое требует дешевых «побед» над другими с целью самооправдания. Я думаю, что он принадлежит к тому типу людей, которые становились классическими самозванцами. Иеромонах Серафим в день его рукоположения во священника, 24 апреля 1977 года. Мы не можем понять, почему он упоминает в своем письме Аляску; наверное, это тоже является продуктом его больного воображения. Деятельность нашей Церкви на Аляске отнюдь не была плодотворной, и мы должны оставить ее Митрополии (теперь ОСА – о. А. Я.) – что очень далеко от какой-то третьей юрисдикции! Эпидемия гриппа у нас уже закончилась, и мы наконец-то начали трудиться над календарем, объем которого равен восьмидесяти страницам. Стало холоднее и мы ожидаем, что в ближайшем будущем выпадет снег, но пока что наша дорога еще сухая и по ней можно ездить. 7/20 декабря, 1977 г. Только сообщение о погоде 106 . Дорога покрыта примерно восемью дюймами снега. Если на колесах вашей машины будут цепи, то в лучшем случае вам удастся проехать половину пути в гору. Но, судя по всему, этой ночью снова будет идти снег. Я не знаю, сможем ли мы снова выбраться в мир до воскресенья. Отец Герман ездил в Аламеду служить на праздники 107 к владыке Нектарию, а я поехал на два дня позже, чтобы попасть на день Ангела владыки. Оба дня мы сначала служили всенощное бдение, а затем, после 12 ч. ночи, и литургию. Владыке удалось отслужить с нами литургию, но он не смог полностью прослушать всенощное бдение 108 . Мы будем рады увидеть тебя в воскресенье, но будет очень тяжело добираться к нам! Владыка Антоний тоже хочет посетить нас, но скорее всего, не сможет из-за снегопада. 1978 год 8/21 февраля 1978 г. Мы уже пришли в себя после выходных. Также мы окончательно закончили возню с нашим грузовиком – после некоторых приключений мы поменяли на нем шины, поскольку прежние еще находились в приличном состоянии, и стащили грузовик на 3 мили вниз по дороге, где продали его старьевщику за 50 долларов, – все это за 8 дней до того момента, когда у грузовика истекал его срок регистрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

В управлении епархией епархиальному архиерею помогают Епархиальное собрание и Епархиальный совет. Епархиальное собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии. Епархиальный совет образуется по благословению епархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на три года. Викарным архиереем в Русской Православной Церкви называется архиерей, не управляющий епархией. Приходы и приходское духовенство Приходом, согласно Уставу Русской Православной Церкви, называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход находится под наблюдением епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. При приходе могут быть созданы братства и сестричества с целью привлечения прихожан к более активному участию в жизни прихода, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Во главе каждого прихода стоит настоятель, назначаемый епархиальным архиереем. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с церковным уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Помимо настоятеля, в приходе могут служить другие священники и диаконы. Чтобы быть рукоположенным в диакона или священника, необходимо быть членом Русской Православной Церкви, обладать соответствующими нравственными качествами, иметь достаточную богословскую подготовку; иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению, не состоять под церковным или гражданским судом; принять церковную присягу. Среди приходского духовенства Русской Православной Церкви абсолютное большинство составляют женатые священники; лишь незначительный процент приходских клириков относится к числу монашествующих. Согласно каноническим установлениям Православной Церкви, священнослужитель может вступить в брак лишь один раз. В том случае, если семейный священник овдовел, он может быть пострижен в монашество. Овдовевший или разведенный священнослужитель не имеет права вступить в новый брак и при этом сохранить священный сан: в случае вступления во второй брак он должен быть извержен из сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В номере 121 от 12 июня 1923 года некто Горин опубликовал фельетон «Воровской епископ Лука». Если верить газете, священник-монах о. Валентин Войно-Ясенецкий – бессовестный карьерист, охваченный дьявольским тщеславием, буквально рвался к епископской митре. Унизительно пресмыкаясь перед сосланным из Уфы в Ташкент епископом Андреем (князем Ухтомским), он выклянчил у того назначение на епископскую кафедру, а затем собирался… Впрочем, предоставим слово автору мифа: «…Жарко облобызав десницу бывшего Андрея Ухтомского , Валентин Ясенецкий в награду заполучил от него назначение викарием Томской епархии под именем епископа Барнаульского. Рукоположения же поехал он искать в богоспасенный город Пенджикент, где в ссылке томятся два других воровских архиерея Василий и Даниил. Эти воровские архиереи чисто воровским образом в Пенджикентской часовне без народа, без свидетелей и рукоположили честолюбивого Валентинушку в воровского епископа Луку… Как назначение, так и рукоположение «Валентинушки» есть действие абсолютно незаконное, как произведенное ссыльными неправомочными архиереями и вне пределов собственных епархий. Но этим дело не исчерпывается. Сделавшись фиктивным викарием ссыльного епископа Андрея и не имея возможности показать своего носа ни в Томске, ни в Барнауле, где его встретили бы как воровского архиерея, наш хитрец Лука решил свить себе епископское гнездышко в Ташкенте. И вот 3 июля (1923 года), в воскресенье, он предстал в кафедральном соборе изумленному миру и поведал, что хоть он собственно епископ Барнаульский, но так и быть, ради благочестия местных кликуш и усердия славных Воскресенских спекулянтов согласен остаться в Ташкенте, аще то благоугодно будет соборным кликушам и спекулянтам. Крики «аксиа» – «согласны» – были ему ответом. И таким образом Валентинушка Ясенецкий мечтает сделаться потихоньку-полегоньку Ташкентским и всея Туркреспублики архиереем». В своем месте мы подробно разберем, что в легенде, вышедшей из недр «Туркестанской правды», реально, а что от нечистого.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Прохождение службы представляет наконец условие, хотя и не абсолютное, для избрания во епископа. Многочисленные примеры церковной практики показывают, что церковные чиновники по своим особенным нравственным качествам и деловой опытности всегда рассматривались как самые ближайшие кандидаты при избраниях епископских 185 . Старшинство по рукоположению, строго наблюдаемое в степенях священства, почти не имеет значения в церковноправительственной службе 186 . Посему пресвитер, диакон и чтец безотлагательно по времени посвящения их в степень имеют пред прочими клириками преимущество, как скоро они произведены в церковнодолжностных служителей церкви. Ибо здесь обращается внимание на личные достоинства и образование. Однако же принцип старшинства и здесь не должен вовсе исключаться в виду того, чтобы слишком резкое нарушение его не повело к оскорблению заслуженных лиц и к смятению благоприличного порядка 187 . Покрытие расходов на содержание церковнодолжностных лиц производилось или из церковного имущества, или из доходов, поступавших в церковную пользу ради особенных торжеств (ψαλτικ), или – в качестве взносов с подчиненных (κανονικ) или ставленных пошлин (νθρονιστικ) или в качестве дани с духовных лиц (μφανιστικ) или в иной, какой-либо форме. Эти доходы разделялись или ежегодно один раз (ργαι ετσιοι) или по полугодию или помесячно (μηναα). В евхологиях относительно трех пентад правого и левого хора замечается, что из суммы определенной для всех церковных чиновников две части должны следовать первой пентаде, второй полторы, третьей одна с четвертью из суммы причитаемой на целый хор. Но поскольку пентады правого хора в епархиальных церквах редко являются в полном числе, а левого хора совсем не бывает, то указанное отношение должно почитать только как примерное. Епископский совет (ερν κριτριον) Исполняя каждый отдельно возложенный на него круг обязанностей церковной службы, лица клира, облеченные церковноправительственною властью, весте с тем по требованию епископа составляют из себя коллегиальное учреждение, помогающее своим советом епископу в важнейших делах епархии, а также разрушающее всякие недоумения и затруднения в духовой жизни всех пасомых, к нему обращающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   Если женщины могут быть рукоположены в диаконию, могут ли они быть также рукоположены во священство? Подавляющее большинство православных считает, что это невозможно. При этом прежде всего ссылаются на неизменную практику церкви в течение двух тысячелетий. Говорят, что если бы Христос желал видеть женщин священниками, Он соответствующим образом научил бы апостолов, и они бы повиновались. Рукоположение женщин во священство не имеет никаких оснований в Писании и в Предании, и у нас нет никакого права две тысячи лет спустя вносить нововведения в столь важный пункт. Некоторые православные богословы также прибегают к " символическим», или " иконическим», доводам, выдвинутым некоторыми римо-католиками: коль скоро священник при совершении евхаристии представляет Христа, а Христос был мужчиной, то и священник тоже должен быть мужчиной. Но большинство православных, противодействуя священству женщин, тем не менее находят данный аргумент неубедительным и предпочитают просто ссылаться на предание.    В православии есть, однако, небольшое, но растущее меньшинство, которое остро ощущает необходимость того, чтобы вопрос в целом был наконец глубоко и всесторонне исследован православными епископами и богословами, как он того заслуживает. Лишь очень немногие православные (если вообще таковые найдутся) готовы заявить, что они — решительные сторонники немедленного введения священства женщин. Гораздо более многочисленная группа православных находит, что выдвинутые до сих пор аргументы — как за, так и против рукоположения женщин — абсолютно неадекватны. Они полагают, что в православии ощущается настоятельная потребность до конца осмыслить основной вопрос: что такое священник? Как возможно возродить то богатое разнообразие служении, которое существовало в ранней церкви? В какой мере существующие воззрения относительно служений, подобающих мужчинам и женщинам, восходят скорее к врожденным культурным стереотипам, чем к подлинно богословским принципам? Какое значение на духовном уровне следует придавать различию полов и взаимодополнительности женщин и мужчин? Здесь заключена тайна, которую мы едва начинали исследовать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2) Исповедь, как таинство, раз навсегда очищает открытые на ней грехи; применяя же это к тому требованию от ставленнической исповеди, чтобы она была абсолютно полною, мы видим, что такое требование не оправдывается существом исповеди; очевидно, раз исповеданные и уже разрешенные грехи – не должны вновь подлежать оной и тем более не должны вновь разрешаться на исповеди, последним невольно усвояется как бы несовершенное значение исповеди во все предшествующие случаи, каковой факт стоит в противоречии с правильным учением об исповеди вообще. 3) Раз в трактуемом случае достоинство кандидата на священство определяется сакраментальным актом, внутреннее значение которого по учению Церкви равно значению крещения, то по-видимому, – все грехи разрешенные на исповеди, не должны служить препятствием к приобретению иерархической степени, подобно тому, как таким препятствием не может служить жизнь до крещения, какова бы она ни была. Юридическим последствием исповеди пред хиротониею бывает – или дозволение исповеднику принять хиротонию, или признание его в тому недостойным. Последнее бывает результатом совершенных исповедником тяжких грехов. Под такими грехами разумеются, так называемые, смертные грехи, Что в старину относилось в их циклу, об этом дает понять древне-Русское церковное правило: «[#Подоба#][##][#т испытати#][# #][#их (ставленников духовному отцу) #][##][# вещах греховных, #][##][#да в блоудьстве содомьстем были боудоуть, ли с скотиною, ли в роукоу согрешени#][##][#, или в татбе, разве аще не детьского, ли преже по#][##][#ти#][##][# жены сво#][##][##] [#растьлить девство, ли с многими летал боудет, или #][##][# сво#][##][##][# жены законны#][##][# блоуд сотворил боудеть, или в лживе послоушьстве была боудеть, или оубииство створил боудеть, волею или ноужею, или рвзовник, или челядь дроуча голодом и наготою, страдою насиль#][##][# творя, или дани бега#][##][#, или чародець. Аще кто #][##][# прежеречеиых сих вин хотя #][##][#диною #][##][#ть боудеть, тавовыи ве может быти поп, ни дь#][##][#кон, ни причетннк#]» 1168 . – Сравнительно с таким перечнем, даже сравнительно с воззрением вообще канонических правил на греховный деяния, препятствующие принятию рукоположения, в современной практике нашей церкви, находят возможным делать и некоторые уступки. По крайней мере, по вопросу, как применять строгость церковных правил, при рукоположении, к грехам юности, не допускающим до священства, – митр. Филарет нашел возможным высказаться в таком уступчивом духе: «Вопрос – не преграждает ли пути будущему прошедшее, – затруднительный... Правила большею частою, строги; но есть в одном степень снисхождению. Есть и примеры святых, хотя немногие, которые допускают снисхождение. О владыке Платоне (вероятно, бывшем митр. Московском) слыхал я, что он заведомо брал сторону снисхождения... Думаю, что по любви и смирению, отцы церкви не осудят недостойного, и своим благословением и молитвою сделают его достойным» 1169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Если же будет удостоверено, что доводы противников вески, то тогда, конечно, надлежит приступить к новым выборам» . Как отмечает епископ Никодим, это правило поддерживают и 123 и 127 новеллы императора Юстиниана, вошедшие в 8 главу I титула Номоканона в XIV титулах. Как мы видим, проблема решалась не большинством голосов, а выяснением ее причин и снятием самой проблемы — либо доказательством того, что обвинения неосновательны и кандидат достоин рукоположения, либо признанием, что доводы противников вески; в таком случае кандидат отводится, и начинаются новые выборы. Иными словами, в основу полагался принцип не большинства, а истины, не демократический, а аксиологический. На первый взгляд, Вселенские соборы следуют принципу большинства, однако с ними не все так просто. Известно, что в конце первого Вселенского собора Ария все же поддерживало десять епископов, которые отказались принять соборные решения. Однако наши свидетельства о соборе являются слишком поздними и неполными, чтобы судить о его процедуре. Стоит вспомнить историю ΙΙΙ Вселенского — Эфесского собора, когда за сторонниками святого Кирилла, казалось бы, было абсолютное большинство (150 епископов), а число членов Восточного соборища, поддержавшего Нестория, составляло всего 43 епископа, однако потребовался долгий согласительный процесс, тянувшийся до 433 г., чтобы решения собора вступили в полную силу. Таким образом, и здесь можно говорить о значении консенсуса . Еще более ярко принцип консенсуса проявился на четвертом Вселенском соборе, когда египетские епископы заявили, что для осуждения Диоскора им необходимо время для избрания предстоятеля, который и должен подписать свиток Папы Льва Римского. По этому поводу было даже принято специальное тридцатое правило: «Поелику благоговейнейшие епископы египетские отложили, в настоящее время, подписати послание святейшего архиепископа Льва, не аки бы противяся кафолической вере, но представляя существующий в египетской области обычай, ничего такового не делати без соизволения и определения своего архиепископа, и просят отсрочити им до поставления будущего епископа великого града Александрии: того ради за праведное и человеколюбное дело признали мы, оставити их в своем сане в царствующем граде, и дати им срочное время до поставления архиепископа великого града Александрии. Посему, пребывая в своем сане, или да представят поручителей, аще возможно им сие, или клятвенным обещанием да отвратят сомнение» (Ап. 34; Ант. 9).

http://pravoslavie.ru/51693.html

—313— Конечно, не трудно было понять и исправить ошибку Гегеля, состоявшую, как видим, в том, что он брал историю философии в её, так сказать, идеальном движении, – такою она должна бы быть, если бы системы представляли неуклонное движение к последовательному выяснению истины с разных сторон; – он игнорировал те реальные условия философствования, на которые потом было обращено надлежащее внимание и о которых теперь так много говорится в руководствах и исследованиях по истории философии 461 , условия, столь затрудняющие для человеческой мысли приближение к истине; не трудно было отбросить и то ошибочное убеждение Гегеля, что именно его система составляет завершительный момент исторического роста философии. Но основной взгляд Гегеля на сущность исторического процесса в смене философских учений, как процесса последовательного, связного и закономерного приближения к истине, – совершенно правилен. Только с провозглашением и установкой этого взгляда, история философии получила своё научное raison d " gtre. Только теперь она освобождалась от своего хроникального и односторонне-критического характера, какой она получила в первых научных попытках её обработки. Плодотворное применение этого взгляда самому Гегелю, – как было показано многими критиками, – удалось очень плохо: слишком уж много однообразной закономерности он требовал от философских систем и, чтобы открыть эту закономерность и сделать из последовательно сменявшихся систем ступени к абсолютной, т. е. своей собственной, философии, он сильно искажал истинный характер систем, втискивая их в свои априорные рубрики. Но открытие плодотворного принципа, во всяком случае, стоит его удачного применения, и потому заслуга Гегеля для нашей науки все равно остаётся незабвенной. Положительная и ценная сторона Гегелевского воззрения на историю философии, а равно и сознание допущенных им ошибок образуют ту почву, на которой выросло и выработалось тепе- —314— решнее ясное сознание истинных научных задач истории философии и правильное понимание её методов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Необходим процесс «окукливания»? – Это данность, с которой надо считаться. То, что сегодня семинария имеет студентов, которые участвуют в церковной, общественной, интеллектуальной жизни города и республики, – факт абсолютно нереальный, но объективно существующий. Здесь мы можем наблюдать очевидное присутствие Божие. Семинарский хор Экзамен… каникулами – Насколько я знаю, студентами ЯДС являются, в том числе, и уже рукоположенные батюшки. Хотя, честно говоря, всегда думала, что прежде, чем принять сан, нужно закончить семинарию… – По-хорошему, да. Но в условиях Якутии это сложно. Где-нибудь в «глухих» сёлах Калужской, Ярославской областей со священниками можно и подождать – паству в таких населённых пунктах окормляют батюшки из соседских приходов, которые могут приехать, совершить богослужения. А у нас в республике без пастырей даже районные центры. Причём они друг от друга не на расстоянии 50 км, как в центральной части России, здесь долететь до них – целая проблема. Присутствие священника, конечно, очень много решает, но, поскольку для того, чтобы совершать службы, нужны и пономарь, и певчие, он должен создать целую приходскую укладность. При этом батюшка терпит лишения в тяжелейших условиях. Это потом, когда приход становится хорошим, ему завидуют. А когда всё в стадии становления – не позавидуешь. Кроме того, мало назначить священника, ему ещё не один год придётся себя проявлять, заслужить доверие. Надо доказать, что ты осуществляешь жертвенное служение… При этом нет вереницы желающих поехать в глубинку, на Крайний Север, чтобы искать там Вечной жизни. Люди сейчас пытаются её найти в уютных квартирах… Поэтому вполне естественно, что на приходах появляются священники недоученные. Это объективный процесс, связанный с церковной реальностью. Но вовсе не значит, что такие батюшки – плохие или неполноценные. – Пять лет, чтобы вырастить пастыря, – это мало? Много? В самый раз? – Вообще-то, для того, чтобы сложился пастырь, пяти лет мало. Но, по крайней мере, это достаточный период для подготовки священника с точки зрения интеллектуальной составляющей, навыков.

http://pravmir.ru/rektor-yakutskoy-semin...

Конечно, этим учением о святости и возвышенности брачного состояния вовсе не заповедуется всем необходимо вступать в брак. Это решает, прежде всего, природа отдельных людей, а потом и свободная воля каждого чело­века. Об этом говорит и Св. Писание. Когда Христа спра­шивали, как Он думает о браке, Он сказал, что брак – закон природы, которым связаны все люди; а кто может жить без брачной жизни в девственном состоянии тот делает добро, потому что живет на земле, представляя себя живущим на небе, где ни женятся, ни выходят замуж 21 , но это не для всех, а только для некоторых, которым это дано и которые по своей природе и свобод­ной воле предпочитают браку состояние девственности 22 . Как видно, это учение о девственности не стоит ни в каком противоречии с брачной жизнью: как похвально и хорошо первое для тех, которые в состоянии посвятить себя этому и до конца жизни оставаться верным ему, так возвышенно и хорошо и другое, так как этим осуще­ствляется одна из целей, ради которой Бог сотворил человека. Но так как каждое высокое и чистое учение люди всегда умели извращать, то и учение о девственности некоторые люди извратили и даже в то самое время, когда Сам Христос божественным чудом возвысил славу венчания в Кане Галилейской и когда Он благословлял детей, называя их даром Божиим и наследием неба. Апостол Павел в своем первом послании к Тимофею сказал, что брак не только безгрешное дело, но что им и спасение дается; заявляя, что и священники должны быть женатыми, он замечает далее, что отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в своей совести, запрещающие вступать в брак 23 ; а потом добавляет в другом месте: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. 24 Таким образом, Св. Писание называет сатанинским то учение, которое запрещает брак; таковое учение могут проповедовать только лжецы и лицемеры, у которых со­весть, по выражению ап. Павла, сожжена. Этими лживыми духами, которые проповедовали подобное учение и принесли христианству много зла, препятствуя ши­рокому распространению чистой христианской мысли, были, прежде всего, гностики. Как на основной свой принцип, они указывали на необходимость полного освобождения от материи, так как она представляет собою, по их мнению, зло, произведенное демиургом; вследствие этого осуждали брак и требовали абсолютного воздержания и аскетизма 25 . Удовлетворение половым влечениям рассматривалось, как падение или погружение в материю, рождение детей считалось грехом, а брак безбожным делом и изобретением дьявола. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010